Е. В. Артёменко. Организация научно-исследовательской деятельности
ПЕДАГОГИКА
УДК 37.378
Организация научно-исследовательской деятельности будущих учителей-словесников в зарубежных странах
Е. В. Артёменко
Артёменко Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия), [email protected]
Статья посвящена изучению ведущих тенденций организации научно-исследовательской деятельности будущих учителей-словесников в зарубежных странах. Дана общая характеристика инновационных тенденций в зарубежном филологическом образовании, выделены особенности психолого-педагогической, лингвистической подготовки будущих учителей родного языка и литературы. Обоснована целесообразность использования зарубежного опыта в педагогических университетах страны. Раскрываются главные векторы педагогического образования США, что позволило составить ориентировочную обобщенную модель выпускника американских вузов; обозначить специфику организации научно-исследовательской деятельности будущих учителей-филологов в университетах Испании; национальные особенности образовательной системы Франции, построенную на учете национальных языковых культурных ценностей; организацию профессионального обучения в Германии, ведущим принципом которого является единство образования и исследования; базового педагогического образования Финляндии, конечная цель которого - подготовка опытно-направленного учителя и систему организации профессионального обучения будущих учителей-словесников в Польше, в которой особое внимание уделяется формированию языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции, развитию мышления и коммуникативных навыков. Акцентируется внимание на индивидуализации и дифференциации подготовки будущих учителей, развитии их критического мышления, формировании умений сравнивать, анализировать, наблюдать, обобщать, систематизировать в процессе подготовки к научно-исследовательской деятельности. Формулируется вывод, согласно которому в нынешних условиях научно-исследовательская деятельность студентов наполняется новым актуальным содержанием и становится одним из главных факторов в обеспечении качественно новых изменений в профессиональной деятельности, условием его личностной самореализации.
Ключевые слова: инновации, филологическое образование, научно-исследовательская деятельность, педагогические университеты, подготовка будущих учителей, индивидуализация, дифференциация.
001: https://d0i.0rg/10.18500/1819-7671 -2019-19-2-207-211
Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни и деятельности общества приводит к повышению требований, предъявляемых к выпускнику высшей школы. Постоянно растет спрос на высококвалифицированных специалистов, способных творчески решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональной деятельности, находить пути и средства самовыражения и самоутверждения в условиях самостоятельной профессиональной деятельности [1].
Изменение социального заказа общества требует кардинального изменения приоритетных целей профессиональной подготовки
© Артёменко Е. В., 2019
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 2
специалистов: речь идет о переносе акцентов с информационно-трансляционной формы обучения на расширение диапазона знаний студентов с помощью наукоемких средств профессионально направленной исследовательской деятельности.
Учеными-педагогами доказано, что значительный потенциал в решении указанных задач принадлежит исследовательско-ориентирован-ной парадигме профессионального обучения будущих учителей филологических специальностей: их языковой подготовке, созданию и построению такой духовно-ценностной платформы, на основе которой будет разворачиваться профессиональное межличностное субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента с первой лекции, с первого семинара, с первого исследования на основе «научного образования».
Модернизация, качественное обновление и обогащение системы профессиональной подготовки будущих учителей-филологов важно осуществлять с учетом передового зарубежного опыта, где доминирующим вектором является ориентация на подготовку студента-исследователя.
Академик В. П. Андрущенко отмечает, что «по разнообразию взглядов европейских мыслителей разных времен и народов, опытом организации университетского образования в странах Европы рельефно прослеживаются характеристики, которые в своей совокупности формируют качественную определенность европейского образования». По мнению ученого, «первой и главной характеристикой европейского университетского образования является его функционирование на основе глубокой развивающейся науки в университетах» [2, с. 4].
