содик гви
Я. (В. Ильина, Л- 'Крптелов ^^
(Раэвитш прое^тнъи^ компетенций педагогов при проецировании...
ЧИППКРО
УДК 378.091.398 + 37.014.5
Развитие проектных компетенций педагогов
при проектировании инновационных практик обновления
технологий и содержания общего образования
А. В. Ильина, А. В. Коптелов
Development of Teachers' Project Competencies in the Design of Innovative Practices for Updating Technologies and the Content of General Education
A. V. Il'ina, A. V. Koptelov
Аннотация. Авторы статьи акцентируют внимание на том, что реализация инновационных проектов на региональном уровне предполагает активное участие в них муниципальных образовательных систем и образовательных организаций, которые имеют уникальный опыт обновления технологий и содержания общего образования по тому и или иному направлению инновационного развития.
В связи с этим возникает необходимость в концептуализации эффективного опыта на различных уровнях (региональном, муниципальном, институциональном). Успешность указанного процесса зависит от сформированно-сти у работников образования проектных компетенций. Авторы обосновывают тезис о том, что система дополнительного профессионального образования позволяет развивать проектные компетенции у руководителей и специалистов системы общего образования средствами дополнительных профессиональных программ. В статье рассматриваются подходы к разработке и реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, локус внимания в которой смещается на создание условий для овладения слушателями проектных методов управления выявлением, отбором и представлением инновационных практик обновления содержания общего образования на муниципальном и институциональном уровнях.
Abstract. The authors of the article emphasize the implementation of innovative projects at the regional level assumes an active participation in
municipal educational systems and educational organizations with unique experience in updating technologies and the content of general education in different direction of innovative development. In this regard, there is a need for the conceptualization of effective experience at various levels (regional, municipal, institutional).
The success of this process depends on the formation of project competence among educational workers.
The authors substantiate the thesis about the system of additional professional education allows developing project competencies for managers and specialists of the general education system by means of additional professional programs.
The article discusses approaches to the development and implementation of an additional professional development program, the focus of attention is shifting to creating conditions for students to master design methods for managing the identification, selection and presentation of innovative practices for updating the content of general education at the municipal and institutional levels.
Ключевые слова: инновационные проекты, инновационная инфраструктура, дополнительная профессиональная программа, проектные компетенции, проектные команды, инновационные практики, конструкторская задача, методический продукт.
Keywords: innovative projects, innovative infrastructure, additional professional program, project competencies, project teams, innovative practices, design task, methodical product.
ЧИППКРО
Одной из целей государственной политики в сфере образования является создание условий для эффективного развития российского образования, направленного на обеспечение доступности качественного образования, отвечающего требованиям современного инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. При этом очевидно, что обеспечение доступности качественного образования должно осуществляться на всех уровнях образования, в том числе на уровне общего образования. В этой связи в федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы особое место отведено решению такой задачи, как «Развитие современных механизмов и технологий общего образования». Данная позиция предусматривает реализацию ряда мероприятий, направленных на обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В частности, указанный процесс предполагает распространение инновационного опыта посредством стимулирования создания инновационных методических сетей, поддержку инноваций в сфере образования по актуальным проблемам, в том числе в сфере образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
Обеспечение внедрения ФГОС общего образования также подразумевает комплекс мероприятий, направленных на сопровождение школ с низкими результатами обучения и школ, находящихся в неблагоприятных социальных условиях, с одной стороны, а также поддержку лидеров - школ с высокими результатами обучения, которые могут стать ресурсными центрами.
Особое внимание уделяется обеспечению обновления общего образования через реализацию Концепций развития предметных областей.
Решению указанных выше задач должна способствовать созданная на федеральном и региональном уровнях инновационная инфраструктура. Отметим, что инновационную инфраструктуру образуют образовательные организации, реализующие инновационные проекты (программы) и признанные федеральными (региональными) инновационными площадками. При этом реализуемая в форме инноваци-
онных проектов и программ инновационная деятельность должна быть ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования.
