ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 340.114.5
Лещенко Ольга Вадимовна
Псковский филиал Академии ФСИН России, г. Псков [email protected]
ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ СУЩНОСТИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ
В статье рассмотрены основные теоретико-правовые подходы к пониманию сущности правосознания. Важность исследований автора заключается в изучении проблем формирования правового сознания во взаимосвязи с правопорядком государства. Правосознание выступает основой правовых норм, законов любого государства и распространяется на всех участников общественных отношений независимо от их воли и желания. Особое внимание обращено на сущность и структуру правового сознания, развитие учений о проблемах правового сознания на исторических этапах развития теории государства и права. С развитием юридической науки учеными предлагалось множество понятий и представлений о правосознании, при этом отсутствовал единый взгляд на сущность, свойства, структуру и природу данного явления. Правовое сознание выступает ключевым компонентом правовой системы государства, и его следует изучать с учетом существующих научных подходов. Феномен правосознания существует в системе форм индивидуального и общественного познания, оказывая при этом огромное влияние на государственно-правовую действительность. Изучая общие закономерности развития и функционирования государства и права, теоретико-правовые подходы к изучению сущности правового сознания, автор делает вывод о необходимости корректировки понятия правосознания и предлагает новое современное определение данному явлению.
Ключевые слова: правовое сознание, общественное сознание, индивидуальное сознание, проблемы правосознания, государство, общество, нормы права, закон, теория государства, юридическая наука.
На современном этапе развития государства и в сложных политико-правовых условиях современной действительности существенно возрастают требования к уровню правосознания всех членов общества. Основным фактором формирования законопослушного общества является положительное отношение различных субъектов правоотношений к нормам права и действующим законам.
Правовое сознание формировалось на протяжении всей человеческой истории и укрепляло правопорядок любого государства. Существуют различные научные подходы к изучению сущности правосознания и его генезиса. С увеличением количества исследований ученых в различных отраслях права открываются и новые теоретико-правовые проблемы, обнаруживаются ранее незамеченные пробелы в понимании правосознания, появляется необходимость в корректировке тезисов, которые прежде казались бесспорными. Поэтому представляется целесообразным констатировать развитие правового сознания как неполного исследования в проблемах теории и права [1, с. 5-6, 8].
Для целостного понимания, решения теоретических и практических проблем правового сознания необходимо признание необычайной сложности и значимости этого социального явления и соответствующего понятия. Это признание должно увести правовое сознание от юридизации, нацелить на выход его за пределы не только политической, юридической, но и иных сфер социальной жизни, пребывающих в конкретно-историческом проявлении и постоянном изменении. Оно позволит использовать способности правового сознания пребывать за пределами материального, проявленного, условно-
го мира и постигать истинный смысл собственного и всего государственно-правового бытия.
История политических и правовых идей свидетельствует о том, что издавна в трактовках государственно-правовых явлений очень часто наблюдался у зарубежных и отечественных мыслителей выход далеко за пределы материального, рационального, позитивного, условного, юридического в сферу безусловного, вечного, божественного (Ю.С. Гам-баров, митр. Иларион, И.А. Исаев, Л. Леви-Брюль, И. Кант, Р.А. Папаян, Платон и др.). Эта традиция таилась в подсознательной сфере у философов и ученых советского периода (Г. Гроций, Д.Я. Самоквасов, О.И. Чистяков), она начала проявляться и в трудах современных ученых (Р. С. Байниязов,
A. Бергсон, О.Э. Лейст, Г.В. Мальцев, А.Ю. Мордовцев, В.С. Нерсесянц, В.В. Попов, В.М. Сырых,
B.Н. Синюков, О.И. Цыбулевская и др.) [3].
Правосознание представляет собой форму или
область человеческого сознания. Данное явление по сущности идеальное, но непосредственно не наблюдаемое, которое с давних пор является предметом дискуссий среди представителей российской науки. Учеными не раз предпринималась попытка уяснить конкретную роль правосознания в процессе правотворчества и правореализации [5, с. 5]. Правосознание можно рассматривать как совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей или социальных общностей к действующему (желаемому) праву [2, с. 12]. Проблемам правосознания в настоящее время исследователи уделяют повышенное внимание.
В юридической литературе принято выделять следующие основные этапы или циклы изучения правового сознания.
