ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 371
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА1
© М.С. Чванова, Н.В. Малышева, И.А. Киселева, В.М. Передков, А.В. Самохвалов
В статье рассматривается развитие идей проектной деятельности студентов и школьников в условиях становления инновационной экономики. Новым является использование кластерного подхода в проектной деятельности. Представлены реализуемые на практике модели организации проектной деятельности студентов и школьников.
Ключевые слова: проектная деятельность студентов и школьников; кластерный подход; инновационные проекты.
В образовательной парадигме постиндустриального общества и в развитии реальной инновационной экономики особое значение приобретают методы образовательной деятельности, которые формируют профессиональные компетенции, не только адекватные динамике изменений социума, но и способные сформировать такие личностные качества будущего специалиста, которые позволят ему стать активным участником преобразований профессиональной деятельности.
К одним из таких методов относится метод проектной деятельности, который первоначально появился в 20-е гг. прошлого столетия в США, связывался с идеями гуманистического направления в образовании Дж. Дьюи. Обучение студентов строилось на активной основе с учетом личных интересов обучаемых, опиралось на самостоятельную деятельность и получение конкретного практического результата. Со временем идеи претерпели множество изменений, но суть и принципиальные позиции остались актуальными до настоящего времени.
Мы выявили особенности его использования на современном этапе развития высшей школы и возможности применения в условиях взаимодействия вуза с бизнес-сообществом и социальной сферой региона. Рассмотрим подробнее развитие технологий
1 Тема поддержана грантом РГНФ № 07-06-00540а в 2007 г.; отдельные результаты получены в рамках проекта, поддержанного грантом РГНФ № 07-02-04004а в 2007 г.
проектной деятельности студентов и школьников на основе кластерного подхода, при этом подробнее пояснив концепцию авторского видения кластерного подхода в образовании.
По мнению ученых, старая, традиционная система образования уже не в состоянии удовлетворить ни реальный сектор экономики, ни социальную сферу высокопрофессиональными кадрами специалистов, соответствующих требованиям нынешнего этапа научного, технического и социального развития общества. Особенно остро эта проблема стоит в области подготовки специалистов для инновационной экономики, которая требует не только высококлассного профессорско-преподавательского состава, новейшего оборудования и динамичного обновления содержания обучения, но, прежде всего, изменения образовательной парадигмы. Каким образом должна измениться технологическая основа подготовки современного специалиста? Подойти к ответу на данный вопрос представляется возможным на основе учета тенденций развития наиболее прогрессивных механизмов совершенствования экономической и социальной среды.
Одним из таких механизмов в последнее время принято считать т. н. кластерный подход. Речь идет об объединении, укрупнении, своеобразной агломерации в функциональном, а чаще всего - в географическом смысле разных учреждений и производств вокруг интеллектуального, мозгового центра (как
правило, известного университета). Такой подход в отношении биотехнологии, например, с успехом был использован в США, в Европе - Великобритании, Германии, Финляндии, в Азии - Японии, Южной Корее. Как некоторый аналог кластерного подхода триада «наука - образование - практика» находит применение в современной России в медикосоциальной сфере, в производстве, наметились некоторые тенденции его использования в образовательной деятельности.
Фактически речь идет о новой системе образовательной деятельности. Линейность соподчиненности различных этажей иерархии системы образования заменяется формированием неформальных центров, консолидирующих различные образовательные структуры, независимо от их организационно-правовой формы и схемы финансирования, в единый организм, связанный общностью целей и сбалансированной реализацией интересов каждого.
По опыту зарубежных государств, взаимодействие целых групп отраслей внутри кластеров способствовало росту занятости, инвестиций и ускорению распространения передовых технологий в национальной экономике. Кластеры - эффективный инструмент, способствующий экономическому развитию и повышению конкурентоспособности. Сотрудничающие, взаимодополняемые группы компаний, организаций, включая университет, сопутствующих отраслей и институтов призваны повысить национальную и региональную конкурентоспособность на мировом рынке. Роль университета, по нашему мнению, состоит в обеспечении участников кластера инновациями и продвинутыми специалистами в области наукоемких технологий. В большинстве стран зоны инновационного развития формируются вокруг университетов.
На основе анализа научной литературы, нами предпринята попытка выявить характерные черты образовательного кластера.
Основные цели создания и развития образовательных кластеров:
1) подготовка высококвалифицированных специалистов для наукоемких отраслей;
2) производство (создание) и реализация связанных или взаимодополняемых инновационных товаров (продуктов или услуг)
совместными усилиями университета и бизнес-сообщества.
