УДК 332.13 (470.315)
ПРОБЛЕМА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
О.А. Мочурова
Ивановский государственный химико-технологический университет
Статья посвящена проблеме эффективной деятельности градообразующих предприятий. Рассмотрены предпосылки реструктуризации градообразующих предприятий, принципиальные задачи концепции реструктуризации, а также методы, используемые для разработки программы реструктуризации. Приведены этапы проведения реструктуризации и типы моделей бизнес-процессов на предприятии.
Проблема градообразующих предприятий в России является актуальной и стоит наиболее остро. Ситуация опасная, потому что в любой момент прекращение работы градообразующих предприятий будет означать наступление социального кризиса на территории муниципального образования. А поскольку таких территорий на карте России немало, то мы стоим у порога общероссийского кризиса.
Градообразующее предприятие -организационная система, оказывающая определяющее влияние на развитие различных секторов экономики современного города. Утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. № 1001 Приложение определяет градообразующее предприятие как предприятие, на котором занято не менее 30% общего числа работающих на всех предприятиях города, либо имеющие на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населенном пункте. В федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. №б- ФЗ зафиксировано, что градообразующими признаются предприятия, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее 50% численности населения соответствующего населенного пункта.
Большинство монопрофильных го-
родов переживает большие трудности. Об этом свидетельствует их финансовое состояние. Предприятия классифицируются на две группы: финансово благополучные и не благополучные. При этом критерием выступает достижение предприятием уровня рентабельности продаж не ниже 10%. Финансовое состояние градообразующих предприятий оценивается как преимущественно неблагополучные. После распада системы централизованного планирования и начала приватизации градообразующие предприятия испытали особые трудности из-за следующих факторов:
• приватизации по «однозаводскому варианту», которая разрушила налаженные кооперационные связи и схемы снабжения;
• проблемы с содержанием социальной инфраструктуры;
• неоптимальной схемы размещения предприятий в условиях растущих цен на транспорт и энергоносители, что делает значительную часть продукции заведомо неконкурентоспособной.
Следующей проблемой моногородов является неравный статус для различного рода муниципальных образований: поселковые муниципальные образования оказываются в дискриминированном положении по отношению к муниципальным образованиям городского уровня с градообразующими предприятиями, так как имеются разные норма-
тивы бюджетной обеспеченности.
Муниципальные образования с градообразующим предприятием наделяются определенными привилегиями, что вызывает несогласие иных административных образований. Однако во внимание не принимается тот факт, что часть этих моногородов с градообразующими предприятиями являются донорами не только муниципальных образований, где они функционируют, но и окружающих районов.
В настоящее время экономика и финансы большинства монопрофильных городов находятся в бедственном состоянии. Также не решены вопросы разграничения территории градообразующего предприятия и муниципалитета. С одной стороны это сфера интересов государства и объект хозяйствования, а с другой стороны - среда жизнедеятельности всего населения [1].
Реструктуризация предприятий имеет внутренние и внешние предпосылки. Внешние требования реструктуризации следуют из необходимости развития экономики на основе роста ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность экономики - это качество и конкурентоспособность отечественной продукции. Главными составляющими, обеспечивающими конкурентоспособность предприятий, являются:
• квалификация персонала;
• технологический уровень производства;
• стратегия маркетинга и сбыта;
• налоговая среда, в которой действует предприятие;
• доступность источников финансирования.
Основные проблемы, возникающие перед отечественными предприятиями, осознающими необходимость реструктуризации - это проблемы законодательного регулирования реструктуризации, инвестиций государственной поддержки.
Многие российские предприятия
получили в наследство избыточную инфраструктуру, которая лишает их возможности быть прибыльными. Такие градообразующие предприятия, как правило, представляют огромную социальную значимость для региона и не могут быть просто ликвидированы. Однако все попытки их государственного финансирования приведут к потере бюджетных средств. Единственным выходом из положения является разработка и реализация проектов реструктурирования. Но, руководство предприятия, не имея соответствующей квалификации и опыта, не в состоянии самостоятельно разработать и реализовать проект реструктуризации. Государство должно оказать содействие в финансировании услуг. Сегодня на рынке имеется достаточное количество российских консультационных фирм, способных осуществить такую работу.
Внутренними аспектами реструктуризации являются интересы различных участников и заинтересованных лиц. Если цели и методы реструктуризации нарушают интересы определенных групп, то противодействие последних ведет к провалу реструктуризации. В числе таких групп на разных предприятиях могут оказаться:
• собственники предприятия;
• высшее руководство предприятия;
• профсоюзы рабочих предприятия;
• криминальные элементы;
• региональная администрация.
Итак, в рамках реструктуризации предприятия должны решить три основные задачи:
1. Модернизация, замена или сокращение излишков существующей производственно-технологической базы предприятия.
2. Существенное изменение системы управления и использования человеческих ресурсов предприятия.
3. Качественное изменение взаимоотношений с потребителями и/или создание новой целевой клиентской группы.
