Инновации в образовательных учреждениях
УДК 378.2
А.В. Пашкевич
СОЗДАНИЕ МОНИТОРИНГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ В ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ШКОЛЫ
Как разработать мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности учителя в ходе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы?
Аннотация. Автор делится с читателями основными аспектами повышения профессиональной компетентности педагогов в ходе реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы реализуемого в образовательном процессе школы.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, профессиональная компетентность, компетентност-ная модель, мониторинг.
Abstract. The author shares with readers the basic aspects of improving professional competence of teachers in the implementation of competence-based approach in the educational process implemented by schools in the educational process.
Index terms: competence-based approach, competence, professional competence, competence model, monitoring.
Компетентностный подход выступает одним из путей модернизации общего среднего образования. Сложность реализации компетентностного подхода в образовательном процессе школы заключается в том, что на сегодняшний день нет однозначного понимания определений «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход», отсутствует алгоритм перехода на компетентностный подход и т. д.
С 2007 года школа ведёт работу по методической теме «Компетентностный подход к обучению учащихся и учителей как средство модернизации образования». Спроектированы проекты по отдельным направлениям организации и управления образовательным процессом в связи с переходом на компетентностный подход. Изданы учебно-методические пособия, в которых раскрываются основные аспекты реализации компетентностного подхода в школе.
Для реализации компетентностного подхода необходимо было повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в области реализации ком-петентностного подхода в урочной и внеурочной деятельности. Под профессиональной компетентностью учителя понимаем интегральную характеристику, определяющая способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием
знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Нами был разработан мониторинг уровня сформированности профессиональной компетентности учителя, для этого потребовалось спроектировать компетентностную модель учителя. Концептуальные основы компетентностной модели учителя определялись исходя из целевого назначения - определения изменений, которые могут быть осуществлены в деятельности многопрофильной школы с целью развития профессиональной компетентности педагога. В ходе работы нами были выделены следующие компетенции, которыми должен обладать учитель: учебно-познавательная, ценностно-смысловая, информационно-коммуникативная, ИКТ компетенция и компетенция здоровьесбережения (смотри рис. 1).
После того, как были выявлены компетенции, нами были выделены уровни (базовый, промежуточный
Рис. 1. Компетентностная модель учителя.
50
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4
Инновации в образовательных учреждениях
и профессионал) и показатели формирования профессиональной компетентности учителя, на основе которых был разработан мониторинг оценки сформиро-ванности профессиональной компетентности учителя (см. Приложение 1).
Одним из методов оценки профессиональной компетентности является портфолио учителя, положение о котором нами было разработано и утверждено на педагогическом совете. Целью портфолио является - проанализировать и представить значимые про-
фессиональные результаты, обеспечить мониторинг роста профессиональной компетентности учителя. Задачи портфолио:
- поддерживает высокую учебно-методическую мотивацию учителя;
- поощряет активность, самостоятельность, расширяет возможности самообразования;
- развивает навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учителя;
Приложение 1
Мониторинг профессиональной компетентности учителя
Базовый Промежуточный Профессионал
Ценностно-смысловая компетенция Ценностно-смысловая компетенция Ценностно-смысловая компетенция
- ценностное отношение к профессии выражено слабо или не выражено вообще; - неудовлетворенность своей работой; - в мотивации работы превалируют внешняя мотивация; - не проявляет личной инициативы; - не стремится к дальнейшему профессиональному росту; - практически не участвует в мероприятиях; - низкая способность к самообразованию. - ценностное отношение к профессии выражено не ярко; - практически удовлетворен своей работой; - в мотивации работы превалируют внутренние мотивы; - проявляет личную инициативу в некоторых вопросах; - стремится к дальнейшему профессиональному росту; - участвует в большом количестве мероприятий; - способен к самообразованию. - ценностное отношение к профессии выражено ярко; - проявляет личную инициативу; - полностью удовлетворен своей работой; - высоко мотивирован на дальнейшее профессиональное развитие; - постоянно стремится к самообразованию; - участвует как в общешкольных, так и в районных мероприятиях.
