УДК 332.133.6:005.591.6
РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СИСТЕМ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ
С.С. Бахтина
Установлено, что в условиях перехода на новый тип управления, соответствующий принципам экономики знаний, только проектный подход к управлению инновационным развитием экономических систем различного уровня может обеспечить закрепление российского технологического лидерства в соответствующих секторах экономики, создание технологий и продуктов нового поколения и успешную конкуренцию с зарубежными производителями на внутреннем и мировых рынках. Предложена авторская систематизированная модель проектного управления инновационным развитием региона в условиях экономики знаний.
Ключевые слова: проектное управление, инновационное развитие.
Проведенный в ходе исследования анализ основных показателей инновационной деятельности в России показал, что:
1) совокупный уровень инновационной активности (удельный вес организаций, осуществляющих технологические, маркетинговые, организационные инновации, в общем числе инноваций) за период с 2007 по 2013 гг. остается практически неизменным - в переделах 10,8 - 11,1 %;
2) удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций за период с 2007 по 2013 гг. остается практически неизменным - в переделах 9,3 - 9,9 %;
3) удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг за период с 2009 по 2013 гг. увеличился с 4,6 до 8,9%;
4) затраты на технологические инновации за период с 2010 по 2013 гг. непрерывно растут [1].
При этом среди факторов, препятствующих созданию и освоению технологических инноваций в России, по-прежнему остаются:
- недостаток собственных денежных средств у организаций и ограниченность финансовой поддержки со стороны государства;
- низкий спрос на новые товары и услуги и одновременно недостаток информации о рынках сбыта;
- недостаток квалифицированного персонала и низкий инновационный потенциал у организаций;
- высокий экономический риск и неопределенность экономической выгоды от использования интеллектуальной собственности.
Одновременно активно создаются и развиваются разнообразные элементы инновационные инфраструктуры (особые экномические зоны,
технологические платформы, кластеры, технопарки, центры коллективного пользования, наукограды, венчурные фонды и др.). За последние 5 лет активное развитие получили институты развития. Таким образом, несмотря на непрерывный рост затрат на технологические инновации, совокупный уровень инновационной активности в России остается достаточно низким. В этой связи, возникает объективная необходимость поиска новых более эффективных подходов к управлению инновационным развитием хозяйственных систем на всех уровнях: федеральном, региональном и корпоративном.
В ходе исследования был проведен анализ основных подходов к управлению инновационным развитием экономических систем различного уровня. Особенности основных существующих подходов к управлению инновационным развитием экономических систем представлены в таблице.
Основные подходы к управлению инновационным развитием
экономических систем
Подход Особенности
Системный подход Инновационная деятельность рассматривается как совокупность взаимозависимых элементов (включая задачи, технологии, организационную структуру и людей), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды
Процессный подход Управление инновационным развитием рассматривается как непрерывный процесс, включающий взаимосвязанные функции: планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Ситуационный подход Выбор методов управления инновационным развитием определяется ситуацией - конкретным набором обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время.
Проектный подход Инновационная деятельность рассматривается как совокупность выполняемых проектов, каждый из которых имеет своей целью создание уникального продукта или услуги в условиях временных, ресурсных и бюджетных ограничений.
Установлено, что в условиях перехода на новый тип управления, соответствующий принципам экономики знаний, только проектный подход к управлению инновационным развитием экономических систем может обеспечить закрепление российского технологического лидерства в соответствующих секторах экономики, создание технологий и продуктов
нового поколения и успешную конкуренцию с зарубежными производителями на внутреннем и мировых рынках.
Эволюционный анализ моделей управления инновационными процессами позволяет сделать вывод, что с развитием технологии и экономики неуклонно увеличивается разнообразие вовлекаемых в инновационные процессы субъектов и объемы знаний. Процесс управления инновациями приобретает нелинейный характер. Согласно нелинейной модели инновации не могут быть сведены к созданию новых научных знаний. Наоборот, они представляют разносторонний (многоотраслевой) процесс, включающий производство, приобретение и распространение новых знаний, экспериментирование с новыми комбинациями знаний, разработку и проектирование нового продукта и технологического процесса, копирование и адаптацию существующих инноваций, брэндинг и рекламу. Новые научные знания не будут автоматически приводить к усилению инновационной деятельности. С другой стороны, для инноваций не всегда необходимо появление новых научных знаний. Соответственно нелинейному инновационному процессу инновационная идея может возникать на любом этапе инновационного цикла, у любого субъекта инновационной деятельности. В этой связи регулирование инновационных процессов в условиях их нелинейности должно быть основано на увеличении внимания к системообразующим взаимосвязям между субъектами на основе принципов проектного управления.
Таким образом, применение методологии проектного управления предлагает базу для нового подхода к обеспечению инновационного развития экономических систем различного уровня, снижению рисков в управлении инновационным процессом в условиях принципиально новой индустриализации, основанной на смещение ее центра из сферы производства в сферу НИОКР. Это не отменяет предыдущих инновационных моделей, возможны различные модификации и даже интегрированные модели новых и старых подходов.
