УДК 371.13:37.014.5 ББК 74р + 74.05
И.А. Сиялова
Развитие профессионализма учителя в системе непрерывного образования
В статье раскрываются основные направления развития профессионализма учителя. Дается описание этих направлений. Уделяется внимание проблемам эффективного использования современных образовательных технологий для системы повышения квалификации, их построение по модульному принципу, позволяющему проектировать индивидуальный образовательный маршрут.
Ключевые слова: профессионализм учителя, система непрерывного образования, модульный принцип построения образовательных программ, индивидуальный образовательный маршрут педагога.
This publication is dedicated to the main trends in development of teachers' professionalism. It focuses on the effective implementation of modern educational technologies in the system of developing high-level teaching skills, modular construction of the technologies, the design of individual educational route.
Key words: teachers' professionalism, continuous educational system, the modular approach to design of educational programs, individual educational route.
Современный этап развития образования характеризуется ин -тенсивным поиском новых технологий обучения и воспитания. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых - несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания новым инновационным тенденциям развития системы образования в нынешних социально-экономических условиях развития общества.
Изменился социальный заказ общества по отношению к образованию: необходимо формирование личности, способной к творческому, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели. Уже недостаточно владеть багажом из суммы знаний, умений и навыков. Обществу необходим человек, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально-значимым достижениям. Именно поэтому личностная направленность образования сегодня является одной из основных тенденций развития об -разовательных учреждений, а на первый план образования выступает задача реализации принципа активности в обучении: создание условий для выявления и развития способностей учеников, развитие учебно-познавательной активности и творческой самостоятельности.
Ведущей целью непрерывного образования в новых экономических условиях России является подготовка личности, конкурентоспособной на рынке труда, обладающей такими личностными и профессиональными качествами, которые обеспечивают возможность успешно решать задачи во всех видах деятельности и отвечать за их решение. В этой связи основная педагогическая задача на всех этапах непрерывного образования - поиск и реализация оптимальных путей развития личности учителя, способной к эффективной самоактуализации в процессе многолетней интеллектуально-активной социальной, трудовой жизни.
Потребность в постоянной актуализации полученных в результате образования знаний, вызванная неумением качественно работать, решать в процессе трудовой деятельности непредвиденные и все усложняющиеся социальные и профессиональные задачи, обусловила возникновение различных форм организованного послевузовского образования. Наряду с организованным, государственно-управляемым сектором, появились различные виды и способы неформального параллельного образования и самообразования, призванные в определенной мере компенсировать недостатки сложившейся системы и ее результат - неудовлетворенность людей своим социально-профессиональным статусом и качеством жизни.
Непрерывное профессиональное образование - это системно организованный процесс образования людей на протяжении всей их трудовой жизни, в основе которого лежат нормативные предписания, обязывающие работодателя обеспечить работнику необходимые и достаточные условия для приращения профессиональных знаний и умений всякий раз, когда изменение условий его труда связано с предъявлением ему новых или дополнительных профессиональных требований, что позволяет ему оставаться эффективным работником, быть конкурентоспособным на внутреннем и внешнем рынках труда и сохранять социальные условия жизни, адекватные уровню его профессионального рейтинга на рынке труда [6].
В научных исследованиях названы следующие функциональные характеристики непрерывного образования:
• компенсаторная, позволяющая человеку наверстать упущен -ное в процессе базового образования;
• адаптирующая, дающая возможность личности приспосабливаться к инновационному развитию экономики и общества в целом (через дополнительное обучение новым профессиям, повышение квалификации работников);
• развивающая, направленная на непрерывное обогащение творческого потенциала личности (через систему послебазового и вторичного, последипломного образования специалистов) [6].
Последней функции принадлежит определяющая роль в условиях экономического кризиса, когда непрерывное образование выступает:
• как фактор социального развития личности и общества;
• как условие качества производственной деятельности и вос -требованности специалиста, его конкурентоспособности;
• как условие обогащения духовной жизни человека, его культуры;
• как фактор развития потенциала самореализации личности, социально-профессиональной мобильности и адаптации человека в новом социуме;
• как фактор, способствующий жизненной и профессиональной карьере человека, повышению качества его жизни.
Без анализа и изучения новых путей развития педагогов не могут быть глубоко осмыслены вопросы развития форм и методов обучения и воспитания, пути совершенствования профессионального образования и повышения квалификации специалистов педагогического профиля.
