Ю.В. Слиняков
УДК [005:338.465] (075.8)
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ СФЕРОЙ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ПРИ ИХ АДАПТАЦИИ К РЫНОЧНЫМ УСЛОВИЯМ
Аннотация. В статье представлены исследования проблем, связанных с коммунальной и жилищной сферой России, описаны подходы к изучению управления данной сферой как социально-экономической системой.
Ключевые слова: жилищно-коммунальная сфера России, управление.
Yriu Slinyakov
PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF MANAGEMENT IN THE SPHERE OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES IN THEIR ADAPTATION TO MARKET CONDITIONS
Abstract. The paper presents the study of the problems associated with communal and housing sector in Russia, describes approaches to the study of management of this area as a socio-economic system. Keywords: housing and utilities Russia, management.
Коммунальная и жилищная сфера России - это многоотраслевой комплекс, в котором переплелись социально-экономические вопросы жизнеобеспечения городов и иных населенных мест. Он включает взаимозависимые, а также автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, деятельность которых связана с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах.
В настоящее время производственная структура жилищно-коммунального хозяйства как отрасль экономики состоит из четырех подотраслей:
— жилищное хозяйство;
— ресурсоснабжение (тепло-, электро-, газо-, водоснабжение и водоотведение);
— благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, берегоукрепление, санитарная очистка, утилизация отходов);
— бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальные услуги).
Жилищный фонд в стране составляет 25% всего воспроизводимого недвижимого имущества и насчитывает более 3,06 млрд кв. м общей площади. В среднем на одного жителя страны приходится 21,5 кв.м. общей площади. Право собственности на жилье, а также рынок жилья стали неотъемлемой частью отношений в жилищной сфере. Значительно изменилась структура жилищного фонда Российской Федерации по формам собственности, сформирован новый слой собственников жилья как социальная база жилищной реформы. В настоящее время доля частного жилищного фонда составила более 81% по сравнению с 33% в 1991 г., а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67 до 19 %, в том числе 14 % составляет муниципальный жилищный фонд. По оценке государственной системы регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечено более 5,7 % жилых домов и квартир, находящихся в частной собственности, что является существенным показателем для периода становления жилья. Радикальные изменения произошли в жилищном строительстве: основную роль стали играть частные и индивидуальные застройщики. Доля жилья, введенного предприятиями и организациями частной формы собственности и индивидуальными застройщиками, в общем объеме жилищного строительства составила в 2012 г. более 83,9 %, в том числе индивидуальными застройщиками - 45,8%.
В последние годы активно осуществлялось реформирование жилищно-коммунального ком-
© Слиняков Ю.В., 2014
плекса, направленное на создание эффективного механизма управления и снижение издержек по предоставлению услуг. Повышение эффективности работы ЖКХ в первую очередь было связано с постепенным переводом данного сектора экономики на режим безубыточного функционирования при переориентации бюджетных субсидий малоимущих семей.
В настоящее время можно свидетельствовать начало нового этапа развития жилищно-коммунальной сферы, связанного с реформированием, укреплением правовой базы регулирования деятельности организаций жилищно-коммунальной сферы, усилением контроля со стороны государства за их деятельностью, появлением и развитием частного сектора, целевого капитала финансирования для достижения поставленных целей развития исследуемой сферы. Вместе с тем необходимо отметить, что управление сферой жилищно-коммунальных услуг в регионах практически не развивается. Отсутствуют государственные и внутрифирменные регламенты, методические разработки и рекомендации по организации управления персоналом, многоквартирными домами и другие. Расширение участия в исследуемом секторе частных инвестиций, обуславливает необходимость изменения подходов к управлению и организации практической деятельности организаций. Зачастую экономические субъекты самостоятельно разрабатывают методику управления по отдельным сегментам жилищно-коммунального сектора. Предлагаемые в экономической литературе разнообразные варианты по организации управления в тех или иных организациях являются разрозненными, иногда противоречат друг другу, а иногда и взаимоисключающие друг друга.
Проведение экономической реформы в стране, ликвидация монополии государственной собственности на рынке жилищно-коммунальных услуг и образование в связи с этим многообразия форм собственности, потребовало создания новой современной системы управления сферой жилищно-коммунальных услуг на территории регионов, удовлетворяющей разнообразные потребности населения в данном роде услуг на высоком уровне [20; 21; 22; 23; 24; 25; 26; 27].
