References
1. Ugolovno-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 08.01.1997 № 1-FZ (red. ot 20.12.2017). Sobranie zakonodatel'stva RF. 13.01.1997, № 2, st. 198.
2. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29.12.2012 № 273-FZ. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii (red. ot 29.12.2017). Sobranie zakonodatel'stva RF. 31.12.2012, № 53 (chast' I), st. 7598.
3. Karakozov S.D., Pechatnova N.B. Ob intellektual'noj gotovnosti vypusknikov shkol k obucheniyu v vuze. Vestnik Barnaul'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2005, 5-2: 109-114.
4. Harakteristika lic, soderzhaschihsya v vospitatel'nyh koloniyah dlya nesovershennoletnih. Available at: http://fsin.rf/structure/inspector/iao/ statistika/Xar-ka%20v%20VK/
5. Kibysh A.I. Nekotorye osobennosti praktiki obucheniya i vospitaniya v vospitatel'nyh koloniyah. Vestnik RGU im. I. Kanta. 2006; 11: 40 - 46.
6. Nakaryakov D.A. Problema polucheniya nesovershennoletnimi osuzhdennymi obrazovaniya v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah. Bezopasnoe detstvo kak pravovoj i social'no-pedagogicheskij koncept: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii dlya studentov i prepodavatelej. Perm'. 2014; T. 1: 255.
7. Ivasenko Ya.S. Obschee i professional'noe obrazovanie v mehanizme ispravitel'nogo vozdejstviya na osuzhdennyh k lisheniyu svobody. Yuridicheskaya mysl'. 2013; 3 (77): 28 - 32.
8. UVSPR FSIN Rossii. Kolonistskaya shkola: dlya teh, komu za 30. Prestuplenie i nakazanie. 2017; 7: 4 - 6.
9. Lukichev O.V. Vospitatel'noe vozdejstvie na osuzhdennyh v ispravitel'nyh uchrezhdeniyah i sem'e. VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. 2008; 2 (38): 116 - 124.
10. Bryleva E.A. Realizaciya prava na obrazovanie nesovershennoletnimi osuzhdennymi kak 'effektivnyj instrument resocializacii. Mir politiki i sociologii. 2016; 10: 136 - 141.
11. Ushinskij K.D. Tri 'elementa shkoly. Sobranie sochinenij: v 2 t. Moskva, 1948; T. 2.
12. Kopylova O. Shkol'nye budni. Prestuplenie i nakazanie.2016; 8: 26 - 27.
13. Kurenkov S. Ot pervogo do poslednego zvonka. Prestuplenie i nakazanie. 2017; 7: 7 - 9.
Статья поступила в редакцию 21.03.18
УДК 378
Akishina E.M., Cand. of Art Criticism, Director, Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy
of Education (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF STUDENTS' PROFESSIONAL ATTITUDES IN THE HIGH SCHOOLS' EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE CULTURAL AND ARTS AREA. The development of students-future specialists in the sphere of culture and art professional attitudes is an urgent problem in the pedagogy of higher education. The purpose of the article is to reveal the pedagogical potential of the educational environment in this process. The article describes levels, criteria and indicators of the development of professional orientations of students; the main directions of pedagogical support are presented, including the development of the students' reflective position in relation to culture, creative activity, readiness for self-realization in the profession. The brief analysis of practical work on introduction of pedagogical support of students in the high schools of culture and art educational environment is given.
Key words: higher education in sphere of culture and art, educational environment, professional development, professional attitudes, reflexive position, students.
Е.М. Акишина, канд. иск., директор федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт
художественного образования и культурологии Российской академии образования», г. Москва,
E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗОВ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
Развитие профессиональных установок студентов - будущих специалистов сферы культуры и искусства является актуальной проблемой педагогики высшего образования. Цель статьи - раскрытие педагогического потенциала образовательной среды в этом процессе. В статье описаны уровни, критерии и показатели развития профессиональных установок студентов; представлены основные направления педагогического сопровождения, включая развитие рефлексивной позиции студентов в отношении культуры, творческой активности, готовности к самореализации в профессии. Дан краткий анализ практической работы по внедрению педагогического сопровождения студентов в образовательной среде вузов сферы культуры и искусства.
Ключевые слова: высшее образование в сфере культуры и искусства, образовательная среда, профессиональное становление, профессиональные установки, рефлексивная позиция, студенты.
