Серия «Психология»
И 3 ВЕСТИЯ
2017. Т. 20. С. 103-110
Иркутского государственного университета
Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia
УДК 378.178 + 159.947.5
Балльно-рейтинговая система контроля знаний как средство развития учебной мотивации студентов-бакалавров
Т. М. Щёголева, 3. В. Диянова
Иркутский государственный университет, г. Иркутск
Аннотация. Рассматривается актуальная проблема влияния балльно-рейтинговой системы (БРС) контроля знаний на учебную мотивацию студентов. Представлен анализ балльно-рейтинговой системы, ее задач и функций. Обращено внимание на одну из основных функций - мотивационно-стимулирующую. Проанализированы результаты эмпирического исследования влияния БРС на учебную мотивацию бакалавров. Приведены данные об удовлетворенности - неудовлетворенности студентов этой системой. Показано, что у студентов, удовлетворенных БРС, преобладают внешние учебные мотивы, тогда как у студентов, не удовлетворенных БРС, - внутренние мотивы. Мотивационно-стимулирующая функция БРС реализуется в том, что для одной группы студентов она обеспечивает дополнительные побуждения, для другой - дает возможность сосредоточить свои усилия на учебной деятельности, приучает к систематической работе, способствуя развитию внутренних мотивов.
Ключевые слова: контроль знаний студентов, балльно-рейтинговая система оценки знаний, учебная мотивация, структура учебной мотивации студентов, внешние и внутренние мотивы учебной деятельности, развитие учебной мотивации, отношение студентов к БРС, удовлетворенность и неудовлетворенность студентов БРС.
Вопрос внедрения балльно-рейтинговой системы в российское образование до сих пор остается актуальным и является предметом дискуссий среди педагогов и администрации высшей школы. За последние несколько лет в научных изданиях данной проблеме посвящено множество публикаций. Обсуждаются сильные и слабые стороны БРС в системе образования, ее влияние на учебную мотивацию, уровень достижений студентов и качество образования в целом [1-4]. Тем не менее балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов вызывает неоднозначное отношение. На наш взгляд, ее роль в повышении качества подготовки бакалавров недооценена, поэтому отношение к ней зачастую остается индифферентным или даже отрицательным. Наш опыт показывает, что формальный подход к БРС вызывает негативное отношение и преподавателей, и студентов к этой системе.
Как известно, балльно-рейтинговая система контроля знаний студентов в самом общем виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, коллоквиумов, рефератов, тестов и др.) и проводимых контрольных мероприятий. В отли-
чие от традиционного способа оценивания, рейтинговая система предполагает последовательное суммирование баллов студента по данной дисциплине в течение определенного периода времени. Введение балльно-рейтинговой системы в вузе дает возможность определить персональный рейтинг студента как основной показатель его успешности в обучении. Наиболее важными принципами балльно-рейтинговой системы, по нашему мнению, являются: открытость результатов оценки текущей успеваемости студентов; стабильность требований, предъявляемых к их учебной работе; систематичность и объективность оценки результатов работы студентов; наличие обратной связи; строгое соблюдение исполнительской дисциплины всеми участниками образовательного процесса (студентами, профессорско-преподавательским составом, учебно-вспомогательным и административно-управленческим персоналом университета).
Применение БРС направлено на обеспечение прозрачности требований к уровню подготовки студента и повышение объективности оценки результатов его труда; стимулирование систематической учебной деятельности студента в течение всего семестра, повышение учебной дисциплины; формализацию действий преподавателя в учебном процессе по организации и оценке результатов работы студента.
Полагаем, что введение балльно-рейтинговой системы способствует повышению эффективности учебного процесса за счет его оптимизации, самоорганизации студентов и стимуляции деятельности профессорско-преподавательского состава, связанной с совершенствованием содержания и методов обучения. При условии внедрения БРС как целостной, динамичной, иерархически организованной, открытой системы она может повысить мотивацию студентов к усвоению основной образовательной программы; способствовать стимулированию их систематической работы; совершенствованию мониторинга работы в течение семестра; объективности оценок при проведении текущей и промежуточной форм аттестации. Кроме того, студент получает возможность четко представлять систему оценивания и осознает необходимость систематичности в работе.
БРС предъявляет определенные требования не только к студентам, но и к преподавателям. Она побуждает их тщательно планировать учебный процесс, своевременно вносить в него коррективы, объективно определять итоговую оценку с учетом промежуточных результатов. Исходя из отмеченных характеристик БРС, можно выделить ее следующие функции: организационно-образовательную, системно-контролирующую, мотиваци-онно-стимулирующую и информационно-аналитическую. Наиболее важной функцией БРС, на наш взгляд, является мотивационно-стимулирующая.