174
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 3, 2015
© Лещенко О.В., 2015
Так, по мнению О.Н. Мигущенко, необходимо выделить три цикла изучения правового сознания: первый - до монголо-татарского нашествия; второй - до 1917 года; третий - после 1918 года. В основе критериев выделения циклов исследователь считает необходимым рассмотреть колебания, обусловленные борьбой противоречий государственного и индивидуального [7].
Н.М. Юрашевич определяет четыре этапа изучения правового сознания: 1917 - середина 30-х годов XX века - первый; середина 30-х - середина 50-х годов XX века - второй; середина 50-х - конец 70-х годов XX века - третий; начало 80-х годов XX века - четвертый [14].
Конечно, понимание правосознания не оставалось неизменным с развитием юридической науки и главная проблема представления о правосознании заключается в том, что до сих пор отсутствует единый взгляд на сущность, свойства, структуру и природу данного явления и постоянно расширяется количество исследований в данной сфере.
Первоначально проблемы правосознания в России рассматривались во второй половине XIX века, как раз тогда, когда произошла кодификация российского законодательства и происходила активная дискуссия о взаимовлиянии законов и правосознания.
Ученые, проводившие исследования в конце XIX - начале XX века, предлагали три основных определения правового сознания. Правовое сознание - это: 1) положительное отношение к праву; 2) совокупность правовых переживаний; 3) устойчивые правовые взгляды, которые не включают психологический аспект [5, с. 5].
В дореволюционный период правосознание преимущественно рассматривалось во взаимосвязи с национальной культурой, с определенными историческими фактами. Изучением особенностей российского правового сознания того времени занимались известные ученые И.А. Ильин, Б.А. Ки-стяковский, П.И. Новгородцев, Л.И. Петражицкий, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, Б.Н. Чичерин и др. Основные утверждения и выводы, касающиеся понимания сущности правосознания ученых дореволюционного периода приведены ниже.
Основа правового сознания лежит вне правовых норм, и она берет свое начало из морали, религии или из целей общества. Как считало большинства юристов того времени, право находится вне нравственности и строится на принципах без учета религии и не считается обязательным. Правовое сознание является предметом исследования по причине наличия регулирующих функций и ни в коем случае не может рассматриваться отдельно от теории права.
Ученые дореволюционного периода описывали отдельные элементы правового сознания, и не пытались дать определение самому понятию. На-
циональные чувства и воззрения составляют основу идеологической сферы правосознания. Основателем психологического направления российской правовой науки является Л.И. Петражицкий, который в своих трудах акцентировал внимание на соотношение права и психики человека [10, с. 479-481].
Преимущественное внимание при таком понимании обращалось все же на право, а не на психологию отдельных индивидов, которые позволят понять мотивы поведения в общем, а значит и в частности, правового поведения каждого индивидуума по отдельности.
В научной литературе того времени не существовало единого общепризнанного понятия правосознания. Наряду с данным термином применялись такие понятия как правопонимание, правоубеждение и др. Европейские ученые определяли сущность правового сознания через призму чувств и интуиции. Они отрицали его разумный характер. Известный немецкий юрист Р. Иеринг отмечал: «Правосознание, правовое убеждение -суть абстракции науки, которые народу неизвестны: сила права, совершенно, как и сила любви, основывается на чувстве; рассудок и понимание не могут заменить недостатка в чувстве» [4, с. 30].
Итак, в дореволюционный период правовое сознание рассматривалось учеными не как самостоятельное и самодостаточное явление, а как существующая взаимосвязь с другими явлениями, такими как государство или право.
Октябрьская революция и утверждение советской власти в России сменили социально-экономические и идеологические основы существующей государственной системы. Так, в советской правовой науке проблеме правового сознания также уделялось достаточно внимания, однако исследование правосознания на данном этапе развития правовой мысли проходило под влиянием особых историко-политических условий и с существующими ограничениями в свободе научной мысли.
В послереволюционный период неоднозначно оценивались исследования в сфере правосознания. Так, по мнению В.В. Сафронова, русское национальное правовое сознание в советский период не только не развивалось, а, наоборот, всячески подавлялось [12, с. 77]. Совершенно противоположной точки зрения придерживались М.А. Рейснер, П.И. Стучка, которые считали, что проблемы правового сознания весьма актуальны и широко освещались в работах послереволюционного периода.