Интеграция образовательной и научной составляющих в деятельности высших учебных заведений служит необходимым условием качественной подготовки специалистов, совершенствования и реализации интеллектуально-творческих способностей научно-педагогических работников и студенческой молодежи, весомым фактором развития научного и инновационного потенциала государства. Такая необходимость вытекает и из Лиссабонской стратегии по созданию Европейского исследовательского пространства, в формировании которого ведущая роль отводится высшей школе, университетам. Реальная интеграция образовательной и научной составляющих в деятельности высших учебных заведений возможна при условии определения критериями качественного высшего образования осуществление научных исследований с учетом их признания международным научным сообществом (опубликование результатов ис-
следований в научных изданиях с высоким профессиональным рейтингом, которые переводятся на многие языки, реферируются, цитируются), использование их результатов в учебном процессе, привлечение студентов к исследовательской деятельности, ориентацию преподавания в новейшие научные достижения, концентрацию интеллектуально-творческого потенциала студенческой молодежи.
Остановимся подробно на общей характеристике инновационных тенденций в зарубежном филологическом образовании, выяснив особенности психолого-педагогической, литературоведческой и языковедческой подготовки будущих учителей родного языка и литературы с целью рассмотрения целесообразности использования определенного опыта в педагогических университетах страны.
Анализируя научную литературу, мы пришли к выводу, согласно которому современный этап совершенствования педагогического образования в США характеризуется положительными тенденциями: происходит построение динамической и конкурентоспособной системы образования, базирующейся на исследовательских знаниях, направленной на развитие творческих возможностей личности, ее интеллектуального потенциала на основе непрерывного образования.
Специфика американской школы - акцентирование внимания на индивидуализации и дифференциации, развитии критического мышления, формировании умений сравнивать, анализировать, наблюдать, обобщать, систематизировать. Так, в университете Дрексела (Филадельфия) на отделении английского языка и философии по результатам исследования Е. Семеног студентам предлагаются курсы по различным отраслям литературы, языка, философии, культурологии. Дополнительную специализацию будущие учителя-словесники в Вашингтонском университете приобретают на курсах педагогической культуры, английского языка и искусства, в Миддлберийском колледже - современного искусства, психологии общения, традиционных культур Европы, внешней политики США и др.; в Дартмутском колледже - на курсах истории искусства, классической и современной американской литературы, теории искусства и творчества, педагогической психологии, философии и социологии образования [3].
Известная исследовательница М. Князян, обобщая опыт профессиональной подготовки учителей филологических специальностей в США, утверждает, что наиболее активно в учебном процессе вуза используются такие виды исследовательской деятельности, как со-
Е. В. Артёменко. Организация научно-исследовательской деятельности
ставление портфолио, написание этнической автобиографии, создание проектов, организация аутентичных бесед и публичных презентаций, использование «кейсов», что в целом обеспечивает системность и систематичность интериоризации профессиональных знаний, метарефлексивных и метакогнитивных умений будущих специалистов, подчеркивая, что эти методы дают им возможность переосмыслить собственный опыт и «достроить» его до уровня целостной системы [4, с. 126].
В рамках проведенного функционального анализа подготовки будущих учителей-словесников в США можно составить ориентировочную обобщенную модель выпускника американских вузов, который должен иметь основательную специальную подготовку, обладать способностями к анализу, структурированию и систематизации фактов, явлений, событий, на основе сложившихся умений формулировать индуктивные и дедуктивные выводы, устанавливать причинно-следственные связи, эффективно применять образовательные технологии, соблюдать этические принципы и нормы профессионального поведения в практической деятельности, уметь доказать свою востребованность на рынке труда, иметь постоянную мотивацию к непрерывному личност-но-профессиональному самосовершенствованию.
