10 % от валовой стоимости произведенной продукции. Данная норма даст возможность Казахстану увеличить объемы господдержки аграрной отрасли с нынешних 4 до 10 %, что позволит увеличить темпы сельскохозяйственного производства и обеспечить население отечественной продукцией.
Внешнеторговая деятельность РК осуществляется на принципе единства внешнеторговой политики как составной части внешней политики РК. Внешнеторговая политика в отношении АПК является частью внешней политики - общего курса государства в международных делах.
Задачами государственного регулирования и поддержки агропромышленного комплекса РК являются стабилизация и развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности РК, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение уровней дохода работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства [5,28].
Список литературы:
1. Еримпашева, А.Т. Основные направления торможения спада и подъема производства в агропромышленном комплексе/ А.Т Еримпашева // Саясат февраль, 1998.
2. Леутский, Л.И. Исследование хозяйственных формирований в АПК Казахстана/ Л.И. Леутский - Алматы, 2001. - 28с.
3. Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана: «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана»
4. Правила поддержки агропромышленного комплекса с участием специализированных организаций, от 7.07.2006г.
5. Стратегия развития акционерного общества «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» на 2011 - 2020 годы, от 31.01.2011г.
РАЗВИТИЕ ОВЦЕВОДСТВА В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
THE DEVELOPMENT OF SHEEP BREEDING IN THE STAVROPOL TERRITORY
Перепелица А.В., студентка 1 курса направления «Экономика», Кавказский Федеральный Университет
Perepelitsa A.V., student
North Caucasian Federal University
Ставропольский край в СССР славился пастбищами овец, по-ставлял овчинную шерсть госу-дарству на нужды армии. Однако после распада Советского союза эта отрасль сельского хозяйства сильно пострадала, пришла в упадок. Чтобы не допустить дальнейшего затухания овцеводства на Ставрополье, правительство России приняло федеральную целевую программу, направленную на поддержку сельского хозяйства. Затем правительство Став-ропольского края приняло ведом-ственную целевую программу «О развитии овцеводства», которая описана в данной статье.
The Stavropol Territory in the USSR was famous for it's pastures of sheep, supplied sheepskin wool to the state for the needs of the army. However, after the collapse of the Soviet Union the agricultural sector was strongly damaged, has fallen into decay. To prevent further decaying of sheep breeding in the Stavropol region, the Russian government adopted a Federal target program aimed at supporting of agriculture. Then, the government of the Stavropol Territory has adopted the departmental target program "About development of sheep breeding", which is described in this article.
Ключевые слова: овцеводство; Феде- Key words: sheep breeding, Federal ральная целевая программа; индика- target program, development indicators, торы развития, производство шер- wool production, mutton сти, баранина
Во времена СССР Ставропольский край был одним из ведущих регионов по объему производимой сельскохозяйственной продукции, в том числе и овцеводству. В крае было выведено много пород овец, разводимых для разных целей. Тогда было сравнительно высокое потребление мяса овец, к тому же существовал государственный заказ на шерсть, поставляемую для одежды военным. В 1990-х годах основу этого вида деятельности составляло производство шерсти, на долю которой приходилось в разный период 60-80 %.
Однако после развала Советского Союза прибыль от овцеводства стала стремительно сокращаться: из-за резкого снижения доходов населения и дифференциации общества люди стали заменять высокобелковое мясо овец более дешевым куриным; отменили госзаказ на овечью шерсть на нужды армии. Держать большие стада сельскохозяйственным производителям стало невыгодно, что привело к вынужденному сокращению их поголовья. Многим экономистам и фермерам казалось, что эта часть животноводства начала себя изживать [2, 139].
Но с течением времени в России данный вид деятельности начал возрождаться. Вновь восстанавливается утраченное некогда поголовье, выводятся новые породы овец, все более престижными и востребованными становятся связанные с овцеводством профессии ветеринарных врачей и работа санитарных эпидемиологических станций [3, 45].
В настоящее время Ставропольский край занимает одно из ведущих мест в России в производстве и реализации продукции овцеводства: мяса и шерсти, - чему способствует сохранившийся фонд высокорепродуктивных животных. На Ставропольский край приходится 10,9% поголовья овец всех фермерств РФ (табл. 1).
Таблица 1- Показатели состояния овцеводства в СК в 2012-2014 гг.
№ п/п Наименование показателя 2012 год 2013 год 2014 год 2014 год к 2012 году, %
1. Поголовье овец в хозяйствах всех категорий Ставропольского края на начало года, тыс. голов 2284, 9 2420,1 2403,5 105,2
2. Валовое производство шерсти овец в хозяйствах всех категорий Ставропольского края, тыс. тонн 7,4 7,2 7,2 97,3
в том числе в сельскохозяйственных организациях, тыс. тонн 1,9 2,0 2,0 105,3
3. Производство (реализация на убой) мяса овец в хозяйствах всех категорий Ставропольского края, тыс. тонн 37,4 35,6 37,0 98,9
Итак, в соответствии с данными таблицы 1, за период с 2012 по 2014 годы поголовье овец выросло на 118,6 тыс. голов, и валовое производство шерсти в сельскохозяйственных организациях увеличилось на 0,1 тыс. тонн. Однако в стадии развития за указанный промежуток времени находятся только эти показатели. Все остальные, включая производство мяса, валовое производство шерсти и количество голов овец в организациях, находятся в состоянии упадка. Это говорит о сла-
бой конкурентоспособности фермерств, занятых в отрасли овцеводства.
Как было сказано выше, в 1990-х годах роль производства шерсти в овцеводстве была определяющей, так как составляла основную часть (60-80%) прибыли от разведения овец. В 2013 же году эта составляющая овцеводства становится убыточной. Ее рыночная стоимость упала до 68,7 руб/кг при себестоимости в 194,4 рубля.
