ЧИППКРО
Гипотезы, дискуссии, размышления
УДК 378.091.398+376.112.4
Особенности развития проектной культуры у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья
А. В. Ильина, С. А. Полулях
Features of project culture development among teachers working with children with disabilities
^ V. ПЧад, S. ^ Polulyakh
Аннотация. Авторами рассматривается специфика развития проектной культуры в условиях образовательной организации дополнительного профессионального образования у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Содержание статьи отражает методические аспекты развития проектно-педагогического мышления, готовности к осуществлению проектной деятельности, стремления к профессионально-педагогическому совершенствованию как составных компонентов понятия «проектная культура». Авторы обосновывают целесообразность рассмотрения выделенного феномена в контексте реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации. При этом в качестве эффективных условий их реализации рассматриваются процессы организации повышения квалификации школьных (муниципальных) команд и освоения содержания повышения квалификации в форме стажировки. Представлены авторские трактовки понятий «школьная (муниципальная) команда», «стажировка». В частности, стажировка трактуется как особая форма реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, когда деятельность представителей школьных (муниципальных) команд сосредотачивается на
овладении на основе системно-деятельност-ного подхода компетенциями, необходимыми им для реализации содержания общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Abstract. The authors consider the specifics of the development of the project culture in the conditions of the educational organization of additional professional education for teachers who are working with children with disabilities. The content of the article reflects the methodological aspects of the development of their project-pedagogical thinking, readiness for the implementation of project activities, aspirations for professional and pedagogical improvement, as components of the concept of "project culture ". The authors substantiate the expediency of considering the selected phenomenon in the context of implementing additional professional development programs. At the same time, as an effective condition for their implementation, the processes of organizing the upgrading of school (municipal) teams and mastering the content of in-service training in the form of an internship are considered. The author's interpretations of the concepts "school (municipal) team", "practical training" are presented. In particular, the internship is treated as a special form of the additional professional development program's implementing when the activities of the representa-
tives of school (municipal) teams focus on mastering the competencies necessary for them to implement the content of general education for children with disabilities on the basis of the system-activity approach.
Ключевые слова: проектная культура, профессиональный стандарт, педагог, стажировка, школьная (муниципальная) команда, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Keywords: project culture, professional standard, teacher, practical training, school (municipal) team, children with disabilities.
В условиях обновления содержания и технологий общего образования существенное внимание уделяется способности педагога преобразовывать собственную педагогическую действительность, в которой важным аспектом является ориентация на достижение учащимися планируемых результатов освоения ими основных общеобразовательных программ различных уровней образования с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей. В данном контексте рассматриваемый процесс преобразования должен строиться на основе положений проектного менеджмента в сфере образования. Имеется в виду способность учителя выстраивать процесс на основе совокупности взаимосвязанных и взаимообусловленных операций [1; 2]. Указанная позиция соотносится с тем, что в 2017 году в действие вступили положения профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Отличительной особенностью данного стандарта является то, что в нем выделены две обобщенные трудовые функции: «педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования» и «педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ» [3]. Напомним, что каждая трудовая функция, представленная в профессиональном стандарте, состоит из набора трудовых действий; необходимых
умений и знаний, обеспечивающих их реализацию. Осуществление педагогом выделенных трудовых функций является практическим воплощением идей проектного менеджмента в сфере образования. Соответственно в рассматриваемом контексте можно говорить о необходимости развития у педагогов проектной культуры. В рамках представленной статьи нами сделан акцент на развитии указанного выше феномена у категории педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Как показали наблюдения, проведенные в ходе реализации дополнительных профессиональных программ, более 85% педагогов испытывают затруднения, связанные с реализацией трудовых функций в отношении организации образовательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время многие исследователи отмечают, что проектная культура представляет собой составную часть профессиональной культуры современного учителя [4; 5] и связана с развитием проектно-педагогического мышления, готовности к осуществлению проектной деятельности, стремления к профессионально-педагогическому совершенствованию. Другими словами, владение проектными компетенциями позволяет осуществлять собственную педагогическую деятельность с высокой степенью предсказуемости получаемого в конечном итоге результата, точности выполняемых им операций и надежности используемого инструментария [6].
