Научная статья на тему 'Профессионально-психологический тренинг развития наблюдательности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений'

Профессионально-психологический тренинг развития наблюдательности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
893
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цибуляк Наталья Юрьевна

В статье обосновывается эффективность использования профессионально-психологического тренинга для развития наблюдательности как профессионально важного качества. Особое внимание уделено теоретико-методическим особенностям разработки и реализации данного тренинга в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цибуляк Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионально-психологический тренинг развития наблюдательности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

81

Наталья Юрьевна Цибуляк

Бердянский государственный университет (Украина)

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В статье обосновывается эффективность использования профессионально-психологического тренинга для развития наблюдательности как профессионально важного качества. Особое внимание уделено теоретико-методическим особенностям разработки и реализации данного тренинга в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Ключевые слова: профессионально-психологический тренинг, наблюдательность, профессионально важное качество.

В психолого-педагогической литературе представлено значительное количество материала по проблеме формирования и развития профессионально важных качеств воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Учеными доказано, что от уровня их развития зависит успешность, результативность и продуктивность педагогической деятельности. Среди этих качеств особое значение имеет наблюдательность, поскольку ее проявление обеспечивает возможность познания и понимания личности дошкольника. Это подтверждается результатами многочисленных психолого-педагогических исследований (Г. Беленькая, И. Бех, Е. Головаха, Н. Лысенко, Е. Кононко, В. Кузьменко, М. Савчин, Л. Спирина, Т. Пироженко, Ch. Hobart, C. Sharman, M. Fawcett, J. Jablon, M. Dichtelmiller и др.).

Понятие «наблюдательность» довольно часто и широко употребляется в научной литературе как качество личности (В. Давыдов, Б. Ломов, С. Максименко, Д. Николенко и др.), ее черта (Г. Костюк, А. Петровский, М. Ярошевский и др.), составляющая социально-перцептивной компетентности профессионала (И. Вегерчук, В. Зазыкин, И. Кулькова и др.). Также данное понятие рассматривается в контексте изучения психологических особенностей специалистов разных профессий: госслужащих (И. Кулькова, Ю. Терещенко, Д. Николенко и др.), врачей (Ли Вон Хо и др.), практических психологов (Л. Регуш, В. Ковалев и др.), педагогов (Г. Ковалев, Г. Кислова, Т. Мандрыкина, М. Захарийчук, В. Лежнина, Л. Колодина, Е. Телеева, А. Родионова и др.). В частности, исследованы такие аспекты проблемы наблюдательности педагогов: специфика ее проявления в профессиональной деятельности (А. Маркова, Е. Панько), взаимосвязь между наблюдательностью будущих учителей и точностью их эмпирических прогнозов (В. Лежнина), влияние наблюдательности учителя на формирование педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик» (Л. Колодина), психологические особенности формирования наблюдательности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки (Г. Кислова), педагогические условия развития наблюдательности будущих учителей в процессе общения (Т. Мандрыкина), педагогические особенности использования тренинговых упражнений для развития наблюдательности учителей (Е. Телеева).

Несмотря на значительное количество научных исследований проблемы наблюдательности педагогов, нерешенным остается широкий круг вопросов, в частности определение и разработка мероприятий по развитию этого качества у будущих воспитателей.

© Н. Ю. Цибуляк, 2013.

82

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)

Цель статьи - раскрыть психологические особенностей профессионально-психологического тренинга развития наблюдательности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки.

Прежде всего, рассмотрим суть понятия «наблюдательность будущих воспитателей». Под ним мы понимаем профессионально важное качество, которое заключается в фиксации и интерпретации существенных, характерных и даже, малозаметных, но важных для познания и понимания индивидуальных особенностей субъектов педагогического процесса дошкольного образовательного учреждения, которые проявляются через совокупность внешних признаков.

