Библиографический список
1. Kovach M. Indigenous Methodologies: characteristics, conversations and contexts. University of Toronto Press, 2009.
2. Иванова А.В., Иванова А.П. Педагогические основы регионализации общего образования (на примере математического образования). Якутск: Изд-во МО РС(Я), 2003.
3. Стручкова С.В. Развитие воспитывающего потенциала математики в процессе обучения учащихся 5 - 9 классов якутской школы: На примере этнопедагогиче-скогоподхода. Автореферат ... диссертации кандидата педагогических наук. Якутск, 2004.
4. Аммосова Т.П. Математические знания и представления якутов. Якутск: Бичик, 1994.
5. Иванова А.П. Формирование нравственных ценностей младших школьников средствами регионализации математического образования. Начальная школа. 2007; № 7: 26 - 30.
6. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. Москва, 1993.
7. Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут-Сюр»: педагогические воззрения народа саха. Москва: Academia,1998. References
1. Kovach М. Indigenous Methodologies: characteristics, conversations and contexts. University of Toronto Press, 2009.
2. Ivanova A.V., Ivanova A.P. Pedagogicheskie osnovy regionalizaciiobschego obrazovaniya (na primere matematicheskogo obrazovaniya). Yakutsk: Izd-vo MO RS(Ya), 2003.
3. Struchkova S.V. Razvitie vospityvayuschego potenciala matematiki v processe obucheniya uchaschihsya 5 - 9 klassov yakutskoj shkoly: Na primere 'etnopedagogicheskogo podhoda. Avtoreferat ... dissertacii kandidata pedagogicheskih nauk. Yakutsk, 2004.
4. Ammosova T.P. Matematicheskie znaniya ipredstavleniya yakutov. Yakutsk: Bichik, 1994.
5. Ivanova A.P. Formirovanie nravstvennyh cennostej mladshih shkol'nikov sredstvami regionalizacii matematicheskogo obrazovaniya. Nachal'naya shkola. 2007; № 7: 26 - 30.
6. Seroshevskij V.L. Yakuty. Opyt 'etnograficheskogo issledovaniya. Moskva, 1993.
7. Portnyagin I.S. 'Etnopedagogika «Kut-Syur»: pedagogicheskie vozzreniya naroda saha. Moskva: Academia,1998.
Статья поступила в редакцию 26.09.19
УДК 378.1
Kobozeva I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Music Education and Methods of Teaching Music,
Mordovian State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evseyev (Saransk, Russia), E-mail: kobozeva_i@mail.ru
Teplova N.V., teaching assistant, Department of Theory and Methods of Artistic and Musical Education,
Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia), E-mail: Natalyat@mail.ru
PROGRAM OF THE OPTIONAL COURSE "BASES OF ORTHODOX CULTURE OF A TEACHER OF MUSIC" AS A MEDIUM FORMING CULTURE OF PERSONALITY OF A STUDENT OF A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article highlights the experience of implementing the optional course "Fundamentals of Orthodox culture of a music teacher", which is used as a means of forming the culture of the future teacher's personality. Analysis of scientific, methodological literature has shown insufficient development of problems of formation of personal culture of students of pedagogical education-Russian sacred music. In this regard, within the framework of the experimental work of the dissertation research, the program of the optional course "Fundamentals of Orthodox culture of a music teacher" is developed and implemented. The study was conducted on the basis of Yaroslavl state pedagogical university n.a. K. D. Ushinsky, which is attended by students of majoring in Music Education. The program of the course is aimed at solving problems of formation of the student personality culture, performing skills of spiritual songs, the need for self-education, as well as spiritual and moral improvement, professional, spiritual and moral formation of the future teacher-musician.
Key words: elective course, culture of personality, Russian spiritual music.
И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева»,
Республика Мордовия, г. Саранск, E-mail: kobozeva_i@mail.ru
Н.В. Теплова, ассистент, ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», г. Ярославль,
E-mail: natalyat@mail.ru
ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье освещается опыт реализации факультативного курса «Основы православной культуры учителя музыки», используемого как средство формирования культуры личности будущего учителя. Анализ научной, методической литературы показал недостаточную разработанность проблемы формирования культуры личности студента педагогического вуза средствами русской духовной музыки. В связи с этим в рамках экспериментальной работы разработана и реализована программа факультативного курса «Основы православной культуры учителя музыки». Исследование проводилось на базе Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского, в котором приняли участие студенты направления «Музыкальное образование». Программа курса направлена на решение задач формирования культуры личности студентов, исполнительских навыков духовных песнопений, потребности в самообразовании, а также духовно-нравственного совершенствования, профессионального, духовно-нравственного становления будущего педагога-музыканта.
