УРОВНИ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ • THE LEVELS OF LIS EDUCATION
УДК [023.4:378.22]:005
А. В. Соколов
Ступени библиотечно-информационного образования:
Что? Где? Как? Зачем? Почему?: сопоставительный анализ ФГОС
Проведено сравнение содержания четырех ступеней библиотечно-информационного образования: среднее специальное, бакалавриат, магистратура, аспирантура. Компетенции предлагаются в качестве критериев разделения ступеней образования.
Ключевые слова: аспирантура, бакалавриат, библиотечно-информационное образование, критерии разделения, магистратура, среднее специальное образование
Arkadiy V. Sokolov
Stages of LIS education:
What? Where? How? What for? Why?: comparable analysis of Federal state educational standards
Comparison of contents of four stages of LIS education is conducted: secondary special education, bachelor of arts, master of arts, postgraduate studies. Competences are offered as criteria of identification of the stages of education.
Keywords: postgraduate studies, bachelor of arts, master of arts, LIS education, criteria of identification, secondary special education, competences
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) определил профессиональное образование как «вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере»1. Законодательно установлены четыре уровня профессионального образования (статья 10): 1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат; 3) высшее образование - специалитет, магистратура; 4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. К последним относятся научно-педагогические кадры, подготавливаемые через аспирантуру (адъюнктуру, ординатуру). Таким образом, в нашем государстве узаконены четыре ступени профессионального библиотечно-информационного
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
9
Уровни библиотечно-информационного образования
образования, образно говоря, четыре класса библиотечно-информационной школы (БИШ). Первый класс представляют техникум или училище культуры, -среднее специальное образование; второй класс - бакалавриат вуза; третий класс - магистратура вуза; четвертый класс - аспирантура.
К сожалению, Федеральный Закон не предусмотрел критерии разграничения образовательных ступеней. Сказано только, что цели среднего образования заключаются в подготовке «квалифицированных служащих и специалистов среднего звена в соответствии с потребностями общества и государства» (ст. 68), а высшее образование обеспечивает подготовку «высококвалифицированных кадров в соответствии с потребностями общества и государства» (ст. 69). Относительность параметров «квалифицированный - высококвалифицированный» приводит к размытости границ между классами БИШ, к дублированию и несогласованности учебно-методического процесса. Настоящая статья нацелена на поиск критериев разграничения различных структурных уровней библиотечноинформационного образования. Оттолкнемся от очевидного сходства познавательного процесса (познания явлений и закономерностей реального мира) и образовательного процесса.
Всякое человеческое познание реального мира (обыденное и научное, эмпирическое и рациональное, теоретическое и экспериментальное) заключается в последовательном поиске ответов на вопросы что? где? как? зачем? почему? Типичная последовательность выглядит следующим образом. Сначала нужно получить представление о предмете, понять, что он собой представляет и где он обитает. Имея понятие о предмете, например, зная что есть школьная библиотека, можно перейти к вопросу как технологически функционирует библиотека и как усовершенствовать ее деятельность. Вопросы что? где? как? возникают относительно явлений (предметов, процессов, свойств), которые существуют в реальной действительности и воспринимаются органами чувств. Например, публичная библиотека, книжная выставка, компьютерная технология - все это реально наблюдаемые явления. Но наблюдение, отвечающее на вопросы что? где? как? не позволяет познать сущность явления. Для познания сущности библиотеки и библиотечной деятельности нужно задуматься над вопросом зачем существуют библиотеки? достижению каких целей служит их деятельность? Необходимо также осознать, почему возникли библиотеки, почему библиотечная деятельность происходит так, а не иначе, какие закономерности управляют библиотечными системами? Данная последовательность диктуется логикой познания: от восприятия явления - к пониманию его сущности.
