УДК 377.5
DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-38-44
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПО
Н. Н. Максютова
Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград
Новые требования к результатам обучения требуют от преподавателя СПО сформированной информационно-педагогической компетентности. Структура преподавательского коллектива учреждений СПО неоднородна и включает преподавателей, ведущих общеобразовательные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, мастеров производственного обучения, а также педагогов дополнительного образования, которые далеко не всегда владеют навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями. Целью данной статьи является анализ процесса формирования информационно-педагогической компетентности преподавателя СПО. Можно говорить о том, что явно выделяются две основные проблемы, связанные с формированием у преподавателей СПО информационной и педагогической компетентно-стей: отсутствие базовой подготовки или дополнительного профессионального образования в области ИКТ и педагогики. Данный тезис был подтвержден в результате мониторинга, проведенного на базе ГБПОУ «Волгоградский техникум энергетики и связи». Были выделены структурные и функциональные компоненты информационно-педагогической компетентности преподавателей СПО, а также был сделан вывод о том, что сущность данного конструкта заключается не только в способности работать с информацией, но и в умении эффективно применять ее в процесс педагогической деятельности. В результате исследования были выделены этапы и уровни формирования информационно-педагогической компетентности преподавателя СПО. Основная задача заключается в последовательном повышении компетентности и опережающем уровне педагогического мастерства. Оптимизация процесса формирования информационно-педагогической компетентности преподавателей СПО может быть обеспечена при соблюдении определенных условии: информационно-педагогическая компетентность преподавателя СПО будет рассматриваться как интегративное качество личности в единстве компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного; будут максимально реализованы возможности дополнительного образования и использованы внутренние ресурсы учреждения. В качестве средств могут быть использованы мастер-классы, курсы и конкурсы профессионального мастерства.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, информационно-педагогическая компетентность, компоненты компетентности, структура компетентности.
PROCESS OF BUILDING INFORMATION-PEDAGOGICAL COMPETENCE FOR TEACHERS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION
N. N. Maksyutova
Volgograd State Agricultural University, Volgograd
New requirements for learning outcomes require the teacher in SVE to create the information and pedagogical competence. The structure of the teaching staff of institutions of secondary vocational education is heterogeneous and includes teachers of general education disciplines, teachers of general professional disciplines, masters of industrial training, as well as teachers of additional education who do not always know how to work with information and communication technologies. The purpose of this article is to analyze the process of forming the information and pedagogical competence of the teacher in SVE. It can be said that two main problems connected with the formation of information and pedagogical competence among teachers in SVE are clearly highlighted: the lack of basic training or additional professional education in the field of Information and Communication Technologies and in the field of Pedagogy. This thesis was confirmed as a result of monitoring conducted on the basis of the Volgograd Technical College of Energy and Communications. Structural and functional components of information and pedagogical competence of teachers in SVE were identified, and it was concluded that the essence of this construct is not only the ability to work with information, but also the ability to effectively apply it to the pedagogical activity process. As a result of the research, the stages and levels of formation of the information-pedagogical competence of the teacher in SVE were identified. The main task is to consistently increase competence and the advanced level of pedagogical skill. Optimization of process of formation of information-pedagogical competence of teachers in SVE can be ensured if certain conditions are met: the information
© Максютова Н. Н.., 2018
and pedagogical competence of the teacher will be considered as integrative quality of the personality in unity of components: motivational, cognitive, activity and reflexive and estimated; possibilities of additional education will be most realized and internal resources of establishment are used. Master classes, courses and competitions of professional skill can be used as a means.
Keywords: knowledge, competence, information and pedagogical competence, competence components, competence structure.
В соответствии с требованиями, определяемыми Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (ФГОС СПО), формирование общих и профессиональных компетенций, обучающихся в процессе их подготовки в системе СПО является одной из основных целей профессионального обучения. К одной из ключевых характеристик, необходимых каждому выпускнику, ФГОС-3 относит информационную компетентность. Непосредственно в стандарте она определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий» [4]. При этом профессиональное обу-
чение осуществляется субъектами образовательного процесса (преподавателями и мастерами производственного обучения), которые далеко не всегда владеют необходимым набором компетенций.