Также произошло увеличение себестоимости мяса овец, приведшей к невозможности производителей продавать его по прежним ценам и отсутствию платежеспособности населения, чтобы приобрести эту продукцию по новым ценам. Затраты на содержание одной овцы в 2013 г. возросли на 57%, при этом убыток от реализации продукции увеличился в 2 раза, что свидетельствует о сокращении рентабельности отрасли [4, 40].
В связи с кризисной ситуацией в отрасли овцеводства, правительство Российской Федерации, в общем, и Ставропольского края, в частности, обратило внимание на проблемы этой области и приняло ряд программ, призванных улучшить ситуацию в этой сфере деятельности. Так, Министерство сельского хозяйства Ставропольского края опубликовало приказ от 23.12.2014 года №59 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие овцеводства в СК на 2015-2017годы».
Программа, срок действия которой составит 2015-2017 годы, получит общий объем финансирования 157,89 млн руб. [5].
Анализируемые данные в итоге приведут к увеличению поступления налогов с реализации продукции овцеводства во все уровни бюджета; созданию новых рабочих мест в селе; увеличению прибыли в отрасли и связанных с ним организациях СК; росту заработной платы рабочих, занятых в сфере овцеводства; увеличению поголовья овец и, как следствие, увеличению производства и потребления продукции овцеводства (табл. 2). Сразу отметим характерную особенность данной программы: в силу состояния сельского хозяйства в современных условиях, правительство не рассчитывает на быстрые результаты в сфере увеличения прибыли предпринимателей.
Таблица 2 - Показатели социально-экономической эффективности реализации целевой программы «Развитие овцеводства в Ставропольском крае на 2015-2017 годы»
№ Наименование показателя 2014 2015 2016 2017 2017 к 2014, %
1. Поголовье овец в хозяйствах всех категорий СК, тыс. голов 2403,5 2451,6 2499,7 2547,8 106,0
2. Валовое производство шерсти овец в хозяйствах всех категорий СК, тыс. тонн 7,2 7,3 7,4 7,6 105,5
3. Производство (реализация на убой) мяса овец в хозяйствах всех категорий СК, тыс. тонн 37,0 38,6 39,8 41,0 110,8
4. Выручка от реализации продукции овцеводства в сельскохозяйственных организациях, млн рублей 463,2 486,4 510,7 536,2 115,8
5. Прибыль от реализации продукции овцеводства в сельскохозяйственных организациях, млн рублей 30,8 106,3
6. Количество новых рабочих мест в СК, единиц - 52 52 52 -
Если до 2015 года фирмы, занятые в этой отрасли, терпели убытки, то в планах в первые 2 года реализации Программы свести к нулю убытки фирм и поддерживать их на первом этапе. Благодаря этому фермерские хозяйства смогут увеличивать поголовье овец и наращивать выпуск своей продукции, а затем стать конкурентоспособными на всероссийском, а возможно, и мировом рынках. Это позволит им в дальнейшем получать достойную прибыль, увеличить свое хозяйство и привлечь новых работников, то есть возникнут новые рабочие места. Прибыль от реализации продукции в текущем 2016 году планирует составить 30,8 млн рублей, в то время как уже в следующем 2017 году она ожидает вырасти до 106,3 млн руб. Это создаст дополнительные стимулы к привлечению инвестиций и новых предпринимателей в область сельского хозяйства [5].
Так как производство мяса овец планируют увеличить с 37 до 41 млн тонн, то и потребление высокобелкового мяса овец среди населения может значительно увеличиться. На наш взгляд, роль употребления баранины для организма человека в нашей стране недооценена, в результате чего люди предпочитают покупать другие его виды. Чтобы скорректировать этот недостаток, достаточно проводить рекламу этого продукта питания.
Необходимо учесть, что Программа по развитию овцеводства на Ставрополье была принята в конце декабря 2014-го года, когда вступили в силу санкции Европы против России. Благодаря этому обстоятельству, а также введенному в ответ на санкции Запада эмбарго, российские товаропроизводители, в том числе и сферы овцеводства, получили больше шансов выхода на отечественные рынки [1]. Этот запрет на ввоз продукции западных стран оказал существенную поддержку производителям многих групп товаров в России, что не может не сказаться на улучшении
положения предпринимателей нашей страны.
Список литературы:
1. Абонеева, Е.В. Некоторые аспекты повышения конкурентоспособности отрасли овцеводства в Ставропольском крае в условиях ВТО // В сборнике: Материалы 11-й ежегодной научно-практической конференции Северо-Кавказского федерального университета «Университетская наука - региону» Под редакцией Ушвицкого Л.И., Яковенко Н.Н. - 2014. - С. 136-142.
2. Абонеева, Е.В. Структура стада как организационно-экономический аспект повышения эффективности отрасли // Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства. - 2005. - Т. 2. - № 2. - С. 139-141.
3. Тимошенко, П.Н. Рынок шерсти: производство - предложение, спрос и цены / П.Н. Тимошенко, Е.В. Абонеева // Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства. - 2005. - Т. 1. - № -1. - С. 42-46.
4. Тимошенко, Н.К. Прогнозирование реализационных цен на продукцию овцеводства / Н.К. Тимошенко, И.Г. Елизарова, Л.И. Третьякова, Е.В. Абонеева // Овцы, козы, шерстяное дело. - 2013. -№ 1. - С. 40-41.
5. (Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации), «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие овцеводства в Ставропольском крае на 2015-2017 годы».
УДК 636.08.003 ПОТЕНЦИАЛ МОЛОЧНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
UDC 636.08.003
THE POTENTIAL OF DAIRY
HUSBANDRY IN THE OMSK REGION