f
только художественные традиции, но и духовные, лежащие в основе каж- к дого произведения народного искусства. Дети приобщаются к культуре | о своего народа, учатся понимать ее, открывают для себя мир прекрасного. | § Возможности использования промыслов для обучения и воспитания не с ^ ограничиваются школьной программой. Существует большое количество учреждений дополнительного образования, где детям прививают основы различных народных художественных промыслов.
Библиографический список
1. Данилова Р.К. Использование воспитательного потенциала народных промыслов и национальных культур на занятиях дополнительного образования // Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок». URL: http:// festival.1september.ru/articles/553870/ (дата обращения 20.11.14 г.)
2. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы / Под ред. Б.М. Неменского. М., 2007.
3. Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М., 2003.
4. Школа России. Учебно-методический комплекс. URL: http://school-russia. prosv.ru/ (дата обращения: 30.11.2014).
Е.С. Новикова
Активизация познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка
Статья посвящена методам и способам активизации познавательной деятельности учащихся начальной школы на уроках английского языка.
Ключевые слова: познавательная активность младших школьников, иностранный язык в начальной школе, активные методы обучения, игровые методы обучения.
Желание и потребность учиться отражает познавательную активность ребенка, которая сопровождается концентрацией всех усилий, волевым актом преодоления препятствий, энергетическими затратами в процессе познания нового. Каким образом сделать познавательную деятельность
школьника еще более активной, как увеличить ее интенсивность? Эта задача представляется наиболее актуальной в реалиях педагогики.
Современная жизнь с ее характерными особенностями сама определяет приоритеты учебного процесса, воспитательной практики. Это, безусловно, проявление творческого начала и инициативы при решении любой задачи, побуждение к активности, поощрение самостоятельности. Такие акценты должны быть определяющими для всех субъектов педагогического процесса при выборе способов активизации познавательной деятельности учеников.
Психология детей младшего школьного возраста, их интерес к окружающему миру, способность воспринимать любую новую информацию, предлагаемую педагогом, является условием, максимально способствующим повышению их активности в познавательном процессе. Достижение этого эффекта и является основной целью педагога, направлением, которому должна быть подчинена деятельность его самого. В этом и заключается «целенаправленная деятельность учителя по повышению уровня (степени) учебной активности школьников, по стимулированию у них учебной активности деятельности» [2, с. 155].
Речь о необходимости искать все новые пути активизации познавательной функции учащихся велась всегда, с самого зарождения педагогики. Эти идеи активно продвигались и популяризировались такими известными личностями, как К.Д. Ушинский, Ж.-Ж. Руссо, Я.А. Коменский, И.Г. Пестолоцци. Сегодня ведущей является парадигма, согласно которой учащийся не просто действует под руководством учителя, он сотрудничает, сотворчествует с ним. И эта позиция представляется сегодня более истинной, подкрепленной естественными тенденциями психики младшего школьника.
Образовательные стандарты настоящего времени нацелены на то, чтобы ученик научился учиться, понимать, постигать, познавать.
И.П. Подласый обращает внимание на суть познавательной активности ребенка. Это именно желание учиться, способность преодолевать препятствия, трудности этого процесса, максимальное использование собственных усилий, воли и энергии [2, с. 95]. Причем разговор ведется, конечно, о внутренней работе, энергии мышления учеников.
При этом нужно понимать и помнить, что стремление к познанию - качество благоприобретенное, интенсивность его колеблется. Активность познавательной деятельности у одного и того же ученика может быть удивительно высокой на одних уроках и падать практически до нуля на других, и это во многом зависит от личности педагога, его способностей заинтересовать детей, активизировать их мыслительные
процессы. Динамический характер познавательной активности ребенка к ставит эффективность его учебной деятельности практически в прямую | о зависимость от индивидуальных особенностей педагога, его умения | § создать условия, необходимые для активизации познавательного с ^ процесса. Сам процесс обучения требует наличия методов, которые позволят положить в его основу именно познавательную деятельность как способ постижения нового.
Терминологическая конструкция «активные методы обучения» вошла в употребление не так давно, чуть более полувека назад. Она обозначает новые методы, где учитель и ученик не разведены по полюсам процесса обучения, не разделены по ролям, как предписывает традиционная методология.
Новые стандарты образования формируют иной подход, где нет жесткого разделения ролей. Согласно им, учитель не диктует, а направляет, ученик не поглощает знания послушно и бездеятельно, порцию за порцией, а сам активно участвует в процессе их формирования. Цель данного процесса - не только восприятие учеником определенных фактов, усвоение школьной программы, а развитие способности к познанию, активного интереса к самому моменту познания, к самостоятельному интеллектуальному труду, развитие умения мыслить, использовать творческий подход.