Для выявления уровня сформированности наблюдательности будущих воспитателей мы провели экспериментальное исследование [9]. Анализ полученных результатов выявил следующие уровни развития этого качества: высокий - 15,38 % респондентов, необходимый - 29,06 %, критический - 44,02 % и недопустимый -11,54 %. Полученные данные свидетельствуют о необходимости целенаправленной работы по формированию наблюдательности будущих воспитателей в процессе профессиональной подготовки.

Основным системообразующим компонентом в данном направлении стала разработка профессионально-психологический тренинга. Его цель заключалась в развитии наблюдательности как профессионально важного качества будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Указанная цель детализировалась в следующих задачах: 1) формирование новых знаний, умений, а на их основе наблюдательности как профессионально важного качества; 2) выработка способов действий наблюдательности и их адаптация к целям педагогической деятельности; 3) корректировка имеющихся у студентов установок и стереотипов, которые не соответствуют условиям и целям профессиональной деятельности. После завершения участники тренинга должны знать: суть наблюдательности, ее особенности как профессионально важного качества и значение для деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений, общую характеристику внешних признаков личности и особенности их проявления у детей дошкольного возраста; уметь: фиксировать и анализировать существенные для понимания личности ребенка внешние проявления, проводить самоанализ, самооценку собственной наблюдательности, а также будут способны составлять оптимальную программу саморазвития наблюдательности в процессе профессиональной подготовки и дальнейшей педагогической деятельности.

Выбор психолого-педагогического тренинга как формы организации учебной деятельности студентов обусловлен рядом причин. Прежде чем их раскрыть, обратимся к определению данного понятия. Как отмечает Е. Сидоренко, «любой тренинг подчиняется общей цели - передаче технологии действия, содержанию - определенной концепции реальности, форме - интерактивному обучению, которое предполагает активное взаимодействие участников между собой и тренером» [8. С. 11]. Соответственно понятие «тренинг» в общем понимании - это интерактивная учебная деятельность, целью которой является получение за короткий промежуток времени знаний, умений и практического опыта, учитывая специфику деятельности и конечную цель. Поэтому профессиональнопсихологический тренинг мы определяем как форму организации процесса профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений, которая объединяет в себе учебные и развивающие направления благодаря созданию специально организованных действий в учебно-профессиональных ситуациях.

Определение профессионально-психологического тренинга как формы организации учебной деятельности студентов позволяет объяснить целесообразность его применения:

1. Развитие наблюдательности будущих воспитателей возможно при такой организации процесса профессиональной подготовки, которая обеспечит ситуацию продук-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

83

тивного взаимодействия и совместной творческой деятельности, направленной на актуализацию опыта студентов, и создание зоны их ближайшего развития. Современные научные исследования (И. Булах, И. Вачкова, Л. Долинской, Л. Мороз, Н. Евдокимовой, В. Ляудис, В. Федорчук, Ю. Швалба и др.) убедительно доказывают, что традиционные формы организации учебной деятельности (лекции, семинарские занятия и т.д.), которые предусматривают доминирование перцептивно-мнемических способов усвоения знаний, преимущественно направлены на формирование общетеоретической и методической компетентности. Это, как правило, позволяет будущим специалистам свободно ориентироваться в разнообразии форм, методов, приемов и средств педагогической работы, но не всегда обеспечивает развитие профессионально важных качеств, в том числе наблюдательности. Поэтому «внедрение новых интерактивных, субъектно-деятельностных технологий обучения (проведение тренингов), должно стать краеугольным камнем формирования нового поколения настоящих профессионалов, которые чувствуют себя достойными специалистами, творческими личностями» [6, С. 198]. По сравнению с традиционными формами профессиональной подготовки преимуществом тренинга, по мнению Л. Мороз, является наличие коллективной зоны ближайшего развития, в которой за счет общей интеллектуальной и практической деятельности обеспечивается не только репродуктивное усвоение и воспроизведение готовых стандартов профессиональных действий, но и происходит их разработка, присвоение и осознание [6].

