Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности подростков (на примере воспитательной работы в сельской школе)'

Развитие познавательной активности подростков (на примере воспитательной работы в сельской школе) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1024
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Надежда Ивановна

Раскрывается актуальность развития познавательной активности у подростков, определяются возможные пути развития познавательной активности у подростков сельских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности подростков (на примере воспитательной работы в сельской школе)»

УДК 371

Н. И. Романова

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ)

Сегодняшний человек обязан уметь анализировать, делать выводы, отвечать за свои поступки и принятые решения. А для этого он должен быть образованным, представлять собой всесторонне развитую личность, постоянно совершенствоваться в соответствие с общим прогрессом. Все эти условия выполнимы, лишь в случае способности личности к познанию новых сведений, познанию норм поведения, к познанию в целом. Современные же подростки зачастую не отличаются высокой познавательной активностью, они пассивно ведут себя на уроках, не усваивая даже минимум современных знаний, умений, навыков, не используют полученные сведения в школе на жизненном опыте.

Современный подросток не просто ведёт «пассивный образ учебной деятельности», он не реализует свои возможности, теряя шанс совершенствоваться, учителя теряют шанс воспитать грамотных будущих природополь-зователей, страна теряет думающих, умеющих отвечать за свои поступки граждан.

Именно в ходе подросткового возраста происходит становление стержневых, избирательных интересов. Подростковый возраст характеризуется чрезвычайной деятельностью, практической ориентированностью с одной стороны и эмоциональностью с другой стороны, вследствие чего активизацию познавательной деятельности целесообразно осуществлять на основе практических методов. Опираясь на стремление подростков к углубленному самопознанию, связанное с эффектом «взрослости», на способность к адекватной самооценки, можно получить показатели активизации познавательного процесса школьников в сочетании с личностным самосовершенствованием. Экологическая деятельность пробуждает интерес, расширяет кругозор, а активизация познавательной деятельности осуществляется посредством возможности школьников принять участие в наблюдениях и полевых исследованиях, в оценке состояния и сохранения природной среды.

Экологическая деятельность имеет огромное значение, так как позволяет развивать эмоциональную отзывчивость подрастающего поколения на тревоги человечества, активизируя ум учащихся, побуждая их к поиску способов разрешения сложных проблем. Следовательно, развитие познавательной активности подростков является одной из основных проблем современной педагогики. Наиболее целесообразно осуществлять её на базе экологической

деятельности, которая будет способствовать преодолению «демотивированности» личности школьников.

Эффективность экологического образования состоит не только в том, чтобы школьники изучали и обсуждали экологические проблемы и пути их решения, но и принимали личное участие в конкретных делах.

На базе Седановской средней школы Усть-Илимского района более шести лет успешно функционирует детско-юношеская патриотическая организация «Сыны Отечества», в её рамках осуществляется экологическая деятельность подростков, которая в свою очередь представлена творческим объединением «Экологи». На основе реализации осуществляемого проекта и проводилось исследование возможности развития познавательной активности подростков в процессе экологической деятельности, описанное в данной работе.

Учитывая особенности и содержание работы творческого объединения, исходя из педагогической целесообразности и образовательной программы, в учебном процессе сочетаются разные формы организации учебной деятельности: фронтальные, групповые и индивидуальные. Больший акцент делается на индивидуальную и самостоятельную работу обучающихся. Занятия проводятся по образовательной программе, составленной педагогом и утвержденной педагогическим советом РУО. Экологическое объединение в Седановской школе реализуется через систему дополнительного образования.

Цель образовательной программы творческого объединения «Экологи» -формирование разносторонней личности, в том числе и развитие познавательной активности подростков, способной к исследовательской деятельности, к всестороннему и целостному пониманию экологических проблем, готовой взять на себя ответственность за их решение.

Из цели вытекают следующие задачи:

- формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;

- формирование у обучаемых представления об экологии как науке (углубление и расширение экологических знаний, усвоение биологических понятий, формирование первичных экологических и исследовательских умений и навыков);

- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

- воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;

- воспитание сознательного отношения к труду.