На сегодняшний день в Челябинской области реализуется большое количество региональных инновационных проектов, обеспечивающих обновление технологий и содержания общего образования.
Проведенный анализ открытых источников, в частности официального сайта Министерства образования и науки Челябинской области (http://www.minobr74.ru), позволяет выделить следующие приоритетные направления развития системы общего образования в регионе, а именно:
- апробация профессиональных стандартов;
- организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;
- поэтапное введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- развитие доступной безбарьерной образовательной среды и инклюзивного образования;
- развитие образовательной среды, обеспечивающей выявление и поддержку одарённых и перспективных детей;
- реализация мероприятий по созданию новых мест в образовательных организациях Челябинской области;
- реализация регионального образовательного проекта «ТЕМП», в том числе Концепции образовательного технопарка;
- совершенствование региональной системы оценки качества общего образования, в том числе с использованием механизмов независимой оценки качества образования;
- управление качеством образования в общеобразовательных организациях с низкими результатами обучения и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях;
А. В. Ильина, А. В. Крптелов
Развитие проектных компетенций педагогов при проектировании...
- участие в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы;
- формирование инфраструктуры чтения посредством создания информационно-библиотечных центров.
Выделенные позиции определяют направленность реализуемых на территории области региональных инновационных проектов и программ. Но очевидно, что реализация различных инновационных проектов на региональном уровне предполагает активное участие в этих проектах муниципальных образовательных систем и образовательных организаций, которые имеют уникальный опыт обновления технологий и содержания общего образования по тому и или иному направлению инновационного развития. В связи с этим возникает необходимость в концептуализации эффективного опыта как на региональном уровне, так и на муниципальном и институциональном уровнях.
В рассматриваемом контексте принципиально важным аспектом является сформирован-ность у работников образования проектных компетенций.
Понятие «проектная компетентность педагогических работников», представляя собой сложный феномен, рассматривается как инте-гративная характеристика педагогической деятельности, выражающаяся в способности и готовности педагогических работников к самостоятельной теоретической и практической деятельности по разработке и реализации инновационных проектов в сфере образования на основе принципов природо- и культуросооб-разности [1].
В педагогической литературе рассматриваемое понятие достаточно часто отождествляется с термином «проектная культура педагога», выступающим составным компонентом его профессиональной культуры [2; 3]. В то же время анализ исследований последнего времени [4] позволяет говорить о том, что в педагогике достаточно часто стали использовать и такое понятие, как «педагогический дизайн». Выделенные единицы, так или иначе, связаны между собой, так как сопряжены с проектной деятельностью педагогических работников. В тоже время, любая деятельность предполагает совершение определенных действий по достижению конкретной цели в тесном взаимодействии с окружающей действительно-
стью [5]. В рассматриваемом контексте речь идет о проектных компетенциях педагогов, т. е. об ин-тегративной целостности знаний, умений и навыков, обеспечивающих способность педагогических работников реализовывать на практике свою проектную компетентность. В самом общем виде методология проектного менеджмента определяет и формализует процедуры, методы и инструменты управления проектами. Соответственно сформировать проектные компетенции у руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, специалистов муниципальных методических служб, руководителей образовательных организаций в части концептуализации опыта по реализации региональных инновационных проектов позволяет система дополнительного профессионального образования.
С 2013 года на территории Челябинской области функционирует Сетевая школа консультантов по достижению современного качества образования (далее - Сетевая школа), которая представляет собой региональное сетевое профессиональное сообщество, аккумулирующее человеческие и интеллектуальные ресурсы областной системы образования.
Целью деятельности Сетевой школы является мобильное распространение эффективного опыта внедрения моделей образовательных систем, обеспечивающих достижение современного качества образования [6; 7; 8]. В то же время представители Сетевой школы имеют опыт разработки инновационных практико-ориентированных и научно-методических материалов для педагогических и руководящих работников областной системы общего образования [9; 10; 11].
Данные факты послужили основаниями для разработки и реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Технологии концептуализации инновационных практик обновления содержания общего образования».
