Научная статья на тему 'Реструктуризация промышленного предприятия'

Реструктуризация промышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
667
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и техника
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поддерегина Л. И.

Излагаются основные положения проведения текущей и стратегической реструктуризации отечественных предприятий с использованием опыта стран с развитой рыночной экономикой, которые способствуют повышению эффективности внутрипроизводственных отношений на отечественных промышленных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реструктуризация промышленного предприятия»

УДК 658.16

РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Канд. экон. наук ПОДДЕРЕГИНА Л. И.

Белорусский национальный технический университет

Переход от планово-распределительной экономики к рыночной требует инновационного подхода к построению внутрипроизводственных отношений субъектов хозяйствования различных форм собственности, их реструктуризации на базе современных информационных технологий. Изменения в структуре потребностей общества поставили их в новые условия функционирования.

По утверждению Е. Г. Ойхмана и В. М. Попова, предприятия столкнулись с коренными изменениями, связанными с потребителями и конкуренцией [1]. По мнению М. Хаммера и Дж. Чампа, «...если компания не в состоянии находиться на уровне с мировыми лидерами в области производства своей продукции, то в будущем для нее вообще не будет места в бизнесе» [2].

Реструктуризация отечественных предприятий обусловлена требованиями рыночной системы хозяйствования и связана со следующими обстоятельствами: старением (физическим и моральным) основных производственных фондов; высоким уровнем ресурсоемкости и недостаточно высоким качеством выпускаемой продукции, негативно влияющим на ее конкурентоспособность; обновлением номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции; импортозаме-щением; повышением эффективности организации и управления производством; инновационной политикой, связанной с совершенствованием их организационно-технического уровня, и др.

Теоретические и практические аспекты реструктуризации промышленных предприятий в условиях трансформации экономики, способствующие становлению рыночных отношений, нашли отражение в трудах ученых-экономистов: Л. И. Абалкина, М. Д. Аистовой, К. Друри, В. А. Ириковой, П. Г. Никитенко, С. А. Пелиха, И. И. Мазура, В. М. Попова, Е. Ф. Прокушева, Е. Г. Ойхмана, Б. А. Райзберга, М. Робсо-

на, О. С. Сухаревой, Ф. Уллаха, М. Хаммера, А. К. Тутунджяна, Д. Чампа, T. Davenporta, J. E. Short, M. A. Murray, H. R. Priesmeyera, L. F. Sharрa, R. Jemse^, G. Jemsera и др.

Некоторые ученые считают, что к мероприятиям по реструктуризации промышленных предприятий в Республике Беларусь в настоящее время относятся: определение главного направления производственно-хозяйственной деятельности предприятий, их правомочность; ликвидация структурных подразделений, не создающих добавленную стоимость, выход подразделений из состава предприятий; создание дочерних подразделений; внедрение инновационных технологических процессов; освоение новых видов продукции; создание центров прибыли; формирование персонала и ответственных исполнителей для каждого структурного подразделения; продажа или сдача в аренду основных производственных фондов, их коммерческое использование и др.

Реструктуризация промышленных предприятий зависит от влияния на них макро- и микроэкономических факторов. К макроэкономическим факторам относятся: политические, экономические, юридические, социальные и др. Микроэкономические факторы действуют на уровне предприятия и связаны: с управлением и организацией его производственно-хозяйственной деятельностью; инновационными технологическими процессами; его политикой в сфере маркетинговых исследований (ассортиментной, ценовой, коммуникационной, сбытовой и др.), инвестициями, работой с персоналом и др.).

В настоящее время ученые-экономисты под реструктуризацией понимают структурную (юридическую), организационную, управленческую и финансовую адаптацию предприятия к условиям рыночной экономики. Выделяют текущее (краткосрочное) и стратегическое (долгосрочное) реструктурирование. Текущее реструктурирование обеспечивает предприятию выживае-

мость в краткосрочной перспективе. Его основу составляет структурная (юридическая) и финансовая реструктуризация, которая связана с бюджетными ограничениями, ликвидацией долговых обязательств, реорганизацией собственного капитала, юридическим статусом на основе «акционирования» и избавления от своих неэффективных структурных подразделений (не создающих добавленную стоимость). Стратегическое реструктурирование (долгосрочное) связано с принятием перспективных целевых программ, касающихся всех сфер деятельности предприятия [3].

