Будилова А.С.,
преподаватель ГАПОУ СО «НТГПК им. Демидова», г. Нижний Тагил, Россия
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ НА ОСНОВЕ ТРЕНИНГА
Аннотация
В данной статье показывается возможность применения тренинговых технологий для развития коммуникативных умений, требующихся в процессе обучения и будущей профессиональной деятельности студентам среднего профессионального образования. Рассмотрено понятие образовательного тренинга, его структура, принципы организации с использование конкретных примеров.
Ключевые слова: информационные технологии, студенты, тренинг, тренинговые технологии, коммуникативные умения.
Budilova A.S.,
teacher
Nizhny Tagil State Professional College named after Nikita Akinfievich Demidov,
Nizhny Tagil, Russia
DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS
OF STUDENTS AT TRAINING INFORMATION TECHNOLOGIES
ON THE BASIS OF TRAINING
Abstract
This article shows the possibility of using training technologies for developing the communication skills required in the process of training and future professional activity for students of secondary vocational education. The concept of educational training, its structure, principles of organization with the use of concrete examples.
Keywords: Information technology, students, training, training technologies, communication skills.
В настоящее время к современной системе образования стали предъявлять новые требования: «Новые поколения россиян - это граждане России, обладающие новым мышлением, мотивированные к инновационному поведению, способные жить и успешно работать в условиях информационного
общества и инновационной экономики, опирающиеся на общественно признанные национальные и мировые ценности» [10].
Формирование описанных выше качеств является особенно важным на уровне профессионального образования. Учреждения среднего профессионального образования призваны удовлетворять потребности личности, общества и государства в получении профессиональной квалификации специалиста среднего звена. При этом они являются важнейшими институтами социализации, формирующие профессиональную культуру и профессиональные качества будущих специалистов.
Исходя из этого, а также из результатов научно-технического прогресса, который привел к значительному увеличению объема поступающей информации, возникает необходимость усовершенствования системы профессионального образования, т.е. видов, содержания, форм деятельности, которые будут предоставлять большие возможности для развития познавательной деятельности и приобретения опыта как практической, так и профессиональной деятельности. При этом одной из важнейших задач профессионального образования должно стать развитие у студентов коммуникативных умений. Это можно сделать, если использовать интерактивное обучение, которое подразумевает активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Коммуникативные умения - это одно из важнейших умений современной личности. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно -воспитательного процесса.
Формирование коммуникативных умений - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. Результативное, удовлетворяющее интересы коммуникантов общение подразумевает овладение ими коммуникативной компетенцией, составляющей которой и являются коммуникативные умения.
У студентов первого курса не сформирована языковая база, которая позволила бы им активно и плодотворно участвовать в образовательном процессе по избранной специальности: они не умеют структурно-композиционно строить как письменное, так и устное монологическое высказывание, затрудняются сформулировать понятия, не владеют достаточной аргументацией суждений, имеют крайне бедный словарный запас [1]. Они не умеют высказывать свои мысли, вести дискуссию, логически перерабатывать информацию, не знакомы с проблемным методом изложения материала, то есть не умеют вступать в коммуникацию в необходимых им сферах общения [2]. Бывшие школьники привыкли к описательному изложению информации в
учебниках, на занятиях и к воспроизведению данной информации, анализ, составление тезисов, выделение главной мысли не свойственны на начальном этапе профессионального образования. Также существует ряд проблем, связанных с общением молодежи в сети Интернет (социальные сети). Они уже привыкли к такому виду общения, не видя собеседника, что становится причиной полной потери коммуникации в реальном мире. Им достаточно трудно взаимодействовать со своими сверстниками и тем более работать в команде, где общение важно как никогда.
В современных научно-методических исследованиях проблему развития коммуникативных умений рассматривали такие психологи, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, Б.М. Теплов М.И. Лисина, И.С. Кон, В.Э. Пахальян. Несмотря на внимание науки к этой проблеме, до сих пор существует ряд противоречий между:
- образовательным заказом государства и реально существующим образовательным процессом в учреждениях среднего профессионального образования, обеспечивающим лишь передачу знаний и умений учащимся, а ни развитии необходимых коммуникативных умений обучающихся;
-необходимостью реализации профессиональными образовательными учреждениями требований практико-ориентированного подхода, воспитания у обучающихся качеств толерантности, умения работать в коллективе и степенью готовности педагогического коллектива к созданию соответствующих педагогических условий;
-необходимостью подготовки будущих специалистов к разным видам профессионального общения и ухудшением коммуникативных умений за счет систематического использования информационных технологий.
