жения с причалом, судоводители вынуждены прибегать к помощи работы винтов. В результате чего происходит подмыв грунта у основания причала, что не соответствует требованиям безопасности ГТС.
3. Транспортное судно не может без помощи буксиров и лоцмана безопасно маневрировать в операционной акватории причала из-за своих размеров (длина, ширина, осадка) и инерционных характеристик. Капитан порта устанавливает в «Обязательных постановлениях по порту», при каких определённых размерах, валовой вместимости или условном объёме судна, капитан транспортного судна обязан воспользоваться услугами буксиров и лоцмана. Такое требование портовых правил сводит к минимуму степень риска:
a) в неправильной оценке капитаном транспортного судна навигационной и метеорологической обстановки в порту;
b) в недооценки капитаном транспортного судна технических возможностей, маневренных характеристик своего судна и профессиональных навыков членов своего экипажа;
Исходя из исследований, следует, что в силу технологических особенностей швартовных операций оказание буксирных и лоцманских услуг транспортным судам невозможно заменить никакими другими услугами.
Следовательно, на основании ФЗ «О естественных монополиях» и местных правил плавания в портах услуги буксиров и лоцманов, которыми обеспечивается безопасность швартовных операций в операционных акваториях причалов имеют технологические особенности, при которых удовлетворение спроса эффективнее в отсутствие конкуренции, в меньшей степени зависят от изменения цены и не могут быть заменены другими услугами. В данном случае, в портах России, право на монопольное оказание буксирных услуг и услуг лоцманов на швартовных операциях остается за стивидорной компанией. Конкуренция буксирных услуг и услуг лоцманов допустима, но не по прямым договорам с судовладельцами,
грузовладельцами, а по договорам аутсорсинга со стивидорной компанией.
При таком подходе к организации и управлению технологическими перегрузочными процессами в морских портах элементы операций процесса ПРР станут цикличными, так как по условиям договоров аутсорсинга участники-исполнители обязаны будут оказывать услуги в пределах времени начала и окончания элементов операций процесса ПРР спланированного стивидорной компанией в ТПГОС.
Литература:
1. Устинов В.В., Совершенствование государственного управления навигационной, противопожарной и экологической безопасностью в морских портах России / В.В. Устинов, // Материалы 4-ой региональной научно-технической конференции. - РИО ФГОУ ВПО «МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова». - Новороссийск, 2005. - С. 39-40.
2. Устинов В.В., Формирование портового рынка вспомогательных услуг во вновь образовываемых портах на примере порта Тамань (в сравнении с портами Новороссийск и Одесса) / Устинов В.В., Попов В.В., // Транспортное дело России. - Москва, 2012. - № 3. - С.40-47.
3. Устинов В.В., Исследование навигационной, противопожарной и экологической безопасности в порту Темрюк, Кавказ и строящемся порту в районе мыса Железный рог / В.В. Устинов, В.Е. Деружинский, Г.В. Деружинский, А.И. Карапузов, В.В. Демьянов, О.В. Вильчинская, // Научно-технический отчёт ФГОУ ВПО «Новороссийская государственная морская академия». - Москва, ВНТИЦ, гос. per. № 01.2.006.10505, 2006г. 240с.
4. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях»
РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Коновалов В.А., д.э.н., доцент
В статье на базе процессного понимания качества продукции рассмотрены основные ошибки в понимании качества. Разработана типология расширенных измерений качества и уточнен соответствующий понятийный аппарат.
Ключевые слова: качество, продукция, типология, понятийный аппарат.
THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPTUAL APPARATUS OF THE QUALITY OF
PRODUCTS IN MODERN CONDITIONS
Konovalov V., doctorate degree of economics, docent
In the article on the basis of the understanding of the process of product quality the basic misunderstandings of quality. Developed a typology of advanced quality measurements and to refine the conceptual apparatus.
Keywords: quality, production, typology, the conceptual apparatus.