Реструктуризация отечественных предприятий тесно связана с: повышением относительной самостоятельности структурных подразделений предприятия; формированием внутрипроизводственных отношений на договорных началах; планированием технико-экономических показателей подразделениям и индивидуальному работнику, характеризующим конечные результаты их производственно-хозяйственной деятельности; использованием систем: предъявления внутрипроизводственных претензий; коммерческих расчетов между структурными подразделениями при купле-продаже продукции с применением трансфертных цен, в основе построения которых лежат общественно необходимые затраты труда; формированием и распределением стоимости реализованной продукции на уровне структурных подразделений предприятия; стимулированием труда, включающим в себя: формирование и распределение прибыли для каждого структурного подразделения; определение показателей трудового вклада; классификационную характеристику стимулов на основе зарубежного опыта; совершенствование организационной структуры предприятия и структуры управления его подразделениями; а также с нововведениями, используемыми в странах с развитой рыночной экономикой: бюджетным методом руководства; с развитием систем: инжиниринга, реинжиниринга бизнес-процессов; контроллингом, логистикой, тотальным управлением качеством (total quality management - TQM), системой «точно в срок» (just-in-time - JIT); реализацией концепции «подвижного» и «виртуального» производств с использованием GALS-технологии

(Computer Acquisition and Lifecycle Support - «Непрерывная информационная поддержка жизненного цикла продукции»); гибкими производственными системами; единым информационным пространством (ЕИП) и др. Указанные инновации тесно связаны. Рассмотрим содержание нововведений, используемых в странах с развитой рыночной экономикой.

По утверждению Обер-Крие, бюджетный метод руководства - это один из методов изучения предприятия и управления им. Однако среди ученых-экономистов и практиков нет единства в понимании сущности этого метода. Одни представляют его себе как инструмент финансового управления, другие - как метод, связанный с отчетностью (общая бухгалтерия, аналитическая бухгалтерия, предвидение и бюджетный контроль), третьи - техническим методом, использующим отчетность, но служащим для осуществления общей политики предприятия

[4].

По мнению Е. С. Стояновой, «процесс бюджетирования является составной частью финансового планирования, т. е. процессом определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов. Он обеспечивает взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувязки показателей развития предприятия и его финансовыми ресурсами. Бюджет - это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для заданных планом целей». Это скоординированный план его работы в целом, объединяющий оперативный и финансовый бюджеты и характеризующий информационный поток для принятия и контроля в области финансового планирования. Оперативный бюджет характеризует доходы и расходы по операциям, планируемым на текущий период времени для каждого структурного подразделения или отдельной функции предприятия. Он включает в себя следующие бюджеты: продаж, производства, закупки и использования всех видов материальных ресурсов, трудовых ресурсов, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, коммерческих расходов, полной себестоимости, о прибылях и убытках. В финансовом бюджете отражаются объем

и структура предполагаемых источников и планируемое направление их использования, он включает в себя следующие бюджеты: капитальных вложений, движение денежных средств, бюджетный баланс [5].

По определению [4], бюджетный метод руководства предполагает: совокупность координированных предвидений, дающих, в частности, возможность заранее предвидеть условия, при которых будет осуществляться деятельность предприятия, и иметь предварительное представление на будущее об основных статьях, входящих в счет прибылей и убытков; систематическое сопоставление в установленные периоды (обычно ежемесячно) результатов, фактически достигнутых в различных областях управления на предприятии, с запланированными; быстрое сообщение о соответствующем положении не только руководству, но и исполнителям, непосредственно отвечающим за тот или иной участок работы, спускаясь при этом до относительно низких ступеней управления. То есть бюджет имеет две основные характеристики: обоснованные и координированные предвидения.

