УДК 378.147 ББК 74.5
Наталья Юрьевна Сергеева,
доктор педагогических наук, доцент, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева (428000, Россия, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38) e-mail: [email protected]
Искусство как средство формирования у будущих учителей готовности поддержать одаренность и нестандартность ребенка
Проблема выявления и сопровождения одаренных детей, формирования развивающей среды для работы с ними является важной составляющей современных педагогических исследований. Позиция автора строится на убеждении в том, что исходным в решении проблем эффективного педагогического сопровождения одаренности будет качество подготовки студентов - будущих учителей. При этом определяющим является не столько теоретическая подготовка и овладение студентами специфическими методами и приемами, сколько особое ценностно-смысловое наполнение образовательного процесса, способствующее появлению гуманистических установок и внутренней готовности к взаимодействию с необычным, нестандартным ребенком.
Содержательная направленность теоретического и эмпирического исследования, результаты которого представлены в материалах статьи, состоит в предъявлении ресурса искусства как средства наполнения профессиональной подготовки будущего учителя педагогическими ценностями, смыслами, эмоциями, расширения в коммуникативном и деятельностном отношении.
В статье раскрывается идея арт-педагогического сопровождения профессиональной подготовки будущего учителя, приводятся ключевые содержательные и смысловые точки педагогического взаимодействия, требующие подключения ресурса искусства, такие как: формирование доминанты на Человека, осознание множественности мира и необходимости целостно воспринимать педагогическую действительность, лич-ностно-профессиональное самоопределение, постижение педагогической теории и практики через осмысление сущности явлений, развитие профессионально необходимых общепедагогических умений.
Ключевые слова: арт-педагогика, арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки учителя, искусство, одаренность.
Natalia Yuryevna Sergeeva,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Chuvash State PedagogicalUniversity (38 Karl Marx St., Cheboksary, Russia, 428000) e-mail: [email protected]
Art as a Means of Formation of the Future Teachers' Readiness to Support the Child's Talent and Originality
The problem of identification and tracking of gifted children, the formation of the developing environment for working with them is an important component of modern educational research. The author's position is based on the belief that the starting point in problem solving of the effective pedagogical support of talent will be the quality of preparation of students - future teachers. In this case, the determining factor is not so much theoretical preparation and students' mastery of specific methods and techniques, as a special value-semantic content of the educational process, contributing to the emergence of humanistic attitudes and internal readiness to cooperate with unusual, non-standard child.
Substantive areas of theoretical and empirical research, the results of which are presented in the article is the presentation of the art resource as a means of filling of the future teachers training with pedagogical values, meanings, emotions, expansion in communicative and activity respect.
The article deals with the idea of art and pedagogical support of future teachers' training, the author presents the key substantive and meaningful points in terms of pedagogical interaction, requiring the art resource inclusion. Such as: dominant formation for Person, the world multiplicity realizing and the necessity to take the pedagogical reality as a whole, personal and professional self-determination, comprehension of pedagogical theory and practice through the understanding of the phenomena essence, the development of professional and general pedagogical skills,
Keywords: art pedagogy, art and educational support of teacher's training, skill, talent.
© Сергеева Н. Ю., 2014
33
Актуальность вопроса о специфике подготовки учителя к продуктивному взаимодействию с одаренными и креативными детьми не вызывает сомнения. Еще в середине ХХ в. знаменитый американский педагог и психолог П. Торренс на основе проведенного опыта убедительно показал, что качества, характеризующие одаренных детей, зачастую являются испытанием для их учителей и родителей. Несмотря на все усиливающиеся призывы к развитию креативности, по результатам нашего исследования современные учителя весьма часто не понимают, а в ряде случаев недолюбливают одаренных учеников. Такие дети «трудны» в школьной жизни, поскольку они отличаются независимостью суждений, пренебрежением условностями и авторитетами, нестандартностью, конфликтностью, «странностями» и т. п. В связи с этим успешность реализации идеи поддержки одаренности и развития креативности во многом зависит от качества обучения будущих педагогов.