2. Профессионально-психологический тренинг как форма организации процесса профессиональной подготовки будущих воспитателей позволяет создать и обеспечить благоприятное воздействие комплекса психолого-педагогических условий развития наблюдательности. Это происходит благодаря использованию активных и интерактивных методов обучения, которые направлены не на получение знаний в виде готовой системы, а предусматривают проявление активности, инициативности и творчества студентов, а также предполагают актуализацию их способности к рефлексии и расширение «репертуара способов профессиональных действий» [3].

Использование активных и интерактивных методов в процессе профессиональной подготовки будущих воспитателей обеспечивает преподавателям получение обратной связи относительно эффективности усвоения студентами программного содержания спецкурса, а также позволяет отследить динамику их продвижения в усвоении психологических знаний и овладении необходимыми способами использования. Активные и интерактивные методы также делают возможным реализацию проблемного и задачного способов организации обучения будущих специалистов, что активизирует их к устранению несоответствия между имеющимся и желаемым уровнем развитости наблюдательности и актуализирует потребность в сочетании теоретических знаний и практических умений. Это делает обучение интеллектуально и эмоционально насыщенным.

3. Во время проведения тренинга первичное влияние осуществляется не на познавательную, а на эмоционально-чувственную и мотивационную сферы личности участников. В специально созданных (смоделированных) ситуациях будущие воспитатели приобретают опыт переживаний психических состояний, запоминают эмоциональную окраску при решении задач, направленных на развитие наблюдательности как профессионально важного качества. В результате формируются знания, навыки, представления, взгляды и ценности, которые воспринимаются как собственные, а не навязанные извне. Это, по мнению А. Марковой, позволяет переносить их в реальные профессиональные ситуации [5].

4. Профессионально-психологический тренинг как форма организации процесса профессиональной подготовки предполагает практикоориентированный характер, что создает индивидуальный опыт действия как синтеза познавательного опыта и опыта преобразования [1]. Специально смоделированная и контролируемая учебно-развивающая

84

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)

ситуация благодаря деятельностному опосредованию активизирует процессы профессионального развития студентов в соответствии с требованиями педагогической деятельности. Такая организация учебной деятельности будущих специалистов обеспечивает возможность непосредственного решения практических профессиональных задач, а также способствует становлению операционных и оперативных механизмов развития наблюдательности будущих воспитателей. Участие в учебной деятельности, которая максимально приближена к реальной профессиональной деятельности, с одной стороны, осуществляет развитие адекватных профессиональных представлений об этом качестве, а с другой - формирует представление о себе как субъекте деятельности.

Поэтому во время проведения профессионально-психологического тренинга нам необходимо было создать особую учебно-развивающую среду, в которой должны были учтены требования профессиональной деятельности и индивидуально-психологические особенности участников. Важно было предусмотреть и то обстоятельство, что психологические образования, возникающие в процессе интериоризации внешнего профессионального контекста, активизируют личностный и профессиональный рост, самоконтроль. Участники тренинга с помощью механизма обратной связи и рефлексии получают возможность анализировать и оценивать свои действия, по-новому идентифицировать себя. Семинарские и практические занятия, как правило, не обеспечивают такого результата.

Приведенные аргументы позволяют с уверенностью утверждать о возможности и целесообразности применения профессионально-психологического тренинга для развития наблюдательности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовке.

Профессионально-психологический тренинг состоял из 9 занятий. При их разработке, организации и проведении мы учитывали основные принципы и требования групповой работы (руководство группой носило демократический характер, атмосфера взаимоотношений в группе была проникнута доверием, взаимной поддержкой, искренностью, открытостью и т. д.), а также специфику процесса профессиональной подготовки в высшей школе (наличие до начала тренинговой работы личностных отношений между участниками, обязательность участия в тренинге, регламентированность времени занятий, отсутствие возможности свободного распределения учебной группы по численности и уровню подготовки, ограниченность оборудования помещения и т. д.). Проведение тренинговых занятий также требовало специфического составления расписания, в котором необходимо было запланировать проведение двух занятий подряд (4 академических часа).

