peculiarities of functional preparedness of women-athletes practicing fitness acrobics of different qualification
I. Fomenko, Post-graduate student, Volgograd state academy of physical education.
Contact information for correspondence: 400005, Volgograd, V. Lenin prospect, 78.
It is established that the level of women-athletes' functional preparedness is progressively increasing along with the growth of qualification which is accompanied with the systematic muscle training. It is expressed in the increase of main indices of qualitative characteristics of
the organism's functional possibilities-such as functional power, mobilization, stability and economic activity.
Key world: functional preparedness; women-athletes; qualification.
УДК 378.14
развитие познавательной мотивации студентов вуза в условиях двухуровневой системы образования
Доктор педагогических наук, профессор А. Г. Барабанов, кандидат педагогических наук, доцент Л. В. Федина,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
в статье рассматриваются вопросы развития познавательной мотивации студентов с позиции многоуровневой концепции мотивации валлеранда; обобщается опыт применения методических разработок и балльно-рейтинговой системы учета и контроля знаний как эффективного средства развития познавательной мотивации и субъектных качеств личности студента.
Ключевые слова: развитие учебной мотивации; ситуационная мотивация; контекстная мотивация; глобальная мотивация; балльно-рейтинговая система; развитие субъектных качеств личности студента.
Мотивация обучения современных студентов привлекает внимание преподавателей вузов, психологов и исследователей. Особую актуальность вопрос активизации внутренней познавательной мотивации приобретает в связи с тем, что практические исследования подтверждают ее снижение [6].
В отечественной психологии имеется большое количество исследований, посвященных изучению учебной мотивации студентов (А. А. Вербицкий, Ю. П. Платонов, Т. А. Платонова, В. А. Якунин и др.). Изучаются факторы, условия и средства формирования мотива-ционной сферы (Р. И. Цветкова), психолого-педагогические особен-
ности мотивов учебной деятельности студентов различных вузов (С. С. Котов, Н. А. Павлова, О. А. Чаденко-ва), динамика мотивов студентов в процессе обучения (Е. А. Афанасенкова) и др.
Обобщению и анализу исследований по особенностям направленности мотивации посвящены работы Х. Хекхаузена, Т. В. Борзовой, Т. О. Гордеевой, Д. А. Леонтьева, В. Э. Мильмана, А. Б. Орлова, Е. В. Сидоренко, В. И. Чиркова [3, 5 ,7].
Многообразие теоретических и практических точек зрения на феномен «мотивации» свидетельствует о его сложности и многоплановости. Современная концепция изучения мотивации, предложенная Р. Валлеран-дом, структурно отличается от большинства широко известных теорий. По теории Р. Валлеранда, виды мотивации (внутренняя, внешняя и амотивация) существуют на трех уровнях общности: глобальном, контекстуальном и ситуативном. Таким образом, выделенные компоненты структуры мотивации описывают это явление в четкой системе координат: мы можем определять не только основную мотивационную установку, но и учитывать масштаб ее влияния [9].
Глобальный уровень мотивации определяется факторами, имеющими для личности большое значение. Под контекстуальным уровнем понимается определенная сфера жизнедеятельности человека, каковой можно считать учебную деятельность. Мотивация на ситуативном уровне относится к мотивации личности, определяющей какую-либо деятельность в конкретный момент.
Взгляд на учебную мотивацию с позиции данной концепции позволяет описать более подробно механизмы формирования и развития познавательной, внутренней мотивации студентов.
При изучении мотивационных регуляторов отношения к изучению иностранного языка М. С. Душко отмечает, что недостаточность информации о мотива-ционных регуляторах учебной деятельности разного уровня и их взаимосвязях ограничивает возможности эффективного влияния на них и повышение готовности студентов к принятию учебных задач как личност-но значимых. Исследование мотивации позволяет выявить внутренние резервы личности для ее развития, обучения и воспитания, т. к. через мотивацию можно влиять как на продуктивность деятельности, так и на развитие самой личности [2, 48-49].
Данное теоретическое положение мы взяли за основу при создании условий для регуляции мотивации обучения студентов вуза. Учебная мотивация и ее направленность обуславливаются многими объективными и субъективными факторами. К объективным факторам относят: образовательную систему, особенности образовательного учреждения, специфику учебного предмета и др. К субъективным факторам - особенности педагога и студента, специфику их взаимодействия [4].
Организация процесса обучения, относясь к объективным факторам, одновременно может отражать субъективные особенности личности участников такого процесса.