Среди ключевых механизмов развития проектной культуры у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно выделить реализацию дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в форме стажировок на базе общеобразовательных организаций Челябинской области. Соответственно, одним из инструментов развития рассматриваемого нами феномена является программа повышения квалификации «Педагогическая деятельность в условиях реализации ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», содержание которой детально было рассмотрено нами в ряде публикаций. Эффективными условиями реализации данной программы, что подтвер-
ждается эмпирическими исследованиями, являются:
- организация повышения квалификации школьных (муниципальных) команд;
- освоение содержания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в форме стажировки.
Остановимся на выделенных позициях подробнее.
Создание условий для достижения учащимися с ограниченными возможности здоровья планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ различных уровней образования является комплексной задачей, решение которой зависит от согласованной работы всего педагогического коллектива. Соответственно, целесообразно выстраивать освоение содержания дополнительной профессиональной программы организовывать в групповой форме, а именно в составе школьной (муниципальной) команды. Под термином школьная (муниципальная) команда понимается группа слушателей - представителей одной или нескольких образовательных организаций (или территорий), объединяющихся для достижения общей цели. Например, в целях: освоения современных образовательных технологий; формирования представлений об особенностях педагогической деятельности в условиях инклюзивного образования; разработки программно -методического обеспечения образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и пр.
Такой подход к организации повышения квалификации в контексте развития проектной культуры педагогических работников, осуществляющих реализацию основных общеобразовательных программ различных уровней образования для детей с ОВЗ, ориентирует профессорско-преподавательский состав на непременной постановке как управленческих, так и психолого-педагогических задач, рассматриваемых в ходе программы. В результате у школьной (муниципальной) команды складывается всестороннее представление о сути рассматриваемых процессов (явлений), дополненное частными представлениями и суждениями отдельных ее членов. Так, например, присутствие в составе школьных команд руководителей (руководителей
структурных подразделений) образовательных организаций позволяет активизировать процесс обсуждения особенностей управления образовательной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагогические работники в составе школьных команд при этом будут сосредоточены на анализе содержательных и организационно -педагогических сторон инновационного опыта, возможностей его воспроизведения и усовершенствования. В качестве представителей образовательной организации - школьной (муниципальной) команды - могут выступать:
1) административно-управленческий персонал;
2) педагогические работники и (или) специалисты методического объединения или структурного подразделения (например, службы психолого-педагогического сопровождения; методического объединения учителей технологии и пр.);
3) руководители школьных методических объединений;
4) представители руководящих и педагогических работников и пр.
Атрибутивными признаками развития проектной культуры у педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, в составе школьных (муниципальных) команд выступают:
1) наличие единой цели объединения представителей образовательной организации (организаций) для освоения содержания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации;
2) наличие совместного (комплексного) и практически значимого продукта (продуктов) деятельности участников мероприятия, получаемого в результате его реализация (например, комплект оценочных материалов; образовательные программы; локальные нормативные акты; программа развития и пр.).
Вторым условием, о котором мы сказали ранее, является организация повышения квалификации в форме стажировки. Под стажировкой в рассматриваемом контексте мы понимаем особую форму реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, когда деятельность представителей школьных (муниципальных) команд сосредотачивается на овладении на основе системно-
деятельностного подхода компетенциями, необходимыми им для реализации содержания общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья [7; 8]. При этом важным аспектом является привлечение к реализации содержания дополнительной профессиональной программы педагогов-практиков из образовательных организаций, имеющих опыт организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ, а также опыт методического сопровождения профессиональной деятельности работников образовательной системы Челябинской области. К таким организациям относятся:
- ресурсные центры по вопросам образования детей с ОВЗ, созданные на базе семи образовательных организаций Копейска, Магнитогорска, Озёрска, Снежинска и Челябинска;
- образовательные организации, в которых в рамках реализации государственной программы «Доступная среда» созданы условия для обучения детей-инвалидов;
- центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.
В контексте рассматриваемой проблематики опишем особенности организации стажировок на указанных площадках в рамках реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации.
В частности, в ходе реализации данного рода программы целесообразно сосредоточиться на создании условий для освоения слушателями приемов, методов и форм организации урочной и внеурочной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Освоение указанных компонентов процесса обучения позволит педагогам эффективно осуществлять развитие универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья (например, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в структуре дефекта которых присутствует задержка психического развития и пр.).
Рассмотрим особенности организации стажировки для школьной команды учителей истории.
Преподавание истории в условиях реализации ФГОС основного общего образования предполагает не только изучение исторического материала, но и выстраивание образовательного процесса с детьми с ОВЗ с явно
выраженной коррекционной и воспитательной составляющими. Соответственно немаловажную роль в стажировке играет содержание, актуализующее у педагогов знания основ коррекционной педагогики.
