Проблемы практической психологии
Смирнова Г.Е.
Развитие профессиональных компетенций студента факультета психологии в контексте психологического тренинга
В статье освещается опыт развития профессиональных компетенций студен-тов-психологов на психологическом тренинге. Сделан краткий исторический обзор развития теории и практики психологического тренинга. Описаны технологии развития учебно-профессиональной мотивации, некоторых универсальных и профессиональных компетенций студентов первого курса. Предлагаются пути формирования профессиональной компетентности студентов-психологов на психологическом тренинге в учебном процессе.
Ключевые слова: психологический тренинг, профессиональные компетенции, мотивация, самоизучение, саморазвитие, выбор, ответственность, профессиональная компетентность.
Мы встретились восьмого сентября 2009 года. Двадцать студентов первого курса, которые только начали осваивать новую социальную роль, роль студента факультета психологии, собрались в учебной аудитории на психологический тренинг.
По плану в первом полугодии на психологический тренинг отводится тридцать шесть учебных часов. Из них восемь - лекционные. Столько же во втором полугодии. Для занятий мы выбрали аудиторию, в которой легко размещаются десять столов, двадцать стульев, и остается свободное пространство, в котором можно образовать круг, свободно передвигаясь со стульями и без них. Подготовили видео- и аудиотехнику. Разработали учебно-тематический план занятий и учебно-методический комплекс для их проведения. Определили, что психологический тренинг в первом
семестре носит базовый ознакомительный и практический (адаптационный) характер.
Практические занятия направлены на групповое сплочение, расширение репертуара коммуникативных умений, развитие учебно-познавательной и профессиональной мотивации, формирование компетенций самоизучения и саморазвития, а так же профессиональных, в том числе лидерских способностей и умений.
Обратимся к понятию «психологический тренинг» в историческом контексте.
Термин «тренинг» (train, training) в переводе с английского многозначен: воспитание, обучение, подготовка, тренировка, дрессировка. Возникновение групповых форм психологического тренинга связывают с именами К. Левина, К. Роджерса, Л. Брэдфорда, Дж. Кэмпбелла, М. Форверга.
Разработанные Куртом Левиным и Карлом Роджерсом теории групповой динамики и ориентированной на личность клиента терапии считаются источниками теории и практики группового тренинга. В середине 40-х гг. ХХ в. в США появились учебные группы, в которых участники экспериментировали с собственным поведением в атмосфере доверия и поддержки: тренинговые группы (Т-группы). Участники тренинга получали от тренера необходимую психологическую информацию, формировали у себя новые навыки, способствующие более успешному общению с другими людьми. Курт Левин, изучая процессы групповой динамики, сделал вывод, что для выявления и изменения своих неадаптивных установок и расширения репертуара коммуникативных умений людям необходимо понять, как их воспринимают окружающие. В 1947 г. в Коннектикуте была создана Национальная лаборатория тренинга. В то же время в Чикагском университете развивалась еще одна форма группового психотренинга. Упор в чикагских группах делался в основном на развитие личности, совершенствование межличностных отношений и обучения. Основные задачи таких групп - взаимное исследование, исследование собственной личности, ее самораскрытие и саморазвитие. Важнейшими условиями их эффективности были сильное чувство общности, атмосфера свободы самовыражения, спонтанность поведения, неформальный характер встреч, добровольность участия, эмоциональная поддержка и защищенность, активность и вовлеченность участников в групповой процесс [2].
В 70-е гг. ХХ в. под руководством М. Форверга (M.Vorwerg) была разработана концепция социально-психологического тренинга поведения. Основными элементами тренинга стали ролевые игры с элементами
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
драматизации, создающие условия для формирования навыков общения. В 1982 г. была опубликована монография Л. А. Петровской, в которой термином социально-психологический тренинг (СПТ) была названа практика психологического воздействия, основанная на активных методах групповой работы с целью повышения компетентности в общении: формирование знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. Затем в СССР началась перестройка, стали появляться социально-психологические тренинги.
