УДК 561.1 ББК 342.5
РАЗВИТИЕ ПРОЦЕДУРЫ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ РОССИИ
Н.И.Овчарова
Сургутский государственный университет, 628400, ХМАО-Югра, г.Сургут, ул.Ленина, 1
Высокий динамизм экономических процессов конца ХХ - начала XXI веков обусловил необходимость систематических структурных изменений как на макро-, так и на микроуровнях экономической системы страны. В современной деятельности предприятий России неотъемлемой практикой становится реструктуризация - изменение структуры хозяйственной системы, а также элементов, ее формирующих, под влиянием факторов внешней и внутренней среды. В современных условиях особенно актуальным является вопрос применения соответствующего экономического инструментария в механизме реструктуризации бизнес-процессов, в особенности предприятий услуг и торговли как наиболее динамично изменяющегося сектора экономики.
История развития экономического инструментария изучает процессы возникновения, становления и эволюции категорий, понятий, дефиниций, а также развития и смены экономических парадигм и используемого в хозяйственной жизни инструментария в виде концепций, идей, воззрений, методов.
Современное развитие экономической мысли предполагает использование богатого опыта отечественной и зарубежной теории и практики применения экономического инструментария в механизме реструктуризации бизнес-процессов, а также адаптацию их к тенденциям российской экономики. Концепция экономического пространства России затрагивает использование в хозяйственных процессах категории времени, человеческого поведения, результативности управленческой деятельности, транснационализации экономики и ряда других направлений. Таким образом, происходит постоянный процесс развития механизма реструктуризации бизнес-процессов и его экономического инструментария, позволяющий учитывать новый, неординарный взгляд на теорию регулирования допустимого или приемлемого для данного исторического этапа времени сочетания негативной, нормативной и позитивной экономической жизни во всех проявлениях. Рыночные условия хозяйствования, формирование товарных и финансовых рынков, усиление конкуренции на предприятиях России предъявляют жесткие требования к управлению бизнесом. Успех развития любого предприятия зависит от его быстрой и своевременной адаптации к новым условиям хозяйственной и финансовой деятельности. Естественным фактором выживания становится предотвращение банкротства, финансовое оздоровление предприятия, которое достигается путем
реструктуризации бизнес-процессов. Анализ динамики данных процессов на предприятиях позволил сделать вывод о том, что эти процессы должны осуществляться определенными методами и с помощью средств, направленных на достижение устойчивого функционирования и развития, и, прежде всего, осуществления государственной стратегической цели реформирования предприятий сферы услуг.
Анализ публикаций позволяет сделать вывод о том, что в условиях современной трансформации российской экономики, обостряющейся конкуренции на внутреннем и внешнем рынках все более актуальной становится разработка стратегии реструктуризации бизнес-процессов предприятий сферы торговли и услуг. Разработка стратегии необходима для преодоления статичности в развитии, повышения экономической эффективности, вывода российских предприятий на международный рынок с учетом новых рыночных отношений в России и за рубежом.
Стратегический подход в системе государственного управления реструктуризацией бизнес-процессов предприятий сферы торговли и услуг России предполагает поэтапное движение к цели их развития с учетом следующих ориентиров:
- обеспечение стабильности экономических и социальных параметров функционирования и развития системы управления в России;
- формирование системы финансовой ответственности за выбранные приоритеты и инструменты реструктуризации бизнес-процессов;
- превращение предприятий в центры формирования
дополнительных доходов государственного бюджета;
- оптимизация социальной инфраструктуры России;
- развитие сети средних и мелких предприятий.
В данном случае система приоритетов выбора инструментария реструктуризации бизнес-процессов включает: полное и надежное
обеспечение населения и промышленных предприятий продукцией и услугами по доступным и вместе с тем стимулирующим ценам; повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала предприятий для обеспечения социально-экономического развития страны. Стратегическое реформирование предприятий предусматривает также формирование и функционирование специального механизма реализации указанной выше стратегии, который необходим для установления параметров, алгоритмов и процедур осуществляемой трансформации и последовательного комплексного использования элементов стратегии, для их подчиненности взаимодействию и корреляции друг с другом. В число приоритетов набора инструментов стратегической реструктуризации должно быть также включено и создание условий для повышения инвестиционной привлекательности предприятий России и приоритетное использование собственных финансовых ресурсов.
Кроме того, процесс реструктуризации бизнес-процессов предприятий сферы торговли и услуг России необходимо рассматривать и как процесс
выхода из кризисного состояния предприятия или процесс перехода на более высшую ступень экономического развития.
Исходя из указанных выше ориентиров и приоритетов выбора инструментария реструктуризации бизнес-процессов, активного или
пассивного вариантов ее осуществления, предприятия были разделены нами на четыре основные группы:
1. Имеющие тенденцию к увеличению или стабильному показателю прибыли;
2. Испытывающие временное кризисное состояние и способные выйти из этого кризиса самостоятельно;
3. Неспособные самостоятельно выйти из кризиса, но представляющие интерес для государственных структур в качестве необходимого элемента государственной социальной инфраструктуры;
4. Не имеющие новых экономических перспектив, обеспечивающих им выход на новые этапы развития.