Теперь можно сформулировать следующую гипотезу разграничения уровней библиотечно-информационного образования. Первый класс, готовящий репродуктивных исполнителей, отвечает на вопросы что? и где? Что есть библиотека? библиотечный фонд? библиография? библиотечное обслуживание? электронная
10 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Уровни библиотечно-информационного образования
библиотека? и т. д. Где они находятся в системе документных коммуникаций? Второй класс, ориентированный на подготовку технологов библиотечно-информационного производства, отвечает на вопрос как? Как функционирует библиотека? Как действует информационная система? Как обслуживать различные категории клиентов? Как формировать документные фонды? и т. д. Третий класс, ориентированный на подготовку организаторов-менеджеров и проектировщиков библиотечных систем, отвечает на вопрос зачем? Специфика деятельности магистров заключается в критической оценке наличного состояния дел, формулировке и обосновании целей модернизации (совершенствования) библиотечно-информационных систем, проектировании соответствующих инноваций и определении их реальной эффективности. Четвертый класс, представленный в форме аспирантуры, должен стать «альма-матер» библиотековедов, библиографоведов, книговедов, обеспокоенных ответом на вопрос почему реальная библиотечноинформационная сфера устроена так, а не иначе? Задача ученых не только раскрыть причинно-следственные связи и закономерности, действующие в библиотечно-информационных системах, но и предложить направления совершенствования современных технологических процессов и организационных структур.
Для верификации предложенной гипотезы сопоставим требования к библиотечным кадрам, представленные в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) среднего и высшего профессионального образования, а также ФГОС подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Напомним, что согласно «Закону об образовании РФ», ФГОС обладает директивной силой, поскольку он представляет собой «совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (ст. 2)
1. Стандартные классы библиотечно-информационной школы
В качестве сравниваемых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) используем: 1) Стандарт среднего профессионального образования по специальности 071901 Библиотековедение, утвержденный в 2010 г.;
2) Проект стандарта высшего образования уровня «бакалавриат» по направлению
51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», подготовленный в 2014 г.;
3) Проект стандарта высшего образования уровня «магистратура» по направлению
51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность», подготовленный в 2014 г.;
4) Стандарт высшего образования уровня «кадры высшей квалификации» по направлению 51.06.01 «Культурология», утвержденный в 2014 г. Сопоставление облегчается тем обстоятельством, что федеральные стандарты имеют унифицированную структуру, в которой предусмотрены обязательные характеристики и требования. Однако его затрудняет понятийно-терминологическая несогласованность, об-
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
11
Уровни библиотечно-информационного образования
условленная тем, что ФГОС разрабатывались разными авторскими коллективами, не всегда заботившимися о преемственности классов БИШ.
Нормативные сроки обучения в разных классах варьируются в широких пределах. Среднее профессиональное образование: для получения базовой квалификации Библиотекарь продолжительность очной формы обучения составляет 1 год 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования и
2 года 10 месяцев на базе основного общего образования; для углубленной подготовки, соответствующей квалификации Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам, время очной формы обучения увеличивается до 2 лет и 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования и 3 лет 10 месяцев на базе основного общего образования. Предусмотрено также очно-заочное (вечернее) и заочное образование, сроки которых увеличиваются не более, чем на 1 год или 1,5 года в зависимости от подготовки студентов в общеобразовательной школе.
Бакалавриат в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, составляет 4 года и увеличивается при вечерней или заочной форме обучения до 5 лет по усмотрению образовательной организации. Срок обучения по программе очной магистратуры составляет 2 года и пролонгируется для заочников не более, чем на полгода. Продолжительность обучения в очной аспирантуре установлена 3 года и продлевается при заочной форме обучения до четырех лет, вне зависимости от применяемых образовательных технологий.
В итоге для подготовки магистра с углубленной подготовкой из выпускника полной средней школы (11 классов) при дневной форме обучения требуется: 3 + 4 + 2 = 9 лет, а для прохождения аспирантуры еще 3 года. Если же ориентироваться только на заочную форму обучения, получается для кандидата наук 4 + 5 +
3 + 4 = 16 лет. Таким образом, усердный учащийся только после 30 лет сможет освоить образовательные программы всех классов БИШ и приобщиться к интеллектуальной библиотечно-информационной элите. Затем раскрывается перспектива непрерывного профессионального образования в течение всей жизни.
