В. Н. Кеспиков
Непрерывное профессиональное развитие педагогическихр^ботникрв...
Научные сообщения
УДК 378.091.398
Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников: современные подходы
В. Н. Кеспиков
Continuous professional development of teachers: modern approaches
V. N. Kespikov
Аннотация. Статья посвящена современным подходам организации непрерывного профессионального развития педагогических работников с учетом приоритетов и ведущих трендов государственной политики в сфере образования. На основе представленного опыта Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (далее - ЧИППКРО) по организации непрерывного профессионального образования обосновывается возможность дальнейшего введения инноваций, позволяющих оперативно реагировать на новые вызовы системы общего и дополнительного профессионального образования. Выделяются основные функции (а именно: профессиональная, социальная, личностная) современного непрерывного профессионального образования. Автором анализируются результаты исследования уровневой оценки профессиональных компетенций учителей русского языка и математики, проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации в 2017 году. На основе проанализированных данных делается вывод о недостаточном продвижении учреждениями дополнительного профессионального образования, с одной стороны, и недооценки педагогическим работниками - с другой, дополнительных профессиональных программ, ориентированных на развитие у педагогов психолого-педагогических и комму-
никативных компетентностей. В заключение автор определяет тренды развития дополнительного профессионального образования на среднесрочную перспективу, к которым он относит: организацию сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы; персонификацию реализации программ повышения квалификации, в том числе посредством тьюторской поддержки и адресного консалтинга; «ометодичивание» использования новейших технологий, в том числе цифровых, обеспечивающих современное качество образования.
Abstract. The article is devoted to the modern approaches to the organization of the continuous professional development of teachers with the priorities and leading trends of state policy in the field of education. Based on the experience presented by the Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (CIRIPSE) in the organization of continuing professional education, the possibility of further introducing innovations that allow them to respond quickly to new challenges of the system of general and continuing professional education is justified. The main functions of modern continuing professional education are distinguished: professional, social, personal. The author analyzes the results of study about the level assessment of professional competencies of teachers of Russian language and
äk
ЧИППКРО
mathematics, conducted by the Ministry of Education and Science of the Russian Federation in 2017. Based on the analyzed data, conclusion is made about the insufficient promotion by the institutions of additional professional education, on the one hand, and the underestimation of educators of additional professional programs aimed at the development of psychological, pedagogical and communicative competences among teachers, on the other. In conclusion, the author identifies trends in the development of additional professional education for the future. The trends include: the organization of network interaction of educational organizations that implement additional professional programs; the personalization of the implementation of advanced training programs, through tutor support and targeted consulting; using the latest technologies, including digital, providing modern quality education.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, непрерывное образование, функции непрерывного образования, неформальное образование, информальное образование, тренды развития дополнительного профессионального образования, сетевое взаимодействие организаций дополнительного профессионального образования, персонификация программ повышения квалификации.
Keywords: additional professional education, continuous education, functions of continuous education, non-formal education, informal education, trends in the development of complementary professional education, network interaction of organizations of additional professional education, personification of advanced training programs.
Непрерывное профессиональное развитие педагогических работников всегда было основной задачей дополнительного профессионального образования вне зависимости от места, технологий и форм его получения. При этом приоритетные направления, а в отдельных случаях, технологии повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов определялись ведущими трендами государственной политики на каждом этапе развития образования.
Сегодня конкуренция в сфере дополнительного профессионального образования является достаточно масштабной в связи с тем, что насыщенная информационно-образовательная среда и новые технологии подготовки слушате-
лей становятся доступными для педагогов, и у них имеется реальный выбор качественной и необходимой для них образовательной услуги. Как следствие, набирает обороты система неформального и информального образования, которая имеет свои особые преимущества по отношению к формальному образованию, предлагаемому соответствующими образовательными организациями [1; 2; 3].
Данная ситуация заставляет образовательные учреждения быть конкурентоспособными за счет современных подходов к формированию содержания и применению новых технологий реализации дополнительных профессиональных программ. Кроме того, обеспечение непрерывности профессионального развития педагогов достигается посредством инновационных форм сотрудничества учреждений дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) с другими образовательными организациями.