Каждое занятие было направлено на решение отдельных специфических задач, обусловленных общей целью и содержанием спецкурса, для достижения которых использовались различные методы, приемы и упражнения. Теоретико-методической основой их определения стали исследования украинских (И. Воронюк, Н. Максимовой, К. Милютиной, Л. Мороз, Н. Евдокимовой, А. Кунцевской, Н. Ничкало, А. Семеновой, Ю. Швалба, С. Сысоевой, Т. Яценко и др.), российских (А. Богословской, В. Большакова, И. Вачкова, Ю. Жукова, Ю. Емельянова, Е. Евтихова, Е. Сидоренко, Т. Зайцевой, А. Панфиловой, Л Митиной, А. Марковой, Л. Регуш, Л. Петровской, В. Пузикова, Ю. Жукова, С. Макшанова, И. Швецовой, Л. Шнейдер и др.) и зарубежных ученых (Р. Бакли, Э. Берна, Д. Герхарда, Д. Колби, К. Левина, Ф. Месллера, Я. Морено, Д. Пратта, Дж. Стюарта, К. Роджерса, К. Рудестама, И. Ялома и др.).

Так, во время профессионально-психологического тренинга применялись такие методы, как мини-лекции, групповые дискуссии, игры и т. д. Остановимся на их характеристике более детально. Мини-лекция - это метод тренинговой работы, который использовался нами для информирования, изменения установок и мотивации к саморазвитию его

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

85

участников. При этом мы учитывали такие особенности, как: уровень подготовленности и особенности восприятия новой информации (длительность мини-лекции не должна была превышать 15-20 минут, использование разнообразной наглядности и т. д.), важность обеспечения постоянного взаимодействия и сотрудничества с аудиторией, необходимость закрепления полученной информации с помощью упражнений.

Также во время проведения профессионально-психологического тренинга развития наблюдательности будущих воспитателей широко использовались дискуссионные методы. Это такие методы интерактивного обучения, суть которых заключается в совместном обсуждении определенного спорного вопроса, что позволяет объяснить или изменить взгляды, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения [4]. Наиболее распространенными дискуссионными методами являются «мозговой штурм» и групповая дискуссия. Первый предполагает генерацию идей на предложенную тематику. В отличие от этого метода, групповая дискуссия направлена именно на решение конкретной проблемы, что способствует более обоснованному ее восприятию. Это обусловлено активизацией опыта всех участников тренинговой работы: они самостоятельно приводят примеры, доказательства, обоснования подходов и т. д. Использование дискуссионных методов мы считали целесообразным при изучении и проработке сложного материала, для мотивации и получения обратной святи от студентов.

Особое значение при проведении профессионально-психологического тренинга имели игровые методы, суть которых заключается в моделировании социального содержания деятельности. Среди многоообразия игровых методов (ситуационно-ролевые, творческие, деловые, имитационные) нами преимущественно использовались деловые и ролевые игры. Так, деловая игра как тренинговый метод помогает участникам преодолевать интерпретационные ограничения, которые появляются вследствие неосознанного усвоения теоретических знаний, а также позволяет усвоить широкий репертуар социальных ролей, в том числе и профессиональных [7. С. 74]. Ролевая игра, в отличие от деловой, не имеет сценария, только заданную тренером ситуацию общения. Происходящее воспринимается только как игровая ситуация, что способствует самораскрытию участников перед группой, применению новых форм поведения, ослаблению отрицательной обратной связи. Использование игровых методов в тренинге является чрезвычайно продуктивным, поскольку игра создает новую модель поведения, позволяет ее участникам преодолевать психологические барьеры, открываться, импровизировать, творчески реализовывать свое «Я». Игровые методы целесообразны для ослабления монотонности, поощрения студентов к дальнейшей работе, подчеркивания значения основного смысла упражнения.