Согласно [5] к функциям бюджетирования относятся: планирование, коммуникация и координация, ориентация, контроль, повышение профессионального уровня менеджеров.

Большинство предприятий, применяющих бюджетный метод руководства, делают это исходя из совершенно конкретных целей, и главное преимущество, которое их ожидает от использования рассматриваемого метода, оказывается абсолютно различным для каждого из них.

Существует мнение [5], что бюджет предприятия не имеет структуры, определяемой нормативами или стандартами на уровне государственных органов.

Бюджетный метод руководства может быть частичным, т. е. применяться только к какой-то одной части деятельности предприятия. Например, бюджетный метод руководства: производством, издержками, запасами и др. При неполном применении бюджетного метода руководства могут отсутствовать или предвидение, или четкая формулировка целей, или корректирующие мероприятия. Неопределенность предвидений может относиться к ценам на природное сырье, затратам, связанным с

производством и реализацией продукции, отпускным ценам, уровню развития производ-ственно-хо-

зяйственной деятельности (масштабу производства, объему выполненных работ и др.), конкурентам и т. д.

В случае двух различных уровней деятельности на предприятии целесообразно разрабатывать «альтернативные бюджеты». На предприятиях могут разрабатываться «гибкие бюджеты», которые касаются только его определенных структур и не распространяться на все предприятие. Изучение результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия может производиться только по бюджетам, наиболее чувствительным к изменениям [4].

Применение бюджетного метода руководства в полном объеме предполагает: изучение возможностей деятельности предприятия в зависимости от внутренних и внешних факторов; определение целей предприятия; координацию работы предприятия на основе измерения результатов его деятельности по выполнению намеченных целей.

Согласно [6] инжиниринг - это технические услуги, необходимые для развития инновационной деятельности предприятия: подготовка технико-экономических обоснований и проектов; консультации; строительный и инвесторский надзор и др. Существуют следующие разновидности инжиниринга: консультативный (consulting engineering) - связан в основном с интеллектуальными услугами в целях проектирования объектов, разработки планов строительства и контроля за проведением работ; технологический (process engineering) - состоит в предоставлении заказчику технологии или технологий, необходимых для строительства промышленного объекта и его эксплуатации (договоры на передачу производственного опыта и знаний) и др.; строительный, или общий (constructing engineering), - это поставки оборудования, техники и (или) монтаж установок, включая при необходимости инженерные работы; финансовый - самая молодая и пока не достаточно изученная область, изменяющая главным образом качество производства и предложения финансовых услуг. Его суть состоит в создании новых финансовых

продуктов и услуг, которые используются при распределении ресурсов, определении: рисков, ликвидности, доходов и получении информации в соответствии с финансовыми потребностями клиентов и изменениями в макро- и микроэкономической ситуации.

По утверждению [2], инжиниринг бизнеса включает в себя реинжиниринг бизнес-процессов и усовершенствование бизнеса. М. Хаммер и Дж. Чампа определяют реинжиниринг как «фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений в решающих, современных показателях деятельности компании, таких как: стоимость, качество, сервис и темпы». Мероприятие по реинжинирингу понимается как прогрессивное улучшение, являющееся новым для определенной производственной (организационной) системы. Реинжиниринг игнорирует то, что есть, он нацелен на то, что должно быть.

Е. Г. Ойхман и В. М. Попов под реинжинирингом понимают «кардинальное улучшение основных показателей деятельности предприятия путем моделирования, анализа и перепроектирования существующих бизнес-процессов» [1].

Э. А. Уткин считает, что «.реинжиниринг -это перестройка (перепроектирование) деловых процессов для достижения радикального, скачкообразного улучшения деятельности фирмы» [7].

По утверждению В. А. Ирикова, «реижини-ринг - это радикальное перепроектирование бизнес-процессов предприятий и организаций для получения существенных эффектов в снижении стоимости, повышении качества и роста объемов продаж продукции и оказываемых услуг» [8].

