Кондаурова Инесса Константиновна ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МАТЕМАТИКА ...
УДК 378.016: 51
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МАТЕМАТИКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТРУДОВОЙ ФУНКЦИИ «ПРЕПОДАВАНИЕ УЧЕБНЫХ КУРСОВ, ДИСЦИПЛИН (МОДУЛЕЙ) ИЛИ ПРОВЕДЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОГРАММАМ БАКАЛАВРИАТА И (ИЛИ) ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ»
© 2016
Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой
математики и методики ее преподавания Саратовский национальный исследовательский государственный университет (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: i.k.kondaurova@yandex.ru)
Аннотация. В статье представлен опыт подготовки будущего магистра педагогического образования (профиль «Профессионально ориентированное обучение математике») к профессиональной деятельности по трудовой функции «Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) дополнительной профессиональной программе» в соответствии с Профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Авторский подход к проектированию подготовки предполагает включение в ее содержание учебных дисциплин, производственной практики и научно-исследовательской работы. Учебные дисциплины («Теория и методика обучения математике в системе профессионального образования», «Избранные главы высшей математики и их использование в образовательном процессе», «Современные методики и технологии профессионально ориентированного обучения математике», «Диагностика, контроль и оценка качества математической подготовки студентов» и др.) ориентированы на овладение будущим педагогом-математиком навыками организации процесса профессионально ориентированного обучения математике с использованием технологий, отражающих специфику предметной области «Математика» и соответствующих возрастным, гендерным и психофизическим особенностям обучающихся, в условиях специально организованной учебно-лабораторной среды. Производственная практика предполагает получение профессиональных умений и опыта педагогической деятельности в условиях реальной образовательной организации. Научно-исследовательская работа включается в программу подготовки магистра в том случае, если его выпускная квалификационная работа предполагает проведение педагогических исследований, соответствующих рассматриваемой трудовой функции. Обозначены результаты подготовки (профессиональные компетенции и профессиональные задачи, соответствующие педагогическому виду деятельности).
Ключевые слова: программа магистратуры, профессионально ориентированное обучение математике, подготовка педагога-математика, педагогическая деятельность, преподавание математики.
TRAINING TEACHERS OF MATHEMATICS TO PROFESSIONAL ACTIVITIES PROFESSIONAL FUNCTIONS «TRAINING COURSES, DISCIPLINES (MODULES) OR FOR CERTAIN TYPES OF TRAINING SESSIONS FOR UNDERGRADUATE AND (OR) ADDITIONAL PROFESSIONAL PROGRAM»
© 2016
Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair of mathematics and methods of teaching Saratov National Research State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya str., 83, e-mail: i.k.kondaurova@yandex.ru)
Abstract. Experience in training future master of pedagogical education (profile «Professionally oriented teaching of mathematics») for professional activities on labor functions « Training courses, disciplines (modules) or for certain types of training sessions for undergraduate and (or) additional professional program» in accordance with the Professional standard «A teacher of professional training, professional education and additional professional education» presented in the article. The author's approach to the design of training involves the inclusion in its content of academic disciplines, industrial practice and research work. Academic disciplines («Theory and methods of teaching mathematics in vocational education», «Selected chapters of higher mathematics and their use in educational process of», «Modern techniques and technology of professionally-oriented teaching of mathematics», «Diagnostic, monitoring and evaluating the quality of mathematical preparation of students», etc.) is focused on mastering by the future teacher with math skills, organization of the process of professionally-oriented teaching of mathematics using technology, reflecting the specific subject area of «Mathematics» and the relevant age, gender and physical and mental characteristics of students in the conditions of specially organized training and laboratory environment. Industrial practice involves getting the professional skills and experience of pedagogical activity in the conditions of real educational institution. Research work included in the program of training of the master in that case, if the final qualifying work involves conducting pedagogical research, relevant work. The results of the training (professional competence and professional role relevant pedagogical activity) is indicated.
Keywords: graduate programs, professionally oriented teaching mathematics, training teachers of mathematics, teaching activities, teaching mathematics.