В качестве целевой установки реализации дополнительной профессиональной программы определено формирование у слушателей компетенций в области концептуализации инновационных практик обновления содержания общего образования. Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения комплекса следующих задач:
ЧИППКРО
- освоение слушателями технологий выявления, отбора и представления инновационных практик обновления содержания общего образования;
- освоение слушателями технологии работы в проектных командах по разработке инновационных практик обновления содержания общего образования;
- освоение слушателями компетенций, необходимых для организации работы по профессиональному развитию руководящих и педагогических работников в области продвижения инновационных практик обновления содержания общего образования на муниципальном и институциональном уровнях.
При разработке дополнительной профессиональной программы, прежде всего на этапе це-леполагания, стала очевидной необходимость выделения перечня профессиональных компетенций слушателей, на совершенствование которых должно быть ориентировано содержание программы. Соответственно существенное внимание было уделено изучению требований профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». В частности, выделены две профессиональные компетенции, наиболее значимые с точки зрения поставленных цели и задач, а также с учетом специфики категории слушателей - участников Сетевой школы, а именно:
- способность разрабатывать (под руководством специалиста более высокого уровня квалификации) учебно-методические материалы для проведения отдельных видов учебных занятий при реализации дополнительных профессиональных программ, а также при организации работы по развитию профессиональных компетенций у руководящих и педагогических работников на муниципальном и институциональном уровнях;
- способность разрабатывать (в составе группы разработчиков и (или) под руководством специалиста более высокого уровня квалификации) учебные пособия, методические и учебно-методические материалы, обеспечивающих реализацию дополнительных профессиональных программ.
На этапе целеполагания были определены планируемые результаты освоения дополни-
тельной профессиональной программы. В их основу легли необходимые умения и знания, предъявляемые к педагогу дополнительного профессионального образования, обозначенные в соответствующем профессиональном стандарте. В частности, в качестве планируемых результатов целесообразно выделить:
- умение разрабатывать планы семинарских, практических занятий, следуя установленным методологическим и методическим подходам, представлять разработанные материалы и дорабатывать их по результатам обсуждения и экспертизы, проведенной специалистами более высокого уровня квалификации;
- умение строить профессиональное общение с соблюдением делового этикета;
- умение оформлять методические и учебно-методические материалы с учетом требований научного и научно-публицистического стиля;
- знание методологических основ современного образования;
- знание требований к учебно-методическому обеспечению учебных курсов, дисциплин (модулей) дополнительных профессиональных программ, в том числе требования к учебно-методическому обеспечению организации работы по развитию профессиональных компетенций у руководящих и педагогических работников на муниципальном и институциональном уровнях;
- знание основных источников и методов поиска информации, необходимой для разработки научно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) дополнительных профессиональных программ, в том числе научно-методического обеспечения, используемого при организации работы по развитию профессиональных компетенций у руководящих и педагогических работников на муниципальном и институциональном уровнях;
- знание возрастных особенностей обучающихся; стадий профессионального развития; педагогических, психологических и методических основ развития мотивации;
- знание особенностей научного и научно-публицистического стиля.
Цель и задачи дополнительной профессиональной программы, перечни совершенствуемых профессиональных компетенций и планируемых результатов обеспечили отбор содержания программы повышения квалификации и,
А. В. Ильина, А. В. Крптелов
Развитие проектных компетенций педагогов при проектировании...
соответственно, его структурирование по разделам и темам.
Первые два раздела являются основополагающими, поскольку в них находят отражение современные нормативно-правовые и психолого-педагогические основы обновления содержания общего образования. В частности, при изучении первого раздела целесообразным является рассмотрение особенностей образовательной политики в Российской Федерации в части обновления содержания общего образования на основе характеристики основных положений Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Кроме того, существенное внимание следует уделить рассмотрению нормативных оснований формирования инновационной инфраструктуры в сфере общего образования для обеспечения модернизации технологий и содержания общего образования.
