ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВИРУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Преподаватель М. С. Душко
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161.
В статье рассматриваются результаты исследования, которое базируется на основе иерархической концепции мотивации Вал-леранда. Статья посвящена анализу методов усиления контекстной мотивации изучения иностранного языка, эффективность которых подтверждается результатами формирующего эксперимента. Рассматривается возможность совершенствования образовательной среды вуза за счёт усиления контекстных мотивов. Представлена программа решения данного вопроса.
Ключевые слова: мотивация, контекстная мотивация, образовательная среда, изучение иностранного языка, формирующий эксперимент.
Проблема обучения иностранному языку (ИЯ) в условиях преобразующегося общества, усиления межкультурного взаимодействия и плотности социально-экономических связей имеет особую актуальность. ИЯ занимает особое место в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций, является важным средством общения, познания и расширения мира. Новая социально-экономическая и политическая ситуация обусловливает повышение требований к уровню языковой подготовки обучаемых.
В условиях процесса глобализации и интернационализации мирового рынка труда владение студентами иностранным языком повышает статус отечественных специалистов, усиливает профессиональную конкурентоспособность, обеспечивает успех научных и деловых контактов. Современное образование задает условия, содержание и технологии обучения, направленные на развитие соответствующих компетенций и качеств личности будущих специалистов. Знание ИЯ расширяет профессиональный контекст специалиста, делает его профессиональное поле шире за счет доступности зарубежной информации. Социальный заказ выражается в престижности знания ИЯ, в приоритетах, которые ставят перед собой студенты, тем самым, актуализируя прагматические аспекты изучения ИЯ.
Однако, несмотря на то, что значимость владения
ИЯ прогрессивно возрастает, интерес к его изучению и, соответственно, уровень знаний остаются низкими. Исследования мотивации изучения ИЯ у студентов разных специальностей, проведённые в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ), свидетельствуют о снижении интереса к изучению иностранного языка от начального к завершающему этапу [ 1].
Поскольку в современных условиях образовательного процесса важно развить интерес к накоплению знаний, инициировать понимание ценности изучения иностранного языка, возникает необходимость поиска путей и способов оптимизации обучения ИЯ.
Значительные возможности решения данного вопроса открываются в изучении структуры мотивации и использовании мотивационных резервов.
При анализе мотивации мы исходили из концепции Валлеранда, которая постулирует глобальные, контекстные и ситуационные мотивы [ 3].
В соответствии с классификацией, предложенной Р.Валлерандом, личность может находиться в одном из трех мотивационных состояний: состоянии внутренней мотивированности, внешней мотивированности или состоянии амотивации. Эта модель основана на теории самодетерминации, предложенной американскими психологами E.L.Deci и R.M.Ryan [ 2]. Согласно Р.Валлеранду, внешняя, внутренняя и амотивация могут проявляться на трех различных иерархических уровнях: глобальном, контекстном и ситуативном. Глобальный уровень - это наиболее широкие мотивационные установки личности, обусловленные той социо-культурной средой, в которой она находится. Контекстные факторы связаны с особенностями и условиями осуществления деятельности, в которую вовлечен субъект. К наиболее важным контекстам относятся образование, межличностные отношения и досуг. Ситуационная мотивация возникает в период осуществления человеком фрагмента деятельности в ограниченном временном промежутке. Примером такой ситуации может быть урок, тренировка, академическое занятие.
Традиционно попытки решения поставленной задачи предпринимаются исключительно за счет организации учебного процесса, методики преподавания, т.е. за счет ситуационных мотивов.
Так, в практике преподавания иностранных языков на современном этапе обучения в КГУФКСТ используются следующие инновационные методы: проектные, информационные, модульно-блочные, метод языковых портфелей. Данная методика способствует совершенствованию системы иноязычной подготовки студентов спортивных факультетов и выстраиванию модели развития профессиональной языковой компетенции специалиста.
На наш взгляд, отношение к изучению ИЯ не может быть сведено только к реакции на учебные занятия. Например, слабо подготовленные студенты не всегда могут справиться с предлагаемыми заданиями и формами работы на ИЯ. У них возникает устойчивое ощущение своей беспомощности, которое подавляет мотивацию. Для того чтобы в какой-то мере создать стремление преодолевать трудности, мы решили, используя инновационный способ, воздействовать на контекстные мотивы. Это обусловлено результатами проведённого исследования, которое свидетельствует о слабости контекстных и глобальных мотивов изучения ИЯ [1]. Отсюда возникает необходимость поиска путей создания и повышения интереса к изучению ИЯ. В нашем случае контекст - это образовательная среда вуза. И поэтому необходимо формировать такую образовательную среду, которая стимулировала бы изучение ИЯ. С целью повышения мотивации изучения ИЯ в КГУФКСТ кафедрой ИЯ были организованы мероприятия, способствующие увеличению интереса к изучению ИЯ. Данные мероприятия включены в программу формирующего эксперимента, целью которого является стимулирование контекстных мотивов изучения ИЯ за счёт демонстрации его значимости для будущих специалистов, включения студентов КГУФКСТ в активную деятельность по изучению ИЯ.
