УДК 796.323.2
эффективность этапа занятий стритболом в годичной подготовке юных баскетболистов
15-18 лет
Аспирант А. М. Глазин,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.
Анализируется эффективность разработанного 3-месячного этапа занятий стритболом в годичной подготовке баскетболистов массовых разрядов. Приводится динамика показателей физического здоровья, физической и технико-тактической подготовленности занимающихся.
Ключевые слова: баскетбол; стритбол; этап занятий, физическое здоровье; физическая, технико-тактическая подготовленность.
введение. Стритбол №ееШаИ) - современная, зрелищная и популярная разновидность баскетбола и, в то же время, самостоятельный вид спорта. С начала нового тысячелетия стритбол развивается во многих странах (не стала исключением и Россия), что послужило основанием для его включения в программу 1 летних юношеских Олимпийских игр 2010 года в Сингапуре.
При правильной организации и регулярном проведении занятий стритболом открываются большие возможности для эффективного оздоровительно-развивающего влияния на организм спортсменов. В процессе этой игры человек проявляет большую двигательную активность, при этом положительное воздействие оказывается на органы дыхательного аппарата, сердечно-сосудистую и другие системы и функции организма [2, 4, 6].
В стритбол, как правило, играют спортсмены, занимающиеся баскетболом и уже владеющие технико-тактическими навыками. Хотя эти два вида спорта (две спортивные дисциплины) схожи между собой, различия все же есть, поэтому следует выявлять особенности в подготовке спортсменов.
Немаловажно в процессе исследования учитывать тот фактор, что подготовительный и соревновательный период в стритболе длится короткий промежуток времени, в основном в летнее время года. В связи с
этим целесообразно обеспечить плавный, безболезненный переход от занятий баскетболом к тренировкам и соревнованиям по стрит-болу.
Недостаток литературных данных и методик подготовки юных спортсменов в стритболе замедляет развитие этого вида спорта. Поэтому необходимо больше внимания уделять изучению процесса подготовки баскетболистов к соревнованиям по стритболу, а также определению характера его развивающе-оздоровительных воздействий на организм спортсменов.
Цель статьи - охарактеризовать структурно-содержательные и организационно-методические аспекты разработанного трехмесячного этапа занятий стритболом и степень его влияния на уровень физического здоровья и различных сторон подготовленности юных баскетболистов 15-18 лет.
Методы и организация исследования. Использовались контент-анализ программ занятий баскетболом, педагогическое наблюдение и эксперимент, определение уровня физического здоровья [3], физической и технико-тактической подготовленности [1, 5], математическая статистика.
Исследование проводилось в 2012-2013 годах. В нем в качестве испытуемых приняли участие 20 учащихся Краснодарского торгово-экономического колледжа, которые были разбиты на экспериментальную и контрольную группы, по 10 человек в каждой. Все обследуемые в возрасте от 15 до 18 лет, уровень игровой подготовленности - спортсмены массовых разрядов.
Результаты исследования и их осуждение. Анализ стритбольной тренировочно-соревновательной практики, а также логика взаимосвязи учебного процесса и спортивной подготовки подростков и юношей 15-18 лет обусловили разработку этапа занятий уличным баскетболом продолжительностью 3 месяца (май - июль).
№2 ! 2014
27
Мезо-микроцикловая структура и содержание 3-месячного этапа занятий стритболом формировались в соответствии с закономерностями достиженческого спорта.
Соотношение видов подготовки в процессе занятий стритболом приведено в таблице 1.
Таблица 1
План занятий стритболом (май - июль 2013 года)
№ п/п Виды подготовки Кол-во часов Соотношение видов подготовки (%)
1 Теоретическая 2 1,4
2 Общая физическая 16 11,1
3 Специальная 25 17,4
4 Физическая 23 16,0
5 Техническая 22 15,3
6 Тактическая 8 5,6
7 Игровая 44 30,4
Контрольные,
календарные игры
8 Контрольные 4 2,8
испытания
9 Всего часов 144 100,0
Общий объем стритбольной подготовки составляет часа. Из них свыше одной трети (36,0%) приходится на игровую подготовку и контрольно-календарные игры, околоодной трети (31,3%) - натехнико-тактичесшю нод-отов ( 28,5% - ОФПи СФП и 4,2%-теоретическая подготовка и контрольные испытания.
Эаап заняанй стритбодом делинсяна % и месячных мезс%им% (рии.Эюторыепо принятой массификсф [1, 5] можно обозначить как предсоревновательный, со[яеваовнтнльнафазвдвающий и норевновательно-поддерж ивтююи й.