Второй раздел дополнительной профессиональной программы отражает психолого-педагогические аспекты инновационной деятельности в сфере образования, в нем рассматриваются основные понятия психолого-педагогической инноватики. Необходимо отметить, что при проектировании программы и отборе содержания второго раздела, целесообразно сделать акцент на рассмотрении инновационной деятельности как социально-психологического феномена.
В рассматриваемом контексте особое внимание целесообразно уделить вопросу развития готовности работников образования к инновационной деятельности и рассмотрения признаков инновационности практик обновления содержания общего образования.
Содержание двух последующих разделов, третьего и четвертого, ориентировано на освоение слушателями содержательных, процессуальных и прикладных аспектов профессиональной деятельности по обновлению содержания общего образования.
В частности содержание данных разделов позволяет слушателям овладеть умениями анализа и выявления потенциальных возможностей региональных инновационных проектов с точки зрения использования их результатов для муниципальных образовательных систем и образовательных организаций Челябинской области.
При отборе и реализации содержания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации локус внимания был смещен на создание условий для овладения слушателями проектных методов управления выявлением, отбором и представлением инновационных практик обновления содержания общего образования на муниципальном и институциональном уровнях.
Иными словами, в ходе реализации программы подобный отбор содержания позволил организовать практическую деятельность слушателей на учебных занятиях посредством организации работы проектных команд по разработке инновационных практик в виде методических продуктов. Для этого у слушателей осуществлялось целенаправленное формирование представлений о механизмах определения востребованности инновационных практик обновления содержания общего образования, в том числе при профессионально-общественном обсуждении.
Практика реализации указанной выше дополнительной профессиональной программы повышения квалификации позволяет утверждать, что при проведении практических учебных занятий со слушателями необходимо акцентировать внимание на актуальных направлениях обновления содержания общего образования на территории Челябинской области:
1) апробация концепций предметных областей;
2) апробация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализация адаптированных образовательных программ;
3) отражение в содержании общего образования национальных, региональных и этнокультурных особенностей;
4) разработка/апробация модельной региональной основной образовательной программы начального общего образования;
5) реализация положений Концепции развития технологического и естественно-математического образования «ТЕМП» [12; 13], создания образовательных технопарков;
6) реализация положений Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.
В частности, о наличии инновационных практик обновления технологий и содержания
ЧИППКРО
общего образования в муниципальных образовательных системах или образовательных организация можно судить на основе опроса, проводимого с использованием опросного листа «Наличие положительной практики обновления содержания общего образования на муниципальном и институциональном уровнях» [14].
Обработанные результаты опроса слушателей являются основанием для их распределения по шести проектным командам, каждая из которых соответствует одному из направлений обновления содержания общего образования. Распределение слушателей осуществляется на основе наибольшего количества позиций выбранных по тому или иному направлению.
В ходе проектной деятельности перед каждой проектной группой формулируется двухуровневая цель, включающая формулирование конструкторской задачи по разработке методического продукта инновационной практики и собственно разработку данного продукта.
При этом принципиально важным является необходимость четкого пояснения двух понятий «конструкторская задача по разработке методического продукта инновационной практики» и «методический продукт инновационной практики».
Под конструкторской задачей по разработке методического продукта понимается форма структурирования и представления теоретических, информационных и/или дидактических материалов, использующихся работниками образования в практической деятельности. Конструкторская задача решается посредством прикладных разработок, нацеленных на получение новых знаний преимущественно для достижения практических целей и решения конкретных задач в области обновления содержания общего образования. Результатом решения конструкторской задачи должен стать готовый методический продукт, отвечающий определенным требованиям. Решение конструкторской задачи возможно с применением методов активизации творческой деятельности (эвристических, проблемно-поисковых и др.).
Сформулированная конструкторская задача, соответствующая содержанию одного из направлений обновления содержания общего образования, становится основанием для проектной деятельности проектной команды по разработке методического продукта инноваци-
онной практики. Методический продукт инновационной практики представляет собой систематизированную и обобщенную совокупность теоретических, информационных и/или дидактических материалов, имеющих адресную направленность и технологично отражающих конкретную инновационную практику по развитию профессиональной компетентности работников образования в части обновления содержания общего образования.