В ходе реализации задач экологического образования обучаемых на занятиях применяется широкий спектр традиционных и нетрадиционных форм работы. Традиционные формы работы: рассказ, лекция, беседа, наблюдение, эксперимент, работа с литературой и др. Нетрадиционные формы работы:

викторины, ролевые и технологические игры, семинары, конференции, и др. Методы, формы и приемы исследовательской работы усложняются по мере усвоения обучающимися учебного материала. Занятия творческого объединения «Эколог» проводится по программе кружка «Город, в котором я живу», разработанной московскими педагогами. Программа предполагает изучение посёлка в различных аспектах: биологическом, географическом, гигиеническом, эстетическом и экологическом. Цель программы: воспитание ответственного отношения подростков к среде населённого пункта в процессе разнообразной педагогически организованной деятельности. Одна из основных её задач состоит в том, чтобы помочь школьникам освоить методики, позволяющие:

- выявлять наиболее актуальные экологические проблемы;

- получать качественные и количественные показатели экологического состояния среды обитания человека;

- использовать полученные данные для прогнозирования дальнейших изменений и поиска решений экологических проблем своего населённого пункта.

Предлагаемое распределение учебного времени по темам достаточно условно, так как проведение кружковых занятий предполагает выполнение большого количества практических работ непосредственно в среде населённого пункта. Занятия проводятся два раза в неделю по два часа и адаптированы к изучению сельской среды обитания человека.

Природоохранительная деятельность определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики. В опытнической и краеведческой работе, в деятельности бригад и лесничеств учащиеся приобщаются к деятельной заботе о естественной среде, к сбережению растительности и животных, приумножению природных богатств. В совокупность их практических дел входят посильный уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве естественных ресурсов, забота о земле и водных источниках, полезащитные и лесозащитные мероприятия. Под руководством педагогов формируются навыки рационального природопользования. Нравственная сторона природоохранительного отношения формируется в действиях направленных на защиту окружающей среды. Она связана с осознанием общенародной принадлежности, полезности и ценности природы. Формирование нравственных начал отношения к среде здесь неразрывно связано с ростом заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий которые наносят ущерб окружающей среде, всё это неразрывно связано с проявлением познавательной активности.

Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет их индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В деятельности по охране окружающей среды одного интересует содержание,

другого форма, третьего орудия труда. Часть детей увлечена жизнью леса, другая часть возможностью побыть в лесу с товарищами. Чрезвычайно многообразны познавательные и практические интересы, эстетические вкусы и чувства, индивидуальные оценки различных явлений природы и человеческих действий. Опыт показывает, что сформировать у учащихся бережное отношение к природе может учитель, которого увлекает благородная задача охраны среды, который испытывает постоянный интерес к красоте, новизне, динамизму окружающего мира. Развивая познавательную активность школьников, педагоги, в то же время, закаляют детей физически, формируют их волю и характер, воспитывают коллективизм и патриотизм будущих заботливых хозяев родной земли, чем бережнее относится к природе сам учитель, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники. Деятельность ребят, организуемая учителями, порождает и развивает личные впечатления и чувства, убеждения и интересы. Отображение в сознании природных явлений возникает в деятельности. Однако оно происходит не автоматически, а под влиянием ее целей и задач, инструкций учителей и воспитателей. Необходимо четко планировать задание по восприятию и осмыслению окружающих ландшафтов. Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы, к подобным наблюдениям во время сельскохозяйственных опытов, при уходе за школьным лесопитомником, а затем к наблюдениям в ходе производительного труда это развернутый педагогический прием не только целенаправленного обогащения индивидуальных эстетических отношений, но отличная почва для проявления школьниками познавательной активности.