Объекты профессиональной деятельности, указанные в стандартах, представляют собой предметы труда выпускников различных классов библиотечноинформационной школы, отвечая на вопрос что их ожидает на практике? Оказывается, что объекты трудовой деятельности питомцев средней библиотечной школы весьма многочисленны и разнообразны, в том числе: государственные, региональные, муниципальные библиотеки и информационные центры; библиотеки учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, документные и информационные фонды, библиотечно-информационные ресурсы и программное обеспечение. Объектами профессиональной деятельности выпускников бакалавриата являются: библиотечно-информационная
12 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Уровни библиотечно-информационного образования
деятельность по удовлетворению потребностей общества в информационных ресурсах, формирование и организация библиотечных фондов, использование современных информационно-коммуникационных технологий библиотечно-информационной деятельности, применение психолого-педагогических методик, содействующих духовно-нравственному развитию личности и формированию информационной культуры. Объекты профессиональной деятельности магистров выглядят так: системный анализ библиотечно-информационной деятельности, применение информационно-коммуникационных технологий, социальноэкономическое обоснование библиотечно-информационной деятельности, проектирование библиотечной инновационной деятельности в социально-коммуникационной сфере, организация подготовки и повышение квалификации библиотечно-информационных кадров. Воспитанники аспирантуры будут иметь дело с такими объектами профессиональной деятельности, как: культурная политика, методология социально-гуманитарных исследований, образование, воспитание и просвещение в сфере культуры, технологии создания, распространения и сохранения ценностей культуры, культурная индустрия, информационные системы и процессы в сфере культуры, библиотечно-информационные системы, социокультурный менеджмент и маркетинг, средства производства, распространения и хранения информации в области культуры и т. п.
Нетрудно заметить, что выпускники средней школы (первоклассники) ориентированы на библиотеки всех типов, библиотечно-информационная деятельность бакалавров и магистров также распространяется на любые библиотеки, а объектами научных исследований магистров и аспирантов могут быть любые реалии библиотечно-информационного мира, представляющего собой не что иное, как систему документной коммуникации. В эту систему входят библиотеки, библиографические и информационные учреждения и системы всех типов и видов, включая и библиотечно-информационную школу. В первом классе БИШ будущие профессионалы обретают первый опыт взаимодействия с документной коммуникацией, получают общее представление о библиотеках и библиотечно-информационных технологиях. На последующих ступенях профессионализации первоначальный опыт углубляется и расширяется, но документная коммуникация неизменно остается неисчерпаемым объектом изучения бакалавров, магистров, аспирантов. Можно сделать вывод, что система документной коммуникации является основным объектом библиотечно-информационного познания, тем что, с общего представления о котором начинается профессионализм в БИШ. Однако сопоставление областей профессиональной деятельности, предусмотренных в различных ФГОС, показало, что, наряду с неизменным что в библиотечно-информационном образовании немаловажную роль играет вопрос где?
Области профессиональной деятельности - это места трудовой занятости выпускников БИШ в системе документных коммуникаций. Здесь выбор весьма
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
13
Уровни библиотечно-информационного образования
широк. Питомцы средней школы составляют более 40 % сотрудников российских библиотек всех видов, это основной профессиональный ресурс библиотечной практики, занятый репродуктивным исполнительским трудом. Специалисты с высшим библиотечным образованием, которым соответствуют нынешние бакалавры, не превышают 20 %о штатных сотрудников. Используя современные технологии, они обеспечивают формирование и использование библиотечно-информационных ресурсов, сохранение документного наследия, библиографическую деятельность публичных и научно-технических библиотек. Магистров ожидают научно-исследовательские отделы государственных, республиканских, краевых, областных и ведомственных библиотек и информационных центров, система государственного и общественного управления библиотечно-информационной деятельностью, образовательные организации среднего профессионального образования, образовательные организации высшего образования и федеральные библиотечно-информационные центры, обеспечивающие разработку теории, методологии библиотечно-информационной деятельности и современных информационных технологий. Наконец, участками самореализации выпускников аспирантуры служат культурологические и социально-гуманитарные исследования, менеджмент в сфере культуры, проектирование оптимальной организационной структуры библиотечно-информационных организаций, разработка новых концепций развития библиотечно-информационной сферы, стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере, экспертно-консультативная, информационно-аналитическая деятельность, сохранение и популяризация культурного наследия и т. п.