Потребность экспликации условий определения и измерения качества непосредственно в его базовом понятии обусловлена необходимостью подчеркнуть их значимость и высокую актуальность в настоящее время, устранив возможность ложного, формалистического подхода к трактовке проблемы качества и определении конкретизирующих требований к качеству.
Качество продукции - степень соответствия совокупности присущих ей отличительных свойств в условиях единого жизненного пространства пользователяна всем протяжении расчетного жизненного цикла изделия потребностям или ожиданиям, которые установлены, являются общепринятой практикой организации, ее потребителей и других заинтересованных сторон или являются обязательными.
В настоящее время наиболее распространены два вида ошибок в трактовке понятия «качество» и вытекающих из него искаженных требований к качеству. Первая ошибка - это рассмотрение изделия как изолированного объекта, вне целостного контекста предполагаемой среды (технической, социальной, психологической, культурологической и экономической) его функционирования. Данная ошибка, в свою очередь, имеет несколько разновидностей. Наи-
более явный случай ошибки отрыва от технического контекста среды - когда изделие обладает формальной несовместимостью с технической средой конкретного рынка сбыта - например, электромобиль в стране без соответствующей сети станций замены/зарядки аккумуляторов не может функционировать. Очевидно, такие ошибки весьма редки и являются грубым просчетом менеджмента. Менее явный случай ошибки такого рода - когда изделие в данной технической среде работоспособно, однако не может полностью реализовать заложенный потенциал, даже если формальные характеристики остаются в допустимых соответствующими требованиями рамках. В частности, как известно, звучание аудиокомпонен-тов сильно зависит от состояния питающей электросети (колебаний напряжения, загрязненности сети помехами разного рода и т.д.). Поэтому аппарат, выпущенный в Англии (для которой в целом характерно более высокое качество электросети) и имеющий с точки зрения фирмы-производителя высокое качество, будет являться недостаточно качественным для российских потребителей, хотя все заявленные технические характеристики (мощность, коэффициент демпфирования, уровень искажений и т.д.) будут соблюдены.
Вторая подгруппа ошибок, связанная с отрывом от экономи-
ческого контекста ожидаемой потребительской экосистемы, возникает в том случае, когда производитель не учитывает вероятный стоимостный уровень изделий, которые будут образовывать единую техносистему с данным изделием. Например, некоторые производители акустических систем выпускают изделия, обладающие высокими характеристиками при умеренной цене, однако их потенциал раскрывается только при совместном использовании с усилителями на порядок более высокой ценовой категории. Можно продолжить список данных примеров из различных областей, однако в целом вывод очевиден: качество товара должно определяться применительно к конкретной целевой группе его вероятных покупателей, на основе усредненной модели потребительской экосистемы.
Вторая принципиальная ошибка - статическое определение качества, исходя из состояния экосистемы покупателя на момент приобретения товара. Очевидно, что технологии и стандарты развиваются гораздо быстрее, чем изделия длительного пользования устаревают физически, поэтому изначально качественное изделие может со временем утратить качество ввиду морального износа. Такая стратегия иногда сознательно предусматривается фирмами для стимулирования продаж все новых моделей продукции вместо морально устаревших, однако она является в ряде случаев малопригодной. Это обусловлено следующими причинами: во-первых, избыточным расходом материальных ресурсов на производство новых и утилизацию старых изделий; во-вторых, постепенной утратой потребительского доверия как к конкретной фирме, так и к классу продукции в целом, которое выражается или в отказе от «гонки за прогрессом», или же в переносе внимания на продукцию низких ценовых категорий и снижении интереса к наиболее дорогой, инновационной продукции, что наносит существенный урон именно производствам из регионов с высоким уровнем интеллектуального капитала, вытесняемых производителями массовой продукции из стран с дешевой рабочей силой. Поэтому более правильным является моделирование качества на всем протяжении жизненного цикла изделия, которое позволяет определить экономически рациональный баланс между изначально заложенными в изделие для повышения потребительской лояльности возможностями по соответствию будущим стандартам и технологиям и возможностями, реализуемыми с помощью платного апгрейда продукции.