Стратегия современного педагогического образования состоит в профессионально-личностном развитии и саморазвитии учителя. Образ современного педагога, сформулированный в целях педагогического образования, выступает в качестве модели педагога, способного свободно ориентироваться в сложных социокультурных обстоятельствах, ответственно и профессионально действовать в условиях решения актуальных образовательных задач.
Необходимо отметить, что педагог на всех этапах развития и становления выступает вначале, как субъект учебной деятельности в профессиональном учебном заведении, которая должна быть организована как:
1) деятельность, предоставляющая свободу выбора методов решения учебно-познавательных задач на различных уровнях творческой активности;
2) совместная продуктивная деятельность преподавателя и будущего учителя, взаимообогащающая их профессиональные качества;
3) рефлексивная деятельность, в которой формируется педагогическая рефлексия, стимулируется профессиональное самосознание и выработка его целей;
4) становление индивидуального педагогического стиля деятельности, основанного на осознании своей уникальности, самоценности и установке на самоизменение и профессиональное саморазвитие;
5) творческая деятельность, ориентированная на выработку каждым будущим учителем осознанных планов, прогнозов и сценариев своей профессиональной жизнедеятельности в будущем [3].
Природа современной профессиональной деятельности учите -ля требует нового педагогического мышления, ценностными установками которого являются приоритет индивидуальности мышления над единомыслием, образовательных интересов личности ученика над стандартной учебной программой, стремлением к саморазвитию ученика над унифицированным усвоением, «передачей» знаний.
Ученые выявили определенную закономерность, свойственную педагогической деятельности - консервацию возраста. Психологический возраст педагога связан с самооценкой, имеющей отношение к его профессиональной реализованности. Чем полнее учитель себя реализует, тем выше этот возраст. Удовлетворенная в настоящем потребность в работе создает установку на удовлетворение этой же потребности в будущем, что вообще влияет на перспективу продолжения педагогической деятельности. Применительно к личности педагога можно говорить об эффекте субъектоге-неза. Это осознание себя как субъекта своих действий, осмысленное отношение к миру, значительный реадаптационный потенциал, препятствующий профессиональной деформации.
В исследовании Г.Г. Гореловой обнаружились своеобразные кризисы учителей: каждый пятый педагог из числа сменивших место проживания переживал «биографический» кризис как нереализо-ванность. Опустошенность испытывается педагогом в ситуации, когда в субъективной картине его жизненного пути слабо прослеживаются актуальные связи и будущее предстает неопределенным. Чтобы эти факторы переживались быстрее и с меньшими личностными потерями, необходимы внутренние предпосылки роста - проявление потребности педагога в самоактуализации, которая способствует «выживаемости» в кризисных ситуациях и помогает их преодолеть [2].
Профессиональное развитие педагога проявляется в изменении содержания и динамики (процесса) педагогической деятельности. По мнению Л.М. Митиной, оно состоит в том, что преобразуется внутренний мир учителя, меняющего свой способ жизнедеятельности. Механизмом профессионального развития является переход от интериоризации к экстериоризации и обратно, т. е. образование навыков и умений на основе усвоенных знаний, а затем их применение в собственной практической деятельности. Л. М. Митина обнаружила ряд внутренних противоречий, свойственных личности учителя [4].
В педагогической литературе существуют различные направления развития педагогов: личностно-профессиональное развитие, интернет-поддержка профессионального развития педагогов, про-
фессиональное развитие педагога в процессе научно-методической деятельности, непрерывное развитие компетентности педагога [1].
Целью личностно-профессионального развития педагога является развитие «сущностных сил» его личности, становление его творческой активности и самостоятельности, проявление стремления к самосовершенствованию и саморазвитию путем приобщения к художественно-творческой деятельности, педагогической рефлексии и к поиску смысла своей профессиональной деятельности.
Содержательными компонентами данного направления являют -ся аксиологический, когнитивный, деятельностно-творческий, ак-меологический подходы, которые находятся в определенном соответствии с компонентами творческой личности педагога.
Данный подход позволяет осмыслить значение и особенности разных видов воспитания и обучения: новые программы, цели, содержание, методы развития учащихся. Педагоги стараются актуализировать свои теоретические знания и профессионально-практические умения, полученные на занятиях и практикумах, из курсов психологии, специальной психологии, дефектологии, педагогики, коррекционной педагогики и т. д. Таким образом, деятельность педагога по приобретению профессиональных, предметных знаний становится личностно значимой.