Как известно, осуществление учебной деятельности связано с реализацией мотивов, одни их которых придают смысл этой деятельности, другие -дополнительные побуждения. Исходя из этого, А. Н. Леонтьев выделял смыслообразующие мотивы и мотивы-стимулы, которые, играя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующей функции [6]. Учебные мотивы формируются в процессе самой учебной деятельности, а не привно-
сятся в нее извне «в готовом виде». Другими словами, их развитие зависит от структуры той деятельности, в которую включен человек. Изменяя содержание и формы этой деятельности, обеспечивая определенные условия обучения, можно влиять на мотивацию, перестраивать ее [7; 8].
Мы разделяем точку зрения А. А. Вербицкого, который включает в структуру учебной мотивации познавательные мотивы и мотивы достижения. Познавательные мотивы обеспечивают совпадение знаний с целью познавательной деятельности, а мотивы достижения выступают средством реализации цели, находящейся вне этой познавательной деятельности. В первом случае студента интересует процесс и содержание изучаемого материала, во втором - прагматический результат, оценка [2].
Развитие учебной деятельности предполагает и развитие ее мотивации. Те мотивы учебной деятельности, которые на определенном этапе были значимыми и важными для обучающегося, могут переходить в разряд второстепенных, выступающих дополнительными стимулами, и наоборот. Так, мотивы достижения лидерства и престижа, стремление оказаться в центре внимания, получить вознаграждение из первостепенных мотивов могут трансформироваться в дополнительные, утрачивая смыслообразующую функцию.
Одним из средств перестройки структуры учебной мотивации, по нашему мнению, выступает балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Студентов, которые не отличаются устойчивой познавательной мотивацией, систематичностью подготовки к учебным занятиям, балльно-рейтинговая система дисциплинирует, приучает к организованности. Мотивы-стимулы, придающие учебной деятельности студентов дополнительные побуждения, при определенных условиях могут трансформироваться во внутренние мотивы: интерес к предмету, желание разобраться в сложных вопросах изучаемых дисциплин и др. Студентам, которых характеризует ответственное отношение к учебе, внутренняя мотивация, БРС дает возможность утвердиться, получить одобрение со стороны окружающих, почувствовать себя увереннее.
Поскольку отношение студентов к БРС влияет на их учебную мотивацию, нас заинтересовал вопрос их удовлетворенности этой системой. С целью исследования учебной мотивации студентов в условиях БРС контроля знаний были изучены особенности учебной мотивации студентов и их удовлетворенность данной системой. Для определения коэффициента удовлетворенности балльно-рейтинговой системой использовалась формула логического квадрата [9].
В процессе исследования были выявлены уровни удовлетворенности студентами балльно-рейтинговой системой контроля знаний: 56,6 % выборки имеют высокий уровень удовлетворенности БРС и 43,3 % - низкий уровень удовлетворенности. Высокий уровень удовлетворенности БРС студенты связывают с возможностью получения диплома, стремлением к одобрению, социальному престижу (коэффициент значимости (К. 3.) - 0,923) и возможностью быть в числе лучших студентов (К. 3. - 0,769). Менее значи-
мыми для них мотивами являются: возможность повысить внутреннюю учебную мотивацию (получение знаний, овладение профессией, познавательный интерес) (К. 3. - 0,077), возможность творчества (К. 3. - 0,384). Учеба не вызывает у этих студентов нервного переутомления (К. 3. - 0,154).
На основании полученных данных мы можем предположить, что балльно-рейтинговая система контроля знаний привлекает студентов, удовлетворенных ею, тем, что она дает возможность занять место в числе лучших, получить одобрение со стороны окружающих и оценку своего положения в группе. Обучение в условиях балльно-рейтинговой системы контроля знаний для этих студентов направлено преимущественно на реализацию внешней учебной мотивации.
Для студентов, имеющих низкий уровень удовлетворенности балльно-рейтинговой системой контроля знаний, значимыми мотивами выступают возможность получения знаний, овладения профессией, познавательный интерес (К. 3. - 0,647). При этом они отмечают достаточное количество отрицательных сторон БРС: учеба вызывает высокую степень напряженности (К. 3. - 0,529), риск получения необъективной оценки (К. 3. - 0,294), потому что они считают, что заработанные баллы не всегда свидетельствуют о глубоких знаниях. Кроме того, причинами негативного отношения к БРС данной группы студентов является отсутствие возможности быть в числе лучших студентов (К. 3. - 0,176) и получить внешнее одобрение (К. 3. - 0,176).
