Научная статья на тему 'Развитие навыков критического мышления будущих учителей музыки в различных видах профессиональной деятельности'

Развитие навыков критического мышления будущих учителей музыки в различных видах профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / БУДУЩИЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PERSONALITY DEVELOPMENT / CRITICAL THINKING / SKILLS / FUTURE MUSIC TEACHERS / PROFESSIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кобозева Инна Сергеевна, Хусаинова Гульзада Ануаровна, Щерботаева Наргиза Джумабековна

Введение. В статье обоснована актуальность исследования процесса развития навыков критического мышления будущих учителей музыки в различных видах профессиональной деятельности. Цель статьи раскрыть особенности развития навыков критического мышления будущих учителей музыки в условиях музыкально-педагогического образования в контексте различных видов профессиональной деятельности. Методология. Исследование осуществлялось на основе системно-деятельностного подхода путем теоретического анализа научной, методической литературы и наблюдения за образовательной деятельностью вузов Саранска (Российская Федерация) и Астаны (Республика Казахстан). Результаты. Представлен опыт работы и выявлены особенности развития навыков критического мышления будущего учителя музыки в организационно-управленческой, производственнотехнологической, проектной, научно-исследовательской, методической, образовательной деятельности. Заключение. Авторами сделан вывод о том, что ключевой частью процесса совершенствования современного высшего музыкально-педагогического образования должно стать развитие навыков критического мышления будущих учителей музыки в различных видах профессиональной деятельности. Разработанный в виде презентаций и внедренный как дополнительный мультимедийный информационный источник спецкурс «Развитие критического мышления будущего учителя музыки» может быть положен в основу повышения профессиональной компетентности учителя музыки, что составляет практическую ценность работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кобозева Инна Сергеевна, Хусаинова Гульзада Ануаровна, Щерботаева Наргиза Джумабековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING SKILLS OF MUSIC TEACHERS IN DIFFERENT TYPES OF PROFFECIONAL ACTIVITIES

Introduction. The article proves the relevance of the study of the development of critical thinking skills of future music teachers in various types of professional activities. The purpose of the article is to reveal the features of the development of critical thinking skills of future music teachers in conditions of musical and pedagogical education in the context of various types of professional activities. Materials and Methods. The study was carried out on the basis of the system-activity approach, as well as through the theoretical analysis of scientific, methodological literature and observation of educational activities of the universities of Saransk (the Russian Federation) and Astana (the Republic of Kazakhstan). Results. The work experience is presented and the peculiarities of the development of critical thinking skills of future music teacher in organizational and managerial, production-technological, design, research, methodological, educational professional activities are revealed. Conclusions. The authors suppose that a key part of the process of improving the modern higher music and pedagogical education should develop the critical thinking skills of future music teachers in various types of professional activities. The practical value of the work is the special course “Development of critical thinking of a future music teacher” developed in the form of presentations and implemented as an additional multimedia information source in the process of studying the electronic educational resource can be used as a basis for increasing the professional competence of a music teacher.

Текст научной работы на тему «Развитие навыков критического мышления будущих учителей музыки в различных видах профессиональной деятельности»

7. Особенности применения case-технологии для обеспечения продуктивной учебной деятельности студентов технического вуза в рамках дисциплины «математика» / С. В. Лукичева, О. Н., Коваленко Т. Я. Бабий, Н. Г. Черноусова // Вестник КрасГАУ. 2013. Вып. 10. С. 328-332.

8. Лукичева С. В., Коваленко О. Н., Яковлева С. Ф. К вопросу о реализации модульно-рейтингового обучения в рамках дисциплин математического профиля технического вуза // Управление образовательным процессом в современном вузе : материалы 2 Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (г. Красноярск, 22-23 апреля 2008 г.). Красноярск : КГПУ им. Астафьева В. П., 2008. С. 79-82.

9. Салмина Н. Г., Будякова М. П. Знаково-символическая деятельность и ее генез. Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2005. 48 с.

10. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. М. : Академия, 1998. 288 с.

11. Principles of Contemporary Didactics of Higher Education / L. V. Shkerina, V. A. Shershneva, V. N. Sidorov, T. V. Sidorova, K. V. Safonov // European Journal of Contemporary Education. 2016. Vol. (17), iss. 3. Р. 357-367.

1. Breytigam E. K., Kiselnikov I. V. Dostizhenie ponimaniya, proektirovanie i realizaciya processnogo podhoda k obespecheniyu kachestva lichnostno razvivayushchegosya obucheniya [Achievement of understanding, design and realization of process approach to ensuring quality of personally developing training]. Barnaul, Publishing house AltGLF, 2011, 160 p. (In Russian).

