нистрирование не может стимулировать рост качества и по сути противоречит философии качества, сложившейся в Европе к середине прошлого столетия. Новый подход к пониманию управления качеством основан не на тотальном контроле, а на доверии к профессионалу. Главным условием качественной работы становятся внутренние мотивы, радость от полученных результатов, заинтересо-
ванность в постоянном саморазвитии, реализации творческого потенциала. Принципиально меняется позиция управленцев: они не просто контролируют, а создают условия, оптимальные для самораскрытия человека, для ощущения своей значимости и полезности, стремления к личностному и профессиональному росту [4].
Поступила в редакцию 26.12.2006
Литература
1. Кларин М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем // Школьные технологии. 2004. № 1.
2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., 1975.
3. Сериков В.В. Образование и личность. М., 1999.
4. Борисенков. В.П. Стратегия образовательных реформ в России (1985-2005 гг.) // Педагогика. 2006. № 7.
УДК 373.1
Н.И. Романова
О РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Иркутский государственный педагогический университет
Поколение, которое сейчас ходит в школу, к 2030 г. займет в обществе ключевые позиции. Именно тогда обострятся все проблемы, связанные с состоянием окружающей среды. И именно этому поколению придется распутывать чрезвычайно сложный клубок проблем. К этому нужно быть готовым и психологически, и интеллектуально.
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. В научных исследованиях ряда отечественных и зарубежных ученых (И.Г. Песталоцци, Я. Бенеке, А. Коменского, Л.М. Фридмана, Л.И. Божович) подчеркивается необходимость развития у личности познавательной активности. В настоящее время можно наблюдать все большее нежелание современных школьников учиться и, тем более, проявлять познавательную активность. Одной из основных причин неуспеваемости современных подростков является слабое владение умениями планировать, организовывать и контролировать познавательные действия. Каждый психически здоровый человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, в процессе взросления он развивает свои познавательные возможности, учится ими управлять. «Демотивированность основной массы учащихся, потеря интереса к познанию в целом, снижение показателей обученности - вот основные проблемы современного образования. Если у школьника не воспитаны познавательные интере-
сы, если он учится по внешнему принуждению и не видит общественного смысла в своей учебной действительности, его знания оказываются формальными, чуждыми его личности и сознанию» [1].
А ведь именно в ходе подросткового возраста происходит становление стержневых, избирательных интересов. Подростковый возраст характеризуется чрезвычайной деятельностью, практической ориентированностью, с одной стороны, и эмоциональностью, с другой стороны, вследствие чего активизацию познавательной деятельности целесообразно осуществлять на основе практических методов, опираясь на стремление подростков к углубленному самопознанию, связанное с эффектом «взрослости», на способность к адекватной самооценки, можно получить показатели активизации познавательного процесса школьников в сочетании с личностным самосовершенствованием. С такой постановкой проблемы тесно связан вопрос о развитии познавательной активности подростков.
В современной социокультурной ситуации обостряется противоречие между растущими требованиями к личности, деятельности современного человека и фактическим уровнем развития личности школьника. Современные подростки не отличаются высокой познавательной активностью, они пассивно ведут себя на уроках, не усваивая даже минимум современных знаний, умений, навыков, не используют полученные сведения в школе на жизненном опыте.
Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 7 (70). Серия: ПЕДАГОГИКА
Сегодняшний подросток не просто ведет пассивный образ учебной деятельности, он не реализует свои возможности, теряя шанс совершенствоваться, учителя теряют шанс воспитать грамотных будущих природопользователей, страна теряет думающих, умеющих отвечать за свои поступки граждан.
На наш взгляд, способом разрешения этого противоречия является создание специальных условий, необходимых для развития познавательной активности подростков. Зарекомендовавшая себя временем и опытом экологическая деятельность школьников в системе дополнительного образования может стать той образовательной средой, в рамках которой эти условия могут быть созданы.
Принимая во внимание вышеизложенное, можно утверждать, что развитие познавательной активности подростков является одной из основных проблем современной педагогики и наиболее целесообразно осуществлять ее на базе экологической деятельности, которая будет способствовать преодолению «демотивированности» личности школьников.
Экологическая деятельность пробуждает интерес, расширяет кругозор, развитие же познавательной активности осуществляется посредством возможности школьников принять участие в наблюдениях и полевых исследованиях, в оценке состояния и сохранения природной среды.
Также экологическая деятельность позволяет развивать эмоциональную отзывчивость подрастающего поколения на тревоги человечества, активизируя ум учащихся, побуждая их к поиску способов разрешения сложных проблем.
Активность личности в познавательном процессе изменяется в зависимости от того, насколько ее выполнение включается в общую структуру мотивации личности, необходимо и значимо для нее. Факторами, под влиянием которых эта активность складывается, являются и конкретные ситуативные мотивы познавательной деятельности, и общие черты и установки личности, уровень притязаний.
В последнее время в педагогике сложилось три подхода к пониманию сущности познавательной активности: одни исследователи рассматривают ее как деятельность (М.А. Данилов, Е.В. Коротаева, М.И. Лисина, Г.В. Пугач), а вторые - как качество, личностное образование (И.А. Рецковец, Г.И. Щукина, З.А. Абасов, К. А. Абульханова-Славская), третьи (Т.И. Шамова, Р. С. Черкасов и М.Н. Скат-кин) считают, что познавательную активность следует рассматривать и как цель деятельности, и как средство ее достижения, и как результат. Именно третье понимание сущности познавательной активности учащихся положено в основу данной исследовательской работы. Не случайно именно активностью (учения, содержания, освоения) характери-
зуется отношение школьников к учению, которая, в свою очередь, определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. Традиционно в педагогической литературе в структуре активности выделяются следующие «компоненты: готовность выполнять учебные задания; стремление к самостоятельной деятельности; сознательность выполнения заданий; систематичность обучения и др.» [2, с. 22].
