М. А. Ледянкина
(г. Арзамас)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОМ СЛУЖБЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИКУМА
В статье анализируется деятельность методической службы техникума. Автор раскрывает возможности методической службы в развитии профессиональной компетентности преподавателей
В настоящее время в педагогике, педагогической психологии, социологии образования ведутся активные научные поиски, направленные на исследование профессиональной компетентности преподавателя. Однако, несмотря на значительное количество теоретических работ и солидный практический опыт по изучению профессионального становления педагога, вопросы формирования и развития профессиональной компетентности преподавателей средних специальных учебных заведений остаются весьма актуальными. Это обусловлено противоречием между социальным заказом на высокообразованного и компетентного педагога системы среднего профессионального образования и недостаточной теоретической разработкой вопросов совершенствования профессиональной компетентности преподавателей СПО в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Необходимость развития профессиональной компетентности педагогических кадров обусловлена следующими факторами:
- ускорением темпа развития общества, в условиях которого развитие образования не может не носить опережающего характера;
- быстрым ростом интеллектуализации труда, динамизмом смены техники и технологии, что вызывает постоянную потребность в повышении профессиональной компетентности педагогических работников, их профессиональной мобильности;
- формированием общества, основанного на знаниях, в условиях которого основным общественным и личным капиталом становятся именно знания, а население должно быть способным их создавать, использовать и передавать, непрерывно наращивать, обновлять свой образовательный потенциал;
- наращиванием культурного слоя цивилизации, усилением роли личности в обществе, что может быть обеспеченно прежде всего за
счет динамично развивающегося культурнообразовательного компонента [1, с.2].
Изменения в образовательной политике России, модернизация образования определили новое понимание профессиональной компетентности педагога. Современный педагог, которого по праву можно назвать профессионалом, - это «...исследователь, способный к научной деятельности и постоянному саморазвитию» [2, с.193].
Профессиональная компетентность преподавателя техникума предполагает высокий уровень психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом. Это позволяет управлять ее развитием, влияя на составные компоненты с учетом ряда факторов и условий, обеспечивающих эффективность процесса развития компетентности.
Одним из таких факторов является создание комфортной образовательной среды как комплекса взаимосвязанных условий, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность. Такая образовательная среда должна обеспечивать психолого-педагогическое и методическое сопровождение преподавателей и создавать предпосылки для самосовершенствования и самореализации личности.
Эту задачу призвана реализовать грамотно выстроенная методическая служба техникума, деятельность которой направлена на развитие профессиональной компетентности преподавателей, реализацию их творческого потенциала и, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития учащихся и студентов.
Мы согласны с А. Г. Ботневой, которая определяет методическое пространство как организационно-педагогическую систему, содержание деятельности которой основывается на единстве принципов для всех ее подсистем, учете спе-
цифики решаемых ими задач, определяемых общей стратегией развития и конкретными условиями [3, с.22].
В основе деятельности методической службы техникума положена система основополагающих принципов, таких как: принцип гуманизации, базирующийся на гуманистических идеалах профессионального образования, активизирующих человеческий фактор, творческую инициативу педагога, обеспечивающих самореализацию, саморазвитие личности; принцип научности, предполагающий отказ от формального или интуитивного определения содержания, методов и форм развития профессиональной компетентности преподавателей техникума и переход к глубокому научно обоснованному анализу процесса развития; принцип практикоориентированного учения, выражающийся в том, что весь процесс развития профессиональной компетентности преподавателей техникума базируется на существующем опыте преподавателей и направлен на понимание, анализ, рефлексию и применение полученных знаний и приобретенных в практике умений; принцип непрерывности профессионального развития, обусловленный формированием устойчивой потребности в непрерывном развитии профессиональной компетентности преподавателей как обязательного условия качественной реализации профессиональной деятельности, а также предъявлением преподавателем собственных педагогических достижений для распространения их в педагогической среде; принцип дифференциации и индивидуализации, выражающийся в системном, углубленно-вдумчивом отношении к каждому педагогу со стороны руководителя, в умении знать и видеть достоинства, интересы педагога; в способности перейти от монологической формы взаимодействия к диалогу, к коллективному поиску решений, к созданию условий и защите прав каждого участника образовательного процесса; во включении педагога в наиболее привлекательную для него деятельность; в построении индивидуальных траекторий развития профессиональной компетентности преподавателей техникума; принцип взаимодействия и поддержки, ориентирующий на активное взаимодействие преподавателей друг с другом, с администрацией техникума, методическим кабинетом для обмена опытом, информацией и открытиями с целью преодоления возникающих в процессе профессиональной деятельности трудностей и совместного решения проблем.