Методические продукты инновационных практик могут быть представлены в виде:
1) методической разработки содержания фокус-группы для педагогических (руководящих) работников по конкретным направлениям профессионального развития;
2) методической разработки обучающего семинара (проектного семинара, семинара-практикума и т. д.) для педагогических (руководящих) работников по конкретным направлениям профессионального развития;
3) методической разработки вебинара для различных участников образовательных отношений;
4) сценария мастер-класса;
5) образовательного кейса и др.
В качестве требований, которым должен соответствовать методический продукт инновационной практики были определены следующие:
1) соответствие заявленного методического продукта инновационной практики заданному направлению;
2) наличие признаков инновационности методического продукта инновационной практики:
- новизна;
- уникальность;
- практическая реализуемость (воспроизводимость в массовой практике);
- ориентация на потребности работников образования;
3) технологичность методического продукта инновационной практики, обеспечивающего развитие профессиональной компетентности работников общего образования;
4) привлекательность методического продукта инновационной практики для практических работников общего образования;
5) методическая ценность результатов реализации методического продукта инновацион-
А. В. Ильина, А. В. Крптелов
Развитие проектных компетенций педагогов при проектировании...
ной практики на муниципальном/институциональном уровне.
Дальнейшая работа со слушателями организуется в проектной деятельности непосредственно по разработке методических продуктов. Деятельность проектных команд целесообразно организовать по следующему алгоритму:
- отбор содержания инновационной практики на основе анализа представленных идей членами проектной команды;
- формирование обобщенного образа представления инновационной практики членов команды;
- распределение исполнительских ролей внутри проектной команды по разработке структуры и содержания представления инновационных практик членов команды (по конкретному направлению);
- оформление обобщенного образа представления инновационных практик членов группы для первоначального представления (по единой структуре) в виде презентации;
- оформление инновационной практики в виде методического продукта, работа над текстом;
- обмен между группами методическими продуктами с целью их рецензирования (взаимооценка осуществляется на основе листа оценивания [14]);
- подготовка экспертного заключения и рекомендаций по совершенствованию методического продукта другой команды;
- корректировка методического продукта с учетом высказанных рекомендаций.
Завершается работа представлением результатов деятельности проектных команд и определением востребованности инновационных практик обновления содержания общего образования. При условии, что слушатели должны быть проинформированы о возможных механизмах определения востребованности инновационных практик обновления содержания общего образования. В частности, целесообразно дать краткую характеристику таких механизмов как экспертное оценивание инновационных практик, в том числе в рамках конкурсов профессионального мастерства, социологические опросы. Более подробно необходимо сосредоточиться на характеристике профессионально-общественного обсуждения как одного из механизмов определения востребованности инно-
вационных практик обновления содержания общего образования. Необходимо обратить внимание слушателей, что целью профессионально-общественного обсуждения должно стать установление продуктивности той или иной инновационной практики обновления содержания общего образования, а также получения одобрения со стороны компетентных людей на ее использование в широкой практике в системе общего образования.
Организация профессионально-общественного обсуждения на заключительном этапе реализации программы позволяет определить востребованность инновационных практик обновления содержания общего образования.
Каждая проектная команда представляет разработанную инновационную практику в виде методического продукта в соответствии с требованиями, определенными конструкторской задачей в течение 5-7 минут.
Оценивание представленных методических продуктов инновационных практик осуществляется с использованием листа оценивания (самооценивания, взаимооценивания) [14].
После чего присутствующие высказывают свое мнение о представленной инновационной практике и выносится итоговое резюме о представленном методическом продукте.
В заключение отметим, что дополнительная профессиональная программа «Технологии концептуализации инновационных практик обновления содержания общего образования» в представленном развороте была успешно реализована в 2017 году для участников Сетевой школы консультантов на базе ГБУ ДПО ЧИППКРО посредством организации двух проектных сессий.
Результатом проектной деятельности слушателей стало учебно-методическое пособие «Инновационные практики модернизации технологий и содержания общего образования» [14], в котором методические продукты инновационных практик, разработанные слушателями, стали неотъемлемой частью пособия.