Ключевые слова: факультативный курс, культура личности, русская духовная музыка.
В государственном стандарте общего основного среднего образования прописаны требования к преподаванию предмета «Музыка», где большая роль отведена изучению духовной музыки, ее жанрам и православной культуре в целом. Приобщение подрастающего поколения к православным культурным ценностям, имеющим общенациональную культурную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество, нацеленного на его совершенствование и развитие. Искусству в становлении общечеловеческих ориентиров, культурных и духовных традиций отведена огромная роль, поскольку оно, по мнению В.В. Медушевского, «запечатлевает в себе дух жизни: высокое искусство - дух окрыленной жизни, низкое - дух жизни пошлой, злобной» [1, с. 51]. Культура человека непосредственно связана с проблемой его духовного самосовершенствования, приобщения к определенной системе взглядов на мир и общезначимой системе ценностей [2, с. 46]. Следовательно, остро встает вопрос о подготовке будущего педагога-музыканта в области православной культуры как высококвалифицированного специалиста, владеющего рядом профессиональных компе-
тенций и обладающим высоким уровнем культуры личности, так как государство сейчас предъявляет высокие требования к личностным и профессиональным качествам учителя.
В ходе нашего исследования установлено, что формирование культуры личности студента педагогического вуза занимает важное место в подготовке высококвалифицированного специалиста и отвечает требованиям государства к подготовке педагогических кадров. Вопросы формирования культуры личности будущего учителя исследуются многими учеными и педагогами (Т.В. Анисимова, И.П Золкина, РИ. Лозовская, И.Р Селигеева, А.А. Сыкало, А.В. Федоринов и др.) [3 - 8]. По мнению А.С. Зубре, формирование культуры личности представлено не только как процесс ее «движения вперёд, но и как движения вверх, к высшим, более совершенным ценностям культуры, к психическому, духовному, социальному совершенству» [9, с. 54]. По мнению В.А. Мижерикова, «культура личности формируется в процессе обучения и воспитания, под влиянием окружающей нас среды, а так же в личной потребности совершенствования и развития» [10, с. 21]. Е.В. Бондаревская отмечает, что ядром культуры личности человека являются
субъективные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности и духовности [11, с. 68]. Согласно В.А. Коневу, культура представляет собой накопленный человеком опыт деятельности, необходимый для воспроизводства этой деятельности путем формирования (образования) человека [12, с. 108].
Таким образом, речь идет о том, что задачей современного педагогического образования является поиск способов приобщения будущих учителей музыки к православной культуре, освоение которой осуществляется у человека рефлексивно.
Следует отметить, что по своей структуре культура личности состоит из двух уровней: внутренней, духовной культуры и внешней, проявляющейся в культуре общения, поведения, внешнего вида. Внутренняя культура личности - совокупность духовных ценностей человека: его чувств, знаний, идеалов, убеждений, нравственных принципов и взглядов, представлений о чести, чувстве собственного достоинства и самоуважения. Внешняя культура личности - это способ проявления духовного мира человека в общении и созидательной деятельности. Через проявления внешней культуры человека мы можем понять и почувствовать уровень его духовного развития.
Так, наша работа направлена на формирование внутренней культуры личности студента средствами русской духовной музыки с ее воспитательно-образовательным потенциалом. Внутренняя культура личности, в свою очередь, будет проявляться и во внешней культуре будущего учителя музыки, а также его профессиональной деятельности. Сформированная духовная культура позволит студенту и специалисту в будущем организовать музыкальную деятельность, обусловленную духовной музыкой, ее жанрами и православной культурой в целом. Программа факультативного курса «Основы православной культуры учителя музыки» ориентирована на формирование культуры личности студента через приобщение к ценностям русской православной музыки. Ее структура и содержание соответствуют требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование» [13].
Данная программа апробирована в ФГБОУ «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» и рассчитана на подготовку бакалавров по направлению «Педагогическое образование», профиль «Музыкальное образование».
Целью курса является формирование культуры личности будущего учителя, расширение содержания образования путем включения в образовательный процесс воспитательного потенциала русской духовной музыки.
Основными задачами курса являются:
• привитие студентам понимания значимости формирования культуры личности будущего учителя средствами русской духовной музыки;
• овладение студентами системой знаний в области преподавания русской духовной музыки; навыками и приемами решения воспитательных задач и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
• развитие у студентов мотивационно-ценностного отношения к русской духовной музыке, а также профессионально-личностных качеств, умений, способностей, направленных на реализацию целей и задач профессиональной музыкально-педагогической деятельности, связанных с православной культурой.