Обращение к многокомпонентной проблематике взаимодействия профессионального становления студентов и образовательной среды вуза определяется все возрастающим влиянием этой среды на самые различные структуры и качества личности будущего специалиста. Это касается и такой важной сферы, как развитие профессиональных установок, оказывающих, как известно, воздействие на процессы самореализации [1], на освоение ценностных ориентаций, которые, интериоризируясь, становятся базисом и для профессиональных установок, и для жизненного целеполагания студентов [2]. В понятие «образовательная среда вуза» в данном контексте вкладываются представления о совокупности условий, в которых осуществляется освоение профессионально значимых знаний и умений будущего специалиста.
Какими факторами определяется значимость развития профессиональных установок студентов в вузе сферы культуры и искусства?
- во-первых, устойчивые профессиональные установки направляют активность личности на путь рационального целе-
полагания, планирования, программирования жизненного пути. В результате этих процессов студент продуманно и осознанно выстраивает систему смысловых образований, необходимых для полноценной и продуктивной самореализации в профессии [3];
- во-вторых, профессиональные установки являются базисом для дальнейшего общей культуры личности [4].
В целом, образовательная среда вуза сферы культуры и искусства, позитивно влияющая на развитие профессиональных установок студентов - это соединение пространственно-временной, эстетико-коммуникативной, материально-предметной, социокультурной сред, которое способно обеспечивать комплекс педагогических условий для личностного развития и профессионального становления будущих специалистов [5].
Качествами такой среды являются:
- целостность;
- фундаментальность;
- спектральность;
- динамичность;
- гибкость.
Критериями высокого уровня образовательной среды вуза в сфере культуры и искусства являются: 1) продуктивное соединение общекультурной, социальной, образовательной и воспитательной составляющих; 2) достижение эффективных условий для развития каждого студента; 3) приобщение студентов к ценностям культуры и развития у них готовности к творческой самореализации. Развивающие возможности такой среды заключаются в первую очередь, в том, что в ней в качестве необходимой составляющей присутствует педагогическое сопровождение, основанное на принципах поддержки мотивации студентов на самообразование, активную исследовательскую работу и др. [6]. Актуальность разработки педагогического сопровождения связана с идеей перехода от знаниевой парадигмы к парадигме лич-ностно-ориентированной.
Педагогическое сопровождение развития профессиональных установок студентов является целенаправленным, динамичным, нелинейным воспитательно-образовательным процессом [7] и определяет основные вектора освоения студентами миссии профессии, её ценностей [8; 9] и др.
В связи с этим, содержание обучения необходимо реструктурировать за счет включения профессионально значимых знаний, умений, направленных на освоение готовности трансляции ценностей культуры [10].
Разработанное педагогическое сопровождение развития профессиональных установок студентов в образовательной среде вузов включает несколько основных направлений: развитие рефлексивной позиции студентов в отношении культуры, творческой активности, готовности к самореализации в профессии.
В апробации предложенных направлений педагогического сопровождения участвовали студенты Московского государственного института культуры и искусств (факультеты социально-культурной деятельности, социально-гуманитарный факультет, хореографический факультет) - 270 студентов.
Констатирующий этап определения уровня профессиональных установок студентов-будущих специалистов в сфере культуры и искусства показал, что студенты прежде всего обращают внимание на собственную индивидуальность. При этом был определен достаточно высокий процент сформированности по шкале «Стремление к доминированию» (68%).
Полученные данные показали, что лишь у 40% студентов отмечен низкий показатель по шкале «Принятие других» [11].
Развитие рефлексивности у студентов достаточно средний уровень, что свидетельствует о том, что 28% студентов могут рационально планировать свою деятельность и профессиональное становление. 53% студентам данной выборки в меньшей степени свойственно задумываться над собственной деятельностью. Лишь у 18% студентов выявлен высокий уровень рефлексивности. Им свойственно обдумывать свою жизнедеятельность, планировать и прогнозировать.
Предложенные направления педагогического сопровождения дают возможность студентам реализовывать свои собственные творческие проекты и самореализоваться в этой деятельности.
Библиографический список
На формирующем этапе проходил мониторинг взаимосвязи между качеством образовательной среды и уровнем профессиональных установок студентов, достигнутым после внедрения направлений педагогического сопровождения.
На контрольном этапе экспериментальной работы проверялась эффективность разработанных направлений. По итогам контрольной диагностики выявлено, что студенты стали более мотивированными к самореализации в профессии, они более активны, у них значительно выше устойчивость и целеполагание профессиональных установок.
