Т. В. Ворончихина, А. О. Ивонин. Разбитие познавательной активности студентов 6 процессе обучения.
18. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 171.
УДК 378.147.8
Т. В. Ворончихина, А. О. Ивонин
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
В статье рассматривается проблема развития познавательной активности студента, предлагаются для реализации формы работы, повышающие уровень активности обучения.
In the article the problem of the development of the cognitive activity of student is examined, the forms of work are proposed for the realizations, which increase activity level of instruction.
Ключевые слова: активные методы обучения, активизация мышления, познавательная активность, инновационное обучение.
Keywords: active methods of instruction, the making more active of thinking, cognitive activity, the innovation instruction.
Современная эпоха, время стремительных и порой резких перемен в окружающем нас мире, ха-рактеризуюется мощным развитием рыночных экономических отношений во всех странах, усложнением, углублением социальных процессов, обострением проблем в нравственной и культурной жизни, повышением роли личностных устремлений человека, наконец, появлением и мощным развитием новых направлений в науке и социальной практике. В связи с этим в последние годы резко повысилась роль образования в жизни каждого отдельного человека и всего человечества в целом. Учение на протяжении всей жизни как единственно возможный в современных условиях способ жизнедеятельности человека - главное условие эффективной деятельности во всех сферах жизнедеятельности. Становится очевидным тот факт, что прежние формы, методы и средства обучения нуждаются в корректировке и модернизации. Ушел в прошлое миф о достаточности образования, полученного в юности, о непродолжительном и краткосрочном периоде обучения в учреждениях образования. Идея о непрерывном образовании и развитии специалиста сегодня ни у кого не вызывает
© Ворончихина Т. В., Ивонин А. О., 2012
сомнений, поскольку быстрое изменение в сфере науки и техники требует от специалистов не стационарных, а мобильных, постоянно обновляющихся знаний. Специалист (педагог) сегодня должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой. Все это выдвигает на первый план требование непрерывного развития (личностного и профессионального) педагогов, т. е. проведения мероприятий, способствующих полному раскрытию потенциальных возможностей каждого учителя. Решающую роль в процессе профессионального обучения и развития имеет личная мотивация сотрудников, которые должны быть заинтересованы в необходимости процесса обучения.
В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности. Поэтому современная ситуация в подготовке кадров требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в вузе. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В связи с этим акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
Современная установка на преобразование системы высшего профессионального образования требует целенаправленного поиска перспективных путей развития педагогической системы. Наиболее разумным в этом плане является обращение к передовому опыту как источнику нового, прогрессивного. Вместе с тем при попытках проанализировать и обобщить его возникает вопрос, что надо считать новым и как это новое распространить на всю высшую школу. Ответ на этот вопрос может дать современная педагогическая теория, призванная выполнять прогностическую функцию по отношению к практике обучения.
В то же время широкая вузовская практика во многом основывается на устаревших теоретических представлениях об объяснительно-иллюстративном обучении. Традиционные организационные формы обучения - лекция и практическое занятие - предусматривают освоение студентами теоретических зна-
Современные модели подготовки научных и научно-педагогических кадров в высшей школе
ний, но, к сожалению, не обеспечивают совершенствования профессиональных умений и навыков.
В настоящее время появилась настоятельная необходимость в широком использовании новых, активных методов обучения в вузе, позволяющих сократить путь от приобретения знаний к их применению на практике.
Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Выделяют 3 уровня активности:
• активность воспроизведения - характеризуется стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения по образцу;
• активность интерпретации - связана со стремлением обучаемого постичь смысл изучаемого, установить связи, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
• творческая активность - предполагает устремленность обучаемого к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельный поиск решения проблем, интенсивное проявление познавательных интересов.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
Формы работы, повышающие уровень активности обучения:
• применение нетрадиционных форм проведения уроков (урок - деловая игра, урок-соревнование, урок-семинар, урок-экскурсия, интегрированный урок и др.);
• использование нетрадиционных форм учебных занятий (интегрированные занятия, связанные единой темой, проблемой; комбинированные, проектные занятия, творческие мастерские и др.);
• использование игровых форм;
• диалогическое взаимодействие;
• проблемно-поисковый подход (проблемные вопросы, проблемные ситуации и др.);
• использование различных форм работы (групповые, бригадные, парные, индивидуальные, фронтальные и др.);
• интерактивные методы обучения (репродуктивный, частично-поисковый, творческий и др.);
• использование дидактических средств (тесты, терминологические кроссворды и др.);
• внедрение развивающих дидактических приемов (речевых оборотов типа "Хочу спросить...", "Для меня сегодняшний урок.", "Я бы сделал так." и т. д.; художественное ИЗО с помощью схем, символов, рисунков и др.);
• использование всех методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.);
• различные виды домашней работы (групповые, творческие, дифференцированные, для соседа и др.);
• деятельностный подход в обучении.