Целью методической работы в техникуме является создание условий для развития про-
фессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения на основе их образовательных потребностей и выявленных затруднений в деятельности. В связи с этим процесс управления развитием профессиональной компетентности основывается на следующих научных подходах: акмеологиче-ском, предполагающем ориентацию педагога на собственное профессиональное развитие и высшие достижения в профессионально-педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова); аксиологическом, предусматривающем понимание и утверждение в образовательном процессе ценностей свободы, прав, достоинства, чести человека, его желания самоутвердиться в профессии; андрагогическом, основанном на методической деятельности, помогающей педа-гогу-профессионалу «прирастить» новые знании, освоить передовые технологии, сформировать жизненные принципы (С. Г. Вершловский, И. А. Колесникова, А. Е. Марон); антропологическом, предусматривающем системное использование данных различных наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
Анализ опыта работы по организации деятельности методической службы позволяет сделать вывод о том, что она становится востребованной только тогда, когда удовлетворяет потребности своих заказчиков в лице преподавателей. В связи с этим ключевые направления методической работы в ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» были разработаны на основе предложений, поступающих от преподавателей, и системного анализа деятельности техникума.
Проведенная нами диагностика заинтересованности в овладении профессиональными умениями среди преподавателей техникума дала следующие результаты: 42% преподавателей имеют профессиональную потребность сознательно изучать педагогику и овладевать основами педагогического мастерства, 36% испытывают функциональный интерес, у 22% респондентов отмечается развивающаяся любознательность.
Методическое сопровождение преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения обусловлено рядом факторов, среди которых ведущее положение занимает неоднородность педагогического коллектива по составу.
В ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» трудятся и преподаватели общеобразовательных дисциплин, имеющие высшее педагогическое образование (56%); и
преподаватели специальных дисциплин, имеющие высшее техническое образование (16%); и мастера производственного обучения (28%), которые пришли с производства и имеют богатый практический опыт, но не знают основ педагогики, психологии, методики преподавания. При этом отметим, что средний возраст педагогических работников составляет 42 года, а стаж педагогической деятельности варьируется от 3 до 37 лет.
Анализ кадрового состава преподавателей техникума и результатов учебно-воспитательной деятельности показывает, что педагогу профессиональной школы, не имеющему базового педагогического образования, необходима помощь не только в повышении квалификации, но и в переподготовке в связи с недостатком знаний по педагогике и психологии общения, неразвитостью практико-преобразующей компетентности.
Разделяя мнение Ю. В. Маховой, под практи-ко-преобразующей компетентностью мы понимаем умения педагога работать не по существующим образцам, а находить собственные пути решения возникающих проблем; выбирать направления, способы преобразования имеющегося опыта преподавания; осуществлять целеполагание в различных видах деятельности; проводить диагностику личных профессиональных достижений, т.е. становиться субъектом профессионального развития, осваивая рефлексивную деятельность [4, с.45].
Грамотно организованная методическая работа позволяет преподавателям и мастерам производственного обучения увидеть и понять глубокую связь педагогической науки с практикой, изучить результаты завершенных психоло-го-педагогических исследований и передового педагогического опыта, оценить свою готовность к использованию их в профессиональной практике, грамотно построить теоретически обоснованные проекты собственной профессиональной деятельности.