Во время проведения тренинговых занятий по развитию наблюдательности будущих воспитателей также использовались кейс-метод (метод анализа конкретных ситуаций). Это метод интерактивного проблемно-ситуационного анализа, который предполагает решение конкретных задач-ситуаций (case) [2]. Целесообразность этого метода объясняется возможностью применять полученные теоретические знания для решения практических профессиональных задач. Так, учебный материал подавался студентам в виде микропроблем, т. е. предлагалась ситуации, отражающие конкретные факты из педагогической деятельности. Работая подгруппами, студенты определяли наиболее оптимальный вариант ее решения. Окончание работы над ситуацией предусматривало оценку предложенных алгоритмов и выбор оптимального в контексте поставленной проблемы. Таким образом, знания приобретались будущими воспитателями в результате активной творческой и исследовательской деятельности.

Для погружения будущих воспитателей в реальные ситуации педагогической деятельности предлагалось обсуждение видеоматериалы. Их использование для развития профессионально важных качеств будущих специалистов позволяет, по мнению ученых

86

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)

(И. Вачкова, Л. Мороза, F. Tochon, W. Oonk, F. Goffree, N. Verloop, E. van Es, M. Sherin, E. Kazemi, A. Hubbard и др.), комплексно изучить взаимодействие между участниками педагогического процесса, обдумать зафиксированы проявления, а также в случае необходимости просмотреть видеосюжет несколько раз. Следовательно, возможность фиксации и интерпретации внешних проявлений и особенностей взаимодействия между ними участниками педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений положительно влияет на развитие наблюдательности будущих воспитателей.

Во время проведения профессионально-психологического тренинга важно было способствовать формированию адекватной самооценке студентами наблюдательности как профессионально важного качества. Для этого проводилась тренинговая психодиагностика «как средство введения психологических метрик в рефлексивный процесс осознания участником своих ограничений и достижений» [10. С. 50]. Психодиагностика должна была стать для студентов внешним и необходимым средством продуктивной рефлексии.

Достижение целей и задач тренинга зависело не только от определения адекватных и оптимальных методов, но и от осмысленного и дифференцированного выбора, модификации или разработки необходимых упражнений. Они рассматривались как средство деятельностного опосредования учебного материала. В научно-методической литературе (В. Большаков, И. Вачков, В. Захаров, Ю. Пахомов, Л. Петровская, А. Прутченков, М. Пряжников, Н. Самоукина, Н. Хрящева, К. Фопель, Т. Яценко и др.) представлено значительное количество упражнений, направленных на развитие личностной наблюдательности. Поэтому перед нами стояла важная задача - определить упражнения, которые были бы валидными, надежными и релевантными цели и задачам тренинга. Некоторые упражнения были модифицированы нами согласно психологической сути наблюдательности как профессионально важного качества и специфики процесса профессиональной подготовки. Использовались и авторские разработки упражнений, которые были составлены с учетом последних достижений в области тренинговых технологий.

Профессионально-психологический тренинг развития наблюдательности будущих воспитателей в целом и каждое тренинговое занятие в частности имели определённую структуру, которая позволила учесть особенности целевой аудитории и создать необходимые психолого-педагогические условия развития исследуемого качества. Композиционно спецкурс-тренинг состоял из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Цель вводной части заключалась в подготовке и настройке студентов на активную работу, формировании интереса к проблеме наблюдательности, актуализации профессионально-познавательных мотивов профессиональной подготовки. Вступительная часть состояла из следующих компонентов: приветствие участников, определение принципов и правил работы в группе, мобилизации групповой активности, рефлексии предыдущего опыта, информирования о теме, целях, задачах, содержании и конечном результате работы, определения уровня осведомленности и ожиданий будущих специалистов.