Применительно к качеству товаров принято различать несколько аспектов качества. Прежде всего, это формальное качество товара - его соответствие заявленным характеристикам. Очевидно, что в любом исправном товаре оно подразумевается по умолчанию и, следовательно, не может быть аргументом, влияющим на потребительское восприятие качества.
Далее, функциональное качество - соответствие функциональным требованиям потребителя, т.е. требованиям к выполнению устройством определенных задач с заданным уровнем. Очевидно, что стандартное определение качества согласно Международного стандарта ИСО 8402:94 [1] - «совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности», и его улучшенная формулировка в последующем стандарте ИСО 9000:2000 [2] и его российском аналоге ГОСТ Р ИСО 9000-2001 [3] «качество - степень соответствия характеристик требованиям» - затрагивают именно понятие функционального качества.
Ранее [4] функциональное качество считалось базовым при определении воспринимаемого потребителем качества, и в данное понятие интегрировались такие три аспекта, как способность решать определенные задачи (выполнять определенные функции), простота их достижения (эргономика товара) и нефункциональная эстетичность. Данный подход соответствовал старой парадигме восприятия товара, когда во главу угла ставилась техническая возможность выполнять те или иные задачи, удобство использования, а все остальное оставлялось слабодифференцированной категории «эстетического». Современные исследования показали иную внутреннюю структуру мотивации потребителя на высоконасыщенных товарных рынках: функциональность и простота продукта образуют первый уровень восприятия его качества, а далее необходимо учитывать социальное, ментальное и этическое воспринимаемое качество товара (равно как и бренда в целом). Именно вследствие переноса акцента с функционального качества предмета как такового на его комплексное воздействие на покупателя (и, соответственно, на его восприятие покупателем) в определении стандарта ISO 9000:2000 отсутствует существительное - носитель качества.
Следующим за уточнением понятия «качество» этапом развития понятийного аппарата управления качеством продукции является актуализация потребностей и ожиданий потребителей. Эволюция маркетинговой теории, обусловленная требованиями практики продвижения товаров на высококонкурентных рынках, протекает в направлении все более полного изучения скрытых потребностей покупателя, определяющих восприятие им качества продукции.
В работе Т. Гэда [5] (опирающейся на труды классиков социологии - Р. Барта, П. Бурдье, Ж. Бодрийара и др.) была предложена система четырех измерений качества - функционального, социального, ментального и этического. В целом данная классификация достаточно удачно отражает особенности потребительского восприятия товара, однако, как показывает исследование, является не вполне удачной с терминологической точки зрения. Понятие функционального измерения качества, описывающего способность товара выполнять свои непосредственные функции, не вызывает сомнений. С трактовкой этического измерения, характеризующего этическую оценку всех процессов создания, транспортировки, использования и утилизации товара с точки зрения общества в целом, также можно согласиться. Однако отнесение всех остальных измерений к двум категориям - социальному и ментальному измерению -представляется недостаточно точным. Под социальным измерением качества Т. Гэд подразумевает функцию социальной идентификации посредством товара (дорогие часы бизнесменов, атрибутика футбольных болельщиков и т.д.), а под ментальным - стремление покупателя изменить собственное самовосприятие (например, покупка дорогого профессионального спортивного снаряжения, чтобы ощутить себя спортсменом). В данных случаях работает один и тот же механизм - товар используется в своем символическом значении, чтобы «спроецировать» его владельца на искомое место в символической реальности, рядом с уважаемыми бизнесменами или же звездами спорта.