Одаренным детям нужен педагог, способный «расслышать» и понять современного ребенка, умеющий чутко и полно воспринимать педагогическую реальность, готовый к открытому межличностному диалогу с воспитанниками и их родителями, созидающий процесс сотрудничества и сотворчества. Научиться этому лишь на основе рационально-логической информации, предложенной в учебниках по педагогике или представленной в лекционном изложении, практически невозможно. Думается, что восполнить нехватку опыта духовно-нравственных переживаний, чувств, размышлений в процессе профессиональной подготовки учителя могут помочь средства искусства. Они же позволят будущему учителю лучше понять себя и настроиться на взаимодействие с гетерогенными группами детей.
Обобщение результатов психолого-педагогических исследований позволило сделать вывод о том, что идея привлечения искусства и художественной деятельности для оптимизации подготовки будущих учителей остается малоизученной. В качестве одного из варианта использования потенциала искусства в вы-шеобозначенных целях, по нашему мнению, может стать арт-педагогическое сопровождение, которое позволит целенаправленно и органично усовершенствовать образовательный процесс педагогического вуза, наполнить его педагогическими ценностями, эмоциями, смыслами, расширить коммуникативные и де-ятельностные отношения. В нашем понимании, арт-педагогическое сопровождение - это
вариативная система действий по интеграции различных видов искусства и художественного творчества в образовательный процесс в целях его успешной реализации и создания оптимальных условий для развития и профессионального становления личности.
Экспериментальное исследование, проведенное в 2008-2012 гг. на базе Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, доказало,что, являясь дополнительным ресурсом по отношению к традиционным формам обучения в вузе, арт-педагогическое сопровождение обладает инновационным качеством позитивных изменений условий профессиональной подготовки студентов, вносит гуманитарную составляющую в педагогическое взаимодействие, гуманизирует образовательный процесс, обеспечивает творческую самореализацию участников профессионального образования. Экспериментальная работа показала, что включение разнообразных средств искусства в образовательный процесс (в частности, в рамках преподавания предметов педагогического цикла) запускает новое, ценностное восприятие учебно-воспитательного содержания, что выражается в целостном понимании смысла педагогических явлений и уважительном отношении к явлению одаренности и уникальности человека. В процессе арт-педагогических занятий и в ходе педагогической практики у будущих учителей была замечена переориентировка в сторону субъект-субъектного взаимодействия с ребенком, отмечалось стремление действовать в режиме диалога, используя креативные возможности образовательной среды [4].
Изучение различных отечественных систем подготовки будущих учителей и опыта ведущих специалистов педагогического образования позволило выделить основные характеристики и ключевые идеи, на поддержку и развитие которых следует направить потенциал искусства в профессиональной подготовке студентов.
1. Доминанта на Человека. Формирование гуманистических и гуманитарных установок, полагаем, является ключевым в подготовке будущего учителя. Созидание человека - основное содержание педагогической деятельности. В связи с этим, учитель, как никто другой, должен обладать совершенно особыми умениями: уметь расслышать, заметить, поддержать, поверить, принять человека во всей его «конкретности независимо от своих теорий, предубеждений и предвзятостей» [5, с. 150]. Отечественный физиолог А. А. Ухтомский называл это умением переключаться в «доми-
нанту на лицо другого», а затем непрестанно воспитывать ее в себе. Ученый дает точный в контексте нашего исследования вывод: «Только там, где каждый из нас преодолевает самого себя и свой индивидуализм, самоупор на себя, ему открывается лицо другого. И с этого момента, как открывается лицо другого, сам человек впервые заслуживает, чтобы о нем заговорили как о лице» [5, с. 150]. Очевидно, только в этот момент можно говорить о зарождении Учителя.
Информационно-логическое воздействие в большинстве случаев обладает малозначительным эффектом в формировании у студентов ценностно-смысловых установок на человека. Репродуктивно-монологические методы обучения стимулируют развитие качеств совсем иного (далекого от сущности профессии учителя) «спектра»: императивности, категоричности, «сухости», «зажатости» в общении, тревожности и др. С этой точки зрения искусство и спонтанная художественная деятельность могут стать мощным источником формирования личностно-ориентированных, гуманитарных профессиональных установок. Так, образы героев (дети, учителя, взрослые), описанные в художественной литературе, представленные в кинофильмах, художественно-творческие трактовки настроений, эмоций, чувств, мыслей растущего человека обеспечат ценные в образовании педагога моменты сочувствия, эмпа-тийного включения, сопереживания, глубокого восприятия бытия и становления уникальности человека. Опыт собственной живописи, драматических и музыкальных импровизаций сформирует у студентов чуткость в отношении креативности другого человека, поможет педагогу вовремя заметить одаренность ребенка.
