Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 3 (184).
Экономика. Вып. 24. С. 134-138.
В. Д. Волосатое, Ю. В. Бабанова
сущность и структура инновационного потенциала промышленного предприятия
Анализируются основные подходы к определению сущности инновационного потенциала и его составляющих компонентов. Формулируется определение понятия промышленного предприятия и выявляется специфика его структуры. Раскрывается сущность составляющих инновационного потенциала.
Ключевые слова: промышленное предприятие, потенциал, инновация, инновационный потенциал промышленного предприятия, структура инновационного потенциала.
В современном бизнесе, действующем в условиях жесточайшей конкуренции и динамичного изменения всех элементов среды организации, основой конкурентоспособности является умение действовать быстрее всех и с использованием уникальных идей. Именно инновационный потенциал является той составляющей, которая позволяет предприятию действовать данным образом в современном инновационно ориентированном мире. Особенно это характерно для промышленных предприятий, основой развития которых является производственная база.
Промышленное предприятие представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект, который производит и реализует промышленную продукцию и, как правило, является точечным объектом: завод, фабрика, шахта, карьер, рудник, комбинат и др. Конкурентоспособность производственной, узко специализированной деятельности можно обеспечить только инновационным подходом к её осуществлению, так как разработка и широкое распространение новых продуктов, услуг, наукоёмких технологий и создание уникальных систем управления становятся ключевыми факторами роста и капитализации бизнеса.
Однако нельзя приступать к решению частных вопросов без предварительного обсуждения общих, поэтому определим общее понимание инновационного потенциала, а через него сущность и структуру данного явления для промышленных предприятий.
Анализ категории «инновационный потенциал» необходимо начать с рассмотрения составляющих её понятий — «потенциал» и «инновация». Первое, основное, или этимологическое, значение слова «потенциал» встречается в словаре русского языка как определение «potential» или «потенциальный», заимствованное из фран-
цузского языка в XIX в. и в буквальном смысле переводимое как «могущий быть» [1. С. 330]. Иная трактовка данного слова даётся в словаре иностранных слов И. А. Васюковой, где потенциалом является мощь, сила [2].
В Большой советской энциклопедии источником понятия «потенциал» считается латинское слово «potentia», которое означает «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определённых целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [3].
В словаре русского языка С. И. Ожегова [4], словаре современного русского литературного языка К. А. Тимофеева [5], в современном энциклопедическом словаре А. М. Прохорова встречается ещё одно определение «потенциала» как «величины характеризующей широкий класс силовых полей в данной точке», открывающее целый ряд понятий в физике, химии, математике [6. С. 1043].
Особенно широко понятие «потенциал» используется в физике в термине «потенциальная энергия» применительно к определённой точке пространства. При этом потенциальная энергия — это запас внутренней энергии, которым тело располагает благодаря своему состоянию, или энергия взаимодействия тел системы, определяемая их взаимным расположением в пространстве. Иногда под «потенциальной энергией» подразумевают любую энергию, которая содержится в системе в скрытом виде [7. С. 581].
Согласно философскому словарю термин «потенциал» означает возможности той или иной системы, её внутренние ресурсы, мощность и энергию, которые могут быть мобилизованы для тех или иных целей [8].
Когда говорят о потенциале социально-экономической системы, ряд авторов рассматривает
его как совокупность факторов, ресурсов, имеющихся в наличии, а также источников, пополнения запасов, которые могут быть использованы и приведены в действие для достижения определённой цели, решения какой-либо задачи, получения возможности [9-10].
Таким образом, обобщив имеющиеся трактовки понятия «потенциал», несмотря на ряд существенных расхождений, можно выделить общую тенденцию рассмотрения данной категории как совокупности чего-либо, что может быть применено для изменения существующего состояния объекта в положительном направлении, а может остаться не использованным. Поэтому при дальнейшем изучении потенциала следует учитывать сочетание в нём возможностей, которые могут быть проигнорированы, что приведёт если не к ухудшению положения объекта исследования, то к замедлению или остановке его развития.
На основании вышеизложенного предлагается определить потенциал промышленного предприятия как совокупность внутренних и внешних факторов его среды, которые при определённых условиях могут быть использованы для динамичного развития предприятия (рисунок).