Коммунальная и жилищная сфера России - это многоотраслевой комплекс, в котором переплелись социально-экономические вопросы жизнеобеспечения городов и иных поселений, включающий взаимозависимые, а также автономные предприятия и организации социальной и производственной сферы, связанные с удовлетворением потребностей населения в жилье и коммунальных услугах.
В настоящее время методология управления сферой жилищно-коммунальных услуг в регионах, адаптированного к рыночным условиям, должна развиваться в соответствии с новым этапом реформирования жилищно-коммунальной сферы, связанного с укреплением правовой базы, усилением контроля со стороны государства, появлением и развитием частного сектора, целевого финансирования, внедрения адресной поддержки социально незащищенных слоев населения, отказом от прямого финансирования убытков организаций [1; 2; 3; 4; 6; 7; 8; 9; 15; 16; 17; 18; 19]. Как показывают исследования, сложившаяся практика управления сферой жилищно-коммунальных услуг в регионах недостаточно развита, не соответствует требованиям рыночной экономики, изменившимся условиям финансирования отрасли, что обуславливает необходимость разработки методологических аспектов управления и его адаптации к рыночным условиям [5; 6; 10; 11; 12; 13; 14]. Недостаточная проработанность вопросов концепции управления сферой жилищно-коммунальных услуг в регионах приводит к неэффективной социальной политике, неудовлетворительным результатам проводимых реформ. Слабое методическое обеспечение вопросов управления на федеральном, региональном и внутрифирменном уровнях (отсутствуют отдельные государственные, недостаточно развиты внутрифирменные регламенты, методические разработки и рекомендации) сдерживает эффективность управления и процесс его адаптации к новым рыночным условиям в сфере жилищно-коммунальных услуг.
Необходимость эффективного обеспечения устойчивости хозяйственных систем сферы жилищно-коммунальных услуг в регионах на макро-, мезо- и микроуровнях с использованием механизмов управления, адаптированных к рыночным условиями, отсутствие достаточного теоретического и методологического обеспечения процесса управления хозяйственными системами сферы жилищно-коммунальных услуг, подтверждают актуальность темы, необходимость постановки и решения научно-прикладной проблемы развития управления сферой жилищно-коммунальных услуг в регионах, адаптированного к рыночным условиям [1; 2; 6; 8].
В рыночных условиях жилищно-коммунальный сектор экономики является полноценным участникам рыночного хозяйства, т.е. экономической системы, в которой рынок играет роль регулятора экономических отношений. Жилищно-коммунальному хозяйству, исторически привязанному к государственному регулированию и государственному контролю, наиболее сложно эффективно войти в систему распределения ресурсов и формирования пропорций с помощью рыночных механизмов, предусматривающих, что удовлетворение общественных потребностей осуществляется через улавливание движения спроса и предложения на жилищно-коммунальные услуги через систему цен, прибылей и убытков [3;4;5;7].
Развитие мирового жилищно-коммунального хозяйства происходило с формированием рыночного хозяйства. Этот исторический процесс является длительным, насчитывающим столетия, неразрывно связанный с развитием общественного разделения труда, частной собственности на объекты жилищно-коммунальной сферы. Классическая политическая экономия, зародившаяся во второй половине XVII века в виде меркантилистов, характеризуется прежде всего отстаиванием тезиса о том, что формирование рыночных отношений сдерживается активным вмешательством государства.
Таким образом, рыночная экономика в современных условиях развития жилищно-коммунальной сферы, представляет собой такую экономическую систему, в которой государственное регулирование дополняет всеобщность рыночных отношений и оказывает на них смягчающее влияние, особенно для социально незащищенного населения. Современная рыночная экономика в отношении жилищно-коммунального сектора сочетает в себе элементы плановой и рыночной экономики. В плановой экономике приоритет отдается государственной собственности и многие вопросы производства и распределения жилищно-коммунальных услуг решаются государством централизованно.
Библиографический список
1. Бодяко A.B. Развитие методики учета и внутреннего контроля расчетов по оплате труда: монография / A.B. Бодяко. -М.: Информационно-внедренческий центр «МАРКЕТИНГ», 2011. - 135 с.
2. Бодяко A.B. Разработка комплексного методического обеспечения процедур внутреннего контроля расчетов по оплате труда // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 3. - С. 58-70.
3. Бодяко A.B. Учет труда и расчетов с персоналом по его оплате // Бухучет в строительных организациях. -2012,-№6.-С. 25-32.
4. Бодяко A.B. Методические подходы к модификации проекта положения по бухгалтерскому учету Минфина России «Учет вознаграждений» // Вестник Университета (ГУУ). - 2013. - № 4. - С. 61-67.
