УДК 657
н.Д. Горюнова РАЗВИТИЕ ПОЛОЖЕНИЙ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОСТИ ОТЧЕТНОСТИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПЛАНА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВТОНОМНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Аннотация. В статье представлены исследования порядка разработки внутрифирменных документов по развитию положений учетной политики для обеспечения информационности отчетности по выполнению плана финансово-хозяйственной деятельности автономных образовательных учреждений в соответствии с новыми требованиями законодательства. Ключевые слова: автономные образовательные учреждения, внутрифирменные документы по оплате труда, бухгалтерский учет.
NataUa Goryunova DEVELOPMENT OF ACCOUNTING POLICIES FOR INFORMATION REPORTING ON IMPLEMENTATION PLAN ACTIVITIES FINANCIALLY AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION
Abstract. The article presents research about the development of in-house documents on the development of accounting policies to ensure information reporting on the implementation plan of financial and economic activities of autonomous educational institutions in accordance with the new legislative requirements
Keywords: autonomous educational institutions, in-house documents on payment accounting.
Организация бухгалтерского учета автономного образовательного учреждения (далее - АОУ) представляет собой многоаспектный процесс, содержание которому определяет учетная политика [1; 2; 3; 9; 10; 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21]. По определению «учетная политика - это совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета (п. 1 ст. 8 Закона № 402-ФЗ). Главная цель учетной политики документально подтвердить выбранные бухгалтерией способы ведения бухгалтерских записей в стоимостном измерении объектов учета. Более широкое определение учетной политики приводится в Правилах бухгалтерского учета 1/2008: принятая организацией совокупность способов ведения бухучета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Перечень приведенных учетных действий касается и бухгалтерий АОУ, несмотря на то, что непосредственное применение всех учетных стандартов для них является правом, а не прямой обязанностью в силу отраслевой специфики и особенностей правового регламента, указанных в Бюджетном кодекса РФ (далее - БК РФ). Как и другие экономические субъекты, АОУ разрабатывают учетную политику, от экономически обоснованных позиций которой зависят и показатели отчетности, их правдивость, а следовательно информированность учредителей АОУ, региональных администраций, налоговых органов и других пользователей отчетной информации. При формировании учетной политики должны соблюдаться требования нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерских записей, а в бухгалтерской отчетности требуется раскрытие информации об изменениях учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение.
В соответствии с законодательством руководство и бухгалтерия АОУ обеспечивают открытость и доступность информации годовой бухгалтерской отчетности АОУ, а также сохранность носителей такой информации согласно законодательным требованиям (хранение в специальных помеще-
© Горюнова Н.Д., 2014
ниях, а по истечении срока хранения документы сдаются в местный государственный архив или уничтожаются с соблюдением специальных процедур).
В рамках реализации закона от 8.05.2010 г. № 83-ФЗ с середины 2010 г. проводится кампания по реформированию сети государственных (муниципальных) учреждений, что напрямую связано с обновлением порядка ведения бухгалтерского учета в автономных учреждениях (далее - АУ) всех сфер отраслевой специализации. Несмотря на то что АУ по-особому организуют бухгалтерский учет, на них при разработке учетной политики все же распространяются единые методологические правила, установленные нормативными правовыми актами РФ. В инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета АУ определен единый порядок отражения активов, обязательств и фактов хозяйственной деятельности на счетах плана счетов бухгалтерского учета учреждения [3].
Необходимость учетной политики объясняется, во-первых, требованиями законодательства, а во-вторых, в плане счетов АОУ не находят отражение отраслевая специфика финансово-хозяйственной деятельности АОУ. В связи с этим в отсутствии отраслевых стандартов учета и во избежание споров и разногласий с контролирующими органами рекомендуется закрепить весь спектр необходимых регламентов и документов в учетной политике. Особенность отчетной деятельности бухгалтерии АОУ заключается в представлении отчетности о выполнении плана финансово-хозяйственной деятельности (в разрезе всех позиций полученных заданий) главному распределителю, финансирующему эти государственные (муниципальные) задания, органам государственной статистики, налоговым органам и иным лицам в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 17 Закона о бухгалтерском учете требования к документированию учет-но-отчетных действий АОУ и остальных экономических субъектов являются унифицированными. Вместе с тем для АОУ существует ряд требования специального свойства, требующие дополнять пакет отчетности дополнительными документами. Для грамотного формирования учетной политики важное значение имеет обеспечение открытости и доступности требующегося согласно законодательству пакета документов, главные из которых отражены на рисунке.