Реинжиниринг - это система, которая объединяет в единое целое все процессы, происходящие на предприятии, для достижения поставленной цели с использованием информационных технологий. Его применение связано с уменьшением затрат на протяжении всего производственного цикла изготовления продукции, увеличением дохода предприятия, созданием эффективной системы управления им.

Э. А. Уткин считает, что в функции реинжиниринга должны быть включены объединение информационных ресурсов структурных подразделений компании и создание интег-

рированной корпоративной информационной системы управления, функционирующей в реальном масштабе времени, базирующейся на объективных данных о финансовых и материальных потоках по всем сферам ее производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, обеспечивающей общее снижение затрат и имеющей возможность гибкого реагирования на изменение рыночной ситуации [7].

Один из основателей современной теории систем и организаций, предвосхитивший многие особенности предприятий нового типа, - русский ученый А. Богданов, работы которого содержат необходимые теоретические предпосылки реинжиниринга [9].

По мнению ученых-экономистов М. Робсона и Ф. Уллаха, «реижиниринг - это создание совершенно новых и более эффективных бизнес-процессов без учета того, что было раньше». При этом бизнес-процесс - это поток работы, переходящий от одного человека к другому, а для производственных (технологических) процессов - от одного структурного подразделения к другому [10].

Существует множество определений бизнес-процессов. По утверждению М. Хаммера, «.это - совокупность различных видов деятельности, в рамках которой "на входе" используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности "на выходе" создается продукт, представляющий ценность для потребителя» [2]. По утверждению В. М. Попова, «это - логические серии взаимозависимых действий, которые используют ресурсы предприятия для создания или получения в обозримом или измеримо предсказуемом будущем полезного для заказчика выхода, такого как продукт или услуга» [11]. Существует мнение, что бизнес-процесс не является действием, реализуемым реально в текущий момент времени, - это всего лишь представление таких действий. По определению T. H. Davenport, J. E. Short, «.бизнес-процесс это - набор логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенного выхода бизнес-деятельности» [12]. По утверждению W. E. Deming, бизнес-процесс - это «любые виды деятельности в работе организации» [13]. Также бизнес-процесс - это «систематизированное последовательное исполнение функци-

ональных операций, которые приносят специфический результат» [14].

Бизнес-процессы пронизывают производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия и ориентированы на удовлетворение потребностей рынка. На предприятии выделяют следующие виды бизнес-процессов: основные, вспомогательные, обслуживающие, управления.

Известны работы ученых-экономистов Р. З. Ак-бердина и С. А. Пелиха в области теории бизнес-процессов [3]. По их мнению, в настоящее время существуют в основном следующие подходы к реинжинирингу бизнес-процессов: революционный, эволюционный, эволюционно-революционный. При революционном подходе происходит быстрая и болезненная перестройка старого экономического механизма предприятия (структуры управления предприятием, внутрипроизводственных отношений, ведение бизнеса и др.). Эволюционный подход способствует проведению реинжиниринга бизнес-процессов, способствующих их постепенному улучшению качества. Эволюционно-револю-ционный подход способствует поддержанию равновесия между постоянством и новацион-ными предложениями.

В качестве инструментария проведения реинжиниринга бизнес-процессов должны иметь место логистика и контроллинг.

В настоящее время общепринятого определения термина «логистика» в мире нет. Так, определение этого понятия содержится в терминологическом словаре: «Логистика (logistiсs) -наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доставки сырья и материалов до производственного предприятия, внутрипроизводственной переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации», или это - управление потоками всех взаимосвязанных видов ресурсов как единым целым. Например, концепция логистики при организации основного и вспомогательного производств включает: ликвидацию избыточных запасов материальных ресурсов; минимизацию времени на: выполне-

ние перевозочного процесса, обеспечение технической готовности транспорта, простой технически исправного транспорта; устранение нерациональных маршрутов перевозок грузов.