К характеристикам пассивного выживания были отнесены: сокращение затрат путем изменения объема производства, технологического уровня производства; сокращение занятости и заработной платы; использование государственных субсидий и дотаций; неплатежи по всем видам кредиторов. Реструктуризация бизнес-процессов для активного выживания предполагает: поиск новых рыночных позиций и новых подходов к позиционированию; изменение наименований, качества, количества выпускаемой продукции; снижение прямых расходов путем совершенствования технологии производства и увеличения инновационной составляющей; закрытие неприбыльных производств, перевод их на аутсорсинг; увеличение обеспеченности собственными рентабельными активами; совершенствование организационных структур управления.
Активное изменение не только количественных, но и качественных параметров в результате реструктуризации бизнес-процессов должно характеризоваться:
- устойчивым ростом производства, выпуска и реализации услуг, продукции
предприятия;
- изменением деятельности, сменой профиля деятельности предприятия,
усиливающими его позиции на рынке;
- совершенствованием структуры внутреннего управления и партнерства с
другими предприятиями России.
По нашему мнению, предприятие сферы торговли и услуг в современной экономике России должно постоянно находиться в состоянии эволюции - от дефицитной экономики к эффективной (рыночной) вследствие следующих мероприятий:
1. Уменьшения производства текущей услуги, продукции;
2. Вынужденной замены производственных ресурсов;
3. Вынужденного изменения структуры производства услуги.
В связи с этим можно выделить два этапа реструктуризации бизнес-процессов российских предприятий:
- первый этап, осуществляемый в условиях дефицитной экономики (в период экономических реформ);
- второй этап, осуществляемый в условиях стабильно развивающейся экономики.
В условиях переходной (дефицитной) экономики основными инструментами по нашему мнению являются:
а) приватизация: без приватизации невозможно развивать производство в рыночной экономике;
б) инструменты денежной политики государства;
в) нормативные и законодательные акты.
В условиях стабильно развивающейся экономики целью предприятия становится увеличение стоимости бизнеса. Исходя из этого, на наш взгляд, можно выделить следующие факторы, влияющие на процессы реструктуризации бизнес-процессов (табл.1):
- внутренние;
- внешние факторы развития бизнеса, основанные на купле/продаже активов подразделений, слияниях и поглощениях, а также видах деятельности по сохранению корпоративного контроля.
Таблица 1
Факторы, влияющие на процессы реструктуризации бизнес-процессов предприятий
сферы торговли и услуг
В условиях переходной экономики В условиях стабильно развивающейся экономики
Внешние Внутренние Внешние Внутренние
¡.Приватизация 2.Денежная политика государства 3.Несовершенный рынок сбыта в условиях ограничения спроса 4.Большая подвижность в сфере законодательства и экономической политики ¡.Стремление выжить 2.Повышение эффективности деятельности ¡.Возникновение крупных рынков с жесткими условиями конкуренции 2.Повышение стоимости акционерного капитала ¡.Структурные недостатки средних и малых предприятий 2.Преодоление барьеров для вхождения в зарубежный рынок З.Отставание в развитии прогрессивных технологий 4.Налоговые преимущества
Многие предприятия, активно используя стратегии внутреннего роста при реструктуризации бизнес-процессов и для реализации намеченных планов, а также сохранения предприятия, стремятся привлечь факторы внешнего роста. Данное направление получило название «стратегическое реформирование». Стратегическое реформирование, предусмотренное законодательством РФ, включает:
1. Расширение (слияние, присоединение);
2. Сокращение (разделение, выделение);
3. Преобразование акционерного капитала.
Понятие «реформирование» появилось относительно недавно, хотя и ранее основные инструменты реформирования, реорганизации как отдельных предприятий, так и целых отраслей народного хозяйства постоянно использовались. Основное различие процессов реформирования предприятий и отраслей в предыдущие годы и в нынешних условиях развития экономики России заключается в следующем:
¡.Ранее все процессы реформирования могли быть инициированы в основном органами государственного управления. Сегодня реформирование рассматривается как одно из направлений деятельности практически любого предприятия, а также как эффективный экономический инструмент повышения ее конкурентоспособности, прибыльности, устойчивости;
2.Реформирование предполагает системный характер оптимизации функционирования предприятия, включающий комплекс мероприятий, процессов, методов, начиная с комплексной диагностики до и после изменения формы организации бизнеса;
3.Реформирование осуществляется при наличии объективных предпосылок и не является частью «повседневного» делового цикла предприятий.
Согласно теории Г.Б. Юна [¡], реструктурирование предприятия - это любое изменение в производственной, организационной структурах, структуре капитала, которые не являются частью повседневного делового цикла предприятия. Реинжиниринг, по нашему мнению, является частью процесса изменения формы и способов ведения бизнеса, в том числе и постоянного мониторинга финансового состояния. Цель финансового оздоровления, как правило, становится основной для процесса реинжиниринга несостоятельного предприятия или предприятия, имеющего первые признаки финансовых проблем.