5. Бодяко A.B. Формирование отчетности организации о вознаграждениях работникам в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности // Микроэкономика. - 2011. - № 6. - С. 174-179.
6. Дудукалова Г.Н., Овсийчук М.Ф. Процедуры экономического анализа как инструмент внутрихозяйственного контроля результативности деятельности экономического субъекта // Аудит и финансовый анализ. -2010.-№5.-С. 122-126.
7. Мироненко В.М. Повышение качества аудиторской проверки в сфере жилищно-коммунальных услуг // Вестник Университета (ГУУ). - №14. - 2010. - С. 252-264.
8. Мироненко В.М. Аудит отчетности товариществ собственников жилья: монография / В. М. Мироненко; под ред. М.Ф. Овсийчук. - М., 2007.
9. Мироненко В.М. Организационно-методические подходы к аудиторскому финансовому контролю жилищно-коммунального хозяйства // Вестник Университета (ГУУ). - № 9. - 2010. - С. 217-221.
10. Мироненко В.М. Классификация факторов, влияющих на деятельность товариществ собственников жилья и учет их при проведении аудита [Апрельские научные чтения имени профессора JI.T. Гиляровской]: Материалы II Международной научно-практической конференции: Воронежский государственный университет, 26 апреля 2013 года. - Воронеж, Воронежский ЦНТИ, филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2013. -С. 164-167.
11. Мироненко В.М. Методические основы обеспечения социальной защиты населения в товариществах собственников жилья // Вестник Университета (ГУУ). - 2013. - № 4. - С. 147-153.
12. Мироненко В.М. Факторы, влияющие на организацию бухгалтерского учета деятельности товариществ собственников жилья // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 3. - С. 186-190.
13. Овсийчук М. Ф., Коба Е.Е. Создание агропромышленных холдингов - один из путей повышения динамичного развития сельского хозяйства // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - № 5. - С. 451-452.
14. Овсийчук М.Ф., Горлов В.В. Управленческий учет в производственных фармацевтических организациях по международным стандартам бухгалтерского учета // Вестник Университета. - № 9. - 2013. - С. 68-75.
15. Овсийчук М.Ф., Старцева Т.Е. Бюджетирование - один из элементов управления финансовым результатом в хозяйствующем субъекте // Вопросы региональной экономики. - № 9 (4). - 2011.
16. Пономарева C.B. Учетно-контрольная система информационного обеспечения управления интеллектуальными бизнес-услугами / C.B. Пономарева. - М.: КноРус, 2013. - 422 с.
17. Рогуленко Т.М., Пономарева C.B. Совершенствование системы внутреннего контроля и аудита в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности. Ин-т исслед. товародвижения и конъюнктуры оптового рынка (ОАО «ИТКОР»). - М., 2011.
18. Рогуленко Т.М. Бухгалтерский учет и его место в рыночной экономике // Транспортное дело России. - №
10.-2011.-С. 189-191.
19. Рогуленко Т.М., Ланг М.М. Разработка учетной политики организации для целей финансового, налогового и управленческого учета // Вестник Университета (ГУУ). - 2008. - № 11. - С. 348.
20. Рогуленко Т.М. Проблемы перехода российского бухгалтерского учета на международные стандарты финансовой отчетности // Вестник Университета (ГУУ). - 2013. - № 4. - С. 187-191.
21. Рогуленко Т.М. Синтетический и аналитический учет нематериальных активов // Бухучет в строительных организациях. - 2012. - № 6. - С. 9-11.
22. Рогуленко Т.М. Особенности аудита, вызванные отраслевыми и общеэкономическими факторами // Вестник Университета (ГУУ). - 2007. - № 19. - С. 291-303.
23. Слиняков Ю.В. Креативный аспект современных образовательных технологий // Вестник Университета (ГУУ). - 2007. - № 10. - С. 37-42.
24. Слиняков Ю.В. Особенности формирования, становления и развития контроллинга в деятельности предпринимательских организаций // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 9(1). - С. 52-56.
25. Слиняков Ю.В. Оценка и развитие кадрового потенциала в высшей школе // Вестник Университета (ГУУ). - 2007. - Т. 1. - № 19. - С. 98-103.
26. Слиняков Ю.В. Теоретические и методические аспекты контроллинга в стратегическом планировании деятельности организации // Вестник Университета (ГУУ). - 2012. - № 3. - С. 275-281.
27. Слиняков Ю.В. Построение системы корпоративной социальной ответственности // Вестник Университета (ГУУ). - 2013. - № 4. - С. 227-233.