Таким образом, эти измерения товара логично объединить в категорию проективно-символического измерения, выполняющего целый ряд функций. При этом в классификации Т. Гэда не учтено еще одно измерение качества товара, отмеченное в работе В. Софронова-Антомони [6]. Анализируя особый сегмент рынка аудио-техники - так называемое highend audio (дословно - аудио высшего предела), он делает вывод: «Настойчивым и чуть ли не главным рефреном дискурса аудиожурналов (а также аудиодилеров и аудио-потребителей) является предположение/утверждение, что в некоторых образцах аудиоаппаратуры - которую мы производим, которую мы ищем, которую мы покупаем - присутствует никогда не уловимый, но явно наличествующий там Икс: способность «звучать» и доставлять нам ни с чем не сравнимые чувства». Очевидно, что описываемый здесь феномен коренным образом отличен от предыдущего измерения качества - проективно-символического. В данном случае покупатель не стремится позиционировать себя в мире символов, а занят именно поиском экзистенциальных переживаний, раздвигающих привычные пределы. Для этого и служат такие, пользующиеся вполне устойчивым спросом образцы техники, как усилитель Gaku-On (ценой порядка 100 000 долл.) с трансформатором, намотанным серебряной проволокой, пропущенной через алмазные волочильные доски, или же проигрыватель виниловых пластинок Nottingham Analogue ценою в 50 000 долл., собранный из брусков дерева, бывших некогда частью остова судов XYII-го века. Данное измерение качества логично именовать пер-фекционистски-гедонистическим.
Анализ позволяет увидеть, что своеобразные аналоги техники highend можно встретить в самых разных областях; например, одно из отечественных предприятий освоило выпуск мебели с микронными допусками; с практической точки зрения это явно излишне, однако может отвечать потребности определенной категории покупателей в совершенстве. Отсюда следует важный для теории управления качеством вывод: в некоторых случаях нельзя говорить об избытке качества; даже заведомо излишние с точки зрения функционального качества характеристики могут быть востребованы покупателем в случае позиционирования изделия как highend продукции, обладающей техническим совершенством, соответствующим запросам перфекционистски-гедонистической категории покупателей. Этот вывод особенно важен для российских предприятий, многие из которых по своему основному профилю деятельности заняты производством изделий военного назначения, имеют огромный научно-технический потенциал, однако избыточные с
точки зрения гражданского применения требования к качеству и надежности военной аппаратуры зачастую сильно удорожают ее производство, затрудняют конкуренцию с более дешевыми зарубежными аналогами в области товаров, востребованных за функциональное измерение качества. Переход же к задействованию пер-фекционистски-гедонистического измерения качества (вместе с символически-проективным измерением, апеллирующим к надежности военной техники, предназначенной для решительных и мужественных людей) позволяет реализовать «стратегию голубого океана» - создание нового рынка и долговременное на нем доминирование [7], основанное на стратегических научно-технических преимуществах, вместо ожесточенной ценовой конкуренции на высоконасыщенном рынке.
Литература:
1. ИСО 8402:94
2. ИСО 9000:2000
3. ГОСТ Р ИСО 9000-2001
4. Райан Б. Стратегический учет для руководителя. - М.: Юнити, 1998.
5. Гэд Т. 4ё брендинг. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.
6. Софронов-Антомони В. Индустрия наслаждения // Логос, 2000. - № 4.
7. Ломакин М.И., Докукин А.В. Стандартизация качества продукции с ориентацией на интеграцию // Российское предпринимательство, 2012. - № 1.
СОВРЕМЕННЫЕ УСЛОВИЯ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА КИТАЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Чжао Фэй, к.э.н., преподаватель кафедры Международного торговли Тайшанского государственного института
В статье обобщаются достижения подходов к внутрифирменному планированию на предприятиях на основе некоторых особенностей становления и развития современной экономики Китая.
Ключевые слова: характеристики подходов, внутрифирменное планирование, особенности становления, современная экономика Китая.
CURRENT ECONOMIC CONDITIONS AND CHARACTERISTICS OF CORPORATE
PLANNING IN CHINESE ENTERPRISES
Zhao Fei, Ph.D., Lecturer, World trade chair, Taishan University
The article summarizes the achievements to describe approaches to corporate planning at enterprises should consider some of the features of formation and development of the economy of China.
Keywords: performance approaches , corporate planning , the features of formation, the modern Chinese economy.
До начала реформ МСП были представлены значительной частью государственных предприятий, городскими коллективными предприятиями и сельскими предприятиями народных коммун и производственных бригад.
