УДК 378.016: 51
ПРОГРАММА МАГИСТРАТУРЫ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ
© 2016
Кондаурова Инесса Константиновна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математики и методики ее преподавания Саратовский национальный исследовательский государственный университет, Саратов (Россия)
Аннотация. В статье предложен авторский подход к проектированию концепции программы магистратуры «Профессионально ориентированное обучение математике» в контексте требований Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года и Концепции развития математического образования в Российской Федерации. Магистерская программа рассматривается как один из возможных способов подготовки будущих и переподготовки действующих преподавателей математики профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к проектированию и реализации профессионально ориентированного обучения математике студентов в контексте предстоящей профессиональной деятельности. Обозначены результаты освоения магистерской программы (общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции; профессиональные задачи, соответствующие педагогическому и проектному видам деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры). Уточнены и охарактеризованы содержание и объем отдельных блоков программы магистратуры (блок 1 - дисциплины базовой и вариативной частей программы, в том числе дисциплины (модули) по выбору; блок 2 - практики, в том числе научно-исследовательская работа; блок 3 - государственная итоговая аттестация).
Ключевые слова: программа магистратуры; профессионально ориентированное обучение математике; предметно-методическая компетентность; преподаватель математики; средство развития.
THE GRADUATE PROGRAM «PROFESSIONALLY ORIENTED TEACHING OF MATHEMATICS» AS A MEANS OF DEVELOPING SUBJECT-METHODICAL COMPETENCE OF TEACHERS OF MATHEMATICS
© 2016
Kondaurova Inessa Konstantinovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of chair of mathematics and methods of teaching Saratov National Research State University, Saratov (Russia)
Abstract. In the article the author's approach to the design concept of the masters program «Professionally oriented teaching of mathematics» in the context of the requirements of the Concept of long-term socio-economic development of Russia for the period till 2020 and the Concept of mathematical education in the Russian Federation. The graduate program is considered as one of the possible ways of future training and re-training of existing teachers of mathematics of professional educational organizations and educational organizations of higher education for the design and implementation of professionally oriented teaching of mathematics to students in the context of future professional activity. The designated learning outcomes of the master's program (general cultural, general professional and professional competencies; professional objectives, relevant teaching and project activities, which are the focus of the graduate program). Clarified and described the content and volume of individual units of the masters program (block 1 - the disciplines of the basic and variable parts of the program, including the disciplines of choice; unit 2 - practice, including the research work; unit 3 - state final attestation).
Keywords: the graduate program; a professionally oriented mathematics teaching; subject-methodical competence; the teacher of mathematics; a means of developing.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р) [1] применительно к высшей школе обозначена цель - внедрение современной инновационной модели образования, практическая реализация которой возможна лишь при высоком уровне сформирован-ности профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава. Между тем, согласно проведенным исследованиям [2; 3], в системе высшего образования возникла ситуация, когда, с одной стороны, сокращается количество преподавателей, имеющих педагогическое образование (около 72% преподавателей высшей школы не имеют педагогического образования), а с другой, постоянно возрастают требования к уровню их предметно-методической компетентности. В изменившихся в связи с многочисленными образовательными реформами условиях, современному преподавателю высшей школы постоянно приходится заниматься повышением собственной квалификации, поскольку знаний и умений, сформированных за период обучения в вузе, порой бывает недостаточно для решения новых профессиональных задач. В этом смысле магистратуру можно рассматривать как форму повышения квалификации действующих преподавателей и одно из средств развития предметно-методической компетентности будущих педагогов.
Современный этап развития общества характеризует-
ся активным внедрением математики в различные области профессиональной деятельности [4-12]. «Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса ... Успех нашей страны в XXI веке, эффективность использования природных ресурсов, развитие экономики, обороноспособности, создание современных технологий зависят от уровня математической науки, математического образования и математической грамотности всего населения, от эффективного использования современных математических методов . Форсированное развитие математического образования и науки . будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Повышение уровня математической образованности обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства», - отмечается в Концепции развития математического образования в Российской Федерации [13], утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24 декабря 2013 года № 2506-р.
На практике вузовские преподаватели математики часто сталкиваются с необходимостью разработки и переработки учебно-методических комплексов дисциплин на основе Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования, внедрения интерактивных форм проведения занятий, использования в образовательном процессе информационных,
в том числе Интернет-технологий и т.п. Однако наибольшую сложность для начинающих, а иногда и достаточно опытных преподавателей вызывает проблема корректировки математической подготовки студентов профильных специальностей в направлении усиления ее профессиональной ориентации. Магистерская программа «Профессионально ориентированное обучение математике» (направление подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование) является одним из возможных способов подготовки будущих и переподготовки действующих преподавателей математики профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к проектированию и реализации профессионально ориентированного обучения математике студентов в контексте предстоящей профессиональной деятельности.
