ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Следует заключить, что использование разработанной методики, направленной на развитие памяти и мышления у студентов на тренировочных занятиях по баскетболу, эффективно, как для развития познавательных способностей, так и специальной подготовленности, а также физических качеств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баскетбол. Стритбол : учебно-методическое пособие / В.Ф. Ишухин, С.И. Гончаренко, И.Г. Калинцева, Е.А. Ишухина ; Владимирский гос. ун-т. - Владимир : [б.и.], 2016. - 115 с.
2. Готовцев, Е. В. Баскетбол: вариативная часть физической культуры : учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей / Е.В. Готовцев, Д.И. Войтович, В.А. Петько ; Воронежский гос. архитектурно-строительный ун-т. - Воронеж : [б.и.], 2016. - 95 с.
3. Степанов, А.Я. Обучение тактике баскетбола студентов, специализирующихся по модулю "Баскетбол" : учебно-методическое пособие / А.Я. Степанов, А.В. Лебедев ; Владимирский гос. ун-т. - Владимир : [б.и.], 2016. - 130 с.
REFERENCES
1. Ishukhin, V.F., Goncharenko, S.I., Kalintseva, I.G. and Ishukhina, E.A. (2016), Basketball. Streetball, Vladimir, Russian Federation.
2. Gotovtsev, E.V., Voitovich, D.I. and Petko V.A. (2016), Basketball: Variable part ofphysical culture, Voronezh, Russian Federation.
3. Stepanov, A.Ya. and Lebedev A.V. (2016), Teaching basketball tactics for students specializing in the "Basketball" module, Vladimir. Russian Federation.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.04.2017
УДК 378
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ ПОСРЕДСТВОМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕСТОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор,
Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Иванович Куликов, старший преподаватель, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье отражены результаты исследования обучения курсантов ВИФК с применением педагогической тестовой технологии контроля качества усвоения учебного материала в ходе образовательной деятельности. Исследование посвящено повышению эффективности обучения курсантов путем совершенствования системы контроля знаний, как функции системы обучения. В исследовании принимали участие курсанты ВИФК экспериментальной и контрольной групп.
Ключевые слова: обучение, тестирование, компетенции, технология, эксперимент.
INCREASE IN LEARNING EFFICIENCY OF CADETS BY MEANS OF USE OF PEDAGOGICAL TEST TECHNOLOGY
Valery Lucich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Valery Aleksandrovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Ivanovich Kulikov, the senior teacher, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg
Annotation
Results of the research of the cadets training in VIFK with usage of the pedagogical test technology of quality control of the training material mastering are reflected in the article during educational activi-
ty. The research is devoted to increase in learning efficiency of cadets by improvement of the control system for knowledge as function of the system of training. Cadets of VIFK of experimental and control groups participated in the research.
Keywords: training, testing, competences, technology, experiment.
Современный процесс обучения включает в себя разработку таких приемов и способов организации познавательной деятельности обучающихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, выработку умений и навыков и формирование способностей. [1-7, 9, 10].
Цель исследования - повышение эффективности обучения курсантов ВИФК, посредством применения современных педагогических тестовых технологий.
Эффективность применения педагогической тестовой технологии контроля качества усвоения учебного материала в процессе обучения характеризуется относительным изменением результатов обучения за определенный промежуток времени. Положительный показатель эффективности предполагает установление наиболее целесообразного способа взаимодействия курсантов и преподавателя, при котором результирующая характеристика учебного процесса достигает наивысшего показателя или находится в оптимальном интервале изменения своих значений. Данная характеристика включает различные переменные такие как: объем и качество учебного материала, время его изучения, результаты усвоения знаний, степень сформированности умений и навыков у курсантов института.
Основой для проектирования и конструирования педагогической тестовой технологии контроля качества усвоения учебного материала является подготовка специалиста, обладающего военно-профессиональными компетенциями в области будущей профессиональной деятельности.
