2021 года. - Ростов-на-Дону : Донской государственный технический университет, 2021. - С. 463464.
5. Узденова А.М. Исполнительская деятельность как здоровьесберегающий ресурс в системе образования / А.М. Узденова // Дети. Общество. Будущее : сборник научных статей по материалам III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». - Москва : КноРус, 2020. - С. 282-284.
REFERENCES
1. Bidzhiev, A.S.-M. (2016), "Some aspects of the transformation of understanding of the value of health", Problems of modern pedagogical education, No. 52-4, pp. 254-261.
2. Bostanova, S.N. and Aprelikova, N.R. (2021), "The dynamics of integration of the "image" phenomenon into socio-psychological concepts", Humanization of education, No. 4, pp. 100-109.
3. Kochkarov, A.S. (2021), "The problem of forming a healthy lifestyle and an adequate body image", Social and economic sciences in modern research: materials of the VI International scientific and practical conference, Volgograd, December 30, Absolut, Volgograd, pp. 126-130..
4. Semenova, F.O. and Shamanov, R.R. (2021), "Formation of a value attitude to health in youth", Actual problems of science and technology, materials of the All-Russian (national) scientific and practical conference, Don State Technical University, Rostov-on-Don: pp. 463-464.
5. Uzdenova, A.M. (2020), "Executive activity as a health-saving resource in the education system", Children. Society. Future. Collection of scientific articles based on the materials of the III International Congress "Mental health of a person of the XXI century", Knorus, Moscow, pp. 282-284.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.08.2022
УДК 159.9+796.07
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Александра Владимировна Фациевич-Слинченко, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-
Петербург
Аннотация
Профессиональные стандарты «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющий деятельность в области физической культуры и спорта» и «Тренер-преподаватель» содержат описание навыков и умений, только косвенно учитывая психологически важные качества (далее - ПсВК). В ходе исследования была поставлена задача выявить ПсВК по специальностям: «руководитель в сфере ФКиС» и «тренер-преподаватель». Разработаны анкеты «Психологически важные качества и умения руководителя в сфере ФКиС» и «Психологически важные качества и умения тренера-преподавателя». В экспертном опросе приняли участие 51 руководитель в сфере ФКиС и 78 тренеров. Определяющие ПсВК для руководителя в сфере ФКиС, по мнению экспертов: самоорганизация, мотивация и лидерские качества. Для тренера-преподавателя: стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект. Результаты исследования лягут в основу учебной программы формирования и развития, приведенных ПсВК для специалистов в сфере ФКиС.
Ключевые слова: психологически важные качества, руководитель в сфере физической культуры и спорта, тренер, профессиональные стандарты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p507-511
PSYCHOLOGICALLY IMPORTANT QUALITIES OF THE SPECIALIST IN THE FIELD OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS
Aleksandra Vladimirovna Facievich-Slinchenko, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Abstract
The professional standards "Head in the field of physical culture and sports" and "Coach" contain the description of skills and abilities, taking into account only indirectly psychologically important qualities. In the course of the study, the task was set to identify the psychologically important qualities in the specialties: «head in the field of physical culture and sports» and «coach». The authors developed questionnaires "Psychologically important qualities and skills of a manager in the field of physical culture and sports" and "Psychologically important qualities and skills of a coach". 51managers in the field of physical culture and sports and 78 coaches took part in the expert survey. According to the experts, the defining psychologically important qualities for a manager in the field of physical culture and sports are: self-organization, motivation and leadership qualities. For the trainer: stress resistance and emotional intelligence. The results of the study will form the basis of the curriculum for the formation and development of the above psychologically important qualities for specialists in the field of physical culture and sports.
Keywords: psychologically important qualities, head in the field of physical culture and sports, coach, professional standards, soft skills.
Физическая культура и спорт - важный фактор социализации, позволяющий достигать человеку высоких позиций в обществе. Завершение спортивной карьеры всегда связано с преодолением трудностей адаптационного периода при переходе спортсмена в другой социальный статус.
Спортсмены, завершившие спортивную карьеру, выбирая профессию, часто предпочитают остаться в сфере физической культуры и спорта (ФКиС). Преимущественно выбор падает на тренерское (40,5%) и административное (42,2%) направление деятельности [10]. Отбор и обучение по специальностям в данной сфере происходит, опираясь на профессиональные действия, умения и знания, практически не учитывая ПсВК.