Недельный объем нагрузок в предсоревнова-тельном мезоцикле постепенно возрастает с 8 до 12 часон, сатом ваopи2нoватоаьнo-paзвинaющeм оа-
зоцикле держится на уровне 12 часов и, наконец, в соревновательно-поддерживающем мезоцикле снижается до 10 часов.
Соревновательно-развивающий мезоцикл от соревновательно-поддерживающего отличается тем, что в последнем сокращается доля ударных, мощных, развивающих нагрузок, и задача ставится на сохранение, поддержание достигнутой игровой формы до конца соревновательного периода.
Занятия баскетболом до этапа стритбольной подготовки можно рассматривать как базовую подготовку к нему, поэтому предсоревновательный мезоцикл несет в себе так же черты втягивающего, базового и контрольно-подготовительного мезоциклов.
Начинается он со втягивающего микроцикла, в котором выполняемая нагрузка - средняя, проводится теоретическая подготовка (даются сведения по особенностям пространственно-временных характеристик двигательных действий в стритболе, плану подготовки на этап и т. д.), тестирование уровня подготовленности, и всего один час отводится на контрольную игру.
В последующих двух микроциклах (ударном и подводящем) выполняется повышенный объем средств ОФП, постепенно увеличивается доля СФП, технико-тактической подготовленности и контрольных игр.
В дальнейшем, заметное место в стритбольной под-гото вке занимают микроцикловые триады, состоящие из подводящего, соревновательного и восстановительного микроциклов, между ними находятся ударные микроциклы с большими нагрузками.
Знканнивнится этап воаитановттельнызмикроци-клом, во многом схожим с втягивающим (теория, тестирование, уменьшение соревновательной нагрузки тт. д.(.
Выполненин рекомендуемых объемов разнонаправленных нагрузок в течение трехмесячных мезоци-клов обусловило более выраженный тренировочный эфНекнн а тнаде итзитНзльтоИ подзотовкд(эк2перн-ментальная группа), нежели от традиционных занятий (кднтрольна я фуп паИ
НнхндаыИуравень Дозичдското здоронья (сза-
юендодщ! эгаюы
мюиоцдэлы мияноциялы
1
- о н ю о н о о а г ю л ь н ы и ф 4 н % 4 0 о л ь н о и ю о д н о 4 о % Э %
А
2
3
4
Б
5
6
7
8
В
9
10
11
12
13
14
юднюходныи
маи июнь июль
Рис.Структураэтапастритбольнойподготовкиподростковиюношей15-18 лет
аонуфг
Мезоциклы: А - предсоревновательный; Б - соревновательно-развивающий; В - соревновательно-поддерживающий.
Микроциклы: 1 - втягивающий, 2,6,11 - ударные, 3, 7,12 - подводящие, 4, 8, 9, 13 - соревновательные, 5, 10, 14 -восстановительные.
28
№2 I 2014
Таблица 2
Групповые результаты выполнения тестов по технико-тактической подготовке юными баскетболистами в 2013 году (контрольная группа - 10 человек, экспериментальная группа - 10 человек)
№ п/п Группы, ^^--обследования Показатели Контрольная Экспериментальная Достоверность отличий
Май 2013 X±Sx Июль 2013 X±Sx Май 2013 X±Sx Июль 2013 X±Sx 3,4 5,6 3,5 4,6
Т е х н и ч е с к а я п о д г о т о в к а
1. Штрафные броски (кол-во) 5,7 ±0,67 6,0 ±0,67 6,0 ±0,67 6,7 ±0,67 1,20 2,33 1,20 2,33
2. Дистанционные броски (кол-во) 4,6 ±0,69 5,0 ±0,67 5,6 ±0,52 5,9 ±0,58 1,31 1,24 2,84 3,05
3. Перемещение в защитной стойке 3х5 м (с) 4,6 ±0,09 4,6 ±0,08 4,5 ±1,13 4,4 ±0,09 0,58 1,55 1,83 2,63
4. Передача мяча двумя руками в цель (кол-во) 55,9 ±0,92 56,2 ±0,92 56,1 ±1,29 57,3 ±1,16 0,97 2,19 0,60 1,35
Т а к т и ч е с к а я п о д г о т о в к а
5. Атакующие передачи (кол-во) 11,3 ±2,67 11,7 ±2,21 12,2 ±1,39 13,4 ±1,17 1,36 2,28 2,09 2,51
6. Подбор на чужом щите (кол-во) 8,0 ±0,94 8,4 ±0,97 10,0 ±1,47 10,8 ±1,23 1,94 1,34 3,27 3,65
7. Заслон (кол-во) 14,2 ±1,23 14,8 ±1,03 15,8 ±1,23 16,4 ±0,69 1,18 1,34 2,91 3,26
8. Подбор на своем щите (кол-во) 13,0 ±0,67 13,3 ±0,63 14,5 ±0,97 15,3 ±0,98 1,69 2,56 3,02 3,82
тябрь, 2012 года) составил в обеих группах 8,6-9,1 балла. К маю 2013 года он увеличился в контрольной группе до 10,8 балла, а в экспериментальной - до 12,1 балла. За три месяца стритбольной подготовки он увеличился до 13,7 балла, а при традиционных занятиях почти не изменился - 10,9 балла. Межгрупповая разница статистически достоверна - t=2,38, Р<0,05. Доля спортсменов с уровнем физического здоровья выше среднего и высоким в экспериментальной группе достигла 60%, а в контрольной осталась на уровне 40%.