Анализ экспериментальной работы показал, что образовательная среда вуза в сфере культуры и искусства при наличии системного педагогического сопровождения способна обеспечивать эффективные условия для развития профессиональных установок студентов.
Наиболее высокие коэффициенты корреляции ® были получены со следующими показателями профессиональных установок: уровнем сформированности целеполагания и жизнестро-ительных стратегий (г=0,6841); стремлением к доминированию (г=0,3711); способностью к принятию других и адаптивностью (г=0,3580).
Полученные корреляционные связи доказывают, насколько актуальным для профессионального становления будущего специалиста является наличие развитой образовательной среды.
Среди проявлений устойчивых профессиональных установок студентов для будущей деятельности в сфере культуры и искусства наиболее существенны готовность к совместному продуктивному творчеству, способность к конструктивному общению, высокий уровень профессиональной адаптации, мотивация на самореализацию, творческая активность. Очевидно также, что проблема развития профессиональных установок студентов и активизации взаимодействия этого процесса с образовательной средой требует осмысления вариантов системы образования, способствующей раскрытию потенциала личности каждого будущего специалиста.
К факторам, влияющим на процесс развития профессиональных установок, относятся:
- уровень эмоциональной и коммуникативной культуры;
- сформированная система ценностей;
- профессиональная устойчивость в целом;
- способность принимать опыт других;
- творческая активность;
- адекватная самооценка;
- развитая рефлексивная позиция, самокритичность;
- осознанное целеполагание и понимание жизненной перспективы.
В целом, развитие профессиональных установок студентов-будущих специалистов в сфере культуры и искусства в образовательной среде должно быть осмыслено с позиций педагогики сотрудничества, совместной выработки ценностей профессиональной деятельности и рефлексивной позиции. Разработанные направления педагогического сопровождения обеспечивают достижение целей самоопределения в жизненной и профессиональной практике.
1. Маслоу А. Мотивация и личность. Санкт-Петербург: Евразия, 1999.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. Москва: Мысль, 1991.
3. Карпинский К.В. Человек как субъект жизни. Гродно, ГрГУ, 2002.
4. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. Москва: Издательство МГУ, 1989.
5. Stukalova O.V. The system of cultural and creative development of students in the educational environment of higher education institutions in the sphere of culture and art. Espasios, 2017; Vol. 38 (N° 56): P. 33.
6. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века. Классный руководитель. 2002; 3: 6 - 33.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 2004.
8. Бодалев А.А. Психология общения. Избр. Психологические труды. Москва, 2002.
9. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. Москва, 1995 .
10. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). Москва, 1998.
11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва, 2002.
12. Каган М.С. Философия культуры. Санкт-Петербург, 1996.
13. Петровский А.В. Психология и время. Санкт-Петербург, 2007.
References
1. Maslou A. Motivaciya ilichnost'. Sankt-Peterburg: Evraziya, 1999.
2. Abul'hanova-Slavskaya K.A. Strategiya zhizni. Moskva: Mysl', 1991.
3. Karpinskij K.V. Chelovek kak sub'ekt zhizni. Grodno, GrGU, 2002.
4. Asmolov A.G. Lichnost'kakpredmetpsihologicheskogo issledovaniya. Moskva: Izdatel'stvo MGU, 1989.
5. Stukalova O.V. The system of cultural and creative development of students in the educational environment of higher education institutions in the sphere of culture and art. Espasios, 2017; Vol. 38 (N° 56): P. 33.
6. Gazman O.S. Pedagogika svobody: put' v gumanisticheskuyu civilizaciyu HHI veka. Klassnyjrukovoditel'. 2002; 3: 6 - 33.
7. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva, 2004.
8. Bodalev A.A. Psihologiya obscheniya. Izbr. Psihologicheskie trudy. Moskva, 2002.
9. Zinchenko V.P. Affekt i intellekt v obrazovanii. Moskva, 1995 .
10. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka (vpoiskah praktiko-orientirovannyh obrazovatel'nyh koncepcij). Moskva, 1998.
11. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnostiimalyh grupp. Moskva, 2002.
12. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury. Sankt-Peterburg,1996.