На основе полученных результатов можно предположить, что балльно-рейтинговая система контроля знаний способствует повышению внутренней учебной мотивации этих студентов, но при этом требует больших усилий, систематичности в работе. Поэтому они пытаются рационализировать свое отношение к БРС тем, что она, по их мнению, не снижает риска получения необъективной оценки. Вероятно, этим объясняется низкий уровень их удовлетворенности балльно-рейтинговой системой контроля знаний (рис. 1).
У студентов с высоким уровнем удовлетворенности балльно-рейтинговой системой контроля знаний (53,8 %) на втором месте «получение диплома» (23,1 %), далее - «получение знаний и овладение профессией» (15,4 %) и на последнем месте - «познавательный интерес» (7,7 %).
На основании полученных результатов можно заключить, что для студентов, имеющих высокий уровень удовлетворенности балльно-рейтинговой системой контроля знаний, наибольшую значимость имеют внешние учебные мотивы, такие как стремление к одобрению и социальный престиж. Возможно, что в процессе обучения для них важно получить поощрение и одобрение со стороны окружающих.
Также можно допустить, что студентам с высоким уровнем удовлетворенности балльно-рейтинговой системой контроля знаний небезразличен тот факт, как оценивается положение, которое они занимают в группе среди других студентов. Что касается познавательного интереса как внутреннего учебного мотива, то он не имеет значимости для данной выборки студентов. Возможно, он выступает как дополнительное побуждение к учебной деятельности студентов, но уступает внешним учебным мотивам. Полученные данные отражены на рис. 2.
1
0,8 0,6 0,4 ОД 0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8
Рис. 1. Показатели отношения студентов к БРС.
1. Возможность быть в числе лучших студентов - отсутствие возможности быть в числе лучших студентов.
2. Возможность повысить внутреннюю учебную мотивацию (получение знаний, овладение профессией, познавательный интерес) - нет условий для повышения внутренней учебной мотивации.
3. Учеба не вызывает нервного переутомления - учеба вызывает нервное переутомление.
4. Возможность уменьшить риск необъективной оценки - невозможность уменьшить риск необъективной оценки.
5. Возможность повысить внешнюю учебную мотивацию (получение диплома, стремление к одобрению, социальный престиж) - нет возможности повысить внешнюю учебную мотивацию.
6. Возможность творчества - нет условий для творчества.
Рис. 2. Процентное соотношение внешних и внутренних учебных мотивов у студентов с высоким уровнем удовлетворенности БРС контроля знаний
У студентов, имеющих низкий уровень удовлетворенности балльно-рейтинговой системой контроля знаний, результаты распределились следующим образом: познавательный интерес (53 %), получение знаний и овладение профессией (23,5 %), получение диплома (17,6 %), стремление к одобрению (5,9 %), социальный престиж (0 %). Предполагаем, что доминирующим мотивом в процессе учебной деятельности для этих студентов является познавательный интерес, получение новых знаний. Внешние учебные мотивы, такие, как стремление к одобрению и социальный престиж не имеют для них особой значимости. Другими словами, студенты с низким уров-
нем удовлетворенности балльно-рейтинговой системой контроля знаний в процессе учебной деятельности, скорее всего, имеют стремление к познанию независимо от того, получат ли они какое-либо одобрение или нет.
У студентов с высоким уровнем удовлетворенности балльно-рейтинговой системой контроля знаний социальный престиж и стремление к одобрению имеют большую выраженность в отличие от студентов с низким уровнем удовлетворенности. Вышесказанное подтверждается статистически значимыми различиями показателей (иэмп = 13,5 при р < 0,01 и иэш = 9,5 при р < 0,01). Это свидетельствует о том, что для данной группы студентов важно производить положительное впечатление на окружающих и получать от них одобрение. В процессе учебной деятельности они, скорее всего, стремятся получить высокий статус, быть в числе лучших и служить примером для других. Иначе говоря, для них важна общественная оценка значимости положения, которое они занимают в группе.
Как отмечалось ранее, учебная деятельность, как и любая другая, по-лимотивирована. Предполагаем, что внешние мотивы учения (стремление к одобрению и социальный престиж) выступают для студентов с высоким уровнем удовлетворенности балльно-рейтинговой системой контроля знаний как смыслообразующие, придающие значимость их учебной деятельности, а мотив получения диплома является для них мотивом-стимулом, то есть дополнительным побуждением.
Как известно, независимо от того, какие мотивы побуждают включиться в учебно-познавательную деятельность, она в любом случае приводит к активизации внутренней учебной мотивации [7]. Можно допустить, что внутренняя учебная мотивация, представленная такими мотивами, как познавательный интерес, получение знаний и овладение профессией для студентов, удовлетворенных балльно-рейтинговой системой контроля знаний, могут усиливать внешние мотивы: стремление к одобрению и социальный престиж.