Неоднократно отмечалось отсутствие целостного и четкого понимания правосознания, большая часть исследований была направлена на изучение новых типов правового сознания (коммунистическое, социалистическое, революционное, классовое), нежели на разработку проблем самого понятия [1, с. 11-12]. Практически все исследователи представляли правосознание как классовое явле-
ние, которое обусловливалось общественным бытием и материальными условиями жизни.
С середины 30-х вплоть до середины 50-х годов XX века представители юридической и философской науки перестали активно исследовать вопросы правосознания. Причиной происходящего спада в изучении правосознания стали сложные политические условия государства, проводимые репрессии, оправдание культа личности Сталина, излишняя идеологизация общей теории права и государства, а также пренебрежительное отношение к достижениям ученых того времени.
Так постепенно к середине 50-х годов ХХ века наблюдается рост интересов к проблемам правосознания. Возобновляются социологические исследования в данной области, анализируется и исследуется опыт, накопленный российской юриспруденцией в прежние годы. Проводимые со-циолого-правовые исследования были вынуждены приспосабливаться к жесткому социалистическому варианту существующего типа позитивизма, который имел в советском правоведении весьма ограниченную сферу применения [6]. Проводимые исследования были направлены на изучение действующего законодательства и социальный контекст его реализации, в частности, на проблемы эффективности действующего законодательства и правоприменительной деятельности, правового сознания, социального, юридического и психологического механизмов действия законов. Понятие права отождествлялось с законодательством.
В это же время появляются научные мысли о сущности правового сознания, главной идей которых является понимание его как категории права или как сознание. Однако нельзя придерживаться только одной конкретной позиции понимания правового сознания, так как каждая из них (и категория права, и категория сознание) отображает в себе грани процесса его формирования. Такие позиции не исключают существование каждой категории по отдельности, однако их целесообразнее применять в дополнении друг к другу.
Примечательным моментом данного периода являются исследования авторов, которые рассматривают проблему правового сознания как ключевой компонент права и совместно с разработкой других юридических понятий (О.С. Иоффе, А.Р. Ратинов, М.Д. Шаргородский и др.).
Особый интерес представляет исследование структуры правосознания, проводимое И.Е. Фар-бером. В структуре правового сознания он выделял две стороны: 1) познавательная сторона (правовая идеология); 2) эмоционально-волевая сторона (правовая психология). Под правовой идеологией он понимал систему правовых идей, которые отражают интересы и потребности класса. А под правовой психологией совокупность чувств, убеждений, привычек и мотивов юридически значимых
волевых действий. Правовое сознание, по его мнению, есть не что иное, как форма общественного сознания, составляющая совокупность правовых взглядов и чувств, обладающая нормативным характером и состоящая из знаний и оценки правовых явлений с учетом справедливости и новых правовых требований, которые выражаются через различные потребности, (экономические и политические) и интересы общественного развития [13, с. 70, 96].
И.Е. Фарбер сформулировал основные положения в области теории структуры правового сознания, которые послужили основной многих последующих разработок в период становления советской юридической науки и еще одной важной разработкой ученого являлись исследования признаков правового сознания.
На проблемы правового сознания 50-х годов ХХ века оказали влияние различные факторы - это и экономические и политические преобразования, и наука в целом, и культура, и мораль, и менталитет граждан. Однако стоит отметить, что истолкование понятия правосознания по И.Е. Фарберу не учитывает наличие поведенческих компонентов, что свидетельствует об отрицании наличия устойчивых моделей поведения в определенных стандартных ситуациях (привычек, установок, ценностей, ориентации), а без этих компонентов невозможно проводить правильную оценку уровня правосознания, в том числе и индивидуального, и общественного, и группового.
В 60-е годы ХХ века отдельно изучаются проблемы индивидуального правосознания, устанавливаются взаимосвязь и его непосредственное влияние на общественное и групповое правосознание. Структурные элементы и неповторимые черты индивидуального правосознания формируют некое особенное и различное правосознание в рамках одной социальной группы.
Правовое сознание также рассматривается как разнообразие форм его проявления (правовые нормы, программа партии, общественное мнение, правовая наука, практическое поведение людей и др.) [8, с. 38].
Однако с такой позицией сложно согласиться ввиду того, что такое понимание сущности правового сознания приводит к отождествлению политики с ведущим институтом управления и регулирования общественной сферы, которая властно главенствует и подчиняет себе все остальные сферы общественной жизни людей, самостоятельно создавая при этом основные приоритеты и цели развития.