Необходимо отметить, что структура преподавательского коллектива учреждений СПО неоднородна и включает преподавателей, ведущих общеобразовательные дисциплины (школьный курс), преподавателей, отвечающих за подготовку студентов по общепрофессиональным дисциплинам (специальные дисциплины и междисциплинарные курсы), мастеров производственного обучения, занимающихся обучением студентов в мастерских и на предприятиях, а также педагогов дополнительного образования (кружковая работа, факультативы, секции и др.) (рис. 1).
Рис. 1. Структура преподавательского коллектива учреждений СПО / Fig. 1. Structure of teaching staff of secondary vocational education institutions
При этом необходимо отметить, что роль преподавателя СПО в современном образовательном процессе претерпевает ряд изменений, связанных с его активной информатизацией.
Целевая ориентация системы СПО на подготовку конкурентоспособного выпускника, владеющего не просто навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), а обладающего высокой информационной активностью и компьютерной грамотностью, вступает в явное противоречие с низким уровнем информационной культуры большинства преподавателей СПО.
Однако отсутствие базовой подготовки или дополнительного профессионального образования
в области ИКТ среди преподавателей учреждений СПО не является единственной проблемой. По данным Бюллетеня аналитического центра при Правительстве за 2017 год среди преподавателей, отвечающих за подготовку студентов по общепрофессиональным дисциплинам, отмечается отсутствие педагогического образования у четвертой части педагогов колледжей и техникумов. Можно добавить, что среди преподавателей учреждений СПО 20 % - это выпускники профильных вузов, 12 % - специалисты с производства [4].
Такой дисбаланс связан с тем, что профессиональным образовательным учреждениям требуются педагоги, имеющие опыт работы в конкретной
профессии или специальности. Преподаватель СПО должен быть готов к тому, чтобы проводить обучение, как в образовательном учреждении, так и на производстве. Современный преподаватель колледжа или техникума должен быть полифункциональным специалистом, компетентным в производственно-технологической области и в то же время способным эффективно использовать методы обучения, четко формулировать учебно-производственные задачи, обеспечивать опережающий характер обучения, понимать значимость своей профессиональной деятельности и степень ответственности за результаты своего труда.
Следовательно, можно говорить о том, что явно выделяются две основные проблемы, связанные с отсутствием у преподавателей СПО информационной и педагогической компетент-ностей. Данный тезис можно подтвердить результатами исследования, проведенного на базе
ГБПОУ «Волгоградский техникум энергетики и связи» (ГБПОУ «ВТЭиС»). Анализ структуры коллектива показал, что больше половины коллектива техникума не имеет педагогического образования, а именно 64 % от общей выборки (рис. 2).
Однако можно отметить и позитивные моменты: каждый четвертый преподаватель получил дополнительное педагогическое образование (преимущественно по программе профессиональной переподготовки «Преподаватель СПО»).
Изучение проблемы информационной компетентности преподавателями техникума показало более серьезную ситуацию (рис. 3).
Из диаграммы видно, что более трех четвертей педагогического коллектива (87 %) не проходили обучение в сфере ИКТ. При этом незначительная часть получила дополнительное образование по программам компьютерной грамотности (8 % преподавателей).
Рис. 2. Распределение преподавателей ГБПОУ «ВТЭиС» по наличию/отсутствию педагогического образования / Fig. 2. Distribution of teachers of the Volgograd Technical College of Energy and Communications in the presence/absence of pedagogical education
Рис. 3. Распределение педагогического персонала ГБПОУ «ВТЭиС» по наличию/отсутствию образования в сфере ИКТ / Fig. 3. Distribution of teachers of the Volgograd Technical College of Energy and Communications on existence/lack of education in the IT-sphere
Следовательно, можно говорить об отсутствии у преподавателей знаний, умений, навыков, опыта и мотивации использования средств ИКТ в образовательном процессе, т. е. компетентности, находящейся на стыке двух наук - педагогики и информатики. Мы определим данный конструкт как информационно-педагогическую компетентность преподавателя СПО.
Исследователи В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов различают структурные и функциональные компоненты компетентности. Структурные компоненты компетентности отражают ее характер (специфику), методологич-ность, феноменологичность, сочетание знаний, умений и навыков в ее развитии. Это - общекультурные и профессиональные компетенции, которые изоморфны самой компетентности [2; 3; 5].
Согласно данному подходу информационно-педагогическая компетентность преподавателя СПО состоит из нескольких структурных компонентов-компетенций.