Соответственно задача создания эффективных педагогических условий, способствующих развитию коммуникативных умений обучающихся на основе именно интерактивных форм обучения, способствующих развитию толерантности и умений взаимодействия в коллективе, остается актуальной и необходим поиск новых стратегий, адекватных технологий и альтернативных методик проведения учебных занятий в инновационном образовательном пространстве. Одной из таких методик может стать использование тренинговых технологий.
Проблемам тренинговых технологий посвящены исследования П.А. Бавиной, В.Ю. Большакова, И.В. Вачкова, Ю.М. Емельянова, В.П. Захарова, Т.В. Зайцевой, Г.А. Ковалева, В.В. Никандрова, Л.А. Петровской, Б.Д. Парыгина, Ю.М. Швалба, Т.С. Яценко и др.
Однако в данных работах недостаточно внимания уделяется развитию коммуникативных навыков в тренинге при обучении информационным технологиям на уровне профессионального образования.
Принято считать, что первые разработки тренинговых форм личностного саморазвития принадлежат школе Курта Левина (США) [6]. Исходное положение при создании этого психологического метода заключалось в понимании того, что изменения в установках и поведении людей происходят
гораздо эффективнее в процессе их группового, а не индивидуального функционирования.
Дальнейшее развитие тренинги получили в разработках К. Роджерса (США) в русле гуманистической психологии. Тренинг стал активно применяться в процессе языкового обучения при профессиональной подготовке специалистов.
Согласно В.Э. Пахальян, тренинг (от англ. train - тренироваться) - в самом общем значении рассматривается как способ, точнее, совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений [7].
Согласно В. А. Саруханову, тренинг - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений и навыков, коррекции и формирования способностей и установок, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности [9].
Согласно С. Гладышеву, тренинг - это особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Это специально созданная благоприятная среда, где каждый может с легкостью и удовольствием увидеть и осознать свои плюсы и минусы, достижения и поражения. Помощь и внимание окружающих помогают быстрее понять, какие личностные качества необходимы, и какие профессиональные навыки надо развивать. Благодаря тому что ситуация тренинга учебная, ни один из участников не рискует сделать что-то не так в профессиональной сфере, а приобретает и использует новый полезный опыт. В реальной ситуации эксперименты могут привести к нежелательным последствиям. А в стадии учебного занятия любой навык или качество моделируются на конкретных шагах и немедленно анализируются и проверяются в учебной обстановке, максимально приближенной к действительности. Так, на тренинге можно научиться гибкости, общению, принятию позиции другого, что очень полезно в жизни [3].
Сравнительный анализ предлагаемых определений «тренинга» позволяет считать его многофункциональным методом, представляющим собой учебную программу или комплекс упражнений эффективной групповой работы, разработанных для того, чтобы в результате их осуществления был получен конечный продукт, набор знаний и умений для участия в определенной деятельности.
Уточняя понятие коммуникативного тренинга можно сказать, что это форма психологического воздействия, основанного на активных методах групповой работы, специально организованное общение, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков.
С точки зрения И.В. Громовой тренинг коммуникативных навыков - это социально-психологический тренинг, объектом которого являются коммуникативные навыки личности [4].
Цель такого обучения - преодоление коммуникативных барьеров, которые нередко мешают реализовать профессиональные способности, устранение комплексов личности, возникающих в процессе общения, обучение непростому искусству поддержания беседы, умению завязывать знакомство, а также умению не только слышать, но и слушать собеседника. В отличие от тренинга делового общения, тренинг коммуникативный предполагает акцент именно на личном, а не на профессиональном общении.
Для эффективной организации коммуникативного тренинга создаются специальные условия через игры и упражнения, открываются закономерности и особенности взаимоотношений, общения и поведения в мире людей, а также развивают важные для этого качества и умения [1].
При этом в коммуникативных тренингах никак не учитывается потребность молодежи научиться правильно общаться в сети, эффективно использовать социальные сети и сетевые сервисы. В настоящее время у многих организаций появилась потребность в сетевых переговорах, ведению электронного документооборота, поиску сотрудников через социальные сети. В этой связи студенты - будущие специалисты должны овладеть не только устными деловыми коммуникациями, но и правила общения в сети. Обучение информационным технологиям на основе тренингов коммуникаций поможет студентам овладеть всеми необходимыми коммуникационными умениями в дальнейшей профессиональной деятельности. В соответствие с этим остановимся более подробно на образовательных тренингах коммуникациях.