Опыт Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (далее - ЧИППКРО), по нашему мнению, позволяет констатировать, что услуги института являются востребованными в системе образования не только Челябинской области, но и других субъектов Российской Федерации. Об этом свидетельствуют следующие направления деятельности института:
- осуществляется деятельность федеральной инновационной площадки по реализации направлений приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» по теме «Педагогический франчайзинг развертывания сети дополнительных общеобразовательных программ на уровне муниципальных образований Челябинской области»;
- обеспечивается реализация на территории Челябинской области федерального проекта «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях» [4];
- осуществляется научно-методическое сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования на территории Челябинской области (в частности, это нашло выражение в разработке региональных модельных образовательных программ основного общего образования Челябинской области, которые представлены двумя ин-
В. Н. Крспикрв
Непрерывное профессиональное развитие педагогическихработникрв...
формационными системами: «Региональная модельная основная образовательная программа начального общего образования Челябинской области» [5] и «Региональная модельная основная образовательная программа основного общего образования Челябинской области»); специалисты института являются авторами-разработчиками Концепции психологического сопровождения введения ФГОС общего образования в Челябинской области на период до 2020 года;
- осуществляется научно-методическое сопровождение деятельности региональных инновационных площадок, открытых на базе общеобразовательных организаций Челябинской области [6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13; 14];
- осуществляется научно-методическое сопровождение региональных этапов Всероссийских конкурсов профессионального мастерства «Учитель года», «Педагогический дебют»[15], «Воспитать человека», «Самый классный классный» [16], «Сердце отдаю детям» [17], «Воспитатель года» и областных конкурсов «Лидер в образовании», «Современные образовательные технологии», «Новой школе - новые стандарты»;
- развивается научная школа доктора педагогических наук, профессора Д. Ф. Ильясова «Дополнительное профессиональное образование в проблемном поле андрагогики» (научная школа объединяет более 40 специалистов из учреждений общего, высшего и дополнительного профессионального образования, которые работают в различных субъектах Российской Федерации; в рамках научной школы подготовлены и защищены 3 докторские и 24 кандидатские диссертации по различным аспектам дополнительного профессионального образования [18; 19; 20]);
- реализуется 180 научно-прикладных проектов совместно с образовательными организациями Челябинской области; создана Сеть научно-прикладных проектов (https://ipk74.ru/set-npp/) -специально организованное виртуальное пространство совместной деятельности образовательных организаций по разработке и продвижению инновационных образовательных продуктов;
- функционирует Сетевая школа консультантов по вопросам достижения современного качества общего образования - региональное сетевое профессиональное сообщество, обеспечивающее научно-методическое сопровождение професси-
онального развития работников общего образования Челябинской области; ее целью является формирование пространства обмена знаниями, аккумулирующего человеческие и интеллектуальные ресурсы системы общего образования Челябинской области по мобильному распространению эффективных инновационных практик достижения качества общего образования [21; 22];
- реализуется 125 дополнительных профессиональных программ, по которым обучается ежегодно от 12 000 до 20 000 слушателей (показатель индекса удовлетворенности слушателей различными сторонами образовательного процесса в ГБУ ДПО ЧИППКРО в 2017 году составил 87,4%).
Представленный выше опыт работы, который является своеобразной стартовой площадкой для дальнейшего введения инноваций, позволяет оперативно реагировать на новые вызовы системе общего и дополнительного профессионального образования.
Современный контекст понимания сущности непрерывного образования позволяет выделить следующие его основные функции, а именно: профессиональную, социальную, личностную. Профессиональная функция обеспечивает развитие у взрослого человека необходимых профессиональных компетенций и квалификаций, а также формирование взрослым человеком новых профессиональных возможностей, увеличение его трудовой динамики. Социальная функция помогает дополнить и обогатить процесс взаимодействия взрослого человека с обществом, экономической сферой, государством в целом за счет ознакомления с языком, культурой, новыми видами деятельности, общечеловеческими ценностями, современными технологиями социального взаимодействия, в том числе информационными, формируя грамотность взрослого человека в различных сферах.
Личностная функция обеспечивает удовлетворение индивидуальных познавательных потребностей взрослого человека, интересов, увлечений (как правило, сопровождает повседневную жизнь).
Казалось бы, что основная проблематика профессионального развития педагогов определяется развитием именно профессиональной функции.