До прихода в вуз студенты прошли школу обучения, выработали приёмы и способы учения. Опыт преподавания и управления образовательным процессом показывает, что студент глубоко постигает науку, когда основной фигурой в этом процессе является он сам. В Кубанской государственной академии физической культуры на кафедре психологии в свое время были разработаны учебно-методические требования, которые были направлены на повышение активности и самостоятельности студентов, на укрепление внутренних мотивов учебной деятельности. Они, по сути, были ориентированы и на ситуационные, и на контекстные, и на глобальные компоненты мотивации.
Актуализация ситуационных мотивов обеспечивалась организацией вхождения студентов в учебную деятельность, которая имела свои этапы. Первый этап связан с организацией работы на лекции. Перед лекцией каждый студент получал карточку-«визитку», в которой он должен был заполнить не только свои данные (ф. и. о., дату занятия, группу, вид спорта и спортивную квалификацию), но и увидеть, что в «визитке» есть место для ответа на вопрос по материалу лекции, который в конце занятия будет ему предложен. Преподаватель, ведущий практическое занятие, проверял эти «визитки» и выставлял соответствующую оценку. Как показала практика, такая организация учебного процесса на первом этапе не только организует студента и активизирует его познавательную деятельность, но и меняет отношение к учёбе в вузе. Таким образом, уже в начале освоения дисциплины особая организация учебного занятия точно воздействовала на ситуационные и контекстные мотивы, помогая студенту определиться, в чем суть учения, каковы его место и роль в процессе освоения профессионального знания.
Концептуальной задачей второго этапа было построение методики преподавания на основе активности студента, что определяет качество его подготовки. Задачи формирования у студентов личностных качеств, необходимых для становления его как квалифицированного специалиста, эффективно решались в процессе организации учебных занятий, на которых заранее предусматривалось применение приёмов активизации мыслительной деятельности. С этой целью на кафедре психологии были созданы учебно-методические пособия: рабочие тетради для ведения лабораторных занятий по психологии. Структура пособия по общей психологии состояла из 11 тем в соответствии с учебной программой. В каждой теме представлен план занятия и даны задания для самостоятельного выполнения, решить которые было возможно лишь тогда, когда студентом освоен теоретический материал по соответствующей теме.
В разделе «Экспериментальная работа» приводились условия и методика проведения эксперимента, а также обозначались обязанности каждого студента, входящего в группу, которая состояла из трёх человек (экспериментатор - испытуемый - протоколист). Проведение экспериментальных исследований позволяло
закреплять знания полученными практическими данными. Такая организация особенно эффективна, когда преподаватель четко контролировал этапы и качество выполнения работы. Опыт применения разработанных учебно-методических пособий показал, что подобная логика выстраивания взаимодействия студента с материалом, который необходимо освоить, побуждает его к познавательной активности, закрепляет интерес к изучению психологии, приводит к более глубокому пониманию предмета и личностному отношению к содержанию дисциплины.
Особенно важным можно считать ориентацию в образовательном процессе на мотивы третьего уровня - глобальные. Такие мотивы отражают личностную зрелость студента, его готовность реализовывать в будущем профессиональную деятельность, способность проникать не просто в профессию, а видеть и понимать ее сущностное предназначение, формировать в себе образ специалиста и стремиться соответствовать ему.
В современных условиях перехода системы обучения на двухуровневое образование формируется новая концепция профессионала, которого обязан обучить и «вырастить» вуз.
Эффективным средством развития мотивации разного уровня в системе обучения бакалавров явилась балльно-рейтинговая система учета выполнения нагрузки. Данная система была разработана нами для обучения студентов по направлению «Психолого-педагогическое образование» по профилю «Психология образования», а также для дисциплины «Психология спорта». Она предполагает распределение разных видов работ на соответствующие баллы, определяющие сложность и качество учебного задания.
В самом начале занятий студентам были предложены планы распределения занятий по видам и формам работ, где четко прописаны балльные оценки выполнения каждого вида аудиторной и самостоятельной учебной работы. Сообщались суммы баллов, которые необходимо набрать для допуска к зачету или экзамену либо для получения самозачета или самоэкзамена. Таким образом, знакомство с программой предстоящих занятий сразу формирует у студентов представление о необходимых усилиях, которые они должны затратить, чтобы освоить весь курс.
Рейтинг каждого студента складывается из общей суммы набранных баллов. Наименьшее количество баллов студент может получить просто посещая занятия. Активная работа на семинарских и практических занятиях составляет треть учета набранных баллов. Основные результаты могут быть достигнуты студентом только в том случае, если он систематически, качественно и грамотно выполняет самостоятельную работу, предложенную к освоению основного материала лекций, к подготовке семинарских и практических занятий. Такое распределение позволяет учитывать специфику подготовки бакалавров, где самостоятельная работа занимает ведущее место в становлении профессиональной компетентности студентов.