Учебно-познавательная компетенция Учебно-познавательная компетенция Учебно-познавательная компетенция
- обладает знаниями теоретических и методологических основ преподаваемого предмета слабо; - обладает знаниями психолого-педагогических основ современного образования (в том числе последних нормативных документов) на слабом уровне; - применение современных педагогических технологий эпизодичны; - нет УМК, технологических карт по преподаваемому предмету; - рационально распределяет время на отдельных этапах урока; - нет публикаций, статей, выступлений на конференциях и семинаров; - низкий уровень проведения занятий (в том числе открытых уроков); - динамика качества обучения отрицательная, либо низкая. - обладает знаниями теоретических и методологических основ преподаваемого предмета на хорошем уровне; - обладает знаниями психолого-педагогических основ современного образования (в том числе последних нормативных документов) на хорошем уровне; - систематическое применение современных педагогических технологий; - разработано УМК, технологические карты по преподаваемому предмету; - рационально распределяет время на всех этапах урока, умеет ставить цели, отбирать содержание учебного материала; - есть публикации, выступления; - обобщен ППО; - средний уровень проведения занятий; - динамика качества обучения положительная. - обладает знаниями теоретических и методологических основ преподаваемого предмета на высоком уровне; - обладает знаниями психолого-педагогических основ современного образования (в том числе последних нормативных документов) на высоком уровне; - технологизация учебного процесса; - разработаны авторские программы, технологии; - обеспечивает высокую мотивацию учения на каждом этапе урока; - постоянно публикуется, выступает на различных конференциях, семинарах; - обобщен ППО и проведена демонстрация педагогическому коллективу; - высокий уровень проведенных занятий; - постоянная положительная динамика качества обучения.
Информационно-коммуникативная компетенция Информационно-коммуникативная компетенция Информационно-коммуникативная компетенция
- практически не умеет находить нужную информацию, обрабатывать, анализировать и создавать новое знание; - умеет отбирать и структурировать необходимую для изучения информацию; - слабо организовано взаимодействие между участниками образовательного процесса; - низкая коммуникация. - умеет находить нужную информацию, обрабатывать, анализировать и создавать новое знание; - осуществляет образовательный процесс с элементами инноваций, применяет методы и средства активизирующие учебно-познавательную деятельность учащихся; - хорошее взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса; - хорошая коммуникация. - постоянно ищет и применяет новое знание в учебном процессе; - умеет осуществить оптимальный отбор методов, средств, форм; - хорошее взаимодействие со всеми участниками учебного процесса, оказывает поддержку и наставничество; - хорошая коммуникация.
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4
51
Инновации в образовательных учреждениях
Компетенция Здоровьесбережения Компетенция Здоровьесбережения Компетенция Здоровьесбережения
- не считает своей приоритетной задачей создание здоровьесберегающей среды в образовательном процессе; - не владеет теоретическими и методическими знаниями по вопросам здоровьесбережения; - владеет навыками использования здоровьесберегающих технологий. - считает обеспечение здоровья учащихся в образовательном процессе приоритетной задачей, постоянно повышает теоретические знания по вопросам здоровьесберегающей деятельности; - имеет хороший уровень теоретических, методических знаний по вопросам обеспечения здоровья учащихся; - использует здоровьесберегающие технологии. - считает главным проектирование здоровьесберегающего образовательного процесса: создание соответствующих санитарно-гигиенических условий, благоприятный психологический климат; - имеет высокий уровень теоретических, методических знаний по вопросам обеспечения здоровья учащихся, знает методы, технологии сохранения здоровья учащихся в процессе обучения; - осуществляет здоровьесберегающее образование.
ИКТ компетенция ИКТ компетенция ИКТ компетенция
- обладает знаниями о функционировании ПК и дидактических возможностях ИКТ в учебном процессе; - применение ИКТ на уроках эпизодичны; - использование готовых цифровых образовательных ресурсов в педагогическом процессе; - владеет навыками поиска информации в Интернете. - владеет методическими приёмами использования ИКТ в учебном процессе; - применение ИКТ на уроках систематичны; - разрабатывает и внедряет педагогические технологии на базе информационных технологий; - использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности эпизодичны. - умеет разрабатывать учебные занятия с использованием ИКТ; - активное применение ИКТ в образовательном процессе; - разрабатывает ЦОР: аудиовизуальные, электронные дидактические и педагогические средства обучения. - активное использование локальных и глобальных информационных сетей для решения образовательных задач.
- формирует умение организовывать собственную педагогическую деятельность;
- является основанием для аттестации педагогического работника, для назначения стимулирующих выплат и денежного вознаграждения.
Для доступности понимания, что необходимо изменить в деятельности учителя для реализации ком-петентностной модели учителя, нами был разработан портрет идеального учителя:
• применяет современные образовательные технологии в педагогическом процессе;
• владеет совокупностью ключевых компетенций: ценностно-смысловой; учебно-познавательной; информационно-коммуникативной;
• организовывает образовательную, развивающую среду, способствующая формированию ключевых компетенций у учащихся;
• владеет всеми компетенциями и личностными качествами, которым он обучает;
• умеет планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся;
• умеет мотивировать учащихся, включать в различные виды деятельности;
• проектирует учебный процесс нацеленный на развитие личностных качеств и компетенций выпускников;
• использует систему учебных достижений на основе компетентностного подхода;
• владеет компьютерными технологиями и умеет их применить в учебном процессе.