Одним из главных направлений современной системы образования становится вовлечение преподавателей в новую методологию открытого образования, связанную с формированием информационного общества, расширением информационных потоков, применением информационных технологий во всех сферах деятельности человека. На всех этапах образовательного процесса: проектирование образовательных программ, организация и осуществление учебного процесса, анализ образовательных эффектов -в новой образовательной системе требуются определенные качества и профессиональные знания педагогов в области Интернет-технологий. Применение информационных технологий приводит к необходимости формирования у преподавателей иного качества знаний и умений по сравнению с традиционной образовательной системой. Освоение Интернет-ресурсов требует дополнительной подготовки, которая должна включать не только знакомство с информационными технологиями, применяемыми в учебном процессе, но и с методикой и методологией дистанционного обучения, с технологией разработки дистанционных учебно-методических материалов и учебников.
Концепция профессионального развития педагогов и их методической поддержки с помощью Интернет-технологий основана на разработке модели специалистов, работающих в современной образовательной информационной среде. Квалификационные харак-
теристики этих специалистов должны учитываться при разработке учебно-методического обеспечения программ подготовки специали -стов в области информационных ресурсов и систем, организации учебного процесса по программам повышения квалификации.
Методическая деятельность педагога - это деятельность по обучению, развитию, воспитанию учащихся, осуществляемая посредством применения разнообразных форм, методов, средств, технологий учебно-воспитательного процесса. Эта деятельность становится научной, если она носит исследовательский характер и направлена на приращение, создание новых методических знаний и умений.
Одной из составляющих профессионального развития учителя выступает понятие творческого потенциала личности, которое характеризуется несколькими признаками:
1) способностью педагога конструировать образовательный процесс таким образом, чтобы он влиял на развитие творческого потенциала ученика, а деятельность учащихся организовывать в соответствии с их склонностями, стараясь максимально раскрыть их личностные и творческие качества;
2) способностью развивать гибкость, нестандартность мышления школьников, стремлением приобщать учеников к самостоятельному поиску путей решения различных проблем;
3) умением организовывать педагогическое исследование, эксперимент, обобщать и предъявлять результаты своей деятельности [3].
Проблемы совершенствования профессиональной деятельности педагогических кадров требуют обновления и развития всей системы повышения квалификации и переподготовки работников образования. Одной из задач государственной политики в области дополнительного профессионального образования педагогов явля -ется формирование эффективной системы постдипломного (послевузовского) образования, способной развивать и удовлетворять познавательные потребности педагогов всех специальностей на протяжении их профессиональной деятельности. Повышение квалификации - это углубление, систематизация, обновление профессиональных знаний, развитие практических умений и навыков, в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач.
Проблема расширения и эффективного использования современных образовательных технологий особенно актуальна для системы повышения квалификации. Для этой системы сроки обучения предельно сжаты, требования слушателей и их профессиональный опыт достаточно высоки, объем учебной информации велик, а воз-
можности воспринять и усвоить ее далеко не всегда обеспечиваются достаточным уровнем эффективности образовательного процесса.
В настоящее время за рубежом проводятся многочисленные исследования когнитивных возможностей взрослых людей и особенностей их учета при организации обучения взрослой аудитории. Выводы ученых оптимистичны: никаких значительных ухудшений в интеллектуальных способностях большинства взрослых людей не происходит до достижения ими 80-90-летнего возраста. Некоторое снижение функций происходит в 60-70 лет, но это не влияет на способности к обучению. Наоборот, участие в образовательных программах положительно влияет на здоровье пожилых людей.
Большое внимание специфике обучения взрослых придает в своих работах Дж. Роджерс, которая разработала положения, важные для обучения взрослых людей:
1) адекватность содержания обучения, его практическая направленность;
2) поддержание и развитие мотивации взрослых при обучении;
3) постановка целей как проектируемых результатов обучения;
4)постоянная практика, основывающаяся на использовании имеющегося опыта обучающихся;
5) своевременная «обратная связь», оценка результатов обучения;
6) обязательный учет переживаний обучаемых;
7) предпочтительное использование «активных методов обучения», моделирующих ситуации реальной жизни обучаемых.