Модель тренинга, на основе которой впоследствии разрабатывались образовательные тренинги, создавалась М. Форвергом (Германия) в 70-е годы. Тренинг Форверга основывался на использовании ролевых и деловых игр для развития коммуникативных навыков участников, а также отработке каких-то профессиональных умений.
Для проведения образовательного тренинга необходима организация особой тренинговой среды, как образовательной среды творческого типа модальности. Соответственно, ко всем компонентам такой среды: знаньевому, социальному, пространственно-предметному и психодидактическому предъявляются специфические требования [11].
Образовательный тренинг, как и любой другой должен быть выстроен согласно следующих принципов.
Принцип активности. Активность участников тренинговой группы заключается в обязательном вовлечение всех в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по определенной схеме.
Принцип исследовательской творческой позиции. Творческая активность участников группы заключается в том, что в ходе тренинга они обнаруживают, осознают, открывают для себя идеи и закономерности, уже известные в психологии, а также, что особенно важно - свои личные ресурсы, возможности, особенности.
В тренинговой группе создается креативная среда, основными характеристиками которой являются проблемность, неопределенность, принятие, безоценочность.
Принцип объективации (осознания) поведения. В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь. В тех видах тренинга, которые направлены на формирование умений, навыков, установок, используются дополнительные средства объективации поведения. Одним из них является видеозапись поведения участников группы в тех или иных ситуациях с последующим просмотром и обсуждением.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. Партнерским является общение, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.
Как правило, тренинг связан организационно-деятельностными, ролевыми имитационными играми, разбором критических случаев, видео методами, а также методами театрализации, невербальными методиками, которые структурируются в специальную образовательную программу, позволяющую достичь намеченных образовательных целей в наиболее кратчайшие сроки за счет активизации деятельности обучающихся. Главным эффектом и сутью тренинговых занятий является более глубокое осознание и осмысление своих особенностей.
Содержание тренинга должно быть построено таким образом, чтобы каждый участник имел возможность развития по трем направлениям:
- значимые личностные качества и опыт;
- различные техники и методы практической работы;
- технология организации и оценки результатов практической деятельности.
Кроме того, следует отметить, что при использовании тренинговых технологий для обучения, значительно меняется роль преподавателя, который превращается главным образом в фасилитатора-тренера, стимулирующего работу группы при выполнении заданий. Преподаватель, поддерживая атмосферу сотрудничества, играет роль более опытного специалиста в данной области, выступая одновременно аналитиком и комментатором. При этом тренер должен оставаться бесстрастным, он не может осуждать мнение участников тренинга, навязывать им свое в явном виде. Основной целью тренера является не мешать развиваться обучающимся, «не тянуть одеяло на себя», а только направлять, причем ненавязчиво.
Рассмотрим возможности использования тренинговых технологий при обучении информационным технологиям. Следует отметить, что проведение занятий в компьютерном классе, наличие интерактивной доски, локальной сети
и выхода в Интернет открывает новые возможности перед преподавателем-тренером. Тренер может значительно расширить аудиторию тренинга, задействовать внешних экспертов, кроме устных эмоциональных обсуждений, включить в работу тренинга обсуждение на форумах и в чатах. Кроме того, компьютер и локальная сеть позволяют более эффективно организовать пространство для группового проектирования. Возможно создать специальную группу в социальных сетях, возможно использовать различные виртуальные лаборатории и электронные тренажеры для отработки определенных профессиональных навыков.
Важной особенностью образовательного тренинга является его структура. Как правило, в тренинге выделяют пять стадий: подготовка (мотивация, настройка, планирование работы, установка правил), осознание (понимание сущности темы, ее значения лично для участника тренинга), переоценка (решение проблемных ситуаций на основе личного опыта, проблемное обсуждение решений, сравнение с личным опытом), действие (выполнение упражнений, творческих заданий, обсуждение результатов) и рефлексия (оценка результатов тренинга и степени удовлетворенности занятием всех участников) [5].
На этапе подготовки тренер подводит группу к той или иной теме, а также форме проведения основной части занятия. Рассматривая занятие по информационным технологиям, можно предложить использование проблемной ситуации, загадки с поиском необходимой информации в Интернет, различных кроссвордов, ребусов для актуализации знаний прошлой темы урока. Например, определите какое изобретение показано на рисунке, как оно связано с информационными технологиями, где и когда было сделано. Возможно также использование небольших «баек», анекдотов по данной теме, с помощью которых преподаватель может подвести студентов к выводу о теме данного занятия.