Основные признаки кластера:
1) наличие внешних связей университета с научным и бизнес-сообществом как системообразующее начало синергетических отношений по достижению взаимовыгодных совместных решений;
2) наличие взаимодополняющей функции университета, компаний и организаций;
3) взаимное способствование росту конкурентоспособности друг друга;
4) определение кластера как сложной системы;
5) наличие точек роста (организовываясь в более упорядоченную систему-кластер, организации ослабляют окружение, являясь точкой роста, к которой начинают «пристыковываться» другие организации).
Форма образования кластера:
1) географическая: построение пространственного кластера в рамках региона (в нашем случае - Тамбовской области);
2) горизонтальная: несколько секторов
могут входить в более крупный кластер (кластеры с точкой роста на кафедрах входят в общеуниверситетский инновационно-
образовательный кластер);
3) вертикальная: присутствие смежных этапов инновационного процесса (образование кластера как результата межкафедраль-ного взаимодействия и т. п.);
4) латеральная: в кластер объединяются разные секторы, которые обеспечивают экономию за счет эффекта масштаба;
5) технологическая: использование одной технологии в разных направлениях;
6) фокусная: кластер фирм, сосредоточенных вокруг одного центра - учебного заведения;
7) качественная: механизм взаимодействия (сотрудничества).
Ресурсы для образования кластера с центром в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина:
1) инновационная инфраструктура (бизнес-инкубатор, технопарковая зона; развитие маркетинговой службы инновационных продуктов и услуг и др.);
2) подготовка кадров в области инновационного предпринимательства;
3) ориентация проектной деятельности на социально-экономические потребности региона;
4) учет менталитета регионального социума;
5) учет и развитие регионального рынка инновационных товаров и услуг;
6) производственно-технологический потенциал (в объединении с производством региона).
В условиях развития университета как центра кластера инновационно-образовательных программ для реального сектора экономики особую значимость приобретает ориентация внедрения образовательных программ на формирование у студентов способности эффективно применять знания и умения на практике при создании наукоемкой конкурентоспособной продукции и представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный товар. Тем самым студент может быть востребованным специалистом еще до окончания университета (по сути, стать конкурентоспособным участником рынка наукоемких и инновационных товаров и услуг). Причем эти умения должны формироваться как в недрах самого учебного процесса, так и в результате самостоятельной практической деятельности в специально развитой инфраструктуре, включая механизмы и систему взаимоотношений, выстроенных на основе кластерного подхода.
Для достижения указанной цели необходимо:
- создать условия для генерации массовой волны внедрения инноваций в образовательный процесс;
- формировать навыки проектных форм деятельности и активизировать проектную деятельность студентов, аспирантов, которая позволит создавать инновационные проекты в сотрудничестве с различными предприятиями, организациями;
- активизировать участие студентов классического университета в реализации инновационных проектов в различных сферах, в т. ч. социальной и социально-образовательной;
- организовать пропаганду привлекательного имиджа предпринимателя (хозяина) наукоемкого бизнеса, развивать предпринимательский дух среди студенчества и молодых специалистов.
В качестве примера активизации усилий в данном направлении представляется деятельность Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.
Проектная деятельность рассматривается нами на трех уровнях образования: в системе высшего профессионального образования (студенты Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина), в системе среднего профессионального образования (студенты колледжа, который находится в структуре университета) и в системе общего среднего образования (учащиеся школ, сотрудничающие с университетом). Важно заметить, что механизмы и формы организации проектной деятельности могут быть самые разные.
Одной из интересных представляется интегративная модель организации проектной деятельности, где одновременно участвуют школьники и студенты. Опишем опыт организации такой проектной деятельности студентов пятого курса специальности «Прикладная информатика в гуманитарной области» и школьников г. Котовска.
Реализация проекта потребовала выполнения определенных мероприятий: анализ социального заказа на создание информационного продукта, формирование целей проекта, базовое и детальное проектирование, изготовление программного продукта, выпуск программного продукта, сопровождение и поддержка программного продукта.
Заказ на разработку информационной системы был сформирован самими обучающимися; родительской общественностью; педагогами; образовательными учреждениями дошкольного, среднего и дополнительного образования. Каждый из заказчиков видел свою социальную значимость информационного продукта, суть которой состояла в следующем:
- для обучающихся и родительской общественности - возможность получить полную информацию о любом образовательном учреждении города Котовска, педагогах школы, сравнить образовательные результаты разных образовательных учреждений;
- для педагогов - возможность презентовать профессиональную деятельность, обменяться опытом работы с коллегами из других образовательных учреждений;
- для образовательных учреждений Котовска - возможность презентовать профессиональную деятельность образовательного учреждения, установить взаимосвязи с другими образовательными учреждениями и социальными институтами.
Партнерами в реализации проекта являлись: администрация г. Котовска, администрации школ и детских садов г. Котовска, педагоги образовательных учреждений г. Ко-товска, которые оказывали организационную, информационную и финансовую поддержку.