По утверждению [3], логистический подход обеспечивает системность и целостность, оптимизацию суммарных издержек, единство проектирования и реализации проектов, т. е. логистика позволяет рассматривать систему обращения, учитывая ее сложность и многообразие на основе системного подхода, который включает в себя: «снабжение - производство - хранение -распределение - транспорт - спрос - потребление». Это способствует тому, что материально-техническое обеспечение и транспортировка становятся неотъемлемыми элементами производственного процесса, что существенно меняет критерии оценки эффективности в вышеуказанной системе. Логистика помогает работать без складов, т. е. реализовать концепцию производства с нулевым запасом.

По утверждению К. Друри, к группе процессуально ориентированных стратегий и методов управления относятся методики «точно в срок» и тотального управления качеством. JIT - это философия управления, целью которой является устранение видов деятельности, не добавляющих стоимости. Общее время выполнения заказа, связанное с производством и продажей продукта, включает время: его непосредственного изготовления, проверки, перемещения, ожидания и хранения. Из этих составляющих только время изготовления непосредственно добавляет ценность, полезность и стоимость к продукту Конечная цель JIT - трансформировать исходные материалы в готовые продукты в течение времени, равного по продолжительности времени изготовления, т. е. исключить все виды деятельности, не добавляющие ценности [16].

Инструментом эффективного реинжиниринга является также контроллинг. Если реинжиниринг решает стратегические задачи управления предприятием, то контроллинг - оперативные и стратегические. То есть контроллинг дополняет реинжиниринг в части оперативного контроля за текущим состоянием дел на предприятии, но при этом определяет его стратегию. По утверждению автора [17], «одна из основных задач контроллинга - информационная поддержка управления; решить ее можно только

при условии четкого и слаженного функционирования системы информационных потоков на предприятии». Контроллинг и реинжиниринг бизнес-процессов тесно связаны со стратегическим управлением. По утверждению М. А. Murray и др., реижиниринг и тотальное управление качеством (TQM) имеют совпадающие точки зрения и важность процессов. Различие заключается в том, что TQM за основу принимает существующие процессы, которые требуют улучшения (усовершенствование существующего), а реинжиниринг заменяет существующие на новые, т. е. TQM и реинжиниринг бизнес-процессов работают как взаимосвязанные элементы. Первоначально нужно проводить реинжиниринг, а затем - TQM. «Реинжиниринг бизнес-процессов - это концепция, которая может применять TQM в перспективе, особенно учитывая то, что тотальное управление качеством - только один из методов проведения реинжиниринга бизнес-процессов» [14].

Использование реинжиниринга связано с GALS-технологиями. По мнению [3], принятое в настоящее время международное определение GALS утверждает, что GALS - это стратегия промышленности и правительства, направленная на эффективное создание, обмен, управление и использование электронных данных, поддерживающих полный жизненный цикл изделия с помощью международных стандартов, реорганизацию предпринимательской деятельности и передовые технологии. Она представляет собой электронное описание процессов и изделий на протяжении всего их жизненного цикла. Это их виртуальная, безотказная и безошибочная проводка от разработки до утилизации. Изделия могут создавать партнеры из разных стран, язык общения - стандарты, средство общения - мировые компьютерные сети. Система сама производит расчеты, которые укажут, где и что экономичнее производить. Поэтому созданные в GALS изделия заведомо дешевле, имеют более высокие качественные характеристики. К ключевым областям GALS в настоящее время относятся: реинжиниринг и управление проектами; параллельное проектирование; виртуальное предприятие; электронный обмен данными; распределение систем поддержки принятия решений; интегрированная логистическая поддержка;

многопользовательские базы данных; международные стандарты.

Появление концепции подвижного производства может привести к появлению «виртуальных предприятий», когда несколько «подвижных» компаний объединяются на некоторое время для создания определенного сложного продукта, а затем это объединение распадается, и участники переходят к новым проектам. Основа концепции - каждое предприятие будет делать то, что умеет лучше всего. Например, одна компания будет делать проектирование изделий, другая - занимается производством, третья -маркетингом и продажами.