Разнообразные варианты самостоятельной работы являются гарантом успеха глубокого освоения изучаемого материала. Конспектирование литературных источников, составление опорных схем и таблиц, написание эссе, рефератов и port folio, составление тестовых заданий и практических задач к изученной теме, проведение учебно-исследовательских работ позволяют студентам освоить знания разнопланово и основательно. Различные варианты заданий для самостоятельной работы стимулируют поисковую активность студента, предлагая ему для достижения минимума выбрать вариант освоения тем.
Ряд творческих заданий для самостоятельной работы предполагает воздействие на глобальный уровень мотивации студентов: развитие способности к самоанализу, саморазвитию и формирование мировоззренческого представления о профессии и своем месте в ней, что будет способствовать формированию основных профессиональных компетенций.
Балльно-рейтинговая система реализовывалась нами в течение 3 лет в работе со студентами 1 и 2 курсов по направлению «Психолого-педагогическое образование» по профилю «Психология образования» и студентов 3, 4 курсов специальности «Педагогика и психология». Опыт показал, что подобная систематизация контроля и учета успеваемости позволяет развивать качества, необходимые студенту в обучении. Вхождение в систему помогло студентам более четко представить себе структуру курса, они самостоятельно выбирали необходимое количество заданий, иногда предлагая собственный вариант их выполнения. Стремясь набрать нужное количество баллов, студенты были заинтересованы в дополнительных заданиях, выбирая наиболее сложные работы, которые оцениваются выше. Так, в изучении курсов «Общая и экспериментальная психология» и «Психология развития» наиболее выполняемыми были учебно-исследовательские работы, которые требуют применения комплексных знаний и умений по дисциплине, а также port folio, где важно привести практические иллюстрации к изучаемой теме, то есть увидеть теоретическое знание в приложении к действительности, которая окружает самого студента.
Очевидным результатом применения балльно-рейтинговой оценки можно считать и развитие творческого потенциала студентов. Нередко встречались ситуации, когда студенты выполняли творческую работу, которую придумали самостоятельно, опираясь на предложенные формы. Особый интерес представляют эссе, сложность выполнения которых заключается в необходимости продемонстрировать широкое знание вопроса, а также изложить собственные размышления по рассматриваемой проблеме. Если в начале обучения такие работы вызывали затруднения и психологические барьеры, то к завершению курсов студенты приносили разнообразные эссе по изученным темам, в которых появились аналитические размышления, делались попытки систематизировать информацию
и обобщить знания. Такой опыт позволил студентам сформулировать более развернутые ответы на устном экзамене.
Проведенное практическое исследование в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма, в котором приняли участие студенты-психологи, показало, что бакалавры менее подвержены эмоциональному выгоранию по сравнению со специалистами, более спокойны и удовлетворены процессом обучения. Такой результат может в значительной мере объясняться применением балльно-рейтинговой системы организации учебного процесса и контроля знаний студентов. Четкие и определенные требования задают программу студенту уже в начале обучения. Он имеет представление о необходимом объеме выполнения нагрузки, знает форму представления отчетности по каждому изученному блоку.
Практически с первых дней обучения студент попадает в новые организационные условия, которые поддерживают как ситуативную, так и контекстную мотивацию. Ситуация «вынужденной активности», когда студент поставлен в рамки необходимого выбора, который он осуществляет самостоятельно, в контексте балльно-рейтинговой системы переходит во внутреннюю активность студента, развивая познавательную мотивацию.
Создатели теории мотивации самодетерминации предлагают дифференцировать мотивацию автономную и контролируемую [8]. Первая включает наряду с внутренней также и идентифицированную и интегрированную регуляцию, то есть хорошо интернализован-ные формы внешней мотивации, а вторая - экстерналь-ную (поведение осуществляется под воздействием наград и наказаний) и интроецированную регуляцию, в соответствии с которой регуляция частично интер-нализована и побуждение активности осуществляется под воздействием таких факторов, как мотивы одобрения, избегания стыда, условная самооценка [1].
Балльно-рейтинговая система, широко применяемая в высших учебных заведениях нашей страны, при грамотной организации, позволяет развивать автономную мотивацию за счет интегрированной регуляции. Такое утверждение подтверждают наши наблюдения по использованию балльно-рейтинговой системы в практике преподавания. Хорошо интернализованны-ми формами внешней мотивации можно считать четкое распределение заданий с соответствующими баллами. Большая дифференциация в оценке работ студентов позволяет осуществить задачи гуманизации и индивидуализации образования: каждый студент имеет возможность заработать нужное количество баллов, выбрав соответствующие задания; исчезает упрощенная система оценивания, когда студенты делятся на группы «троечников», «отличников» и «хорошистов»; у преподавателя появляется больше объективных источников оценивания студентов; взаимоотношения преподавателя и студента приобретают деловой характер, понят-
ны критерии оценки и четкая программа ее получения. Таким образом, студент, сталкиваясь с четко определенными и предписанными требованиями, видит собственный вклад в результат, который получает во время сессии.
