5. Stukalova O.V. The system of cultural and creative development of students in the educational environment of higher education institutions in the sphere of culture and art. Espasios, 2017; Vol. 38 (N° 56): P. 33.
6. Gazman O.S. Pedagogika svobody: put' v gumanisticheskuyu civilizaciyu HHI veka. Klassnyjrukovoditel'. 2002; 3: 6 - 33.
7. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva, 2004.
8. Bodalev A.A. Psihologiya obscheniya. Izbr. Psihologicheskie trudy. Moskva, 2002.
9. Zinchenko V.P. Affekt i intellekt v obrazovanii. Moskva, 1995 .
10. Gershunskij B.S. Filosofiya obrazovaniya dlya XXI veka (vpoiskah praktiko-orientirovannyh obrazovatel'nyh koncepcij). Moskva, 1998.
11. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnostiimalyh grupp. Moskva, 2002.
12. Kagan M.S. Filosofiya kul'tury. Sankt-Peterburg,1996.
13. Petrovskij A.V. Psihologiya i vremya. Sankt-Peterburg, 2007.
Статья поступила в редакцию 26.03.18
УДК 378.2
Alieva L.M., Cand. Of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala,
Russia), E-mail: [email protected]
USING THE CAPABILITIES OF MS EXCEL IN MATHEMATICS LESSONS IN THE PRIMARY SCHOOL. The article describes the capabilities of the Microsoft Excel spreadsheet processor to use them in the study of mathematics in the ninth grade. The author considers the use of spreadsheets in the study of the topic "Quadratic function and its graph" in the textbook Algebra. Class 9, edited by S.A. Telyakovsky. M: Enlightenment, 2014. The experience in teaching mathematics in the ninth grade shows that in algebra lessons dedicated to the transformation of the graph quadratic function (stretching, compression, coordinate axis shifts) the use of a tabular processor Microsoft promotes a deeper understanding of the topic, improves cognitive activity and the ability to use information technology. The article also describes the capabilities of the Microsoft spreadsheet processor to create an online test.
Key words: math lesson, teaching, Microsoft Excel.
Л.М. Алиева, канд. ф.-м. наук, доц., факультет математики, физики и информатики ФГБОУ ВПО «Дагестанский
государственный педагогический университет», E-mail: г. Махачкала, [email protected]
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ MS EXSEL НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
В статье описаны возможности табличного процессора Microsoft Excel для использования их при изучении математики в 9 классе. В частности, рассматривается применение электронных таблиц при изучении темы: «Квадратичная функция и её график» по учебнику «Алгебра. 9 класс», под редакцией С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2014 г Опыт преподавания математики в 9 классе показывает, что на уроках алгебры в 9 классе, посвящённым преобразованию графика квадратичной функции (растяжения, сжатия, переносы координатных осей) использование табличного процессора Microsoft способствует более глубокому пониманию темы, повышению познавательной активности, совершенствованию умений использования информационных технологий. В статье также описаны возможности табличного процессора Microsoft для создания интерактивного теста.
Ключевые слова: урок математики, обучение, Microsoft Excel.
В образовании информационные технологии сейчас находят самое широкое применение. Используя экран и проектор, интерактивную доску, учитель может показывать различные учебные элементы курса математики. С внедрением в учебный процесс информационных технологий возрастает роль и дидактические возможности демонстраций с помощью компьютера [1].
Разумная интеграция математики и компьютерных технологий позволит богаче и глубже взглянуть на процесс решения задачи, ход осмысления математических закономерностей. Компьютер поможет сформировать графическую, математическую и мыслительную культуру учеников.
Компьютер обладает такими дидактическими возможностями, как:
• увеличение возможностей для реализации творческой активности учащихся, особенно при анализе и систематизации учебного процесса;
• приобретение навыков самоконтроля и самостоятельного исправления допущенных ошибок;
• углубление исследовательских способностей учащихся;
• осуществление интегрированного обучения предмету;
• усиление мотивации учащихся.
Таким образом, есть необходимость в применении, по возможности, компьютера на уроках математики более широко, чем есть на данный момент.
При этом в преподавании математики, именно, электронные таблицы выступают одним из мощных средств повышения эффективности изучения учебного материала.