Согласно [3] реализация концепции «подвижного» и «виртуального» производств с использованием GALS-технологии длительное время разрабатывается в США и в 80 странах мира. К настоящему времени информационные технологии в виде GALS-технологий образуют информационную структуру индустрии США. По оценкам специалистов, развитые страны Европы отстают от США на 8-12 лет и принимают энергичные усилия по преодолению этого отставания.

Наработки по применению современных технологий [6] имеются и у наших соседей в России. Компания «ГАЛС Софт» - первая из сибирских фирм, заявившая о себе в сообществе Micro^A Business Solutions. Она является участником программы для независимых разработчиков Micro^A; Empower. Основной принцип компании: эффективность в работе каждого - залог эффективного программного кода. Она является разработчиком и поставщиком уникального решения для управления бизнес-процессами предприятия, существует с 2001 г. и за это время прошла этапы проектирования, разработки и пилотного внедрения, достигнув уровня коммерческой версии. Ее специализация - программное обеспечение для управления бизнесом. Основной продукт компании -платформа для создания корпоративных информационных систем, которая представляя-ет собой настраиваемую и масштабируемую систему, поддерживающую процессный подход управления предприятием. Она поставляя-ется как в полном объеме, так и в виде бизнес-процессора для использования совместно

с другими корпоративными системами (например, Microcoft Navision).

В настоящее время возможности участия белорусских предприятий в мировом бизнесе оказываются в прямой зависимости от того, насколько информационно обеспечен процесс производства и совместимы отечественные технологии с международными стандартами. Реинжиниринг как метод реструктуризации деятельности предприятия и перехода к электронным способам разработки продукции как раз и является одним из необходимых этапов реализации GALS-технологии.

C реструктуризацией тесно связано создание гибкого производства, которое позволяет за короткое время, при минимальных затратах, без установки нового оборудовании, не прерывая процесса производства по мере необходимости переходить на выпуск новой продукции в пределах технических возможностей и назначения оборудования.

Согласно [3] одной из основных проблем, возникающих при создании ГПС, является обеспечение аппаратной и программной совместимости отдельных автоматизированных линий. Решение проблемы заключается в стандартизации аппаратного и программного обеспечения. Причем процесс стандартизации обязателен для всех фирм - изготовителей вычислительной техники и периферийного оборудования.

В период трансформации экономики все перечисленные выше инновации (бюджетный метод руководства, инжиниринг, реинжиниринг бизнес-процессов, логистика, контроллинг, тотальное управление качеством (total quality management - TQM), GALS-технология, гибкие производственные системы, система «точно в срок» актуальны для нашей страны. Они позволят провести реструктуризацию отечественных предприятий, преобразовав традиционные функционально-линейные структуры в прогрессивные сетевые. Наличие данной структуры, на основе которой построены производства всех ведущих мировых производителей конкурентоспособной продукции, позволит предприятиям республики любой формы собственности: обеспечить их гибкость и динамичность при производстве продукции; оперативно реагировать на изменяющиеся внешние условия с наименьши-

ми затратами; ликвидировать существующий разрыв между правами и ответственностью подразделений; достигнуть высокого уровня инновационной восприимчивости; обеспечить инвестиционную привлекательность предприятий.

Попытки создать рыночные отношения за короткие промежутки времени не привели к ожидаемому результату как в области национальной экономики нашей страны в целом, так и на уровне предприятий и их внутрипроизводственных отношений. Хотя за время существования нашего независимого государства произошли определенные изменения в области реформирования национальной экономики и сделаны определенные шаги по реструктуризации предприятий различных форм собственности. Причина такого положения - объективные трудности указанных процессов. Представление о том, что можно в короткое время реализовать рыночные отношения в стране, оказались нереальными.

В Ы В О Д Ы

Представляется целесообразным разработать стратегию ступенчатой (постепенной) системы реструктуризации внутрипроизводственных отношений предприятий, связанной с инновационным развитием отечественной экономики, и в том числе субъектов хозяйствования любой формы собственности, направленной на усиление действия экономических методов менеджмента, не соответствующих требованиям рыночной экономики, которая включает в себя три этапа.

