Научная статья на тему 'Развитие одарённости детей дошкольного возраста в образовательном процессе'

Развитие одарённости детей дошкольного возраста в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЁННОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПОЗНАНИЕ / ДУХОВНО-ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / INTELLIGENCE / CREATIVE POTENTIAL / EVOLVING A CHILD''S TALENTS / PERCEPTION / INTELLECTUAL AND CREATIVE SELF-FULFILLMENT / DEVELOPMENT / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Евгеньевна, Тренкина Людмила Владимировна

В статье уточняется понятие «одарённость» на современном этапе. Приводится анализ взглядов отечественных ученых на проблему развития одарённости детей дошкольного возраста. Рассматриваются основа развития одарённости детей дошкольного возраста в аспекте духовно-творческой самореализации. В статье представлена взаимосвязь развития одарённости с раскрытием творческого потенциала детей в дошкольных образовательных организациях. Обоснована взаимосвязь критериев развития одарённости детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL CHILDREN'' INTELLIGENCE WITHIN THE PROCESS OF EDUCATION

The author reveals the «Intelligence» notion in terms of the modern period. The analysis is given of Russian scientists' points of view concerning the problem of preschool children' intelligence development. The development basis in terms of intellectual and creative selffulfillment is discussed in the article. The author presents the co-relation of children' intelligence development with their creative potential at pre-school educational institutions. The interrelation of intelligence development criteria has been proved.

Текст научной работы на тему «Развитие одарённости детей дошкольного возраста в образовательном процессе»

YAK 372.3 ББК 74.100.55

И.Е. ЕМЕЛЬЯНОВА, РАЗВИТИЕ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ

Е.А. ТРЕНКИНА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОНЕССЕ

1.Е. EMELYANOVA, DEVELOPMENT OF PRE-SCHOOL CHILDREN'

E.A. TRENKINA INTELLIGENCE WITHIN

THE PROCESS OF EDUCATION

В статье уточняется понятие «одарённость» на современном этапе. Приводится анализ взглядов отечественных ученых на проблему развития одарённости детей дошкольного возраста. Рассматриваются основа развития одарённости детей дошкольного возраста в аспекте духовно-творческой самореализации. В статье представлена взаимосвязь развития одарённости с раскрытием творческого потенциала детей в дошкольных образовательных организациях. Обоснована взаимосвязь критериев развития одарённости детей.

The author reveals the «Intelligence» notion in terms of the modern period. The analysis is given of Russian scientists' points of view concerning the problem of preschool children' intelligence development. The development basis in terms of intellectual and creative self-fulfillment is discussed in the article. The author presents the co-relation of children' intelligence development with their creative potential at pre-school educational institutions. The interrelation of intelligence development criteria has been proved.

Ключевые слова: одарённость, творческий потенциал, самореализация, познание, духовно-творческая самореализация, развитие, дети дошкольного возраста.

Key words: intelligence, creative potential, evolving a child's talents, perception, intellectual and creative self-fulfillment, development, preschool children.

Стратегия современного отечественного образования призвана предоставить возможность всем детям проявить свои таланты, развивая предпосылки к духовно-творческой самореализации. Ранняя реализация личного потенциала на основе нравственных ценностей общества обеспечит в будущем созидательную направленность жизнедеятельности. В рамках Шанхайского образовательного форума 2009 года широко обсуждались вопросы государственной политики в области обучения и воспитания одарённых детей в разных странах мира, проблемы диагностики и развития одарённости. Учеными России, Великобритании, Китая, США, Австралии и др. озвучена необходимость осмысления и преодоления трудностей и препятствий в работе с одарёнными детьми.

Поднимались вопросы незамеченной одарённости, скрытой одарённости и псевдоодарённости. Проявление детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности, успешной социализации; порой даже самые ярко выраженные, выдающиеся способности ребёнка не являются прогнозом его достижений в будущем. В рабочей концепции одарённости, разработанной мэтрами отечественной психологии и педагогики (Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, И.И. Ильясов, И.В. Калиш, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев, В.И. Панов, В.Д. Ушаков, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич), представлены две крайние точки зрения на проблему частоты проявления детской одарённости: «все дети одарённые», «одарённые дети встречаются крайне редко». Мы придерживаемся первой точки зрения, так как в дошкольном возрасте речь идёт об эффективном развитии психических процессов в сензи-тивные периоды и о квазитворчестве детей [7].