В ходе реализации проекта потребовалось решить проблему со сбором, обобщением, систематизацией и обработкой большого количества информации, а также грамотным распределением обязанностей между участниками проекта. Решение вопроса об осуществлении взаимодействия человеческих, организационных, технологических ресурсов потребовало применения новой педагогической практики. В ее основу был положен подход, позволяющий выработать оптимальный план действий участников проекта, эффективно работающий на достижение общей цели. Взаимовыгодное сотрудничество формировалось в условиях кластера, которым являлась организованная цепочка педагогического сотрудничества, объединившая участников по профессионально-значимым качествам, организаторским и коммуникативным умениям. Организованное взаимодействие позволило повысить эффективность работы участников проекта, их творческий потенциал и профессиональный уровень каждого из них.
Организационная модель взаимодействия вуз-школа в проектной деятельности изображена на рис. 1.
Для успешной реализации проекта была сформирована команда, состоящая из проектных групп, в которые вошли: научный руководитель проекта с кафедры информатики и информационных технологий ТГУ имени Г.Р. Державина; студенты 5 курса по специальности «Информатика в гуманитарной области»; педагог-аспирант кафедры информатики и информационных технологий ТГУ имени Г. Р. Державина; учащиеся 10-11 классов МОУ «СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Котов-ска Тамбовской области.
Научный руководитель формулировал общую цель, производил ее декомпозицию на отдельные задачи, составлял план работы, контролировал эффективность взаимодействия студентов внутри группы, их сотрудничество с педагогом-аспирантом. Таким образом, происходила декомпозиция на минипроекты, разделение их на мероприятия или задачи, назначение студентов, ответственных за их решение.
Педагог-аспирант выступал для студентов в качестве консультанта. Он предоставлял необходимые информационные ресурсы, помогал в подборе материала и его организации, следил за результативностью и графиком выполнения работ, контролировал эффективность взаимодействия школьников внутри группы, их сотрудничество со студентами, координировал их самостоятельную работу, направлял ее в нужное русло. Им же были сформированы проектные группы школьников с учетом интересов.
Студенты работали над структурой программного продукта, выбирали совместно с научным руководителем комплекс инструментальных средств по его созданию, занимались непосредственно созданием профессионального программного продукта.
Школьники под руководством педагога занимались сбором, систематизацией, обобщением, переводом в электронный формат информации, включающей историю развития образовательных учреждений города, особенности организации учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений, персональную информацию о педагогическом коллективе в целом и о педагогах образовательных учреждений, результаты учебновоспитательной деятельности образовательного учреждения. Совместно со студентами школьники создавали фото- и видеоархив об образовательных учреждениях, принимали непосредственное участие в создании программного продукта.
Для школьников данный вид деятельности позволил расширить круг знаний и умений в области информатики и информационных технологий и сформировать на качественном уровне навыки работы с информацией. Прежде всего, школьники получали знания об информации и информационных процессах, о представлении информации, о формализации и моделировании, об алгоритми-
рынок рабочей силы
рынок образовательных услуг
общество
Социальный заказ
г
Центры инновационного
Общеобразовательные развития академий, институтов,
учреждения факультетов и других структур
(при управлениях,
представительствах)
Школа 1 і Школа т ! Кафедра 1 Кафедра т
і ! Инфор- і
МОУ і ! матики и і
«СОШ і ! информаци і
№3» і ! онных і
г. Котовска і і техноло-
і ! гии і
Реіиональ -ное сообщество
Координацио И
нный центр д
нноваци- е
оннэго и
развития
кафедр
Педагоги, Научные
школьники, 4 ь Проект 4 ь- руководители,
проектные группы студентці,
проектные группы
Кафедры ТГУ им. Г.Р. Державина
Группа школьников п -----------1------------
✓
і
Группа шк ольнико в 1 ^
Группа студентов 1
Группа студентов п
Задача1 ... Задача к Задача1 ... Задача к
V ♦ І І
Подгруппа школьников 1 --- Подгруппа школьников к Подгруппа студентов1 ... П одгрупп а студентов к
▼ Защита
Прохождение дипломной
практики на —► работы
пр едприятии студента
Рис. 1. Организационная модель взаимодействия вуз-школа в проектной деятельности
зации; формировали умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности по сбору, обработке, хранению, передаче, продуцированию информации. Кроме того, участие в реализации проекта позволило приобрести знания и умения в области создания и использования потенциала распределенных информационных ресурсов открытых образовательных систем телекоммуникационного доступа; представления об автоматизации процессов информационного обеспечения профессиональной деятельности. Происходило формирование умений в области технологии обработки текста, графики и звука, технологии обработки числовой информации, технологии хранения, поиска и сортировки информации, технологии мультимедиа.
