Научная статья на тему 'Деятельность методической службы по развитию профессиональной компетентности преподавателей техникума'

Деятельность методической службы по развитию профессиональной компетентности преподавателей техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
776
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ТЕХНИКУМА / METHODICAL SERVICE / PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL COMPETENCE / DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE / TEACHER OF THE COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ледянкина Марина Александровна

В статье анализируется деятельность методической службы техникума. Автор раскрывает возможности методической службы в развитии профессиональной компетентности преподавателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ледянкина Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Activities of the methodical service on the developing of professional competence of teachers in collegesS

The article examines the activities of the college methodical service. The author reveals the opportunities of methodical service in the development of professional competence of teachers

Текст научной работы на тему «Деятельность методической службы по развитию профессиональной компетентности преподавателей техникума»

М. А. Ледянкина

(г. Арзамас)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОМ СЛУЖБЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИКУМА

В статье анализируется деятельность методической службы техникума. Автор раскрывает возможности методической службы в развитии профессиональной компетентности преподавателей

В настоящее время в педагогике, педагогической психологии, социологии образования ведутся активные научные поиски, направленные на исследование профессиональной компетентности преподавателя. Однако, несмотря на значительное количество теоретических работ и солидный практический опыт по изучению профессионального становления педагога, вопросы формирования и развития профессиональной компетентности преподавателей средних специальных учебных заведений остаются весьма актуальными. Это обусловлено противоречием между социальным заказом на высокообразованного и компетентного педагога системы среднего профессионального образования и недостаточной теоретической разработкой вопросов совершенствования профессиональной компетентности преподавателей СПО в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Необходимость развития профессиональной компетентности педагогических кадров обусловлена следующими факторами:

- ускорением темпа развития общества, в условиях которого развитие образования не может не носить опережающего характера;

- быстрым ростом интеллектуализации труда, динамизмом смены техники и технологии, что вызывает постоянную потребность в повышении профессиональной компетентности педагогических работников, их профессиональной мобильности;

- формированием общества, основанного на знаниях, в условиях которого основным общественным и личным капиталом становятся именно знания, а население должно быть способным их создавать, использовать и передавать, непрерывно наращивать, обновлять свой образовательный потенциал;

- наращиванием культурного слоя цивилизации, усилением роли личности в обществе, что может быть обеспеченно прежде всего за

счет динамично развивающегося культурнообразовательного компонента [1, с.2].

Изменения в образовательной политике России, модернизация образования определили новое понимание профессиональной компетентности педагога. Современный педагог, которого по праву можно назвать профессионалом, - это «...исследователь, способный к научной деятельности и постоянному саморазвитию» [2, с.193].

Профессиональная компетентность преподавателя техникума предполагает высокий уровень психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим культурно-нравственным обликом. Это позволяет управлять ее развитием, влияя на составные компоненты с учетом ряда факторов и условий, обеспечивающих эффективность процесса развития компетентности.

Одним из таких факторов является создание комфортной образовательной среды как комплекса взаимосвязанных условий, обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность. Такая образовательная среда должна обеспечивать психолого-педагогическое и методическое сопровождение преподавателей и создавать предпосылки для самосовершенствования и самореализации личности.

Эту задачу призвана реализовать грамотно выстроенная методическая служба техникума, деятельность которой направлена на развитие профессиональной компетентности преподавателей, реализацию их творческого потенциала и, в конечном счете, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития учащихся и студентов.

Мы согласны с А. Г. Ботневой, которая определяет методическое пространство как организационно-педагогическую систему, содержание деятельности которой основывается на единстве принципов для всех ее подсистем, учете спе-

цифики решаемых ими задач, определяемых общей стратегией развития и конкретными условиями [3, с.22].