Четкое понимание требований к выбранной профессии, в том числе к ПсВК, позволит молодому специалисту сделать выбор более осознанно. В современной организационной психологии встает вопрос не только «что?» должен делать специалист на рабочем месте, но и «как?» эти действия будут выполняться. Выделяют два основных вида профессиональных навыков hard skill («твердые навыки») и soft skill («мягкие/гибкие навыки»). «Твердые навыки» включают профессиональные умения и действия, узкоспециализированные знания. «Мягкие навыки» включают психологически важные качества и модели поведения, позволяющие максимально эффективно реализовать свои профессиональные обязанности [1, 2, 9].
Профессиональные стандарты 05.008 «Руководитель организации, осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» (2015) [7] и 05.012 «Тренер-преподаватель» (2021) [6] включают подробный перечень трудовых функций, детально раскрывая требования к образованию и опыту работы. Так же, каждый раздел подразделяется на «трудовые действия», «необходимые умения», «необходимые знания», что в основном является «твердыми навыками». «Мягкие навыки» включены в профессиональный стандарт только косвенно. Тема психологически и профессионально важных качеств, определяющих успешность деятельности в сфере ФКиС, рассматривалась рядом ученых: З.Н. Вяткина (1977) [3], Н.Ф. Пуханин (2008) [8], М.М. Robles (2012) [12], И.Г. Станиславская (1997) [12] и др. Однако до сих пор нет единого мнения по данному вопросу.
Нам видится, что обучающая программа с акцентом на развитие ПсВК будет иметь практическую значимость и соответствовать запросам современной психологической науки и рынка труда.
ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В рамках исследования перехода от спортивной карьеры к новой профессиональной деятельности в сфере ФКиС была поставлена задача выявить ПсВК по специальностям: «руководитель в сфере ФКиС» и «тренер-преподаватель». Для их определения разработаны анкеты: «Психологически важные качества и умения руководителя в сфере ФКиС» и «Психологически важные качества и умения тренера-преподавателя».
На основе анализа литературных источников были выявлены 6 групп ПсВК. В свою очередь ПсВК включают ряд умений и поведенческих проявлений. Поведенческие проявления (индикаторы) - наблюдаемые элементы поведения человека, указывающий на наличие у него определенных ПсВК [2]. Экспертам было предложено оценить по 10-ти балльной шкале качества руководителя в сфере ФКиС и тренера. В экспертном опросе приняли участие 51 руководитель в сфере ФКиС (24 женщины и 27 мужчин) и 78 тренеров (44 женщины и 34 мужчины).
При отборе респондентов учитывались следующие характеристики: стаж работы руководителем в сфере ФКиС от 5 лет, опыт построения спортивной карьеры, наличие поощрений Комитета по ФКиС и Министерства спорта, наличие государственных наград; результат в смотре конкурсе учреждений ФКиС г. Санкт-Петербурга.
Для тренера: стаж работы по специальности от 5 лет; наличие воспитанников, имеющих звание мастера спорта, победителей международных соревнований; количество спортсменов, переданных в училище олимпийского резерва, входящих в состав сборной команды Санкт-Петербурга или Российской Федерации по виду спорта.
В ходе анализа были выявлены общие и специальные ПсВК для обоих направлений. Общие отражают общесоциальные и общепсихологические качества, необходимые для работы в сфере «человек-человек». Специальные ПсВК для тренеров и руководителей в сфере ФКиС сфокусированы на специфике деятельности специалистов и влияют, по мнению экспертов и авторов, на эффективность и результативность работы.
Несмотря на определённое совпадение списков ПсВК для тренеров и руководителей, респонденты в качестве ключевых выделили разные группы. Определяющими для руководителя респонденты назвали качества и умения самоорганизации (9,4±0,1), а также отметили высокую значимость мотивации (8,8±0,1) и лидерских качеств (8,6±0,2). «Самоорганизация» доминирует и в показателях по поведенческим проявлениям. По мнению руководителей в сфере ФКиС, минимальное влияние на результативность работы оказывают ПсВК связанные с проявлением эмпатии: «принимает точку зрения других людей» (7,1±0,2), «соблюдает баланс работы и личной жизни» (7,3±0,2).
Анализируя результаты опроса экспертов-руководителей в сфере ФКиС, можно выделить ПсВК и поведенческие проявления, оказывающие влияние на результативность работы: навыки постановки задач и целеполагание (9,3±0,1), расстановка приоритетов (9,2±0,1), навыки управления временем (9,1±0,1), стремление к постоянному повышению уровня знаний, способность вдохновить (по 9,0±0,2), коммуникабельность, уверенность (по 8,9±0,2), проактивность (8,8±0,1),
Для тренера ключевыми ПсВК были обозначены стрессоустойчивость (9,4±0,1) и эмоциональный интеллект (9,3±0,1).
