ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010
УДК 378:147
М. Г. КАЛУГИНА А. И. ЧУЧАЛИНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта,
г. Омск
РАЗВИТИЕ
ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КЕЙСОВОМ ОБУЧЕНИИ______________________________
В статье рассматриваются понятия структуры, критериев, уровней оценочной компетентности будущих преподавателей физической культуры и возможности технологии кей-сового обучения в ее развитии.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, оценивание, технология кейсового обучения.
В проекте стандарта высшего профессионального образования третьего поколения одним из видов профессиональной компетентности современного педагога физической культуры выделена оценочная компетентность, которая проявляется в способности педагога изучать образовательные возможности, потребности личности на различных возрастных этапах; проектировать, реализовывать и оценивать результаты процесса обучения и воспитания с использованием технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития и использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества образования.
Цель исследования: выявить возможности технологии кейсового обучения в развитии оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; метод экспертной оценки и самооценки; анализ продуктов деятельности; педагогический эксперимент; математико-статистические методы.
При анализе подходов к определению профессиональной компетентности педагога и структуре оценочной деятельности педагога [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8] было дано определение понятию «оценочная компетентность педагога», которая определяется как интегральная характеристика, определяющая способность решать типичные профессиональные задачи, связанные с проектированием способов достижений, оцениванием, формированием оценочного суждения на основе выбранных критериев сопоставления поставленной цели и достигнутых результатов обучающихся в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний о сущности и инструментарии оценивания, профессионального и жизненного опыта, ценностей, наклонностей.
На основе анализа подходов к структуре профессиональной компетентности [1, 3, 4, 9, 10, 11, 12] была определена структура оценочной компетентности педагога физической культуры (рис. 1).
Для диагностики оценочной компетентности студентов 3-го курса специальности «Физическая культура и спорт» и направления «Физическая культура» Сибирского государственного университета физической культуры и спорта предлагалось решить педагогическую задачу, успешность решения которой оценивалась по таким критериям, как: оценка качеств личности, необходимых для решения образовательных задач; оценка процесса и результатов (продуктов) профессиональной деятельности; оценка профессиональной и социальной роли будущего педагога в предлагаемых обстоятельствах; осознание значимости педагогической задачи (проблемы), устойчивая мотивация к поиску эффективного решения; конкретизация проблемы в форме противоречия, несоответствия, требующего разрешения; поиск (создание, моделирование) вариантов решения; аргументированный выбор критериев оценки эффективности вариантов решения.
Обработка полученных результатов по компонентам оценочной компетентности позволила выявить развитие оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры (рис. 2).
В результате исследования когнитивного компонента оценочной компетентности было выявлено, что большинство студентов (56 %) имеют низкий уровень знаний, необходимых будущему педагогу для осуществления оценочной деятельности, недостаточно осведомлены о сущности и структуре оценочной деятельности педагога физической культуры 57 % испытуемых; имеют слабое представление об общих и специфических закономерностях и особенностях возрастного развития (55 %); средствах, методах и формах оценивания достижений обучающихся (58 %). Незначительное число студентов в достаточной степени владеют знаниями категориально-понятийного аппарата (51 %). Наибольшие затруднения связаны с недостаточным уровнем знаний о критериях и показателях подготовленности обучающихся в физическом воспитании (60 %) и способах оценивания достижений обучающихся (71 %).
Несмотря на то, что к моменту диагностики уже прошли педагогическую практику в школе и имеют
Наименование Ключевые критерии Уровень
компонента развития
Когнитивный
1) знание сущности и структуры оценочной деятельности педагога физической культуры;
2) знание категориально-понятийного аппарата оценочной деятельности
3) знание общих и специфических закономерностей и особенностей возрастного развития личности, отражающие специфику физической культуры;
4) знание средств, методов, форм оценивания достижений обучающихся в физическом воспитании;
5) знание критериев и показателей подготовленности (физической, теоретической, технической, функциональной, координационной) обучающихся в физическом воспитании;
6) знание способов оценивания возможностей, потребностей и достижений обучающихся по физической культуре;
7) способность к интеграции знаний о физической культуре.