Таким образом, «познавательную активность можно охарактеризовать как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Показателями познавательной активности можно считать стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и т.д.» [3].
Особенно благоприятна деятельность, связанная с предметом интереса ученика. В связи с этим широкая внеурочная деятельность представляет значительный простор для развития познавательной активности подростков.
На базе Седановской средней школы Усть-Илим-ского района более шести лет успешно функционирует детско-юношеская патриотическая организация «Сыны Отечества», в ее рамках осуществляется экологическая деятельность подростков, которая, в свою очередь, представлена творческим объединением «Экологи». На основе реализации осуществляемого проекта и проводилось исследование возможности развития познавательной активности подростков в процессе экологической деятельности, описанное в данной работе.
Цель образовательной программы творческого объединения «Экологи» - формирование разносторонней личности, в том числе посредством развития познавательной активности подростков, личности, способной к исследовательской деятельности, к всестороннему и целостному пониманию экологических проблем, готовой взять на себя ответственность за их решение.
Из цели вытекают следующие задачи:
- формирование научно-материалистического мировоззрения обучающихся;
- формирование у обучаемых представления об экологии как о науке (углубление и расширение экологических знаний, усвоение биологических понятий, формирование первичных экологических и исследовательских умений и навыков);
- развитие познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- воспитание чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;
- воспитание сознательного отношения к труду.
С целью развития познавательной активности подростков в процессе экологической деятельности применяется широкий спектр традиционных и нетрадиционных форм работы. Традиционные формы работы: беседа, наблюдение, эксперимент, работа с литературой и др. Нетрадиционные формы работы: викторины, ролевые и технологические игры, семинары, конференции. Методы, формы и приемы исследовательской работы усложняются по мере усвоения обучающимися учебного материала. Занятия творческого объединения «Эколог» проводятся по программе кружка «Город, в котором я живу», разработанной московскими педагогами [4], программа предполагает изучение поселка в различных аспектах: биологическом, географическом, гигиеническом, эстетическом и экологическом. Цель программы: воспитание ответственного отношения подростков к среде населенного пункта в процессе разнообразной педагогически организованной деятельности.
Повышение активности учащихся достигается совокупностью методов организации и управления учебно-познавательной деятельностью, которые принято называть активными. Активные формы и методы обучения способствуют формированию учащихся информационной базы, творческого мышления, практических навыков. Арсенал активных методов обучения, используемый в процессе обучения в рамках дополнительного образования, весьма разнообразен. Сюда относятся проблемные лекции, различные формы программированного контроля, обучающие алгоритмы, анализ конкретных ситуаций и метод разыгрывания ролей, тематические дискуссии, олимпиады и деловые игры. Используемые методы активного обучения можно применять на имитационных и неимитационных занятиях. Неимитационными чаще всего являются традиционные виды занятий (лекции, лабораторные работы и др.). Основная особенность имитационных видов занятий - имитация изучаемого процесса или деятельности. Это в основном занятия нового типа (анализ конкретных ситуаций, различные учебные игры и т.д.). Характерной чертой неимитационных занятий является отсутствие имитационной модели изучаемого процесса или деятельности, активизация обучения реализуется в виде постоянно действующих прямых и обратных связей между преподавателем и учащимися. Конкретная практическая природоохранная работа творческого объединения
«Эколог» с каждым годом, как показал опыт, приумножала количество полезных дел по озеленению территорий, возрождению природных источников воды, приостановлению загрязнения рек и т.п.
Обобщая, следует определить ориентацию педагогического воздействия в процессе осуществления экологической деятельности в рамках общественной организации «Сыны Отечества»:
- стимулирование творческой и познавательной активности ребенка, подростка;
- развитие его способностей к самостоятельному решению проблем, с которыми он столкнется, к самостоятельному самообразованию;
- активное усвоение содержания внешкольного образования, прогнозирование возможностей его применения в разных жизненных ситуациях;
- обобщение жизненного опыта ребенка, соотношение его со сложившейся системой ценностей; самостоятельная оценка ребенком, подростком тех или иных событий, ситуаций и в соответствии с этим построение своего поведения в обществе и т.п.;
- новое восприятие научных знаний и овладение этими знаниями в небольших группах юных исследователей;
- преемственность содержания разных видов образования с учетом эволюции личности, ее кругозора, разных форм жизнедеятельности.
Развитие познавательной активности учащихся в рамках обучения по программе «Эколог» идет путем выделения двух тесно связанных задач:
- как сосредоточить внимание и интерес учащихся на данном конкретном материале или, что одно и то же, как сделать этот материал настолько привлекательным, чтобы он проникал не только в голову, но и в душу даже среднего учащегося с рассеянным вниманием и рассредоточенными интересами;
- как сформировать у учащегося постоянную познавательную активность, которая характеризовалась бы его встречным движением к учебному материалу, даже на первых порах и не очень привлекательному.
Развитие познавательной активности у подростка будет осуществляться лишь при полной замене «самоубийственной педагогики принуждения» на «педагогику сотрудничества», устанавливающую связи подростка с внешним миром как единой системой и ориентирующую на дружественные и коллегиальные отношения между педагогом.
Поступила в редакцию 12.03.2006
Литература
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж, 1995.
2. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.
3. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах: Кн. для учителя / Под ред. А.А. Бодалёва. М., 1981.
4. Город, в котором я живу // Биология в школе. 2001. № 3.