Научная статья на тему 'Развитие профессиональной компетентности педагогов сельских школ'

Развитие профессиональной компетентности педагогов сельских школ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
671
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / развитие профессиональной компетентности / сельская школа / сельский образ жизни

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шушакова Е. В.

В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагогов средних школ. Была выявлена система научно-методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов в условиях сельской школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of professional competence development among secondary school teachers is considered in the article. The author reveals the system of scientific and methodic accompaniment of teachers" professional competence development in the conditions of a village school.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной компетентности педагогов сельских школ»

Психофизиологические предпосылки проявления страха

Е. В. Шушакова

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ

СЕЛЬСКИХ ШКОЛ

Работа представлена кафедрой педагогики Омского государственного педагогического университета. Научный руководитель - доктор педагогических

наук, профессор Н. В. Чекалева

В статье рассматривается проблема развития профессиональной компетентности педагогов средних школ. Быта вышвлена система научно-методического сопровождения развития профессиональной компетентности педагогов в условиях сельской школы.

The problem of professional competence development among secondary school teachers is considered in the article. The author reveals the system of scientific and methodic accompaniment of teachers’ professional competence development in the conditions of a village school.

Развитие профессиональной компетентности педагогов является одной из ключевых проблем современной педагогики. Однако в научной литературе проблема развития профессиональной компетентности сельского учителя разработана крайне недостаточно. И это при том, что и исследователи, и педагогики-практики в последнее время много внимания уделяют данной теме. Государственная политика в области образования рассматривает систему постдипломного педагогического образования, направленного на развитие профессиональной компетентности педагога, как ресурс развития целостной системы образования и выдвигает среди целей образовательной политики «...обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, социально-экономического развития страны, рынка труда в подготовке высококвалифицированных специалистов, постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности

Достижение поставленной цели возможно при создании индивидуальной образовательной траектории развития профессиональной компетентности педагога, повышении его квалификации и научнометодическом сопровождении педагогической деятельности, введении новых образовательных технологий. Все это определяет изменение подходов к функционированию и развитию муниципальных методических служб, особенно в сельских районах, удаленных от центров научных исследований, вузов, педагогических институтов и т. д.

Специфика жизнедеятельности сельской школы - это различная степень подго-

товленности педагогических кадров, большая часть педагогов-практиков со стажем работы более двадцати лет, чья профессиональная подготовка не всегда отвечает современному пониманию педагогической компетентности.

Сельский образ жизни - источник специфического психологического опыта личности, что проявляется в особенностях са-моопределения педагога в его профессиональном развитии. Характеристика особенностей жизни на селе как фактора развития профессиональной компетентности педагога заключается в следующем: про-

странственная ограниченность среды, статичность, однообразие среды, ограниченный доступ к культурным и образовательным услугам; замкнутая социальная общность людей, изолированная от внешнего мира, территориальная и психологическая близость жителей села, дефицит общения и внешней информации, сельские жители более консервативны, не расположены к новому; отсутствие возможностей для углубленной подготовки по предмету и методике его преподавания, для работы в музее, архиве, лаборатории, научной библиотеке.

Поэтому необходимо создание службы научно-методического сопровождения и реализация ее деятельности на муниципальном уровне, которая способна создать ус -ловия, инициировать и сопровождать развитие инновационных процессов в сельской школе, ориентированной на непрерывное сопровождение учителей в процессе организации учебной и внеучебной деятельности и направленной на развитие потенциала педагогического коллектива (ос-

воение проектных технологий, развитие исследовательской культуры педагогов, овладение новыми видами и способами учебной деятельности, разработка методических комплектов для реализации образовательных программ и модулей) с целью развития профессиональной компетентности педагога.

В Калачинском муниципальном районе Омской области более 10 лет функционирует Учебно-методический центр, в котором создана служба научно-методического сопровождения инновационных процессов. Данная служба реализует! ряд функций, которые позволяют говорить о том, что в районе создана система сопровождения инновационных процессов в сельских образовательных учреждениях. Сельские учреждения района осуществляют опытноэкспериментальную работу, которая позволяет разрешить ряд актуальных педагогических проблем данных школ. Учебно-методический центр, являясь Федеральной опытно-экспериментальной площадкой, осуществлял эксперимент по созданию системы сопровождения инноваций в образовательных учреждениях. Проведенный эксперимент позволил выявить различные модели данного сопровождения. Одна из инноваций заключалась в сопровождении развития профессиональной компетентности сельского учителя. В сельских школах возникает проблема создания непрерывной системы развития профессиональной компетентности педагогов, включающая дифференцированную подготовку и переподготовку педагогов, внедрение разнообразных форм организации повышения профессиональной компетентности педагогов в соответствии с их уровнями подготовки и запросами сельского социума, а также и самого педагога2.