Таким образом, раннее выявление, поддержка, развитие и социализация способных, одарённых и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы дошкольного образования, становится приоритетной задачей современного образования в России, поскольку от её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал государства. Работа с данной категорией детей регулируется нормативными документами: Закон «Об образовании» Российской Федерации, Национальная доктрина образования Российской Федерации, Федеральная программа «Дети России», принятая 18.08.1994, и подпрограмма «Одарённые дети» (распоряжение от 13 марта 2002 года), которая нацелена на выявление и поддержку талантливых детей в условиях учебных учреждений. Но, представленные документы ориентированы на развитие детей школьного возраста, в них мало внимания уделяется развитию одарённости в дошкольном детстве. В связи с этим необходим поиск и поддержка условий, позволяющих качественно улучшить выявление, поддержку и эффективное развитие способностей детей дошкольного возраста.

В отечественной науке определилась чёткая позиция в развитии одарённости детей - развитие способностей, включение ребёнка в деятельность, создании благоприятной среды для детей с тем, чтобы раскрыть их потенциальные возможности. Остановимся подробнее на исследовании одарённости А.М. Матюшкиным, который связывает развитие одарённости с раскрытием творческого потенциала ребёнка. Взгляд ученого на природу и условия развития одарённости близок нам, так как не противоречит учёту возрастных особенностей детей дошкольного возраста в развитии одарённости. В концепции творческой одарённости, предложенной А.М. Матюшкиным «психологическая структура одарённости совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека». Одарённые дети, согласно концепции А.М. Матюшкина, имеют высокий творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических и духовных [5, с. 11]. Мы разделяем точку зрения учёного об одарённости как развивающемся творчестве, но при этом подчёркиваем необходимость учёта и своевременного развития следующих компонентов: креативность, самостоятельность, воля, исследовательская активность, нравственная основа.

Таким образом, опираясь на психолого-педагогические исследования категории «одарённость», можно представить сущность развития одарённости детей дошкольного возраста в следующем рисунке (рис. 1).

Рис. 1. Сущность развития одарённости детей дошкольного возраста

Основная трудность выявления в пору детства признаков одарённости состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно независимое от возрастного. Лишь в отдельных случаях чрезвычайная познавательная активность, одержимость занятиями оказывается подлинно устойчивой особенностью, темп развития остаётся необычно высоким и происходит закрепление и обогащение ранних признаков особых возможностей. Очень важно позаботиться о том, чтобы незаурядные дети могли развиваться разносторонне в дошкольные годы, получать радость от полноты и своевременности приложения сил [4]. Одарённой личности ещё предстоит состояться в жизни, поэтому ребёнок должен быть способен к самореализации своих задатков, потенциалов и способностей. У человечества есть единственная конечная отдалённая цель, к которой стремятся все люди. Разные авторы называют её по-разному: самоактуализация, самореализация, психическое здоровье, индивидуализация, автономия, креативность, счастье - это синонимы реализации потенций индивида, становления человека в полном смысле этого слова, становления тем, кем он хочет и может стать.

На основании исследований можно утверждать, что в настоящее время понятие «творчество» рассматривается в философской и психолого-педагогической литературе в трёх аспектах (рис. 2). Анализируя современные тенденции в исследовании творчества, мы выделяем подход В.И. Андреева [1] в определении характеристик данного понятия (рис. 3), так как данное понимание творчества наиболее соответствует современным требованиям к процессу образования детей дошкольного возраста и актуально для значимого взрослого, занимающегося проблемой развития творческого потенциала детей.

Относительно творчества дошкольников, которые создают личный творческий продукт, можно говорить о творческой активности, творческом потенциале, творческих способностях, которые подготавливают акт творчества.