Однако сегодняшние требования профессионального стандарта педагогических работников,
г" ^ ^
ЧИППКРО
развитие технологий цифрового образования, быстрое развитие современных технологий производства, бизнеса и жизнедеятельности в целом актуализируют тесную взаимосвязь всех трех функций для профессионального развития педагогов.
В связи с этим, по нашему мнению, современной миссией дополнительного профессионального образования должно стать создание условий, обеспечивающих развитие у педагогов мотивов профессионального роста в условиях современной информационно-образовательной среды, необходимости быстрого и эффективного освоения инновационных технологий жизнедеятельности, в том числе профессиональной, и предоставления им такой возможности.
Развивая обозначенную выше проблематику, обратимся к результатам исследования, проведенного в 2017 году в рамках апробации новой модели аттестации учителей, представленных заместителем Министра образования и науки Российской Федерации Т. Ю. Синюгиной на Российском совещании специалистов системы дополнительного профессионального образования (26.03.2018, г. Калининград). Речь идет об уров-невой оценке профессиональных компетенций учителей русского языка и математики. В исследовании приняли участие 4,5 тысячи учителей из 13 субъектов Российской Федерации. В качестве инструментария использовались 20 предметных задач, 3 методических задания, профессиональные задачи и видеоурок. Анализ результатов обозначенных заданий показал, что:
- не справились (выполнено менее 50% задач) - 30% учителей;
- не справились с профессиональной задачей -75% учителей;
- полностью справились - 4% учителей.
Данные, полученные по результатам исследования, позволяют определить проблематику необходимости нивелирования выявленных профессиональных дефицитов педагогов, а также создания условий для удовлетворения их образовательных потребностей. Кроме того, данные результаты должны стать основанием для выбора новых подходов к модернизации дополнительного профессионального образования на уровне учреждений дополнительного профессионального образования.
В том же исследовании Министерства образования и науки Российской Федерации определя-
ются причины посещения педагогами курсов повышения квалификации. В частности, потребность ознакомиться с современными методами преподавания назвали 60% педагогов. Углубление знаний в основной предметной области/областях выбрали 58% учителей. И только 5% в качестве причины повышения квалификации назвали профессиональный дефицит. Вместе с тем при исследовании вопроса о необходимости своего профессионального развития 39% педагогов ответили, что не видят никаких препятствий в своем профессиональном развитии и 30% указали на отсутствие у них профессиональных дефицитов (выбрали вариант ответа «всего достаточно»).
При сопоставлении результатов выполнения педагогами заданий по направлениям профессиональной деятельности с результатами исследования причин обучения на курсах повышения квалификации можно сделать следующие выводы:
- 30% педагогов, которые указали на отсутствие у них каких-либо профессиональных дефицитов, никак «не умещаются» в 4% педагогов, полностью справившихся с заданиями диагностики;
- 58% педагогов считают обязанностью системы дополнительного профессионального образования углублять их знания в основной предметной области, что, вообще говоря, является зоной ответственности высшего и среднего профессионального образования и, безусловно, областью самообразования и саморазвития;
- только 60% педагогов указывают на потребность знакомиться с современными методами преподавания, при цифре 75% педагогов, которые не справились с решением профессиональной задачи.
В связи с этим мы можем констатировать, что структура и характер основных форм повышения квалификации остаются неизменными при том, что требования к качеству подготовки педагогов существенно изменились.
Это объясняется различными обстоятельствами, в том числе наличием определенных затрат ресурсов системы дополнительного профессионального образования на углубление знаний педагогов в предметной области, что, как выше уже было сказано, не является основной функцией системы дополнительного профессионального образования.
Еще одно обстоятельство - это недостаточный уровень продвижения дополнительных профес-
В. Н. Кеспиков
Непрерывное профессиональное развитие педагогическихработников...
сиональных программ, которые обеспечивают повышение психолого-педагогической и коммуникативной компетентностей педагогов, так как они остаются как маловостребованными педагогами, так и недооцениваются руководителями образовательных организаций.
Учитывая все вышеизложенное, позволим определить тренды развития дополнительного профессионального образования на среднесрочную перспективу.