Первая группа предполагает наличие педагогических компетенций, т. е. знаний, умений и навыков, которые позволяют преподавателю эффективно проводить обучение [9].
Вторая группа компетенций связана больше с технологическим аспектом использования информационных ресурсов в образовательном процессе: знание основ технологического терминологического аппарата; владение навыками работы с компьютером, с основными компьютерными программами, с мультимедийными приложениями и базами данных; умение применять образовательное программное обеспечение и интернет-сервисы на занятии [1; 7; 8].
Таким образом, информационно-педагогическая компетентность преподавателя СПО заключается в способности работать не только с информацией, но и в умении эффективно применять ее в процессе педагогической деятельности.
Иными словами, информационно-педагогическая компетентность преподавателя СПО подразумевает активное знание способов получения и передачи разнообразной информации, владение современными информационными технологиями в образовании, опирающееся на сложную совокупность профессиональных, методологических и общекультурных знаний и практических умений.
В свою очередь, функциональные компоненты компетентности определяют сущность, строение,
значение для развития качеств, свойств и возможностей личности [1].
Для описания функциональных компонентов информационно-педагогической компетентности преподавателя СПО была составлена таблица, отражающая характеристики ее каждого компонента (табл. 1).
Таблица 1 / Table 1
Функциональные компоненты информационно-педагогической компетентности преподавателя СПО / Functional components of information and pedagogical competence of the teacher of secondary professional education
Компонент/ Component Характеристика / Characteristic
Мотиваци-онный Ценностное отношение, значимость использования ИКТ в образовательном процессе
Когнитивный Знания и умения, которые позволяют преподавателю эффективно и дидактически оправданно применять различные цифровые технологии в учебном процессе
Деятельност-ный Опыт проявления знаний и умений работы с информацией в образовательном процессе
Рефлексивно-оценочный Способность диагностировать собственную компетентность, готовность к совершенствованию знаний, умений, навыков в области применения ИКТ в преподавании на основе самоанализ
Данные компоненты формируются поэтапно. Соответственно, в процессе формирования информационно-педагогической компетентности преподавателя СПО можно выделить четыре этапа: мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивно-оценочный. Для каждого этапа характерно формирование определенных компетенций, составляющих информационно-педагогическую компетентность. В данном случае формирование компонентов будет происходить последовательно и далее по спирали с переходом на новый уровень данного процесса. Наглядно процесс формирования информационно-педагогической компетентности преподавателя СПО можно представить в виде схемы (рис. 4).
На каждом этапе возможно формирование нескольких компонентов информационно-педагогической компетентности. Степень их развития у конкретного преподавателя и будет определять его компетентность. Перечень компонентов, соответствующих информационно-педагогической компетентности преподавателя СПО, приведен в таблице 2.
Рис. 4. Процесс формирования информационно-педагогической компетентности преподавателя СПО / Fig. 4. The process of building information-pedagogical competence of secondary vocational education teacher
Таблица 2 / Table 2
Компоненты информационно-педагогической компетентности преподавателя СПО / Components of information and pedagogical competence of a teacher in secondary vocational education
Этапы / Stages
Компоненты / Components Мотивационный / Motivational Когнитивный / Cognitive Деятельностный / Activity Рефлексивно-оценочный / Reflexive
- осознание потребностей использования ИКТ в профессиональной деятельности; - понимание возможностей использования компьютерных средств в управлении учебным процессом - знания о возможностях использования ИКТ в педагогическом процессе; - знание организации работы обучающихся с использованием цифровых образовательных ресурсов, соответствующих поставленной учебной задаче - умение использовать средства ИКТ в профессиональной деятельности; - способность организовать учебный процесс на основе ИКТ - выявление барьеров использования информационно-компьютерных технологий в учебном процессе, их преодоление; - совершенствование знаний, умений, навыков в области применения ИКТ в преподавании на основе самоанализа
Традиционно для оценки сформированности компетентности используется три уровня. Применительно к информационно-педагогической компетентности преподавателя СПО нами были выделены четыре уровня: максимальный (высокий уровень), достаточный (средний уровень), минимальный (низкий уровень), а также недостаточный уровень, для которого характерно отсутствие всех или некоторых компонентов структуры информационно-педагогической компетентности или их отдельных элементов (это связано с отсутствием у преподавателей образования в сфере ИКТ,
а также ригидностью, отсутствием потребности и готовности к такому саморазвитию).