Содержание факультативной дисциплины «Основы православной культуры учителя музыки» носит прикладной характер. В ней целенаправленно отражены основополагающие аспекты православной музыкальной культуры и связанные с ней категории.
Содержательный компонент факультативной дисциплины включает информацию о сущностной характеристике православной культуры учителя музыки, роли русской духовной музыки в профессиональной деятельности будущего педагога, ее строении, функциях, жанрах, а также средствах овладения. Закрепление теоретических знаний происходит через активную творческую деятельность, а именно создание и презентацию проектов, участие в научно-практических конференциях, круглых столах. Процессуальный компонент содержит активные творческие методы по формированию, развитию и закреплению компонентов православной культуры учителя музыки. Студенты получают знания об этапах развития и становления русской духовной музыки, знакомятся с идеями великих богословов, осознают ценности культуры Православия и в частности духовной музыки.
Созданная модель факультативной дисциплины «Основы православной культуры учителя музыки» содержит в себе два блока: базово-содержательный блок, включающий в себя комплекс знаний, специфические способы профессиональной музыкально-творческой деятельности. Блок ориентирован на профессиональную деятельность средствами православной культуры, а в частности русской духовной музыки. В процессе изучения первого блока нами использова-
Библиографический список
лись различные формы для осуществления текущего контроля: собеседование, опрос, проверка выполненных заданий. Итоговой формой контроля выступила дискуссия, круглый стол по проблематике формирования духовной культуры личности студентов-музыкантов. Процессуально-деятельностный блок направлен на работу с рекомендованной литературой, выполнение творческих заданий, исследовательской работы. Блок нацелен на практическую исполнительскую деятельность студентов и, так же как и первый блок, ориентирован на профессиональную деятельность будущего учителя музыки.
Отличительной особенностью курса является погружение студентов в определенную культурно-образовательную среду, в которой наряду с лекционными занятиями в рамках аудитории занятия проводятся в храмах Ярославской митрополии с их настоятелями. Программа носит культурологический характер, но личность священнослужителя, сама атмосфера храма, на наш взгляд, оказывают огромное влияние на личностный рост студентов [14, с. 432].
Программа курса включает также поездки, целью которых является знакомство студентов с устройством храмов, монастырей и лавр, учебным процессом православных гимназий, а также направлены на формирование исследовательской и научной деятельности студентов. Студенты посетили главные храмы и Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, побывали в Троице-Сергиевой лавре в Сергиевом Посаде, познакомились с учебным процессом православной гимназии Свято-Алексиевской Пустыни в Переславле Залесском, а также Вар-ницкой православной гимназии в Ростове Великом. Накопленные знания и материалы используются студентами в учебной и научной работе.
Факультативная дисциплина «Основы православной культуры учителя музыки» в учебно-воспитательном процессе призвана выполнять ряд функций, к которым относятся:
- познавательная. Заключается в вооружении студентов теоретическими знаниями в области русской духовной музыки, православной культуры, ее роли в профессиональной деятельности будущего учителя. Огромное воздействие русской духовной музыки на эмоционально-чувственную сферу и духовную жизнь человека делает необходимым изучение тенденций развития и закономерностей функционирования православной культуры и, в частности, музыкального наследия - русской духовной музыки [15, с. 1];
- мотивационно-ценностная. Проявляется в интересе, потребности общения с духовной музыкой, которая приобретает для человека ценностное значение. Данная функция предполагает активную позицию личности студента в области православной культуры и направлена на приращивание в себе ценностей русской духовной музыки и культуры православия в целом;
- практико-ориентированная. Заключается в применении полученных знаний, умений и способов музыкально-творческой деятельности на практике, путем включения будущих учителей музыки в активную педагогическую и музыкально-исполнительскую деятельность посредством русской духовной музыки.
Факультативная дисциплина «Основы православной культуры учителя музыки» имеет свою ярко выраженную специфику, которая состоит в следующем:
- содержание дисциплины отражает требования времени, тенденции общества к восстановлению нравственных ориентиров, культурных ценностей и духовных традиций;
- востребованность изучения духовной музыки в вузах, территориально находящихся в Золотом кольце России, с множеством храмов и монастырей, где сохранена традиция Православия;
- сочетание традиционных (лекция, семинар, практика) и интерактивных (конференция, презентация, дискуссия) форм и методов обучения;
- профессиональная ориентированность. Изучение курса позволяет студентам в полной мере овладеть приемами изучения и навыками исполнения русской духовной музыки как композиторской, так и обиходной церковной.