При выстраивании стажировки существенное внимание следует уделить рассмотрению особенностей когнитивной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, например, с ДЦП, с задержкой психического развития. Вот только некоторые из особенностей, на которых целесообразно акцентировать внимание: медленное и дефектное восприятие информации; недоразвитие словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы; неустойчивость внимания; снижение памяти; низкий уровень работоспособности; нарушения устной и письменной речи и т. д.
Возвращаясь к идее развития проектной культуры педагога, отметим, что актуализация у педагогов психолого-педагогических знаний составляет базис реализации таких трудовых действий как «разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы», «планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования» и др. [3].
Данная позиция актуальна также для педагогов, обучающих детей со сложными дефектами, так как в данном случае возникает необходимость в оказании им адресной помощи при освоении содержания образования, в том числе на этапе разработки совместно с другими специалистами и родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка.
Говоря о развитии проектной культуры, невозможно исключить из локуса контроля и создание условий на стажировки для демонстрации слушателями компетенций применять приобретенные умения в реальной деятельности. И в данном контексте, бесспорно, на первое место выходит проблема отбора
эффективных педагогических технологий, позволяющих обеспечить не только достижение учащимися с ОВЗ планируемых результатов, но и превратить обучение в интересный увлекательный процесс. Данным аспектам при проведении стажировки также уделяется существенное внимание.
Учитывая многоаспектность понятия «педагогическая технология» [9; 10], при проведении стажировки акцентируется внимание на особенностях проектирования образовательного процесса с детьми с ОВЗ, осуществляемого в следующей логике:
На первом этапе учителю важно определить целевую установку урока, т. е. сформулировать цель и задачи урока, конкретизировать результаты (личностные, метапредмет-ные и предметные) с учетом понимания результатов, сформированных у ребенка с ОВЗ на предшествующих данному уроку занятиях, и результатах, которые следует формировать на последующих уроках.
На втором этапе необходимо понять типологические особенности реализации целевой установки (будет ли это урок усвоения новых знаний или же это будет комбинированный урок).
Дальнейшая реализация целевой установки требует четкого, выверенного отбора приемов и методов, которые позволят учителю прийти к намеченным результатам и определить степень их достижения с учетом выбранного типа урока.
На заключительном этапе проектирования учителю важно подобрать педагогически целесообразный и эффективный инструментарий: необходимые средства обучения (учебник, презентации, модели и т. п.), инструментарий контроля и оценки сформированности результатов.
Среди педагогических технологий, успешно использующихся при обучении детей с ОВЗ с учетом имеющихся у них нарушений моторики, особенностей протекания когнитивных процессов, можно выделить: лич-ностно ориентированную технологию, игровые технологии, технологию индивидуализации обучения. Знакомство с особенностями их использования в образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и овладение приемами, составляющими основу выделенных техноло-
гий, составляют основную часть стажировки на базе указанных выше образовательных организаций. Собственно, понимание специфики применения технологий и позволяет педагогу эффективно проектировать образовательный процесс и обеспечивать реализацию целей и задач, обозначенных в адаптированных основных общеобразовательных программах, что является результатам развития у педагога проектных компетенций.
В заключение отметим, что проектная культура педагогов как многоаспектный феномен в системе дополнительного профессионального образования развивается в специально созданных условиях. В качестве эффективных условий реализации указанного процесса рассмотрены процессы организации повышения квалификации школьных (муниципальных) команд и освоения содержания повышения квалификации в форме стажировки. Выделенные концепты составляют базис реализации принципа системности, проявляющегося в проектировании педагогами собственной педагогической деятельности и, соответственно, в обеспечении положительной динамики развития детей с ОВЗ.
Библиографический список:
1. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом: ГОСТ Р 54869-2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.isopm.ru/metodicheskie_osnovy/gost s/ (дата обращения: 01.06.2018). - Загол. с экрана.
2. Проектный менеджмент. Требования к управлению программой: ГОСТ Р 54871-2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.isopm.ru/metodicheskie_osnovy/gost s/ (дата обращения: 01.06.2018). - Загол. с экрана.
3. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 01.06.2018). - Загол. с экрана.
4. Дюков В. М. Формирование проектной культуры: введение в проблему [Электронный
ресурс] / В. М. Дюков, Г. С. Пьянкова // Современные наукоемкие технологии. - 2010. -№ 9. - С. 80-83. - Режим доступа: https://www. top-technologies.ru/ru/article/view?id=25343 (дата обращения: 01.06.2018).