Исследуя особенности организации научно-исследовательской деятельности будущих учителей-филологов в университетах Испании, А. В. Григорович отмечает, что внимание испанских ученых сосредоточено на выработке целей профессиональной подготовки вышеназванной категории студентов, которые реализуются именно в контексте научно-исследовательской деятельности. Среди них приоритетными являются: ориентация студентов на расширение и передачу знаний, а также обеспечение их использования во всех областях с целью удовлетворения потребностей страны в специалистах; интегрированное развитие профессиональных, исследовательских и социальных навыков; формирование умений, дающих возможность предоставлять обществу качественные образовательные услуги по обучению языку и литературе через разработку собственных нестандартных методических средств; способствование гармонизации научного, культурного, социального, нравственного развития личности; эффективное сотрудничество с различными образовательными структурами; оптимальное воздействие на учащихся с целью расширения их знаний, приобретенных на предыдущих образовательных уровнях; помощь в развитии национального единства; сохранение культурного наследия страны. В отличие от
отечественных подходов к организации научно-исследовательской деятельности, в испанских источниках подчеркивается необходимость внедрения этой деятельности именно для обеспечения децентрализации, региональной интеграции, а также сотрудничества между институтами, для того чтобы дать возможность различным регионам страны располагать необходимыми ресурсами и технологиями для совершенствования процесса обучения языку и литературе [5, с. 29-30].
Ярко выраженная национальная специфика образовательной системы Франции под влиянием динамического обновления техники и технологий, растущей интеллектуализации труда, приоритета человеческого фактора в экономическом и социальном развитии современного общества также приобрела гибкость, вариативность, открытость, ориентацию на непрерывность образования, профессионализацию педагогической подготовки. Получила распространение концепция формирования «компетентного специалиста», основная идея которой - достижение будущими учителями профессиональных умений и навыков, акцент на индивидуальный подход, развитие самоорганизации, саморазвития и самосовершенствования, специализация с учетом не только выбранного учебного предмета, но и специфики учебного заведения, где будет работать специалист [6, с. 7-9].
Профессиональная подготовка учителей-словесников во Франции построена на учете национальных языковых культурных ценностей, ведь забота власти об обогащении учащейся и студенческой молодежи знаниями родной культуры максимально способствует внедрению в вузах элементов лингвокультурологии, формированию коммуникативной компетентности студентов. Неотъемлемой составляющей профессионального обучения будущих учителей филологических дисциплин выступает научно-исследовательская деятельность, которая «пронизывает» большинство учебных тем, способствуя развитию критического мышления, творческой индивидуальности студентов-исследователей, формированию их научного мировоззрения и методологической культуры.
Исследуя организацию профессионального обучения в Германии, М. Князян констатирует, что единство образования и исследования выступает ведущим принципом функционирования высшего образования. Приоритетные цели самостоятельной исследовательской деятельности - научить студентов анализировать научную информацию и организовывать собственную и коллективную поисковую работу для получения объективно
Педагогика
209
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 2
новых результатов. Характерной чертой организации самостоятельной исследовательской деятельности в Германии является тесное сотворчество студентов и преподавателей, обеспечивающее активное развитие научного мировоззрения и интеллектуальных умений будущего специалиста, более четкое осознание студентом своей роли в поисковом сотрудничестве, выработка им собственной позиции при определении стратегических, тактических и оперативных целей [4, с. 127].
Организация профессионального обучения педагогов в Финляндии свидетельствует о том, что центральным ее вектором является исследовательское педагогическое образование, конечной целью которого является подготовка опытно-направленного будущего учителя (inquiry-oriented future teacher).
В Финской Государственной программе сформулированы требования к педагогическим компонентам в подготовке учителя, а также обоснован комплекс компетенций, которыми он должен владеть: межличностные умения и навыки конструктивного общения и сотрудничества; глубокое понимание учебного процесса; предупреждение трудностей, осложнений и негативных сценариев в обучении; межкультурная компетентность; управленческая компетентность; компетентность в сфере информационно-коммуникационных технологий; умение работать и решать конфликты в педагогической среде; в области планирования и обучении и т.д. [7, с. 5].
