10. Fomin, A.A. and Filin, V.P. (1972), Age-the basics of motion activity, Physical culture and Sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.04.2017
УДК 796.323
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПО БАСКЕТБОЛУ
Михаил Валерьевич Парфенов, доцент, Ия Викторовна Григорьева, доцент, Галина Михайловна Сикорская, доцент, Елена Григорьевна Волкова, старший преподаватель, Воронежский государственный лесотехнический университет, Воронеж; Александр Александрович Сикорский, преподаватель, Воронежский государственный
университет, Воронеж
Аннотация
Статья посвящена вопросу поиска новых путей использования использование средств баскетбола для развития игровой памяти и мышления. Рассматривается проблема повышение эффективности процесса физического воспитания студентов на основе комплексного использования спортивных игр. Выявлена и обоснована целесообразность применения направленного педагогического воздействия. Использование экспериментальной методики положительно отразилось на развитии познавательных способностей, специальной подготовленности, а также физических качеств.
Ключевые слова: подготовленность, упражнения, игровая обстановка, принятия решения, кратковременная память.
DEVELOPMENT OF MEMORY AND THINKING AMONG STUDENTS IN THE PROGRESS OF BASKETBALL TRAINING
Mikhail Valerievich Parfenov, the senior lecturer, Iya Viktorovna Grigorieva, the senior lecturer, Galina Mikhailovna Sikorskaya, the senior lecturer, Elena Grigoryevna Volkova, the
senior teacher, Voronezh State Forestry University, Voronezh; Alexander Alexandrovich Sikorsky, the teacher, Voronezh State University, Voronezh
Annotation
The article is devoted to the search for new ways of using the basketball means for the development of game memory and thinking. The problem of increasing the effectiveness of the process of physical education of students on the basis of the integrated use of sports games is considered. The expediency of applying the directed pedagogical influence was revealed and justified. The use of the experimental method positively affected the development of the cognitive abilities, special preparedness, and physical qualities.
Keywords: preparedness, exercises, game environment, decision-making, short-term memory.
ВВЕДЕНИЕ
В современной высшей школе большое внимание уделяется тренировочному процессу студентов. Главные слагаемые, которые должны определять содержание тренировочной деятельности - это крепкое здоровье, нормальное физическое развитие, определенный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, формирование профессиональных психических качеств [2].
Баскетбол - это вид спорта, в котором нужно четко мыслить на фоне проявления физических нагрузок и стремительно принимать решения в быстроменяющейся игровой обстановке. Поэтому занятия данным видом спорта способствуют не только физическому развитию, но и умственному [1, 3].
Цель исследования - разработать методику развития памяти и мышления у студентов на тренировочных занятиях по баскетболу.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ
Анализ научно-методической литературы, а так же результаты, полученные в ходе собственных исследований, показали, что в условиях современного образования большое внимание уделяется внеурочной деятельности студентов, среди которой одной из ведущих определяется физкультурно-оздоровительная деятельность, именно поэтому необходим подбор интересных и развивающих видов физического воспитания. В ходе анализа литературных источников выявлено, что занятия баскетболом способствуют не только физическому развитию, но и оказывает большое влияние на развитие психических качеств.
В ходе исследования разработана экспериментальная методика акцентированного развития памяти и мышления у студентов на тренировочных занятиях по баскетболу в высшем учебном заведении, включающая два варианта проведения тренировочных занятий. Первый вариант предполагает занятие на основе стритбола на прилегающей к вузу территории и объектов не ней: продолжительность занятий 90 минут, вводная и заключительная часть проводились стандартно, основная часть включала упражнения на внимание, самостоятельную разработку тактических схем, расстановку бросков мяча с разных дистанций, анализ ошибок, а также зрительное запоминание. Второй вариант проведения занятий по экспериментальной методике включает (длительность частей занятий идентично первому варианту) занятия баскетболом в спортивном зале: подготовительная и заключительная части стандартны. Основная часть - самостоятельная рисовка тактических систем защиты и нападения, нанесение на планшет бросковых заданий с ведением и передачами мяча, работа в различных амплуа (не только в своем), соревнования в бросках с оценочным кругом и наличием штрафных заданий (физических упражнений).