Исходя из данного определения, потенциала предприятия можно исследовать с помощью из-
вестного метода SWOT-анализа: сочетание факторов среды предприятия — это и есть те возможности, которые предприятие может использовать для своего развития. Однако для более глубокого анализа необходимо разделить общий потенциал предприятия на ряд составляющих — в зависимости от назначения факторов среды. Одной из составляющих общего потенциала предприятия является инновационный потенциал.
Рассмотрим теперь более подробно понятие «инновационный». Данное определение происходит от существительного «инновация», которое также не имеет единой общепризнанной трактовки, но в общем смысле — это новое решение существующих или вновь возникающих потребностей, эффективно используемое в практической деятельности для их удовлетворения и дающее определённые преимущества перед конкурентами. Областью науки, изучающей теоретические и методологические основы нововведений, является инноватика [11]. Под новацией, или новшеством, большинство авторов понимают что-либо новое: новое явление (открытие, новое теоретическое знание), новый метод (принцип), изобретение [12]. Другими словами, это результат научных исследований.
Оптимальное
использование
имеющихся
факторов
Будущее улучшенное состояние промышленного предприятия
Сущность потенциала промышленного предприятия
Понятие «нововведение» в буквальном смысле в русском языке раскрывается как словосочетание «введение нового» и означает процесс использования новшества. При этом понятие «нововведение» соответствует английскому innowation, что в переводе с английского также означает «введение новаций», то есть «введение новшеств». Таким образом, с момента принятия к распространению новация приобретает новое качество — становится инновацией.
Основоположником теории инноваций является Й. А. Шумпетер. Он впервые ввёл термин «инновация» в 1911 г., определив её как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом, а также назвал одним из «...главных двигателей, генераторов прибыли» [13].
Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социальноэкономических решений производственного, финансового, коммерческого или иного характера.
В настоящее время существуют принципиально разные трактовки понятия «инновация». В российской практике инновацию рассматривают как конечный результат (или просто результат) инновационной деятельности, в зарубежной — как деятельность, процесс создания новшества. Например, руководство Осло даёт следующее определение: инновации — это сложная и диверсифицированная деятельность со многими взаимодействующими компонентами.
Российское обобщённое определение: инновация (нововведение) — результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо новой или усовершенствованной организационноэкономической формы, обеспечивающей необходимую экономическую и (или) общественную выгоду [14].
Многообразие подходов к определению сущности инновации говорит о многогранности данного явления и заинтересованности в его развитии современного общества. Всё это свидетельствует об актуальности углублённого рассмотрения сущности составляющей общего по-
тенциала предприятия — его «инновационного потенциала».
Обобщение приведённой информации по двум понятиям «потенциал» и «инновация» позволяет сделать вывод о том, что «инновационный потенциал промышленного предприятия» — это совокупность факторов внешней и внутренней среды предприятия, использование которых позволит качественно изменить само предприятие, выпускаемую им продукцию и процесс удовлетворения потребностей клиентов. В данном понятии объединились две противоположные категории: потенциал как будущая возможность, и инновация как реализованное и принятое обществом новшество. Следовательно, «инновационный потенциал» — это способность создавать реальные ценности, совершенствующие общество.
Сущность объекта достаточно полно раскрывается через анализ его структуры. В связи с этим выделим основные компоненты инновационного потенциала промышленного предприятия и рассмотрим их взаимосвязи.
Любой объект можно рассматривать с помощью различных подходов. Например, рассматривая предприятие, можно говорить о том, что оно состоит из различных социальных групп или из совокупности реализуемых функций, или из взаимодействующих производственных мощностей и так далее. Поэтому структура инновационного потенциала промышленного предприятия также может быть рассмотрена с различных точек зрения. В данном исследовании потенциал представлен в виде совокупности факторов, поэтому и структурировать будем именно факторы, по их качеству, содержанию, возможности использования и взаимодействия.
