ДЕТСКИЙ САЛ ШКОЛА ВУЗ
УДК 378.001
РАЗВИТИЕ НАУЧНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ*
Н.Е. Копытова
Kopytova N.E. Development of research competences in terms of graduated education. It is considered research competences at different levels of education: bachelor degree, the magistrates, postgraduate course. It is presented the necessity of continuous development system of research competences of teachers of higher education institutions at stages of university and post-graduate training.
Key words: research activity, competence-based approach, bachelor degree, the magistrates, postgraduate course, university teacher.
В настоящее время в педагогической теории и практике научно-исследовательская деятельность рассматривается как одно из средств реализации личностно ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний.
Для реализации кадрового научного потенциала высшей школы необходимо привлекать к научно-исследовательской деятельности молодежь в процессе вузовской подготовки и послевузовского профессионального образования; совершенствовать организацию учебной и научно-исследовательской работы в системе: бакалавриат -магистратура - аспирантура - докторантура.
Основам организации научно-исследовательской деятельности посвящены работы Л.С. Выготского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, В.И. Мареева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Сластенина. Организация исследовательской деятельности студентов проанализирована в трудах Л.Ф. Авдеевой, Г.Н. Александровой, А.Н. Алексеевой, В.И. Бабурова,
В.И. Грошева, В.Е. Евлютиной, В.И. Загвя-зинского, С.И. Зиновьева, Н.В. Кузьминой, Г.А. Николаева, Е.С. Спициной, Г.М. Храмовой. Проблема активизации исследовательской деятельности студентов решалась Д.В. Вилькеевым, М.А. Даниловым, А.М. Ма-тюшкиным, П.И. Пидкасистым.
Научно-исследовательская работа является одним из видов профессиональной дея-
* Исследование выполнено в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проект № 20101.2.1-102-016-041 и проекта № 6.2082.2012 в рамках госзадания Минобрнауки РФ.
тельности бакалавра и магистра. Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования предусмотрено формирование системы компетенций в области научно-исследовательской работы выпускника бакалавриата и магистратуры. Для аспиранта научноисследовательская деятельность является ведущей, а одна из задач обучения - формирование исследовательской компетентности как интегративной характеристики личности.
Под научно-исследовательской компетентностью понимается способность и готовность личности результативно применять имеющиеся знания, умения и опыт в ходе научно-исследовательской деятельности и в процессе решения профессиональных задач [4]. Исходя из этого, в рамках образовательной программы высшей школы научно-исследовательскую компетентность можно охарактеризовать как одну из важнейших целей обучения, так как она одновременно является и средством эффективного развития личности в процессе обучения. Природа научно-исследовательской компетентности такова, что, являясь результатом обучения, она одновременно выступает средством саморазвития.
В рамках бакалавриата федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрена возможность получения студентами первичных навыков ведения научноисследовательской работы. К ним следует отнести:
- изучение специальной литературы и другой научной информации в соответствующей области знаний;
- сбор, обработка, анализ и систематизация научной информации по теме;
- участие в проведении научных исследований теоретического или практического характера;
- участие в составлении отчетов, в подготовке научных докладов и публикаций, в различных научных мероприятиях.
Основными формами организации научно-исследовательской работы являются:
- индивидуальная работа на кафедрах;
- работа в предметных кружках;
- студенческие научно-технические секции кафедр;
- написание рефератов на заданную тему;
- выполнение научных исследований во время учебных, производственных и преддипломных практик;
- выполнение курсовых и дипломных проектов по реальной научной и производственной тематике;
- участие в выполнении госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работ, договоров о научно-техническом сотрудничестве с промышленными предприятиями, организациями и фирмами;
- участие в научных конференциях, семинарах, смотрах-конкурсах научных работ, научно-технических выставках и предметных олимпиадах.
В дальнейшем, в магистратуре, должно происходить закрепление и совершенствование умений и навыков ведения научно-исследовательской работы, полученных студентами бакалавриата. Это, прежде всего, обучение:
- планированию научно-исследовательской работы, включающее ознакомление с тематикой исследовательских работ в данной области и выбор темы исследования, написание рефератов по избранной теме;
- проведению научно-исследовательской работы;
- корректировке плана проведения научно-исследовательской работы;
- составлению отчета о результатах научно-исследовательской работы.
