Научная статья на тему 'Профессиональное развитие сельского учителя в условиях модернизации образования'

Профессиональное развитие сельского учителя в условиях модернизации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЙ УЧИТЕЛЬ / МОТИВАЦИЯ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зейнелова Айгуль Ерденовна, Акишева Айслу Кенесовна

В статье освещаются вопросы развития профессиональных компетентностей педагогов сельской школы. Рассматривая суть и виды профессиональной компетентности в контексте современных требований, авторы особое внимание уделяют личностным и индивидуальным компетенциям сельского учителя. Раскрываются сдерживающие и стимулирующие факторы мотивации творческого развития педагогов сельских школ, выявленные в ходе исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зейнелова Айгуль Ерденовна, Акишева Айслу Кенесовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональное развитие сельского учителя в условиях модернизации образования»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Зейнелова А.Е.1, Акишева А.К.2

1Зейнелова Айгуль Ерденовна - заведующая кафедрой, кафедра инновационных технологий и методики преподавания естественнонаучных и гуманитарных дисциплин;

2Акишева Айслу Кенесовна - заместитель директора, доктор PhD (Болгария), Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области

филиал

АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу», г. Кокшетау, Республика Казахстан

Аннотация: в статье освещаются вопросы развития профессиональных компетентностей педагогов сельской школы. Рассматривая суть и виды профессиональной компетентности в контексте современных требований, авторы особое внимание уделяют личностным и индивидуальным компетенциям сельского учителя. Раскрываются сдерживающие и стимулирующие факторы мотивации творческого развития педагогов сельских школ, выявленные в ходе исследования. Ключевые слова: профессиональная компетентность, творческое развитие, сельский учитель, мотивация, инновации.

В связи с изменением социального опыта, модернизацией различных направлений в системе образования, появлением новых технологий, возрастанием уровня запросов общества к педагогу вопросы профессиональной компетентности учителя в последнее время приобретают все большую актуальность. Следует отметить, что особо остро данный вопрос стоит в области развития профессиональных компетентностей педагогов сельских школ. Это связано, прежде всего, с низким уровнем знаний учащихся, о котором говорят результаты последних мониторинговых исследований республиканского и международного уровня. Причин, конечно, много. Но важным, на наш взгляд, является то, что именно качественные изменения в деятельности сельского учителя, связанные с совершенствованием его профессиональных и личностных компетенций, смогут повысить эффективность и качество образования в сельской школе.

Проблемы профессиональной компетентности, которые имеют отношение и к учителю сельской школы, исследовали в своих работах А.К. Маркова, Н.С. Пряжников, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, В.А. Адольф, В.Ю. Кричевский, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков и другие.

Что же входит в понятие «профессиональная компетентность педагога»?

В.А. Адольф, считает, что профессиональная компетентность - это знания, умения, свойства и качества личности в комплексе, обеспечивающие эффективность построения учебно -воспитательного процесса. Он видит в ней обобщенное личностное образование и готовность к продуктивной педагогической деятельности [1, 72].

А.К. Маркова делает упор на развитие индивидуальных, личностных качеств и предлагает следующие виды профессиональной компетентности [2, 34]:

Специальная (деятельностная) - высокий профессиональный уровень педагога, не только владеющего специальными знаниями, но и успешно применяющего их в своей практике.

Социальная - уровень владения способами сотрудничества, приемами профессионального общения.

Личностная - уровень владения такими способами, как самовыражение и саморазвитие, «средствами противостояния профессиональной деформации». Обладание этим видом компетенции предполагает умение педагогом составлять план

своей профессиональной деятельности, самостоятельно решать возникающие вопросы, видеть проблему.

Индивидуальная - уровень владения приемами саморегуляции, готовность к профессиональному развитию и росту. Имея постоянную профессиональную мотивацию, педагог не подвергается «профессиональному старению».

Развитие личностной, индивидуальной компетенций учителя в сельской местности играет немаловажную роль в связи с ограничением общения учащихся в социуме, отсутствием культурно-образовательных центров и т.д. Только учитель, владеющий всеми видами компетенций, сможет не только обучить, но и воспитать духовно -нравственную, критически мыслящую, функционально грамотную личность.