Если программы повышения квалификации должны стать, с одной стороны, многоаспектными, с другой стороны, - максимально адресными, то актуализируется необходимость выстраивания реального сетевого взаимодействия организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, как минимум на уровне региона, как максимум на уровне нескольких субъектов Российской Федерации. При этом необходимо учитывать следующие принципы взаимодействия:
- оптимальное использование имеющихся ресурсов (кадровые, материально-технические, учебно-методические, информационно-образовательные);
- взаимовыгодное сотрудничество;
- согласованность целей и ценностей, механизмов совместной работы по обеспечению необходимого качества дополнительного профессионального образования педагогических работников.
У института имеется достаточно продуктивный опыт такого взаимодействия, который нарабатывался в рамках мероприятий Федеральной целевой программы развития образования в 2011-2015 годах [23; 24]. В 2017 году такая программа была реализована при взаимодействии с институтом дополнительного профессионального образования Краснодарского края в рамках проекта поддержки школ с низкими результатами обучения [4]. В этом же году была достигнута договоренность с Издательской группой «Просвещение» о разработке под их эгидой программы повышения квалификации для педагогов по системам оценивания с участием нескольких, как минимум трех институтов из различных регионов РФ. Институт входит сегодня в Национальную ассоциацию организаций дополнительного профессионального педагогического образования. Но широкой, реальной практики реализации таких программ в регионе пока нет. И здесь стоит
вопрос объединения усилий при соблюдении интересов всех участников сети, что является самой сложной проблемой, поскольку пока образовательные организации предпочитают в большей степени конкурировать друг с другом, чем договариваться о разделении сфер конкуренции при взаимовыгодном сотрудничестве. При этом каждая организация сильна своими позициями, кадровым обеспечением в определенных направлениях работы, апробированными и реализуемыми инновациями, и это может стать хорошим ресурсом для качественно организованной сети дополнительных профессиональных программ на территории Челябинской области.
Данное направление работы имеет особое значение для усиления работы по обеспечению персонификации реализации программ повышения квалификации для отдельных категорий педагогических работников. Например, для тех, кто испытывает значительные затруднения в профессиональной деятельности, что сказывается на уровне освоения обучающимися основных образовательных программ, а также для тех педагогов, которые в превентивном порядке имеют потребность осваивать новые педагогические технологии, то есть ярко выраженную потребность в профессиональном развитии.
При наличии хорошо налаженной работы такой сети программ можно обеспечивать тьютор-скую поддержку для таких педагогов на уровне региона при выборе ими образовательных маршрутов непрерывного профессионального развития.
Особую ценность объединения усилий образовательных организаций, реализующих дополнительные профессиональные программы, может иметь система адресного консалтинга для педагогов, организованного на сетевой площадке участников сети. Поскольку области профессиональных затруднений педагогов в какой-то части индивидуальны, а в какой-то части могут быть одинаковыми, кроме того, разброс необходимых направлений помощи тоже может быть широким, то подготовка консультаций потребует усилий многих специалистов различного профиля деятельности в сфере образования.
Еще одним важным направлением совершенствования системы разработки и реализации дополнительных профессиональных программ считаем своевременное, оперативное «ометодичива-ние» использования новейших технологий, обес-
г" ^ ^
ЧИППКРО
печивающих современное качество образования учащихся. Сегодня специалисты Института изучают опыт использования 3D-технологий в организациях профессионального образования, дополнительного образования и в отдельных общеобразовательных организациях. Также исследуется вопрос возможности и необходимости применения таких технологий для преподавания учебных предметов, различных курсов и дисциплин в системе общего образования.
Кроме того, данная работа должна проводиться в контексте развертывания методического сопровождения использования педагогами новых информационно-образовательных ресурсов, создаваемых на уровне Федерации и региона. К ним, например, мы относим ресурс Российской электронной школы (http://resh.edu.ru/), ресурсы модельных региональных программ начального основного и среднего общего образования [5].
В заключение отметим, что выстраивание работы образовательных организаций, в том числе Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, в соответствии с современными трендами развития системы дополнительного профессионального образования позволит перевести проблемное поле профессиональных дефицитов педагогов на уровень мотивационного поля их непрерывного профессионального развития.
Библиографический список:
1. Гибадуллина Ю. М. Профессиональная подготовка педагогов в процессе интеграции формального, неформального и информального образования / Ю. М. Гибадуллина // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-10. - С. 2253-2257.
2. Ройтблат О. В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования / О. В. Ройтблат // Мир науки, культуры, образования - 2009. - № 7-2. - С. 210-213.