Разработка педагогической тестовой технологии контроля качества усвоения учебного материала в процессе обучения - это сложный многоуровневый процесс, состоящий из ряда взаимообусловленных этапов и включающий несколько алгоритмических блоков. Нами разработана структурно-функциональная модель педагогической тестовой технологии обучения курсантов военно-физкультурного вуза (рисунок).
Первым и наиболее важным блоком является определение исходных данных. Содержание этого блока определяется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и квалификационными требованиями. Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения и квалификационные требования указывают, что уровень подготовки военного специалиста определяется его компетенциями в избранной профессиональной деятельности. Поэтому в основу разработки педагогической тестовой технологии контроля качества усвоения учебного материала курсантами военно-физкультурного вуза положен компетентностный подход.
Для каждого вида требуемого результата обучения существуют свои целевые установки. Для формирования уровня обученности «знать» проводятся занятия с целью сформировать, закрепить и проверить знания курсантов. Для формирования уровня обученности «уметь» проводятся занятия с целью привить, закрепить, совершенствовать и проверить умения курсантов. Для формирования уровня обученности «владеть» проводятся занятия с целью закрепить, совершенствовать и проверить способность курсантов.
В ходе исследования установлено, что для формирования и контроля качества усвоения учебного материала уровня обученности «знать» наибольшей эффективностью обладают тестовые задания первого (простого) уровня сложности. Для формирования и контроля качества усвоения учебного материала уровня обученности «уметь» наибольшей эффективностью обладают тестовые задания второго уровня сложности. Педагогический опыт профессорско-преподавательского состава и исследования показали, что наибольшего эффекта при формировании и проверке уровня обученности «владеть» до-
стигается тестовыми заданиями третьего уровня сложности.
Копоекиия педагогической тестовой технологии
< с, 11
Щ -§1
Я с ^ =
- —
73 о
3-5
Е "
г 5
а
л У -зой
12 5
2 к
1- =
Рисунок - Педагогическая тестовая технология обучения курсантов военно-физкультурного вуза
Вторым блоком, который является не менее важным - это деятельность преподавателя. Теоретический анализ работ Самылкиной Н.Н., Звонникова В.И., Челышковой М.Б. позволил разработать пошаговый алгоритм работы преподавателя при контроле качества усвоения учебного материала курсантами военно-физкультурного вуза по такти-
ческим дисциплинам [8].
Шаг 1. Определить цель тестирования, которая позволит объективно оценить соответствие курсанта уровню обученности.
Шаг 2. Отбор и формулирование содержания материала для тестирования.
Шаг 3. Непосредственная разработка тестового задания, с учетом уровня сложности.
Шаг 4. Определить критерии оценки.
Шаг 5. Провести, при необходимости контроль ответов и сделать их анализ.
Шаг 6. Определить содержание корректирующего тестирования.
Третьим блоком является непосредственная работа курсантов. Для начала необходимо внимательно изучить тестовое задание. В зависимости от уровня сложности тестового задания задействованы несколько видов умственных операций и действий. Так, например, для тестов первого уровня сложности характерно распознавание, сравнение, выбор, определение. В случае если курсант не правильно выполнил основное задания, он проходит корректирующее тестирование, с целью выявления пробелов в знаниях и затем проходит повторное тестирование.
Данная педагогическая тестовая технология, представленная на рисунке 1, позволяет осуществлять поэтапное формирование у курсантов военно-профессиональные компетенции.
В целях проверки эффективности данной технологии нами проведен педагогический эксперимент. Базой для проведения эксперимента являлся Военный институт физической культуры. Всего подверглось изучению 240 курсантов, из них непосредственно экспериментом было охвачено 92 курсанта. В экспериментальную группу (X) входили группы 1-го факультета численностью - 46 чел. и контрольная группа (У) - учебные группы 2-го факультета численностью 46 человек.
Исходный уровень теоретических знаний и практических навыков курсантов по тактическим дисциплинам был одинаков, так как данные дисциплины курсанты не изучали. Во всех группах первый семестр начинался с предварительного контроля знаний методом тестирования (входное тестирование). Результаты во всех группах были примерно одинаковыми, средний балл в группах составил - 3,09. По результатам входного тестирования в экспериментальной группе был подобран такой метод обучения, который оказался наиболее эффективным для всей группы и позволил получить высокие результаты по окончании изучения дисциплины.