На первом этапе реструктуризации решается вопрос повышения относительной самостоятельности структурных подразделений предприятия, в том числе:

• каждое структурное подразделение предприятия должно получить статус субъекта финансовых отношений, реализуемых через внутрипроизводственный коммерческий банк с использованием лицевых счетов и кредитных отношений;

• внутрипроизводственные отношения между структурными подразделениями предприятия формируются на договорных началах;

структурным подразделениям предприятия и индивидуальному работнику планируются технико-экономические показатели, характери-

зующие конечные результаты их производственно-хозяйственной деятельности;

используется система предъявления внутрипроизводственных претензий между структурными подразделениями предприятия;

• реализуется система коммерческих (товарных) расчетов купли-продажи продукции между структурными подразделениями предприятия с использованием трансфертных цен, в основе построения которых лежат общественно необходимые затраты труда;

применяется система формирования и распределения стоимости реализованной продукции на уровне структурных подразделений предприятия;

реализуется система стимулирования труда, включающая: формирование и распределение прибыли для каждого структурного подразделения; методику определения показателя трудового вклада; классификационную характеристику стимулов на основе зарубежного опыта;

совершенствование организационной структуры предприятия и организационной структуры управления его подразделениями.

Реализация мероприятий первого этапа позволяет повысить ответственность предприятий и их структурных подразделений за выполняемую работу.

Второй этап реструктуризации включает в себя следующие направления: диверсифика-ционную политику; совершенствование управленческого (внутрифирменного) учета; акционирование; участие работников в управлении предприятием и прибылях; создание инкубаторов для обучения руководителей; использование лизинговых отношений; бюджетирование прогрессивных систем учета затрат: standard-costing, direct-costing, tаrqеt-costing, метод учета затрат по видам деятельности - калькулированию на основе деятельности (англ. Activity-Based-Costing - АВС), стратегический анализ затрат (Strategical Cost Analysis - SCA).

Отдельные элементы второго этапа уже частично реализуются на первом этапе реструктуризации на предприятии. Например: создание акционерных обществ; участие работников в прибылях при акционировании; крупные предприятия нашей страны идут по пути диверсификации; использование управленческого

(внутрифирменного) учета; применение лизинговых отношений и др.

Третий этап характеризуется реализацией системы комплексного характера на основе информационного обеспечения, в том числе созданием: единого информационного пространства (ЕИП); сетеобразной структуры управления предприятием; инжиниринга; реинжиниринга бизнес-процессов; контроллинга; логистики; системы «точно в срок» (just-in-time -JIT); гибкими производственными системами; реализацией концепции «подвижного» и «виртуального» производств с использованием GALS-технологии, тотальным управлением качества (total quality management - TQM) и др.

Отдельные элементы структурных составляющих третьего этапа имеют место на первом и втором этапах (например, организация отделов контроллинга и логистики на уровне предприятия). Однако окончательная реализация указанных направлений возможна лишь на третьем этапе не только на уровне предприятия, но и его структурных подразделений.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Ойхман, Е. Г. Реинжиниринг бизнеса / Е. Г. Ойх-ман, В. М. Попов. - М.: Финансы и статистика, 1997. -254 с.

2. Хаммер, М. Реинжиниринг корпорации. Манифест революции в бизнесе / М. Хаммер, Дж. Чампа. - СПб.: Питер, 1999. - 405 с.

3. Экономический механизм развития предприятия: учеб. пособие: в 2 ч. - Ч. 2: Организационно-экономический механизм рыночной адаптации предприятиями / С. А. Пелих [и др.]; под общ. ред. С. А. Пелиха. - Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2006. - 271 с.

4. Обэр-Крие, Д. Управление предприятием / Д. Обэр-Крие, пер. с фр. - М.: Сирин, 1998. - 257 с.

5. Финансовый менеджмент: теория и практика: учеб. / под ред. Е. С. Стояновой. - 6-е изд. - М.: Изд-во «Перспектива», 2008. - 656 с.

