Научная статья на тему 'Повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов в процессе организации занятий производственного обучения'

Повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов в процессе организации занятий производственного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
903
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION QUALITY INCREASES WAYS / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / PROFESSIONALISM OF TEACHERS / УЛУЧШЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ / MATERIAL BASE IMPROVEMENT / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL COLLABORATION / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / PLACEMENT OF GRADUATES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова С. В.

Основные пути эффективной организации занятий производственного обучения, направленные на обеспечение качества подготовки конкурентоспособного специалиста, умеющего практически реализовать свой профессиональный потенциал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов в процессе организации занятий производственного обучения»

Вестник «Орлеу^-kst

ü

Г

Климова С.В.,

заместитель директора

по УПР Костанайского профессионально-технического колледжа

Нег1зг1 свздер: Кэс1би ше-берлщбшм сапасын арттыру жолдары, оцытушыныц кэсгбилт, материалдыц базаныц жацсаруы, элеуметтт серттестт, тYлек-терд1 жумыспен цамту.

Ключевые слова: Профессиональное мастерство, пути повышения качества образования, профессионализм преподавателей, улучшение материальной базы, социальное партнерство, трудоустройство выпускников.

Keywords: Proficiency,

education quality increases ways, professionalism of teachers, material base improvement, social collaboration, placement of graduates.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В

ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

Мы должны добиться предоставления качественных услуг образования по всей стране на уровне мировых стандартов

Н.А.Назарбаев

Ацдатпа

0ндiрiстiк окыту сабактарын уйымдастырудагы непзп тиiмдi жолдар, езшщ кэсштш шамасын прак-тикада колдана бшу, бэсекеге кабшетп маманды дай-ындау сапасын камтамасыз ету.

Аннотация

Основные пути эффективной организации занятий производственного обучения, направленные на обеспечение качества подготовки конкурентоспособного специалиста, умеющего практически реализовать свой профессиональный потенциал.

Annotation

The main effective ways of production lessons organization aimed to realize the quality of knowledge and competitiveness of specialists, that able to realize own professional potential.

Проблема повышения качества профессионального образования стоит сегодня очень остро. Стремительно изменяющийся рынок труда требует от профессионального образования высококвалифицированного специалиста, способного решать основные профессиональные задачи.

В настоящее время, как никогда, велик спрос на людей знающих, деловых, ответственных. Современное общество заинтересовано в высокообразованных и компетентных специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни.

Современный специалист должен обладать определенными качествами личности, необходи-

m

о

Рч

w О

О

о

Й -а X X О

s

m

о х

Вестник «Oрлеу»-kst

т

о

Рч РЧ

О

О

о ё

Й -а X X О

т

о

X

мыми ему для конкурентоспособности на рынке труда. Такими качествами можно считать, следующие умения:

• гибко адаптироваться в быстро меняющихся жизненных ситуациях;

• интегрировать профессиональные знания и умело применять их для получения новых;

• самостоятельно критически мыслить и рационально решать разнообразные проблемы, используя современные технологии;

• обладать творческим мышлением;

• грамотно работать с информацией (собирать, анализировать, выдвигать гипотезы решения проблемы, обобщать, выявлять закономерности, делать аргументированные выводы);

• быть коммуникабельным;

• самостоятельно работать над постоянным развитием собственного образовательного, культурного и нравственного уровня.

Чтобы подготовить хорошего специалиста, как известно, необходимы следующие основные условия:

• хорошая учебно-материальная база;

• творчески мыслящие педагогические кадры.

В последнее время наш педагогический коллектив уделяет особое внимание на качество организации и проведение производственного обучения, так как основой профессионального становления обучающихся является качественная профессиональная подготовка. Уровень профессионального образования во многом определяет возможности экономического роста любого государства. Следовательно, необходимо подготовить специалистов нового типа, обладающих конкурентоспособностью уже с момента окончания профессионального колледжа. Поэтому сложным процессом формирования будущего высококвалифицированного рабочего надо управлять так, чтобы к концу его обучения его трудовая деятельность полностью соответствовала требованиям современного

уровня производства, то есть подготовить высококвалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.

Направленность уроков производственного обучения должна заключаться в том, чтобы обучающиеся на основе полученных теоретических знаний освоили движение, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимых для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной специальности.

Сегодня студентам недостаточно просто запомнить или заучить учебный материал, они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении задания. Следовательно, основная цель - не запоминание информации, а умение переработать её и применить на практике.

При достижении данной цели мастеру производственного обучения необходимо руководствоваться основными дидактическими принципами педагогики:

• воспитывающий характер обучения;

• связь теории с практикой;

• систематичность и последовательность в обучении;

• сознательность и активность обучающихся в обучении;

• наглядность в обучении;

• доступность обучения;

• прочность усвоения ЗУН.

Успех обучения определяют его содержание, организационные формы и методы. Система методов производственного обучения и каждый метод в деятельности видоизменяются и развиваются в ходе прогресса науки и технологии производства.

В связи с этим возникает необходимость применять методы и методические приемы совместной деятельности мастера производственного обучения и обучающихся, которые позволили бы целенаправленно формировать умения, осуществлять умственные компоненты трудовой деятельности, проявлять творческую активность, инициативу и другие качества, характер-

Вестник «Орлеу^-kst

Ü

ные для современного передового рабочего.