Низкий уровень - это уровень, для которого характерно проявление отдельных компонентов информационно-педагогической компетентности. Его актуализация возможна в ограниченной информационной деятельности.
Средний уровень - это уровень, для которого характерно активное развитие у преподавателей компонентов информационно-педагогической компетентности, возможностью его актуализации в продуктивной информационной деятельности;
Высокий уровень - это уровень, для которого характерно не только интенсивное развитие всех информационно-педагогической компетентности, но и переход на уровень самообразования, самосовершенствования и самореализации.
Если рассматривать формирование отдельных компонентов информационно-педагогической компетентности, то для минимального уровня будет характерно проявление интереса к использованию ИКТ в педагогической деятельности (моти-вационный); владение простейшими приемами работы (деятельностный), отсутствие целостного представления о возможностях использования цифровых образовательных ресурсов, соответствующих поставленной учебной задаче (когнитивный); самооценка позволяет определить направления самосовершенствования (рефлексивно-оценочный).
На достаточном уровне - интерес к применению информационных технологий в профессиональной деятельности (мотивационный); возможно самостоятельное освоение различных программных продуктов (когнитивный); осознанное использование информационных технологий на занятиях (деятельностный); самооценка задает направление развития в профессиональной сфере (рефлексивно-оценочный).
Соответственно, на максимальном уровне развития информационно-педагогической компетентности преподавателя СПО будет происходить значительный рост ее компонентов.
Оптимизация процесса формирования информационно-педагогической компетентности преподавателей СПО может быть обеспечена при соблюдении следующих условии:
- информационно-педагогическая компетентность преподавателя СПО будет рассматриваться как интегративное качество личности в единстве компонентов: мотивационного, когнитивного, дея-тельностного и рефлексивно-оценочного;
- будут максимально реализованы возможности дополнительного образования и внутренние ресурсы учреждения.
На сегодняшний день возможность повышения информационно-педагогической компетенции преподавателей СПО в первую очередь связана с переподготовкой и повышением квалификации педагогических работников техникумов и колледжей. Наиболее оптимальной в данном процессе будет интегративная модель повышения квалификации, включающая характерные черты традиционной и полиинституциональной моделей,
а также идеи непрерывного профессионального развития. В качестве основы может быть предложено непрерывное совершенствование компетентности на базе образовательной организации через разнообразные формы: традиционные (краткосрочные курсы, семинары), активные (круглые столы, мастер-классы) и интерактивные (вебинары).
Литература
1. Андрюхина Л. М., Венков С. С., Днепров С. А., Сумина Т. Г. Способен ли преподаватель СПО, не имеющий профессионально-педагогического образования, решать задачи воспитания? // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 13-22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 28158848 (дата обращения: 19.10.2017).
2. Гаджимагомедова Д. Б. Формирование информационной компетентности студентов магистратуры в процессе разработки электронных образовательных ресурсов // Информатика и образование. 2012. № 6. С. 89-90.
3. Кузнецов А. А. Проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности учителя российской школы // Образование и наука. 2014. № 7. С. 88-96.
4. Лапчик М. П. О формировании ИКТ-компетентности бакалавров педагогического направления // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 1. URL: www. science-education.ru/101-5515 (дата обращения: 20.10.2017).
5. Магомедова Н. Г., Вальтер Л. А. Педагогическая компетентность преподавателя СПО в контексте стандарта профессиональной деятельности // Грани познания. 2016. № 3 (46). С. 34-36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26210211 (дата обращения: 17.10.2017).
6. Мироненко И. В. Условия и средства формирования профессионально-педагогической компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства // Инновации и инвестиции. 2015. № 6. С. 174-176.
7. Паршукова Г. Б. Информационная компетентность личности. Диагностика и формирование: монография. Новосибирск, 2016. 253 с.
8. Рюмин Р. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2013. № 22. С. 52-55.
9. Тепленёва И. А. Рефлексивный компонент в структуре информационно-педагогической компетентности преподавателя технического вуза // Совет ректоров. 2014. № 3. С. 52-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21921113 (дата обращения: 20.10.2017).
10. Турик А. А. Повышение информационно-педагогической компетентности преподавателя военного вуза // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. № 1 (6). С. 85-90. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=21109498 (дата обращения: 15.10.2017).