В научных работах данного периода были определены основные тенденции и направления анализа изучаемой структуры правовой категории (и правовой психологии, и правовой идеологии), правосознание понималось как структурная часть
176
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- № 3, 2015
обыденного и теоретического правосознания, как общественное и индивидуальное правосознание.
В 70-80-е годы ученые продолжают исследовать проблемы структуры правового сознания. Основываясь на уже сложившемся понимании структуры правового сознания, исследователи занимаются разработкой различных вопросов, связанных с данной тематикой: правосознание и моральное сознание; право и правосознание; право и правовая культура; правосознание и политическое сознание; индивидуальное правосознание и общественное сознание.
Научное исследование сущности структуры правового сознания продолжается. Системный подход выступает основой научных разработок данного периода. Его суть заключается в том, что при рассмотрении структуры правового сознания сама правовая категория рассматривается как нечто целое, а его структурные элементы как взаимосвязанные части. Основой исследований выступает методологическая установка о представлении структуры правосознания как совокупности закономерных связей между элементами системы.
Начиная со второй половины 80-х годов ХХ века, проводится большое количество исследований правового сознания различных социальных групп, появляются многочисленные работы, посвященные проблемам правового сознания. Особое внимание продолжает уделяться вопросам модели и структуры правосознания. Модель социальной структуры правового сознания рассматривается на трех уровнях: общественном, групповом и индивидуальном [5, с. 7].
Весьма расширились границы социологического подхода к исследованию проблем правового сознания, который позволил более широко исследовать и другие правовые явления, такие как общественное мнение о праве, престиж права, социальный механизм действия права, правовая активность личности и др.
После распада СССР многими учеными и правоведами предпринимаются попытки переосмысления некоторых ранее звучавших положений, относящихся к понятию, сущности, структуре, функциям правосознания.
Учитывая особенности изучения проблем правового сознания XIX - XXI века, можно сделать вывод о сущности процесса его формирования. В целом это процесс, продвигающий эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Исследования многих философов и юристов в этой области составили значительные труды. Известные отечественные ученые (Л.И. Петражицкий, М.А Рейснер, И.Е. Фарбер и др.) внесли огромный вклад в изучение правосознания.
Современная теория права уделяет проблемам правового сознания особое внимание. Так, правовая действительность отражается в правосознании
в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации в форме социально-правовых установок и ценностных ори-ентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях. Правовое сознание не может существовать обособленно от иных форм общественного сознания (например, морали или политического сознания), которые активно воздействуют на формирование правовых идей и убеждений. Основными функциями правосознания являются информационно-познавательная, оценочная и регулятивная. Информационно-познавательная функция правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению правовых знаний как отдельными людьми, так и обществом в целом. Оценочная функция развитого правосознания позволяет легко оценить правовые явления, а регулятивная способствует выработке и распространению правомерного поведения.
В современной российской науке четко определилась тенденция на более глубокое, всестороннее изучение содержательных компонентов правового сознания, таких, как структура правосознания, его виды, способы формирования, факторы, обусловливающие деформацию правосознания [9; 11].
Проанализировав основные теоретико-правовые подходы к пониманию сущности правового сознания, можно сделать вывод о том, что правовое сознание выступает одной из форм общественного и индивидуального познания. Изучение правового сознания отдельных индивидов, групп, всего общества в целом возможно посредством проведения оценки правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений к отношению о действующих или желаемых нормах права. Правосознание как самостоятельный и целостный феномен включает в себя различные теоретико-правовые аспекты психологического, юридического, социального, политического, морального содержания, которые непосредственно влияют на особенности его формирования. Правосознание обуславливает поведение в юридически значимых ситуациях. Обобщив выводы, правовое сознание можно определить как самостоятельный и целостный феномен общественного и индивидуального познания, влияющий на поведение людей в юридически значимых ситуациях.
Библиографический список
1. Бреднева В.С. Уровни правосознания и юридическая деятельность: монография. - Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. - 164 с.
2. Бурлаков В.И. Феномен правосознания // Мир юридической науки. - 2014. - № 3. - С. 12-19.
3. Демченко Т.И. О законных основаниях правового сознания // Lex russica. - 2014. - № 5. - С. 523534.
4. Иеринг Р. Борьба за право. - М.: Феникс, 1991. - 64 с.