ТВОРЧЕСТВО

онтологическим подход

деятельностныи подход

система

жизненных

смыслов

творчество как атрибут материи;

творчество природы

Г.С. Батищев, В.Д. Губин, В.В. Давыдов, В.А. Малахов

творчество как атрибут

собственнои жизни высшая форма деятельности, психическии акт

Г.С. Альтшуллер, Ю.Б. Бореев,

В.С. Библер, М.М. Бахтин,

П.П. Крамар, С.Х. Рапопорт, И.В. Страхов

Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич

Рис. 2. Понятие «творчество» в современном аспекте

наличие противоречия, проблемной ситуации, или

творческой задачи

социальная и личная значимость и прогрессивность

ТВОРЧЕСТВО

новизна и оригинальность процесса и результата

наличие объективных предпосылок:

условий для творчества

наличие субъективных предпосылок:

знаний, умений, навыков положительной мотивации, способностей личности

Рис. 3. Характеристики творчества

Таким образом, мы вкладываем в понятие «творчество» создание новых, оригинальных личностно и общественно значимых материальных и духовных ценностей, раскрытие и реализацию созидательных возможностей человека, внутриличностные изменения в нём самом. Творчество, на наш взгляд, является важным фактором развития личности, готовой меняться, отказываться от стереотипов. В творчестве и через творчество человек поднимается над своим природным состоянием и тем выше, чем духовнее процесс его саморазвития.

Анализ психолого-педагогической литературы указывает на то, что творческие способности, потенции, возможности, которые находятся как бы в свёрнутом виде, могут быть развёрнуты, развиты при определённых условиях и они индивидуальны для каждой личности. Обобщённый анализ исследований в этом направлении указывает, что многие исследователи связывают развитие творческого потенциала личности с развитием творческого мышления. Нами поддерживается точка зрения, что этот процесс влечёт за собой появление нового активного внутреннего содержания, ибо творчество - это «космологический процесс, духовный, центрирующий и насыщающий. В нем радость и наслаждение рождения нового» [8]. Это большая духовная работа.

Итак, нами конкретизировано понятие «развитие одарённости детей дошкольного возраста в аспекте предпосылок к духовно-творческой самореализации» - это целенаправленный процесс взаимодействия Значимых взрослых и детей в духовно-творческой деятельности, результатом которой является своевременное раскрытие потенциальных способностей, проявляющихся в продуктах творчества ребёнка. А.М. Матюшкин отмечает, что раннее проявление творческой одарённости принадлежит дошкольному возрасту и периоду обучения в начальной школе, т. е. от 3-4 до 9-11 лет. Проявление высокой одарённости в раннем возрасте может быть лишь проявлением возрастной сензитивности, которая исчезнет в более старшем возрасте [5], поэтому важно поддержать креативность, любознательность и высокую познавательную активность, стремление к самостоятельности. Большая внушаемость, подражательность и эмоциональная восприимчивость делают дошкольный возраст особенно благоприятным для развития и проявления нравственных чувств. В этот период закладываются и укрепляются моральные установки и психо-

логические свойства личности, выражающие отношение к другим людям: общительность, справедливость, стремление доминировать, эгоизм и т. д. Пятилетние дети способны как к острым переживаниям зависти, так и к ярким проявлениям сочувствия. Пятилетний ребёнок, по утверждению В.В. Абра-менковой, легко воспроизводит переживания других людей. Но дети в пятилетнем возрасте уже способны делать попытки вставать на позицию другого человека и эмоционально реагировать на то, что они сами не пережили. Восприятие ребёнком ощущений другого человека ограничено рамками собственного опыта, своим кругом общения. К тому же психика дошкольника сильно центрирована: собственное видение мира он в значительной степени отождествляет с реальностью. Включая детей в творческую деятельность, важно направлять их действия на создание творческого продукта, подчёркивать значимость их творческой деятельности для окружающих людей. Значима в этом отношении точка зрения В.Т. Кудрявцева: «В психологии необходимо различать творчество как «открытие для других» и творчество как «открытие для себя», вхождение ребёнка в мир - это непрерывная цепочка открытий для себя». В то же время «открытие для себя» - это непременное условие «открытий для других» [3]. Детство - едва ли не единственный период жизни, когда творчество становится универсальным и естественным способом существования человека.