1) способность проектировать способы оценки достижений обучающихся по физической культуре, включая определение предмета, результата деятельности, критериев оценивания и оценки с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
2) способность осуществлять оценивание физических способностей, образовательных возможностей и потребностей, физического развития, спортивных достижений, включающее сопоставление проектируемого
и реального промежуточного и итогового результатов подготовленности обучающихся, с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей обучающихся;
3) способность формулировать оценочное суждение как аналитическое действие (результат оценочного процесса в форме отметки);
4) способность на основе полученных результатов оценивания проектировать индивидуальные маршруты обучения, воспитания, физического развития обучающихся в физическом воспитании;
5) способность привлекать обучающихся к оценочной деятельности, способствуя формированию адекватной самооценки в физическом воспитании;
6) способность учитывать творческий характер работы обучающихся в ходе оценки результатов учебной деятельности.
Личностный
1) понимание ценности и смысла оценки в физическом воспитании;
2) признание индивидуального подхода к оценке достижений, способностей и потребностей обучающихся в физическом воспитании;
3) ценностное отношение к повышению уровня оценочной компетентности как значимой профессиональной способности.
Рис. 1. Структурная модель оценочной компетентности педагога физической культуры
определенный опыт педагогической деятельности, студенты имеют низкий уровень умений в осуществлении оценочной деятельности. Наибольшие затруднения связаны со способностью формулировать оценочное суждение, как аналитическое действие, которое является результатом оценочной деятельности (70 %). Недостаточно развита способность проектирования способов оценки (51%) и оценивания достижений обучающихся (65 %) и способность привлекать обучающихся к оценочной деятельности (61 %).
Несмотря на то, что будущие педагоги физической культуры имеют низкий уровень сформированное™ когнитивного и операционального компонента, они все же признают необходимость и важность оценочной деятельности в физическом воспитании, понимают ценность оценки. Большинство (41 %) видят в оценке не просто контролирующую, но и мотивационную и воспитательную функции, оценку в физическом воспитании считают средством повышения мотивации к занятиям физической культурой и спортом и формирования самооценки обучающихся. Большая часть студентов (42 %) признают важность и необходимость индивидуального подхода в оценке достижений обучающихся, значимость и
Уровни
Рис. 2. Развитие оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры (% — кол-во человек) — констатирующий этап
необходимость повышения уровня оценочной компетентности, считают оценочную компетентность значимой профессиональной способностью, влияющей на уровень профессиональной компетентности педагога в целом.
Таким образом, исследование личностного компонента позволяет сделать заключение о том, что студенты готовы к повышению собственного уровня оценочной компетентности, что вызывает необходимость осуществления целенаправленной под-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010
Оценка качества результатов обучения по физической культуре в образовательных учреждениях
Рис. 3. Структурная модель развития оценочной компетентности
готовки в процессе профессиональной подготовки в вузе.
Для развития оценочной компетентности был разработан специализированный курс «Оценка качества результатов обучения по физической культуре в образовательных учреждениях» (рис. 3). Семинарские занятия проводились в логике технологии кейсо-вого обучения. Суть данной технологии заключается в том, что студентам предлагается осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.
В результате работы с кейсом студентам предлагается решить задачу, с которой придется столкнуться в профессиональной деятельности, тем самым способствуя развитию профессиональной компетентности.
Структура семинарских занятий в логике технологии кейсового обучения строилась в соответствии с этапами, предложенными Ю. П. Сурминым [13] (табл. 1).
На занятиях студентам предлагаются структурированные кейсы, включающие описание противоречия; ключевое задание; педагогическую ситуацию; задания, которые приведут к решению ситуации; материалы для решения.
В начале занятия озвучиваются тема и цель занятия, представляется метод работы и основные этапы. Далее студентам раздаются кейсы и представляется инструкция по работе с ними. После получения кейса, студенты знакомятся с ситуацией, ключевым заданием и информационными материалами кейса задаются вопросы преподавателю на уточнение событий
кейса. После разъяснения предлагается индивидуально поработать с материалами кейса и выполнить задание.
Работа над ситуацией, представленной в кейсе, включает диагностику проблемной ситуации, выявление, обоснование и принятие оптимальных вариантов ее разрешения.