В экспериментальной группе в ходе проведения лекций и групповых занятий, наряду с традиционными формами и методами обучения в качестве контроля усвоения учебного материала применялись тестовые задания первого уровня сложности, которые позволяют формировать и контролировать уровень «знать». На практических занятиях, семинарах и групповых упражнения применялись тестовые задания второго и третьего уровней сложности.
В контрольной группе все виды занятий проводились с использованием только традиционных способов и методик обучения, где педагогическая технология выстроена по принципу передачи знаний (системы предметных знаний) обучающемуся.
По завершению изучения темы, раздела учебной дисциплины в каждой группе проводилось тестирование курсантов. В экспериментальной группе в целях выявления пробелов в знаниях для своевременной коррекции процесса усвоения материала проводилось корректирующее тестирование, тогда как в контрольной группе этого не было. Если большая часть курсантов экспериментальной группы не справлялись с заданиями корректирующего теста, то проводился процесс повторения материала, увеличивалась детализация и снижалась трудность тестовых заданий, если же не справившихся с тестом очень мало, то с ними проводились дополнительные занятия.
Завершающим этапом явилось проведение экзамена по дисциплине. Результаты эксперимента приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели эффективности обучения курсантов контрольной и эксперимен-
Виды контроля Группа Кол-во чел. Оценка курсантов за разделы дисциплины Сред. балл Да
Отл. % Хор. % Удов. % Неуд. %
ОВП ЭГ 46 - - 4 8,7 42 91,3 - - 3,08 -0,02
КГ 46 1 2,2 3 6,5 42 91,3 - - 3,1
Зачет по разделу № 1 ЭГ 46 16 34,8 19 41,3 11 23,9 - - 4,1 0,17
КГ 46 12 26,1 19 41,3 15 32,6 - - 3,93
Зачет по разделу № 2 ЭГ 46 16 34,8 25 54,3 5 10,9 - - 4,24 0,16
КГ 46 11 23,9 28 60,9 7 15,2 - - 4,08
Экзамен ЭГ 46 21 45,7 20 43,4 5 10,9 - - 4,34 0,23
КГ 46 11 23,9 29 63,1 6 13,0 - - 4,11
Таким образом, курсанты экспериментальной группы, которые применяли в процессе обучения педагогическую тестовую технологию контроля качества усвоения учебного материала, гораздо выше показали результат, чем те, что занимались только с использованием традиционных форм обучения и контроля. Поэтому повысить эффективность обучения курсантов возможно за счет внедрения в образовательный процесс педагогической тестовой технологии контроля качества усвоения учебного материала.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инновационные подходы к подготовке специалистов в высших военных учебных заведениях / В.Л. Пашута, Т.И. Вихрук, Е.Н. Курьянович, А.А. Грешных // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 11-12.
2. Профессиональная подготовка слушателей с использованием инновационных технологий обучения / А.В. Козлов, В.Л. Пашута, В.В. Лобажевич, А.В. Кузнецов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 4. - С. 39-42.
3. Пашута, В.Л. Факторы, определяющие необходимость использования современных тестовых технологий в обучении курсантов / В.Л. Пашута, С.И. Куликов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 128-131.
4. Пашута, В.Л. Использование дистанционных образовательных технологий в российском высшем образовании / В. Л. Пашута, А.М. Фофанов // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 1. - С. 82-87.
5. Пашута, В.Л. Психолого-педагогические условия, необходимые для внедрения информационных образовательных технологий в практику подготовки курсантов военно-физкультурного вуза / В.Л. Пашута, Э.Ф. Капшанов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 6 (112). - С. 145-148.
6. Пашута, В.Л. Инновационные процессы в высших военно-учебных заведениях / В.Л. Пашута, А.С. Никольская // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2015. - № 1. - С. 14-21.