6. Прокушев, Е. Ф. Внешнеэкономическая деятельность / Е. Ф. Прокушев. - М.: Маркетинг, 2002. - 317 с.

7. Уткин, Э. А. Бизнес-реинжиниринг / Э. А. Уткин. -М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: ЭКСМОС, 1998. - 224 с.

8. Ириков, В. А. Реформирование и реструктурирование предприятий: методика и опыт / В. А. Ириков. - М.: ПРИОР, 1998. - 320 с.

9. Друкер, П. Ф. Эффективное управление: пер. с англ. / П. Ф. Друкер. - М.: АСТ Москва: Астрель, 2004. -285 с.

10. Робсон, М. Практическое руководство по реижи-нирингу бизнес-процессов / М. Робсон, Ф. Уллах, пер. с

англ.; под ред. Н. Д. Эриашвили. - М.: Аудит: ЮНИТИ, 1997. - 224 с.

11. Бизнес-планирование: учеб. / под ред. В. М. Попова, С. И. Ляпунова. - М.: Финансы и статистика, 2000. -672 с.

12. Davenport, T. H. The New Industrial Ingineering: Information Technology and Business Process Redesing / T. H. Davenport, J. E. Short // Sloan Management Review. -1990. - Summer. - P. 11-27.

13. Deming, W. E. Quality, Productivity and Competitive Position / W. E. Deming - Gambridge: Massachusetts Institute of Technology, Center for Advanced Engineering Study, 1982. - 220 p.

14. TeleManag. Forum. Telecom Operations Map. Evaluation Version 2.1. - Morristown, NJ: TMForum, 2000. - 153 p.

15. Акбердин, Р. З. Совершенствование структурных функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятия при разных формах хозяйствования / Р. З. Акбердин, А. Я. Кибанов. - М.: Машиностроение, 1993. - 560 с.

16. Друри, К. Управленческий и производственный учет. Вводный курс: учеб. для студентов вузов / К. Друри. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 735 с.

17. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е. А. Ананькина [и др.]; под ред. Н. Г. Дани-лочкиной. - М.: Аудит: ЮНИТИ, 1999. - 297 с.

Поступила 12.02.2009

УДК 316.6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Асп. ШУШУНОВА Т. Н.

Институт социологии НАН Беларуси

Социологическое изучение самосохрани-тельного поведения студенческой молодежи -на сегодняшний день достаточно актуальная и востребованная область исследований, которая призвана восполнить недостаток системных знаний о природе данного феномена в отечественной социологии. Именно студенческая молодежь как социальная группа выступает потенциальным носителем интеллектуального капитала страны, и в перспективе она должна будет заниматься высококвалифицированным трудом в различных областях науки, техники, управления, культуры и т. д. Исследования последних лет, проведенные российскими социологами, были сфокусированы на анализе биологической составляющей феномена «самосо-хранительное поведение». В этом контексте в работах российских социологов И. В. Журавлевой, Л. И. Шиловой, Г. А. Ивахненко, В. Я. Шклярук, белорусского социолога В. Р. Шу-хатович проводились исследования негативных факторов образа жизни, влияющих на здоровье молодых людей, к которым относят: психосо-

циальный стресс; нерациональное питание; злоупотребление алкоголем; курение; низкую физическую активность; употребление наркотиков. Самосохранительное поведение чаще всего рассматривалось как средство для успешной реализации различных аспектов здорового образа жизни.

На основании проведенного автором социологического исследования с целью анализа влияния факторов социальной среды на процесс формирования самосохранительного поведения, где выборочной совокупностью выступила студенческая молодежь города Минска, можно говорить о том факте, что идеальная модель самосохранительного поведения достаточно четко представлена в сознании юношей и девушек, но существует в латентной форме «отложенной реализации» [1 ]. Данный вывод способствует осуществлению дальнейшего и более глубокого анализа рассматриваемого феномена, а также выработке новых методологических оснований для дальнейшего его изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.