В основе деятельности методической службы техникума положена система основополагающих принципов, таких как: принцип гуманизации, базирующийся на гуманистических идеалах профессионального образования, активизирующих человеческий фактор, творческую инициативу педагога, обеспечивающих самореализацию, саморазвитие личности; принцип научности, предполагающий отказ от формального или интуитивного определения содержания, методов и форм развития профессиональной компетентности преподавателей техникума и переход к глубокому научно обоснованному анализу процесса развития; принцип практикоориентированного учения, выражающийся в том, что весь процесс развития профессиональной компетентности преподавателей техникума базируется на существующем опыте преподавателей и направлен на понимание, анализ, рефлексию и применение полученных знаний и приобретенных в практике умений; принцип непрерывности профессионального развития, обусловленный формированием устойчивой потребности в непрерывном развитии профессиональной компетентности преподавателей как обязательного условия качественной реализации профессиональной деятельности, а также предъявлением преподавателем собственных педагогических достижений для распространения их в педагогической среде; принцип дифференциации и индивидуализации, выражающийся в системном, углубленно-вдумчивом отношении к каждому педагогу со стороны руководителя, в умении знать и видеть достоинства, интересы педагога; в способности перейти от монологической формы взаимодействия к диалогу, к коллективному поиску решений, к созданию условий и защите прав каждого участника образовательного процесса; во включении педагога в наиболее привлекательную для него деятельность; в построении индивидуальных траекторий развития профессиональной компетентности преподавателей техникума; принцип взаимодействия и поддержки, ориентирующий на активное взаимодействие преподавателей друг с другом, с администрацией техникума, методическим кабинетом для обмена опытом, информацией и открытиями с целью преодоления возникающих в процессе профессиональной деятельности трудностей и совместного решения проблем.

Целью методической работы в техникуме является создание условий для развития про-

фессиональной компетентности преподавателей и мастеров производственного обучения на основе их образовательных потребностей и выявленных затруднений в деятельности. В связи с этим процесс управления развитием профессиональной компетентности основывается на следующих научных подходах: акмеологиче-ском, предполагающем ориентацию педагога на собственное профессиональное развитие и высшие достижения в профессионально-педагогической деятельности (Н. В. Кузьмина, В. Н. Максимова); аксиологическом, предусматривающем понимание и утверждение в образовательном процессе ценностей свободы, прав, достоинства, чести человека, его желания самоутвердиться в профессии; андрагогическом, основанном на методической деятельности, помогающей педа-гогу-профессионалу «прирастить» новые знании, освоить передовые технологии, сформировать жизненные принципы (С. Г. Вершловский, И. А. Колесникова, А. Е. Марон); антропологическом, предусматривающем системное использование данных различных наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.

Анализ опыта работы по организации деятельности методической службы позволяет сделать вывод о том, что она становится востребованной только тогда, когда удовлетворяет потребности своих заказчиков в лице преподавателей. В связи с этим ключевые направления методической работы в ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» были разработаны на основе предложений, поступающих от преподавателей, и системного анализа деятельности техникума.

Проведенная нами диагностика заинтересованности в овладении профессиональными умениями среди преподавателей техникума дала следующие результаты: 42% преподавателей имеют профессиональную потребность сознательно изучать педагогику и овладевать основами педагогического мастерства, 36% испытывают функциональный интерес, у 22% респондентов отмечается развивающаяся любознательность.

Методическое сопровождение преподавателей среднего профессионального образовательного учреждения обусловлено рядом факторов, среди которых ведущее положение занимает неоднородность педагогического коллектива по составу.

В ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум» трудятся и преподаватели общеобразовательных дисциплин, имеющие высшее педагогическое образование (56%); и

преподаватели специальных дисциплин, имеющие высшее техническое образование (16%); и мастера производственного обучения (28%), которые пришли с производства и имеют богатый практический опыт, но не знают основ педагогики, психологии, методики преподавания. При этом отметим, что средний возраст педагогических работников составляет 42 года, а стаж педагогической деятельности варьируется от 3 до 37 лет.

Анализ кадрового состава преподавателей техникума и результатов учебно-воспитательной деятельности показывает, что педагогу профессиональной школы, не имеющему базового педагогического образования, необходима помощь не только в повышении квалификации, но и в переподготовке в связи с недостатком знаний по педагогике и психологии общения, неразвитостью практико-преобразующей компетентности.

Разделяя мнение Ю. В. Маховой, под практи-ко-преобразующей компетентностью мы понимаем умения педагога работать не по существующим образцам, а находить собственные пути решения возникающих проблем; выбирать направления, способы преобразования имеющегося опыта преподавания; осуществлять целеполагание в различных видах деятельности; проводить диагностику личных профессиональных достижений, т.е. становиться субъектом профессионального развития, осваивая рефлексивную деятельность [4, с.45].

Грамотно организованная методическая работа позволяет преподавателям и мастерам производственного обучения увидеть и понять глубокую связь педагогической науки с практикой, изучить результаты завершенных психоло-го-педагогических исследований и передового педагогического опыта, оценить свою готовность к использованию их в профессиональной практике, грамотно построить теоретически обоснованные проекты собственной профессиональной деятельности.