Научившись наблюдать за окружающей красотой в процессе труда и осознав возможность творить с его помощью красоту вокруг себя, школьник иначе воспринимает окружающую среду. Поэтому прогулки и другие виды деятельности иначе, чем прежде раскрывают перед ним красоту и сущность природных процессов. Как известно, деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных действий и приемов (операций). Эти дела, действия и приемы имеют определенную структуру, которая обусловлена внешними, в частности природными, объектами, а так же личными интересами школьников и обучением в сочетании с воспитанием. В структуре деятельности отдельного ученика, как и класса в целом, сочетаются устойчивые (постоянные, часто повторяющиеся) и не устойчивые дела и действия. Соотношение тех и друг их поддается педагогическому контролю и регулированию. В равной мере педагогическое руководство влияет на выбор и чередование во взаимосвязях школьников с природой дел разных видов, разной качественной определенности. Не всякая деятельность способна прямо выявить познавательные свойства природы для школьников. Чтобы научиться видеть особенность форм растений, грациозность животных,

контрасты цвета и света, симметрию явлений, гармонию звуков, свойства пространства и времени надо участвовать в их познании как чувственном, так и абстрактно - логическом. А это значит, что учителя должны вовлекать школьников в наблюдения за свойствами ландшафтов, организовывать упражнения, которые развивают слуховое и зрительное восприятие, умения анализировать и обобщать собственные впечатления и оценки. Задача учителя, который развивает познавательную активность подростков в природе, заключается, прежде всего, в том, чтобы нацелить учащихся на встречу с окружающей средой и организовать соответствующую познавательную деятельность. Нужно разработать систему познавательных задач и упражнений, организовать ряд развивающих ситуаций, которые побуждают учеников воспринимать, осмысливать, оценивать познаваемые объекты. Одновременно нужно глубже продумывать возможности педагогического воздействия чувства и суждения учащихся через те виды деятельности, которые связаны более всего с познанием, выявлением потребительских свойств среды, это, например, различные промыслы (сбор ягод, грибов, рыбная ловля и др.), сбор материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных стройматериалов, уход за птицами, водоемами, лесом и т. д. Чтобы выявить эстетические свойства явлений природы в такой деятельности, надо сделать составной частью каждого отдельного дела ознакомление с ними. Иначе говоря, в деятельности любого вида должен осуществляться педагогический подход. Он обеспечивает общность деятельности, а так же единство идейно нравственного, трудового, эстетического, физического и умственного воспитания. Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными. Активные формы и методы обучения способствуют формированию учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Сегодняшний арсенал активных методов обучения весьма разнообразен. Сюда относятся проблемные лекции, различные формы программированного контроля, обучающие алгоритмы, анализ конкретных ситуаций и метод разыгрывания ролей, тематические дискуссии, всевозможные олимпиады и деловые игры. В соответствии с классификацией методы активного обучения применяются на имитационных и неимитационных видах занятий. Неимитационными чаще всего являются традиционные виды занятий (лекции, лабораторные работы и др.). Основная особенность имитационных видов занятий имитация изучаемого процесса или деятельности. Это в основном занятия нового типа (анализ конкретных ситуаций, различные учебные игры и т. д.) С характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие имитационной модели изучаемого процесса или деятельности. Активизация обучения реализуется в виде постоянно действующих прямых и обратных связей между преподавателем и учащимися. Конкретная практическая природоохранная

работа «Экологов» с каждым годом приумножала количество полезных дел по озеленению территорий, возрождению природных источников воды, приостановлению загрязнения рек и т. п.