Библиографический список:
1. Матяш Н. В. Методика оценки проектной компетентности студентов [Электронный ресурс] / Н. В. Матяш, Ю. А. Володина // Психологические исследования : электрон. науч. журн. 2011. № 3(17). - URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 02.12.2017).
äk
ЧИППКРО
2. Ткаченко Е. В. Концепция дизайнобразова-ния в современных условиях / Е. В. Ткаченко, С. М. Кожуховская // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию: специализир. вып. -2007. - Вып. 2 (41). - С. 5-44.
3. Трускова М. И. Основные компоненты проектной культуры будущих педагогов профессионального обучения (дизайн) / М. И. Трускова // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - № 14. - С. 114-117.
4. Абызова Е. В. Педагогический дизайн: понятие, предмет, основные категории / Е. В. Абы-зова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. - 2010. - № 3 (3). - С. 12-16.
5. Лебедев С. А. Философия науки. Словарь основных терминов / С. А. Лебедев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Академический проект, 2006. - 320 с.
6. Коптелов А. В. Сетевая школа консультантов как ресурс достижения современного качества общего образования [Электронный ресурс] / А. В. Коптелов, Ю. Ю. Баранова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. -URL: www.science-education.ru/117-13227 (дата обращения: 02.12.2017).
7. Коптелов А. В. Организация деятельности региональной Сетевой школы консультантов по вопросам обеспечения достижения современного качества образования / А. В. Коптелов, Ю. Ю. Баранова, Е. И. Маркина // Методист. - 2016. -№ 3. - С. 2-5.
8. Коптелов А. В. Дорожная карта как инструмент стратегического планирования деятельности региональной Сетевой школы консультантов / А. В. Коптелов, Е. И. Маркина // Методист. -2016. - № 4. - С. 2-7.
9. Инновационные практики повышения квалификации. Сетевая школа консультантов по вопросам достижения современного качества образования : сборник методических материалов / сост.: М. И. Солодкова, Ю. Ю. Баранова и др. ; под ред. В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 156 с.
10. Организация научно-методического сопровождения апробации концепций модернизации предметных областей : методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций / А. В. Коптелов, А. В. Ильина, Е. И. Маркина и др. ; под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - 116 с.
11. Ильина А. В. Научно-методические аспекты апробации концепций предметных областей [Электронный ресурс] / А. В. Ильина, А. В. Коптелов // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. - С. 305-305. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=25500 (дата обращения: 02.12.2017).
12. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / сост. Е. А. Коузова, Е. А. Тюрина, М. И. Солодкова, и др. ; под ред. В. Н. Кеспикова ; Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. работ, образ. - 2-е изд. -Челябинск : ЧИППКРО, 2015. - 88 с.
13. Образовательный технопарк «ТЕМП»: концепция и модели воплощения / под ред. В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО,
2016. - 104 с.
14. Инновационные практики модернизации технологий и содержания общего образования : учебно-методическое пособие / А. В. Ильина, А. В. Коптелов, А. В. Машуков и др. ; под ред. В Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО,
2017.
References:
1. Matyash N. V., Volodina, Yu. A. Assessing project methodology of students' competence [Metodika otsenki proyektnoy kompetentnosti stu-dentov], Psychological research: web science journal, 2011, No. 3 (17) [Web resource], access mode: http://psystudy.ru (accessed date: 12/02/2017).
2. Tkachenko E. V. The concept of design education in modern conditions [Kontseptsiya dizaynobrazovaniya v sovremennykh usloviyakh], Bulletin of the Educational and Methodological Association of Professional Pedagogic Education, 2007, No. 2 (41), pp. 5-44.
3. Truskova M. I. The main components of the project culture of future teachers of professional training (design) [Osnovnyye komponenty proyektnoy kul'tury budushchikh pedagogov pro-fessional'nogo obucheniya (dizayn)], Bulletin of SUSU 2012, No. 14, pp. 114-117.