Значимым фактором формирования контекстной мотивации оказался «Весенний марафон», который стартовал в нашем вузе в марте 2010 года под девизом «Мы изучаем иностранный язык». Его проведение было призвано решить следующие задачи:
1. создать условия, способствующие осознанию значимости ИЯ для будущей профессиональной деятельности;
2. сформировать у студентов чувство причастности к изучению ИЯ, создать условия для демонстрации полученных знаний;
3. способствовать возникновению у студентов чувства успеха при изучении ИЯ;
4. продемонстрировать студентам возможности приобщения к изучению ИЯ, профессиональные перспективы его использования;
5. расширить диапазон средств, способствующих закреплению положительной мотивации.
Так, в рамках марафона успешно прошла выставка стенных газет и фоторабот студентов «Мы изучаем иностранный язык». Разнообразная тематика, количество представленных работ свидетельствуют о заинтересо-
ванности студентов в выполнении данного вида внеаудиторной работы. Подготовлен стенд «Центр языковой подготовки», брошюры, которые содержат много ценной, полезной и познавательной информации. Необходимо отметить, что студенты приняли активное участие в формировании банка информационно-справочных материалов, которые размещены на стенде. Включение в данный вид работы является стимулом расширения общего кругозора.
Показать значимость и профессиональные перспективы использования иностранного языка были призваны комбинированные уроки с элементами деловой игры, которые блестяще прошли на факультетах спорта, физической культуры («Sport speaks English»), социально-культурного сервиса и туризма («If you don't know the language you are not in the profession»), факультете экономики и менеджмента («Foreign languages in economics and management»). Главная задача подобных уроков показать профессиональные перспективы использования ИЯ, создать условия для демонстрации полученных языковых знаний и умений. Реализовать поставленную задачу были призваны современные методы преподавания ИЯ с применением игровых, интерактивных технологий, деятельностного подхода в обучении и технологий формирования автономии в учении. Такие уроки позволяют продемонстрировать не только имеющиеся языковые знания и умения, но и общий кругозор, что позволяет слабо подготовленным в языковом плане студентам ощутить ситуацию успеха. Непосредственное общение с приглашёнными высококлассными специалистами, профессионалами своего дела, наглядно доказывает необходимость использования ИЯ в будущей профессии и важность его изучения.
Продемонстрировать высокий уровень языковых знаний и умений студенты смогли на олимпиаде по иностранному языку, которая охватила широчайший спектр номинаций (лучший переводчик; лучший декламатор; лучшее владение различными видами чтения на ИЯ; лучший знаток грамматики, лексики и страноведения). Содержание олимпиадных заданий включает олимпийскую тематику: тематические тексты в номинации «Лучший переводчик», стихотворение «Ода спорту» на немецком и английском языках в номинации «Лучший декламатор», тему «Зимние олимпийские игры» в номинации «Лучший проект». Использование профессиональной тематики чрезвычайно актуально, так как даёт выход в сферу профессиональной деятельности. Победители олимпиады были награждены медалями, атрибутами олимпийской символики.
Участники конкурса проектов «Мы изучаем иностранные языки» в своих работах отразили исключительно профессиональную направленность изучения ИЯ. Отдельные работы содержат практические советы изучения и использования ИЯ в профессиональных целях, которыми поделились участники конкурса.
Специальный выпуск газеты «Университетский вестник» знакомит читателей с преподавательским составом кафедры, с возможностями языковой подготовки в стенах вуза, содержит интересный и познавательный страноведческий материал, практические советы и рекомендации по изучению ИЯ.
Таблица №1
Ср. оценка значимости мотивов изучения ИЯ у студентов факультета спорта I курса
№ Показатели (виды мотивации) Факультет спорта, 1 курс, Х±д Достоверность различия, р<0,05
До эксперимента После эксперимента
1 Познавательно-образовательная 3,19±0,81 3,76±0,47 р<0,05
2 Интеллектуально-развивающая 3,07±0,70 3,26±0,56
3 Коммуникативная 3,43±0,94 4,02±0,45 р<0,05
4 Эмоционально-ценностная 3,17±1,00 3,29±0,79
5 Престижная 3,05±0,78 3,09±0,68
6 Идентификационная 2,93±0,74 3,02±0,55
7 Прагматическая 3,38±0,94 3,99±0,46 р<0,05
8 Мотивы долга без личной значимости 3,40±0,82 3,6±0,62
9 Мотивы избегания неприятностей 2,21±0,76 1,98±0,5
Творческий потенциал студентов полностью раскрылся на конкурсе художественной самодеятельности. Были представлены танцы, песни, стихи, сказки, сценки на английском, немецком и французском языках. Студенты приняли очень активное участие в конкурсе потому, что для них чрезвычайно привлекателен сам процесс подготовки и выступления: исполнение песен страны изучаемого языка, национальных танцев, инсценировок сказок, выразительное чтение стихов и т. д. Задача совершенствования речевых умений и навыков в этом случае как бы скрыта от студента. Практика показывает положительное влияние участия студентов в подобного рода мероприятиях на воспитательно-образовательный процесс: они учатся без стеснения общаться на иностранном языке. Это создает благоприятную психологическую атмосферу для обучения в целом, особенно, на начальном этапе. Необходимо также отметить, что внеаудиторная работа по иностранному языку даёт возможность студентам использовать ИЯ как средство общения, показывает широкие возможности его использования, доказывает необходимость изучения этого предмета. Кроме того, подобные формы работы создают условия для более активного сотрудничества преподавателей и студентов, способствуют формированию положительной мотивации и благоприятного эмоционального фона на занятиях по ИЯ.