Сегодня главные источники информации: телевидение, радио, газеты, Интернет. Газетные, журнальные статьи в силу их статичности, легко обрабатывать, выбирать подходящие по содержанию фрагменты, раздавать учащимся экземпляры. Телевизионные передачи, будь то новости, тематические трансляции или реклама, обладают огромным спектром содержания, оказывают большие эмоциональные воздействия. Но работать с ними намного сложнее, поскольку для этого нужно провести просмотр непосредственно. Из имитационных методов активного обучения используются и неигровые (анализ конкретных ситуаций, имитационные упражнения) и игровые. Игра — один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, т. е. она включает в себя цепь, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели - игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а, с другой, - методический прием обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства ее реализации. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение и способствуют развитию познавательной активности. Используются основные формы работы учащихся при обучении их медиаобразовательным умениям:

- самостоятельный поиск информации по теме, представление её в табличном или ином виде;

- выполнение заданий по материалам, предложенным учителем;

- трансформирование информации, изменение её объёма, формы, носителя.

Медиаобразовательный аспект имеет некоторые способы работы с текстом: выделить главную мысль, составить к нему план, проиллюстрировать, придумать дополнительные сведения и вопросы; организация самостоятельных работ с видеофильмами, комментирование, ответы на поставленные вопросы после просмотра.

Какова бы не была самостоятельная деятельность учащихся в процессе организуемой нами экологической деятельности, она должна являться распространенным приёмом активизации мыслительной деятельности. В педагогической литературе указывается, что учителя-мастера, которые придают большое значение самостоятельной работе на всех этапах овладения знаниями, в среднем отводят на это в 3 раза больше времени, чем обычно принято. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения. Деятельность по осмыслению усваиваемого материала, способствует его прочному запоминанию.

Обобщая, следует определить ориентацию педагогического воздействия в процессе осуществления экологической деятельности в рамках общественной организаций «Сыны Отечества»:

- стимулирование творческой и познавательной активности ребенка, подростка; развитие его способностей к самостоятельному решению проблем, с которыми он столкнется, к самостоятельному самообразованию;

- активное усвоение содержания внешкольного образования, прогнозирование возможностей его применения в разных жизненных ситуациях;

- обобщение жизненного опыта ребенка, соотношение его со сложившейся системой ценностей; самостоятельную оценку ребенком, подростком тех или иных событий, ситуаций и, в соответствии с этим, построение своего поведения в обществе и т. п.;

- новое восприятие научных знаний и овладение этими знаниями в небольших группах юных исследователей;

- преемственность содержания разных видов образования, с учетом эволюции личности, ее кругозора, разных форм жизнедеятельности.

Рис. 1. Уровень творческой активности - исходный срез

Как видно по результатам диагностики,уровень творческой активности учащихся в процессе эксперимента значительно вырос (М. И. Рожков, Ю. С. Тюников, Б. С. Алишев, Л. А. Волович) *- исходный срез. %

Уровень творческой активности Контрольная группа Экспериментальная

Низкий 15 6

Средний 78 72

Высокий 7 12

Результаты диагностики уровня творческой активности учащихся (М. И. Рожков, Ю. С. Тюников, Б. С. Алишев, Л. А. Волович)**- итоговый срез. %

Уровень творческой активности Контрольная группа Экспериментальная

Низкий 15 8

Средний 77 76

Высокий 8% 16%

Я контрольная группа

И экспериментальная группа

низкий средний высокий

Рис.2. Уровень творческой активности - итоговый срез

Оценка волевой активности —начальный срез*", %

Уровень силы воли Контрольная группа Экспериментальная группа

5 6 6

4 23 20

'і О 40 56

2 18 11

1 3 3

* [4]

** [4]

■ контрольная группа

■ экспериментальная группа

низкий средний высокий

Рис. 3. Сила воли в познании- начальный срез

Определение силы воли подростков в познавательных процессах - итоговый срез. %

Уровень силы воли Контрольная группа Экспериментальная группа

5 6 10

4 20 46

3 43 33

2 18 11

1 3 0

80%

70%

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

низкий средний высокий

Рис. 4. Уровень волевой активности- итоговый срез

Из приведённых таблиц и рисунков можно сделать следующие выводы:

- уровень творческой активности в экспериментальной группе у 16% учащихся диагностируется как высокий, в то время как в контрольной группе высокий уровень творческой активности наблюдается лишь у 8%;

- низкий уровень творческой активности в в экспериментальной группе при исходном срезе выявлен у 15% подростков, а при исходном - у 8%, в то время как в контрольной группе этот показатель не изменился;

- показатель среднего уровня творческой активности в экспериментальной группе существенно не изменился.