Доля достоверных отличий показателей физической подготовленности баскетболистов между контрольной и экспериментальной группами увеличилась за время этапа стритбольной подготовки с 50 до 66,7 %.
Уровень технико-тактической подготовленности юных баскетболистов в контрольной группе (табл. 2) за три месяца занятий не претерпел достоверного улучшения, а в экспериментальной группе статистически достоверные улучшения выявлены по трем критериям из восьми (выполнение штрафных бросков, атакующих передач и подборов мяча на своем щите).
В конце этапа стритбольной подготовки подростки и юноши 15-18 лет (экспериментальная группа) стали достоверно превосходить своих сверстников (контрольная группа) по семи рассматриваемым параметрам из восьми.
Заключение.
Приведенные факты свидетельствуют о высокой эффективности предлагаемого этапа занятий стритболом в годичной подготовке юных баскетболистов 15-18 лет.
Реализация рекомендуемого трехмесячного этапа целенаправленных занятий стритболом дает возможность юным баскетболистам плавно и безболезненно переключиться с одного вида спортивной дисциплины на другую, сохранить темпы прироста физического статуса и игровой подготовленности, получить большой оздоровительно-развивающий тренировочный эффект.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бишаева, А. А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента: учебное пособие / А. А. Бишаева. -М.: КНОРУС, 2013. - 304 с.
2. Колесникова, Е. А. Структура и содержание подготовки баскетболисток 15-16 лет к соревнованиям по стритболу: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. А. Колесникова. - Краснодар: КГУФКСТ, 2006. - 25 с.
3. Ланда, Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учебное пособие / Б. Х. Ланда. - М.: Советский спорт, 2004. - 192 с.
4. Платонов, В. Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм / В. Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2010. - 310 с.
5. Портнов, Ю. М. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Ю. М. Портнов, В. Г. Башкирова, В. Г. Луноч-кина. - М.: Советский спорт, 2012. - 100 с.
6. Wenzel S. Streetball - ein jugendkulturelles Phänomen aus sozialwissenschaftlicher Perspektive / S. Wenzel.- BerlinSpringer Fachmedien Wies baden CmbH, 2001.- 164 p.
№2 l 2014
29
effectiveness of streetball training period in
one's year training of young basketball players aged 15-18
Postgraduate student A. Glazin,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.
Abstract. The article analyzes the effectiveness of developed three months period of streetball training in one's year training of young basketball players of mass grades. It describes the dynamics of indices of physical health, technical and tactical training of young basketball players.
Key words: basketball, streetball, training period, physical health, technical and tactical training.
УДК 373.103.71
повышение эффективности психофизического
развития учащихся 1-8 классов на уроках
физической культуры в условиях применения игры
питербаскет
Кандидат педагогических наук, доцент А. А. Кожемов, кандидат педагогических наук, доцент А. Н. Коноплева,
Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова, г. Нальчик. Контактная информация для переписки: 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173.
В статье представлены данные итогового этапа многолетних исследований по проблеме психофизического развития школьников в условиях применения радиальной игры (пи-тербаскет). В процессе эксперимента были обследованы 107 учащихся начальной школы (1-4 классы) и 102 учащихся 5-8 классов. Было установлено, что использование подвижной игры питербаскет в вариативной части урока физической культуры оптимизирует психофизическое развитие занимающихся.
Ключевые слова: питербаскет; психофизическое развитие; игровая среда; современные технологии; физическая подготовленность; физическая культура.
Современные процессы в обществе, изменение социокультурных приоритетов вызывают необходимость обновления парадигмы образования, т. е. объективно обуславливают особую значимость инноваций в педагогической сфере. Цели модернизации образования в сфере физической культуры требуют поиска новых его моделей, антропо-деятельностных технологий. Особое значение проблема приобретает в период становления и совершенствования систем и функций организма подрастающего поколения, когда закладывается фундамент физической культуры личности и моторного потенциала человека [1, 2].
Результаты комплексных ис-
30
№2 l 2014