2. Djyu J. Demokratiya i obrazovanie [Demokrati and education]. Moscow, Pedagogy-Press, 2000, 384 p. (In Russian).

3. Lopatkina E. V. Sovokupnost' priemov vzaimodejstviya s uchebnymi tekstami [An interaction set of methods with educational texts]. Tomsk state pedagogical university bulletin, 2009, vol. 5 (83), pp. 10-24. (In Russian).

4. Lukicheva S. V., Kovalenko O. N. Metodika organizacii ustojchivoj obratnoj svyazi "prepodavatel' - student" posredstvom kart ekspress-oprosa pri izuchenii matematiki [Metodik of the organization of steady feedback "the teacher - the student" by means of cards the express - poll when studying mathematics]. The bulletin of KSPU named after V. P. Astafiev, 2017, no. 2 (40), pp. 89-93. (In Russian).

5. Lukicheva S. V., Kovalenko O. N. Matematika. Ryady [Matematik. Ranks]. Krasnoyarsk, SibSAU n. a. M. F. Reshetneva, 2017, 117 p. (In Russian).

6. Lukicheva S. V., Kovalenko O. N. K voprosu o nepreryvnom formirovanii produktivnogo myshleniya studentov v ramkah discipliny "matematika" [For a question of continuous formation of productive thinking of students within discipline of "mathematician"]. Pedagogy and psychology: problems of development of thinking. Materials of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation. Krasnoyarsk, SibSU of n. a. M. F. Reshetneva, 2017, pp. 71-75. (In Russian).

7. Lukicheva S. V., Kovalenko O. N., Babey T. Y., Chernousova N. G. Osobennosti primeneniya case-tekhnologii dlya obespecheniya produktivnoj uchebnoj deyatel'nosti studentov tekhnicheskogo vuza v ramkah discipliny "matematika" [Features of application of case-technology for ensuring productive activity of students of technical college within discipline of "mathematician"]. The Bulletin of KrasGAU, 2013, iss. 10, pp. 328-332. (In Russian).

8. Lukicheva S. V., Kovalenko O. N., Yakovlev S. F. K voprosu o realizacii modul'no-rejtingovogo obucheniya v ramkah disciplin matematicheskogo profilya tekhnicheskogo vuza [On the issue of the implementation of modular-rating training within the disciplines of the mathematical profile of a technical university]. Management of the educational process in a modern university. Materials of the 2nd All-Russian Scientific and Methodological Conference with International Participation (Krasnoyarsk, April 22-23,2008). Krasnoyarsk, KSPU n. a. Astaf'eva V. P., 2008, pp. 79-82. (In Russian).

9. Salmina N. G., Budyakova M. P. Znakovo-simvolicheskaya deyatel'nost' i ee genez [Signater-symbolical activity and its genesis]. Yelets, YSU n. a. I. A. Bunina, 2005, 48 p. (In Russian).

10. Talyzina N. F. Pedagogicheskaya psihologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, Academy, 1998, 288 p. (In Russian).

11. Shkerina L. V., Shershneva V. A., Sidorov V. N., Sidorova T. V., Safonov K. V. Principles of Contemporary Didactics of Higher Education. European Journal of Contemporary Education, 2016, vol. (17), iss. 3, pp. 357-367.

развитие навыков критического мышления

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ

профессиональной деятельности

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING SKILLS OF MUSIC TEACHERS

in different types of proffecional activities

Введение. В статье обоснована актуальность исследования процесса развития навыков критического мышления будущих учителей музыки в различных видах профессиональной деятельности. Цель статьи — раскрыть особенности развития навыков критического мышления будущих учителей музыки в условиях музыкально-педагогического образования в контексте различных видов профессиональной деятельности.

References

УДК/UDC 378:78

И. С. Кобозева, Г. А. Хусаинова, Н. Д. Щерботаева

I. Kobozeva, G. Khusainova, N. Chsherbotayeva

Методология. Исследование осуществлялось на основе системно-деятельностного подхода путем теоретического анализа научной, методической литературы и наблюдения за образовательной деятельностью вузов Саранска (Российская Федерация) и Астаны (Республика Казахстан).

Результаты. Представлен опыт работы и выявлены особенности развития навыков критического мышления будущего учителя музыки в организационно-управленческой, производственно-технологической, проектной, научно-исследовательской, методической, образовательной деятельности.

Заключение. Авторами сделан вывод о том, что ключевой частью процесса совершенствования современного высшего музыкально-педагогического образования должно стать развитие навыков критического мышления будущих учителей музыки в различных видах профессиональной деятельности. Разработанный в виде презентаций и внедренный как дополнительный мультимедийный информационный источник спецкурс «Развитие критического мышления будущего учителя музыки» может быть положен в основу повышения профессиональной компетентности учителя музыки, что составляет практическую ценность работы.