На стадии осознания тренер показывает методики, техники, приводит какие-то наглядные примеры, позволяющие обучающимся понять новый для них материал. На данном этапе работы преподаватель может подготовить необходимые таблицы для наглядности объясняемого материала, опорные конспекты, рабочие тетради с пропусками и др. Так, например, при объяснении видов информационных процессов можно использовать заранее подготовленные памятки, которые обучающиеся могут всегда носить с собой, и которые будут способствовать лучшему усвоению и запоминанию материала. Кроме того осознание может проходить через удивление - желание разобраться в теме на более глубоком уровне. Может преподаватель удивить студентов необычными фактами. Например, при обучении теме «Защита информации» можно рассказать о количестве фиксируемых ежедневных атак, последствиях наиболее ярких заражений вирусом.
На стадии переоценки тренируемые должны пропустить полученные знания через себя, выбрать более эффективные методы и техники для решения практических проблем. Чаще всего эта стадия проводится в игровой форме. На
стадии действия подразумевается собственно отработка умений и навыков по предлагаемой теме. Каждый участник тренинга получает возможность работать самостоятельно в индивидуальном темпе. Этот этап в первую очередь характеризуется большой загруженностью преподавателя, так как ему необходимо подготовить карточки с заданиями разного уровня сложности, чтобы все студенты могли работать в удобном им темпе. Преподаватель также может поделить обучающихся на небольшие группы и дать им одинаковые задания по теме. Студенты решают их на скорость. Так, например, по теме «Системы счисления» можно дать закодированные слова, которые обучающиеся должны правильно раскодировать и получить код, для введения в компьютер. На это им отводится определенное количество времени. Такое задание можно использовать и при изучении темы «Основы логики», например, закрепление материала применения таблиц истинности.
Последняя стадия связана с оценкой достигнутых на тренинге результатов. На данном этапе проходит рефлексия. Обучающиеся должны сказать, как они поняли данный материал, что показалось им сложным, и есть ли у них еще вопросы по данной теме. Кроме того, студенты обсуждают комфортность условий обучения, их достижения и неудачи. Этот этап достаточно важен в тренинге, ведь только с помощью ощущений обучающихся можно понять, как прошел данный тренинг.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что использование тренинговых технологий при обучении информационным технологиям значительно повышает познавательную активность обучающихся и позволяет развивать необходимые коммуникативные умения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бабушкина, Р.Л., Кислякова, О.М. Эмоционально-коммуникативный тренинг в структуре занятий по логопедической ритмике в системе коррекции общего недоразвития речи: Материалы IX Международной научной конференции «Специальное образование». Под общей редакцией В.Н. Скворцова. 2013. Санкт-Петербург. С.17-20.
2. Волков, И.П. Педагогические технологии. М., Просвещение, 1990.
3. Гладышев С., Как вести себя на тренинге?//«Обучение & карьера». -М., 2005, №35. С.70-74.
4. Громова И. В. История возникновения и современные тенденции развития коммуникативного тренинга // Молодой ученый. 2014. №4. С. 680-683/
5. Мащенко, М.В. Использование тренинговых технологий для повышения познавательной активности учащихся при обучении информатике и ИКТ//Актуальные вопросы использования инновационных технологий в образовательном процессе. Материалы Всероссийской науч.-практич. конфер., Нижний Тагил, 28-29 января, 2011 г. Нижний Тагил: НТГСПА, 2011. С. 144 -150.
6. Немова, А.С., Мащенко М.В. Использование тренинговых технологий при обучении информатике// Материалы V Международной студенческой
электронной науч. конф. «Студенческий научный форум», 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://www.scienceforum.ru/ 2013/228/4947(дата обращения: 3.09.2016).
7. Пахальян, В.Э., Групповой психологический тренинг. СПб: Питер, 2006, 15 с.
8. Петровская, Л.А., Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.:Просвящение,1982.
9. Рубцова Н. Е. Психологические основы профессиональной деятельности учителя информатики при проведении диалога «школьник-компьютер»: Дис. канд. психол. наук: 19.00.03. Тверь, 1999.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования второго поколения. 2009. [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=225 (дата обращения: 5.06.16).
11. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.