Особый интерес в нашем исследовании заслуживает точка зрения А.З. Рахимова, который отмечает: «В раннем возрасте начинается воспитание нравственных чувств, разнообразных эмоций, связанных с поступками, предметами материальной и духовной культуры, социальными событиями, природой и людьми. Детский возраст - ответственный в жизни человека, это возраст душевного и духовного становления, формирования нравственных качеств личности, развития творческого потенциала, поэтому мы придаём ему ведущее значение в формировании личности» [8, с. 80]. В старшем дошкольном возрасте в сюжетно-ролевых играх наряду со стремлениями ребёнка взять на себя главную роль, победить, установить взаимоотношения и др. начинают появляться цели, связанные со стремлением помогать людям, понимать ближнего. Таким образом, самореализация выступает регулятором социальных и личностных притязаний ребёнка, способствуя их подходу к выбору жизненной ориентации на основе анализа возможностей и индивидуальных проявлений.

В дошкольном возрасте мы часто имеем дело лишь с потенциальной одарённостью, которую ещё предстоит актуализировать, что даст возможность творчески реализоваться в будущем. Идея потенциальной одарённости, признаваемая большинством современных психологов, позволила расширить категорию одарённых детей. Экспериментально была доказана целесообразность обучения по специальным программам не только 1-3% детей-вундеркиндов, но и 10, 15 и даже 20% детей, чей уровень развития превышает средний для данного возраста [6].

Мы не рассматриваем подробно виды одарённости в дошкольном возрасте, так как считаем, что при раскрытии потенциала ребёнка важно создать условия для актуализации и развития его творческих способностей, которые в будущем обеспечат реализацию различных видов одарённости. Мы поддерживаем утверждение Б.М. Теплова о том, что «талант как таковой многосторонен» [9], что не о существовании разных видов одарённостей должна идти речь в развитии детей, а о широте самой одарённости.

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение детей к продуктивной творческой деятельности с дошкольного возраста. Продуктами социализации, происходящей в процессе духовно-творческой деятельности, и общения в определённом социальном кругу (в рамках нашего исследования - микросоциуме дошкольника) выступают отношения индивида к миру, осознание себя как личности, адаптивность, жизнетворчество, рефлексия, сохранение индивидуальности [2, с. 38-40].

Итак, идея развития одарённости детей дошкольного возраста состоит в том, что в образовательном процессе важно актуализировать задатки, раскрыть склонности, развивать потенциалы и способности, заложенные в каждом ребёнке от рождения. Развитие понимается нами как совокупность закономерных изменений в личности, которая приводит к появлению нового качества: проявлении скрытых задатков, потенциалов, развитие индивидуальных склонностей и способностей, которые и являются основой для проявления одарённости на ранних этапах развития личности. Актуализированные в детстве потенциалы дадут ребёнку возможность найти тот путь духовно-творческой самореализации, в котором он проявит свои таланты, покажет более высокие результаты в приоритетном виде деятельности по сравнению с большинством сверстников.

Литература

1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань, 1988. - 247 с.

2. Игнатова, В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации и условия их реализации [Текст] : дис. ... д-ра пед. наук / В.В. Игнатова. - Красноярск, 2000. - 365 с.

3. Кудрявцев, В. Феномен детской креативности [Текст] / В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 3. - С. 71-78.

4. Лейтес, Н.С. Возрастная одарённость школьников [Текст] / Н.С. Лейтес. -М. : Академия, 2000. - 320 с.

5. Матюшкин, А.М. Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей [Текст] : учеб. пособие / под ред. А.М. Матюшкина. - М. : МОДЭК, 2004. - 192 с.

6. Панов, В.И. Одарённые дети: теория и практика [Текст] / В.И. Панов // Материалы рос. конф., Москва, 28-30 марта 2001 г. Дополнительный выпуск / под ред. В.И. Панова. - М. ; Ярославль : Психологический институт РАО -Ярославский Институт развития образования, 2001. - 208 с.

7. Рабочая концепция одарённости [Текст] / под ред. Д.Б. Богоявленской. -Академия, 2002. - 144 с.

8. Рахимов, А.З. Нравственная психология [Текст] / А.З. Рахимов. - Уфа : Наука, образование, культура, 1995. - 202 с.

9. Теплов, Б.М. Избранные труды [Текст] : в 2 т. / Б.М. Теплов. - М. : Педагогика, 1985. - Т. 1. - 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.