Провозглашенный с началом экономической реформы (1978 г.) курс на создание многоукладной экономики с государственной собственностью в качестве основы дал толчок быстрому развитию малых предприятий различных форм собственности, в том числе индивидуальных и частных. Особенно бурно до середины 90-х годов развивались сельские волостные и поселковые предприятия, поглощавшие основную массу высвобождавшихся из сельского хозяйства крестьян (в «пиковом» 1996 г. здесь было занято 135 млн. человек).
Рост малого предпринимательства, носивший во многом стихийный характер, потребовал уточнения критериев данного феномена.
На рубеже 80-х - 90-х гг. Госсовет КНР утвердил «Критерии разграничения крупных, средних и малых предприятий в промышленности» применительно к различным отраслям, основанные либо на годовых объемах производства (в подавляющем большинстве случаев), либо на первоначальной стоимости основных фондов.
Например, к малым были отнесены металлургические предприятия с выплавкой менее 100 тыс. тонн стали и шахтоуправления с добычей менее 900 тыс. тонн угля в год, к средним соответственно предприятия с выплавкой менее 600 тыс. тонн стали и добычей менее 3 млн. тонн угля. Соответствующие критерии были приняты и для строительных организаций. В последние годы китайская статистика использует для классификации предприятий показатель объема реализованной продукции, фактически отражая на общегосударственном уровне только деятельность так называемых «масштабных» предприятий с годовым объемом реализации не менее 5 млн., юаней (600 тыс. долл.).
В столь крупный сегмент народного хозяйства направляется довольно значительная часть совокупных общественных инвестиций (порядка 143 млрд. долл.). Более половины этих инвестиций составили самостоятельно изысканные средства, около 20% - внутренние кредиты, и лишь 6,2% - 22,4 млрд. долл. - пришлось на бюджетные инвестиции. Хотя официальная китайская статистика не публикует каких-либо сведений о распределении бюджетных
Для характеристики подходов к внутрифирменному планированию на предприятиях следует рассмотреть некоторые особенности становления и развития современной экономики Китая.
Составной частью экономических реформ Китая стала «политика открытости» («Кайфан»). Это политика привлечения иностранного капитала в китайскую экономику в виде займов, прямых инвестиций, организации СП с зарубежными партнерами и привлечение капитала через СЭЗ.
Первая свободная экономическая зона была создана в маленькой деревушке Шэньчжэнь в 1979 г. Менее чем через 10 лет Шэньч-жэнь превратилась в современный город с населением в 2 млн. чел., а в 1990 г. там уже действовало свыше 3000 предприятий с участием иностранного капитала, причем около 2000 из них были совместными иностранно-китайскими, а 354 - полностью иностранными.
Общая характеристика китайской модели экономики.
Китайская Народная Республика (КНР) — одна из крупнейших стран мира. На ее территории — 7,2% мировой суши — проживает свыше 21% населения мира. Ее хозяйство создает 4% ВМП при подсчете по текущим валютным курсам и свыше 12% ВМП, рассчитанного на основе ППС. По последнему показателю КНР уступает только США. США обладает крупными минеральными ресурсами практически всех известных элементов. По потенциальным ископаемым ресурсам Китай уступает США и Российской Федерации. Она занимает ведущее место по запасам таких металлов, как вольфрам, цинк, литий, тантал, медь, свинец, никель.
Со дня образования КНР ее положение в мировом хозяйстве кардинально изменилось. КНР превратилась из отсталой в промыш-ленно-аграрную страну, поставившую цель достичь в первой половине XXI в. высокого уровня развития и стать одной из ведущих держав мира. В последние десятилетия в стране осуществлялся перевод хозяйства от централизованно планируемой экономики к рыночным методам регулирования. По социально-экономической характеристике хозяйства КНР скорее относится к группе стран с переходной экономикой, чем к развивающимся странам
Китайская Народная Республика исторически характеризуется обилием мелких малых предприятий в большинстве отраслей народного хозяйства, являясь многонаселенной страной с преобладанием сельского населения, последовательно проводит поддержку МП в течение уже более 20-ти лет.