В ходе анализа категорий, составляющих понятие «инновационный потенциал», были сформированы две идеи. Первая состоит в том, что потенциал представляет собой совокупность факторов, а вторая: что инновации — это нововведения, приносящие доход и развивающие предприятие. Соединив их, можно трактовать инновационный потенциал как совокупность внешних и внутренних факторов, необходимых для ведения инновационной деятельности, позволяющей предприятию эффективно развиваться.
Содержание инновационного потенциала промышленного предприятия включает две составляющих: объективная компонента как совокуп-
ность материальных, нематериальных и природных факторов, позволяющих создавать нечто новое, вовлечённых или не вовлечённых в производство, но обладающих реальной возможностью участвовать в нём; субъективная компонента — способность коллектива к использованию перечисленных факторов для инновационной деятельности и создания максимального объёма уникальных материальных благ и услуг, а также способность управленческого аппарата предприятия к инновационно-стратегическому мышлению, позволяющему оптимально использовать объективную и субъективную компоненты потенциала. Проанализируем содержание и значимость указанных составляющих.
Объективная составляющая инновационного потенциала является основой его формирования. Она включает в себя компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, трудовые и другие виды ресурсов.
Материально-технические ресурсы — это совокупность зданий, сооружений, оборудования и техники, которая позволяет организации осуществлять свою деятельность. Материально-технические ресурсы, являясь вещественной основой, определяют «технико-технологическую базу потенциала, которая впоследствии будет влиять на масштабы и темпы инновационной деятельности» [15. С. 112].
Следующая компонента объективной составляющей — информационные ресурсы. Они представляют собой совокупность документов, знаний, программ, проектов и иной формы информации в информационной системе организации.
Информационные ресурсы выполняют в современной экономике крайне важную функцию. они подобно ферменту переводят материальные факторы из латентного состояния в активное. Данный вид ресурсов, в отличие от прочих, практически неисчерпаем, но и крайне быстро теряет ценность. С развитием общества и активизацией использования знаний, запасы информационного ресурса не уменьшаются, а, напротив, увеличиваются.
Финансовые ресурсы входят в состав объективной составляющей инновационного потенциала как органическое единство денежных активов предприятия, составляющих оборотные средства, необходимые для обеспечения производственного и управленческого процессов. Однако помимо обеспечивающей функ-
ции финансовые ресурсы выполняют и страховую функцию, непосредственным образом дублируя, а также измеряя в денежных единицах материально-технические, информационные, человеческие и другие ресурсы, входящие в состав инновационного потенциала.
Следующей компонентой объективной составляющей инновационного потенциала является трудовой ресурс, который не просто выполняет обеспечивающую функцию, а является главной креативной силой и поэтому имеет двойственный характер. С одной стороны, трудовой фактор — это объективная составляющая, с другой — субъективная.
Трудовые ресурсы как объективная компонента — это персонал организации или совокупность специалистов и рабочих, необходимых для реализации целей организации.
Ещё Роберт Грант проводил различие между ресурсами и способностями организации, подчёркивая, что: «Ресурсы представляют собой “входы” производственных процессов и являются базовыми объектами анализа... Однако сами по себе немногие ресурсы продуктивны. Продуктивная деятельность требует кооперации и скоординированной работы команд ресурсов. Ресурсы являются источниками способностей фирмы, тогда как способности — источниками её конкурентного преимущества» [16].
Ресурсы могут быть внутренними или внешними по отношению к организации. Чтобы получать отдачу от ресурсов, не обязательно владеть ими — достаточно иметь к ним доступ. Способности требуются как для создания и поддержания внутренних ресурсов, так и для управления и защиты доступа через границы предприятия к внешним ресурсам.
При этом каждый из перечисленных видов ресурсов не самостоятелен. Они имеют лишь потенциальное значение и дают результат, только объединившись с субъективными компонентами потенциала — способностями, опытом, мотивацией, трудом, квалификацией, технологией, энергией.
Поэтому не менее важной компонентой инновационного потенциала является его субъективная составляющая. Она включает: специфические производственные и управленческие знания, основные компетенции персонала, креативность его мышления, мотивацию к инновационной деятельности, организационную инновационно ориентированную культуру, специфические способности управленческого персонала обеспечивать
эффективное взаимодействие объективной и субъективной компоненты потенциала, а также иные способности, не продающиеся на открытом рынке и не поддающиеся имитации. В целом указанная составляющая характеризует возможность целенаправленного осуществления инновационной деятельности, то есть определяет способность системы на принципах коммерческой результативности привлекать ресурсы для инициирования, создания и распространения различного рода новшеств.