Следует также отметить, что применение принципов проектного подхода к управлению инновационным развитием экономических систем не является абсолютно новым направлением. За последние десятилетия отдельные методы и технологии активно применялись для управления инновационной деятельностью экономических систем различного уровня. Среди них: управление по целям, управление изменениями, управление программами, управление портфелем проектов и т.д. Однако «кусочное» применение отдельных технологий проектного управления не позволило обеспечить разрешения проблем инновационного развития экономических систем в условиях трансформации сущности экономики знаний. В этой связи необходим системный подход к развитию методологии проектного управления инновационным развитием хозяйственных систем различного уровня с учетом ключевых факторов современной экономики.
В ходе исследования определено, что проектное управление инновационным развитием хозяйственных систем в условиях трансформации сущности экономики знаний должно строиться на следующих принципах:
1) принцип системности. Данный принцип означает, что с одной стороны, проектное управление инновационным развитием хозяйственных систем рассматривается как единый механизм, а с другой - как совокупность относительно самостоятельных процессов управления;
2) принцип интеграционности. Управление проектами - это интегрированный процесс, в котором изменения, вносимые в одни процессы управления неизбежно влекут за собой изменения в других процессах;
3) принцип сбалансированности. В процессе управления проектами должен соблюдаться баланс приоритетов инновационной и инвестиционной деятельности экономических систем. Данный принцип обеспечивает согласованность по целям и функциям всех процессов управления с учетом выделенных ресурсов и разработанных планов;
4) принцип декомпозиции. Процессы планирования проектов строятся на декомпозиции целей, работ, операций на более мелкие легко управляемые компоненты для обеспечения более эффективного управления;
5) принцип динамичности. Операции и работы инновационного проекта могут меняться, но при этом должны всегда оставаться оптимальными для достижения конечных целей в условиях временных, ресурсных и бюджетных ограничений;
6) принцип нелинейности. Управление инновационными проектами основано на многовариативности, ритмичности и возможности быстрого развития;
7) принцип компетентности. Менеджер по проекту должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень компетентности в своей работе и работе проектной команды, а также признавать границы своей компетентности и своего опыта.
В настоящее время регионы России демонстрируют разнообразие в развитии различных аспектов инновационных процессов и влияющих на них факторов. К регионам с наиболее высоким значением регионального инновационного индекса относятся Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Калужская, Томская, Нижегородская, Московская области и др. (всего 12 регионов). К регионам-аутсайдерам - Амурская область, Республика Хакасия, Республика Саха, Калининградская, Костромская, Псковская области и др. (всего 21 регион). В частности Орловская область относится к регионам со средним значением регионального инновационного индекса, который составляет 0,3097 (для сравнения индекс Москвы -0,5850) [2]. На фоне общего невысокого уровня регионального инновационного индекса Орловская область имеет относительно значимые позиции по индексу научно-технического потенциала и индексу инновационной де-
ятельности. Развитие регионов, занимающих серединное положение, во многом будет определяться повышением интенсивности инновационных процессов на предприятиях, эффективности реализуемых региональными органами государственной власти мер по стимулированию инновационной активности. В этой связи применение проектного подхода к управлению инновационным развитием на региональном уровне может обеспечить быстрый рост и инновационное лидерство.
Проектное управление инновационным развитием на региональном уровне в общем виде представляет собой совокупность взаимосвязанных групп процессов: процессы инициации, процессы планирования, процессы исполнения, процессы завершения, процессы мониторинга и контроля. Перечень процессов соответствует стандарту РМВОК5 [3]. На рисунке представлена предлагаемая систематизированная модель проектного управления инновационным развитием региона с учетом принципов системности, интеграционности, сбалансированности, декомпозиции, динамичности, нелинейности и компетентности.
Согласно существующей мировой практики управления проектами инициацию проекта должен выполнять специальный коллегиальный орган. В качестве такого органа на региональном уровне может быть создан Региональный проектный комитет. В состав данного комитета должны входить соответствующие представители власти, науки, бизнеса и образования. Только проектный комитет на основе анализа потенциальных возможностей региона и приоритетных направлений развития формирует портфель инновационных проектов регионального уровня. Современная методология проектного управления определяет в качестве основных типовых критериев проекта его уникальность, сроки, стоимость, интеграци-онность. Для того чтобы внедрить полноценное управление проектами, необходимо переосмыслить процессы бизнес-планирования и разделить деятельность хозяйственной системы на операции (задачи) и проекты. В этой связи, для корректного и адекватного разделения всей деятельности на проекты и текущие задачи необходимо разработать и утвердить критерии проекта. При этом на региональном уровне могут быть реализовываны проекты, как направленные на создание технологических инноваций, так и проекты по освоению уже созданных технологий.