Для облегчения ведения мониторинга профессиональной компетентности педагога в конце года каждый учитель заполняет самоанализ работы за год на основе рефлексивного анализа своей деятельности по повышению своей профессиональной компетентности (образец самоанализа см. приложение 2).
Работа по повышению профессиональной компетентности учителя велась на основе координации
структурных подразделений школы: научно-методического центра, кафедр и др. Учителя были ознакомлены с концептуальными, методологическими положениями реализации компетентностного подхода в рамках проведённых научно-методических семинаров, выступлениях на производственных собраниях, на педагогических советах. В целях отслеживания степени освоения современных образовательных технологий при реализации компетентностного подхода в урочной и внеурочной деятельности были разработаны критерии оценивания презентации опыта работы по реализации педагогической технологии. Для оценки успехов была разработана единая шкала критериев оценивания презентации опыта работы по реализации педагогической технологии. В целях отслеживания уровня реализации инновационных проектов кафедрами и администрацией школы были разработаны критерии оценивания уровня реализации педагогических проектов, также разработана единая шкала критериев оценивания реализации инновационного проекта.
Для облегчения работы учителя по проектированию компетентностно-ориентированного урока был разработан системный анализ компетентностно-ориенти-рованного урока состоящий из четырех блоков: целе-полагания, технологизации, активной познавательной деятельности учащихся и результативности урока (тех компонентов, которые принципиально отличают ком-петентностно-ориентированный урок от традиционного). Разделения по блокам позволяет администрации школы вести мониторинг уровня преподавания каждого учителя, кафедры в отчетный период (месяц, четверть, год).
Содержательная проработка преподаваемых предметов для реализации компетентностной модели, потребовало модернизации содержания, технологий обучения и системы учебных достижений учащихся. Были внесены изменения в календарно-тематическом пла-
52
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4
Инновации в образовательных учреждениях
нировании. Тематическое планирование было дополнено определением состава компетенций и личностных качеств, которые необходимо формировать у учащихся на данном предмете, с указанием технологий, форм, методов и способов оценивания.
Таким образом, научно-методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов предполагает развитие мотивации к профес-
сиональному росту через систему дополнительного профессионального образования, внутрифирменного повышения квалификации через активизирующие творческую деятельность виды работ:
- научной и инновационной работы;
- обмена опытом;
- проведение научно-практических конференций и т. д.
ОБРАЗЕЦ ЗАПОЛНЕНИЯ Самоанализ работы учителя за / учебный год
Ф. И.О. учителя________________________________________________
Должность______________________________________________________
Период самоанализа ____________________________________________
Стаж________в том числе в этой школе_____
Приложение 2
1 БЛОК. Самообразование учителя 1.1. Тема самообразования, над которой работал учитель в течение года
Тема Проблема Цели Задачи Результат Какой год работает
Позитивные тенденции Причины позитивных тенденций
Недостатки в вашей работе Причины негативных тенденций Необходимые меры по коррекции недостатков
1.2. Тематика работы учителя на следующий год
Тема Проблема Цели Задачи Предполагаемый результат
2 БЛОК. Результаты качественной успеваемости учащихся по предмету 2.1. Качество освоения учебных программ за год
Класс Предмет Качество знаний Успеваемость абсолютная
2.2. Анализ итоговой/промежуточной аттестации по предмету
Предмет Форма Количество учеников имеющих Ниже годовой количе-ство/процент Выше годовой количество/процент Вывод
5 4 3 2
Позитивные тенденции в повышении качества освоения учебных программ в сравнении с итогами за прошлый учебный год Причины позитивных тенденций
Негативные тенденции в области качества обучения за год в сравнении с итогами за прошлый учебный год Причины негативных тенденций Необходимые меры по коррекции
3 БЛОК. Индивидуальная работа с учащимися 3.1. Работа с неуспевающими детьми
Класс Количество учащихся имеющих Обучающиеся, с которыми проведена работа % Форма проведённой работы
3 2
Работа, проведенная с родителями
Результат
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4
53
Инновации в образовательных учреждениях
3.2. Индивидуальная работа одаренными детьми
Класс Количество учащихся имеющих Обучающиеся, с которыми проведена работа % Форма проведённой работы
5 4
Работа, проведенная с родителями