Развитие магистратуры в системе высшего профессионального образования стало одним из важнейших направлений обновления системы подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров. В магистратуре осуществляется, прежде всего, обучение через исследование, что позволяет рассматривать ее как «наукоемкий образовательный институт», с другой стороны,
обучение в магистратуре рассматривается как подготовительный этап к аспирантуре.
Магистратура в системе высшего образования призвана выполнять научно-исследовательскую функцию, поскольку именно здесь осуществляется целенаправленное обучение исследовательской деятельности в сфере научного знания. Исходя из целевого назначения магистерской подготовки, у студентов-магист-рантов должно быть развито научное мышление, что предполагает освоение и закрепление ими навыков ведения научно-исследовательской и научно-педагогической работы, а также умений презентации научной информации.
В ГОС ВПО 050100 «Педагогическое образование» (магистр) прописаны следующие научно-исследовательские компетенции:
- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);
- способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);
- способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);
- готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);
- готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7).
Формирование научно-исследовательской компетентности осуществляется как за счет развития компетенций инвариантного характера (проявляющихся на всех ступенях образования), так и за счет приращения специализированных компетенций, впервые появляющихся на определенной ступени образования [1].
Образовательный стандарт прямо предписывает, что научно-исследовательская работа обучающихся является обязательным разделом основной образовательной программы магистратуры, т.е. все без исключения магистранты должны в той или иной степени участвовать в научных исследованиях.
Очень важной задачей обучения магистрантов является интеграция научно-исследовательской деятельности в структуру профессиональной деятельности будущего спе-
Детский сад, школа, вуз
циалиста, формирование и развитие его позиции профессионала.
Выпускная квалификационная работа по психолого-педагогическим проблемам завершает подготовку магистрантов-педагогов и демонстрирует их готовность к профессиональной деятельности. Выполнение выпускных квалификационных работ магистрантами - будущими преподавателями - способствует углублению и систематизации теоретических знаний по определенной проблеме; развитию исследовательских умений и практических навыков; овладению методикой исследования; совершенствованию навыков самостоятельной работы с научной и учебнометодической литературой. Все это помогает им активно включаться в формирование своей профессиональной компетентности.
Эффективным инструментом приобщения магистрантов к исследовательской деятельности может стать постоянно действующий в рамках магистерской программы научно-исследовательский семинар с участием студентов, аспирантов и преподавателей [3].
Задача повышения качества подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации определяет необходимость поиска механизмов модернизации образовательного процесса в аспирантуре. При этом в качестве ведущего ориентира организации подготовки аспирантов следует рассматривать компетент-ностно-кредитно-модульный подход, который задает не только новые требования к результатам подготовки, но и к структуре и содержанию образовательных программ послевузовского профессионального образования.
Научно-исследовательская деятельность аспиранта служит формированию его как творческой личности, владеющей методами и средствами научных исследований, ориентированной на достижение конкретного научного результата, способной обоснованно и эффективно решать теоретические и прикладные научные проблемы, используя накопленный исследовательский потенциал и полученные знания.
Поскольку подготовка аспиранта является завершающим этапом в системе профессионального образования, можно выделить общие исследовательские компетентности, которые должны быть сформированы на момент поступления в аспирантуру, и особенные компетентности, которые необходимо формировать в процессе обучения в аспирантуре.
На развитие индивидуальности аспирантов оказывает большое влияние роль личности их научного руководителя, ведь, как известно, воспитывают не те или иные методы и приемы, а влияние собственной личности, индивидуальности (В.А. Сухомлинский).
Преподаватель, готовящий специалистов для науки и высоких технологий, сам должен быть активным ученым и в педагогике, и в той сфере, по которой ведется подготовка специалистов-исследователей, или же в другой сфере деятельности, способной инициировать научное мышление обучающихся.
Поэтому требует специального внимания проблема получения дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) преподавателей в области руководства исследовательской деятельностью учащихся. В рамках решения этой проблемы должна быть подготовлена концепция системы переподготовки и повышения квалификации в области организации и руководства научно-исследовательской деятельностью, разработан комплекс научно-методической литературы по проблемам подготовки научнопедагогического персонала к научно-исследовательской деятельности.