Со стороны школьного образования решались следующие задачи:
- формирование у школьников готовности к проектной деятельности;
- развитие творческой активности школьников в проектной деятельности;
- формирование умения оценки результативности проектной деятельности;
- формирование информационной компетентности школьников в проектной деятельности;
- формирование коммуникативной компетентности школьников в проектной деятельности;
- формирование социальной компетентности школьников в проектной деятельности.
Для реализации поставленных задач были организованы специальные занятия для школьников, совместные занятия для школьников и студентов, целью которых являлось максимальное включение каждого участника в процесс проектной деятельности, выработка навыков работы в команде, навыков совместной разработки программного продукта.
Система организации взаимодействия участников проекта осуществлялась с помощью применения исследовательских методов (метод моделирования, метод «черного ящика»), проблемных методов (проблемное изложение, дискуссия), логических методов (метод индукции, метод дедукции, метод пошаговой детализации), эвристических методов (метод эмпатии, метод ошибок, метод аналогии, метод рефлексии). При этом ис-
пользовались как традиционные формы организации занятий (индивидуальная, групповая, самостоятельная), так и нетрадиционные (творческая, игровая) в урочной и внеурочной деятельности. Результативность участия школьников в создании информационного продукта мы оценивали с помощью системы критериев, разработанной нами с целью оценки уровня сформированности проектных компетенций школьников.
В ходе реализации проекта был создан программный продукт, который на сегодняшний день представляет собой образовательный сайт «Образование г. Котовска Тамбовской области», размещенный в сети Интернет (http://www.kotovsk .edu.ru/).
Рассмотрим еще один пример практики реализации педагогической технологии развития познавательного интереса студентов колледжа на основе кластерного подхода в проектной деятельности.
Задача преподавателя состоит в оказании помощи студенту в фиксации, реализации и осознании познавательного интереса. Преподаватель при этом осуществляет: выявление индивидуальных проблем студентов, связанных с познавательным интересом; обучение студентов способам работы с познавательным интересом; совместный анализ способов и ресурсов, использованных во время работы; организацию рефлексии учащимся своей деятельности. В контексте современного понимания сущности познавательного интереса мы предлагаем технологию развития познавательного интереса студентов на основе кластерного подхода в проектной деятельности.
Технология предполагает, что использование кластерного подхода в проектной деятельности как средства развития познавательного интереса студентов обеспечит приобретение познавательным интересом следующих качественных характеристик: устойчивости познавательного интереса (длительность,
осознанный выбор); глубины (выход в проектную или исследовательскую позицию на основании познавательного интереса).
Взятая в целом предлагаемая нами технология существенно дополняет известные традиционные педагогические средства развития познавательного интереса. Данная технология обеспечивает индивидуализацию и развитие познавательного интереса студентов, становление новых способов и форм ор-
ганизации познавательной деятельности. Схематическое изображение технологии представлено на рис. 2.
Компонентный состав познавательного интереса определил выбор сопряженных с ним показателей.
Мотивационно-стимулирующий компонент: побуждения к познавательной деятельности; мотивы учения предмета; стремление к достижению результата в проектной деятельности.
Когнитивный компонент: наличие логического мышления; способность к концентрации внимания; наличие оперативной памяти.
Содержательно-деятельностный компонент: интерес к поисковой деятельности; заинтересованность в познавательной деятельности; заинтересованность в алгоритмической деятельности; наличие творческого потенциала; степень самостоятельности в проектной деятельности.
Компоненты познавательного интереса студентов
Мотивационно- стимулирующий Когнитивный Содержательно- деятельностный Эмоционально- оценочный
побуждения к деятельности мотивы учения стремление к достижению результата внимание восприятие память мышление поисковая деятельность алгоритмическая деятельность самостоятельная деятельность творческая деятельность эмоции рефлексия самоанализ
і г
Кластерный подход к формированию познавательного интереса студентов в проектной деятельности
1 г
Функции кластеров:
- Реализация инновационных социально значимых проектов;
- Деятельность студентов и сотрудников вуза в социальных учреждениях области.
Функции кластеров:
- Разработка учебно-методических\ пособий и комплексов;
- Формирование у преподавателей и студентов навыков взаимодействия в проектной деятельности
Социальная сфера
Кафедры ТГУ им. Г.Р. Державина
Экономика
Функции кластеров:
Активизация проектной деятельности преподавателей, студентов и аспирантов;
- Привлечение внешних партнеров к выполнению совместных проектных исследований.
Функции кластеров:
- Внедрение и сопровождение инновационных технологий;
- Получение прибыли от реализации инновационных продуктов и оказания услуг.