Introduction. The article proves the relevance of the study of the development of critical thinking skills of future music teachers in various types of professional activities. The purpose of the article is to reveal the features of the development of critical thinking skills of future music teachers in conditions of musical and pedagogical education in the context of various types of professional activities.

Materials and Methods. The study was carried out on the basis of the system-activity approach, as well as through the theoretical analysis of scientific, methodological literature and observation of educational activities of the universities of Saransk (the Russian Federation) and Astana (the Republic of Kazakhstan).

Results. The work experience is presented and the peculiarities of the development of critical thinking skills of future music teacher in organizational and managerial, production-technological, design, research, methodological, educational professional activities are revealed.

Conclusions. The authors suppose that a key part of the process of improving the modern higher music and pedagogical education should develop the critical thinking skills of future music teachers in various types of professional activities. The practical value of the work is the special course "Development of critical thinking of a future music teacher" developed in the form of presentations and implemented as an additional multimedia information source in the process of studying the electronic educational resource can be used as a basis for increasing the professional competence of a music teacher.

Ключевые слова: развитие личности, критическое мышление, будущие учителя музыки, профессиональная деятельность.

Keywords: personality development, critical thinking, skills, future music teachers, professional activities.

Введение

В настоящее время во всех странах Европейского Союза, а также в России и Республике Казахстан осуществлен переход системы высшего образования на двухуровневую систему подготовки. В этих условиях обретает особый статус процесс подготовки на уровне бакалавриата учителя музыки, предполагающий актуализацию всех компонентов музыкальной и духовной культуры личности обучающегося. Поскольку современное общество требует от каждого человека «проявления познавательной активности: энергичности, инициативы, воли, интуиции, развитых способностей и умений быстро принимать решения в нестандартных и сложных жизненных ситуациях», то каждый студент должен обладать определенным запасом знаний и профессиональной компетентностью в области музыкально-педагогического образования, быть мобильным в овладении инновационными педагогическими технологиями, сочетать в себе интеллектуальный потенциал с нравственным сознанием и гражданской ответственностью [6, с. 23].

Бакалавры, обучающиеся по направлению педагогического образования «Музыкальное образование», наряду с выделенными умениями и навыками, должны понимать сущность музыкально-педагогического процесса, приобрести такие качества, как гибкость профессионального мышления, толерантность, умение проводить глубокий анализ получаемой информации, в связи

с чем особое значение приобретает развитие критического мышления студентов музыкально-педагогической специальности, которое становится частью их профессиональной компетентности. Критическое мышление студента, по мнению Е. О. Галицких, помогает ему расставлять собственные приоритеты в личной, профессиональной и общественной жизни, а также соотносить их с актуальными нормами. Так, по принципу открытости Болонской системы образования студент-музыкант педагогической специальности должен научиться нести индивидуальную ответственность за сделанный выбор, развивать культуру диалога в совместной музыкально-педагогической деятельности, повышать уровень культуры индивидуальной работы с информацией, уметь анализировать и делать самостоятельные выводы в ходе профессиональной деятельности, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них [3, с. 112].

Только при условии развития критического мышления студентов происходит рост качества их учебно-профессиональной деятельности, требующий от будущего учителя музыки проявления самостоятельности, креативности, владения навыками педагогического взаимодействия и сотрудничества, а также решения сложных педагогических задач, в том числе достаточной под-готовленнности к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, мотивационному разнообразию способов достижения целей, профессиональной мобильности, являющихся непременным атрибутом современной системы профессионального образования.

Критическое мышление в своей основе понимается как саморегулирующееся суждение, которое завершается интерпретацией, анализом, оценкой и интерактивностью, как и объяснением очевидных, концептуальных, методологических или контекстных соображений, на которых основано суждение. Таким образом, идеальное критическое мышление будущего учителя музыки связано с его любознательностью, хорошей осведомленностью о музыкально-педагогической деятельности, непредубежденностью, гибкостью, справедливостью в оценке собственной деятельности и деятельности школьников, честностью при столкновении с личными предубеждениям, благоразумием в суждениях, желанием пересматривать, прояснять сложные вопросы, тщательностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники [9, с. 8].

В соответствии с этим видоизменяется процесс подготовки будущего учителя музыки в направлении самого содержания и инновационного наполнения основной образовательной программы бакалавриата по рассматриваемой специальности. Мы предприняли попытку решить проблему модернизации музыкально-педагогического образования и достичь качественной подготовки педагогов посредством разработки элективных спецкурсов, касающихся развития критического мышления будущих учителей музыки, внедрения инновационных методов и современных педагогических технологий по развитию его навыков в различных видах профессиональной деятельности.

