УДК 330
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
© Елена Александровна КОЛЕСНИЧЕНКО
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры математического моделирования бизнес-процессов, e-mail: [email protected] © Татьяна Александровна ЧЕКУЛИНА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, докторант кафедры политической экономии и мирового глобального хозяйства, e-mail: [email protected]
В статье с целью изучения возможностей инновационного развития страны исследован промышленный сектор, в т. ч. инновационная деятельность предприятий: рассмотрены его сущность, содержание и основные черты. Опираясь на материалы отечественных и зарубежных исследователей, авторы показывают различные подходы к обеспечению его инновационного развития и предлагают свое решение данной проблемы.
Ключевые слова: потенциал; предприятие; инновации.
Промышленное предприятие представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект, который производит и реализует промышленную продукцию и, как правило, является точечным объектом: завод, фабрика, шахта, карьер, рудник, комбинат и др. Конкурентоспособность производственной, узко специализированной деятельности можно обеспечить только инновационным подходом к ее осуществлению, т. к. разработка и широкое распространение новых продуктов, услуг, наукоемких технологий и создание уникальных систем управления становятся ключевыми факторами роста и капитализации бизнеса.
Особую роль технологии и знания в постиндустриальном обществе признают все ученые. Так, институционалист Д. Белл указывает, что теоретические знания составляют здесь основу инноваций и интеллектуальных технологий. Им были сформулированы три основные черты, отличающие это общество от предшествующих:
- переход от индустриального к сервисному обществу;
- решающее значение знания для осуществления технологических инноваций;
- превращение новой интеллектуальной технологии в ключевой инструмент анализа и теории принятия решений [1].
Как показывает практика, крупные инновации нередко базируются на научных открытиях, но практически никогда не являют-
ся их целью. Научные исследования, в первую очередь, нацелены на получение новых знаний, и лишь затем новые знания применяются для достижения практических целей и решения конкретных задач. Результатом научного труда являются новые знания, понятия, суждения, умозаключения, изложенные в научных публикациях. Спецификой данной деятельности является вероятностный характер и риск неполучения ожидаемых результатов, оригинальность и неповторимость исследований.
Научно-техническая деятельность - систематическая деятельность, тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники. В отличие от научной конечным результатом научно -технической деятельности является материализация новых знаний в новую технику или технологию [2].
Результаты научной и научно-технической деятельности не являются инновациями в чистом виде, скорее это «возможные» или «потенциальные» инновации. Цель новатора в лице ученого, изобретателя, научного коллектива или научно-исследовательской организации состоит, главным образом, в продвижении идеи и внедрении ее в производство. Процесс коммерциализации новшества - внедрение нового продукта на рынок или использование новой технологии в производстве в целях получения эффекта - не-
обходимый элемент инновационной деятельности, в научно-технической и изобретательской деятельности выступает как потенциально возможный.
Анализ толкований инновационного потенциала предприятия выявил, что так или иначе инновационный потенциал прежде всего есть характеристика ресурсной базы. В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «потенциал» имеет двойное смысловое содержание: первое - это физическая характеристика - величина, характеризующая запас (ресурсы), второе - степень мощности (скрытых возможностей) в каком-либо отношении (для какой-либо цели). Именно второе значение слова «потенциал» предполагает рассматривать в качестве инновационного потенциала предприятия не просто само наличие ресурсов, а именно возможность использовать имеющиеся ресурсы в соответствии с целью развития. Данное положение дало основание рассматривать инновационный потенциал несколько шире: инновационный потенциал организации - это мера ее готовности выполнять задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели [3].
Значительный вклад в разработку проблем постиндустриального общества, инновационной экономики, развитие экономических (промышленных) циклов инноваций, в частности, внесли такие западные ученые, как П. Друкер, Д. Кларк, К. Маркс, Г. Менш, Р. Портер, Б. Санто, Р. Фостер, Р. Солоу, Б. Твисс и др.
Научно-технический прогресс, инновация, инновационная деятельность, инновационный процесс и инновационный потенциал в различной степени исследуются в рамках многих наук. Но следует отметить, что понятие «инновационный потенциал» введено в научный оборот сравнительно недавно. Тем не менее, различные аспекты, связанные с ним в той или иной степени, рассматривались на протяжении всей истории человечества.
Несмотря на актуальность указанной проблемы, в экономической литературе еще не существует четкого определения сущности инновационного потенциала предприятия. Этот факт в значительной мере подтверждается существованием большого количества трактовок понятия инновационного потенциала, что, в свою очередь, может по-
рождать проблемы разработки научно-практических рекомендаций по его использованию. Все вышесказанное обусловливает необходимость дальнейшего уточнения его сущности и структуры.