Исходя из этого, задачи методической службы техникума мы видим в разработке и научнометодическом обеспечении стратегии развития техникума; формировании и реализации единой методической политики техникума; содействии в освоении педагогических новшеств, способствующих повышению статуса техникума в контексте модернизации российского образования и достижению современного качества образования; оказании помощи преподавателям и мастерам производственного обучения в совершенствовании педагогического мастерства, повышении уровня профессиональной

компетентности; стимулировании и поощрении профессиональной деятельности, направленной на максимально полное удовлетворение интересов и потребностей учащихся и студентов техникума; апробации системы мониторинга результативности учебно-воспитательного процесса.

Среди основных условий эффективной организации методической деятельности в техникуме мы, вслед за О. Г. Красношлыковой, выделяем следующие [5, с.34]:

- распределение полномочий, прав и обязанностей;

- максимальный учет социального заказа на образовательные услуги и личностно-ориентированное построение деятельности преподавателей техникума;

- рассмотрение активного положительного опыта методической деятельности каждого члена педагогического коллектива как опорного в построении общей системы методической работы, федерального, регионального, территориального опыта и общих тенденций развития методической работы, теоретических подходов, определенных наукой [3, с. 34].

В нашем исследовании был получен вывод о том, что методическая служба техникума должна включать следующие виды деятельности:

- информационно-аналитическую (анализ состояния и результатов методической работы в техникуме, определение направлений ее совершенствования; изучение, обобщение и распространение инновационного педагогического опыта; осуществление информационно-консультативной деятельности; обработка информации и создание базы данных о результатах учебно-воспитательной работы в техникуме);

- организационно-методическую (методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогическим работникам в период полготовки к аттестации и в межаттестацион-ный период; прогнозирование, планирование и организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников техникума; подготовка и проведение педагогических чтений, семинаров, творческих мастерских, конкурсов профессионального мастерства для преподавателей и мастеров производственного обучения техникума; организация взаимодействия и координации деятельности с внутренними структурами техникума и внешними организациями города);

- консультационную (организация консультационной работы с педагогическими работниками техникума по вопросам учебно-воспита-

тельной, методической, инновационной, экспериментальной деятельности; организация работы с молодыми специалистами).

- информатизационную (создание и постоянное обновление сайта техникума; формирование массива информации об основных направлениях развития современного образования);

- экспериментально-инновационную (осуществление методической поддержки педагогических работников, ведущих экспериментальную работу; организация и проведение постоянно действующих семинаров по инновациям в современном образовании; проведение мероприятий, направленных на распространение результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности);

- научно-методическую (подготовка программной, нормативной и распорядительной документации; обзор научной литературы по различным направлениям образовательной деятельности; участие в научных конференциях; взаимодействие с высшими учебными заведениями и институтом развития образования);

- экспертно-диагностическую (организация и проведение внутренней экспертизы деятельности педагогических работников; проведение диагностики образовательного процесса техникума с целью выявления затруднений дидактического и методического характера; организация и проведение диагностики качества образовательно-воспитательного процесса техникума);

- редакционно-издательскую (разработка, систематизация и тиражирование образцов учебно-планирующей и отчетной документации для педагогических работников; тиражирование методических рекомендаций).

Реализация инновационной деятельности методической службы техникума позволяет повысить социально-педагогическую эффективность учебного заведения. Основными показателями эффективности выступает имидж учреждения, выражающийся в большом количестве абитуриентов, росте объемов образовательных и методических услуг, повышении уровня профессиональной компетентности преподавателей техникума.

Литература

1. Гильмеева Р. Х. Непрерывное профессиональное педагогическое образование: стратегические ориентиры развития // Методист.

- 2006. - №10. - С.2-5.

2. Печатнова О. М. Современные подходы к пониманию сущности непрерывного педагогического образования // Российский научный журнал. - 2009. - №3 (10). - С.193-198.

3. Ботнева А. Г. Окружной научно-методический центр // Методист. - 2004. - №4. - С.22-24.

4. Махова Ю. В. Методическое сопровождение деятельности педагогов профессионального колледжа // Методист. - 2008. - №10. -С.45-46.

5. Красношлыкова О. Г. Создание многоуровневой методической службы муниципальной системы образования как формы непрерывного развития профессионализма педагогов // Методист. - 2007. -№4. - С.26-36.

--------^----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.