Направления развития
Формирование Формирование У мение Умение Введение Формирование
инновационных студенческих использовать ИКТ сотрудничать предпринимательских проектных
компетенции инновационно- для реализации и работать идей компетенций
студентов образовательных проекта в группе в содержание
комплексов учебных курсов
Проектная деятельность как механизм развития познавательного интереса студентов
т
Задачи | Содержание работы | Средства | Формы | Результат
Блок 1. Погружение в теорию проектной деятельности
Создание условий для формирования внутреннего и внешнего интереса к деятельности с целью усвоения понятий «проект» и «проектная деятельность». Организация познавательной деятельности учащихся по созданию алгоритма проектной деятельности Учащиеся на основе своего социального опыта при наличии интереса к проектной работе и координирующей роли преподавателя работают над созданием понятий: «проект» и «проектная деятельность», системы этапов, задач и действий проектной деятельности Социальный опыт; взаимодействие преподаватель-студент, студент-преподаватель; «мозговой штурм» Индивидуальная, групповая Умение вычленять проблемы, выбирать оптимальный путь решения из множества альтернатив, генерировать оригинальные идеи
Блок 2. Создание проекта по теме
Создание мотивационно-стимулирующих условий для выбора темы, формирование познавательного интереса и планирование проектной деятельности. Осуществление информационного обеспечения (по необходимости) Активное включение учащихся в поисковую, познавательную, алгоритмическую, самостоятельную, творческую деятельность по созданию проекта в данном разделе курса по определенной теме Источники информации; взаимодействие преподаватель-студент, студент-преподаватель; программнометодическое обеспечение, компьютерные технологии Индивидуальная, групповая, лабор. практикум, самостоятельная работа Формирование интереса к учению, умение работать в группе, совершенствование навыков работы с программным обеспечением
Блок 3. Исследовательская деятельность
Создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся Учащиеся выполняют исследования, решают промежуточные задачи, анализируют источники информации, формулируют предложения и выводы по проекту. Самостоятельно изучают данную тему, преобразуют материал, перегруппируют идеи и связи для создания проекта Источники информации; взаимодействие преподаватель-студент, студент-преподаватель Индивидуальная, групповая, лабор. практикум, консультации Самостоятельность суждений, гибкость поведения вне определенной ситуации, уверенность в себе, способность рисковать, генерировать идеи
Блок 4. Представление рез-ультатов
Организация деятельности учащихся по представлению отчетов и их обсуждению. Создание комфортного микроклимата Группы отчитываются о проделанной работе, демонстрируют материалы, выступают в роли автора, понимающего и критика Подготовленные материалы; алгоритм проектной деятельности; преподаватель-студент, студент-преподаватель Семинар, конкурс, грант Критичность, аутентичность, способность к анализу
Блок 5. Рефлексия
Организация рефлексивной деятельности учащихся. Создание условий для анализа затруднений учащихся Учащиеся работают с инструктивными картами и оценивают проектную деятельность, ее результаты, оценивают работу группы в целом и каждого ее участника, проводят самооценку. Происходит анализ позитива и негатива проектной деятельности Инструктивные карты; взаимодействие преподаватель-студент, студент-преподаватель Индивидуальная, групповая, беседа Рефлексивные способности к самоанализу, оцениванию результатов своей деятельности
Результат развития познавательного интереса студентов на основе кластерного подхода в проектной деятельности
Рис. 2. Модель развития познавательного интереса студентов на основе кластерного подхода в проектной деятельности
Эмоционально-оценочный компонент:
наличие позитивных эмоций от поглощенности и «захваченности» познавательной деятельностью; наличие у студента способности объяснять как свои успехи, так и неудачи внутренними причинами; самоанализ, оценивание результата деятельности.
На основе рассмотренных компонентов нами был предложен кластерный подход к формированию познавательного интереса студентов в проектной деятельности. Кластерный подход является прекрасной основой для создания новых форм объединения знаний, стимулируя возникновение новых научно-технических направлений и их коммерческих приложений, а также косвенным образом поддерживая сферу образования, университетскую науку. Для наиболее эффективного развития познавательного интереса нами был построен инновационный кластер, который представляет собой объединение различных кафедр в сфере образования, науки, экономики, социальной сферы.
Для развития кластера мы выбрали следующие направления: формирование инновационных компетенций студентов; формирование студенческих инновационно-образовательных комплексов; умение использовать ИКТ для реализации проекта; умение сотрудничать и работать в группе; введение предпринимательских идей в содержание учебных курсов; формирование проектных компетенций.
В качестве механизма развития познавательного развития студентов на основе кластерного подхода нами была выбрана проектная деятельность студентов, которая включает в себя следующие блоки.