Методология

Применение системно-деятельностного подхода обусловливается необходимостью сосредоточения музыкально-педагогического образования на практической ориентации содержания профессиональной подготовки бакалавра — будущего учителя музыки. Под практико-ориентирован-ной направленностью подготовки понимается углубление деятельностной составляющей содержания профессионального образования, развитие у обучающихся навыков критической обработки учебной информации и, сообразно М. В. Кларину, приобретение студентами опыта рационального, рефлексивного мышления, которое отвечает за решение, чему следует верить или какие действия следует предпринять в музыкально-педагогической деятельности [5, с. 17].

Исследование было проведено на базе Казахского национального университета искусств (Казахстан, г. Астана) и Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева (Россия, г. Саранск).

Результаты

В ходе исследования мы попытались определить специфические аспекты развития навыков критического мышления будущего учителя музыки в основных видах его музыкально-педагогической профессиональной деятельности, определяющихся, согласно ГОСО Республики Казахстан по специальности «музыкальное образование», в следующих видах: организационно-управленческом, производственно-технологическом, проектном, научно-исследовательском и методическом, образовательном [4, с. 3].

Ведущим видом профессиональной деятельности будущего учителя музыки является организационно-управленческая деятельность.

Видный российский ученый в области педагогики В. А. Сластенин отмечал, что готовность будущего учителя к организационно-управленческой деятельности представляет собой интегра-тивное качество личности, включающее в себя мотивационную составляющую (наличие положительной мотивации, интереса к будущей профессиональной деятельности и организационно-управленческой деятельности как ее составляющей); содержательную составляющую, то есть способность к организационно-управленческой деятельности (умение планировать и организовывать свою деятельность и деятельность других, умение управлять коллективом, принимать решения и выполнять другие управленческие функции); деятельностную составляющую (проявление воли, энергии действия, самостоятельности активности) [12, с. 24]. Это интегративное качество личности становится залогом успешного осуществления данного вида деятельности будущим учителем музыки, своеобразным мотиватором самостоятельности, которая является одним из главных компонентов критического мышления [13].

По мнению И. Е. Сидневой, организационно-управленческая деятельность будущего учителя состоит из организации индивидуальной и групповой деятельности, содействующих выстраиванию межличностного взаимодействия и общения, которые позволяют планировать краткосрочные и долгосрочные действия, эффективно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, осуществлять руководство коллективом [11, с. 158]. При этом решение этих профессиональных задач будущим учителем музыки в процессе организационно-управленческой деятельности невозможно без применения таких составляющих критического мышления, как коммуникативные навыки, умение мыслить креативно и действовать нестандартно в процессе решения организационно-управленческих задач, в том числе умение прогнозировать результат своей деятельности.

Как показывает практика подготовки будущих учителей музыки в высшей системе образования Китая, организационно-управленческая деятельность осуществляется при соблюдении ряда важных и необходимых управленческих условий:

1) стимулирование профессиональной активности и устранение негативной эмоциональности будущего учителя, что проявляется в удовлетворении потребности каждого выпускника в продолжении образования, включая различные курсы переподготовки, семинары, международные конференции;

2) стимулирование потребности будущего учителя музыки в саморазвитии и самопрезентации;

3) создание условий для гармоничного взаимодействия субъектов профессиональной деятельности, что возможно только при соблюдении принципов доверия и учета жизненного потенциала будущего учителя музыки [7]. Соблюдение данных управленческих условий требует активизации развития критического мышления субъекта организационно-управленческой деятельности. При этом будущий учитель обучается приобретать внутреннюю мотивацию, самостоятельное, целенаправленное, рациональное мышление, научается свободно высказывать свои мысли, проявляет стимул к саморазвитию, саморегуляции, самоуправлению своей учебно-профессиональной и будущей организационно-управленческой деятельностью.

Рассматриваемый вид деятельности в ходе подготовки будущего учителя музыки на основе развития навыков критического мышления, например в Казахском национальном университете искусств, активно реализуется благодаря применению технологии развития критического мышления через чтение и письмо (Ч. Темпл, К. Мередит и Дж. Стил и др. (ТРКМЧП)), посредством организации дебатов на различные педагогические темы, в ходе которых студенты обучаются аргументированно вести дискуссии, отстаивать свою точку зрения, оттачивают свои коммуникативные навыки.