Ещё раз следует подчеркнуть, что раскрытая сущность составляющих инновационного потенциала не будет достоверной при отсутствии акцента на существование тесной взаимосвязи и взаимозависимости между ними. Так, инновационный потенциал можно представить как некую единую целостность, образуемую двумя целевыми векторами сил, направленных в одну точку пространства, взаимообусловленных и взаимо-обусловливающих друг друга. При этом, действуя в одном направлении, указанные составляющие дают толчок к новым изменениям качественного и количественного характера (не что иное, как инновации), которые, в свою очередь, оказывают непосредственное влияние на них самих.
Тесная взаимосвязь составляющих инновационного потенциала определяет необходимость выявления их оптимального соотношения в зависимости от значимости их в формировании и развитии потенциала. Так, например, незначительный удельный вес объективной составляющей приведёт к тому, что качественный рост промышленного предприятия будет превышать динамику количественных показателей. Это объясняется тем, что ограниченность необходимых ресурсов может быть полностью или частично преодолена интенсификацией их использования, применением новых методов организации процесса, поиском новых источников их привлечения. Однако всё это справедливо до определённого уровня, так как при полном отсутствии ресурсов невозможен и качественный рост. Обе компоненты существуют в системном единстве. Кроме того, их соотношение зависит от специфики производства. Таким образом, проблема оптимизации структуры инновационного потенциала является важной, однако в виду своей сложности требует отдельного более детального изучения.
В заключение можно отметить, что проблема определения экономической сущности и струк-
туры инновационного потенциала, является сложной, многоаспектной и нуждается в дальнейшем изучении. Полученные же в ходе исследования результаты (уточнение сущности инновационного потенциала и его структуры) являются основой для полной характеристики инновационного потенциала как объекта управления и, таким образом, способствуют выработке конкретных научно-практических рекомендаций по его формированию и эффективному использованию на промышленных предприятиях.
Список литературы
1. Словарь русского языка : в 4 т. / РАН; Ин-т лингвист. исследований ; гл. ред. А. П. Евгеньева. Т. 3 : П-Р. / ред. Е. А. Иванникова. 4-е изд., стер. М. : Рус. язык : Полиграфресурсы, 1999.
2. Словарь иностранных слов / под ред. И. А. Васюковой. М., 1972.
3. Большая советская энциклопедия / под ред. Б. А. Введенского. Т. 34.
4. Словарь русского языка / пед. С. И. Ожегова. М., 1984.
5. Словарь современного русского литературного языка / под ред. К. А. Тимофеева. М., 1994.
6. Современный энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. М., 1991.
7. Физический энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохорова. М. : Сов. энцикл., 1983.
8. Философский словарь. М. : Политиздат, 2000.
9. Нойбауэр, Х. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях / Х. Нойбауэр // Проблемы теории и практики упр. 2002. № 3. С. 65-67.
10. Кравченко, С. И. Исследование сущности инновационного потенциала / С. И. Кравченко, И. С. Кладченко // Научные труды Донецкого национального технического университета. Сер. экон. Вып. 68. Донецк : ДонНТУ, 2003. С. 88-96.
11. Большой экономический словарь. М. : Ин-т нов. экономики, 2002.
12. Гунин, В. Н. Управление инновациями / В. Н. Гунин [и др.]. М. : Инфра-М, 1999.
13. Шумпетер, Й. Теория экономического развития / Й. Шумпетер. М. : Прогресс, 1982.
14. Винокуров, В. И. Основные термины и определения в сфере инноваций / В. И. Винокуров // Инновации. 2005. № 4. С. 16-18.
15. Кокурин, Д. И. Инновационная деятельность / Д. И. Кокурин. М. : Экзамен, 2001.
16. Grant, R. M. The resource-based theory of competitive advantage: implication for strategy formulation / R. M. Grant. California Management Rev. 1991.