С 1 января 2017 года в Российской Федерации вступает в силу Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (документ утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 8 сентября 2015 г. № 608н) [1]. В этой связи представляется актуальным разработка новых и пересмотр существующих программ подготовки педагогов образовательных организаций высшего образования к осуществлению профессиональной деятельности по трудовой функции «Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) дополнительной профессиональной программе», а также приведение этих программ в соответствие с при-
нятым Профессиональным стандартом. В состав указанной трудовой функции входят следующие трудовые действия: «проведение учебных занятий по программам бакалавриата и дополнительной профессиональной программе (ДПП); организация самостоятельной работы обучающихся по программам бакалавриата и ДПП; консультирование обучающихся и их родителей (законных представителей) по вопросам профессионального самоопределения, профессионального развития, профессиональной адаптации на основе наблюдения за освоением профессиональной компетенции (для преподавания учебного курса, дисциплины (модуля), ориентированного на освоение квалификации (профессиональной компетенции); контроль и оценка освоения обучающимися учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бака-
Кондаурова Инесса Константиновна педагогические
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МАТЕМАТИКА ... науки
лавриата и ДПП» [1, с. 47].
Магистерская программа «Профессионально ориентированное обучение математике» (направление подготовки 44.04.01 Педагогическое образование) является одним из возможных способов подготовки будущих и переподготовки действующих преподавателей математики профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к проектированию и реализации профессионально ориентированного обучения математике студентов в контексте предстоящей профессиональной деятельности [2, с. 73].
Виды профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, - проектная и педагогическая деятельность. Результаты освоения магистерской программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, то есть его способностью применять знания, умения и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности [3-9]. В результате освоения характеризуемой программы выпускник должен обладать набором общекультурных (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5), общепрофессиональных (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4) и профессиональных (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10) компетенций [10].
Выпускник магистерской программы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование (уровень магистратуры)» [10], должен быть готов к решению профессиональных задач, соответствующих видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры. В частности, педагогическая деятельность предусматривает готовность выпускника к решению следующих задач: «изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы; организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям; организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными; осуществление профессионального самообразования и личностного роста». Указанные в ФГОС ВО задачи тесно коррелируют с трудовыми действиями функции «Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) дополнительной профессиональной программе» Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
Авторский подход к подготовке педагогов-математиков к осуществлению профессиональной деятельности по рассматриваемой трудовой функции состоит из трех взаимосвязанных модулей и предполагает включение в ее содержание учебных дисциплин, производственной практики и научно-исследовательской работы. Учебные дисциплины («Теория и методика обучения математике в системе профессионального образования»; «Избранные главы высшей математики и их использование в образовательном процессе»; «Современные методики и технологии профессионально ориентированного обучения математике»; «Диагностика, контроль и оценка качества математической подготовки студентов»; «Обучение математике студентов инженерно-технических, естественнонаучных и математических направлений подготовки»; «Обучение математике студентов сельскохозяйственных и медицинских направлений подготовки»; «Обучение математике студентов гуманитарных направлений подготовки»; «Обучение математике 248
студентов общественно-научных направлений подготовки»; «Профессионально ориентированное математическое образование в полилингвальной среде, этнопеда-гогика и этноматематика»; «Дистанционное профессионально ориентированное математическое образование» и др.) входят в состав первого (теоретического) модуля рассматриваемой подготовки и ориентированы на овладение будущим педагогом-математиком навыками организации процесса профессионально ориентированного обучения математике в условиях специально организованной учебно-лабораторной среды. Производственная практика (второй (практический) модуль подготовки) предполагает получение профессиональных умений и опыта педагогической деятельности в условиях реальной образовательной организации. Третий (вариативный) модуль (научно-исследовательская работа) включается в программу подготовки магистра в том случае, если его выпускная квалификационная работа предполагает проведение педагогических исследований, соответствующих рассматриваемой трудовой функции.