I этап. Погружение в теорию проектной деятельности. Создание условий для формирования внутреннего и внешнего интереса к деятельности, с целью усвоения понятий «проект» и «проектная деятельность». Организация познавательной деятельности учащихся по созданию алгоритма проектной деятельности.
II этап. Создание проекта по теме. Создание мотивационно-стимулирующих условий для выбора темы, формирование познавательного интереса и планирование проектной деятельности.
III этап. Исследовательская деятельность. Создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
IV этап. Представление результатов.
Организация деятельности учащихся по представлению отчетов и их обсуждению. Создание комфортного микроклимата.
V этап. Рефлексия. Организация рефлексивной деятельности. Создание условий для анализа затруднений студентов.
Данная педагогическая технология приводит к развитию познавательного интереса студентов на основе кластерного подхода в проектной деятельности.
Примером разработки и внедрения новых образовательных технологий в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина является разработанная и внедренная в вузе модель управления проектной деятельностью (рис. 3).
Студенты изначально находятся в ситуации конкретной проектной деятельности: обучаясь, они проектируют и доводят до реализации конкретные социально-значимые разработки. При таком подходе они уже на этапе обучения включаются в решение актуальных задач, стоящих перед региональными социально-педагогическими, общественными и административными структурами.
Управление инновационно-образовательными проектами является одной из самых сложных и трудоемких областей управленческой деятельности. Успешность выполнения проекта определяется тем, насколько эффективно осуществляется его замысел, в котором сконцентрированы интересы коллективов и организаций, работающих над его реализацией. Эффективная реализация замысла проекта возможна только при согласованном целенаправленном развитии всех процессов, обеспечивающих эту реализацию, т. е. при эффективном управлении процессом выполнения проекта.
Процесс управления проектом нами был представлен в виде последовательности следующих шагов: определение цели, подцели и задачи; определение ресурсов, необходимых для выполнения задач; составление плана реализации проекта; инициирование процесса начала реализации; отслеживание развития проекта.
Рис. 3. Модель управления проектной деятельностью в ТГУ имени Г.Р. Державина
В случае возникновения рассогласования между текущим и запланированным процессами развития проекта, обеспечение и приведение процесса развития проекта в заданное русло.
Процесс управления проектом рассматривался нами как совокупность некоторых действий, функций. Мы выделяем следующие основные функции управления проектом: определение содержания проектов;
управление качеством; управление временем; организация работы над проектом; вывод проекта на региональный рынок инновационных продуктов и услуг.
Определение содержания проектов.
Предметная область проекта (цели проекта, задачи и работы) в процессе его «жизни» претерпевали изменения, поэтому возникала необходимость определения содержания образовательных проектов. В предложенной нами схеме проектного обучения заказ на разработку продуктов, услуг и технологий в рамках выполнения проекта формировался внешними партнерами - это предприятия, организации и учреждения региона. Поступившие запросы обрабатывались в Координационном центре инновационного развития кафедр и в форме технического задания передавались на кафедры университета.
Мониторинг проекта на данном этапе выполнялся Координационным центром инновационного развития, а также Центрами инновационного развития при структурных подразделениях ТГУ. Партнерами выступали представители регионального сообщества, фонды, программы, лаборатории и центры Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.
Научный руководитель формировал проектные группы на основании технического задания с учетом интересов студентов. Происходила декомпозиция мини-проектов, разделение их на задачи, выделение студентов, ответственных за их решение. Мониторинг проекта проводили научные руководители, сотрудники кафедры, Центры инновационного развития кафедр; при выполнении проектов использовались ресурсы лабораторий и центров ТГУ.
Прежде чем начать работу над проектом студентов знакомили с наиболее интересными проектами, выполненными в течение предшествующих лет, что служило подтверждением реальности осуществления предлагаемых проектов и стимулировало к выбору наиболее сложных задач. Были показаны и слабые места готовых проектов, т. к. выполненные проекты, в большинстве случаев, -это некий компромисс между желаемым и реально достижимым и, как правило, требуют некоторой доработки. Преподаватель приводил примеры того, что ожидается получить при реализации проекта, описывал в
каком виде рекомендуется представить полученные результаты: web-сайты, компьютерные программы, оформленные учебнометодические пособия.
Управление качеством. К качеству результатов каждого проекта были установлены требования, используя которые можно оценить степень успеха проекта. Контроль за ходом и качеством выполнения проекта осуществлялся на протяжении всего жизненного цикла проекта. Мониторинг проводился центрами инновационного развития кафедр, преподавателями, научными руководителями и представителями регионального сообщества.
Особый интерес, по нашему мнению, представляет система контроля дипломных проектов, разработанная кафедрой информатики и информационных технологий Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Контроль над качеством проекта и работы студентов осуществлялся в несколько этапов.