5. Короткова О.И. Теоретико-правовой анализ правосознания как необходимый компонент проведения политико-правовых реформ // Государственная власть и местное самоуправление. - 2010. -№ 11. - С. 5-9.
6. Лапаева В.В. Социология права как юридическая дисциплина? // Социологические исследования. - 1999. - № 7. - С. 47-57.
7. Мигущенко О.Н. Историческое и логическое в понимании правосознания // История государства и права. - 2006. - № 9. - С. 24-26.
8. Остроумов Г.С. Правовое осознание действительности. - М.: Наука, 1969. - 175 с.
9. Певцова Е.А. Новая теория правосознания как основа эффективного применения права и преобразования правовой культуры России // Материалы Второго Международного конгресса правоведов «Инновационное развитие правовой среды».
25-26 апреля. - М., 2014. Часть III. - С. 85-97.
10. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб.: Типография М. Меркушева, 1910. - Т. 2. - 516 с.
11. Сапогов В.М., Алексеев Д.Е. Организационно-правовые проблемы преодоления деформации правосознания несовершеннолетних осужденных // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. - 2014. -№ 5. - С. 99-104.
12. Сафронов В.В. Правосознание гражданина: дис. ... канд. юрид. наук. - Красноярск, 2004. - 242 с.
13. Фарбер И.Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М.: Юридическая литература, 1963. - 205 с.
14. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. - 2004. - № 2. -С. 165-181.
УДК 340.15 ; 347.73
Нуриев Булат Дамирович
кандидат философских наук Уфимский филиал Уральского государственного юридического университета
ЗАКЯТ В КЛАССИЧЕСКОМ МУСУЛЬМАНСКОМ ПРАВЕ
В статье раскрывается сущность закята, основного вида налога Арабского халифата, которым облагалось имущество зажиточных слоев населения. Автор анализирует подходы различных правовых школ, оформившихся в рамках раннесредневекового мусульманского права, к вопросу о систематизации видов субъектов исламского налогового права, а также объектов, облагаемых рассматриваемой формой налога. Особое внимание уделяется взглядам представителей ханафитской и шафиитской правовых школ ввиду их широкого распространения на территории современной России в эпоху средневековья. В статье подробно рассматривается метод начисления налога, вводятся в оборот новые для российской юридической науки термины и раскрывается их значение, доказывается, что на трансферты, получаемые от дохода после сбора закята, могли претендовать поданные-немусульмане. Автор также подчеркивает актуальность рассматриваемого им вопроса для современной юридической науки в России, учитывая те процессы, которые происходят сегодня на Ближнем Востоке. В статье подчеркивается, что финансирование деятельности международных экстремистских организаций должно более детально исследоваться российскими специалистами, при этом особое внимание должно быть уделено налоговой системе, действовавшей в прошлом в Арабском халифате.
Ключевые слова: закят, Арабский халифат, налоговое право, субъект налогового права, объект налогового права, ханафитская правовая школа, шафиитская правовая школа, финансирование экстремизма.
Как известно, фискальная политика - это одна из основ существования института государства. В самом упрошенном варианте механизм фискальной политики рассматривается сквозь призму налоговых поступлений в казну и распределения данных материальных средств, которые принято называть социальными платежами или трансфертами. Безусловно, мусульманская правовая традиция не могла обойти вниманием данный аспект государственного строительства. Стремительно расширяющий свои границы Арабский халифат требовал компетентных, хорошо подготовленных специалистов в области налогового законодательства. Все правовые школы, оформившиеся как в рамках суннизма, так и в шиитском мире, предложили собственные концепции обеспечения казны налоговыми поступлениями. Замечу, что фискальное дело в положениях
правовых школ не демонстрировало существенных различий в зависимости от того или иного течения. Как известно, принципиальные различия между правовыми школами, оформившимися на мусульманском Ближнем Востоке в УШ-1Х вв., касались в первую очередь формирования политической власти. Вопрос о налогах и трансфертах в данном контексте отступал на второй план. Тем не менее, как это будет продемонстрировано ниже, отдельные положения проводимой халифами налоговой политики вызывали среди мыслителей-правоведов Арабского халифата оживленные дискуссии.
Прежде чем перейти к изложению основного материала, думается, есть необходимость обозначить один немаловажный момент. В данном исследовании речь идет о классическом мусульманском праве. Напомню, что под классическим мусульманским правом принято понимать ту систему правосудия,
178
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «jij- № 3, 2015
© Нуриев Б.Д., 2015