Еще один важный вид профессиональной деятельности будущего учителя музыки — произ-водственно-технологическаядеятельность, которая требует сформированности в будущем учителе музыки производственно-технологической компетентности. Российский исследователь С. Ф. Эхов под технологической компетентностью понимает «психологическую, нравственную и практическую способность субъекта осуществлять продуктивную преобразовательную совместно-распределенную деятельность, используя различные технологии, выбирая из них оптимальные для решения конкретных профессиональных задач, на основе применения фундаментальных и прикладных технологических знаний и осознания себя как субъекта профессиональной деятельности» [16, с. 25]. По мнению ученого, формирование технологической компетентности способ-

ствует решению профессионально ориентированных проблем на основе синтеза знания о технологиях, использованию в различных социально-профессиональных ситуациях; подразумевает способность идентифицировать, оценивать и предсказывать результаты выбранного решения. Эффективное решение перечисленных задач в процессе производственно-технологической деятельности требует от будущего учителя музыки мыслительных операций, отличающихся аналитичностью, ответственностью, целеустремленностью, контролируемостью, непредубежденностью. В ходе данного вида деятельности студенты овладевают навыками рефлексии, саморефлексии и саморегуляции, что позволяет им рационально оценивать собственную учебную деятельность, выявлять слабые стороны своей работы, находить пути ее дальнейшего совершенствования.

Для развития перечисленных навыков критического мышления будущего учителя музыки в процессе производственно-технологической деятельности на базе Казахского государственного университета искусств и Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева на дисциплинах музыкально-педагогического цикла и непрерывной профессиональной практике, лекционных и практических занятиях применяются активные методы, включающие конструирование различных педагогических ситуаций, поиск решения проблемных педагогических ситуаций через обсуждение и дискуссии, изучение и анализ опыта учителей музыки на различных педагогических форумах. Студенты проводят апробацию полученных знаний на платформе базовых общеобразовательных школ.

Актуальным видом профессиональной деятельности по развитию навыков критического мышления будущего учителя музыки является проектная деятельность, понимаемая как самостоятельно выполняемая музыкально-педагогическая работа, предполагающая творческую самореализацию личности студента с показом приобретаемых профессиональных качеств, умений, навыков проектирования на современном уровне, помогающих быть востребованным и конкурентоспособным на рынке труда [2, с. 25]. По мнению современных российских ученых Н. С. Белобородовой, Н. А. Мельниковой, выполнение проектной работы способствует развитию критического мышления субъекта профессиональной деятельности через развитие навыков анализа, самоанализа и саморегуляции [1, с. 76].

В процессе данной деятельности будущий учитель музыки учится проектировать собственную образовательную траекторию, что является принципом студентоцентрированного обучения как одного из стратегических факторов Болонской системы образования. Проектная деятельность в общеобразовательной школе ставит новые задачи перед будущим учителем музыки. Так, календарные и поурочные планы по предмету «Музыка» должны соответствовать требованиям современной школы и учитывать содержание новых образовательных программ по музыке. Например, с 2016 г. в Казахстанскую школьную практику стала внедряться программа «АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» — МБ-Ргодгат», которая требует от учителя музыки полиязыковых разговорных и коммуникативных навыков (умения говорить на казахском, русском, английском языках на уроках музыки), умений рационального критериального оценивания своей образовательной практики при реализации проектной музыкально-педагогической деятельности со школьниками.

Следующие немаловажные виды деятельности будущего учителя музыки — это научно-исследовательская и методическая деятельность.

По мнению Т. Н. Шаповой, необходимым условием успешной реализации научно-исследовательской деятельности будущим учителем музыки является сформированность у него исследовательской культуры, которая требует от субъекта деятельности навыков профессиональной рефлексии как признака критического мышления педагога. Это касается выявления и осмысления противоречий музыкально-педагогической практики, анализа уровня собственных профессиональных способностей и умений. На основе развития критического мышления учителя происходит конструирование собственной программы профессионального становления, формирование необходимых качеств для исследовательской деятельности, направленных на преобразование музыкально-педагогической действительности и реализацию программы самосовершенствования каждого студента [15, с. 2]. При этом в научно-исследовательской и методической деятельности на практике выделяется сформированность у будущего учителя музыки научно-педагогического типа мышления, способствующего выявлению и преодолению возникающих в ходе музыкального обучения и воспитания противоречий, диагностированию и прогнозированию результатов музыкального развития обучающихся, внесению определенных коррективов в образовательный процесс с целью совершенствования технологии музыкального образования [8, с. 56].