Рис. Базовый пакет документов для организации финансово-хозяйственной деятельности
С 2013 г. образовательные учреждения должны предоставлять в Минобрнауки России сведения о материально-технической и информационной базе, финансово-экономической деятельности образовательного учреждения, реализующего программы среднего и высшего профессионального образования за 2012 г. по формам СПО-2, ВПО-2, утвержденным Приказом Росстата от 18.10.2012 г. № 554. Для реализации главного требования методологии учета - достоверность, открытость и доступность годовой бухгалтерской отчетности - бухгалтерии автономного учреждения обязаны искать возможности совершенствовать концепции построения рабочего плана счетов, поскольку ученые занимаются общенациональными проблемами учета и редко кто из них в своих научных изысканиях углубляются в специфику учета областного колледжа или еще более мелкого образовательного учреждения на периферии [4; 5; 6; 7; 8; 11; 14].
В настоящее время бухгалтериям АОУ предоставлено право вводить при утверждении рабочего плана счетов дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете информации, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности автономного учреждения. В соответствии с расширением позиций рабочего плана счетов разрабатывается и концепция учетной политики АОУ.
При ведении учетных действий бухгалтерии АОУ руководствуются инструкцией по применению единого плана счетов [12], устанавливающей общие принципы организации бухгалтерского учета активов и обязательств учреждений всех организационно-правовых форм (казенные, бюджетные и автономные). Положения данной Инструкции определяют особенности учетных записей, обусловленные спецификой использования источников финансирования государственных (муниципальных) заданий по различным направлениям финансово-хозяйственной деятельности. Конкретизация методологических аспектов организации учета приводится в Приказе об учетной политике учреждения, содержание которой реализует одну из основных целей бухучета - обеспечение заинтересованных пользователей необходимой информацией. Следовательно, при выборе методов учета необходимо учитывать требования по группировке и детализации данных для целей бухгалтерской отчетности, приведенные в Инструкции о бухгалтерской отчетности учреждений [13].
Изучение нормативных требований к организации учета и к составлению отчетности показало, что в автономных учреждениях в отличии, например, от казенных и бюджетных учреждений, в номерах счетов бухгалтерского учета не применяются коды поступлений и выбытий. Это отличие обусловлено тесной зависимостью учетных операций (записей на счетах учета) от финансового планирования деятельности АОУ. Вместо кодов поступлений и выбытий бухгалтериям АОУ рекомендовано использовать коды (определяемые каждым АУ или вышестоящим (либо финансовым) органом для группы учреждений), используемые в Плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения (далее - Планы ФХД). Данную специфику применения кодов следует принимать в расчет при организации учета операций по санкционированию расходов (пятый раздел плана счетов бухгалтерского учета) и составлении бухгалтерской отчетности. Отметим, что коды КОСГУ - в номерах счетов для учета расходов и затрат могут применяться так же, как и в бюджетных учреждениях.
Определив элементы и методы измерения стоимости факторов финансово-хозяйственной деятельности АОУ, бухгалтерия разрабатывает важный пакет других документов, носящих название «Порядок»: документооборот, порядок проведения инвентаризации, формирование и утверждение рабочего плана счетов, позиций учетной политики, состав и содержание показателей плана финансово-хозяйственной деятельности и отчетности, контрольных соотношение плановых и отчетных показателей. Помимо этих документов бухгалтерия разрабатывает регламенты контроля, а при необходимости и регламенты аудита. В связи со сложными вычислительными процессами, правилами оформления унифицированных документов в регламенте учетной политики АОУ рекомендуется указывать и способы информационно-коммуникационного (технического) обеспечения учетного процесса с
указанием используемых операционных систем и программных продуктов. Такого рода информационно-правовая основа функционирования бухгалтерий АОУ позволяет вести синтетический и аналитический учет объектов (фактов хозяйственной жизни) в стоимостном измерении на основании информации первичных и сводных документов.
На основании анализа публикаций российских ученых о развитии методик формирования учетной политики в некоммерческих организациях была предпринята попытка сформировать базовые методические положения учетной политики для автономных образовательных учреждений. В обновлении позиций учетной политики для бухгалтерий АОУ были использованы профессионально обоснованные элементы методик в развитии некоторых аспектов организации учетной деятельности согласно бухгалтерским новациям 2012 и 2013 гг.
В предлагаемом нами варианте учетной политики, в отличие от уже имеющихся позиций, содержится такой важнейший, на наш взгляд, раздел, как «Организация процесса», состоящий из двух подразделов: в первом указываются требования общенационального бухгалтерского законодательства (нормативно-правовая база, причины изменения учетной политики), а во втором - приводится исчерпывающая информация об уставной деятельности АОУ, структура её управления (учредители, распорядители средств и т.д., источники финансирования, принятая система оценки ФХД). В основном методическом разделе учетной политики АОУ описываются конкретные методы признания в учете объектов в их стоимостном измерении. Рекомендуется также приводить в учетной политике перечень отчетных показателей и основные позиции их расчета.
Бухгалтерия АОУ при разработке положений учетной политики изначально должна выявлять и анализировать внешние и внутренние факторы, определяющие специфику её ФХД, на основании чего ею определяются конкретные положения учета, требующие полного раскрытия. Такого рода детализация учетной политики позволит, на наш взгляд, обеспечить высокую степень достоверности предоставляемой отчетности.