2. Осознание множественности мира и необходимости целостно воспринимать педагогическую действительность. Значимым этапом в развитии готовности у будущего учителя поддержать одаренность ребенка станет его внутреннее принятие идеи о множественности мира и уникальности человека. Одномоментно в мире существуют и проявляются различные культуры, концепции, идеи, верования, представления, Вселенная безгранична, а человек уникален. Умение профессионально работать с «разным» выдвигается на первый план. Это означает, что у будущего учителя должна быть сформирована установка на ценностно-смысловое равенство людей. Данная позиция предполагает признание ценности раз-личногоопыта познания Мира, разнообразных точек зрения, мыслей, чувств других людей, в том числе и особенных детей. Формирование
такой позиции словесными (исключительно интеллектуальными) методами фактически нереально, потому что принятие идеи «я и другой есть равноценные сущности» предполагает глубокую внутреннюю работу, личностный резонанс, «вчувствование», постижение мира Другого, что близко к инсайту, к озарению и в своем каждодневном осуществлении в некотором смысле является искусством.
Средства искусства, включенные в образовательный процесс педвуза, отношения, построенные на принципах арт-педагогического взаимодействия, позволяют студентам приобрести опыт «встречи» с личностным своеобразием, рассмотреть вариативность человеческих проявлений, осмыслить множественность существующих позиций, почувствовать связь времен. Искусство объективно «многослойно», за счет чего может стать той связью между «Я» и «Ты» (М. Бубер), своеобразной «точкой интенсивности» (М. К. Мамардашвили), обеспечивающей «прочувствование» ценностно-смыслового равенства, пересечения субъективных миров, эмоционального взаимопостижения и сотворчества.
3. Личностно-профессиональное самоопределение. Известный гуманист Ш. А. Амо-нашвили, определяя источники педагогического мастерства, первостепенным называет позиционное самоопределение педагога, фокусируя внимание на следующем: «Быть мастером педагогического дела - значит иметь исходную педагогическую позицию своей деятельности» [1, с. 10]. Необходимость личностно-профессио-нального самоопределения в контексте педагогической деятельности не вызывает сомнений, так как в фокус внимания воспитателя всегда включены отношения, ценности, смыслы, эмоционально-волевая и рефлексивная сферы человека. Профессия, предполагающая созидание в человеке Человека, требует взращивания человеческого начала в самом себе во время подготовки к профессиональной деятельности. Важнейшим условием как профессионального, так и личностного самоопределения является самодетерминизм, предполагающий сознательное усилие занять определенную позицию, осмыслить свое «Я» в системе отношений (К. А. Абульханова-Славская, Т. О. Гордеева, И. А. Колесникова, С. Л. Рубинштейн и др.). Искусство может стать ресурсным средством, позволяющим преподавателю, оставаясь как бы в стороне, активизировать внимание молодых людей к их внутреннему миру. Очевидно, что при создании своего образа потребуется обратиться к себе, прояснить (для себя) ключевые
характеристики проблемы, смысла задания. Ценностно-смысловое обсуждение произведений художественного творчества как своих, так и работ мастеров искусства позволяет в ходе совместных рефлексий обнаружить собственное отношение, «выявить» свое понимание, что постепенно формирует позицию. Механизм самоопределения «запускается» при встрече с Другим. Не случайно, американский философ Дж. Дьюи, оценивая опыт, получаемый участником общения, заметил: «Когда один человек разделяет мысли, чувства другого, это всегда в большей или меньшей степени меняет его собственную позицию» [2, с. 11].