3. Окерешко А. В. Виды информального образования как смыслообразующие факторы лич-ностно-профессионального развития учителя / А. В. Окерешко // Человек и образование. -2015. - № 1 (42). - С. 74-78.
4. Модели поддержки общеобразовательных организаций с низкими результатами общего образования и общеобразовательных организаций, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях : методические рекомен-
дации [Электронный ресурс] / М. И. Солодкова, Е. А. Тюрина и др. ; под ред. Е. А. Коузовой, В. Н. Кеспикова // Сайт ГБУ ДПО ЧИППКРО. -Челябинск, 2016. - Режим доступа: http://ipk74. ги/ир1оаа/1Ыоск/е69/е69252е9Ьсса3аЬ£Ге9е37е48 9eff44b.pdf (дата обращения: 22.09.2018).
5. Чипышева Л. Н. Региональная основная образовательная программа начального общего образования как основа проектирования уникальной основной образовательной программы школы / Л. Н. Чипышева, Л. Р. Уторова // Опыт и проблемы внедрения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 24-26 ноября 2016 г.) / под ред. М. И. Солодковой. - Челябинск: ЧИППКРО, 2016. - С. 137-140.
6. Ильина А. В. Особенности научно-методического сопровождения развития инновационной инфраструктуры общего образования Челябинской области [Электронный ресурс] / А. В. Ильина, А. В. Коптелов, А. В. Машуков // Современные проблемы науки и образования. -2018. - № 4. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27834 (дата обращения: 23.08.2018).
7. Емельянова Л. А. Методологические аспекты преемственности дошкольного и начального общего образования в развитии конструкторских способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / Л. А. Емельянова, А. В. Машуков // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. -Режим доступа: https://science-education.rn/ru/ article/view?id=27289 (дата обращения: 23.09.2018).
8. Ильина А. В. К вопросу профессиональной ориентации школьников на основе учета региональной специфики [Электронный ресурс] / А. В. Ильина, Ю. Г. Маковецкая, С. Н. Коваленко // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 5. - Режим доступа: https://science-education.гu/гu/aгtic1e/view?id=27023 (дата обращения: 23.09.2018).
9. Коптелов А. В. Особенности формирования образовательной среды естественно-научной направленности в общеобразовательной организации [Электронный ресурс] / А. В. Коптелов, Н. А. Зайцева, И. Ю. Шереметьева // Современные проблемы науки и образования. - 2017. -№ 5. - Режим доступа: https://science-education.
В. Н. Кеспиков
Непрерывное профессиональное развитие педагогическихработникрв...
ru/ru/artide/view?id=26996 (дата обращения: 23.09.2018).
10. Коптелов А. В. Технологизация управления индивидуализацией образовательной деятельности в общеобразовательной организации [Электронный ресурс] / А. В. Коптелов, В. Н. Маслакова, Н. А. Яшина // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 1. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27378 (дата обращения: 23.09.2018).
11. Хафизова Н. Ю. К вопросу о формировании у обучающихся готовности к выбору инженерных профессий [Электронный ресурс] / Н. Ю. Хафизова, А. Г. Обоскалов, Л. Н. Смушке-вич // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - Режим доступа: https://science-education.ru/ru/article/view?id=27235 (дата обращения: 23.09.2018).
12. Костенко О.А. и др. Раннее личностное и профессиональное самоопределение сельских школьников средствами образовательного туризма [Электронный ресурс] / О.А. Костенко, А. А. Севрюкова, Д. Ф. Ильясов, Н. П. Костина // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - Режим доступа: http:// science-education.ru/ru/article/view?id=27244 (дата обращения: 23.09.2018).
13. Стоянкина Н. Н. Педагогическая поддержка становления готовности учащихся к выбору профессии в области исследовательской деятельности / Н. Н. Стоянкина, Л. С. Науменко, Д. Ф. Ильясов и др. // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 6. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view? id=27286 (дата обращения: 23.09.2018).
14. Каримова Н. Г. Психолого-педагогические средства формирования у школьников мотивов к ознакомлению с инженерными и высокотехнологичными рабочими профессиями / Н. Г. Каримова, Н. Е. Скрипова, Е. А. Селиванова и др. // Казанский педагогический журнал. - 2017. -№ 6 (125). - С. 142-148.