Завершил «Весенний марафон» торжественный вечер кафедры ИЯ, на котором призёры конкурсов получили заслуженные награды, а гости и зрители - незабываемые впечатления от грандиозного праздника. На вечер были приглашены выпускники вуза, которые поделились своей историей успеха профессионального становления, важной составляющей которого является блестящее владение ИЯ.
Подобные мероприятия способствуют созданию необходимого для изучения ИЯ мотивационного климата, демонстрируют значимость изучения ИЯ, привлекательность владения ИЯ. То есть создают атмосферу заинтересованности, которая побуждает студентов проявлять активность в изучении ИЯ.
Анализ результатов проведенной работы показывает, что она дала определенный положительный результат в виде увеличения количества желающих заниматься в центре языковой подготовки КГУФКСТ. О позитив-
ном эффекте предпринятой работы свидетельствует изменение параметров мотивации изучения ИЯ в приведенной таблице №1.
При сравнении данных показателей значимости мотивов изучения ИЯ студентами факультета спорта 1 курса обнаружена тенденция к увеличению показателей у студентов, принявших участие в формирующем эксперименте. При этом достоверными являются такие показатели значимости мотивов изучения ИЯ как познавательно - образовательные, коммуникативные, прагматические мотивы (Таблица 1). Вместе с тем уменьшился показатель значимости мотива избегания неприятностей. Изменения в структуре параметров мотивации соответствуют содержанию оказанных на студентов воздействий. Приведенные данные свидетельствуют об увеличении познавательного интереса к изучению ИЯ, возросшем понимании роли ИЯ в личностном и профессиональном развитии у студентов факультета спорта. Иначе говоря, эти воздействия достигли цели и тем самым указывают на неиспользуемые ресурсы контекстных мотивов. В целом, мотивация изменилась в конструктивном направлении. Однако следует отметить, что существуют иные возможности контекстных воздействий по тем аспектам, которые не планировались в данном эксперименте.
Полученные результаты указывают на целесообразность совершенствования образовательной среды вуза и усиление ее мотивирующего воздействия, создание устойчивой контекстной мотивации изучения иностранного языка.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Душко М.С. Мотивация изучения иностранного языка у студентов вуза физической культуры разных специальностей // Международная научно-практическая конференция «Руди-ковские чтения», Ростов-на Дону, 2008. - С.100
2. Deci E.L. & Ryan R.M. The General Causality Orientations Scale: Self - determination in personality. Journal of Research In Personality. 1985. P. 119 - 142.
3. Vallerand R. J., Perreault S. Intrinsic and Extrinsic Motivation in Sport: Toward a Hierarchical Model // Essential readings in sport and exercise psychology, Champaign. Ill. Human Kinetics. 2007. P. 255-279.
FORMATION OF THE MOTIVATING EDUCATIONAL SYSTEM AS A FACTOR OF INCREASING THE INTEREST TO FOREIGN LANGUAGE STUDYING AT A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
M. Dushko, Teacher
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161
The results of the investigation, which is based on the Vallerand's hierarchical concept of motivation, are presented in the paper. This paper is devoted to the analysis of methods of strengthening the contextual motivation of studying a foreign language. The efficiency of these methods is proved by the results of the forming experiment. The possibility of perfection of the educational
system of a higher school, which is strengthened with the help of contextual motives is being considered as well. The program of making decision in accordance with this problem is also presented in the paper.
Key words: motivation, contextual motivation, the educational system, foreign language studying, forming experiment.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ГИМНАСТОВ 6-9 ЛЕТ
Психолог лаборатории научно-методических проблем подготовки олимпийского резерва А. А. Дубовова Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Будённого, 161.
Целью исследования явилось установление особенностей психомоторного развития 6, 7, 8 и 9-летних гимнастов этапа начальной подготовки; установление особенностей развития психомоторики у юных гимнастов в зависимости от методов работы тренеров. В исследовании приняло участие 104 гимнаста младшего школьного возраста. Исследование выявило необходимость разработки и внедрения программы по развитию психомоторики у спортсменов этапа начальной подготовки.
Ключевые слова: психомоторика, возраст 6 - 9 лет, методы работы тренеров.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, ул. Буденного 161
Целью исследования явилось установление особенностей психомоторного развития 6, 7, 8 и 9-летних гимнастов этапа начальной подготовки; установление особенностей развития психомоторики у юных гимнастов в зависимости от методов работы тренеров. В исследовании приняло участие 104 гимнаста младшего школьного возраста. Исследование выявило необходимость разработки и внедрения программы по развитию психомоторики у спортсменов этапа начальной подготовки.