Электронные таблицы предназначены для работы с числовой информацией, которую можно представить в виде таблиц. Наибольшее распространение получил электронный процессор Microsoft Office Excel, который позволяет строить
графики, как элементарных, так и сложных функций, производить вычисления по формулам. С помощью графических возможностей Excel можно решать задачи, уравнения и системы уравнений. Наличие встроенных в него математических и логических функций дает возможность очень быстро выполнять разнообразные операции, как над числами, так и над текстами, производить простые и сложные вычисления. Также можно создавать всевозможные диаграммы, строить графики и многое другое, причем таблицы Excel могут быть встроены во многие документы, в том числе и в документы текстового редактора Word [2].
Нас будет интересовать построение графиков в электронных таблицах и использование этих возможностей при построении графика квадратичной функции в 9 классе по учебнику «Алгебра. 9 класс», под редакцией С.А. Теляковского. М.: Просвещение, 2014 г. [3].
В 9 классе при изучении квадратичной функции у=ах2+bx+c строятся графики функций: сначала график функции у=х2, затем у=ах2, при разных значения параметра а. Далее строятся графики у=ах2+n и у=а(х-m)2.
Все эти графики можно построить в электронных таблицах и затем проецировать на экран с помощью проектора при объяснении этой темы учителем. Преимуществом является наглядность, быстрота. Электронные таблицы позволяют ускорить процесс построения графиков, их точность. Это позволяет рассмотреть больше примеров, построить больше графиков с тем, чтобы учащиеся могли лучше усвоить данную тему. Так, например, при построении графиков функций у=ах2 +n и у=а(x-m)2, построим в одной системе координат графики функций, рассмотренные в ка-
11
честве примера в учебнике - у = -х2 и у = -х2 + 4.
Таблица 1
Значения в Excel и их отображение на графике
А В С
1 X у=1/2х2 у=1/2хг+4
2 -7 12,5 16,5
3 -6 8 12 -1-
4 -5 4,5 8,5
5 ■4 2 6 --
6 -3 0,5 4,5
7 -2 0 4
8 -1 0,5 4,5
9 0 2 6
10 1 4,5 8,5 :
11 2 8 12
12 3 12,5 16,5
13 4
14 5
15 6
16 и -м
J т
-
у=1/2хг+4 /
\\ 1 j
W с / /
\ \ / /
\ /
\ _ / у=1/2хг
у
2 4 6
1
График функции у = -х2 + 4 есть парабола, полученная
в результате сдвигавверева четыреединицы график а функции 1
у = -х2. С помощьюэлектронных таблиц можно дополнителено расимотреньещеряд примвровпосивоенвя фвнкуииуиах2 + п для лучшего понимания и запоминания этой темы, ведь более 80% информациииринимавтсв и запоиииаеиия поиредстиом зри-тельныхобра зов.
Другие возможности, которые можно использовать на уроках математики,э+о то,ьто МР Off¡иe+xcьlпвзвиуфeт иоздиьеть и интмрактмвныетесты, кетоиыеможоотримтняоила ризличнох этапах урока, на различных этапах контроля (входной, текущий,
рубежный, итоговый). Они привлекают внимание учащихся своим разнообразием, яркостью.
Программа Excel позволяет создавать тесты со свободным ответом (когда обучаемому не дается варианта ответа) и с выборочным ответом (когда обучаемому предлагаются варианты ответов, из которых он выбирает правильный).
Приведем для примера тест по теме «Линейная функция и ееграфик».
Введение электронных таблиц в обучение математики -позволяет ускорить учебный процесс, активизировать познавательную деятельность учащихся, усилить эффективность урока.
Таблица 2
¡Проверку 2.3 0
УПест по теме: "Яинеиная функция ее графин^.
(Вопросы Ответы
Вопрос 1
Какая функция является линейной?
1)у=хг*4; 2) у=7х+0,5 3)у=1,2х 4)у=(Х+2)Х
Вопрос 2
Найдите область определения линейной функции
1) все числа; 2) все числа, кроме нуля;
3) только отрицательные числа; 4) только положительные числа.
Вопрос 3
Чему равен коэффициент К у функции у=11-2х ?