Полагаем, что успешная организация и осуществление будущим учителем музыки научно-исследовательской и методической деятельности невозможны без владения им такими навыками критического мышления, как организация и регулирование своей педагогической деятельности на научной основе, умение объективно отслеживать и проводить критериальную оценку уровня музыкального развития обучающихся на основе анализа, синтеза, генерирования и интерпретации полученных результатов, применение современных методов организации педагогического эксперимента (например, таксономии Б. Блума).

На базе Мордовского государственного педагогического института им. М. Е. Евсевьева и Казахского национального университета искусств научно-исследовательская и методическая деятельность будущего учителя музыки осуществляются как в процессе обучения в стенах вуза, так и на базе общеобразовательных организаций в период прохождения практики. Полученные результаты научно-исследовательской и методической работы студенты публикуют в сборниках материалов научно-практических конференций различного уровня, выступают с докладами о результатах своей педагогической практики, тем самым пополняют и обеспечивают себе методическую базу преподавания урока музыки в будущем.

Повышение эффективности образовательной деятельности будущего учителя музыки как одного из видов профессиональной деятельности, в котором происходит развитие навыков его критического мышления, сегодня происходит за счет формирования инновационной образовательной среды в вузе. Это касается активного внедрения и использования принципов непрерывного, личностно ориентированного и студентоцентрированного профессионального образования, вариативности, управления качеством высшего образования; исследовательского подхода; гуманитарных технологий педагогики партнерства, создания условий для академической мобильности будущих учителей музыки; сетевого взаимодействия, предполагающего сотрудничество образовательных организаций в направлениях развития, укрепления и расширения связей; интеграции вузов в европейское образовательное пространство. Образовательный компонент профессиональной деятельности будущего учителя музыки является основным видом, который связан с развитием критического мышления на основе овладения различными способами развития универсальных учебных действий в процессе разнообразных видов музыкально-практической деятельности, понимания сути планируемых результатов музыкального обучения и создания банка контрольно-измерительных материалов, в которых будут отражены личностные, метапредметные и предметные результаты получаемого бакалаврами музыкального образования [10, с. 65].

Заключение

Проведенное исследование показало, что для подготовки будущего учителя музыки как в России, так и в Республике Казахстан, необходимо включение в современный образовательный процесс педагогических условий, обеспечивающих не только формирование у студентов знаний и представлений о будущей профессии, но и развитие у будущего учителя музыки навыков критического мышления в различных видах профессиональной деятельности, благодаря которому музыкально-образовательный процесс приобретает актуальный характер. В частности, в Казахском государственном университете искусств был разработан и внедрен в практику электронно-образовательный ресурс «Образовательные инновационные методы для учителя музыки», который разработан в виде презентаций и внедрен как дополнительный мультимедийный информационный источник в процесс изучения спецкурса «Развитие критического мышления будущего учителя музыки». В нем раскрыты такие темы, как «Критическое мышление будущего учителя музыки», «Три ступени обработки информации будущим учителем музыки», «Развитие навыков написания эссе будущим учителем музыки» и т. д. Контроль и оценка сформированности знаний о критическом мышлении и умений мыслить критически проводятся в процессе обучения в форме тестов, предлагаемых в электронном издании [14, с. 76].

Литература

1. Белобородова Н. С., Мельникова Н. А. Использование метода проектов в развитии критического мышления студентов колледжа [Электронный ресурс] // Евразийский союз ученых. 2015. № 10-4 (19). С. 75-77. URL: https://elibnany.ru/ item.asp?id=25008883 (дата обращения: 14.04.2018).

2. Бреднева Н. А. Проектная деятельность студентов в условиях междисциплинарной интеграции : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009. 25 с.

3. Галицких Е. О. Диалог в образовании как способ становления толерантности. М. : Академический Проект, 2004. С. 112.

4. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан 6.08.062-2010. С. 3.

5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта) [Электронный ресурс]. Рига : Эксперимент, 1995. 176 с. URL: http://pedlib.ru/Books/7/0030/7_0030-1. shtml (дата обращения: 17.04.2018).

6. Кобозева И. С., Величко Ю. В. Активизация музыкально-познавательной деятельности детей в процессе обучения игре на фортепиано // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. 2012. № 5 (26). С. 23-27.

7. 7. Министерство образования КНР. Национальная среднесрочная и долгосрочная программа реформы и развития образования на 2010-2020 гг. [Электронный ресурс] URL: http://www.moe.edu.cn/sncsite/A01/s7048/201007/ t20100729_171904/html (дата обращения: 24.04.2018).

8. Пичугина Л. Н. Исследовательская деятельность в подготовке будущих учителей музыки [Электронный ресурс]. Екатеринбург, 2015. 169 с. URL: https://nucont.nu/file.ashx?guid=9091c6d3-886f-4906-b81a-6c56a6b2005e (дата обращения: 01.05.2018).