Не случайно во многих странах развитие профессиональных навыков направлено на личность, индивидуальность педагога. В Сингапуре, например, считают, что учитель должен обладать следующими компетенциями [3, 15]:

Г У персональное лидерство • положительные эмоции, гибкость, мастерство

организационное лидерство •обучение, системное мышление, творчество, наставничество

педагогическое лидерство • критическок мышление, кооперативное, проблемное обучение, критериальное оценивание

профессиональное лидерство •исследовательская деятельность, развитие школьного тематического планирования.

Рис. 1. Профессиональные компетенции учителя

К сожалению, согласно исследованиям, формирование таких личностных качеств, как лидерство, творческое саморазвитие, критическое мышление и др. у сельских педагогов, особенно школ с малым контингентом учащихся, не соответствует современным требованиям. В результате возникает противоречие между требованиями к профессиональному развитию современного сельского педагога, которые связаны с экономическими, культурно -образовательными, техническими, социальными преобразованиями, и реальным положением дел. В чем причина такого несоответствия?

По результатам анкетирования, проведенного среди слушателей на курсах повышения квалификации, сдерживающими факторами стимулирования мотивации творческого саморазвития в организациях образования являются [4, 11]:

- формализм, бумажная волокита, канцелярщина;

- отсутствие или нехватка времени для развития личностных качеств, творчества;

- отсутствие должного материально-технического оснащения, необходимых ресурсов;

- необъективное отношение и оценивание работы администрацией школы;

- низкая самооценка, неуверенность в своих возможностях;

- неумение практического использования последних достижений педагогики;

- низкий уровень развития навыков составления творческих проектов, планов, авторских программ и др.

Эти факторы в какой-то мере способствует тому, что педагоги сельской местности по некоторым параметрам отстают от городских. Но, с другой стороны, в жизни

немало успешных, передовых учителей из сельских школ, добивающихся высоких показателей по всем направлениям педагогической деятельности. Поэтому считаем, что совершенствование профессионализма не всегда зависит от объективных причин. Во многом здесь играет личность самого учителя, его отношение к себе, к коллегам, учащимся, родителям, умение эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Что стимулирует развитие профессиональной компетентности сельского учителя? Согласно нашим исследованиям стимулирующими факторами являются [4, 11]:

- курсы повышения квалификации, обучающие семинары;

- достижения коллег, влияние передовых учителей;

- участие в научно-практических конференциях, профессиональных конкурсах;

- самоопределение, ощущение того, что «я на своем месте»;

- возрастающая ответственность;

- желание получить поощрение и быть признанным;

- карьерный рост;

- повышение квалификационной категории, аттестация;

- стремление идти в ногу со временем др.

Как видно из ответов, педагоги сельских школ во многом осознают актуальность обозначенной проблемы.

Эти и другие факторы, стимулируя педагогов к получению новых знаний, к творческому поиску, будут способствовать развитию их профессиональной компетентности, проектированию индивидуальной траектории движения при решении проблемных вопросов. Это веление времени. Педагог сельской школы, должен быть в центре инноваций, культурных и общественных преобразований. Его роль в решении образовательных и воспитательных задач страны возрастает с каждым днем.

Таким образом, в век внедрения новых стандартов и программ, использования современных инноваций и технологий, внедрения полиязычия, основ робототехники, вопрос развития профессионализма, самосовершенствования учителя сельской школы встает на первый план. И здесь многое зависит от личности самого учителя. Главное, надо осознавать происходящие изменения и иметь желание развиваться, совершенствоваться, стремление переходить на более высокую ступень профессионализма.

Список литературы

1. Адольф В.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя / В.А. Адольф // Педагогика, 1998. № 1. С.72-75.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.

3. Жалмагамбетова Б.Ч., Шакурова Н.Ш. Развитие профессионального мастерства учителя: опыт Сингапура: Павлодар, 2013. 108 с.

4. Зейнелова А.Е. Управление развитием профессиональной компетентности сельских учителей // Организация образовательного процесса в МКШ: новые потребности, новые возможности: Сб. мат. конф. Кокшетау, 2018. С. 11-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.