В условиях модернизации современного образования многие мастера производственного обучения стремятся к самостоятельности в выборе средств обучения и всё чаще прибегают к использованию интерактивных методов и технологий.

Использование интерактивных методов на уроках производственного обучения создают особую образовательную среду, которая помогает участникам выбрать и сформулировать собственное мнение, обосновать свою позицию в кругу участников учебного процесса. Повышает эффективность образовательного процесса использование интерактивной доски, она помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными на всех этапах обучения.

Для правильного выбора методов обучения важно умение мастера правильно определить наилучшую последовательность движения обучающихся от начального уровня знаний, умений, до того уровня развития, который соответствует полному овладению профессией.

Мастер производственного обучения является центральным звеном при подготовке специалиста, который обучает студентов высококвалифицированному труду, именно на уроках производственного обучения. Мастер, который является личностью, может сформировать из обучающихся мастера своего дела, человека, обладающего профессиональной культурой, чувством собственного достоинства, гордости за свою профессию. Именно в учебных мастерских закладываются основы мастерства будущих квалифицированных рабочих. Здесь прививается интерес и любовь к изучаемой профессии, обучающиеся приучаются к дисциплине труда, у них воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работы. Следовательно, организация процесса воспитания и обучения в учебной мастерской, методически грамотная подготовка

и проведение занятии производственного обучения - важнейшая предпосылка дальнейшего улучшения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.

Одним из пунктов программы развития технического и профессионального образования является организация стажировок преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения на производстве. Поэтому сегодня особо актуален вопрос о повышении квалификации мастера производственного обучения. Как никогда остро встает необходимость самообразования, смысл которого выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности в самореализации путем непрерывного образования, работой над собственным усовершенствованием. Так, все преподаватели спецдисциплин и мастера производственного обучения нашего колледжа ежегодно проходят стажировку на предприятиях города, а именно: ООО «Мир сада», ПрК «Большевичка», ИП «Амрахова Г.А.», ИП «Лисян-ский А.В.», ТОО «Автосервис» и др.

Выше было сказано, что для подготовки хорошего специалиста, в первую очередь, нужна мощная материально-технологическая база, отвечающая современным требованиям производства. В настоящее время в нашем колледже значительно укрепилась учебно-материальная база по профессиям: «Портной», «Повар», «Продавцы продовольственных и непродовольственных товаров», «Слесарь по ремонту автомобилей», способствующая улучшению учебного процесса.

Производственное обучение, проводимое на базе учебного заведения, является подготовительной ступенью к дальнейшей практической деятельности и нацеливанию обучающихся на полноценное овладение рабочими приемами, которые потребуются в полной мере при прохождении профессиональной практики на конкретном предприятии в реальных условиях.

Немаловажное значение в становлении личности специалиста и формировании его

m

о

Рч

w О

О

о

Й -а X X О S

m

о

X

Вестник «Oрлеу»-kst

профессиональной компетентности и конкурентоспособности на рынке труда играет профессиональная практика в реальных условиях на производстве. Профессиональная практика - это ведущий элемент системы профессиональной подготовки квалифицированных специалистов, способствующий:

• переводу теоретических знаний в практические умения;

• адаптации будущего специалиста в сфере профессионально - производственной деятельности;

• самореализации его потенциала и углублению профессиональных интересов и направленности личности.

Социальное партнерство является одним из приоритетных направлений в развитии профессионального образования. Взаимодействие колледжа с социальными партнерами направленно на обеспечение качества подготовки конкурентоспособного специалиста, умеющего практически реализовать свой профессиональный потенциал.

В целях повышения престижа рабочих профессий ТиПО, закрепления полученных навыков и умений по избранной профессии стало хорошей традицией в нашем колледже проведение ежегодных конкурсов «Профмастерства» среди обучающихся. А в целях совершенствования педагогического мастерства и творчества мастеров производственного обучения, повышения престижа профессии,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

продвижения передового педагогического опыта ежегодно проводим конкурс среди мастеров производственного обучения «Лучший мастер производственного обучения».

Через содержание учебных занятий и воспитательные мероприятия педагогический коллектив старается готовить специалистов профессионально компетентных, умеющих адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, обладающими порядочностью, справедливостью, человеческими достоинствами.

ЛИТЕРАТУРА:

1.В.П.Беспалько Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: Издательство Института профобразования. Минобразования России, 1995;

2.Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2001;

3.Б.Б. Искаков Рабочая профессия -профессия будущего. - Профессионал Казахстана. - 2013 №4;

4.А.Н. Обезьянов Качественные специалисты - результат взаимодействия социальных партнеров.- Профессионал Казахстана. - 2013 №4;

5.Т.Б.Байменова Совершенствование профессионализма педагога в свете новой парадигмы образования. - Профессионал Казахстана. - 2013 №4.

т

о

Рч РЧ

О

О

о ё

Й -а X X О

т

о

X

Филиалом АО «НЦПК «Эрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников поКостанайской области» изданы методические рекомендации «Диагностика и профилактика суицидальногоповедения детей и подростков».

Данная работа - попытка ликвидировать дефицит теоретического материала, которые бы давали конкретные методические рекомендации школьным учителям и психологам по работе с детьми, проявляющими склонности к суицидальному поведению.

Методические рекомендации будут полезны учителям, социальным педагогам и психологам, работающим в школах, детских домах, школах-интернатах и других учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.