Исходя из этого, задачи методической службы техникума мы видим в разработке и научнометодическом обеспечении стратегии развития техникума; формировании и реализации единой методической политики техникума; содействии в освоении педагогических новшеств, способствующих повышению статуса техникума в контексте модернизации российского образования и достижению современного качества образования; оказании помощи преподавателям и мастерам производственного обучения в совершенствовании педагогического мастерства, повышении уровня профессиональной
компетентности; стимулировании и поощрении профессиональной деятельности, направленной на максимально полное удовлетворение интересов и потребностей учащихся и студентов техникума; апробации системы мониторинга результативности учебно-воспитательного процесса.
Среди основных условий эффективной организации методической деятельности в техникуме мы, вслед за О. Г. Красношлыковой, выделяем следующие [5, с.34]:
- распределение полномочий, прав и обязанностей;
- максимальный учет социального заказа на образовательные услуги и личностно-ориентированное построение деятельности преподавателей техникума;
- рассмотрение активного положительного опыта методической деятельности каждого члена педагогического коллектива как опорного в построении общей системы методической работы, федерального, регионального, территориального опыта и общих тенденций развития методической работы, теоретических подходов, определенных наукой [3, с. 34].
В нашем исследовании был получен вывод о том, что методическая служба техникума должна включать следующие виды деятельности:
- информационно-аналитическую (анализ состояния и результатов методической работы в техникуме, определение направлений ее совершенствования; изучение, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта; осуществление информационно-консультативной деятельности; обработка информации и создание базы данных о результатах учебно-воспитательной работы в техникуме);
- организационно-методическую (методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогическим работникам в период полготовки к аттестации и в межаттестацион-ный период; прогнозирование, планирование и организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников техникума; подготовка и проведение педагогических чтений, семинаров, творческих мастерских, конкурсов профессионального мастерства для преподавателей и мастеров производственного обучения техникума; организация взаимодействия и координации деятельности с внутренними структурами техникума и внешними организациями города);
- консультационную (организация консультационной работы с педагогическими работниками техникума по вопросам учебно-воспита-
тельной, методической, инновационной, экспериментальной деятельности; организация работы с молодыми специалистами).
- информатизационную (создание и постоянное обновление сайта техникума; формирование массива информации об основных направлениях развития современного образования);
- экспериментально-инновационную (осуществление методической поддержки педагогических работников, ведущих экспериментальную работу; организация и проведение постоянно действующих семинаров по инновациям в современном образовании; проведение мероприятий, направленных на распространение результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности);
- научно-методическую (подготовка программной, нормативной и распорядительной документации; обзор научной литературы по различным направлениям образовательной деятельности; участие в научных конференциях; взаимодействие с высшими учебными заведениями и институтом развития образования);
- экспертно-диагностическую (организация и проведение внутренней экспертизы деятельности педагогических работников; проведение диагностики образовательного процесса техникума с целью выявления затруднений дидактического и методического характера; организация и проведение диагностики качества образовательно-воспитательного процесса техникума);
- редакционно-издательскую (разработка, систематизация и тиражирование образцов учебно-планирующей и отчетной документации для педагогических работников; тиражирование методических рекомендаций).
Реализация инновационной деятельности методической службы техникума позволяет повысить социально-педагогическую эффективность учебного заведения. Основными показателями эффективности выступает имидж учреждения, выражающийся в большом количестве абитуриентов, росте объемов образовательных и методических услуг, повышении уровня профессиональной компетентности преподавателей техникума.
Литература
1. Гильмеева Р. Х. Непрерывное профессиональное педагогическое образование: стратегические ориентиры развития // Методист.
- 2006. - №10. - С.2-5.
2. Печатнова О. М. Современные подходы к пониманию сущности непрерывного педагогического образования // Российский научный журнал. - 2009. - №3 (10). - С.193-198.
3. Ботнева А. Г. Окружной научно-методический центр // Методист. - 2004. - №4. - С.22-24.
4. Махова Ю. В. Методическое сопровождение деятельности педагогов профессионального колледжа // Методист. - 2008. - №10. -С.45-46.
5. Красношлыкова О. Г. Создание многоуровневой методической службы муниципальной системы образования как формы непрерывного развития профессионализма педагогов // Методист. - 2007. -№4. - С.26-36.
--------^----------