Таким образом, каждый класс библиотечно-информационной школы ориентирован на определенный участок документо-коммуникационной системы. Тип библиотеки и функциональные подразделения в ней (ответ на вопрос где?) в значительной мере предопределяют предлагаемый ФГОС ответ на вопрос как? связанный с видом практической деятельности библиотечного работника.
Виды деятельности выпускников различных «классов» библиотечно-информационной школы, как ни странно, практически совпадают. Питомцы средней школы, ориентированные на работу в библиотеках всех типов, способны выполнять четыре вида деятельности: производственно-технологическую, организационно-управленческую, психолого-педагогическую, информационно-аналитическую. Бакалавры и магистры владеют перечисленными видами деятельности, плюс проектная и научно-исследовательская. Аспирантура готовит аспирантов к организационно-управленческой, психолого-педагогической, проектной и научно-исследовательской деятельности. Получается распределение видов деятельности, представленное в табл. 1.
14
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Уровни библиотечно-информационного образования
Таблица 1
Распределение видов деятельности выпускников библиотечно-информационной школы
Первый класс: Второй класс: Третий класс: Четвертый класс:
средняя школа бакалавриат магистратура аспирантура
Производственно- Производственно- Производственно-
технологическая технологическая технологическая
деятельность деятельность деятельность
Организационно- Организационно- Организационно- Организационно-
управленческая управленческая управленческая управленческая
деятельность деятельность деятельность деятельность
Психолого- Психолого- Психолого- Преподавательская
педагогическая педагогическая педагогическая и воспитательная
деятельность деятельность деятельность деятельность
Информационно- Информационно- Информационно-
аналитическая аналитическая аналитическая
деятельность деятельность деятельность
Проектная Проектная
деятельность деятельность
Научно- Научно- Научно-
исследовательская исследовательская исследовательская
деятельность деятельность деятельность
Парадоксальность распределения видов деятельности, представленного в табл. 1, можно усмотреть в том, что нарушается логика разделения труда, согласно которой более квалифицированному магистру следует выполнять те виды деятельности, которые бакалавру недоступны; бакалавр же должен решать задачи,
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
15
Уровни библиотечно-информационного образования
недостойные внимания магистра. Таблица же демонстрирует круговорот «повторения пройденного»: во всех классах БИШ изучаются шесть повторяющихся видов профессиональной деятельности и все классы выглядят «на одно лицо». Можно подумать, что магистры готовятся к выполнению тех же видов профессиональной деятельности, что и бакалавры. Однообразие - продукт стандартизации, ибо ФГОС стремятся унифицировать все ступени образования, на то они и «стандарты» (англ. standart - норма, образец). Но все-таки до абсурдного дублирования дело не доходит, поскольку под одинаковыми названиями скрывается разное содержание. Это содержание закодировано в виде компетенций, предусмотренных ФГОС третьего поколения. Именно компетенции приводятся в стандартах в качестве отличительных особенностей выпускников данного класса, и они показывают, как осуществляется одна и та же деятельность, например, технологическая или организационно-управленческая, квалифицированным библиотекарем, бакалавром, магистром. Таким образом, разделение компетенций между классами библиотечной школы может служить содержательным критерием разграничения классов.
2. Компетентность как критерий уровня образования
Компетентностный подход в отечественном образовании был официально провозглашен в 2001 г. в «Стратегии модернизации содержания общего образования»2, которая была подготовлена авторитетной экспертной группой, созданной российским Министерством образования и Национальным фондом подготовки кадров. Учитывая процессы интеграции мировой экономики и европейской системы высшего образования, смену образовательной парадигмы, наконец, государственную политику, осуществляемую в Российской Федерации, стратегия провозгласила, что «основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах». После присоединения России к Болонскому процессу компетентностный подход был положен в основу федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) высшего и среднего профессионального образования.