Основная часть тренинга была направлена на реализацию содержания спецкурса. Она включала в себя: развернутый, детализированный перечень основных вопросов, практических упражнений и заданий, последовательность которых была подчинена задач-ному подходу. Он позволил организовать особое специфическое образовательное пространство, в котором будущие воспитатели имели возможность осознать собственную некомпетентность в решении ситуаций или определенного класса задач, определиться с собственными ограничениями в определенной проблеме. Это происходило на стадии фактов через выполнение таких действий, операций, которые не давали желаемых результатов из-за ограниченности сформированных способов действий. Эмоциональное переживание собственных ограничений побуждало студентов к коллективному поиску эффективных действий. Путем проб и ошибок происходил поиск альтернативных вари-

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

87

антов решения ситуации. Варианты, которые давали желаемые результат, осознавались путем ретроспективной рефлексии. Такой подход позволил будущим воспитателям в последующих аналогичных учебных ситуациях решить предлагаемые задачи. Проекция этих ситуаций и собственных действий в будущую профессиональную деятельность способствовала осознанию студентами компетентности, а при повторении определенных способов действий в других ситуациях - приобретению неосознанной компетентности.

Целью заключительной части занятия было подведение логического итога занятия и завершение работы группы. Это предполагало рефлексию (смысловую и эмоциональную), обмен опытом и переживаниями, оценку достижений целей тренинга. В конце работы проводился ритуал завершения занятия, который способствовал установлению эмоционального единства группы и сохранению положительного опыта, а также ориентировал на планирование дальнейших действий, использование приобретенных знаний и умений, их сохранение и совершенствование после завершения обучения.

Таким образом, психологические особенности профессионально-психологического тренинга позволяют утверждать о целесообразности его использования для развития наблюдательности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе профессиональной подготовки. Благодаря различным активным и интерактивным методам, приемам и упражнениям, которые предлагаются в определенной последовательности, создаются благоприятные условия для трансформации операционных механизмов развития наблюдательности как профессионально важного качества в оперативные.

Список литературы

1. Бех, I. Д. Виховання особистост [Текст] : тдруч. для студ. вищ. навч. закл. /

I. Д. Бех. - К. : Либщь, 2008. - 848 с.

2. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники [Текст] : учеб. пособ. / И. В. Вачков. - М. : Ось-89, 2003. - 223 с. - (Практ. психология).

3. Свдокимова, Н. О. Навчальний треншг як технология тдготовки фахiвця у ви-щому навчальному закладi [Текст] / Н. О. Свдокимова, Ю. М. Швалб // Науковий вюник Миколшвського державного ушверситету iм. В. О. Сухомлинського : зб. наук. пр. / за ред. С. Д. Максименка, Н. О. Свдокимовои - Т. 2. - Вип. 7. - Миколшв : МДУ iм. В. О. Сухомлинського, 2011. - С. 121-128.

4. Завьялова, Ж. В. Путь тренера [Текст] : автобиогр. очерки с метод. материалами для практикующего бизнес-тренера / Ж. В. Завьялова. - СПб. : Речь, 2002. - 241, [1] с. -(Психол. тренинг).

5. Маркова, А. К. Психология профессионализма [Текст] / А. К. Маркова. - М. : Педагогика, 1996. - 256 с.

6. Мороз, Л. I. Основи професшно-психолопчного треншгу : (у запитаннях та вщповщях) [Текст] : навч. поаб. / Л. I. Мороз. - К. : Вид. ПАЛИВОДА А. В., 2004. -130 с.

7. Петровская, Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [Текст] / Л. А. Петровская. - М. : Изд-во МГУ, 1989. - 216 с.

8. Сидоренко, Е. В. Мотивационный тренинг [Текст] : практ. рук-во / Е. В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2001. - 233 с.