При их решении предприятия сталкиваются с целым рядом трудностей:
• отсутствие социально востребованных бизнес-идей;
• необходимость осуществления большего объема предварительной исследовательской и аналитической работы экономического, социального и маркетингового характера;
• необходимость тщательной ревизии всего многообразия ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия;
• необходимость выхода на новый уровень кооперации и взаимодействия с поставщиками, кредиторами, органами власти и обществом в целом;
• необходимость учета многосторонних, иногда противоречивых интересов всех участников реструктуризации;
• неочевидность результатов в современных экономических условиях вследствие многофакторного проявления проблем предприятий.
В ходе реструктуризации циклически решаются одни и те же задачи:
• производится оценка ситуации и своих возможностей;
• ставятся цели, определяются приоритеты, намечается программа этапа реструктуризации;
• эта программа обеспечивается технологиями, организацией и финансовоэкономическим управлением.
Основными принципиальными задачами концепции реструктуризации являются:
1) комплексная бизнес диагностика предприятия;
2) определение основных целей, задач и принципов реструктуризации;
3) определение бюджета, сроков и необходимых мероприятий для реализации проекта реструктуризации;
4) определение ожидаемой эффективности проекта, основных рисков и способов их минимизации.
В связи с различными финансовоэкономическими положениями, специфи-
кой деятельности, стратегическими задачами предприятий все проекты по реструктуризации являются уникальными и предназначены для реализации только на этом предприятии.
Для эффективного проведения реструктуризации необходима разработка комплексной программы реструктуризации предприятия. Возможные разделы программы:
• цель и содержание работ;
• общая характеристика;
• анализ финансово-экономического состояния;
• анализ товарных рынков и конъюнктуры продукции;
• план реструктуризации активов;
• план реструктуризации пассивов;
• план реформирования системы управления;
• примерный календарный план мероприятий;
• финансовый план;
• оценка рисков.
Методы, используемые для разработки программы реструктуризации, включают:
1. Комплексный финансово-экономический анализ состояния предприятия.
2. Комплексную бизнес - диагностику предприятия (анализ стратегии развития, маркетинговой и сбытовой политики, планов снабжения и закупок, инвестиционной политики, организационно-управленческой структуры, применение современных технологий управления и т.д.).
3. Разработку прогнозной финансовоэкономической модели развития предприятия на 3-5 лет без проведения реструктуризации.
4. Определения основных преимуществ и проблем предприятия, разработку предложений по оптимизации состояния предприятия (финансовое оздоровление предприятия, реинжиниринг, модернизация и возможные источники ее финансирования, децентрализация или, наоборот, объединение предприятий, т.е. создание
холдинговой структуры, внедрение современных технологий и методов управления и т. п.).
5. Разработку нескольких альтернативных прогнозных финансово-экономических моделей развития предприятия с учетом основных возможных мероприятий и рисков, определение базового варианта.
6. Разработку итогового документа для практической реализации проекта - Программы реструктуризации.
Таким образом, этапы реструктуризации можно представить следующим образом:
1. Полная диагностика (финансового состояния, состояния активов, загрузки ресурсов, структуры издержек).
2. Разработка концепции реструктуризации (анализ: миссии, организационной культуры, организационной структуры, бизнес-процессов, положения на рынке, стратегий развития).
3. Разработка программы (проекта) реструктуризации:
- бизнес-план;
- планы действия по направлениям;
- описание новых и реинжиниринг имеющихся функций и бизнес-процессов;
- стратегии.
4. Реализация программы реструктуризации:
- детализация планов;
- информирование персонала;
- обучение персонала;
- реформирование организационной структуры;
- внедрение новых функций и бизнес-процессов;
- финансовая и производственная реструктуризация;
- контроль сроков [2].
Эффективными методами реструктуризации являются инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Данные методы позволяют моделировать бизнес-процессы на предприятии, реализуя поддержку операционного уровня управления. При этом можно выделить следующие типы моделей процессов:
1) Модели класса «как есть» - описывают состояние дела на текущий момент.
2) Модели класса «как могло бы быть»
- результат адаптации теории к практике с точки зрения экспертов.
3) Модели класса «как будет» - описывают ситуацию, которая может быть реализована на практике с учетом имеющихся возможностей и готовности предприятия к модернизации.
Однако градообразующее предприятие нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономического положения того населенного пункта, в котором оно расположено. И рассматривать проблему реструктуризации такого предприятия следует наряду с проблемой реструктуризации муниципального образования в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Редюшев А.А. Моногорода и градообразующие предприятия. Социально-экономические проблемы развития современных городов. Материалы международной научно-практической конференции, Белгород, 2005.
2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Учебное пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под общей ред. И.И. Мазур. - М.: ЗАО Издательство « Экономика», 2001.
3. Липунцов Ю.П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий. - М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2003.
THE PROBLEM OF RESTRUCTURING TOWN-FORMATIVE ENTERPRISES
O. Moshurova
The Article is devoted to a problem of effective activity of the town-formative enterprises. The Preconditions of re-structuring town-formative enterprises, the basic problems of the concept of re-structuring, and the methods used for development of the program of re-structuring are considered. The stages of carrying out of re-structuring and the types of models of business - processes at the enterprise are resulted.