Однако нельзя приступать к решению частных вопросов без предварительного обсуждения общих, поэтому определим общее понимание инновационного потенциала, а через него сущность и структуру данного явления для промышленных предприятий.
Анализ категории «инновационный потенциал» необходимо начать с рассмотрения составляющих ее понятий - «потенциал» и «инновация». Первое, основное, или этимологическое, значение слова «потенциал» встречается в словаре русского языка как определение «potential» или «потенциальный», заимствованное из французского языка в XIX в. и в буквальном смысле переводимое как «могущий быть» [4].
Иная трактовка данного слова дается в словаре иностранных слов И.А. Васюковой, где потенциалом является мощь, сила [5].
В Большой советской энциклопедии источником понятия «потенциал» считается латинское слово «potentia», которое означает «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [6].
Потенциал организации в первую очередь воспринимается как технический и технологический. Все остальные составляющие потенциала обычно уходят в тень и не учитываются предпринимателями. Инновации способствуют воплощению новых идей в конкретные технические и коммерческие достижения и являются одними из основных факторов, которые позволяют получить конкурентные преимущества организациям, регионам или целым странам и, тем самым, реализовать свой инновационный потенциал.
Понятие «потенциал» определяется как «возможности, наличие силы, запасы, средства, которые могут быть использованы». Теория и практика научного анализа оперируют такими категориями, как «научный потенциал», «научно-технический потенциал», «технический потенциал», «производствен-
ный потенциал» и т. д. Следовательно, потенциал, как средства и возможности, конкретизируется той деятельностью, в ходе которой он используется. Исходя из этого, мы считаем, что уточнение термина «инновационный потенциал» и рассмотрение близких ему понятий возможно только во взаимосвязи с соответствующими видами деятельности, поскольку особенность проводимых исследований и работ определяет специфику используемых ресурсов.
В словаре современного русского литературного языка К.А. Тимофеева, в современном энциклопедическом словаре А.М. Прохорова встречается еще одно определение «потенциала» как «величины, характеризующей широкий класс силовых полей в данной точке», открывающее целый ряд понятий в физике, химии, математике [7].
Таким образом, обобщив имеющиеся трактовки понятия «потенциал», несмотря на ряд существенных расхождений, можно выделить общую тенденцию рассмотрения данной категории как совокупности чего-либо, что может быть применено для изменения существующего состояния объекта в положительном направлении, а может остаться не использованным. Поэтому при дальнейшем изучении потенциала следует учитывать сочетание в нем возможностей, которые могут быть проигнорированы, что приведет если не к ухудшению положения объекта исследования, то к замедлению или остановке его развития.
На основании вышеизложенного предлагается определить потенциал промышленного предприятия как совокупность внутренних и внешних факторов его среды, которые при определенных условиях могут быть использованы для динамичного развития предприятия.
Исходя из данного определения, потенциал предприятия можно исследовать с помощью известного метода SWOT-анализа: сочетание факторов среды предприятия - это и есть те возможности, которые предприятие может использовать для своего развития. Однако для более глубокого анализа необходимо разделить общий потенциал предприятия на ряд составляющих - в зависимости от назначения факторов среды. Одной из составляющих общего потенциала предприятия является инновационный потенциал.
Рассмотрим теперь более подробно понятие «инновационный». Данное определение происходит от существительного «инновация», которое также не имеет единой общепризнанной трактовки, но в общем смысле -это новое решение существующих или вновь возникающих потребностей, эффективно используемое в практической деятельности для их удовлетворения и дающее определенные преимущества перед конкурентами. Областью науки, изучающей теоретические и методологические основы нововведений, является инноватика. Под новацией, или новшеством, большинство авторов понимают что-либо новое: новое явление (открытие, новое теоретическое знание), новый метод (принцип), изобретение.
Другими словами, это результат научных исследований. Понятие «нововведение» в буквальном смысле в русском языке раскрывается как словосочетание «введение нового» и означает процесс использования новшества. При этом понятие «нововведение» соответствует английскому innowation, что в переводе с английского также означает «введение новаций», т. е. «введение новшеств». Таким образом, с момента принятия к распространению новация приобретает новое качество - становится инновацией.
Основоположником теории инноваций является Й.А. Шумпетер. Он впервые ввел термин «инновация» в 1911 г., определив ее как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом, а также назвал одним из «... главных двигателей, генераторов прибыли».
