Научная статья на тему 'Проблема реструктуризации градообразующих предприятий'

Проблема реструктуризации градообразующих предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мочурова Оксана Александровна

Статья посвящена проблеме эффективной деятельности градообразующих предприятий. Рассмотрены предпосылки реструктуризации градообразующих предприятий, принципиальные задачи концепции реструктуризации, а также методы, используемые для разработки программы реструктуризации. Приведены этапы проведения реструктуризации и типы моделей бизнес-процессов на предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of restructuring town-formative enterprises

The Article is devoted to a problem of effective activity of the town-formative enterprises. The Preconditions of re-structuring town-formative enterprises, the basic problems of the concept of re-structuring, and the methods used for development of the program of re-structuring are considered. The stages of carrying out of re-structuring and the types of models of business processes at the enterprise are resulted.

Текст научной работы на тему «Проблема реструктуризации градообразующих предприятий»

УДК 332.13 (470.315)

ПРОБЛЕМА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГРАДООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

О.А. Мочурова

Ивановский государственный химико-технологический университет

Статья посвящена проблеме эффективной деятельности градообразующих предприятий. Рассмотрены предпосылки реструктуризации градообразующих предприятий, принципиальные задачи концепции реструктуризации, а также методы, используемые для разработки программы реструктуризации. Приведены этапы проведения реструктуризации и типы моделей бизнес-процессов на предприятии.

Проблема градообразующих предприятий в России является актуальной и стоит наиболее остро. Ситуация опасная, потому что в любой момент прекращение работы градообразующих предприятий будет означать наступление социального кризиса на территории муниципального образования. А поскольку таких территорий на карте России немало, то мы стоим у порога общероссийского кризиса.

Градообразующее предприятие -организационная система, оказывающая определяющее влияние на развитие различных секторов экономики современного города. Утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1994 г. № 1001 Приложение определяет градообразующее предприятие как предприятие, на котором занято не менее 30% общего числа работающих на всех предприятиях города, либо имеющие на своем балансе объекты социально-коммунальной сферы и инженерной инфраструктуры, обслуживающие не менее 30% проживающих в населенном пункте. В федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. №б- ФЗ зафиксировано, что градообразующими признаются предприятия, численность работников которых с учетом членов их семей составляет не менее 50% численности населения соответствующего населенного пункта.

Большинство монопрофильных го-

родов переживает большие трудности. Об этом свидетельствует их финансовое состояние. Предприятия классифицируются на две группы: финансово благополучные и не благополучные. При этом критерием выступает достижение предприятием уровня рентабельности продаж не ниже 10%. Финансовое состояние градообразующих предприятий оценивается как преимущественно неблагополучные. После распада системы централизованного планирования и начала приватизации градообразующие предприятия испытали особые трудности из-за следующих факторов:

• приватизации по «однозаводскому варианту», которая разрушила налаженные кооперационные связи и схемы снабжения;

• проблемы с содержанием социальной инфраструктуры;

• неоптимальной схемы размещения предприятий в условиях растущих цен на транспорт и энергоносители, что делает значительную часть продукции заведомо неконкурентоспособной.

Следующей проблемой моногородов является неравный статус для различного рода муниципальных образований: поселковые муниципальные образования оказываются в дискриминированном положении по отношению к муниципальным образованиям городского уровня с градообразующими предприятиями, так как имеются разные норма-

тивы бюджетной обеспеченности.

Муниципальные образования с градообразующим предприятием наделяются определенными привилегиями, что вызывает несогласие иных административных образований. Однако во внимание не принимается тот факт, что часть этих моногородов с градообразующими предприятиями являются донорами не только муниципальных образований, где они функционируют, но и окружающих районов.

В настоящее время экономика и финансы большинства монопрофильных городов находятся в бедственном состоянии. Также не решены вопросы разграничения территории градообразующего предприятия и муниципалитета. С одной стороны это сфера интересов государства и объект хозяйствования, а с другой стороны - среда жизнедеятельности всего населения [1].

Реструктуризация предприятий имеет внутренние и внешние предпосылки. Внешние требования реструктуризации следуют из необходимости развития экономики на основе роста ее конкурентоспособности. Конкурентоспособность экономики - это качество и конкурентоспособность отечественной продукции. Главными составляющими, обеспечивающими конкурентоспособность предприятий, являются:

• квалификация персонала;

• технологический уровень производства;

• стратегия маркетинга и сбыта;

• налоговая среда, в которой действует предприятие;

• доступность источников финансирования.

Основные проблемы, возникающие перед отечественными предприятиями, осознающими необходимость реструктуризации - это проблемы законодательного регулирования реструктуризации, инвестиций государственной поддержки.

Многие российские предприятия

получили в наследство избыточную инфраструктуру, которая лишает их возможности быть прибыльными. Такие градообразующие предприятия, как правило, представляют огромную социальную значимость для региона и не могут быть просто ликвидированы. Однако все попытки их государственного финансирования приведут к потере бюджетных средств. Единственным выходом из положения является разработка и реализация проектов реструктурирования. Но, руководство предприятия, не имея соответствующей квалификации и опыта, не в состоянии самостоятельно разработать и реализовать проект реструктуризации. Государство должно оказать содействие в финансировании услуг. Сегодня на рынке имеется достаточное количество российских консультационных фирм, способных осуществить такую работу.

Внутренними аспектами реструктуризации являются интересы различных участников и заинтересованных лиц. Если цели и методы реструктуризации нарушают интересы определенных групп, то противодействие последних ведет к провалу реструктуризации. В числе таких групп на разных предприятиях могут оказаться:

• собственники предприятия;

• высшее руководство предприятия;

• профсоюзы рабочих предприятия;

• криминальные элементы;

• региональная администрация.