9. Ruminski H. J.; Hanks W. E. Cnitical Thinking Lacks Definition and Unifonm Evaluation Cnitenia [Electronic nesounce] // Jounnalism and Mass Communication Educaton. 1995. Aut. P. 4-11. URL: https://onlinelibnany.wiley.com/doi/ pdf/10.2307/3587906 (дата обращения: 25.04.2018).

10. Сергеева Г. П. Компоненты художественно-педагогической системы последипломного образования педагогов-музыкантов [Электронный ресурс] // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2013. Т. 19. 2013. С. 65-68. URL: https://elibnany.nu/ item.asp?id=19109407 (дата обращения: 29.04.2018).

11. Сиднева И. Е. Уровневая характеристика готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). СПб. : Реноме, 2013. С. 157-159. URL: https://moluch.nu/conf/ped/ anchive/70/3832/ (дата обращения: 21.04.2018).

12. Сластенин В. А. Гуманитарная структура специалиста // Магистр. 1991. № 1. С. 16-25.

13. Халперн Д. Психология критического мышления [Электронный ресурс]. СПб. : Питер, 2000. URL: https://stavnosknest. nu/sites/default/files/files/books/halpenn_psihol_knit_mislen.doc (дата обращения: 15.03.2018).

14. Хусаинова Г. А., Щерботаева Н. Д. Применение современных инновационных технологий будущим учителем музыки. Астана, 2017. 76 с.

15. Шапова Т. Н. Формирование исследовательской культуры будущих учителей музыки в условиях высшей школы [Электронный ресурс] // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 345. С. 192-194. URL: https:// cybenleninka.nu/anticle/n/fonminovanie-issledovatelskoy-kultuny-buduschih-uchiteley-muzyki-v-usloviyah-vysshey-shkoly (дата обращения: 22.04.2018).

16. Эхов С. Ф. Гуманизация технологического образования в условиях педагогического университета: постановка проблемы исследования. СПб., 2002. С. 25.

References

1. Beloborodova N. S., Melnikova N. A. Ispol'zovanie metoda proektov v razvitii kriticheskogo myshleniya studentov kolledzha [The use of the project method in the development of critical thinking of college students]. The Eurasian Union of Scientists, 2015, no. 10-4 (19), pp. 75-77. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=25008883 (accessed 23.04.2018). (In Russian).

2. Bredneva N. A. Proektnaya deyatel'nost' studentov v usloviyah mezhdisciplinarnoj integracii [Project activities of students in the context of interdisciplinary integration]. Abstract of Ph. D. thesis. Moscow, 2009, 25 p. (In Russian).

3. Galitskih E. O. Dialog v obrazovanii kak sposob stanovleniya tolerantnosti [Dialogue in education as a way of becoming a tolerance]. Moscow, Academic Project, 2004, pp. 112. (In Russian).

4. Gosudarstvennyj obshcheobyazatel'nyj standart obrazovaniya Respubliki Kazahstan 6.08.062-2010 [The state compulsory standard of education of the Republic of Kazakhstan 6.08.062-2010]. pp. 3

5. Clarin M.V. Innovacii v mirovoj pedagogike: obuchenie na osnove issledovaniya, igry i diskussii (Analiz zarubezhnogo opyta) [Innovations in the world of pedagogy: learning on the basis of research, games and discussions (Analysis of foreign experience). Riga, Experiment, 1995, 176 p. Available at: http://pedlib.ru/Books/7/0030/7_0030-1.shtml (accessed 17.04.2018). (In Russian).

6. Kobozeva I. S., Velichko Yu. V. Aktivizaciya muzykal'no-poznavatel'noj deyatel'nosti detej v processe obucheniya igre na fortepiano [Activization of musical and cognitive activity of children in the process of learning to play the piano]. Actual problems of higher musical education, 2012, no. 5 (26), pp. 23-27. (In Russian).

7. Ministerstvo obrazovaniya KNR. Nacional'naya srednesrochnaya i dolgosrochnaya programma reformy i razvitiya obrazovaniya na 2010-2020 gg. [Ministry of Education of Republic of China. National mid-term and long-term program of education reform and development for 2010-2020]. Available at: http://www.moe.edu.cn/srcsite/A01/s7048/201007/ t20100729_171904/html (accessed 24.04.2018). (In Russian).

8. Pichugina L. N. Issledovatel'skaya deyatel'nost' v podgotovke budushchih uchitelej muzyki [Research activity in the preparation of future music teachers]. Ekaterinburg, 2015, 169 p. Available at: https://rucont.ru/file.ashx?guid=9091c6d3-886f-4906-b81a-6c56a6b2005e (accessed 01.05.2018). (In Russian).