Согласно теории Й. Шумпетера, источник развития экономической системы находится внутри нее и обусловлен прежде всего инновациями и инновационной деятельностью предпринимателей. Благодаря активности предпринимателя осуществляется технический прогресс, создается избыток стоимости, экономика получает стимул к движению. Прибыль - это вознаграждение за нововведения, именно она есть побудительный мотив к поиску и внедрению «новых комбинаций». Главенствующая роль в «приведении капиталистического механизма в движение и поддержании его на ходу» принадлежит «конкуренции нововведений» [8].
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера.
Обобщение приведенной информации по двум понятиям «потенциал» и «инновация» позволяет сделать вывод о том, что «инновационный потенциал промышленного предприятия» - это совокупность факторов
внешней и внутренней среды предприятия, использование которых позволит качественно изменить само предприятие, выпускаемую им продукцию и процесс удовлетворения потребностей клиентов. В данном понятии объединились две противоположные категории: потенциал как будущая возможность и инновация как реализованное и принятое обществом новшество. Следовательно, «инновационный потенциал» - это способность создавать реальные ценности, совершенствующие общество.
Содержание инновационного потенциала промышленного предприятия включает две составляющих: объективная компонента как совокупность материальных, нематериальных и природных факторов, позволяющих создавать нечто новое, вовлеченных или не вовлеченных в производство, но обладающих реальной возможностью участвовать в нем; субъективная компонента - способность коллектива к использованию перечисленных факторов для инновационной деятельности и создания максимального объема уникальных материальных благ и услуг, а также способность управленческого аппарата предприятия к инновационно-стратегическому мышлению, позволяющему оптимально использовать объективную и субъективную компоненты потенциала.
Объективная составляющая инновационного потенциала является основой его формирования. Она включает в себя компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, трудовые и другие виды ресурсов.
Субъективная составляющая включает: специфические производственные и управленческие знания, основные компетенции персонала, креативность его мышления, мо-
тивацию к инновационной деятельности, организационную инновационно ориентированную культуру, специфические способности управленческого персонала обеспечивать эффективное взаимодействие объективной и субъективной компоненты потенциала, а также иные способности, не продающиеся на открытом рынке и не поддающиеся имитации. В целом указанная составляющая характеризует возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности, т. е. определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств.
Тесная взаимосвязь составляющих инновационного потенциала определяет необходимость выявления их оптимального соотношения в зависимости от значимости их в формировании и развитии потенциала. Так, например, незначительный удельный вес объективной составляющей приведет к тому, что качественный рост промышленного предприятия будет превышать динамику количественных показателей. Это объясняется тем, что ограниченность необходимых ресурсов может быть полностью или частично преодолена интенсификацией их использования, применением новых методов организации процесса, поиском новых источников их привлечения. Однако все это справедливо до определенного уровня, т. к. при полном отсутствии ресурсов невозможен и качественный рост. Обе компоненты существуют в системном единстве. Кроме того, их соотношение зависит от специфики производства. Таким образом, проблема оптимизации структуры инновационного потенциала является важной, однако ввиду своей сложности требует отдельного более детального изучения [9].
Инновационный потенциал предприятия определяет возможности и глубину инновационных преобразований и в зависимости от его величины и качественного состояния определяется охват тех или иных стадий инновационного цикла. На рис. 1 представлена общая концепция инновационной деятельности предприятия.
На рис. 1 показано, что инновационный потенциал предприятия является одним из основных детерминантов инновационной деятельности наряду с потенциальным спросом на создаваемую продукцию.
Достижения Социально-
науки и техники экономические потрео-
ности
Анализ использования достижений наукн н техники конкурентами, клиентами, поставщиками,, смежниками
Анализ социально-экономических потребностей общества
Оценка собственных возможностей Оценка потенциального спроса
(состояние инновационного потенциала)
1 1
Формирование концепции инновационной деятельности
і і
Техническая оценка принимаемых решений Экономическая оценка принимаемых решений
1 1
Решение о целесообразности реализации инновационных проектов
Реализация инновационных проектов
Рис. 1. Концепция инновационной деятельности промышленного предприятия
Б.К. Лисин и В.Н. Фридлянов считают, что инновационный потенциал промышленных предприятий и научно-технических организаций состоит из четырех частей [10].
1. Задел научно-технических (технологических) собственных и приобретенных разработок и изобретений.
2. Состояние инфраструктурных возможностей самого предприятия, организации, обеспечивающих прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла, превращение его в нововведение или инновацию.