Впервые я приняла участие в социально-психологическом тренинге в 1986 г. Он был организован Александром Юрьевичем Панасюком в Ленинграде для психологов, работающих в профессиональном образовании. Группа была большая, более тридцати человек. Но результат социально-психологического тренинга был ощутим: полезные для жизни и профессиональной практики компетенции сформировались быстро, я умела и была готова их применять, новые умения и способности изменили мою жизнь и профессиональную деятельность к лучшему. Свой собственный опыт был убедительнее множества лекций. Потом была серия психологических тренингов под руководством психологов из США и Канады с целью освоения современных тренинговых технологий, методов и приемов.
Каковы особенности применения психологического тренинга в учебном процессе в вузе? В процессе взаимодействия, организованного преподавателем, участники сами приобретают необходимый опыт, действуют в соответствии со лично сформулированными целями обучения в данном тренинге. Учебный процесс осуществляется таким образом, чтобы каждый участник смог почувствовать и осознать, что ему надо изменить или усовершенствовать в своем поведении, деятельности, общении и овладеть полезными технологиями. Учебная программа состоит из специально разработанных и взаимосвязанных упражнений, игр, дискуссий, проектов. Участники учатся понимать себя и совершенствовать свои возможности, понимать других и взаимодействовать с ними конструктивно. Параллельно с развитием личностной и социальной компетентности, социального и эмоционального интеллекта формируется предметная психологическая компетентность студентов в области создания проектов тренингов и их проведения.
В программе курса предусмотрены лекции (8 часов), на которых формируются представления и некоторые научные понятия о психологическом тренинге как особой форме обучения. Все эти лекции мы провели как диалогические, включая в них фрагменты, в которых применяются технологии проблемного, знаково-контекстного, проектного обучения,
тренинговые методы [1]. Это позволило преодолеть противоречие между обязательностью занятий и добровольностью участия в них, формальностью учебного расписания и неформальным характером встреч. В ситуации, когда студенты не владеют еще систематизированными психологическими знаниями, а потребность овладеть прикладными компетенциями очень высока, к началу практических занятий учебно-профессиональная мотивация участия студентов в психологическом тренинге оказалась высокой.
Из всех известных сегодня в науке определений психологического тренинга на этом этапе актуальным для нас было определение Тобиаса Лестера, который считал психологический тренинг концентрированной средой пристального внимания к себе и другим. Наш первый - рефлексивный тренинг - оказался полезен всем участникам. Мы начали с размышления о прошлом, чтобы понять, что будет полезно для нас в будущем. В результате были сформулированы личные цели участников. Далее последовала работа, способствующая групповому сплочению: имитационные игры-катастрофы, дискуссии, выполнение групповых проектов. Групповая динамика не была гладкой. Обнажились противоречия, выявились причины межличностных конфликтов, сменился формальный лидер: по согласованию с деканатом был выбран другой староста группы.
От встречи к встрече самостоятельность участников увеличивалась. Апробация тренинговых упражнений, самостоятельное проведение игр и презентаций позволили студентам глубже понять и почувствовать смысл психологического тренинга. Студенты учились отличать реальные события от собственных интерпретаций этих событий, давать и получать эффективную обратную связь, говорить и слышать.
Музыкальное сопровождение упражнений, направленных на саморегуляцию и релаксацию, мы ввели с первого дня. Постепенно ввели фото-, а затем видеосъемку фрагментов занятий и игр. Упражнения «Структура обратной связи», «Оптимальное самоутверждение», «Моделирование конфликта», выполненные с видеосъемкой и анализом, усиленным визуальным рядом, позволили уточнить и расширить представления о самом себе, сделать богаче и позитивнее представления о других людях.
Изучение контекстов профессиональной деятельности, созданная группой идеальная модель психолога, сравнение представлений о самом себе с идеальной моделью позволили студентам сформулировать цели саморазвития в следующем этапе психологического тренинга, участие в котором они приняли во втором семестре.
Будущий психолог, овладевая профессией, должен научиться делать выбор и нести за него ответственность, извлекать уроки из успехов
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
и неудач, мотивировать самого себя на взаимодействие и результат, находить опору в самом себе, стать психологически зрелым человеком [3].
Психологический тренинг как особая форма обучения создает пси-холого-педагогические условия для осознания смысла профессии психолога и своей миссии в ней, понимания и усвоения необходимых компетенций, овладения методами целенаправленного профессионального и личностного саморазвития.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М., 2009.
2. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб., 1998.
3. Смирнова Г.Е. Проблема развития профессиональной мотивации студен-тов-психологов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2010. № 2. С.73-82.