5. Филимонюк Л. А. Формирование проектной культуры педагога в процессе профессиональной подготовки : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / Л. А. Филимонюк. - Махачкала, 2008. - 48 с.
6. Suda L. V. (2007). The meaning and importance of culture for project success. Paper presented at PMI® Global Congress 2007-EMEA, Budapest, Hungary. Newtown Square, PA: Project Management Institute.
7. Модели образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования (эффективный опыт проведения стажировок) : сборник материалов / сост.: Ю. Ю. Баранова, Л. Н. Чипышева ; под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 96 с.
8. Эффективные способы достижения учащимися метапредметных результатов средствами дисциплин технологического и естественно-научного профилей : сборник программ стажировок в образовательных организациях, на базе которых созданы предметные лаборатории и центры образовательной робототехники / сост. А. В. Ильина, Ю. Г. Мако-вецкая, Т. В. Таран и др. ; под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. -132 с.
9. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии / В. В. Гузеев. -М., 1996. - 112 с.
10. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий / А. М. Новиков. -М. : Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
References:
1. Project management. Requirements for project management: GOST R 54869 [Proyektnyy menedzhment. Trebovaniya k upravleniyu proyektom: GOST], 2011 [Web resource], access mode: https://www.isopm.ru/metodicheskie_osno vy/gosts/ (accessed date: 06/01/2018).
2. Project management. Requirements for program management: GOST R 54871 [Proyektnyy menedzhment. Trebovaniya k upravleniyu pro-grammoy: GOST], 2011 [Web resource], access
mode: https://www.isopm.ru/metodicheskie_osno vy/gosts/ (accessed date: 06/01/2018).
3. On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)": Order of the Ministry of Labor of Russia No. 544n of 10/18/2013 [Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego ob-shchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')": Pri-kaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 No. 544n] [Web resource], access mode: http://www. consultant.ru (data obrashcheniya: 05.12.2017).
4. Dyukov V. M., P'yankova G. S. Forming of project culture: introduction to the problem [Formirovaniye proyektnoy kul'tury: vvedeniye v problem], 2010, No. 9, pp. 80-83 [Web resource], access mode: https://www.top-technologies.ru/ ru/article/view?id=25343 (accessed date: 06/01/2017).
5. Filimonyuk L. A. Formation of a design culture of the teacher in the course of professional training: the author's abstract of dissertation of Doctor of Pedagogical Sciences [Formirovaniye proyektnoy kul'tury pedagoga v protsesse profes-sional'noy podgotovki: avtoref. dis. dokt. ped. nauk.], Makhachkala, 2008. 48 p.
6. Suda L. V. The meaning and importance of culture for project success. Paper presented at PMI® Global Congress 2007-EMEA, Budapest, Hungary. Newtown Square, PA: Project Management Institute.
7. Baranova Yu. Yu., Chipysheva L. N. Models of educational systems that provide a modern quality of general education (effective experience of internships): collection of materials [Modeli obra-zovatel'nykh sistem, obespechivayushchikh sov-remennoye kachestvo obshchego obrazovaniya (effektivnyy opyt provedeniya stazhirovok): sbornik materialov], ed. by M. I. Solodkova. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2014. 96 p.
8. Il'ina A. V., Makovetskaya Yu. G., Taran T. V. Effective ways for students to achieve meta-subject results by means of disciplines of technological and natural-science profiles: collection of internship programs in educational organizations, on the basis of which subject laboratories and centers of educational robotics [Effektivnyye sposoby dosti-zheniya uchashchimisya metapredmetnykh rezu-
l'tatov sredstvami distsiplin tekhnologicheskogo i yestestvenno-nauchnogo profiley: sbornik programm stazhirovok v obrazovatel'nykh organi-zatsiyakh, na baze kotorykh sozdany predmetnyye laboratorii i tsentry obrazovatel'noy robototekhni-ki], ed. by M. I. Solodkova, CIRIPSE, 2014. 132 p.
9. Guzeyev V. V. Educational technology: from admission to philosophy [Obrazovatel'naya tekhnologiya: ot priyema do filosofii], 1996. 112 p.
10. Novikov A. M. Pedagogy: the dictionary of the system of basic concepts [Pedagogika: slovar' sistemy osnovnykh ponyatiy], 2013. 268 p.