Предметную основу теоретического модуля подготовки будущего педагога-математика к профессиональной деятельности по трудовой функции «Преподавание учебных курсов, дисциплин (модулей) или проведение отдельных видов учебных занятий по программам бакалавриата и (или) дополнительной профессиональной программе» составляют дисциплины: «Избранные главы высшей математики и их использование в образовательном процессе» (1 семестр; 3 зачетных единицы, 108 часов) и т.п. курсы. Методический раздел теоретического модуля представлен дисциплинами: «Теория и методика обучения математике в системе профессионального образования» (1-3 семестры; 12 зачетных единиц, 432 часа), «Современные методики и технологии профессионально ориентированного обучения математике» (3-4 семестры; 3 зачетных единицы, 108 часов), «Диагностика, контроль и оценка качества математической подготовки студентов» (2-3 семестры; 3 зачетных единицы, 108 часов) и др.
Центральным звеном рассматриваемой подготовки в ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» служит учебная дисциплина «Теория и методика обучения математике в системе профессионального образования». Основная цель освоения дисциплины - формирование готовности будущего магистра педагогического образования к организации процесса профессионально ориентированного обучения математике в системе профессионального образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области «Математика» и соответствующих возрастным, гендерным и психофизическим особенностям обучающихся. Основное содержание дисциплины.
Тема 1. Инновационная образовательная политика государства в области профессиональной деятельности (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры; Концепция развития математического образования в России и др.).
Тема 2. Психолого-педагогические основы обучения высшей математике в системе профессионального образования: психолого-педагогическое сопровождение обучения и математического развития студентов с учетом их возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей.
Тема 3. Формирование образовательной среды для студентов, изучающих математику в контексте предстоящей профессиональной деятельности. Профессионально ориентированное обучение высшей математике: цели, закономерности, принципы (в том числе, принцип профессиональной направленности обучения математике). Развитие и воспитание студентов при обучении матема-Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17)
Кондаурова Инесса Константиновна ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МАТЕМАТИКА ...
тике в вузе.
Тема 4. Нормативно-документальное обеспечение математической подготовки в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (федеральные государственные образовательные стандарты, Профстандарты, локальные акты организации, учебный план, рабочие программы и др.). Содержание профессионально ориентированного обучения высшей математике.
Тема 5. Методы, методики, технологии и приемы обучения высшей математике в контексте предстоящей профессиональной деятельности.
Тема 6. Формы и средства профессионально ориентированного обучения высшей математике.
Тема 7. Диагностика качества профессионально ориентированного математического образования. Рейтинговая система оценки учебной деятельности студента. Фонды оценочных средств.
Тема 8. Руководство научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельностью обучающихся (по математике).
Тема 9. Дополнительное математическое образование студентов.
Тема 10. Специфика формирования математических понятий, методика работы с алгоритмами и правилами, обучение решению задач, изучение теорем.
Тема 11. Основные линии курса высшей математики и методика их изучения в контексте предстоящей профессиональной деятельности. Основные линии вузовского курса математики и методика их изучения в контексте предстоящей профессиональной деятельности: Линейная алгебра и аналитическая геометрия. Введение в математический анализ. Дифференциальное исчисление функций одной и нескольких переменных. Интегральное исчисление. Дифференциальные уравнения. Элементы теории вероятностей и математической статистики.
Тема 12. Систематизация, анализ и обобщение отечественного (в том числе, регионального) и зарубежного опыта обучения высшей математике в контексте предстоящей профессиональной деятельности.
В модели рассматриваемой подготовки предусмотрены значительные академические свободы, связанные с реальной возможностью обучающихся принять участие в формировании своей образовательной программы, например, посредством изучения дисциплин по выбору. Среди них: «Обучение математике студентов инженерно-технических, естественнонаучных и математических направлений подготовки» (2-3 семестры; 3 зачетных единицы, 108 часов); «Обучение математике студентов сельскохозяйственных и медицинских направлений подготовки» (2-3 семестры; 3 зачетных единицы, 108 часов); «Обучение математике студентов гуманитарных направлений подготовки» (3-4 семестры; 3 зачетных единицы, 108 часов); «Обучение математике студентов общественно-научных направлений подготовки» (3-4 семестры; 3 зачетных единицы, 108 часов). Изучение указанных дисциплин позволит будущим педагогам-математикам ознакомиться со спецификой и нюансами организации профессионально ориентированного обучения математике студентов конкретных направлений подготовки (специальностей) в условиях специально организованной учебно-лабораторной среды.