У студентов, неудовлетворенных балльно-рейтинговой системой контроля знаний, познавательный интерес доминирует над другими учебными мотивами. Учебная деятельность этих студентов обусловлена внутренними учебными мотивами. Вероятно, для них получение одобрения от окружающих и оценка их социального статуса не имеют большого значения. Для этих студентов в большинстве случаев интересен сам учебный процесс -получение знаний, узнавание нового. Можно сказать, что такой внутренний мотив, как познавательный интерес, придает учебной деятельности студентов, неудовлетворенных балльно-рейтинговой системой контроля знаний, личностный смысл. Такие внутренние мотивы учения, как получение знаний и овладение профессией, в свою очередь, придают учебной деятельности студентов с низким уровнем удовлетворенности балльно-рейтинговой системой контроля знаний дополнительные побуждения и выступают в роли мотивов-стимулов.
Таким образом, проведенное исследование свидетельствует о том, что в условиях балльно-рейтинговой системы контроля знаний реализуются как
внутренние, так и внешние мотивы учебной деятельности. У студентов, удовлетворенных БРС, преобладает внешняя мотивация, выраженная в стремлении к одобрению и социальному престижу. Внутренняя учебная мотивация связана с получением знаний и овладением профессией, которые дополнительно побуждают к учебной деятельности. Студенты, мотивированные на учебную деятельность с превалированием познавательных интересов, не удовлетворены БРС, поскольку она вызывает психическую напряженность, связанную с необходимостью систематической работы и постоянным внешним контролем.
Выявленные особенности балльно-рейтинговой системы как средства развития мотивации учебной деятельности студентов позволят наметить пути совершенствования данной системы и образовательного процесса в целом.
Список литературы
1. Бузакова О. Л. Балльно-рейтинговая система оценивания качества усвоения учебных дисциплин как элемент оценки достижения студентов / О. Л. Бузакова // Источник. - 2016. - № 1. - С. 44-48.
2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход /
A. А. Вербицкий. - М. : Высш. шк., 2001. - 207 с.
3. Добрица В. П. О балльно-рейтинговой системе в подготовке бакалавров /
B. П. Добрица, М. О. Таныгин // Вестн. Моск. ун-та. - 2013. - № 2. - С. 66-75.
4. Домаренко Е. В. Реализация балльно-рейтинговой системы оценки успеваемости студентов в российских вузах: состояние, проблемы, перспективы / Е. В. Домаренко, А. Ю. Домбровская // Концепт. - 2013. - № 11. - С. 1-7.
5. Лежнина Л. В. Балльная система оценивания как фактор повышения мотивации студентов к учебной деятельности / Л. В Лежнина, В. И. Шишковский // Вестн. Томск. гос. пед. ун-та. - 2010. - № 10. - С. 91-94.
6. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2005. - 352 с.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2007. - 720 с.
8. Якунин В. А. Психология учебной деятельности студентов / В. А. Якунин. -М., 1994. - 431 с.
9. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. - М. : Академкнига; Добросвет, 2003. - 596 с.
Grade-Rating System of Knowledge Assessment as an Instrument of Developing Academic Motivation of Bachelor's Degree Students
T. M. Schegoleva, Z. V. Diyanova
Irkutsk State University, Irkutsk
Abstract. The article focuses on the current problem of the influence of grade-rating system upon academic motivation of students. The analysis of grade-rating system and its aims and functions is revealed. Special attention is paid to one of the main functions: the motivational-stimulative function. The results of empirical study of the influence of grade-
rating system upon academic motivation of students are also analyzed. The data on students' satisfaction/frustration of this system are represented. The article reveals the fact that the students satisfied with GRS have prevailing extrinsic educational motives whereas the students dissatisfied with GRS have prevailing intrinsic educational motives. The motivational-stimulative function of GRS is realized in providing one type of students with additional motivation and giving the other type of students the opportunity to focus efforts on learning activity and teaching them methodic work that helps to develop intrinsic motives.
Keywords: students' knowledge assessment, grade-dating system of knowledge assessment, academic motivation, structure of students' academic motivation, extrinsic and intrinsic educational motives, development of academic motivation, students' attitude to GRS, students' satisfaction and frustration of GRS.
Щёголева Тамара Михайловна кандидат психологических наук, доцент Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 e-mail: [email protected]
Schegoleva Tamara Mihaylovna Candidate of Sciences (Psychology), Associate Professor Irkutsk State University 1, K. Marx st., Irkutsk, 664003 e-mail: [email protected]
Диянова Зухра Васильевна кандидат педагогических наук, доцент Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1 e-mail: [email protected]
Diyanova Zukhra Vasilyevna Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor Irkutsk State University 1, K. Marx str., Irkutsk, 664003 e-mail: [email protected]