4. Abyzova E. V. Pedagogical design: concept, subject, main categories [Pedagogicheskiy dizayn: ponyatiye, predmet, osnovnyye kategorii], Bulletin of VSHU, 2010, No. 3(3), pp. 12-16.
5. Lebedev S. A. Philosophy of Science. Glossary of Basic Terms [Filosofiya nauki. Slovar' os-novnykh terminov], 2006. 320 p.
А. В. Ильина, А. В. КОптелов
Развитие проектных компетенций педагогов при проектировании....
6. Koptelov A. V., Baranova Yu. Yu. The network of consultants as a resource for achieving modern quality of general education [Setevaya shkola konsul'tantov kak resurs dostizheniya sov-remennogo kachestva obshchego obrazovaniya] [Web resource], access mode: www.science-education.ru/117-13227 (accessed date: 12/02/2017).
7. Koptelov A. V., Baranova Yu. Yu., Markina E. I. Organization of the regional network of consultants of ensuring the achievement of modern quality education [Organizatsiya deyatel'nosti re-gional'noy Setevoy shkoly konsul'tantov po vo-prosam obespecheniya dostizheniya sovremennogo kachestva obrazovaniya], 2016, No. 3, pp. 2-5.
8. Koptelov A. V., Markina E. I. Roadmap as a tool for strategic planning of the activities of the Regional Network of Consultants [Dorozhnaya karta kak instrument strategicheskogo planirovani-ya deyatel'nosti regional'noy Setevoy shkoly kon-sul'tantov], 2016, No. 4, pp. 2-7.
9. Innovative practice of professional development. Networking school of consultants about achieving modern quality of education: collection of teaching materials [Innovatsionnyye praktiki povysheniya kvalifikatsii. Setevaya shkola konsul'tantov po vo-prosam dostizheniya sovremennogo kachestva obra-zovaniya : sbornik metodicheskikh materialov], compiled by M. I. Solodkova, Yu. Yu. Baranova, A. V. Koptelov, T. P. Zuyeva; under the editorship of V. N. Kespikov. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2014. 156 p.
10. Organization of scientific and methodological support of approbation of concepts of modernization of subject areas: methodological recommendations for heads of general education organizations [Organizatsiya nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya aprobatsii kontseptsiy moderni-
zatsii predmetnykh oblastey : metodicheskiye rek-omendatsii dlya rukovoditeley obshcheobra-zovatel'nykh organizatsiy], compiled by A. V. Koptelov, A. V. Il'ina, Ye. I. Markina; under the editorship of M. I. Solodkova. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2016. 116 p.
11. Il'ina A. V., Koptelov A. V. Scientific and methodological aspects of the approbation of concepts of subject areas [Nauchno-metodicheskiye aspekty aprobatsii kontseptsiy predmetnykh oblastey], Modern problems of science and education, 2016, No. 6, pp. 305-305 [Web resource], access mode: https://science-education.ru/ru/article /view?id=25500 (accessed date: 12/02/2017).
12. The concept of the development of mathematical and technological education in the Chelyabinsk region "TEMP" [Kontseptsiya razvitiya yestestven-no-matematicheskogo i tekhnologicheskogo obra-zovaniya v Chelyabinskoy oblasti "TEMP"] compiled by E. A. Kouzova, E. A. Tyurina, M. I. Solodkova, D. F. Il'yasov, F. A. Zuyeva, A. V. Il'ina ; under the editorship of V. N. Kespikov. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2015. 88 p.
13. Educational Technopark "TEMP": the concept and models of implementation [Obrazovatel'nyy tekhnopark "TEMP": kontseptsiya i modeli voploshcheniya] under the editorship of V. N. Kes-pikov. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2016. 104 p.
14. Innovative practices of modernizing technologies and the content of general education: teaching and methodological texbook [Inno-vatsionnyye praktiki modernizatsii tekhnologiy i soderzhaniya obshchego obrazovaniya: uchebno-metodicheskoye posobiye] compiled by A. V. Il'ina, A. V. Koptelov, A. V. Mashukov, M. I. Solodkova; under the editorship of V. N. Kespikov. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2017.