В работах С. Брукфилда обращается внимание на добровольность участия взрослых в обучении, усилении рефлексии, критического сопоставления разных точек зрения, пересмотре устоявшихся жизненных позиций. Организация обучения взрослых должна способствовать более глубокому пониманию их собственных (личных), профессиональных и социальных проблем, выход на «новый виток спирали» своего бытия.
Важность адекватного стимулирования взрослых учащихся подчеркивает в своих работах П. Джарвис, полагая, что взрослые учатся более эффективно в обстановке, позволяющей открыто выражать свою точку зрения, не стесненную никаким давлением [5].
Важно использовать эти теории обучения при построении про -грамм непрерывного образования для учителей, для повышения их научно-методической и психологической компетентности.
Анализируя проблемы и перспективы непрерывного образования, А.В. Тряпицын выделяет определенные тенденции в его развитии. К ним он относит вариативность форм организации непрерывного образования не только за счет образовательных организаций, но и путем расширения внутрифирменного обучения. В
качестве следующей тенденции он выделяет изменения в содержании образовательных программ непрерывного образования педагогических кадров. В современных условиях в качестве основных групп профессиональных задач, которые являются единицей построения содержания повышения квалификации, исследователи выделяют следующие:
• видеть ребенка в образовательном процессе, его потребности и интересы;
• строить образовательный процесс, направленный на достижение целей образования;
• создавать и активно использовать информационную образо -вательную среду школы;
• устанавливать конструктивное взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса;
• проектировать и активно реализовывать профессиональное самообразование [7].
Данное совершенствование содержания выражается в тенденции изменения единицы построения содержания: от рассмотрения отдельно взятой профессиональной задачи к задаче, в которой должны отражаться стратегические тенденции развития образования. Такое построение содержания непрерывного образования педагогических кадров приводит к существенному увеличению в содержании доли задач, ориентированных на развитие профессионально значимых качеств личности педагога, на развитие рефлексии сложившегося опыта профессиональной деятельности.
Традиционно проявлениями рефлексивных процессов считаются следующие: критичность мышления; стремление к доказательности, обоснованности своей позиции; умение ставить вопросы; вести дискуссию. Рефлексия также предполагает умение обнаруживать проблемные ситуации в своей деятельности, возникающие при несовпадении целей и результатов педагогического процесса, анализировать их причины и осуществлять поиск конструктивных вариантов их решения.
Ключевыми характеристиками современной модели профессиональной деятельности являются:
• активное стремление человека к самореализации, что стимулирует его к выдвижению новых целей и ценностей и проявляется в поиске и освоении принципиально нового;
• максимальная ответственность, что обеспечивает возможность делегирования полномочий управления рядовым работникам;
• дух команды, сотрудничества, творческая атмосфера;
• сочетание автономности и индивидуализма с коллективизмом и командной работой;
• ценностные ориентации, базирующиеся на социальных целях и этических ценностях;
• стремление к нововведениям, в основе которых лежит глубокий анализ противоречий настоящего, что позволяет быстро реагировать на изменение внешних условий.
Следующая из тенденций, которая активно проявляется в современной практике непрерывного образования педагогов, связана с изменениями в построении программ непрерывного образования педагогических кадров, которые должны строится по модульному принципу, позволяющему педагогам творчески проектировать инди -видуальный образовательный маршрут, органично сочетать индивидуальную и групповую работу, менять состав групп в процессе изучения разных модулей. Эта особенность модульных программ наиболее полно соответствует эмпирическим концепциям обучения взрослых, которые предполагают построение обучения на основе использования собственного педагогического опыта и его обогащения опытом коллег.
Ведущей технологией реализации модульных программ становится организация проектно-исследовательской деятельности, которая ставит в центре внимания вопросы эффективности и качества образовательного процесса, организации разнообразных форм взаимодействия субъектов этого процесса, стратегии и тактики принятия решений по достижению поставленных целей и др.
Модульная технология выступает как один из системообразующих факторов образовательного процесса и деятельности, обеспечивая их целостность, личностную и социально-экономическую полезность, является необходимым звеном в технологии дистанционного обучения. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Состав модуля включает в себя: целевой план действий; банк информации; методическое руководство по достижению дидактических целей [7].
В концепции российского образования на период до 2010 г. одним из приоритетных направлений обозначено создание условий для повышения качества общего образования. Для реализации этого направления ставится задача обеспечить дифференциацию и индивидуализацию образования при обеспечении государственных образовательных стандартов.