15. Обоскалов А. Г. Возможности образовательной агломерации для реализации региональной концепции интегративной модели конкурсов профессионального мастерства / А. Г. Обоскалов, А. В. Машуков, А. В. Копте-лов // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего : сборник статей Девятых Всероссийских Шамов-ских педагогических чтений научной школы
Управления образовательными системами (25 января 2017 г.) / отв. ред. С. Г. Воровщи-ков, О.А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 1. - М. : МПГУ, 2017.- С. 131-134.
16. Журба Н. Н. Конкурс профессионального мастерства «Самый классный классный» : учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Н. Н. Журба. - Челябинск : ГБУ ДПО ЧИППКРО, 2014. -168 с. - (Педагогическая мастерская: новые стандарты в действии).
17. Журба Н. Н. Конкурс профессионального мастерства педагогов дополнительного образования : учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации / Н. Н. Журба, Г. С. Шушарина. - Челябинск, 2012. - 154 с.
18. Ильясов Д. Ф. Особенности повышения квалификации педагогов в учреждении дополнительного профессионально-педагогического образования / Д. Ф. Ильясов, М. И. Солодкова // Педагогическое образование и наука. - 2010. -№ 1. - С. 64-69.
19. Ильясов Д. Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров / Д. Ф. Ильясов // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2 (92). - С. 30-35.
20. Ilyasov D. Teacher's functions of chelyabinsk institute of improvement of professional skill in the popularization of scientific knowledge among the educators / D. Ilyasov // Европейское обозрение общественных наук. - 2016. - Т. 3. -№ 4.- С. 43-50.
21. Коптелов, А. В. Сетевая школа консультантов как ресурс достижения современного качества общего образования [Электронный ресурс] / А. В. Коптелов, Ю. Ю. Баранова // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 3. - Режим доступа: www.science-education.ru/117-13227 (дата обращения: 18.09.2018).
22. Ильина А. В. Организация проектной деятельности педагогических работников по разработке инновационных методических продуктов [Электронный ресурс] / А. В. Ильина, А. В. Коптелов, А. В. Машуков // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 3. -Режим доступа: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=27557 (дата обращения: 04.05.2018).
ЧИППКРО
23. Государственно-общественное управление качеством общего образования: специфика осуществления на различных уровнях принятия решений : монография / М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов, Ю. Ю. Баранова и др. ; науч. ред. д-р пед. наук. В. Н. Кеспиков. - Челябинск, 2015. - 300 с.
24. Опыт организации зарубежных стажировок : сборник материалов / сост. : М. И. Солод-кова, А. В. Коптелов ; под ред. В. Н. Кеспикова. - Челябинск : ЧИППКРО, 2016. -224 с.
References:
1. Gibadullina Yu. M. Professional training of teachers in the process of integration of formal, non-formal and informal education [Profession-al'naya podgotovka pedagogov v processe inte-gracii formal'nogo, neformal'nogo i informal'nogo obrazovaniya], Fundamental research, 2014, No. 11-10, pp. 2253-2257.
2. Roitblat O. V. Formal education of adults in the system of advanced qualification by means of non-formal education [Formal'noe obrazovanie vzroslyh v sisteme povysheniya kvalifikacii sredstvami neformal'nogo obrazovaniya], World of Science, Culture, Education, 2009, No. 7-2, pp.210-213.
3. Okereshko A. V. Kinds of informal education as semantic factors of personal-professional development of a teacher [Vidy informal'nogo obrazovaniya kak smysloobrazuyushchie faktory lich-nostno-professional'nogo razvitiya uchitelya], Man and Education, 2015, No. 1 (42), pp. 74-78.
4. Solodkova M. I., Tyurina E. A. Models of support of general education organizations with low results of general education and general education organizations operating in adverse social conditions: guidelines [Modeli podderzhki ob-shcheobrazovatel'nyh organizacij s nizkimi rezu-l'tatami obshchego obrazovaniya i obshcheobra-zovatel'nyh organizacij, funkcioniruyushchih v neblagopriyatnyh social'nyh usloviyah : metodicheskie rekomendacii] [Web resource], ed. by E. A. Kouzova, V. N. Kespikov, access mode: http://ipk74.ru/upload/iblock/e69/e69252e9bcca3d bffe9e37e489eff44b.pdf (accessed date: 09/22/2018).