Тест по теме«Линейнаяфункция и ееграфик»
31 Вопрос 9 1 1
32 Если коэффициент К у линейной функции больше 0. та угоп наклона графика функции к оси х будет:
33 1) острый; 2} тупой); 3) прямой; г) развернутый
34
35 Вопрос 10 1 1
36 Как расположен на координатной плоскости график функции у=7 ?
37 1} параллельно к оси к; 2) параллельно к оси у, 3) наклонно к оси х 4) наклонно к оси у
33
39 Количество правилькьк ответов 9
40 Количество неправильных ответов 1
41
42 Оценка S
Библиографический список
1. Исмаилова З.Н., Алиева Л.М., Пайзулаева PK. Информационные технологии, как средство повышения познавательной активности школьников на уроках математики. Мир образования - образование в мире. 2016; 2: 173 - 178.
2. Алиева Л.М., Исмаилова З.Н. Формирование информационной компетентности студентов экономического факультета. Мир науки, культуры, образования. 2016; 2: 51 - 53.
3. Алгебра. 9 класс. Под редакцией Теляковского С.А. М., 2014.
4. Гельман В.Я. Решение математических задач средствами Excel. Санкт-Петербург, 2003.
References
1. Ismailova Z.N., Alieva L.M., Pajzulaeva R.K. Informacionnye tehnologii, kak sredstvo povysheniya poznavatel'noj aktivnosti shkol'nikov na urokah matematiki. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2016; 2: 173 - 178.
2. Alieva L.M., Ismailova Z.N. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti studentov 'ekonomicheskogo fakul'teta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; 2: 51 - 53.
3. Algebra. 9 klass. Pod redakciej Telyakovskogo S.A. M., 2014.
4. Gel'man V.Ya. Reshenie matematicheskih zadach sredstvami Excel. Sankt-Peterburg, 2003.
Статья поступила в редакцию 27.03.18
УДК 378
Andreev V.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Institute of Architecture and Design, Pacific National University
(Khabarovsk, Russia), E-mail: [email protected]
Andreev N.V., senior teacher, Department of Art and Design School of Humanities, Far Eastern Federal University (Vladivostok,
Russia), E-mail: [email protected]
TWO WAYS OF UNDERSTANDING THE WORLD AND THE IMPORTANCE OF THEIR USE IN THE SOLUTION OF PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF ARTISTIC GIFTEDNESS. With the intensification of attention to exhibition and competitive activities in the field of artistic and design creativity, the introduction of new FGOS VO related to the requirement of high-quality personal and professional training of bachelors of architectural profile, there is a problem of finding directions, ways of developing artistic talent in high school. The authors of the article connect the solution of this problem to the necessity of joint use of two ways of cognition of the world in the educational process. The researchers indicate the ways and give examples of their use in artistic activities.
Key words: two ways of cognition of the world, artistic talent, ways of development.
В.Н. Андреев, канд. пед. наук, доц. института архитектуры и дизайна Тихоокеанского государственного
университета, г. Хабаровск, E-mail: [email protected]
Н.В. Андреев, ст. преп. департамента искусств и дизайна школы гуманитарных наук Дальневосточного
федерального университета, г. Владивосток, E-mail: [email protected]
ДВА ПУТИ ПОЗНАНИЯ МИРА И ЗНАЧИМОСТЬ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЁННОСТИ
С активизацией внимания к выставочной и конкурсной деятельности в области художественно-проектного творчества, введением новых ФГОС ВО, связанных с требованием качественной личностно-профессиональной подготовкой бакалавров архитектурного профиля возникает проблема поиска способов развития художественной одарённости в вузе. Решение этой проблемы авторы статьи связывают с необходимостью совместного использования в образовательном процессе двух путей познания мира: научного и художественного. Они обозначают способы и приводят примеры их использования в художественной деятельности.
Ключевые слова: два способа познания мира, художественная одарённость, способы развития.
Необходимость поиска инновационных технологий на рынке труда, разработки и реализации новых проектов, в частности, в архитектуре и дизайне, и соответственно поиск методик лич-ностно-профессиональной подготовки бакалавров архитектур-
но-художественного профиля актуализируют проблему развития художественной одарённости в высшей школе, ибо в политике страны проблему развития творческих процессов её преобразования соотносят с проблемой развития одарённости. При этом