Под профессиональной компетентностью мы понимаем способность педагога решать профессионально значимые задачи с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта в рамках обще-

человеческих ценностей. Иными словами, компетентность - это способность к актуальному выполнению деятельности. Это и формирует индивидуальный стиль педагогической деятельности, создает целостный образ специалиста и в конечном итоге обеспечивает становление его профессиональной компетентности как определенной целостности, как интегральной личностной характеристики.

На основе анализа психолого-педаго-гической литературы нами были выделены критерии сформированности педагогической компетентности сельского учителя. Профессиональная компетентность сельского и городского педагогов не должна отличаться, однако условия их формирования различны. Задача муниципальной службы научно-методического сопровождения в создании условий для сельского учителя, которые позволили бы развить имеющиеся и формировать отсутствующие компетентности на уровне, который требуется для высокоэффективной реализации педагогической деятельности и получения нового качества образования.

В работе С. Е. Шишова и В. А. Кальней качество образования трактуется как социальная категория, определяющая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям в формировании и развитии гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности3. А. М. Моисеев понятие «качество образования в школе» определяет как совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование4.

Нами были выявлены критерии и уровни сформированности педагогической компетентности работников сельских образовательных учреждений, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1

Крит е р и и

Уровни

педагогической

компетентности

проявления

Высо

кий

Сред н и й

Н и з к и й

1. к о мп е т е н т н о с т ь . Сформированн п еда г о г и ч ес к и

Педагог сельск ог о учителя о ст ь пс ихо л о г о - хзнанийна

ическая всехуровнях:

м е т о д о л

о г и ч е -

с к о м ,

т е о р е т и

ч е с к о м ,

м е т о д и ч

е с к о м ,

т е х н о л о

г и ч е с к о

м и и х переход в

разряд убежден и й ,

с т р е м л е н и е к с о в е р ше

н с т в о в а

нию

уклада с е л ь с к о й жизни . • П о с т о

Развитие профессиональной компетентности педагогов сельских школ

о б щекультурных знаний .

• Расширяет область источни-ков

про фе ссионального самообраз ования , несмотря на объ-ективные

трудности .__________

Повседневное р е ше н и е нестандартных педагогических задач.

• Устойчивая высокая

э ффе ктивность.

• Преимущественна я ориентация на знания (а не на развитие)учащихся.

• Умело

я н н о е р а с п о р я ж а т е я с

с т р е г л е з н а и м я и н

н и е к и с п о л ь з у я и х для

с а м о р а з п р о о и с с е ф н а ь л о г о н

в и т и ю р о с а т

С и л ь н а я • З я и н а н о х и щ б

п о з и - п р и в о п и ц н

т и в н а я и з у я и н е ч

л и ч н о с т п е д а г о г и ч с е к и х

ь я в л з й и н е к а о н о м е р -

В ы с о к и й н о с т и

с о - с о ц а з и л а и ц и и о б у -

ц и а л ь н ы ч е н и я и в о < с п 1 и т \ а н и я .

й • З я и н а н я в я л я с т ю

с т а т у с и н с н е м у р т о т м

в п р о о и с с е ф н а ь л й о н

с е л ь с к о д е я о н ь л е т т с и .

м • О в л а д е н и е

с о о е щ б с о с н о в а м и

т в е п р о ф е с с и и

• Четка я

о р и е н т а ц и я н а психи -ч е с к о е

р а з в и т и

е

уча щи х с я к а к главный р е з у л ь т а т

труда.

• Тип

с а м о о б р

а з о в а н и

я : х а р а к -т е р и з у е т с я

наличие

м

полных про фе с с и о н а л ь н ы х и

• Применение известных в науке и в практике приемов .

• Положительная результативность и э ффе ктивность .

• Возможны негативные последствия воз -действия на ученика .

• Знание основ

методики обучения

и воспитания .

• Знание способов

и приемов воспитания .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Профессиональны е знания недостаточно развиты,что затрудняет развитие педагогического процесса.

Продолжение таблицы

2

• Ак т и в н о • М о ж е т

п р и м е н я е т п р овес т и б е с е д у ,

с п е ц и а льны е а н к е т и р о в а н и е .

з н а н и я • Не всегда

С в о б одно а н а л и з и р у е т

о п е р и р у е т р е з у л ь т а т ы с в о е й

м е т о д а м и д е я т е л ь н о с т и

и с с л е д о в а н и я • Не имеет

• н а в ы к о в в е д е н и я

К л а с с и фи ц и р у е и с след о в а т е л ь с к

т , < о б о б ща е т о й д е я т е л ь н о с т и .

а н а л и з и р у е т • Не

я в ле н и я и р а з р а б а т ы в а е т

п р о ц е с с ы в с о б с т в е н н ы е

п е д а г о г и ч е с к о й д и а г н о с т и к и

д е я т е л ь н о с т и • Не создает

• Со с т а в л я е т м о т и в а ц и ю на

а д а п т и р о в а н н ы е в с е х э т а п а х

п р о г р а м м ы . у р ока .

• Пр и н и м а е т

у ч а с т и е в

р а з р а б о т к е

д и а г н о с т и к

у ч е б н о -

в о с п и т а т е л ь н ого

п р о ц е с с а .