Подводя итог, отметим, что исследовательское базовое педагогическое образование рассматривается учеными Финляндии как непрерывный процесс, имеющий целью подготовку высококомпетентных будущих учителей как генераторов знаний, способных к инновационной деятельности в образовании, с положительной мотивацией к педагогическому исследованию, развитию творческого мышления, научной интуиции, овладению ими умениями и навыками научного поиска, самостоятельной учебной и научной работы, стремящихся к самосовершенствованию.
Изучение системы организации профессионального обучения будущих учителей-словесников в Польше показало, что современное общество нуждается в конкурентоспособном, самостоятельном, творческом, компетентном и открытом к сотрудничеству педагоге-исследователе, который имеет основательную общекультурную, филологическую и психолого-педагогическую подготовку. Приоритетными целями научно-исследовательской деятельности будущих учителей польского языка определены: максимальная индивидуализация; акцент на са-
моразвитие на постоянной основе; расширение самостоятельности студентов: овладение навыками самостоятельного приобретения знаний. Особое внимание уделяется формированию языковой, лингвистической, культуроведческой компетенции, развитию мышления и коммуникативных навыков.
Таким образом, изучение опыта организации научно-исследовательской деятельности будущих учителей-словесников в зарубежных странах позволяет определить ведущие тенденции в реализации этой деятельности, в частности: интенсивное обновление системы образования, конечной целью которого является подготовка учителя-исследователя, культурной личности, сформированность системы профессиональных знаний и умений, филологических и педагогических способностей с ориентацией на сохранение национальных воспитательных традиций и непрерывности образования.
Действительно, в нынешних условиях научно-исследовательская деятельность студентов наполняется новым актуальным содержанием и становится одним из главных факторов в обеспечении качественно новых изменений в профессиональной деятельности, условием его личностной самореализации.
В современных условиях существует острая необходимость привлечения будущих учителей родного языка и литературы к научному поиску с целью ускоренного развития и саморазвития их научно-творческого потенциала, профессионализма, стимулирования интереса к самооткрытию, овладения аппаратом научного предвидения, умениями прогнозировать результаты учебно-воспитательной деятельности, выстраивать творческий подход к ней.
Список литературы
1. Набока О. Г. Научно-исследовательская деятельность студента как профессионально ориентированная технология // Наука и образование : научно-практический журнал Южного научного центра АПН Украины. 2010. № 7. С. 165-168.
2. Андрущенко В. П. Основные характеристики европейского университетского образования и возможности их реализации в системе образования Украины // Научный журнал Национального педагогического университета имени М. П. Драгоманова. Сер. 5. Педагогические науки : реалии и перспективы : сб. науч. работ / науч. ред. А. В. Быковская, П. В. Дмитренко. Киев, 2011. Вып. 26. С. 3-15.
3. СеменогЕ. Н. Профессиональная подготовка будущих учителей украинского языка и литературы. Сумы, 2005. 404 с.
4. Князян М. А. Самостоятельно-исследовательская деятельность будущих учителей иностранных
Е. В. ApTëMeHKa. Организация научнa-nссneдaватenьскañ дсятсльностн
языков : теория и практика. Измаил, 2006. 242 с.
5. Григорович А. В. Организация научно-исследовательской деятельности будущих учителей-филологов в университетах Испании : дис. ... канд. пед. наук. Харьков, 2015. 220 с.
6. Зязюн Л. И. Артистическое воспитания личности в системе образования Франции : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Киев, 2003. 20 с.