5. Chipysheva L. N., Utorova L. R. Regional basic educational program of primary general education as the basis for designing a unique basic
educational program of the school [Regional'naya osnovnaya obrazovatel'naya programma na-chal'nogo obshchego obrazovaniya kak osnova proektirovaniya unikal'noj osnovnoj obra-zovatel'noj programmy shkoly], Experience and problems of adoption federal state educational standards of general education: materials of the V Russian scientific and practical conference, ed. by M. I. Solodkova. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2016, pp.137-140.
6. Ilina A. V., Koptelov A. V., Mashukov A. V. Features of scientific and methodological support of the development of innovative infrastructure of general education of Chelyabinsk region [Osoben-nosti nauchno-metodicheskogo soprovozhdeniya razvitiya innovacionnoj infrastruktury obshchego obrazovaniya Chelyabinskoj oblasti] [Web resource], Modern problems of science and education, 2018, No. 4, access mode: http://www. science-education.ru/ru/article/view?id=27834 (accessed date: 08/23/2018).
7. Yemelyanova L. A., Mashukov A. V. Methodological aspects of continuity of pre-school and primary general education in the development of design abilities of children of preschool and primary school age [Metodologicheskie aspekty preemstvennosti do-shkol'nogo i nachal'nogo obshchego obrazovaniya v razvitii konstruktorskih sposobnostej detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta] [Web resource], Modern problems of science and education, 2017, No. 6, access mode: https://science-education.ru/en/ article/view?id=27289 (accessed date: 08/23/2018).
8. Ilina A. V., Makovetskaya Yu. G., Kovalen-ko S. N. Professional orientation of schoolchildren based on regional specificity [K voprosu profes-sional'noj orientacii shkol'nikov na osnove ucheta regional'noj specifiki] [Web resource], Modern problems of science and education, 2017, No. 5, access mode: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=27023 (accessed date: 08/23/2018).
9. Koptelov A. V., Zaitseva N. A., Shere-metyeva I. Yu. Features of the formation of the educational environment of a natural science orientation in a general education organization [Oso-bennosti formirovaniya obrazovatel'noj sredy estestvennonauchnoj napravlennosti v obshcheo-brazovatel'noj organizacii] [Web resource], Modern problems of science and education, 2017,
B. H. KßcnuKge
ffenpepbieuoe npo^eccuouaAbuoe paseumue nedagogmecKuxpaGomuuKpe...
No. 5, access mode: https://science-education. ru/ru/article/view?id=26996 (accessed date: 08/23/2018).
10. Koptelov A. V., Maslakova V. N., Yashi-na N. A. Technologization of the management of individualization of educational activities in a general education organization [Tekhnologizaciya upravleniya individualizaciej obrazovatel'noj deyatel'nosti v obshcheobrazovatel'noj organizacii] [Web resource], Modern problems of science and education, 2018, No. 1, access mode: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=27378 (accessed date: 08/23/2018).
11. Khafizova N. Yu., Oboskalov A. G., Smushkevich L. N. Formation of students' readiness to choose engineering professions [K voprosu o formirovanii u obuchayushchihsya gotovnosti k vyboru inzhenernyh professij] [Web resource], Modern problems of science and education, 2017, No. 6, access mode: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=27235 (accessed date: 08/23/2018).
12. Kostenko O. A., Sevryukova A. A., Ilyasov D. F., Kostina N. P. Early personal and professional self-determination of rural schoolchildren by means of educational tourism [Rannee lichnostnoe i professional'noe samoopredelenie sel'skih shkol'nikov sredstvami obrazovatel'nogo turizma] [Web resource], Modern Problems of Science and Education, 2017, No. 6, access mode: http://science-education.ru/en/article/view?id= 27244 (accessed date: 08/23/2018).
13. Stoyankina N. N., Naumenko L. S., Ilyasov D. F., etc. Pedagogical support of the development of students' readiness to choose a profession in the field of research activity [Pedagog-icheskaya podderzhka stanovleniya gotovnosti uchashchihsya k vyboru professii v oblasti issle-dovatel'skoj deyatel'nosti] [Web resource], Modern problems of science and education, 2017, No. 6, access mode: http://science-education.ru/en/ article/view?id=27286 (accessed date: 08/23/2018).