После индивидуальной проработки кейса студенты объединяются в микрогруппы по 2-3 человека. На данном этапе используется метод мозговой атаки, с помощью которого необходимо обсудить все варианты решения заданий и принять общее решение. Также на данном этапе используется метод дискуссии в микрогруппе. В ходе дискуссии студентам необходимо ответить на вопросы: «Что является центральной проблемой кейса?»; «В чем ошибка учителя?»; «Чтобы исправить ситуацию, какими знаниями должен обладать педагог?». На основе проведенной дискуссии в микрогруппе, студентам необходимо выполнить ключевое задание. Обсуждая педагогическую ситуацию в микрогруппе, студенты актуализируют свои знания общих и специфических закономерностей и особенностей возрастного развития; средств, методов, форм оценивания достижений обучающихся в физическом воспитании; способов оценивания возможностей, потребностей и достижений обучающихся по физической культуре; учатся проектировать способы оценки достижений обучающихся по физической культуре.
После выполнения ключевого задания в микрогруппе, модераторы групп представляют свой вариант решения ситуации в учебной группе. В ходе выступления участники других микрогрупп выступают в роли оппонентов, задают поясняющие вопросы. Роль преподавателя на данном этапе состоит в том, чтобы
Технология проведения занятий по методу case-study
Этап работы Деятельность преподавателя Деятельность студентов
Вводная часть занятия 1) Озвучивает учебные цели занятия; 2) представляет метод работы, задач и основные этапы дальнейшей работы; 3) раздает кейсы, комментирует инструкцию работы с ними, четко формулирует задание; 4) сообщает о способах и критериях оценки работы на занятии. 1) Получают кейсы для работы и инструкцию работы с ними; 2) задают вопросы на уточнение по этапам работы, методу в целом, критериям оценки.
Индивидуальная работа над кейсом Отвечает на вопросы с целью разъяснения событий и фактов, представленных в кейсе. 1) Знакомятся с ситуацией; 2) задают вопросы на уточнение событий кейса; 3) проводят индивидуальный анализ ситуации и решение поставленных задач.
Разбор кейса в малой группе — 3-6 человек 1) Озвучивает временные рамки, задачи работе; 2) поясняет, в каком виде должен быть оформлен результат; 3) наблюдает и контролирует обсуждение в малых группах для предупреждения их выхода за рамки темы, задач и времени. 1) Объединяются в малые группы; 2) обсуждают и анализируют выводы, сделанные по материалам кейса; 3) определяют основные проблемы анализируемой ситуации, путей решения главной проблемы; 4) готовят решение проблемы к выступлению перед группой.
Дискуссия в общей группе (организуется на основе сообщений подгрупп) 1) Выступает в роли координатора и ведущего дискуссии; 2) активизирует и направляет процесс обсуждения. 1) Представители подгрупп выступают со своим анализом кейса. Остальные студенты выступают в роли оппонентов к докладчику.
Подведение итогов занятия 1) Дает оценку выводам подгрупп и отдельных студентов; 2) комментирует весь ход дискуссии, варианты решений, которые не были предложены студентами; 3) на основе системы оценивания дает оценку группы и каждого участника. 1) Подводят итоги обсуждения; 2) формулируют выводы; 3) обобщают результаты проделанной работы.
координировать дискуссию, активизировать и направлять обсуждение. После всех выступлений проводится обсуждение и оценка представленных вариантов решения ситуации, опираясь на информационные материалы к кейсу, при этом предлагается оценить как собственную работу, так и работу своих товарищей.
В ходе оценки работы студентов на занятии используются такие критерии, как активность участия в дискуссии; нестандартность и реальность предлагаемых решений; аргументированное обоснование предлагаемых решений, с опорой на теоретические знания, междисциплинарные связи.
Для проведения рефлексии собственной деятельности на занятии, может применяться прием, который задействован из технологии развития критического мышления через чтение и письмо — пятиминутное эссе. После написания эссе студентам по желанию предлагается выступить с анализом проведенного занятия.
Таким образом, проведение занятий с использованием кейс-метода, как одного из средств формирования практического опыта оценочной деятельности, позволяет студентам овладеть не только способами оценочной деятельности, с опорой на теоретические знания, но и осуществлять рефлексию собственной деятельности и оценивать деятельность всех субъектов образовательного процесса, что, в свою очередь, способствует развитию оценочной компетентности.
На заключительном этапе экспериментальной работы была поставлена задача по определению изменения уровня оценочной компетентности.
Анализ изменений развития когнитивного компонента оценочной компетентности позволил выявить, что по сравнению с начальным этапом на 38 % снизи-
лось количество студентов, имеющих низкий уровень знаний, необходимых будущему педагогу для осуществления оценочной деятельности. По всем ключевым критериям произошли положительные изменения. Наибольший прирост произошел в знаниях о способах оценки достижений обучающихся (61 %), критериях и показателях подготовленности в физическом воспитании (50 %), средствах, методах, формах оценивания достижений обучающихся в физическом воспитании (45 %).