9. Цибуляк, Н. Ю. Критери, показники та рiвнi розвитку спостережливосп майбутшх вихователiв дошкшьних навчальних закладiв / Н. Ю. Цибуляк // Проблеми сучасно! психологи : зб. наук. пр. / за ред. С. Д. Максименка, Л. А. Онуфрieво^. - Вип. 17. -Кам’янець-Подшьський : Аксюма, 2012. - С. 650-660.

10. Швалб, Ю. М. Проблема ситуативной психодиагностики в тренинговом процессе [Текст] / Ю. М. Швалб // Теорiя та досвщ застосування треншгових технологш у

88

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2013 № 4 (25)

практичнш психологи : Мат-ли II Всеукр. наук.-практ. конф., м. Кшв, 20 жовтня 2005 р. / За ред. Л. I. Мороз. - К. : КЮ1 МВС, 2005. - С. 48-52.

Referencies

1. Beh, I. D. Vihovannja osobistosti [Tekst] : pidruch. dlja stud. vishh. navch. zakl. /

I. D. Beh. - K. : Libid’, 2008. - 848 s.

2. Vachkov, I. V Osnovy tehnologii gruppovogo treninga. Psihotehniki [Tekst] : ucheb. posob. / I. V. Vachkov. - M. : Os’-89, 2003. - 223 s. - (Prakt. psihologija).

3. Gvdokimova, N. O. Navchal’nij trening jak tehnologija pidgotovki fahivcja u vishhomu navchal’nomu zakladi [Tekst] / N. O. Gvdokimova, Ju. M. Shvalb // Naukovij visnik Mikolaivs’kogo derzhavnogo universitetu im. V. O. Suhomlins’kogo : zb. nauk. pr. / za red. S. D. Maksimenka, N. O. Gvdokimovoi. - T. 2. - Vip. 7. - Mikolaiv : MDU im. V. O. Suhomlins’kogo, 2011. - S. 121-128.

4. Zav’jalova, Zh. V. Put’ trenera [Tekst] : avtobiogr. ocherki s metod. materialami dlja praktikujushhego biznes-trenera / Zh. V. Zav’jalova. - SPb. : Rech’, 2002. - 241, [1] s. - (Psihol. trening).

5. Markova, A. K. Psihologija professionalizma [Tekst] / A. K. Markova. - M. : Pedagogika, 1996. - 256 s.

6. Moroz, L. I. Osnovi profesijno-psihologichnogo treningu : (u zapitannjah ta vidpovidjah) [Tekst] : navch. posib. / L. I. Moroz. - K. : Vid. PALIVODA A. V., 2004. - 130 s.

7. Petrovskaja, L. A. Kompetentnost’ v obshhenii. Social’no-psihologicheskij trening [Tekst] / L. A. Petrovskaja. - M. : Izd-vo MGU, 1989. - 216 s.

8. Sidorenko, E. V Motivacionnyj trening [Tekst] : prakt. ruk-vo / E. V. Sidorenko. - SPb. : Rech’, 2001. - 233 s.

9. Cibuljak, N. Ju. Kriterii, pokazniki ta rivni rozvitku sposterezhlivosti majbutnih vihovateliv doshkil’nih navchal’nih zakladiv / N. Ju. Cibuljak // Problemi suchasnoi psihologii : zb. nauk. pr. / za red. S. D. Maksimenka, L. A. Onufrievoi. - Vip. 17. - Kam’janec’-Podil’s’kij : Aksioma, 2012. - S. 650-660.

10. Shvalb, Ju. M. Problema situativnoj psihodiagnostiki v treningovom processe [Tekst] / Ju. M. Shvalb // Teorija ta dosvid zastosuvannja treningovih tehnologij u praktichnij psihologii : Mat-li II Vseukr. nauk.-prakt. konf., m. Kiiv, 20 zhovtnja 2005 r. / Za red. L. I. Moroz. - K. : KJuI MVS, 2005. - S. 48-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.