13. Petrovskij A.V. Psihologiya i vremya. Sankt-Peterburg, 2007.
Статья поступила в редакцию 26.03.18
УДК 378.2
Alieva L.M., Cand. Of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: [email protected]
USING THE CAPABILITIES OF MS EXCEL IN MATHEMATICS LESSONS IN THE PRIMARY SCHOOL. The article describes the capabilities of the Microsoft Excel spreadsheet processor to use them in the study of mathematics in the ninth grade. The author considers the use of spreadsheets in the study of the topic "Quadratic function and its graph" in the textbook Algebra. Class 9, edited by S.A. Telyakovsky. M: Enlightenment, 2014. The experience in teaching mathematics in the ninth grade shows that in algebra lessons dedicated to the transformation of the graph quadratic function (stretching, compression, coordinate axis shifts) the use of a tabular processor Microsoft promotes a deeper understanding of the topic, improves cognitive activity and the ability to use information technology. The article also describes the capabilities of the Microsoft spreadsheet processor to create an online test.
Key words: math lesson, teaching, Microsoft Excel.
Л.М. Алиева, канд. ф.-м. наук, доц., факультет математики, физики и информатики ФГБОУ ВПО «Дагестанский
государственный педагогический университет», E-mail: г. Махачкала, [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ MS EXSEL НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В статье описаны возможности табличного процессора Microsoft Excel для использования их при изучении математики в 9 классе. В частности, рассматривается применение электронных таблиц при изучении темы: «Квадратичная функция и её график» по учебнику «Алгебра. 9 класс», под редакцией С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2014 г Опыт преподавания математики в 9 классе показывает, что на уроках алгебры в 9 классе, посвящённым преобразованию графика квадратичной функции (растяжения, сжатия, переносы координатных осей) использование табличного процессора Microsoft способствует более глубокому пониманию темы, повышению познавательной активности, совершенствованию умений использования информационных технологий. В статье также описаны возможности табличного процессора Microsoft для создания интерактивного теста.
Ключевые слова: урок математики, обучение, Microsoft Excel.
В образовании информационные технологии сейчас находят самое широкое применение. Используя экран и проектор, интерактивную доску, учитель может показывать различные учебные элементы курса математики. С внедрением в учебный процесс информационных технологий возрастает роль и дидактические возможности демонстраций с помощью компьютера [1].
Разумная интеграция математики и компьютерных технологий позволит богаче и глубже взглянуть на процесс решения задачи, ход осмысления математических закономерностей. Компьютер поможет сформировать графическую, математическую и мыслительную культуру учеников.
Компьютер обладает такими дидактическими возможностями, как:
• увеличение возможностей для реализации творческой активности учащихся, особенно при анализе и систематизации учебного процесса;
• приобретение навыков самоконтроля и самостоятельного исправления допущенных ошибок;
• углубление исследовательских способностей учащихся;
• осуществление интегрированного обучения предмету;
• усиление мотивации учащихся.
Таким образом, есть необходимость в применении, по возможности, компьютера на уроках математики более широко, чем есть на данный момент.
При этом в преподавании математики, именно, электронные таблицы выступают одним из мощных средств повышения эффективности изучения учебного материала.
Электронные таблицы предназначены для работы с числовой информацией, которую можно представить в виде таблиц. Наибольшее распространение получил электронный процессор Microsoft Office Excel, который позволяет строить
графики, как элементарных, так и сложных функций, производить вычисления по формулам. С помощью графических возможностей Excel можно решать задачи, уравнения и системы уравнений. Наличие встроенных в него математических и логических функций дает возможность очень быстро выполнять разнообразные операции, как над числами, так и над текстами, производить простые и сложные вычисления. Также можно создавать всевозможные диаграммы, строить графики и многое другое, причем таблицы Excel могут быть встроены во многие документы, в том числе и в документы текстового редактора Word [2].
Нас будет интересовать построение графиков в электронных таблицах и использование этих возможностей при построении графика квадратичной функции в 9 классе по учебнику «Алгебра. 9 класс», под редакцией С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2014 г. [3].
В 9 классе при изучении квадратичной функции у=ах2+bx+c строятся графики функций: сначала график функции у=х2, затем у=ах2, при разных значения параметра а. Далее строятся графики у=ах2+n и у=а(х-m)2.
Все эти графики можно построить в электронных таблицах и затем проецировать на экран с помощью проектора при объяснении этой темы учителем. Преимуществом является наглядность, быстрота. Электронные таблицы позволяют ускорить процесс построения графиков, их точность. Это позволяет рассмотреть больше примеров, построить больше графиков с тем, чтобы учащиеся могли лучше усвоить данную тему. Так, например, при построении графиков функций у=ах2 +n и у=а(x-m)2, построим в одной системе координат графики функций, рассмотренные в ка-
11
честве примера в учебнике - у = -х2 и у = -х2 + 4.