Первый этап аттестации с выставлением оценки за производственную практику. Основными задачами данного этапа являются сбор, анализ материала, постановка задачи. В качестве отчетности студент представляет доклад с 5-минутной презентацией, содержащий: название работы, актуальность, цель и задачи, анализ программных продуктов, критерии для их сравнения, структуру программного продукта. На данном этапе отчетности также представляется распечатка текста диплома (структура, введение, I глава) и материалы для создания программного продукта.
Второй этап аттестации с выставлением оценки за преддипломную практику. В качестве отчетности представляются: доклад и слайды презентации, исправленные после первой отчетности, распечатка текста диплома (содержание, реферат, введение, I и II главы, выводы по главам), программный продукт.
Оценка формируется с учетом отзыва научного руководителя и зависит от степени реализации программного продукта: «5» -75 % программного продукта; «4» - 50 % программного продукта; «3» - 25 % программного продукта; «2» - нет рабочего программного продукта.
Третий этап аттестации - установка и демонстрация программного продукта. На
данном этапе необходимо предоставить: переплетенный диплом (реферат, введение, 3 главы (допускается 2-4) с выводами, заключение, список использованных источников, приложения); презентацию для доклада (титульный лист, задачи, цель, основные положения, выносимые на защиту, анализ программных продуктов, модель, 5-10 слайдов, иллюстрирующих режимы работы программного продукта ); 10-минутный доклад (5 минут по презентации (теоретические положения, выносимые на защиту); 5 минут - показ 100 % работающего программного продукта).
Студенты предоставляли 5 CD-R дисков с программным продуктом, подготавливали материалы для регистрации интеллектуального продукта в Информрегистре, а также тезисы на международную конференцию «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий».
Управление временем. Одной из важных характеристик проекта являлось время его реализации. Время - это важнейший ресурс, поэтому все работы и взаимодействие всех участников были тщательно спланированы. В процессе реализации проекта контролировалось развитие проекта, и в случае отклонения от плана принимались соответствующие меры для их ликвидации. Для предотвращения нежелательных отклонений прогнозировался процесс развития проекта.
Трудность в работе по методу проектов при подготовке специалистов-информатиков заключается в ограничении временного ресурса, затрачиваемого на выполнение проектов (обычно - не более четырех-пяти месяцев, т. е. один семестр). В данной работе мы предлагаем продолжать успешные студенческие проекты в рамках преддипломной и производственной практики, курсовых и дипломных работ. Достаточно эффективным оказывалось включение более опытных специалистов (например, аспирантов) в группу исполнителей-студентов.
Организация работы над проектом. Для успешной реализации проекта были сформированы команды, подобраны научные руководители из числа сотрудников кафедр и сформированы студенческие проектные группы; распределены обязанности и ответственность между исполнителями, организованы взаимодействия между участниками проектов.
В предложенной нами модели управления координирующую роль по организации и управлению проектной деятельностью и вопросам взаимодействия с внешними партнерами осуществлял Координационный центр инновационного развития ТГУ имени Г.Р. Державина. При выполнении проектов партнерами на федеральном уровне являлись: Министерство образования и науки РФ, Российская академия наук, Российский гуманитарный научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований, которые оказывали финансовую поддержку выполнению научно-исследовательских и инновационноориентированных проектов в ТГУ имени Г.Р. Державина. На региональном уровне партнерами являлись: администрация Тамбовской области, администрации городов и районов области, учреждения высшего профессионального образования города и области, Тамбовское региональное отделение Вольного экономического общества России, Тамбовское региональное отделение общероссийской организации «Союз социальных педагогов и социальных работников», учреждения культуры и здравоохранения, спортивные организации, некоммерческие общественные организации, представители производственной сферы и бизнеса, средства массовой информации. Перечисленные партнеры оказывали организационную, информационную и финансовую поддержку в реализации инновационных образовательных проектов.
Координационный центр инновационного развития выполнял следующие задачи: организацию работ по проектной деятельности студентов, аспирантов, преподавателей; организацию работы по проведению конференций и семинаров, сопровождению инновационных проектов; организацию работ по проведению мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности на выпускающих кафедрах университета и других структурных подразделениях, осуществляющих инновационно-образовательную деятельность.
В подчинении Координационного центра инновационного развития находились Центры инновационного развития кафедр («точки роста») при институтах, академиях, факультетах, представительствах и других структурах, обеспечивающих сопровождение
инновационно-образовательной, проектной и научной деятельности. Взаимодействие центров инновационного развития с кафедрами и внешними партнерами показано на рис. 4.
