педагогически науки
Кондаурова Инесса Константиновна, Залова Лена Сафарбей кызы РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ ...
UDC 378.016: 51
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
© 2019
Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Залова Лена Сафарбей кызы, магистрант 3 курса Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье уточнено определение понятия «познавательный интерес к математике у студентов нематематических специальностей (направлений подготовки)». Охарактеризованы стадии его развития: любопытство; любознательность; собственно познавательный интерес; теоретический профессионально ориентированный познавательный интерес. Сформулированы и экспериментально подтверждены педагогические условия развития познавательного интереса к математике у студентов нематематических специальностей (направлений подготовки) в системе среднего профессионального образования: дополнение содержания дисциплины «Математика» вариативной составляющей, имеющей профессиональную направленность; приоритетное использование при организации процесса обучения математике профессионально ориентированных математических задач и метода проектов; применение интерактивных методов обучения математике; создание и поддержание ситуации успеха. Определение и педагогические условия уточнены с позиций принципа профессиональной направленности, в контексте анализа возрастных особенностей студентов и специфики математики как учебной дисциплины, изучаемой в системе среднего профессионального образования. Материалы статьи могут быть использованы преподавателями техникумов и колледжей с целью совершенствования познавательного интереса студентов при изучении дисциплины «Математика».
Ключевые слова: познавательный интерес к математике, обучение математике, студенты колледжа.
DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN MATHEMATICS AMONG COLLEGE STUDENTS
© 2019
Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of mathematics and methods of teaching Zalova Lena Safarbey qizi, 3th year master student Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: [email protected])
Abstract. The definition of the concept «cognitive interest in mathematics among students of non-mathematical specialties (areas of training)» is specified in the article. The phases of development of interest are characterized: the curiosity; the intellectual curiosity; the actual cognitive interest; theoretical professionally oriented cognitive interest. Pedagogical conditions for the development of cognitive interest in mathematics among students of non-mathematical specialties (areas of training) in the system of secondary vocational education are formulated and experimentally confirmed: the addition to the content of the discipline «Mathematics» variable component having a professional orientation; the priority use in the organization of the process of training mathematics professionally oriented mathematical problems and methods of projects; the use of interactive methods of training mathematics; the creation and maintenance of a situation of success. The definition and the pedagogical conditions are specified from the standpoint of the principle of professional orientation, in the context of the analysis of age peculiarities of students and the specificity of mathematics as an academic discipline studied in the system of secondary vocational education. The materials of the article can be used by teachers of technical schools and colleges in order to improve the cognitive interest of students in the study of the discipline «Mathematics».
Keywords: cognitive interest in mathematics, training mathematics, college students.
Познавательный интерес является необходимым базисом для повышения эффективности обучения вообще и математике в частности. Поэтому одна из основных задач современного преподавателя, указанная в Концепции развития математического образования в РФ, состоит в том, чтобы сделать процесс получения математических знаний осознанным и внутренне мотивированным [1]. Проблема познавательного интереса изучалась: психологами (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев и др.); педагогами (В.А. Сластенин, Г.И. Щукина и др.); методистами-математиками (Т.И. Ерофеева, М.В. Мячина и др.). Однако развитие познавательного интереса к математике у студентов нематематических специальностей (направлений подготовки) в системе среднего профессионального образования (СПО) продолжает оставаться актуальным в связи с необходимостью решения проблем мотивацион-ного характера, обозначенных в Концепции [1], а также в связи с тем, что СПО является важнейшей составляющей современного образовательного пространства России, влияющей на развитие инновационной экономики страны. Цель статьи: теоретическое и практическое обоснование эффективности педагогических условий развития познавательного интереса к математике у студентов нематематических специальностей (направлений подготовки) в системе СПО.
Математика, как учебная дисциплина, изучаемая в системе СПО, включена в содержание основных образовательных программ практически по всем специально-
стям (направлениям подготовки). Анализ рабочих программ дисциплины выявил слабую профессиональную направленность ее содержания и недостаточность приложений, связанных с предстоящей профессиональной деятельностью. Отсюда снижение познавательного интереса к математике у будущих специалистов. С другой стороны, математика обладает достаточным профессионально направленным потенциалом, обусловленным универсальностью ее методов как средств исследования процессов в различных сферах окружающей действительности, что дает нам основания предположить, что развитие познавательного интереса к математике у студентов СПО можно и целесообразно осуществлять с учетом принципа профессиональной направленности.
Проанализировав имеющуюся в нашем распоряжении литературу, мы охарактеризовали познавательный интерес к математике у студентов нематематических специальностей образовательных учреждений СПО как форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность обучающихсяся на осознание целей математической деятельности и проявляющуюся в предпочтении этого вида деятельности другим, в стремлении получать знания по математике и использовать их в предстоящей профессиональной деятельности.