В ходе экспериментальной работы выявлено, что у будущих учителей музыки произошли существенные изменения, характеризующие уровень культуры личности в целом. Полученные данные показали, что апробация курса «Основы православной культуры учителя музыки» положительно влияет на формирование культуры личности студентов педагогического вуза. Таким образом, изучение курса позволяет студентам в большей мере освоить систему знаний в области русской духовной музыки и практических умений и навыков в области исполнения образцов музыки данной направленности, что является благоприятным условием для формирования культуры личности будущего учителя средствами русской духовной музыки.
Введение факультативной дисциплины «Основы православной культуры учителя музыки» в образовательный процесс педагогического вуза способствует успешному формированию основных компонентов православной культуры у обучающихся.
1. Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства. Искусство в школе. 2009; № 1; 50 - 52.
2. Кобозева И.С., Теплова Н.В. Образовательно-воспитательный потенциал русской духовной музыки в формировании культуры личности студента педагогического вуза. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 4 (77): 46 - 48.
3. Анисимова Т.В. Становление экологической культуры личности будущего учителя в учебно-воспитательном процессе в ВУЗе. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Москва, 2002.
4. Золкина И.Г. Развитие личности будущего учителя как субъекта педагогической культуры. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2002.
5. Лозовская РИ. Развитие духовной культуры учителя в процессе изучения музыкально-педагогических дисциплин. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ростов-на-Дону, 2000.
6. Селигеева И.Р Формирование общей культуры будущего учителя в системе профессионально-педагогического образования: на примере подготовки учителя изобразительного искусства. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Воронеж, 2004.
7. Сыкало А.А. Формирование этической культуры будущего учителя в образовательном процессе вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Коломна, 2011.
8. Федоринов А.В. Педагогические условия развития аксиологической культуры личности будущего учителя. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Оренбург, 2001.
9. Зубра А.С. Культура личности как духовная ценность: пособие для педагогов, воспитателей, учителей, студентов. Минск: Ушверсгтэцкае, 2001.
10. Мижериков В.А., Юзефавичус Т. А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие. Москва, 2005.
11. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитания учащихся в условиях реализации школьной формы: учебное пособие. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986.
12. Конев В.А. Социальная философия: учебное пособие. Самара: Изд-во «Самарский университете», 2006: 108. Available at: https://studfiles.net
13. Федеральный государственный образовательный стандарт Высшего образования Уровень высшего образования бакалавр направление подготовки 44.03.01 -Педагогическое образование. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf
14. Теплова Н.В. Особенности организации курса «Основы православной культуры для будущих учителей музыки». Научные достижения и открытия современной молодежи: Актуальные вопросы и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции. Пенза, 2017.
15. Грязнова Т.М., Грязнов С.И. Воспитательный потенциал музыкального искусства русского православия в духовной становлении личности будущего учителя музыки. Современные проблемы науки и образования. 2015; № 2-2. Available at: https://science-education.ru/pdf/2015/2-2/149.pdf
References
1. Medushevskij V.V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie sredstvami muzykal'nogo iskusstva. Iskusstvo v shkole. 2009; № 1; 50 - 52.
2. Kobozeva I.S., Teplova N.V. Obrazovatel'no-vospitatel'nyj potencial russkoj duhovnoj muzyki v formirovanii kul'tury lichnosti studenta pedagogicheskogo vuza. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 4 (77): 46 - 48.
3. Anisimova T.V. Stanovlenie 'ekologicheskoj kul'tury lichnosti buduschego uchitelya v uchebno-vospitatel'nom processe v VUZe. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2002.
4. Zolkina I.G. Razvitie lichnosti buduschego uchitelya kak sub'ekta pedagogicheskoj kul'tury. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2002.
5. Lozovskaya R.I. Razvitie duhovnoj kultury uchitelya v processe izucheniya muzykal'no-pedagogicheskih disciplin. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2000.
6. Seligeeva I.R. Formirovanie obschej kul'tury buduschego uchitelya v sisteme professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: na primere podgotovki uchitelya izobrazitel'nogo iskusstva. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Voronezh, 2004.
7. Sykalo A.A. Formirovanie 'eticheskoj kul'tury buduschego uchitelya v obrazovatel'nom processe vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kolomna, 2011.