Доминирующими поведенческими проявлениями, по мнению экспертов-тренеров, являются следующие: в сложных ситуациях учитывает, как возможности, так и риски; сталкиваясь с трудностями, настойчиво достигает поставленные цели (по 9,0±0,1); управление эмоциями - способность укрощать, пробуждать и направлять свои эмоции и эмоции других людей для достижения поставленных целей (8,9±0,1).
Многие тренеры отметили такое проявление креативности, как способность мыслить нешаблонно, продуцировать как можно больше идей (9,2±0,1). При этом, в целом, креативность получила невысокие баллы (6,9±0,2).
Наименее значимыми для деятельности тренера являются: умение понимать точку зрения других людей; умение подключаться к чувствам другого человека и воспринимать их как свои собственные (по 6,3±0,1); стремление к участию в творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта (6,8±0,1); применение навыков организации самостоятельной творческой деятельности, выбор наиболее успешной стратегии поведения и тех или иных приемов мыслительной деятельности в решении поставленной творческой задачи, нацеленность на результат (6,9±0,1).
Нужно отметить, что все предложенные ПсВК были оценены выше среднего (для руководителя выше 7, для тренера выше 6 баллов), что говорит о пересечении теоретических данных по вопросу и опыта практиков.
Выделение приоритетных ПВК и их поведенческих проявлений задает более четкое направление в формирования и развития ПсВК в образовательном процессе. Анализ данных ПсВК и их проявлений позволит разработать прозрачную и понятную схему отбора и оценки специалистов отрасли ФКиС. Нужно отметить, что если в рейтинге руководителя высокие показатели получили 7 поведенческих проявлений, то для тренера существенно высокие показатели были только для 4 проявлений.
Определение способов формирования и развития приведенных ПсВК и поведенческих проявлений является перспективным направлением научных изысканий.
ВЫВОДЫ
1. Профессиональные стандарты «Руководитель с области ФКиС» и «Тренер» включают подробный перечень трудовых функций, однако, ПсВК раскрыты только косвенно для данных специальностей.
2. Определяющими ПсВК для руководителя в сфере ФКиС являются самоорганизация, мотивация и лидерские качества, проявляющиеся в постановке задач; стремлении к повышению квалификации; коммуникабельности; расстановке приоритетов; уверенности; способности вдохновить и проактивности (по мнению экспертов n=51).
3. Ключевые ПсВК для тренера - это стрессоустойчивость и эмоциональный интеллект, проявляющиеся в способности мыслить нешаблонно, продуцировать как можно больше идей; в сложных ситуациях учитывать, как возможности, так и риски; сталкиваясь с трудностями, настойчиво достигать поставленные цели; управлении эмоциями (по мнению экспертов n=78).
В современных российских реалиях спортсмену, завершающему карьеру, требуется помощь в адаптации, прежде всего, в выборе новой профессии. Понимание значимости не только узкоспециализированных знаний, но также ПсВК выбранной специальности может позволить спортсмену сделать осознанный выбор будущей профессии. Разработка программы развития выявленных ПсВК и обоснование ее эффективности входит в план работы исследовательской группы и является приоритетным направлением работы.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Базаров Т.Ю Коллективное определение понятия «компетенции»: попытка извлечения смысловых тенденций из размытого экспертного знания / Т.Ю. Базаров, А.К. Ерофеев, А.Г. Шмелев // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. - 2014. - № 1. С. 87-102.
2. Вудраф Ч. Центры развития и оценки: определение и оценка компетенций / Ч. Вудраф. - Москва : Hippo, 2005. - 374 c.
3. Вяткина З.Н. Индивидуальный стиль деятельности учителя физического воспитания на уроке и его формирование у студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Вяткина Зинаида Николаевна. -Ленинград, 1977. - 19 с.
4. Серова Л.К. Психология личности спортивного тренера: монография / Л.К. Серова, Р.Н. Терехина. - Москва : Спорт, 2019. - 128 с.
5. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н.Г. Озолин. - Москва : Аст-рель : ACT, 2002. - 863 с.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Тренер-преподаватель» : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.12.2020 № 952н // Консуль-тантПлюс: [сайт]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_375230/ (дата обращения: 25/05/2022).
7. Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта» : Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.10.2015 № 798н //