3. Внешние и внутренние факторы, отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими частями совокупного потенциала промышленного предприятия, научно-технической организации и влияющие на успешность осуществления инновационного цикла.
4. Уровень инновационной культуры, характеризующий степень восприимчивости новшеств персоналом предприятия, организации, его готовности и способности к реализации новшеств в виде инноваций.
Наиболее распространенным подходом к изучению понятия инновационный потенциал предприятия является ресурсный подход, согласно которому понятие инновационного потенциала трактуется как совокупность ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности предприятия. При этом определения авторов отличаются составом ресурсов. Так, кроме материальных, финансовых, информационных, научно-технических ресурсов дополнительно выделяют производственные и интеллектуальные ресурсы, кадровые и инфраструктурные ресурсные составные. В свою очередь И.В. Новикова поддерживает трактование понятия сквозь призму ресурсов, но акцентирует внимание на том, что кроме ресурсов следует учитывать катализаторы, под которыми понимает условия, которые обеспечивают оптимальное использование инновационных ресурсов. Так, к основным составным катализаторам следует относить мотивационный механизм, инновационную культуру предприятия и его организационно-управленческие элементы.
Второй подход к определению инновационного потенциала - это его характеристика как меры готовности к осуществлению инновационной деятельности. Дальнейшая конкретизация выполнена А.А. Бовиним, который добавляет, что нововведения могут создаваться как своими силами в подразделах НИОКР, так и приобретаться в виде патентов, лицензий на изобретения и ноу-хау.
Третий подход определяется способностью предприятия разрабатывать и реализовывать инновационные проекты. Такое определение инновационного потенциала предприятия учитывает, с одной стороны, потенциальные возможности к осуществлению инновационной деятельности, а с другой -наличие ресурсов.
Четвертый подход к трактованию инновационного потенциала состоит в его рассмотрении с точки зрения совокупности возможностей предприятия в инновационной сфере. Так, соответственно мысли Д.И. Ко-курина инновационный потенциал содержит неиспользованные, скрытые возможности накопленных ресурсов, которые могут быть приведены в действие для достижения целей экономических субъектов [11].
Таким образом, проанализированные подходы раскрывают разные стороны инновационного потенциала. В большинстве случаев, характеризуя сущность понятия инновационного потенциала, упускаются какие-то моменты, тем самым сокращая ее содержание. Анализируя вышеприведенные подходы, предлагается под инновационным потенциалом предприятия понимать совокупность
ресурсов и условий деятельности предприятия, которые формируют готовность, необходимость и способность организации к успешной инновационной деятельности.
1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе / под ред. П.С. Гуревича. М., 1986.
2. Завлин П.Н., Ипатов А.А., Кулагин А.С. Инновационная деятельность в условиях рынка. СПб., 1994.
3. Словарь русского языка / под ред. С.И. Ожегова. М., 1984.
4. Словарь русского языка: в 4 т. / РАН; Ин-т лингвист. исследований; гл. ред. А.П. Евгень-ева. М., 1985-1988.
5. Словарь иностранных слов / под ред. И. А. Ва-сюковой. М., 1972.
6. Большая советская энциклопедия / гл ред. Б.А. Введенский. 2-е изд. М., 1957. Т. 34.
7. Современный энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М., 1991.
8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982.
9. Волосатов В.Д., Бабанова Ю.В. Сущность и структура инновационного потенциала промышленного предприятия // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184).
10. Лисин Б.К., Фридлянов В.Н. Инновационный потенциал как фактор развития // Инновации. 2002. № 7. С. 17-34.
11. URL: http://www.masters.donntu.edu.ua/2008/
fem/dolzhenkova/library/article 1. htm.
Поступила в редакцию 20.09.2011 г.
UDC 330
DEVELOPMENT OF INDUSTRIAL ENTERPRISES AS THE BASIS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF COUNTRY
Elena Aleksandrovna KOLESNICHENKO, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of Mathematical Modeling of Business Processes Department, e-mail: [email protected]
Tatyana Aleksandrovna CHEKULINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Doctoral Candidate of Political Economy and World Global Economy Department, e-mail: [email protected]
In the article for the purpose of studying of possibilities of innovative development of the country the industrial sector, including innovative activity of the enterprises is investigated: the maintenance and the basic lines are considered its essence. Leaning against materials of domestic and foreign researchers, the author shows various approaches to maintenance of its innovative development and offers the decision of the given problem.
Key words: potential; enterprise; innovations.