После проведения экспериментальной работы уменьшилось количество студентов, имеющих низкий уровень сформированности операционального компонента на 35 %. Наибольшие изменения произошли по таким ключевым критериям, как способность формулировать оценочные суждения — 47 %; способность осуществлять оценивание физических способностей, образовательных возможностей и потребностей, физического развития, спортивных достижений — 41 %; способность привлекать обучающихся к оценочной деятельности — 36 %.
Анализируя результаты личностного компонента оценочной компетентности, необходимо отметить положительные изменения. Так, увеличилось количество студентов, считающих оценочную компетентность значимой профессиональной способностью, влияющей на уровень профессиональной компетентности педагога в целом.
Анализ результатов показал, что наблюдаются достоверные изменения в развитии оценочной компетентности, которые выразились в уменьшении на 32 % количества студентов, имеющих низкий уровень оценочной компетентности и достоверном увеличении количества студентов, имеющих средний (прирост — 21 %) и высокий (прирост —13 %) уровни оценочной компетентности (рис.4).
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010
и проф. Н.Ф. Радионовой. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. — 250 с.
7. Курдюкова Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема / Н.А. Курдюкова : автореф. дис...канд. псих. наук. — С-Петербург, 1997. — 23 с.
8. Фазлеев Н. Ш. Профессиональное образование по физической культуре и спорту: компетентномстно- ориентированный подход / Н. Ш. Фазлеев // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 12. - С. 49-52.
9. Магин В.А. Модернизация системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.А. Магин. - М., 2006. - 45 с.
10. Мосина Н.В. Подходы к формированию профессиональной компетенции будущих специалистов физической культуры в системе высшего профессионального образования / Н.В. Мосина //Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 1. -С. 25-28.
11. Сергеева В.С. Оценочная деятельность педагога как предмет изучения в высшей школе / В.С. Сергеева // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы. - Омск, 2002. - С. 150- 153.
12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 55-61.
13. Ситуационный анализ, или Анатомия кейсметода / под ред. Ю.П. Сурмина. - Киев : Центр инноваций и развития, 2002. - 245 с.
КАЛУГИНА Марина Григорьевна, соискатель кафедры методики преподавания физической культуры, начальник отдела производственной практики. ЧУЧАЛИНА Александра Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, декан факультета заочного и дистанционного обучения.
Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
Статья поступила в редакцию 26.06.2009 г.
© М. Г. Калугина, А. И. Чучалина
Книжная полка
Кузнецова, В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Гриф МО РФ. — М : Академия, 2007. — 480 с. — ISBN 978-5-7695-3913-8.
В пособии раскрывается сущность физического воспитания, излагаются принципы и методы физического воспитания детей дошкольного и школьного возраста, а также взрослых, дается характеристика упражнений, рекомендуемых для развития тех или иных физических способностей или возможностей человека. Предлагаемые методики базируются на научной основе, насыщены конкретным материалом по направленному использованию физической культуры в жизни разных групп людей.
Для студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры.
Филиппова, С. О. Теория и методика физкультуры дошкольников. — СПб. : Детство-Пресс, 2008. — 656 с. — ISBN 978-5-89814-405-0.
Учебное пособие предназначено для будущих специалистов по физической культуре дошкольников. В нем изложены теоретические основы физической культуры детей дошкольного возраста и методические основы организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
кол-во человек,
%
Уровни
□ начальный этап
Ш заключительный этап
Рис. 4. Динамика развития оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры
Таким образом, представляется возможным заключить, что использование технологии кейсового обучения способствует развитию оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры.
Библиографический список
1. Акулова О.В. Компетентностная модель современного педагога / О.В. Акулова. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 243 с.
2. Болтачёва Ж. В. Формирование готовности студентов к оценочной деятельности в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла / Ж.В. Болтачева : автореф. дис. канд пед.наук. -Саратов, 2007. - С. 3-5.
3. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход / Э.Ф. Зеер // Образование и наука. - 2004. - № 4. - С. 25-30.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 40 с.
5. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения : учеб. пособие для студ. вузов по пед. спец. / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. - М. : Академия, 2007. - 224 с.
6. Компетентностный подход в педагогическом образовании : коллективная монография / под ред. проф. В.А. Козырева