Результаты освоения магистерской программы определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, то есть его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.
В результате освоения характеризуемой программы выпускник должен обладать набором общекультурных (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5), общепрофессиональных (ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ОПК-4) и профессиональных (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10) компетенций [14].
Выпускник магистерской программы должен быть готов решать следующие профессиональные задачи, соответствующие видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры.
Педагогическая деятельность:
- изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы;
- организация профессионально ориентированного процесса обучения и воспитания в сфере профессионального образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области «Математика» и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;
- организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными;
- осуществление профессионального самообразования и личностного роста.
Проектная деятельность:
- проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- проектирование профессионально ориентированного содержания учебных дисциплин (модулей) (по математике), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;
- проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;
- проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.
Программа магистратуры состоит из трех блоков (таблица 1):
Таблица 1 - Структура программы магистратуры
Структура программы магистратуры Объем программы магистратуры (в зачетных единицах)
Блок 1 Дисциплины (модули) 66
зазови часть 1S
Вариативная часть 4S
Блок 2 Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР) 4S
Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6
Объем программы магистратуры 120
Блок 1 «Дисциплины» (включает дисциплины, относящиеся к базовой части программы, и дисциплины, относящиеся к ее вариативной части).
Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследова-
тельская работа (НИР)», который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы.
Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы магистратуры: «Инновационные процессы в образовании»; «Современные проблемы науки и образования»; «Деловой иностранный язык»; «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Дисциплины, относящиеся к вариативной части программы магистратуры: «Теория и методика обучения математике в системе профессионального образования»; «Избранные главы высшей математики и их использование в образовательном процессе»; «Современные методики и технологии профессионально ориентированного обучения математике»; «Педагогическое проектирование в области профессиональной деятельности»; «Диагностика, контроль и оценка качества математической подготовки студентов».
При реализации программы магистратуры обучающимся, в соответствии со стандартом [5], обеспечена возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированных адаптационных дисциплин (модулей) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30% от объема вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)». Дисциплины по выбору: «Методическая деятельность преподавателя»; «Профессионально ориентированное математическое образование в полилингвальной среде, этнопедагогика и этноматематика»; «Воспитательная деятельность преподавателя»; «Дополнительное математическое образование студентов»; «Обучение математике студентов инженерно-технических, естественнонаучных и математических направлений подготовки»; «Обучение математике студентов сельскохозяйственных и медицинских направлений подготовки»; «Обучение математике студентов гуманитарных направлений подготовки»; «Обучение математике студентов общественно-научных направлений подготовки».
В Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» входят производственная (в том числе преддипломная) практики.
Тип производственной практики - практика по получению профессиональных умений и опыта в области педагогической и проектной деятельности. Способ проведения производственной практики: стационарная.
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года // http:// base.garant.ru/194365/.
2. Сорокопуд А.В. Развитие системы подготовки преподавателя высшей школы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2012. 36 с.
3. Патрина Е.Н. Формирование педагогической компетентности преподавателя высшей школы в системе дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2006. 23 с.
4. Садовников Н.В. Основные компоненты содержания школьного курса математики как основа разработки методики обучения математике в средней школе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 132-135.
5. Аниськин В.Н., Куликова Е.В., Ярыгин А.Н. Интеграция модульно-рейтинговой системы и мето-
да проектов в преподавании учебного курса «История математики» // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 78-82.
6. Зайниев Р.М. Преемственность в математическом образовании и математической подготовке учителя математики // Самарский научный вестник. 2014. № 4 (9). С. 51-54.
7. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Место дисциплины «Введение в систему математического образования России» в профессиональном становлении педагога-математика // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 62-65.
8. Садовников Н.В., Пудовкина Ю.Н. Методические основы работы над понятиями в школьном курсе математики // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 127-132.
9. Кондаурова И.К., Захарова Т.Г., Гусева М.А. Региональный опыт подготовки и профессионального становления будущих педагогов-математиков в условиях модернизации среднего и высшего математического образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 81-84.
10. Кочеткова И.А. Методологические основы за-дачного подхода к процессу обучения младших школьников математике // Самарский научный вестник.
2014. № 2 (7). С. 57-59.
11. Мерлина Н.И., Селиверстова Л.В., Ярдухина С.А. Балльно-рейтинговая система оценки качества успеваемости студентов // Балтийский гуманитарный журнал.
2015. № 3 (12). С. 58-61.
12. Ягова Е.Ю. Приёмы формирования математических компетенций бакалавров // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 165-170.
13. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. N 2506-р «О Концепции развития математического образования в РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. Издательство «Юридическая литература», 13 января 2014, № 2, ст. 148.
14. Приказ Минобрнауки России от 21 ноября 2014 г. N 1505 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры)» // http://fgosvo.ru/440401.