Требования к учителю - это система профессиональных качеств, которые определяют успешность и эффективность его деятельности. К профессиональным качествам учителя относятся: владение предметом преподавания, методикой преподавания, психологическая подготовка, общая эрудиция, широкий культурный кругозор, педагогическое мастерство, владение технологиями
педагогического труда, педагогическая техника, владение технологиями общения, научная увлеченность, любовь к своему труду. Обновляются профессиональные требования к педагогам, а именно переносится акцент с профессиональных знаний на уровень профессиональных компетентностей и субъектной позиции педагога в осуществлении профессиональной деятельности.
Сегодня созданы предпосылки для развития высокого уровня профессионализма педагога, к ним можно отнести:
1) современные идеи и механизмы развития непрерывного образования, ориентированного на удовлетворение индивидуальных запросов педагога, создание условий для проектирования и реализации модульной образовательной программы, позволяющей выбрать оптимальные сроки для её реализации, содержание и форму обучения;
2) создание единого открытого образовательного пространст -ва, находясь в котором педагог может выбирать собственный путь развития, определять содержание, формы, варианты становления своего профессионализма;
3) учет мотивов профессионального развития педагога, который позволяет предлагать соответствующее содержание, корректировать его, определять степень заинтересованности в собственном профессиональном развитии и по необходимости подключать механизмы его стимулирования [3].
Развитие профессионализма педагога происходит через соче -тание опыта его работы и дальнейшего образования. Повышение квалификации педагогов - это процесс их профессионального совершенствования, развития творческого потенциала, необходимого для решения проблем современной школы. Процесс профессионального совершенствования педагога имеет личностную направленность, так как реализуется через процесс самосовершенствования и рефлексии, и становится более эффективным, когда происходит в комфортной образовательной среде.
Список литературы
1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: мо-ногр. - Волгоград: Перемена, 2001.
2. Горелова Г.Г. Профессионально-личностная реадаптация в условиях кризиса. автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2002.
3. Загрекова Л.В., Теория и технология обучения: учеб. пособие. - М.: Высш. шк., 2004.
4. Митина А.М. Зарубежные эмпирические теории дополнительного образования взрослых // Педагогика. - 2003. - № 5.
5. Нино А.В. Специфика обучения взрослых в зарубежных педагогических исследованиях // Размышления о постдипломном образовании / под ред. И.С. Батраковой, Т.В. Щербовой. - СПб., 2006.
6. Скворцов В.Н. Социально-экономические проблемы теории непрерывного образования / предисл. Н.А. Лобанова. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
7. Тряпицын А.В. Тенденции развития постдипомного педагогического образования в современной социокультурной ситуации // Размышления о постдипломном образовании / под ред. И.С. Батраковой, Т.В. Щербовой. - СПб., 2006. - С. 10-18.
УДК 371.134 ББК 74.204.2
Н. М. Полетаева
Профессиональная зрелость педагога: сущность, структура, проблемы и механизмы становления
В статье представлены концептуальные основы изучения профессиональной зрелости педагога, динамики и механизмов её становления, показаны проблемы, мешающие формированию профессиональной зрелости педагога, предложены пути решения.
Ключевые слова: профессиональная зрелость педагога, готовность к непрерывному личностно-профессиональному самосовершенствованию, непрерывное педагогическое образование, готовность к методической работе, достижения педагогов.
In article conceptual bases of studying of a professional maturity of the teacher, dynamics and mechanisms of its formation are presented, the problems, disturbing are shown formation of a professional maturity of the teacher, decision ways are offered.
Key words: a professional maturity of the teacher, readiness for continuous personality-professional self-improvement, a continuous pedagogical education, readiness for methodical work, achievements of teachers.
Нарастают объем и темпы введения в педагогический процесс инноваций, вызванных социальными изменениями, их внедрение и освоение сдерживается низкой профессиональной готовностью педагогов. В этих условиях весьма актуальна попытка создать модель профессиональной зрелости педагога, гарантированно достигающего в своей работе высокой эффективности, и её варианты для различных видов профессиональной деятельности. Повышение требований к обучению и воспитанию молодого поколения, активное внедрение в образование инновационных технологий и необоснованное снижение в последнее время социального статуса педагога вызывают необходимость обновления концептуальных подходов к определению сущности и показателей профессиональной зрелости. Это актуально для всех педагогов, но особенно введенных в обра-
115