Эти структурные подразделения способствовали созданию благоприятных условий для устойчивого развития инновационнообразовательной деятельности на выпускающих кафедрах университета, формированию инновационной среды, в которой становится возможной быстрая и эффективная адаптация образовательных программ, учебно-методической и научно-исследовательской работы к меняющимся условиям российского и международного образовательного пространства.
Центры инновационного развития кафедр активизировали работу студентов по созданию конкурентоспособной продукции, способствовали подготовке специалистов, способных на выпуске из университета представить на рынок товаров и услуг конкурентоспособный товар и тем самым быть востребованными еще до окончания универси-
тета. Осуществляя свою деятельность по реализации мероприятий в соответствии с планами работы центров, руководители этих структурных подразделений налаживали связи с региональным сообществом, в т. ч. с бизнес-структурами, на предмет заключения договоров на разработку и реализацию проектов, привлекали инвестиции в инновационную и образовательную деятельность.
Руководителями центров инновационного развития кафедр совместно с заведующими кафедрами и лабораториями организована работа по заключению договоров со сторонними организациями, учреждениями и предприятиями на разработку и поставку инновационных продуктов и оказание услуг в рамках реализации инновационных проектов преподавателей, аспирантов и студентов. При организационном содействии руководителей Центров инновационного развития кафедр на базе университета проводились конференции, семинары, «круглые столы», выставки дипломных проектов студентов с привлечением представителей регионального
ПАРТНЕРЫ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
ПАРТНЕРЫ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
Рис. 4 . Схема взаимодействия центров инновационного развития кафедр с региональным сообществом
сообщества. Проведение таких мероприятий способствовало активизации проектной деятельности преподавателей, аспирантов и студентов университета, формированию имиджа университета как центра кластера инновационных образовательных программ развития приоритетных направлений социальной сферы и реальной экономики региона.
Выводу проекта на региональный рынок инновационных продуктов и услуг предшествовала защита проектов на кафедрах, их апробация и доработка.
При завершении курса проводилась конференция (с обязательным выступлением всех участников проекта), на которой рассматривались результаты выполнения проектов, проводился конкурс программных продуктов, а также внутривузовский конкурс инновационных студенческих проектов. Удачные проекты продолжались студентами в рамках дипломных работ. Процесс обучения с использованием метода проектов имел как минимум два видимых эффекта: развитие личности студента, подготовку к будущей профессиональной деятельности; коммерциализацию идей, получение конкурентоспособного инновационного проекта.
Для эффективной коммерциализации идей было произведено объединение наиболее удачных мини-проектов в инновационный проект с получением фактического, в т. ч. и экономического, результата. Полученный результат проекта при содействии Координационного центра инновационного развития и Тамбовского инновационного бизнес-инкубатора был выведен на региональный рынок инновационных продуктов и услуг.
Таким образом, появляется возможность трудоустройства на предприятии специалиста для сопровождения созданного им в процессе проектной деятельности информационного продукта.
Объединяющей основой в представленных моделях проектной деятельности школьников, студентов колледжа и студентов вуза является ориентация их деятельности на конкретные потребности регионального сообщества, привнесение интеллектуальной составляющей в содержание получаемо-
го конкретного результата (или инновационного продукта) и продвижение этого продукта на «рынке инновационных продуктов». Свидетельством востребованности продукта является договор с предприятием или организацией и отзывы об использовании на практике. О новизне свидетельствуют грамоты и премии, полученные на различных конкурсах.
Таким образом, студент и школьник осознают себя активным участником разрешения той или иной проблемы для сообщества. Они осознают, что эта работа является не просто учебной задачей, судьба которой -«мусорная корзина», эта работа - их реальный вклад в конкретный и значимый продукт, который будет использован на практике для целей оптимизации той или иной деятельности. Студент начинает осознавать себя членом профессионального самоорганизующегося сообщества (кластера), в которое входят и ученые, и специалисты, и студенты - исполнители проекта.
В практике работы кафедры информатики используется множество моделей организации проектной деятельности: индивидуальной и групповой, основной критерий ее качественного выполнения - реакция партнеров, для которых выполняется проект и реакция профессионального сообщества.
Надеемся, что данные технологии будут эффективными в современных условиях и помогут студентам и школьникам адаптироваться в условиях развития инновационной экономики и освоить необходимые компетенции.
Поступила в редакцию 10.07.2009 г.
Chvanova M.S., Malysheva N.V., Kiseleva I.A., Pe-redkov V.M., Samohvalov A.V. Project activity of students and schoolboys on a basis of cluster approach. In the article development of ideas of design activity of students and schoolboys in the conditions of formation of innovative economy is considered. Use of the cluster approach in design activity is new. In the article models of organization of the project activity of students and schoolboys realized in practice are presented.
Key words: design activity of students and schoolboys; cluster approach; innovative projects.