В качестве организации, осуществляющей поддержку реализации инновационных проектов в регионе, рекомендуется к созданию Региональный офис управления инновационными проектами, в функции которого могут входить:
- управление общими ресурсами региональных инновационных проектов;
- мониторинг соответствия стандартам и процедурам управления инновационными проектами;
- координация коммуникаций между региональными инновационными проектами;
- разработка и управление общей документацией по проектам.
Региональный офис управления инновационными проектами призван обеспечить координацию, централизацию и поддержку подготовки и реализации региональных инновационных проектов.
Систематизированная модель проектного управления инновационным развитием региона в условиях экономики знаний
Группа процессов планирования предусматривает разработку плана реализации проекта и включает управление сроками, содержанием, ресурсами, качеством, рисками, человеческим ресурсами, закупками, коммуни-
кациями проекта. В этой связи в процессы планирования региональных инновационных проектов могут быть вовлечены различные организации: высшие учебные заведения, НИИ, страховые компании, инвестиционные фонды, банки, проектные организации, опытно-конструкторские бюро, крупные, средние и малые предприятия по всей цепочке производства. Поиск и отбор необходимых для реализации процессов планирования конкретного регионального проекта организаций осуществляет Региональный офис управления проектами на основе методики оценки компетенций. В последствии выбранная команда конкретного проекта должна способствовать вовлечению в планирование проекта всех заинтересованных сторон. Взаимодействие всех заинтересованных сторон проекта осуществляется на основе подписания партнерских соглашений. Тип соглашения определяется в зависимости от особенностей проекта: масштабов, сроков реализации, способа финансирования, рисков и т.д.
Группа процессов исполнения включает координацию ресурсов по проекту и интеграцию всех работ по проекту для достижения поставленных целей в соответствии с планом управления проектом.
Группа процессов мониторинга и контроля осуществляется на регулярной основе в целях проверки и регулирования исполнения плана по проекту. В случае необходимости в план по проекту вносятся требуемые изменения.
Процессы завершения проектов включают формальное завершение всех работ и операций по всем группам процессов по проекту.
При этом современная концепция управления проектами предполагает, что в результате любого проекта должен быть произведен не только готовый продукт, но также и бизнес-процесс его эксплуатирующий. Таким образом, должна произойти корректная имплементация нового продукта в существующие бизнес-процессы организации, что означает выполнение следующих операций:
1) разработка бизнес-процесса, использующего продукт проекта;
2) подготовка и утверждение регламента данного бизнес-процесса;
3) описание ролей, участвующих в бизнес-процессе;
4) определение показателей эффективности (КР1) бизнес-процесса;
5) проведение соответствующих административных процедур (приказы, оповещения и проч.);
6) разработка пользовательской документации и прочих обучающих материалов;
7) обучение сотрудников новому бизнес-процессу;
8) подготовка технической документации к продукту [4].
Таким образом, существенное место в совершенствовании инструментов управления инновациями в России должны занять проектные методы. Однако, в настоящее время, практически отсутствуют действенные способы и формы проектного управления инновационным развитием хо-
зяйственных систем различного уровня с учетом ключевых факторов современной экономики. В этой связи необходимы дальнейшие исследования по развитию методологии проектного управления инновационным развитием хозяйственных систем в условиях экономики знаний на принципах системности, интеграционности, сбалансированности, декомпозиции, динамичности, нелинейности и компетентности.
Список литературы
1. Индикаторы инновационной деятельности 2015: статистический сборник / Н.В. Городникова, Л.М. Гохберт, К.А. Дитковский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2015. 320 с.
2. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 2. / под ред. Л.М. Гохберга. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2014. 88 с.
3. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®). Пятое издание, 2013. http://automaticom.ru/pmbook-5-guide-body-knowledge-project-management-edition-2013-pdf-rus/
4. Толстов А.Б. Основы управления проектами. http://lp.pa-resultant.ru/pm-free-ebook/?ch=lb
5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования. Госстрой России, Минэкономика России, Минфин России, ГоскомпромРоссии от 31 марта 1994 г. N 7-12/47. /СПС Консультант плюс/http://www.consultant.ru/
Бахтина Светлана Сергеевна, канд. экон. наук, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Орел, «ПГУ»
DEVELOPMENT OF THE PRINCIPLES OF PROJECT MANAGEMENT OF INNOVATION DEVELOPMENT OF ECONOMIC SYSTEMS IN THE KNOWLEDGE ECONOMY
S.S. Bakhtina
It was established that in the transition to a new type of management, the relevant principles of the knowledge economy, but the project approach to the management of innovative development of economic systems at various levels can provide a consolidation of the Russian technological leadership in their respective sectors, the creation of technologies and next-generation products and successful competition with foreign manufacturers in the domestic and world markets. The author's model of systematic project management of innovative development of the region in the knowledge economy
Key words: project management, innovative development.
Bakhtina Svetlana Sergeevna, candidate. econ. sciences, senior lecturer, [email protected], Russia, eagle, «PGU»