Одна из дисциплин по выбору («Профессионально ориентированное математическое образование в поли-лингвальной среде, этнопедагогика и этноматематика» (2-3 семестры; 6 зачетных единицы, 216 часов)) посвящена формированию готовности будущего магистра педагогического образования к осуществлению профессионально ориентированного обучения математике в билингвальной национальной среде с использованием этноматематического материала.
Ряд факультативных дисциплин, в том числе «Дистанционное профессионально ориентированное
математическое образование» (1-2 семестры; 2 зачетных единицы, 72 часа), ориентированы на овладение будущими педагогами-математиками знаниями и умениями, необходимыми для педагогической деятельности в условиях использования ресурсов Интернет.
Производственная практика (4 семестр; 3 зачетных единицы, 216 часов) предполагает формирование готовности будущего магистра педагогического образования к выполнению должностных обязанностей преподавателя математики в области педагогической деятельности в условиях реальной образовательной организации. В результате прохождения практики обучающийся должен:
Знать: особенности применения современных методик и технологий организации профессионально ориентированного обучения и воспитания (математике), диагностики и оценивания качества математического образования, различных подходов к организации и руководству научно-исследовательской работой студентов; особенности применения научно-теоретических подходов к анализу и использованию методик, технологий и приемов профессионально ориентированного обучения студентов, изучающих математику по различным образовательным программам (бакалавриат и ДПП).
Уметь: адаптировать применяемые современные методики и технологии организации профессионально ориентированного обучения и воспитания (математике), диагностики и оценивания качества математического образования; адаптировать разработанный план мероприятий по руководству научно-исследовательской работой студентов, изучающих математику по различным образовательным программам (бакалавриат и ДПП) в зависимости от реального образовательного контекста.
Владеть практическими навыками организации профессионально ориентированного обучения и воспитания (математике), диагностики и оценивания качества математического образования с использованием современных методик и технологий, формирования образовательной среды, руководства научно-исследовательской работой студентов в условиях реальной образовательной организации; практическими навыками реализации методик, технологий и приемов профессионально ориентированного обучения студентов, изучающих математику по различным образовательным программам (бакалавриат и ДПП), на основе анализа результатов процесса их использования в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Перечень выполняемых заданий.
Задание 1. Преподавание математических дисциплин (модулей) для студентов, изучающих высшую математику по различным образовательным программам (бакалавриат и/или ДПП): подготовка, проведение и анализ пробных занятий.
Задание 2. Участие в организации и руководстве научно-исследовательской и/или проектной деятельностью студентов, изучающих математику по различным образовательным программам (бакалавриат и/или ДПП).
Задание 3. Организационно-педагогическое сопровождение группы обучающихся: выполнение функций куратора группы.
Задание 4. Участие в формировании образовательной среды, обеспечивающей качество профессионально ориентированного математического образования.
Задание 5. Педагогический контроль и оценка учебной деятельности студентов, изучающих высшую математику по различным образовательным программам (бакалавриат и/или ДПП).
Задание 6. Ведение документации, обеспечивающей реализацию математических дисциплин (модулей).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» //
Кондаурова Инесса Константиновна ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА-МАТЕМАТИКА .
http://base.garant.ru/71202838/
2. Кондаурова И.К. Программа магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» как средство развития предметно-методической компетентности преподавателя математики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 72-74.
3. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 69-72.
4. Казанцева Л.А., Чистоусов В.А. Альтернативная траектория подготовки педагогов: проектирование образовательной программы магистратуры // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 17-21.
5. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Место дисциплины «введение в систему математического образования России» в профессиональном становлении педагога-математика // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 62-65.
6. Зайниев Р.М. Преемственность в математическом образовании и математической подготовке учителя математики // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 51-54.
7. Кондаурова И.К. Перспективы организации профессиональной подготовки будущих учителей // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С. 25-27.
8. Алехина М.А., Федосеев В.М. Математика в системе многоуровневого инженерного образования: актуализация интеграции с техническими науками // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 58-62.
9. Кустов Ю.А. Методологические подходы к формированию общепрофессиональных компетенций в воспитании будущих педагогов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 50-53.
10. Приказ Минобрнауки России от 21 ноября 2014 г. N 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» // http://fgosvo.ru/440401.