8. Fedorinov A.V. Pedagogicheskie usloviya razvitiya aksiologicheskoj kul'tury lichnosti buduschego uchitelya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2001.
9. Zubra A.S. Kul'tura lichnosti kak duhovnaya cennost': posobie dlya pedagogov, vospitatelej, uchitelej, studentov. Minsk: Universit'eckae, 2001.
10. Mizherikov V.A., Yuzefavichus T.A. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost': uchebnoe posobie. Moskva, 2005.
11. Bondarevskaya E.V. Nravstvennoe vospitaniya uchaschihsya v usloviyah realizacii shkol'noj formy: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: RGPI, 1986.
12. Konev V.A. Social'naya filosofiya: uchebnoe posobie. Samara: Izd-vo «Samarskij universitete», 2006: 108. Available at: https://studfiles.net
13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart Vysshego obrazovaniya Uroven' vysshego obrazovaniya bakalavr napravlenie podgotovki 44.03.01 - Pedagogicheskoe obrazovanie. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440301.pdf
14. Teplova N.V. Osobennosti organizacii kursa «Osnovy pravoslavnoj kul'tury dlya buduschih uchitelej muzyki». Nauchnye dostizheniya i otkrytiya sovremennoj molodezhi: Aktual'nye voprosy i innovacii: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza, 2017.
15. Gryaznova T.M., Gryaznov S.I. Vospitatel'nyj potencial muzykal'nogo iskusstva russkogo pravoslaviya v duhovnoj stanovlenii lichnosti buduschego uchitelya muzyki. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015; № 2-2. Available at: https://science-education.ru/pdf/2015/2-2/149.pdf
Статья поступила в редакцию 25.09.19
УДК 378
Loginova N.S., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Humanities, Altai State Medical University(Barnaul, Russia),
E-mail: philocophia@mail.ru
Ponomarenko O.P., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Department of Philosophy, Altai State Agrarian University (Barnaul, Russia),
E-mail: o.ponomarenko2018@mail.ru
SPECIFICITY OF FORMING CRITERIA OF GENUINE ART AND AESTHETIC TASTE AT CULTURAL LESSONS FOR STUDENTS IN HUMANITARIAN SPECIALTIES. The article analyzes a problem of relevance of the development of criteria for genuine art among students from the google generation in the process of teaching them the Humanities. The meaning and contents of the concepts of art, non-art, pseudo-art, aesthetic taste are considered. The work emphasizes structural, systematic, substantial contents of art, its positive impact on the activity of the brain, including for memory, for the formation of not only intellectual, but also creative abilities, as well as the spiritual world of man. The originality of the aesthetic taste, its connection with art, with culture, as well as with such concepts as Beauty, Good, Truth in their inextricable unity, is revealed. Methods of forming the aesthetic taste and developing criteria for genuine art are offered for students of non-humanitarian specialties.
Key words: art, nonart, pseudoart, Yu. Lotman, aesthetic taste.
Н.С. Логинова, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный медицинский университет, E-mail: philocophia@mail.ru
О.П. Пономаренко, канд. филос. наук, доц., Алтайский государственный аграрный университет, E-mail:o.ponomarenko2018@mail.ru
СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ КРИТЕРИЕВ ПОДЛИННОГО ИСКУССТВА И ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА НА ЗАНЯТИЯХ ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НЕГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
В статье анализируется проблема актуальности формирования критериев подлинного искусства у обучающихся из «поколения google» в процессе преподавания им предметов гуманитарного цикла. Рассматриваются сущность и содержание понятий искусство, неискусство, псевдоискусство, эстетический вкус. Подчеркивается структурность, системность, содержательность искусства, его положительное влияние на деятельность мозга, в том числе на память, формирование не только интеллектуальных, но и творческих способностей, а также духовного мира человека. Раскрывается своеобразие эстетического вкуса, его связь с искусством, культурой, а также с такими понятиями, как Красота, Добро, Истина в их неразрывном единстве. Предлагаются способы формирования эстетического вкуса и выработки критериев подлинного искусства у обучающихся негуманитарных специальностей.
Ключевые слова: искусство, неискусство, псевдоискусство, Ю. Лотман, эстетический вкус.
Понятия культуры, красоты, искусства, нравственности являлись ключевыми в исследовании мировоззрения человека западноевропейскими и российскими философами. Слово «искусство» в античной философии означало не только
художественное творчество, но и умение, основанное на опыте и знании. Греческое слово «Тёхуп» («техне») было наименованием одновременно науки, ремесла и искусства. А.Ф. Лосев выделил особенность данного термина и определил его