Библиографический список
1. Бодяко А.В. Развитие методики учета и внутреннего контроля расчетов по оплате труда: монография / А.В. Бодяко. - М.: Информационно-внедренческий центр «МАРКЕТИНГ», 2011. - 135 с.
2. Бодяко А.В. Разработка комплексного методического обеспечения процедур внутреннего контроля расчетов по оплате труда // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 3. -С. 58-70.
3. Бодяко А.В. Учет труда и расчетов с персоналом по его оплате // Бухучет в строительных организациях. -
2012. - № 6. - С. 25-32.
4. Бодяко А.В. Методические подходы к модификации проекта положения по бухгалтерскому учету Минфина России «Учет вознаграждений» // Вестник Университета (Государственный университет управления). -
2013. - № 4. - С. 61-67.
5. Бодяко А.В. Формирование отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности // Микроэкономика. - 2011. - № 6. - С. 174-179.
6. Дудукалова Г.Н., Овсийчук М.Ф. Процедуры экономического анализа как инструмент внутрихозяйственного контроля результативности деятельности экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ. -2010. - № 5. - С. 122-126.
7. Мироненко В.М. Повышение качества аудиторской проверки в сфере жилищно-коммунальных услуг // Вестник Университета (Государственный университет управления). - № 14. - 2010. - С. 252-264.
8. Мироненко В.М. Аудит отчетности товариществ собственников жилья: монография / В. М. Мироненко; под ред. М.Ф. Овсийчук. - М., 2007.
9. Мироненко В.М. Организационно-методические подходы к аудиторскому финансовому контролю жилищно-коммунального хозяйства // Вестник Университета (Государственный университет управления). -№ 9. - 2010. - С. 217-221.
10. Мироненко В.М. Классификация факторов, влияющих на деятельность товариществ собственников жилья и учет их при проведении аудита [Апрельские научные чтения имени профессора Л.Т. Гиляровской]: Материалы II Международной научно-практической конференции: Воронежский государственный университет, 26 апреля 2013 года. - Воронеж: Воронежский ЦНТИ, филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2013.
- С. 164-167.
11. Мироненко В.М. Методические основы обеспечения социальной защиты населения в товариществах собственников жилья // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 4. -С. 147-153.
12. Мироненко В.М. Факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета деятельности товариществ собственников жилья // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 3.
- С. 186-190.
13. Овсийчук М. Ф., Коба Е.Е. Создание агропромышленных холдингов - один из путей повышения динамичного развития сельского хозяйства // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - № 5. - С. 451-452.
14. Овсийчук М.Ф., Горлов В.В. Управленческий учет в производственных фармацевтических организациях по международным стандартам бухгалтерского учета // Вестник Университета (Государственный университет управления). - № 9. - 2013. - С. 68-75.
15. Овсийчук М.Ф., Старцева Т.Е. Бюджетирование - один из элементов управления финансовым результатом в хозяйствующем субъекте // Вопросы региональной экономики. - № 9 (4). - 2011.
16. Пономарева С.В. Учетно-контрольная система информационного обеспечения управления интеллектуальными бизнес-услугами / С.В. Пономарева. - М.: КноРус, 2013. - 422 с.
17. Рогуленко Т.М., Пономарева С.В. Совершенствование системы внутреннего контроля и аудита в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности. Ин-т исслед. товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ОАО «ИТКОР»). - М., 2011.
18. Рогуленко Т.М. Бухгалтерский учет и его место в рыночной экономике // Транспортное дело России. - №
10. - 2011. - С. 189-191.
19. Рогуленко Т.М., Ланг М.М. Разработка учетной политики организации для целей финансового, налогового и управленческого учета // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2008. - №
11. - С. 348.
20. Рогуленко Т.М. Проблемы перехода российского бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 4.
- С. 187-191.
21. Рогуленко Т.М. Синтетический и аналитический учет нематериальных активов // Бухучет в строительных организациях. - 2012. - № 6. - С. 9-11.
22. Рогуленко Т.М. Особенности аудита, вызванные отраслевыми и общеэкономическими факторами // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2007. - № 19. - С. 291-303.
23. Слиняков Ю.В. Креативный аспект современных образовательных технологий // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2007. - № 10. - С. 37-42.
24. Слиняков Ю.В. Особенности формирования, становления и развития контроллинга в деятельности предпринимательских организаций // Вестник Университета (Государственный университет управления). -2012. - № 9(1). - С. 52-56.
25. Слиняков Ю.В. Оценка и развитие кадрового потенциала в высшей школе // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2007. - Т. 1. - № 19. - С. 98-103.
26. Слиняков Ю.В. Теоретические и методические аспекты контроллинга в стратегическом планировании деятельности организации // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 3. - С. 275-281.
27. Слиняков Ю.В. Построение системы корпоративной социальной ответственности // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 4. - С. 227-233.