Основные стадии развития познавательного интереса (по Г.И. Щукиной) к математике у студентов нематематических специальностей (направлений подготовки) мы определили как любопытство, любознатель-
Kondaurova Inessa Konstantinovna, Zalova Lena Safarbey qizi DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST IN MATHEMATICS ..
pedagogical sciences
ность, собственно познавательный интерес, теоретический профессионально ориентированный познавательный интерес.
Среди множества педагогических условий, развивающих познавательного интереса к математике у студентов нематематических специальностей (направлений подготовки) в системе СПО, мы выделили четыре, на наш взгляд, самых эффективных: дополнение содержания дисциплины «Математика» вариативной составляющей, имеющей профессиональную направленность; приоритетное использование при организации процесса обучения математике профессионально ориентированных математических задач и метода проектов; применение интерактивных методов обучения математике; создание и поддержание ситуации успеха.
Опытно-экспериментальная работа (по апробации сформулированных педагогических условий) проводилась в марте 2018 года на базе Красноармейского автомобилестроительного колледжа - филиала РАНХиГС Красноармейского района Саратовской области. В исследовании приняли участие 20 студентов специальности 38.02.01 Экономика. Бухгалтерский учет (по отраслям).
В нашем эксперименте сравнивалась степень выраженности показателей познавательного интереса к математике (по методике Т.Г. Ивановой) у будущих экономистов на начало (начало марта 2018 года - момент начала второй производственной практики) и конец (конец марта 2018 года - момент окончания второй производственной практики) эксперимента. В качестве показателей использовались: появление вопросов; самостоятельность; сосредоточенность; осознанность; настойчивость и упорство.
Результаты наших наблюдений и анкетирования будущих экономистов показали, что вопросы на занятиях в начале марта 2018 года задавали 25% обучающихся; самостоятельно работали на занятиях и выполняли домашние задания 50%; сосредоточенно и внимательно слушали объяснения преподавателя 50%; работали осознанно, умели доказывать и обосновывать свои ответы 50%; проявляли настойчивость, упорство, всегда добивались ответа при решении задач 25% студентов.
Во время второй производственной практики (март 2018 года) нами проводился формирующий эксперимент по проверке сформулированных педагогических условий, развивающих познавательный интерес к математике.
Занятия проводились согласно рабочей программе учебной дисциплины ЕН 01 «Математика», которая является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям). Учебная дисциплина «Математика» входит в раздел ППССЗ «Профессиональная подготовка» и относится к дисциплинам математического и общего естественнонаучного цикла (обязательная часть ППССЗ).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы; основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности; основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, линейной алгебры, теории комплексных чисел; основные понятия теории вероятностей и математической статистики; основы интегрального и дифференциального исчисления.
В результате освоения учебной дисциплины «Математика» обучающийся должен уметь решать прикладные задачи в области профессиональной деятельности.
Для выполнения первого сформулированного условия мы дополнили содержание дисциплины «Математика» вариативной составляющей, имеющей
профессиональную направленность [2-10]. Например, на лекции по теме «Матрицы и определители» мы показывали примеры записи некоторых математических моделей экономических объектов и процессов в матричной форме (таблица 1 иллюстрирует распределение ресурсов по отдельным отраслям экономики).
Таблица 1 - Распределение ресурсов по отдельным отраслям экономики
Ресурсы Отрасли экономики
промышленность сельское хозяйство
Электроэнергия 5,3 4,1
Трудовые ресурсы 2,8 2,1
Водные ресурсы 4,8 5,1
Рассматриваемое распределение может быть записано в компактной форме в виде матрицы распределения ресурсов по отраслям: / 53 4 ^
A =
2,8 2,1 4,8 5,1
В этой записи, например, матричный элемент а = 53 показывает, сколько электроэнергии потребляет промышленность, а элемент а2 = 2,1 - сколько трудовых ресурсов потребляет сельское хозяйство.
Второе условие, сформулированное нами, реализо-вывалось посредством использования на занятиях профессионально ориентированных заданий [11; 12]. В качестве примера рассмотрим профессионально ориентированные задания с практического занятия по той же теме «Матрицы и определители».
Задание 1. Предприятие производит п типов продукции, объемы выпуска заданы матрицей а Цена реали-
1хп*
зации единицы /-го типа продукции в]-м регионе задана матрицей п где k - число регионов, в которых реали-
пхк •>
зуется продукция. Найти С - матрицу выручки по регионам. Г2 3 1 5 ^ А1х3 = (100,2000,100)
B3x4 =
Задание 2. Три фабрики выпускают четыре вида продукции. Необходимо: а) найти матрицу выпуска продукции за квартал, если заданы матрицы помесячных выпусков А1, А2 и А3; б) найти матрицы приростов выпуска
продукции за каждый месяц В1 и В2 и проанализиро-
вать результаты:
Г 2
Л =
A3 =
4
5
Г 2
3
4
3 2
4
5 4 4
2 ^ 1 2
1 ^ 1 4
A2 =
1
3
4
2 2 3
Третье условие мы реализовывали использованием интерактивных методов [13-22]. Так, например, при изучении темы «Определители 2 и 3 порядков» был проведен круглый стол по обсуждению преимуществ и недостатков основных методов вычисления определителей 2 и 3 порядков.