14. Karimov N. G., Skripova N. E., Selivano-va E. A., etc. Psychological and pedagogical means of forming motives for schoolchildren to familiarize themselves with engineering and high-tech working professions [Psihologo-pedagogicheskie sredstva formirovaniya u shkol'nikov motivov k oznakom-leniyu s inzhenernymi i vysokotekhnologichnymi
rabochimi professiyami], Kazan Pedagogical Journal, 2017, No. 6 (125), pp. 142-148.
15. Oboskalov A. G., Mashukov A. V., Kopte-lov A. V. Educational agglomeration possibilities for the implementation of the regional concept of an integrative model of professional skill competitions [Vozmozhnosti obrazovatel'noj aglomeracii dlya realizacii regional'noj koncepcii integrativnoj modeli konkursov professional'nogo masterstva], Prospects for the development of modern education: from preschool to higher: Collection articles of the Ninth Russian Shamov Pedagogical Readings of the Scientific School of the Management of Educational Systems (January 25, 2017) Vol. 1, Moscow: MPSU, 2017, pp. 131-134.
16. Zhurba N. N. Professional skill competition "The best class ": methodical manual for students of advanced training courses [Konkurs professional'nogo masterstva "Samyj klassnyj klassnyj": uchebno-metodicheskoe posobie dlya slushatelej kursov povysheniya kvalifikacii], Chelyabinsk: CIRIPSE, 2014. 168 p.
17. Zhurba N. N., Shusharina G. S. Competition ofprofessional skills of teachers of additional education: methodical manual for students of advanced training courses [Konkurs professional'noo masterstva pedagogov do-polnitel'nogo obra-zovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie dlya slushatelej kursov povysheniya kvalifikacii], Chelyabinsk, 2012. 154 p.
18. Ilyasov D. F., Solodkova M. I. Features of advanced training of teachers in the institution of additional professional and pedagogical education [Osobennosti povysheniya kvalifikacii pedagogov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya], Pedagogical education and science, 2010, No. 1, pp. 64-69.
19. Ilyasov D. F. Organization of training teachers in the institution of staff development [Organizaciya obucheniya pedagogov v uchrezhdenii povysheniya kvalifikacii kadrov], Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2010, No. 2 (92), pp. 30-35.
20. Ilyasov D. Teacher's functions of Chelyabinsk institute of improvement of professional skill in the popularization of scientific knowledge among the educators, European Social Sciences Review, 2016, Vol. 3, No. 4, pp. 43-50.
21. Koptelov A.V., Baranova Yu. Yu. Network school of consultants as a resource for achieving modern quality of general education [Setevaya
HayKHo-meopemmecKuü .xypnaA
13
BunycKi3 (36) 2018
f m* àk
HHIMKPO
shkola konsul'tantov kak resurs dostizheniya sov-remennogo kachestva obshchego obrazovaniya] [Web resource], Modern problems of science and education, 2014, No. 3, access mode: www.science-education.ru/117-13227 (accessed date: 09/18/2018).
22. Ilina A.V., Koptelov A. V., Mashukov A. V. Organization of project activities of pedagogical workers for the development of innovative methodical products [Organizaciya proektnoj deyatel'nosti pedagogicheskih rabotnikov po razrabotke inno-vacionnyh metodicheskih produktov] [Web resource], Modern problems of science and education, 2018, No. 3, access mode: http://science-education.ru/en/article/view?id=27557 (accessed date: 05/04/2018).
23. Solodkova M. I., Ilyasov D. F., Barano-va Yu.Yu., etc. State-public management of the quality of general education: the specifics of implementation at various levels of decision-making: monograph [Gosudarstvenno-obshchestvennoe upravlenie kachestvom obshchego obrazovaniya: specifika osushchestvleniya na razlichnyh urov-nyah prinyatiya reshenij: monografiya], ed. by V. N. Kespikov, Chelyabinsk, 2015. 300 p.
24. Solodkova M. I., Koptelov A. V. Experience in organizing international internships: collection of materials [Opyt organizacii zarubezhnyh stazhiro-vok: sbornik materialov], ed. by V. N. Kespikov, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2016. 224 p.
Haymno-meopemuHecKuü xypnaA
14