Эффективность экспериментальной методики подтверждена в ходе оценки развития памяти и мышления: достоверные различия между контрольной и экспериментальной группой выявлены по результатам тестирования зрительной кратковременной памяти в тестовом упражнении "Запомни рисунки" - в экспериментальной группе результат выше на 2,45 балла (р<0,05); по результатам тестирования зрительной кратковременной памяти в тестовом упражнении "Аналогия" - в экспериментальной группе результат выше на 2,04 балла (р<0,05); результаты теста на развитие уровня наглядно-образной памяти выше в экспериментальной группе на 1,75 балла (р<0,05).
По результатам теста матрицы Ровена, определяющего уровень развития наглядно-образного мышления, экспериментальная группа превзошла контрольную на 2,24 балла (р<0,05); по результатам теста «способность классифицировать» экспериментальная группа превзошла контрольную на 2,63 балла (р<0,05); в тестах логичность и аналогия достоверных различий выявлено не было (р>0,05).
Реализация экспериментальной методики также эффективна для развития технической подготовленности студентов, занимающихся баскетболом в спортивной секции вуза, что подтверждается полученными экспериментальными данными: достоверные различия выявлены между контрольной и экспериментальной группами по результатам выполнения тестового упражнения «Штрафной бросок» - на 4,3 балла результат лучше в экспериментальной группе (р<0,05);результат тестового задания «Скорость решения тактических задач» в экспериментальной группе превышает результат в контрольной на 3,4 балла (р<0,05).
Выявлены достоверные различия между контрольной и экспериментальной группой по показателям уровня физической подготовленности занимающихся: в беге на 30 м разница между результатом экспериментальной и контрольной группы составила 0,7 с -студенты экспериментальной группы выполнили тест за меньшее время (р<0,05); в беге на 1000 м - разница между результатом экспериментальной и контрольной группы составила 0,5 минуты - студенты экспериментальной группы пробегали дистанцию за меньшее время (р<0,05); челночный бег 3*10 м - экспериментальная группа показала лучший результат с разницей в 1,1 секунды относительной контрольной (р<0,05).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует заключить, что использование разработанной методики, направленной на развитие памяти и мышления у студентов на тренировочных занятиях по баскетболу, эффективно, как для развития познавательных способностей, так и специальной подготовленности, а также физических качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскетбол. Стритбол : учебно-методическое пособие / В.Ф. Ишухин, С.И. Гончаренко, И.Г. Калинцева, Е.А. Ишухина ; Владимирский гос. ун-т. - Владимир : [б.и.], 2016. - 115 с.
2. Готовцев, Е. В. Баскетбол: вариативная часть физической культуры : учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей / Е.В. Готовцев, Д.И. Войтович, В.А. Петько ; Воронежский гос. архитектурно-строительный ун-т. - Воронеж : [б.и.], 2016. - 95 с.
3. Степанов, А.Я. Обучение тактике баскетбола студентов, специализирующихся по модулю "Баскетбол" : учебно-методическое пособие / А.Я. Степанов, А.В. Лебедев ; Владимирский гос. ун-т. - Владимир : [б.и.], 2016. - 130 с.
REFERENCES
1. Ishukhin, V.F., Goncharenko, S.I., Kalintseva, I.G. and Ishukhina, E.A. (2016), Basketball. Streetball, Vladimir, Russian Federation.
2. Gotovtsev, E.V., Voitovich, D.I. and Petko V.A. (2016), Basketball: Variable part ofphysical culture, Voronezh, Russian Federation.
3. Stepanov, A.Ya. and Lebedev A.V. (2016), Teaching basketball tactics for students specializing in the "Basketball" module, Vladimir. Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.04.2017
УДК 378
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,
Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Иванович Куликов, старший преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье отражены результаты исследования обучения курсантов ВИФК с применением педагогической тестовой технологии контроля качества усвоения учебного материала в ходе образовательной деятельности. Исследование посвящено повышению эффективности обучения курсантов путем совершенствования системы контроля знаний, как функции системы обучения. В исследовании принимали участие курсанты ВИФК экспериментальной и контрольной групп.
Ключевые слова: обучение, тестирование, компетенции, технология, эксперимент.
INCREASE IN LEARNING EFFICIENCY OF CADETS BY MEANS OF USE OF PEDAGOGICAL TEST TECHNOLOGY
Valery Lucich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Valery Aleksandrovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Ivanovich Kulikov, the senior teacher, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Annotation
Results of the research of the cadets training in VIFK with usage of the pedagogical test technology of quality control of the training material mastering are reflected in the article during educational activi-