Таким образом, именно методы, которые помогают школьнику проявлять самостоятельность, заинтересованность процессом познания, способствуют развитию его любознательности и творческого мышления в процессе учебной деятельности, мы можем назвать активными методами обучения. Их можно классифицировать с учетом различных условий, например, величины коллектива обучающихся. Но основных групп, на которые подразделяются активные методы, - две. Это групповые методы, которые используются при условии коллективного обучения, и индивидуальные - они применяются к отдельно взятому ученику.
А.М. Смолкин предложил разделить методы активного обучения на имитационные и неимитационные. Первые могут быть игровыми и неигровыми. Среди игровых также существует деление: деловые, учебные, дидактические игры и т.д. Неигровые имитационные методы связаны с анализом, решением конкретных задач, работой по четко сформулированному заданию и т.д. Различные формы обучения через общение, такие, как лекции, дискуссии, разборы ситуаций, относятся к неимитационным методам [4, с. 74].
В качестве примера рассмотрим следующие варианты методов. В формате игры можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый
материал, отработать сложные моменты, разнообразить рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.
При изучении алфавита в младших классах всегда используются игровые моменты с целью обучить (проверить): умения называть буквы; умение называть звуки; знания порядка букв в алфавите; знание лексики на некоторые буквы алфавита; навыки составления ранее изученных слов из определенного количества букв; умение вставлять пропущенные буквы при наличии соседних, так, чтобы получались значимые части речи; навыки написания букв английского алфавита; распознавание строчных и заглавных букв; распознавание гласных и согласных.
Т.А. Самойлова считает полезным использовать разные игры в зависимости от текущих задач: лексические, орфографические, творческие и др. [3, с. 55]. Грамматические игры помогают научить употреблять речевые образцы, содержащие определенные грамматические трудности; создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца, развить творческую активность и самостоятельность учащихся. Можно предложить детям следующие задания: поставь слова в правильном порядке, чтобы получилось предложение; поставь глагол в правильную форму; составь предложение со словами; определи время, докажи.
Лексические игры помогают отрабатывать лексику в ситуациях, приближенных к естественной обстановке (знакомство, покупки и т.д.), активизировать речемыслительную деятельность, развивать речевую реакцию учащихся.
Фонетические игры крайне полезны в начале урока. Они позволяют подготовить речевой аппарат учащихся, а также тренируют произносительные навыки. При этом можно использовать, например, фонетические сказки.
Орфографические игры призваны тренировать написание английских слов. Такой метод позволяет учащимся проследить определенную закономерность написания английских слов, а также справиться с запоминанием лексики.
Творческие игры призваны развить у учащихся навыки аудирования, говорения и даже письма. В качестве примера можно использовать «креативное письмо», где необходимо составить начало или конец истории.
В основном все перечисленные методы одновременно и являются самодостаточными, и могут быть составной частью другого метода. Такая часть деловой игры, к примеру, как дискуссия, может служить и самостоятельным методом обучения.
Если говорить об усвоении иностранного языка, то, учитывая к практическую задачу обучения, основным следует считать | о коммуникативный методический принцип. Для наиболее эффективного | § решения поставленной задачи, достижения цели обучения, учащиеся с ^ должны быть вовлечены в общение - устное и письменное. В этом случае уже не подача информации, ее разъяснение становится превалирующим способом усвоения иностранного языка, а активная речевая деятельность в форме диалога между всеми участниками учебного процесса. Такой принцип усвоения информации сразу делает данный процесс намного более эффективным по сравнению с традиционными методами. Исчезают скука и безразличие, познание и развитие сами по себе вызывают интерес, что сразу же повышает качество знаний.
Различные игровые, проблемные ситуации, метод проекта и другие разновидности относятся к активным методам обучения. Учащиеся быстрее и легче запоминают иностранную лексику с помощью игровых методов, которые положительно влияют на эмоциональный статус школьников и, как следствие, на интерес к предмету и трудоспособность.
Информационные технологии также могут стать хорошим способом повышения мотивации к изучению иностранного языка. Интерес школьников к компьютерным технологиям дает возможность насыщать уроки небезразличными для учащихся темами. При этом ученики могут использовать разнообразные источники информации, учиться самостоятельной творческой работе. Это позволяет развивать личность в целом и способствует повышению активности познания.
Библиографический список
1. Бартош Д.К., Геращенко Т.Б. Роль репрезитативной системы личности ученика в процессе восприятия иноязычного аудиотекста // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 2. С. 12-19.
2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М., 2003.
3. Самойлова Т.А. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие. М., 2005.
4. Смолкин А.М. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М., 1990.