Итак, в рамках реструктуризации предприятия должны решить три основные задачи:

1. Модернизация, замена или сокращение излишков существующей производственно-технологической базы предприятия.

2. Существенное изменение системы управления и использования человеческих ресурсов предприятия.

3. Качественное изменение взаимоотношений с потребителями и/или создание новой целевой клиентской группы.

При их решении предприятия сталкиваются с целым рядом трудностей:

• отсутствие социально востребованных бизнес-идей;

• необходимость осуществления большего объема предварительной исследовательской и аналитической работы экономического, социального и маркетингового характера;

• необходимость тщательной ревизии всего многообразия ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия;

• необходимость выхода на новый уровень кооперации и взаимодействия с поставщиками, кредиторами, органами власти и обществом в целом;

• необходимость учета многосторонних, иногда противоречивых интересов всех участников реструктуризации;

• неочевидность результатов в современных экономических условиях вследствие многофакторного проявления проблем предприятий.

В ходе реструктуризации циклически решаются одни и те же задачи:

• производится оценка ситуации и своих возможностей;

• ставятся цели, определяются приоритеты, намечается программа этапа реструктуризации;

• эта программа обеспечивается технологиями, организацией и финансовоэкономическим управлением.

Основными принципиальными задачами концепции реструктуризации являются:

1) комплексная бизнес диагностика предприятия;

2) определение основных целей, задач и принципов реструктуризации;

3) определение бюджета, сроков и необходимых мероприятий для реализации проекта реструктуризации;

4) определение ожидаемой эффективности проекта, основных рисков и способов их минимизации.

В связи с различными финансовоэкономическими положениями, специфи-

кой деятельности, стратегическими задачами предприятий все проекты по реструктуризации являются уникальными и предназначены для реализации только на этом предприятии.

Для эффективного проведения реструктуризации необходима разработка комплексной программы реструктуризации предприятия. Возможные разделы программы:

• цель и содержание работ;

• общая характеристика;

• анализ финансово-экономического состояния;

• анализ товарных рынков и конъюнктуры продукции;

• план реструктуризации активов;

• план реструктуризации пассивов;

• план реформирования системы управления;

• примерный календарный план мероприятий;

• финансовый план;

• оценка рисков.

Методы, используемые для разработки программы реструктуризации, включают:

1. Комплексный финансово-экономический анализ состояния предприятия.

2. Комплексную бизнес - диагностику предприятия (анализ стратегии развития, маркетинговой и сбытовой политики, планов снабжения и закупок, инвестиционной политики, организационно-управленческой структуры, применение современных технологий управления и т.д.).

3. Разработку прогнозной финансовоэкономической модели развития предприятия на 3-5 лет без проведения реструктуризации.

4. Определения основных преимуществ и проблем предприятия, разработку предложений по оптимизации состояния предприятия (финансовое оздоровление предприятия, реинжиниринг, модернизация и возможные источники ее финансирования, децентрализация или, наоборот, объединение предприятий, т.е. создание

холдинговой структуры, внедрение современных технологий и методов управления и т. п.).

5. Разработку нескольких альтернативных прогнозных финансово-экономических моделей развития предприятия с учетом основных возможных мероприятий и рисков, определение базового варианта.

6. Разработку итогового документа для практической реализации проекта - Программы реструктуризации.

Таким образом, этапы реструктуризации можно представить следующим образом:

1. Полная диагностика (финансового состояния, состояния активов, загрузки ресурсов, структуры издержек).

2. Разработка концепции реструктуризации (анализ: миссии, организационной культуры, организационной структуры, бизнес-процессов, положения на рынке, стратегий развития).

3. Разработка программы (проекта) реструктуризации:

- бизнес-план;

- планы действия по направлениям;

- описание новых и реинжиниринг имеющихся функций и бизнес-процессов;

- стратегии.

4. Реализация программы реструктуризации:

- детализация планов;

- информирование персонала;

- обучение персонала;

- реформирование организационной структуры;

- внедрение новых функций и бизнес-процессов;

- финансовая и производственная реструктуризация;

- контроль сроков [2].

Эффективными методами реструктуризации являются инжиниринг и реинжиниринг бизнес-процессов. Данные методы позволяют моделировать бизнес-процессы на предприятии, реализуя поддержку операционного уровня управления. При этом можно выделить следующие типы моделей процессов:

1) Модели класса «как есть» - описывают состояние дела на текущий момент.

2) Модели класса «как могло бы быть»

- результат адаптации теории к практике с точки зрения экспертов.

3) Модели класса «как будет» - описывают ситуацию, которая может быть реализована на практике с учетом имеющихся возможностей и готовности предприятия к модернизации.

Однако градообразующее предприятие нельзя рассматривать в отрыве от социально-экономического положения того населенного пункта, в котором оно расположено. И рассматривать проблему реструктуризации такого предприятия следует наряду с проблемой реструктуризации муниципального образования в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Редюшев А.А. Моногорода и градообразующие предприятия. Социально-экономические проблемы развития современных городов. Материалы международной научно-практической конференции, Белгород, 2005.

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Реструктуризация предприятий и компаний: Учебное пособие для вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. Под общей ред. И.И. Мазур. - М.: ЗАО Издательство « Экономика», 2001.

3. Липунцов Ю.П. Управление процессами. Методы управления предприятием с использованием информационных технологий. - М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2003.

THE PROBLEM OF RESTRUCTURING TOWN-FORMATIVE ENTERPRISES

O. Moshurova

The Article is devoted to a problem of effective activity of the town-formative enterprises. The Preconditions of re-structuring town-formative enterprises, the basic problems of the concept of re-structuring, and the methods used for development of the program of re-structuring are considered. The stages of carrying out of re-structuring and the types of models of business - processes at the enterprise are resulted.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.