2.

Владение техникой научной о р г а н и -з а ц и е й труда.

• Прог нозирует свою

деятельность.

• Создает новые педагогические технологии и

а п р о б и р у е т и х н а практике.

• Постоянно изучает , ана-лизирует фа к т ы педагогической деятельности, применяет в практике сельской школы.

• Способен к теоретическим выводам.

• Знает

методологии ис-следовательской работы и использует эти знания в своей деятельности с сельск ими уча щи м и с я .

• Умеет

выстраивать ис-следовательский аппарат.

• Участвует в работе опытно -экспериментальн ы х п л о щадок , работает с сель -скими уча щи м и с я по тематике, связанной с сельским образомжизни.

• Владеет методами ис -следований , в том числе методом моделирования, используя в сельской прак-тике .

Самостоятельн о разрабатывает методики и диаг -

1

3

4

Развитие профессиональной компетентности педагогов сельских школ

Продолжение таблицы

Мы провели исследование сформированное™ профессиональной компетентности сельских педагогов по представленным критериям. Результаты диагностики представлены в таблице 2.

Анализ результатов диагностики показал, что педагоги района находятся на недостаточно высоком уровне овладения профессиональными компетентностями. Диагностические исследования определили ряд задач, реализация которых позволила повысить профессиональную компе-

тентность педагогов, а именно: проведение различных, постоянно действующих психо-лого-педагогических семинаров для педа-

гогов и руководителей сельских школ по актуальным проблемам образовательной системы, организация опытно-экспериментальной работы по обозначенному направлению, осуществление индивидуальных консультаций для педагогов и администрации образовательных учреждений.

Муниципальной методической службой были созданы условия внедрения новых образовательных технологий, способствующих развитию компетентностей педагогов и формированию компетентностей сельских школьников. Проводились посто-

Таблица

Критерии Высокий Средний Низкий

Педагогическая компетентность сельского учителя 27% 42% 31%

Владение техникой,научной организацией труда 31% 39% 30%

Наличие об ще й культуры. 23% 51% 26%

Творческий характер 21% 62% 17%

янно действующие семинары «Личностноориентированное образование», «Переход школы в режим развития», «Организация образовательного процесса на современном уроке», «Формирование учебной мотивации у школьников», осуществлялась работа с

молодыми специалистами в рамках семинара «Школа молодого специалиста» и «Уроки педагогического мастерства», программы которых разработаны методистами и психологами службы научнометодического сопровождения. Для более

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА опытных педагогов проводились семинары, например: «Основы инновационной

педагогики», «Школа педагогического опыта». Сейчас около 37% педагогов района активно применяют современные

технологии в образовательном процессе, здоровье сберегающие технологии освоили и применяют 85% учителей, обучено на курсах «Пользователь персонального компьютера», «Ш;е1 - обучение для будущего», «Внедрение информационных технологий в

ОБУЧЕНИЯ

образовательный процесс» более 70% педагогов района, которые активно внедряют информационные технологии в образовательный процесс.

Все это разрешает сопровождать на высоком качественном уровне инновационные процессы в сельской школе и влиять на развитие профессиональной компетентности сельского педагога.

меиие педагогов Калачниского муниципального района решать профессионально значимые задачи на основе имеющихся педагогических компетентностей

0%

□ Н* укеют Щ 3&трушик>тс1 В'Уне юг

задачи

В ходе опытно-экспериментальной работы, осуществленной Учебно-методическим центром на Федеральном и региональном уровнях, были получены результаты, позволившие сделать ряд выводов:

• развитие профессиональной компетентности педагога происходит в том случае, если для этого созданы условия как на муниципальном, так и на школьном уровне;

• для реализации компетентностного подхода в образовании необходимо включение в эту деятельность на плановой системной основе всех методических служб

разного уровня, научно-методическое, психолого-педагогическое, информационнодиагностическое сопровождение и поддержка инновационных процессов в сельской школе;

• включение в научно-исследовательскую деятельность всех субъектов образова -тельного процесса приводит к изменению качества образования и развитию профессиональной компетентности педагогов, а также формированию ключевых компетентностей у школьников.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Доклад Госсовета РФ «О развитии образования в Российской Федерацию), Москва, 24.03.2006.

2 Лидеры в образовании: Время эффективных перемен: Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Модернизация системы дополнительного профессионального образования в свете реализации приоритетньк направлений развития

Пути реализации межпредметных связей в различных по формам учебных занятиях

российского образования 19-20 октября 2006 года / Сост. Л. М. Ванюшкина, Э. В. Ванина, Н. Н. Михайлова. СПб.: СПбАППО, 2006.

3Моисеев А. М., Капто А. Е., Лоренсов А. В., Хомерит О. Г. Нововведения во внутришкольном управлении: Научно-практич. пособие для руководителей образовательных учреждений и территориальных образовательных систем / Под ред. А. М. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 1998.

АШишов С. Е., Калъней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.:

Педагогическое общество России, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.