Результат
Позитивные тенденции Причины позитивных тенденций
Негативные тенденции Причины негативных тенденций Необходимые меры по коррекции
4. БЛОК. Результативность участия в олимпиадах, конкурсах 4.1. Участие в олимпиадах, конкурсах
№ Ф. И. ученика, класс Результат участия в олимпиадах, конкурсах
Школьный Муниципальный Окружной Всероссийский Международный
4.2. Участие в проектно-исследовательской деятельности
№ Ф. И. ученика, класс Результат участия
Школьный Муниципальный Окружной Всероссийский
Позитивные тенденции Причины позитивных тенденций
Негативные тенденции Причины негативных тенденций Необходимые меры по коррекции
5. БЛОК. Повышение профессиональной компетентности учителя 5.1. Обобщение и распространение ППО
№ Вид публикации Библиографическое описание опубликованного материала/название работы, место издания, название издательства, год, количество страниц
5.2. Участие в работе педагогических и методических мероприятиях, семинарах, выставках
№ Название мероприятия Уровень мероприятия Формы участия
5.3. Курсовая подготовка
№ Проблематика курсов, семинаров Место проведения №, дата подтверждающего документа
5.4. Продукт деятельности
Авторские программы Элективные курсы
№ Дидактические материалы Вид
5.5. Какими технологиями овладел
№ Наименование технологии Уровень освоения
5.6. Количество посещенных уроков, данных открытых уроков
Данных открытых уроков (дата, тема) Нетрадиционных уроков Сколько посетил уроков коллег, чьи
Позитивные тенденции Причины позитивных тенденций
54
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4
Инновации в образовательных учреждениях
Негативные тенденции Причины негативных тенденций Необходимые меры по коррекции
Чем бы Вы могли поделиться с коллегами, выступить на педагогическом совете, провести мероприятие и др.?
Блок 6. Инновационная деятельность учителя
Тема инновационной работы/проекта над которым Вы работаете Активность участия в работе над инновационным проектом предметной кафедры/МО Результаты/продукт Вашей работы над темой/проектом
В чём Вы испытываете затруднения и в какой методической помощи Вы нуждаетесь?
Общий вывод по результатам работы за год (произвольная форма)
Литература
1. Барба А. Н. Критерии деятельности классных руково-
дителей как основа мониторинга эффективности их деятельности // Эксперимент и инновации в школе. -2010. - № 4.
2. Большаков А. С. Мониторинговые исследования как усло-
вие и фактор формирования просоциального поведения учащихся школ // Эксперимент и инновации в школе. -2010 - № 6.
3. Будникова В. С., Паршуков Ю. Н. Программа разви-
тия системы педагогического мониторинга качества предпрофильной подготовки и профильного обучения // Муниципальное образование: инновации и эксперимент-2008. - № 5.
4. Зворыгина Л. Ю., Давыдова Н. Н., Штейнберг О. Б. Органи-
зация мониторинга ключевых компетентностей в гимна-зии//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 3.
5. Ковылева Ю. Э. Мониторинг качества образования в совре-
менной школе: цена достижения образовательных резуль-татов//Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - № 2.
6. Ковылева Ю. Э. Мониторинг условий достижения образо-
вательных результатов в современной школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. -№ 4.
7. Сиденко Е. А. Мастер-класс: «Инновационная деятель-
ность учителя в условиях введения ФГОС второго поко-ления»//Муниципальное образование: инновации и эксперимент - 2010. - № 4.
УДК 37.025
В. А. Герт
ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Какие существуют проблемы на уровне образовательного учреждения при поддержке и развитии субъектности педагога и учащегося?
Аннотация. Переход к педагогике сотрудничества обострил вопрос о субъектности педагогов и обучающихся. Поддержание и развитие субъектности на уровне образовательного учреждения (ОУ), педагога, учащегося происходит в смысловом пространстве образовательного сообщества. Освоение общезначимых смыслов позволяет достигать целостности актов взаимодействия, в которых реализуется субъектность его участников как необходимое условие.
Ключевые слова: субъект и субъектность, образовательное сообщество, предметная опосредованность, целостность взаимодействия.
Abstract. Transition to the pedagogy of cooperation raised a question about its main players: teachers and students, whose support and development at the level of educational establishment, educators and students takes place in the conceptual environment of educational community. Adoption of general notions leads to integrated cooperation, in which participants can realize themselves.
Index terms: subjects - players of educational process, educational environment, cross-disciplinary ties, integrated cooperation.
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/4
55