Появление методов активного обучения связано
со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность учащихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном -эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии -мышление и действие, в дискуссии - мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре - все виды активности, на экскурсии - только эмоционально-личностное восприятие. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой - до 50%, при проговаривании - до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) - до 90%. Методы могут использоваться и как самостоятельные педагогические разработки, и в сочетании с традиционными. Существуют также принципы активизации традиционных форм обучения.
М. Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения [1]:
- принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
- достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их ак-
Т. В. Ворончихина, А. О. Ивонин. Развитие познавательной активности студентов в процессе обучения.
тивность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной мере устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
- самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.
М. Новик указывает на высокий эффект использования активных методов при усвоении материала, поскольку достигается существенное приближение учебного материала к конкретной практической или профессиональной деятельности. При этом значительно усиливаются мотивация и активность обучения [2].
Человек соотносится с окружающим миром через знаковые системы, составляющие в обучении живую речь преподавателя, тексты учебников и учебных пособий, графики, таблицы и т. п. Однако если ориентироваться только лишь на усвоение этих текстов путем заучивания, студент получит формальные, схоластические знания, которые не могут быть применены на практике, что довольно часто наблюдается у молодых специалистов.
Отсюда возникает проблема адаптации выпускников вузов, занимающей достаточно продолжительный период, что порой приводит к разочарованию в профессии, смене профессиональной ориентации.
Выпускник вуза, став молодым специалистом, превращается из потребителя информации в её пользователя и переходит на более высокий уровень социальной активности. А это значит, что чем «академичнее» процесс обучения, тем больше разрыв между учением и реальной практической деятельностью. То есть в процессе обучения студент является в большей степени объектом воздействия преподавателя, потребителем знаний, а профессиональная деятельность требует от него быть субъектом обучения, уметь ставить и решать производственные вопросы, выдвигать и достигать цели совершенствования своей деятельности. Процесс обучения должен носить субъек-тно-субъектный характер.
Решение этой проблемы кроется в сближении аудиторного обучения с практикой профессиональной деятельности, что позволит сформировать не только познавательные, но и профессиональные потребности, воспитать активную жизненную позицию будущего специалиста.
Для обеспечения постепенного перехода от абстрактных моделей, реализуемых в рамках фундаментальных учебных дисциплин, к более конкретным межпредметным моделям профессиональной деятельности необходимо, чтобы в процессе обучения в вузе студент постоянно ощущал связь приобретаемых научных знаний с будущей профессией. В связи с этим содержание вузовской профессиональной подготовки кадров можно представить в виде логической последовательной связи четырех направлений, каждое из которых является базой для последующего: 1) информационная основа
профессиональной деятельности; 2) развивающее профессиональное мышление; 3) предметные и социальные отношения профессионального труда; 4) получение студентом реального опыта профессиональной деятельности.
При реализации первого направления раскрывается сущность и специфика профессиональной деятельности. Во втором моделируются условия теоретической и экспериментально-практической работы. В третьем более полно представлены предметный и социальный контексты. В четвертом производственная практика и научно-исследовательская работа студентов тесно связаны с профессиональной деятельностью.
В данном случае довольно четко обозначаются уровни активности студента и содержание направленности профессионально ориентированного обучения, обусловленные теми или иными методами. Так, на первом уровне научно-учебный материал можно усвоить посредством восприятия, внимания, памяти. На следующем требуется воображение и творческое мышление. В дальнейшем активность студентов повышается на уровне совместной деятельности и диалогического общения.
Сегодня много говорят об инновационном обучении - в отличие от традиционного (хотя, по нашему мнению, это разделение весьма условно и далеко не всегда отражает суть - ведь инновации вырастают из традиций и в значительной мере «вбирают» их в себя). Сами термины «инновационное» и «традиционное», «нормативное» обучение и идея их альтернативности были предложены в 1978 г. группой ученых в докладе Римскому клубу, обратившему внимание мировой научной общественности на факт неадекватности принципов традиционного обучения требованиям современного общества к личности и к развитию ее познавательных возможностей.
Инновационное обучение в этом докладе трактовалось как ориентированное на создание готовности кадров к быстро наступающим переменам в обществе, готовности к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления, а также способности к сотрудничеству с другими людьми. Обобщая специфику инновационного обучения, следует выделить его черты: открытость обучения будущему, способность к предвосхищению на основе постоянной переоценки ценностей, способность к совместным действиям в новых ситуациях.
Таким образом, современная методология профессиональной подготовки специалиста в процессе обучения в вузе должна опираться на широкий диапазон активности студента - от простого восприятия до социальной активности.
Примечания
1. Новик М. М. Современные технологии в образовании // Новые знания. 2000. № 2-3. С. 8.
2. Там же.