7. Teacher Education Development Programme. Helsinki, 2001. 9 p.
Образец для цитирования:
Артёменко Е. В. Организация научно-исследовательской деятельности будущих учителей-словесников в зарубежных странах // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 207-211. БО1: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-207-211
Organization of Research Activities of Future Language Teachers in Foreign Countries
E. V. Artemenko
Elena V. Artemenko, https://orcid.org/0000-0002-0193-0723, Chu-rapchinsky State Institute of Physical Culture and Sports, 2a Spor-tivnaya St., Churapcha 678670, Republic of Sakha (Yakutia), Russia, [email protected]
The article is devoted to the study of leading trends in the organization of research activities of future language teachers in foreign countries. General characteristics of innovative trends in foreign philological education are given and features of psychological, pedagogical, and linguistic training of future teachers of the native language and literature are highlighted. The expediency of using foreign experience in pedagogical universities of Russia is indicated. The author reveals the main vectors of US pedagogical education, which made it possible to compile an approximate generalized model of an American university graduate and to single out features of the organization of future Philology teachers' research activities at universities in Spain; national specifics of the educational system of France which is built on the basis of national linguistic cultural values. The author also considers organization of vocational training in Germany, whose leading principle is the unity of education and research. Finland's basic pedagogical education, the ultimate goal of which is to prepare an experienced future teacher is discussed. Much attention is paid to a system for organizing vocational training of future language teachers in Poland, which focuses on the development of language, linguistic and cultural competencies and thinking and communication skills. In the article, the researcher focuses on individualization and differentiation of training future teachers, development of their critical thinking, and formation of the ability to compare, analyze, observe, synthesize, and systematize in the process of preparing for research activities. It is concluded that in the current conditions, the research activity of students is filled with new relevant content and becomes one of the main factors in ensuring qualitatively new changes in the professional activity and the condition of their personal self-realization. Keywords: innovations, philological education, research activities, pedagogical universities, training future teachers, individualization, differentiation.
References
1. Naboka O. G. Student Research Activities as a Professionally Oriented Technology. Nauka i obrazovanie: nauchno-prakticheskiy zhurnal Yuzhnogo. nauchnogo tsentra APN Ukrainy [Science and Education: Scientific and Practical Journal of the South. Scientific Center APS of Ukraine], 2010, no. 7. pp. 165-168 (in Russian).
2. Andrushchenko V. P. The Main Characteristics of European University Education and the Possibility of Their Implementation in the Educational System of Ukraine]. Nauchnyy zhurnal Natsional'nogo pedagog-icheskogo universiteta imeniM. P. Dragomanova Ser. 5. Pedagogicheskie nauki: realii iperspektivy: sb. nauchn. rabot [Scientific Journal of M. P. Dragomanov National Pedagogical University. Ser. 5. Pedagogical Sciences: Realities and Prospects. Coll. scientific works. Sci. eds. A. V. Bykovskaya, P. V. Dmitrenko]. Kiev, 2011, iss. 26, pp. 3-15 (in Russian).
3. Semenog E. N. Professional'naya podgotovka budush-chikh uchiteley ukrainskogo yazyka i literatury [Professional Training of Future Teachers of the Ukrainian Language and Literature]. Sumy, 2005. 404 p. (in Russian).
4. Knyazyan M. A. Samostoyatel'no-issledovatel'skaya deyatel'nost' budushchikh uchiteley inostrannykh ya-zykov: teoriya i praktika [Self-Research Activities of Future Teachers of Foreign Languages: Theory and Practice]. Izmail, 2006. 242 p. (in Russian).
5. Grigorovich A. V. Organizatsiya nauchno-issledo-vatel 'skoy deyatel'nosti budushchikh uchiteley-filologov v universitetakh Ispanii [Organization of Research Activities of Future Teachers-Philologists in Universities of Spain]. Diss. Cand. Sci. (Pedag.). Khar'kov, 2015. 220 p. (in Ukrainian).
6. Zyazyun L. I. Artisticheskoe vospitaniya lichnosti v sisteme obrazovaniya Frantsii [Artistic Education of the Individual in the Education System of France]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Pedag.). Kiev, 2003. 20 p. (in Russian).
7. Teacher Education Development Programme. Helsinki, 2001. 9 p.
Cite this article as:
Artemenko E. V. Organization of Research Activities of Future Language Teachers in Foreign Countries. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2019, vol. 19, iss. 2, pp. 207-211. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-2-207-211
Падаютка
Zll