Проведённые исследования подтверждают, что активизации обучения способствуют такие ситуации, когда учитель отыскивает более совершенные пути своей работы, отвечающие опережающим замыслам учеников, их устремлениям к творческой деятельности. В подобных ситуациях чрезвычайно важно найти в единстве деятельности учителя и ученика меру участия того и другого. Общеизвестно, что учебно-познавательная деятельность объединяется репродуктивной активностью школьника, причём учитель как субъект деятельности при этом сам многое теряет. Для становления личности ученика необходимы высокие уровни его активности - этого мощного механизма её формирования, механизма деятельности учителя и совершенствования всего учебного процесса.

Главным критерием учебного занятия должна стать включённость в различные формы учебных взаимодействий всех без исключения учащихся на уровне их реальных и потенциальных возможностей.

На сегодняшний день есть два пути развития познавательной активности: экстенсивный и интенсивный. При чём оба они имеют одну и ту же цель: воспитание образованной, нравственной, творческой, социально - активной, способной к саморазвитию личности. Но подходы к достижению цели разные.

Экстенсивный путь реализуется через увеличение объёма знании, сообщаемых ученикам. Интенсивный же путь основывается на формировании субъективной, личностно-заинтересованной позиции школьника, и предполагает изменение самой структуры учебных программ и интенсификации методов обучения (развивающее, личностно-ориентированное обучение и 'Г. д.).

Представленные результаты исследования свидетельствуют о подтверждении гипотезы, о том, что системное, целенаправленное формирование познавательной активности, может происходить посредством интенсификации и расширения рамок экологической деятельности подростков, именно на этом пути может быть преодолена «демотивированность» личности школьников.

Умение учиться и вкус к самостоятельному познанию у подростка будут прививаться лишь при полной замене «самоубийственной педагогики принуждения» на «педагогику сотрудничества», устанавливающую связи подростка с внешним миром как единой системой и ориентирующую на дружественные и коллегиальные отношения между педагогом и учащимся, на творческое владение природоиспользования, психологии и теории управления.

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА ШКОЛЬНИКОВ...

Библиографический список

1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968. С. 22.

3. Волков, К. Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. Для учителя / Под ред. А. А. Бодалева,—М.: Просвещение, 1981.

4. Воспитательный процесс: Изучение эффективности. Методические рекомендации / Под Ред. Е. Н, Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2003. — 128 с.

5. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения // Советская педагогика, 1961, № 8. С. 33.

6. Город, в котором я живу. // Биология в школе. - 2001. - № 3.

7. Гурин, В. Е. Воспитание активности старшеклассников. Ростов, 1974. С. 13.

8. Демин, М. В. Проблема личности, - М., 1977. С. 142.

9. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М.: Арена, 1994.

10. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя / А. К. Маркова. Т, А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990.

11. Познавательная активность как педагогическая проблема. В. И. Лозовая, А. В. Троцко. // Советская педагогика. — 1989, - № 11.

12. Фридман, Л. М. Кулагин, И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.

13. Харламов, Ф. И. Активизация учения школьников. “Минск.: Нар. Асвета, 1970,

14. Шамова, 'Г. И. Активизация учения школьников. - М., 1982.

15. Шилова, Т. А. Диагностика психолого-социальных дизадаптаций детей и подростков: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 112 с.

16. Щукина, Г. И, Активизация познавательной деятельности в учебном процессе-М.: Педагогика, 1979.

УДК 371,08

Н. С. Майорова, Е. В. Сит нова

ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ПАРАДОКСАЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Человеку всегда было свойственно стремление построить целостную картину окружающего его мира, связав воедино пестрое многообразие научных и житейских знаний, увидеть самого себя и свое место в этом мире. С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.