Идеи компетентностного подхода приобрели в XXI в. широкую популярность среди отечественных педагогов, они рассматриваются в работах А. М. Аронова,
В. И. Байденко, А. Г. Бермус, И. А. Зимней, О. Е. Лебедева, Ю. Г. Татура, Л. О. Филатовой, И. Д. Фрумина, А. В. Хуторского, П. Г. Щедровицкого и др. Все эксперты понимают компетентностный подход как модернизацию содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность, однако однозначное толкование понятий «компетенция» и «компетентность» отсутствует. Обобщая суждения различных авторов, примем следующие трактовки: Компетентность есть готовность и способность личности сознательно и целенаправленно осущест-
16 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Уровни библиотечно-информационного образования
влять профессиональную библиотечно-информационную деятельность. Условием готовности к деятельности являются понимание целей и ценностей профессиональной активности, а также ценностные ориентации и мотивации, усвоенные в результате образовательно-воспитательного процесса в библиотечно-информационной школе. Условием способности к деятельности служат: а) природные задатки и склонности, б) приобретенные в ходе обучения и самостоятельного познания знания, умения, навыки, личный опыт.
Компетентность профессионала библиотечно-информационной деятельности складывается из общекультурных компетенций и профессиональных компетенций. Общекультурные компетенции (ОК) характеризуют личностное развитие человека, понимание им целей, ценностей и причинно-следственных связей в условиях современной российской действительности, готовность менять в себе то, что должно измениться как ответ на вызовы времени с сохранением некоторого ценностного ядра образования. Профессиональные компетенции (ПК) характеризуют достигнутую степень профессионализма, т. е. способность выполнять производственно-технологическую, организационно-управленческую и другие виды профессиональной деятельности на уровне, свойственном данному классу БИШ.
Надо признаться, что здесь мы столкнулись с затруднениями. Оказалось, что компетенции ОК идентифицируют не один какой-нибудь класс библиотечной школы, а могут быть отнесены ко всем классам одновременно. Например, требуется, чтобы библиотекарь, специалист по информационным ресурсам, «понимал сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлял к ней устойчивый интерес» (ОК 1), мог «решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях» (ОК 3), «занимался самообразованием, осознанно планировал повышение квалификации» (ОК 8) и т. д.; магистру же предписывается «непрерывно совершенствовать и повышать свой интеллектуальный, культурный и духовно-нравственный уровень» (ОК 1), «проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности» (ОК 5), развивать «способность к профессиональной эксплуатации современного оборудования и приборов» (ОК 7) и пр. В ФГОС бакалавриата по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» обнаружились те же безадресные, но привлекательные общекультурные компетенции типа «стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства»; «умение критически оценивать свои достоинства и недостатки» и пр. Перечисленные «общекультурные компетенции» по сути дела являются благими пожеланиями, удостовериться в наличии которых у выпускников БИШ совершенно невозможно. Они не идентифицируют ступени образования, поэтому практически бесполезны. Удивительно, что в стандартных программах подготовки по направлению Библиотечно-информационная деятельность отсутствуют общекультурные компетенции, обеспечивающие понимание целей, ценностей и причинно-следственных связей библиотечно-информационной деятельности в ус-
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
17
Уровни библиотечно-информационного образования
ловиях современной российской действительности и глобального технократизма. Для формирования компетенций такого рода требуются культурно-исторические, психолого-педагогические, социально-философские дисциплины, которые должны обязательно присутствовать в составе базовых дисциплин образовательной программы. Почему-то их там нет.
Теперь сопоставим профессиональные компетенции (ПК), отнесенные ФГОС к различным классам БИШ (см. табл. 2). Это сопоставление имеет критическое значение, поскольку именно различия ПК мы рассматриваем как критерий разграничения стандартных ступеней библиотечно-информационного образования - средней школы, бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Сопоставительный анализ различных ячеек таблицы приводит к следующим выводам, подтверждающим гипотезу в начале статьи.