Четвертое условие соблюдалось созданием и поддер-
44
Balkan Scientific Review. 2019. Т.3. № 1(3)
педагогически науки
Кондаурова Инесса Константиновна, Залова Лена Сафарбей кызы РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К МАТЕМАТИКЕ ...
жанием ситуации успеха для будущих экономистов [22]. На всех занятиях мы постарались дать каждому возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
После окончания формирующего эксперимента (конец марта 2018 года) мы вновь проанкетировали студентов специальности 38.02.01 Экономика. Бухгалтерский учет. Результаты анкетирования показали увеличение трех из пяти показателей познавательного интереса (первого, третьего и пятого на 25%), что свидетельствует о развивающем воздействии на познавательный интерес к предмету у будущих экономистов сформулированных нами педагогических условий. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://минобрнауки. рф/документы/3894 (дата обращения 10.12.2018). Загл. с экрана. Яз рус.
2. Кондаурова И.К. Математическая подготовка студентов в вузе в контексте будущей профессиональной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 3 (12). С. 50-53.
3. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Элементы теории вероятностей и математической статистики для студентов инженерно-технических специальностей вузов //Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2009. № 11. С. 166-169.
4. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
5. Кондаурова И.К. Организация научно-исследовательской работы студентов программы магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 115-119.
6. Кондаурова И.К. Историко-методическая подготовка будущих учителей математики в контексте требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 77-79.
7. Кондаурова И.К., Шапшалова Т.В. Гендерный подход при обучении математике в школе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 168-171.
8. Кондаурова И.К. Подготовка педагога-математика к профессиональной деятельности по трудовой функции «Разработка под руководством специалиста более высокой квалификации учебно-методического обеспечения реализации учебных курсов, дисциплин (модулей) или отдельных видов учебных занятий программ бакалавриата и (или) дополнительной профессиональной программы» //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 153-155.
9. Кондаурова И.К. Государственная итоговая аттестация выпускников бакалавриата направления подготовки «педагогическое образование» //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 166-168.
10. Кондаурова И.К. Подготовка педагога-математика к профессиональной деятельности по трудовой функции «Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) дополнительной профессиональной программе» // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 247-250.
11. ЕвдокимоваЕ.В., Кондаурова И.К. Экономико-математические модели в системе профессиональной подготовки будущих экономистов // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2009. № 11. С. 151-154.
12. Кондаурова И.К., Матершева Л.Н. Математические задачи с использованием историко-краеведческого и фольклорного материала // Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория, опыт, инновации Материалы IIМеждународной научно-практической конференции, посвященной 125-летию П.А. Ларичева. 2017. С. 220-223.
13. Кондаурова И.К., Кертанова В.В. Развивающий контекст методов обучения математике // Математический вестник педвузов и университетов Волго-Вятского региона. 2006. № 8. С. 168-177.
14. Кондаурова И.К., Залова Л.С.К. Развивающий контекст содержания и интерактивных методов обучения математике // Современные технологии в образовательных системах: теория и передовой опыт / Сборник трудов III Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Салаватова Самира Салиховна. 2016. С. 102-108.
15. Кертанова В.В., Кондаурова И.К. Построение и реализация технологии развития математических способностей и познавательной самостоятельности студентов в контексте их будущей профессиональной деятельности // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2006. Т. 4. № 1 (16). С. 269-273.
16. Саглам Ф.А. Интерактивные методы изучения практико-ориентированных разделов психолого-педагогических дисциплин // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1 (6). С. 65-68.
17. Гоева В.В., Миронов К.Е. Использование активных и интерактивных методов обучения при изучении технических дисциплин в вузах //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 11-15.
18. Асташина Н.И., СимусёваМ.В. К вопросу об использовании ин-
терактивных методов обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 15-18.
19. Жадан В.Н. Опыт применения интерактивных и инновационных форм и методов обучения в преподавании юридических дисциплин //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 200-209.
20. Сундеева Л.А., Осадчикова Е.В. Формирование общекультурных компетенций экономистов технологиями интерактивного обучения //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 44-47.
21. Кутепов М.М., Шагалова О.Г., Леонтьева Г.А. Возможности интерактивных технологий, программных средств и технических ресурсов в представлении учебно-методического материала // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 273-276.
22. Кондаурова И. Чтобы учить математике, одной математики мало // Практический журнал для учителя и администрации школы. 2013. № 2. С. 41-42.