References
1. Andryukhina L. M, Venkov S. S., Dneprov S. A., Sumina T. G. Sposoben li prepodavatel' SPO, ne imeyushchiy profession-al'no-pedagogicheskogo obrazovaniya, reshat' zadachi vospitaniya? [Can vocational institution teacher without pedagogical education
perform the tasks of upbringing?]. Pedagogicheskoye obra-zovaniye v Rossii = Pedagogical education in Russia, 2017, no. 1. pp. 13-22. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28158848 (accessed 19.10.2017). (In Russ).
2. Gadzhimagomedova D. B. Formirovanie informacionnoj kompetentnosti studentov magistratury v processe razrabotki jelektronnyh obrazovatel'nyh resursov [Formation of information competence of students of the master's degree in the process of developing electronic educational resources]. Informatika i obrazovaniye = Informatics and Education, 2012. no. 6, pp. 89-90. (In Russ).
3. Kuznetsov A. A. Problemy formirovaniya informatsionno-kommunikatsionnoi kompetentnosti uchitelya rossiiskoi shkoly [Problems of formation of information and communication competence among the teachers of the Russian school]. Obrazo-vanie i nauka = Education and science, 2014, no. 7, pp. 88-96. (In Russ).
4. Lapchik M. P. O formirovanii IKT-kompetentnosti baka-lavrov pedagogicheskogo napravleniya [On the issue of formation of IT-competence of bachelors of pedagogical direction]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2012, no. 1. Available at: http:// www.science-education.ru/101-5515 (accessed 19.10.2017). (In Russ).
5. Magomedova N. G., Val'ter L. A. Pedagogicheskaya kompetentnost' prepodavatelya SPO v kontekste standarta pro-fessional'noy deyatel'nosti [Pedagogic competence of a teacher in professional education sphere in the context of professional standard]. Grani poznaniya = Boundaries of knowledge, 2016, no. 3 (46), pp. 34-36. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=26210211 (accessed 17.10.2017). (In Russ).
6. Mironenko I. V. Usloviya i sredstva formirovaniya profes-sional'no-pedagogicheskoy kompetentnosti budushchego uchitelya tekhnologii i predprinimatel'stva [Conditions and means of formation of professional-pedagogical competence of the future teacher of technology and entrepreneurship]. Innovatsii i investitsii = Innovations and investments, 2015, no. 6, pp. 174-176. (In Russ).
7. Parshukova G. B. Informatsionnaya kompetentnost' lich-nosti. Diagnostika i formirovaniye [Information competence of the individual. Diagnosis and formation]. Novosibirsk, 2016, 253 p. (In Russ).
8. Ryumin R. V. Ispol'zovanie informatsionno-kommunika-tsionnykh tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse vuza [Use of information and communication technologies in the educational process of the university]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakaza-nie, ispravlenie = Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction, 2013, no. 22, pp. 52-55. (In Russ).
9. Teplenova I. A. Refleksivnyy komponent v strukture informatsionno-pedagogicheskoy kompetentnosti prepodavatelya tekhnicheskogo vuza [Reflexive component in the structure of information-pedagogical competence of the teacher of a technical university]. Sovet rektorov = Council of Rectors, 2014, no. 3, pp. 52-55. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21921113 (accessed 20.10.2017). (In Russ).
10. Turik A. A. Povysheniye informatsionno-pedagogi-cheskoy kompetentnosti prepodavatelya voyennogo vuza [Increase of information and pedagogical competence of the military college teacher]. Aktual'nyye napravleniya nauchnykh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika = Actual directions of scientific researches of the XXIth century: theory and practice, 2014, no. 1 (6), pp. 85-90. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=21109498 (accessed 15.10.2017). (In Russ).
Статья поступила в редакцию 2.02.2018 г.
Submitted 2.02.2018.
Для цитирования: Максютова Н. Н. Процесс формирования информационно-педагогической компетентности преподавателей СПО // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 38-44. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-38-44
Citation for an article: Maksyutova N. N. Process of building information-pedagogical competence for teachers in secondary vocational education. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 2, pp. 38-44. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-2-38-44
Максютова Надежда Николаевна, аспирант, Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград, maksyutovann@inbox. т
Nadejhda N. Maksyutova, postgraduate student, Volgograd State Agricultural University, [email protected]