1. Производственно-технологическая деятельность выпускников первого класса (средняя школа) и второго класса (бакалавриат) практически совпадает и носит исполнительский характер, в отличие от производственно-технологической деятельности магистра, имеющей управленческий характер (моделирование, прогнозирование, разработка стратегии. Этот вывод распространяется на психолого-педагогическую деятельность, где сотрудники со средним специальным образованием и бакалавры обеспечивают библиотечно-информационную работу с читателями, а магистры заняты проектированием этой деятельности и осуществляют управление персоналом библиотеки. В информационно-аналитической сфере сохраняется то же разделение труда: непосредственное исполнение - выпускники первого и второго класса, а руководящая оценка и экспертиза - прерогатива третьего класса (магистры).
2. Организационно-управленческая, проектная и научно-исследовательская деятельность это разновидности творческой деятельности, соответствующей определению: «творчество - деятельность человека по преобразованию действительности (как природной, так и социальной), завершающаяся созданием нового оригинального продукта; процесс конструктивных преобразований информации и созидания инновационных результатов, субъективно и объективно значимых»3. Поскольку творческие инновации в библиотечно-информационной сфере требуют достаточно высокого профессионализма, их инициаторами, как правило, являются специалисты третьего или четвертого класса. Выпускников первого и второго класса БИШ резонно рассматривать как потенциальных участников практических или научно-исследовательских проектов, а не как руководителей.
3. Профессиональные компетенции (ПК) библиотечно-информационных работников нуждаются в обновлении с учетом их функции разграничения ступеней образования. Целесообразно выделить три группы ПК: а) общепрофессиональные, действующие на всех ступенях, например, соблюдение требований профессиональной этики выпускниками всех классов; б) базовые - производственно-техно-
18
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Уровни библиотечно-информационного образования
логическая, психолого-педагогическая, информационно-аналитическая на уровне первого и второго класса; в) творческие - организационно-управленческие, проектные, научно-исследовательские на уровне третьего и четвертого класса. Освоение базовых ПК означает овладение знаниями, умениями, навыками, достаточными для того, чтобы профессионально отвечать на эмпирические (данные в опыте) вопросы: что есть библиотечное дело? где мое место в библиотечной сфере? как функционирует библиотечная система? Освоение творческими ПК означает приобретение компетентности, достаточной для того, чтобы профессионально отвечать на теоретические (возникшие в абстрактном умозрении) вопросы: зачем нужна библиотека в XXI веке? В чем цель, миссия библиотечного дела? почему библиотечная сфера стала такой, какой она есть? Какие объективные законы управляют библиотечной деятельностью?
4. Отказ от банальных формулировок общекультурных компетенций (ОК) не означает, что библиотечно-информационная школа может отказаться от социально-гуманистической подготовки своих выпускников и сосредоточиться на чисто профессиональных компетенциях. Это тупиковый путь познания, потому что, не выходя за пределы эмпирического библиотечного опыта, мы никогда не сможем получить ответы на вопросы зачем? и почему? Задача состоит в том, чтобы обогатить образовательные программы ФГОС по направлению Библиотечно-информационная деятельность адаптированными применительно к документной коммуникационной системе базовыми дисциплинами культурологического, социологического, психолого-педагогического профиля.