4. Постижение педагогической теории и практики через осмысление сущности явлений. Результативность педагогической деятельности в определенной степени связана с качеством усвоения теории педагогики. Гуманитарное по своей сущности педагогическое знание, по нашим представлениям, на сегодняшний день представлено как знание «монологическое», далекое от живого человека, от детей, от темы их бытийного развития, и во многом является нелегким для понимания студентами, не имеющими педагогической практики и опыта. По этой причине в системе арт-педагогического сопровождения подготовки будущих учителей искусство и художественная деятельность используется в целях прояснения смысла сложных, незнакомых студентам философских и педагогических категорий и понятий. Например, во время пластических этюдов под определенную музыку проясняются некоторые стереотипные тенденции, ограничения в смысловой трактовке основных понятий педагогики: «формирование», «развитие», «обучение», «воспитание», «образование», «парадигма» (мы предлагаем студентам их пластически изобразить). Музыкальные ассоциации, драматизации, художественная трактовка явления, -все это позволяет будущим учителям выходить в ходе занятия в иную плоскость восприятия привычного педагогического опыта, ощущать и проживать в личностной форме сущностную основу педагогической действительности, схватывая «живое знание» (В. П. Зинченко), обязательной характеристикой которого станет
целостность, поскольку «в нем слиты значение и укорененный в бытии личностный, аффективно окрашенный смысл» [3, с. 22].
5. Формирование профессионально необходимых общепедагогических умений. Арт-педагогические занятия развивают рефлексивные, коммуникативные, перцептивные, креативные умения будущих учителей. Образовательное пространство приобретает качественно иные черты. Между студентами и преподавателем возникают особенные межличностные связи, обусловленные сотворчеством и сотрудничеством. Эмоциональность, яркость, образность арт-педагогических средств, нестандартность их введения в процесс обучения, коллективная синергия облегчают и углубляют ситуацию межсубъектного общения, способствуют приобретению умения и желания понять другого человека, позволяют приобрести опыт психологической трактовки его эмоционального состояния по содержанию продуктов художественного творчества, нюансам поведения, репликам и аффективным реакциям.
Во время выполнения и обсуждения творческих работ, преподаватель, соблюдая принципы арт-педагогической деятельности, демонстрирует открытое, безоценочное, доверительное поведение, что позволяет студентам приобрести опыт взаимодействия в «режиме диалога». Совместный поиск необычных решений, собственного взгляда и индивидуальной трактовки содержания занятия, «додумывание» заданных ситуаций, творческое «обыгрывание» предложенной темы, инициирование авторских тем - все это в ходе арт-педагогического занятия развивает творческие возможности каждого участника образовательного процесса.
Опыт показал, что искусство может стать эффективным средством формирования у будущих учителей готовности поддержать уникальность и креативность ребенка, заметить его одаренность и нестандартность мышления. Спонтанная творческая деятельность на занятиях, выстроенная с учетом принципов арт-педагогики, в контексте изучения предметов психолого-педагогического цикла, пробуждает у студентов интерес к педагогике и сфере че-ловекознания в целом.
Список литературы
1. Амонашвили Ш. А. Чтобы жизнь учителя состоялась // Педагогика наших дней: сб. / сост. В. П. Бедерханова. Краснодар: Кн. изд-во, 1989. 414 с.
2. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 384 с.
3. Зинченко В. П. Психологическая педагогика: материалы к курсу лекций. Ч. 1. Живое знание. Самара: Самарский дом печати, 1998. 296 с.
4. Сергеева Н. Ю. Арт-педагогическое сопровождение профессиональной подготовки будущего учителя: монография. М.: Изд-во УРАО, 2010. 308 с.
5. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 448 с.
References
1. Amonashvili Sh. A. Chtoby zhizn' uchitelja sostojalas' // Pedagogika nashih dnej: sb. / sost. V. P. Bederhanova. Krasnodar: Kn. izd-vo, 1989. 414 s.
2. D'jui Dzh. Demokratija i obrazovanie. M.: Pedagogika-Press, 2000. 384 s.
3. Zinchenko V. P. Psihologicheskaja pedagogika: materialy k kursu lekcij. Ch. 1. Zhivoe znanie. Samara: Samarskij dom pechati, 1998. 296 s.
4. Sergeeva N. Ju. Art-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'noj podgotovki budushhego uchitelja: monografija. M.: Izd-vo URAO, 2010. 308 s.
5. Uhtomskij A. A. Dominanta. SPb.: Piter, 2002. 448 s.
Статья поступила в редакцию 14.09.2014