9. Ruminski H. J.; Hanks W. E. Critical Thinking Lacks Definition and Uniform Evaluation Criteria. Journalism and Mass Communication Educator, 1995, Aut, pp. 4-11. Available at: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/pdf/10.2307/3587906 (accessed 25.04.2018).

10. Sergeeva G. P. Komponenty hudozhestvenno-pedagogicheskoj sistemy poslediplomnogo obrazovaniya pedagogov-muzykantov [Components of the artistic and pedagogical system of postgraduate education of music teachers]. Vestnik of Kostroma State University, 2013, vol. 19, pp. 65-68. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=19109407 (accessed 29.04.2018). (In Russian).

11. Sidneva I. E. Urovnevaya harakteristika gotovnosti studentov vuza k organizacionno-upravlencheskoj deyatel'nosti [Level

characterization of students' readiness for organizational and managerial activity]. Theory and practice of education in the modern world. Materials of the III International Scientific Conference (St. Petersburg, May 2013). St. Petersburg, Renome, 2013, pp. 157-159. Available at: https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3832/ (accessed 21.04.2018]. (In Russian).

12. Slastenin V. A. Gumanitarnaya struktura specialista [Humanitarian structure of a specialist]. Master, 1991, № 1, pp. 16-25. (In Russian].

13. Halpern D. Psihologiya kriticheskogo myshleniya [Psychology of critical thinking]. St. Petersburg, Peter, 2000. Available at: https://stavroskrest.ru/sites/default/files/files/books/halpern_psihol_krit_mislen.doc (accessed 15.04.2018]. (In Russian].

14. Khusainova G. A, Shcherbotaeva N. D. Primenenie sovremennyh innovacionnyh tekhnologij budushchim uchitelem muzyki [Application of modern innovative technologies by the future teacher of music]. Astana, 2017, 76 p. (In Russian].

15. Shapova T. N. Formirovanie issledovatel'skoj kul'tury budushchih uchitelej muzyki v usloviyah vysshej shkoly [Formation of the research culture of future music teachers in the conditions of higher education]. Tomsk State University Journal, 2011, no. 345, pp. 192-194. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-issledovatelskoy-kultury-buduschih-uchiteley-muzyki-v-usloviyah-vysshey-shkoly (accessed 26.04.2018]. (In Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Ekhov S. F. Gumanizaciya tekhnologicheskogo obrazovaniya v usloviyah pedagogicheskogo universiteta: postanovka problemy issledovaniya [Humanization of technological education in conditions of the Pedagogical University: statement of the research problem] St. Petersburg, 2002, pp. 25. (In Russian].

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАЗВИТИя

образовательной организации потребительской кооперации

НА ОСНОВЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТРАСЛЕВОГО МОНИТОРИНГА

STRATEGIC PLANNING OF DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL ESTABLISHMENT of CONSUMER COOPERATION on the BASIS OF SECTORAL MONITORING RATINGS

Введение. В данной статье рассматриваются вопросы повышения конкурентоспособности выпускников образовательной организации потребительской кооперации, условия достижения устойчивого развития организации, выделения конкурентных преимуществ за счет разработки и реализации стратегического плана развития техникума с учетом специфики, затруднений и имеющихся ресурсов, позволяющего занять устойчивую нишу на рынке образовательных услуг.

Целью исследования является изучение особенностей стратегического планирования деятельности образовательной организации потребительской кооперации на основе показателей отраслевого мониторинга. В статье предлагаются конкретные управленческие решения по развитию техникума на примере Частного образовательного учреждения профессионального образования «Кемеровский кооперативный техникум». Новизна исследования заключается в том, что оно направлено на образовательные организации, входящие в состав организаций потребительской кооперации системы Центросоюза Российской Федерации, а специфика стратегического планирования развития техникума не достаточно полно раскрыта в научных работах других авторов.

Методология. Исследование проводится на основе методов, обеспечивающих конкурентоспособность образовательной организации (анализ нормативной документации, литературы, данных отраслевого мониторинга, факторов конкурентоспособности образовательных организаций, педагогических и социально-экономических явлений, направленных на решение проблем повышения конкурентоспособности образовательных организаций потребительской кооперации] и обобщения опыта техникума.

Результаты. В статье представлен опыт по разработке и реализации стратегического плана развития техникума, изучены показатели отраслевого мониторинга, предложены управленческие решения для каждой критериальной группы стратегического плана развития техникума.

УДК/UDC 377

Д. А. Алференко

D. Alferenko

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.