Развитие интеллектуально-творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста
Чапаева З.М.,
заведующая
МАДОУ «ЦРР - детский сад №264»,
г. Уфа, Россия
Аннотация: Целью статьи является показать, как можно проводить работу по развитию детской одаренности в рамках проведенного исследовательского проекта «Рисование песком». Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, ориентацией на «среднего» ребёнка, с другой - отсутствием у педагогов и родителей необходимых знаний о методах выявления и развития одарённости на этапе дошкольного детства.
В реальной практике дошкольных учреждений, остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одарённых дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, и педагоги.
Деятельность по развитию одаренности, способностей ребёнка в нашей ДОУ осуществляется в рамках реализации образовательной авторской программы.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Современная окружающая среда требует не только высокой активности человека, но и его нестандартного поведения.
Следует помнить, что как бы не был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, в дошкольном возрасте его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества
Термин « одарённость», наверное, многих пугает. А ведь мы, педагоги, занимаемся открытием и развитием детских талантов постоянно. Это наши конкурсы детского творчества « Маленькие звёздочки», «Дебют», во многих садах увлекаются серьёзно театром, танцевальные кружки и т. д. - это есть поиск талантов!
Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности детей в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, занятиям к рисованию.
Кого же считают одаренными?
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.
1) Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одаренность).
2) Дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одаренность).
3) Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыкант, художники, математики, шахматисты). Эту категорию чаще называют талантливыми.
4) Дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одаренность).
В нашем детском саду проводится огромная работа по выявлению, развитию детских талантов. Одним из исследовательских проектов по развитию способностей воспитанников стал проект «Рисование песком».
Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить - это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям
предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования... «Рисование на песке» одно из его направлений выступающее как особое средство для рисования и воспроизведения различных узоров всевозможными способами.
Подчеркнем немаловажный аспект. Рисование на песке и с помощью песка отличается от традиционного не только самими изобразительными средствами. Здесь есть еще и психологическая специфика: сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы потом показать кому-то или повесить. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не на результат, а именно такая направленность и есть залог развития.
Поэтому данная методика и оборудование при умелом применении вполне могут стать эффективным развивающим, обучающим и коррекционным инструментом в условиях любого дошкольного образовательного учреждения.
Одной из основных задач образовательного процесса в нашем ДОУ №264 является повышение качества обучения и воспитания, что в свою очередь, неразрывно связано с разработкой проблемы развития одаренности.
В детском саду закладываются основы личности, решение этой проблемы требует особого внимания, поскольку одаренность в детском возрасте рассматривается в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
Научная новизна работы заключалась в разработке путей эффективного развития детской одаренности посредством рисования песком.
Цель работы - выявление способов эффективного решения проблемы развития детской одаренности.
Основные задачи:
1. Выбор компонентного состава детской одаренности, способов ее диагностики.
2. Разработка модели развития детской одаренности в образовательном процессе ДОУ посредством рисования песком.
3. Разработка программы и определение ее эффективности.
Данные задачи решались постепенно, работа была проведена многоплановая в тесном взаимодействии с узкими специалистами ДОУ и родителями воспитанников.
Практической значимостью исследовательского проекта стало разработка авторской программы «Песочная радуга». В ней представлены конкретные материалы, направленные на развитие детской одаренности; критериев и способов ее диагностики.
Работа строилась в несколько этапов.
В начале проведенной работы была изучена философская, психологическая, педагогическая, методическая литература, анализировались различные аспекты проблемы. Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённость можно развить практически у любого ребенка при условии создания благоприятных условий.
Далее был выбран компонентный состав развития детской одаренности и подобраны способы ее диагностики. Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития МИТУ, А.И. Савенков, в своих работах говорит о базовом уровне одаренности: одаренность = креативность+мотивация+интеллект.
Это позволило создать возможности диагностики применительно ко всем представленным в проекте компонентам, критериям детской одаренности с помощью различных методов: психологических тестов: «Тест Креативности Торранса», «Угадайка», «Рассказ по картинке», «Вопросы к картинкам», «Исследование сформированности
саморегуляции в структуре общей способности к учению», «Карта наблюдения за целеустремленностью дошкольника» и педагогическое наблюдение.
В начале работы был проведен мониторинг в группах. Выявлена степень развития у воспитанников критериев, определяющих детскую одаренность. Стоит отметить, что высокие показатели развития компонентов детской одаренности на начало года ни у кого не проявлялись.
В процессе работы была разработана теоретическая модель развития детской одаренности посредством рисования песком.
Программа «Песочная радуга» интегрирует определенные образовательные области в искусстве рисования песком: познавательную, социально-коммуникативную и художественно-эстетическую. Внедрены образовательные технологии: «мозговой штурм», ТРИЗ, моделирование, эвристические (развитие творческих способностей), информационные, эмоционально-художественные (воспитание эстетических, отношений). Интеграция методов и приемов, создающих ситуации выбора, творчества, успеха, диалога, приемов создания ситуаций выбора.
Программа включает в себя тематическое планирование, содержащее приемы и техники рисования песком, направленные на развитие компонентов детской одаренности.
Все предложенное выше способствует развитию критериев, входящих в компонентный состав детской одаренности.
Данная программа используется как дополнительная программа по художественно-эстетическому развитию. После проведенных занятий отмечена положительная динамика изменения в личности детей: повысилась способность к удерживанию внимания, появилась уверенность в себе, улучшился эмоциональный фон, повысился уровень интегративных качеств, улучшилось общее состояние здоровья детей.
Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным. Рисунок всегда можно подкорректировать. В этом и заключается одна из прелестей рисования песком - все поправимо.
Опыт работы показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты: у детей значительно возрастает интерес к занятиям; воспитанники чувствуют себя более успешными; - на занятиях нет места монотонности и скуке.
Литература
- Копытов, А.Д. Размышления о педагогике одарённости. Одарённый ребёнок. 2008№ 1 с. 23-35
- Одарённость и возраст. Развитие творческого потенциала одарённых детей: учебное пособие под ред. А.М. Матюшкина, 2004, с.192
- Панютина, Н.И. Система работа образовательного учреждения с одарёнными детьми., 2008, с.204
- Савенков, А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе , 2011, с.196
- Гасанова Р.Х., Синтез искусств (музыка, художественное слово, живопись), Уфа: БИРО, 2005, с. 30
- Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: адаптированный перевод с англ., М.: ИНТ, 2010, 94 с.
- Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина и др. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. Под ред. Н.С. Лейтеса, М.: Академия, 2000.
- Савенков А. И. Психология детской одаренности. Москва: Генезис, 2010, - с. 440