Определяя организационные, учебно-
методические и психолого-педагогические факторы влияния на мотивационные комплексы личности студента, можно отметить характер взаимовлияния всех уровней. В результате развития ситуативной мотивации в рамках конкретных занятий может быть сформирована контекстная мотивация всего процесса обучения. Успешное освоение учебного материала в предложенной модели балльно-рейтингового учета и контроля позволяет развивать мотивы глобального уровня. Студент открывает для себя глубокое знание о мире выбранной профессии, определяет собственное место в ней.
Таким образом, балльно-рейтинговая система может быть наиболее перспективной в организации процесса обучения бакалавров и магистров. Предъявленные требования, являясь внешними регуляторами учебной мотивации, постепенно развивают способность студента самостоятельно управлять собственной активностью в процессе обучения, результатом чего оказываются более высоко развитые субъектные качества личности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гордеева Т. О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории // Психологические исследования. - 2010. - № 4 (12).
2. Душко М. С. Формирование мотивирующей образовательной среды вуза как фактор повышения интереса к изучению иностранного языка // Физическая культура, спорт - наука и практика. - Краснодар: КГУФКСТ. - 2010. - № 4. - С. 48-50.
3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. -512 с.
4. Киселева Е. П. Самопринятие преподавателя вуза как фактор детерминации направленности учебной мотивации студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 26 (60).
- С. 391-398.
5. Леонтьев Д. А. Общее представление о мотивации человека // Психология в вузе. - 2004. - № 1 (1, 2, 3).
6. Федина Л. В. Основы формирования ценностно-смыслового отношения к избранной профессии в системе высшего образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Научно-методический журнал. Т.14. Серия Психологические науки: «Акмеология образования». - Кострома: Изд-во КГУ. - 2008. - № 2. - С. 111-113.
7. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2 перераб. изд.
- СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003.- С. 26-45.
8. Deci E. L., Ryan R. M. Self-determination research: Reflections and future directions // Handbook of self-determination research. Rochester, NY: University of Rochester Press, 2002. - P. 431-441.
9. Vallerand R. J., Perreault S. Intrinsic and Extrinsic Motivation in Sport: Toward a Hierarchical Model // Essential readings in sport and exercise psychology. III Human Kinetics. Champaign, 2007. - P. 255-279.
Прикладная психология
development of cognitive motivation of students of a higher educational institution in the conditions of the two-level system of education
A. Barabanov, Doctor of Pedagogics, Professor,
L. Fedina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor,
Kuban state university of physical education, sport and tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo St., 161.
Problems of the development of students' cognitive motivation from the view of many-leveled conception of Vallerand's motivation are considered in the paper; besides, the experience of using methodical aids and the marks-rating system of the registration and the control of knowledge as an effective means of the development
of cognitive motivation and a student's personality subjective qualities is generalized in the paper.
Key world: development of academic motivation; situational motivation; context motivation; development of a student's personality subjective qualities.
УДК 796.01:159.9
перфекционизм родителей и стили родительского воспитания как регуляторы мотивации и тревожности юных шахматистов 7-11 лет
Доктор психологических наук, профессор Г. Б. Горская, аспирант А. В. Несветайло,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
в статье представлены результаты исследования взаимосвязей параметров тревожности юных шахматистов и показателей родительского перфекционизма и стилей родительского воспитания. Представлены доказательства того, что неконструктивные проявления перфекционизма родителей повышают вероятность усиления тревожности и боязни неудач у юных шахматистов младшего школьного возраста. Установлено, что стили родительского воспитания, подрывающие уверенность юных спортсменов в себе как выражением сомнений в их возможностях, так и предъявлением не соответствующих их
возрасту требований, повышают вероятность роста уровня их тревожности.
Ключевые слова: перфекцио-низм; тревожность; мотивация достижения; стили родительского воспитания; юные шахматисты.
Стремление к максимально высоким достижениям является основополагающей особенностью спортивной деятельности. В связи с этим в центре внимания исследователей и практиков оказываются такие психологические феномены, как мотивация достижения и перфекционизм, отражающие это стремление и регулирующие его проявления. Первоначально они изучались как регулятор успешно-