7. Пашута, В. Л. Исторические аспекты развития контроля и оценки в образовании / В.Л. Пашута, С.И. Куликов, О.В. Комов // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической подготовки, физической культуры и спорта : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.Л. Марищука. Часть 3 / под ред. А.А. Обвинцева, В.Л. Пашута, Н.В. Романенко. - СПб., 2016. - С. 150-152.
8. Самылкина, Н.Н. Современные средства оценивания результатов обучения / Н.Н. Самылкина. - Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 172 с.
9. Щеголев, В.А. Педагогический алгоритм проведения научного исследования по физической подготовке и спорту / В.А. Щеголев, В.Л. Пашута, А.В. Коршунов // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 2. - С. 54-57.
10. Щеголев, В.А. Зарубежное военно-физкультурное образование / В.А. Щеголев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 183-187.
REFERENCES
1. Pashuta, V.L., Vikhruk, T.I., Kuryanovich, E.N., and Greshnykh, A.A. (2016), "Innovative approaches to training of specialists in the highest military educational institutions", Theory and practice
of physical culture, No. 2, pp. 11-12.
2. Samylkina, N.N. (2007), Modern means of estimation of results of training, BINOMIAL. Laboratory of knowledge, Moscow.
3. Kozlov, A.V., Pashuta, V.L., Lobazhevich, V.V. and Kuznetsov, A.V. (2016), "Vocational training of listeners with use of the trainings innovative technologies", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 4, pp. 39-42.
4. Pashuta, V.L. and Kulikov, S.I. (2014), "Factors defining need of use of modern test technologies for training of cadets", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (111), pp. 128-131.
5. Pashuta, V.L. and Fofanov, A.M. (2014), "Use of remote educational technologies in the Russian higher education", World of education - education in the world, No. 1, pp. 82-87.
6. Pashuta, V.L. and Kapshanov, E.F. (2014), "Psychology and pedagogical conditions necessary for introduction of information educational technologies in practice of training of cadets of military and sports higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 6 (112), pp. 145-148.
7. Pashuta, V.L. and Nikolskaya, A.S. (2015), "Innovative processes in the highest military schools", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 1, pp. 14-21.
8. Pashuta, V.L., Kulikov, S.I. and Komov, O.V. (2016), "Historical aspects of development of control and an assessment in education", Psychology and pedagogical and medico biological problems of physical training, physical culture and sport. The collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, Part 3, Mamatov Publishing house, St. Petersburg, pp. 150-152.
9. Shchegolev, V.A, Pashuta, V.L. and Korshunov, A.V. (2016), "Pedagogical algorithm of carrying out scientific research on physical training and sport", Urgent problems of physical and special training of law enforcement agencies, No. 2, pp. 54-57.
10. Shchegolev, V.A. (2014), "Foreign military and sports education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5(111), pp. 183-187.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.04.2017
УДК 378.1
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ
ВОЕННЫХ ВУЗОВ
Алексей Валерьевич Полковников, начальник учебной лаборатории, Олег Петрович Пузиков, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
(ПВИВНГ), Пермь
Аннотация
В представленной статье описана модель формирования инженерной культуры у курсантов военных вузов войск национальной гвардии. Раскрыта и обоснована сущность компонентов, формирующих инженерную культуру будущего офицера. Предложен вариативный учебный курс по направлению подготовки специалистов для войск национальной гвардии.
Ключевые слова: процесс формирования инженерной культуры, военно-техническое образование, компоненты инженерной культуры.
MODEL OF FORMATION OF ENGINEERING CULTURE OF CADETS OF MILITARY HIGHER SCHOOLS
Aleksey Valerievich Polkovnikov, the head of the training laboratory, Oleg Petrovich Puzikov, the candidate ofpedagogical sciences, head of the department, Perm Military Institute of the Military National Guard of the Russian Federation, Perm
Annotation
The article describes the model of formation of the engineering culture among the cadets of military schools of National Guard troops. It shows the disclosed and justified essence of the components that