Цель увеличения стоимости бизнеса обычно ставится в процессе реинжиниринга благополучного предприятия для повышения его эффективности или усиления позиций на рынке. Реинжиниринг, с целью изменения структуры контроля, может осуществляться как на несостоятельных предприятиях, так и на благополучных. В процессе достижения целей реинжиниринга оказывается определенное воздействие на предприятие и его внешнюю среду.
Изменения в самом предприятии, для достижения его стратегических целей, могут происходить в следующих составляющих:
- структуре производства продукции предприятия;
- организационной структуре управления предприятием;
- форме собственности с распределением функции контроля над
предприятием;
- существующей и предполагаемой структуре активов и пассивов
предприятия.
По нашему мнению, процессы реструктуризации предприятия, можно классифицировать по следующим признакам (рис. ¡).
1.По отношению к предприятию процессы изменения можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относятся процессы, связанные с изменением производственной структуры, организационной структуры, структуры собственности, активов и пассивов. К внешним относятся процессы, связанные с изменением юридического статуса предприятия, т.е. его реорганизация и изменение его связей с другими юридическими лицами.
2.По отдельным сферам процессы изменения можно подразделить на производственные, организационно-управленческие, правовые и имущественные.
Производственные процессы изменения затрагивают изменения в производственной структуре предприятия, происходящие на основе реформирования производственно-технических процессов и операций.
Организационно-управленческие процессы осуществляются в сферах организации и управления предприятием.
По направлениям и способам проведения реструктурирования предприятия: изменение масштаба, корпоративный контроль, изменение внутренней структуры функционирования
Рис.!. Классификационные признаки процесса реструктуризации предприятия
По отношению г предприятию: внутренние и внеш
По отношению жизненному цик предприятия
По отношению к финансовоэкономическому состоянию предприятия
По срокам воздействия на \результаты деятельности предприятия: долгосрочные и краткосрочные
По отдельным сферам: производственные, организационно-управленческие, правовые, имущественные
Правовые процессы касаются структуры уставного капитала, перераспределения и юридического закрепления прав контроля над предприятием. Имущественные процессы затрагивают изменения в структуре активов и пассивов предприятия.
З.По срокам воздействия на результаты деятельности предприятий процессы изменения можно подразделить на долгосрочные и краткосрочные.
Долгосрочные процессы касаются, в основном, структурных изменений в производственной и организационно-управленческой сферах. Краткосрочные процессы касаются финансовой сферы и нацелены на улучшение деятельности предприятия в короткие сроки.
4.По направлениям и способам проведения можно выделить несколько четко различающихся, но взаимосвязанных направлений реструктурирования:
- изменение масштаба предприятия: расширение (слияние, поглощение, присоединение, консолидация, приобретение) и сокращение (выделение, разделение, продажа имущества, сокращение собственного капитала, ликвидация);
- влияние на собственность и корпоративный контроль: изменение организационно-правовой формы (преобразование, приватизация, продажа предприятия в целом, банкротство), реструктуризация уставного капитала (эмиссия, продажа, выкуп, конвертация акций, предотвращение захватов);
- изменение внутренней структуры функционирования предприятия: реструктуризация организационной структуры управления (перераспределение полномочий, изменение перечня функций и задач управленческих служб и т.п.), реструктуризация производственной структуры.
5. По отношению к финансово-экономическому состоянию хозяйствующего субъекта можно выделить реструктуризацию путем проведения реинжиниринга бизнес-процессов нормально функционирующих предприятий, - реструктуризацию, направленную на реализацию стратегических планов, связанных с сохранением действующего предприятия (увеличение рыночной стоимости предприятия, сохранение и приумножение собственности и др.), и реструктурирование «больных» предприятий,
сконцентрированное на решениях и стратегиях, направленных на реорганизацию неплатежеспособных предприятий с целью возвращения их в «здоровое» состояние.
6. По отношению к жизненному циклу предприятия - эволюционные и революционные. Эволюционные изменения связаны с внутренней перестройкой механизма функционирования предприятия: ликвидируются неэффективные подразделения, меняется структура финансовых потоков, изменяется структура управления.
Наиболее широко используемыми механизмами проведения реинжиниринга являются:
- ликвидация нерентабельных производств;
- освобождение предприятия от содержания объектов социальной и непроизводственной сфер;
- дробление имущественного комплекса на отдельные предприятия, создание дочерних и зависимых обществ;
- продажа, сдача в аренду, передача в залог и списание неиспользуемых активов, оборудования;
- снижение запасов на складах, продажа, сдача в аренду неиспользуемых помещений;
- ужесточение контроля над возвратом дебиторской задолженности;
- продажа, залог, передача в доверительное управление финансовых вложений и т.д.
Таким образом, реструктуризация бизнес-процессов является одним из эффективных инструментов развития успешного бизнеса предприятия сферы торговли и сервиса в России и за рубежом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Anslinger P, Carey D. Equity Carve-outs: A New Spin on the Corporate Structure., McKinsey Quqrterly, Number 1, 1997, pp. 165-172.
2. Клементс С., Доннелан М. Аутсорсинг бизнес-процессов. М.:Вершина, 2006.С.416.
3. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 1997.