Переход высшей школы на двухуровневую систему образования предполагает качественно иной подход к организации образовательного процесса, высокий профессиональный уровень преподавания, а, следовательно, высокий уровень развития компетенций самих преподавателей в области научно-исследовательской работы. Исследовательская функция преподавателя входит во все виды его профессиональной деятельности, является основным ее элементом и фактором творчества. В исследованиях В.И. Мареева, Л.М. Сухору-ковой, Л.В. Заниной, Н.Н. Масленниковой эффективная исследовательская деятельность преподавателя рассматривается как совокупность ценностных оснований, личностного смысла, выбор проблематики, способы организации и поддержки исследовательского поиска, критерии и показатели оценки качества исследовательской деятельности.
Сочетание педагогической и научной работы является наиболее специфичным для профессиональной деятельности преподавателя вуза; их единство рассматривается в исследованиях З.Ф. Есаревой, И.Ф. Исаева,
Н.В. Кузьминой, Л.Н. Макаровой, М.И. Сит-
высшей школы на этапах вузовской и послевузовской подготовки, содержащую следующие этапы: учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа в бакалавриате; научно-исследовательская и научно-педагогическая практика в магистратуре; сдача кандидатских экзаменов, получение дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» в аспирантуре; дальнейшее повышение квалификации по вопросам научноисследовательской деятельности. Пройдя вышеуказанные этапы, преподаватель вуза покажет достаточную готовность к проведению научно-исследовательской деятельности в высшей школе на современном уровне.
1. Копытова Н.Е. Исследовательская работа в системе «школа-вуз» // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2004. № 1(5).
С. 189-191.
2. Макарова Л.Н. Научная деятельность как необходимое условие продуктивности развития индивидуального стиля преподавателя вуза // Научные ведомости БелГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2010. №6(77). С.101-110.
3. Сенашенко В.С. Некоторые соображения об «академическом письме» и исследовательских компетенциях // Высшее образование в России. 2011. № 8-9. С. 136-139.
4. Шестак В.П., Шестак Н.В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» // Высшее образование в России. 2011. № 12. С. 115-119.
Поступила в редакцию 7.04.2012.
УДК 378.02
ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А.В. Королева
Koroleva A.V. Ways to resolve main contradictions in training of future social pedagogues in higher education institution as a factor of effectiveness increase of their professional activity. The article contains the detailed analysis of main contradictions taking place in training and professional activity of a social pedagogue. It is grounded ways of resolution and overcoming of revealed contradictions.
Key words: social pedagogue, professional activity, contradictions, socio-economic, educational-professional, professional and personal.
В процессе подробного анализа профес- основные противоречия, которые часто яв-
сиональной деятельности и подготовки со- ляются серьезным препятствием на пути
циальных педагогов нами были выявлены становления профессионалов. Для удобства
никовой, И.А. Шаршова и др. Взаимосвязь учебной и научной деятельности совокупно отражает индивидуальные особенности преподавателя, его интеллектуальную культуру, знание своего предмета, творческое освоение и реализацию инновационного опыта.
Научная и педагогическая деятельности преподавателя вуза должны быть не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены: научная деятельность, не являясь абстрактной ценностью для преподавателя, должна находить свое выражение в педагогической, которая, в свою очередь, побуждает преподавателя к повышению уровня своего научного потенциала [2].
Реальная деятельность преподавателя, в число функциональных обязанностей которого входит не только осуществление собственной научной деятельности, но и руководство научной работой обучающихся, создает более благоприятные условия для формирования научно-исследовательских компетенций студентов и аспирантов.
Наиболее гибкой подсистемой непрерывного профессионального образования является система повышения квалификации педагогических кадров, поскольку именно в ее рамках может быть преодолен кризис профессиональной компетентности преподавателя. Именно на курсах повышения квалификации может быть решен вопрос обучения преподавателей вуза методам и приемам формирования научно-исследовательских компетенций у студентов и аспирантов.
Таким образом, можно предложить непрерывную систему развития научно-исследовательских компетенций преподавателей