5. Пирамидальная структура библиотечного образования, состоящая из четырех последовательных уровней, соответствующих этапам познавательного процесса, представляется дидактически оправданной и практически работоспособной. Однако ее развитию препятствует административная политика стандартизации и хаотическое состояние учебных дисциплин, практикуемых разными российскими вузами по собственному усмотрению. Нам нужно не очередное поколение Федеральных государственных образовательных стандартов, а стратегическая блок-схема, представляющая собой «дорожную карту», разработанную на весь период библиотечно-информационной профессионализации, составляющий от 12 до 16 лет. В этой «дорожной карте»должны найти разрешение следующие проблемы оптимизации библиотечно-информационного образования:
а) Организационные рассогласования на уровне среднего библиотечного образования обусловлены существованием двух потоков учащихся с различной общеобразовательной базой: окончившие 11 классов (имеющие полное среднее общее образование) и окончившие 9 классов (имеющие основное общее образование). Каждый поток нуждается в специфическом психолого-педагогическом подходе. Кроме того, ФГОС предусматривает, помимо базовой квалификации «Библиотекарь», еще углубленную квалификацию «Библиотекарь, специалист по информа-
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование •
19
Уровни библиотечно-информационного образования
ционным ресурсам», которая предусматривает особый учебный план с довольно продолжительным сроком обучения (почти три года для выпускников 11 класса и четыре года для выпускников 9 класса). В результате абитуриенты библиотечного бакалавриата делятся уже не на два, а на три потока: выпускники общеобразовательной школы с аттестатом зрелости; выпускники библиотечной школы с дипломом «Библиотекарь»; выпускники библиотечной школы с углубленной подготовкой. Педагогическая проблема заключается в том, чтобы организовать учебный процесс во втором классе библиотечной школы таким образом, чтобы исключить дублирование материала, уже известного студентам. Та же организационная проблема возникает в третьем классе, когда в магистратуре встречаются библиотечные бакалавры и бакалавры других отраслей знания, желающие сменить профессию. Уместно вспомнить также, что диссертации по специальность 05.25.03 успешно защищают не только выпускники библиотечной школы.
б) Профилирование (дифференциация и интеграция) имеющегося знания в соответствии с потребностями библиотечно-информационной практики. В современной педагогике под профилированным обучением понимается «специальная педагогическая система, ставящая целью интегрировать усилия дисциплин, принадлежащих основной образовательной программе, в решении задач формирования и развития у студентов профессиональных компетенций». Рекомендуется придерживаться следующих принципов: отбор учебного материала, исходя из задач формирования конкретных компетенций; элементы системы должны комплексно дополнять друг друга; не допускается искажения целостности отобранных дисциплин4. Профилированное обучение в библиотечной школе целесообразно осуществлять на уровне бакалавриата по технологическим профилям библио-текарь-читателевед, библиотекарь-фондист, библиограф-систематизатор, библиограф-книговед, а на уровне магистратуры по менеджерским профилям библиотекарь-культуролог, педагог-библиотекарь, социолог-библиотекарь, информатик-би-блиограф. Разумеется, перечисленные фигуры бакалавров и магистров являются фигурами гипотетическими, поскольку их нет среди выпускников библиотечно-информационной школы.
в) Научные проблемы возникает в контексте оптимизации библиотечного образования в связи с тем, что мы не можем считать завершенным формирование цикла библиотековедческих научных дисциплин и исчерпанной проблематику познания библиотеки. На мой взгляд, недооценка значимости библиотечной системы и низкий социальный статус библиотечной профессии в значительной степени объясняются отсутствием в структуре библиотековедческого знания таких дисциплин, как библиотечная аксиология, библиотечная информатика, библиотечная политология, библиотечная культурология, библиотечная антропология, библиофутурология. Здесь широкий простор для творческой библиотековедческой мысли.
20
• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Уровни библиотечно-информационного образования
Таблица 2
Сопоставление профессиональных компетенций
Деятельность Первый класс: средняя школа Второй класс: бакалавриат Третий класс: магистратура Четвертый класс: аспирантура
Комплекто- Формирование
вание, учет, документных Системный
хранение фондов, баз и анализ, модели-
фонда, ана- банков данных, рование, про-
литико-син- выявление и гнозирование
Производ- тетическая качественное библиотечно-
ственно- обработка удовлетворе- информацион-
технологи- документов, ние запросов ных структур,
ческая обслужива- потребителей, разработка
ние читате- качественная стратегии при-
лей, научно- и количе- менения ин-
методическая ственная формационных
работа, оценка работы технологий
маркетинг библиотеки
Планирова- Анализ управ- Готовность
ние и конт- ленческой Стратегическое организовать
роль работы деятельности управление работу иссле-
исполните- библиотек, библиотечно- довательского
лей, внедре- осуществле- информацион- коллектива в
ние инно- ние текущего ными ресурса- сфере куль-
Организаци- вационных планирова- ми, постановка туры; способ-
онно-управ- технологий, ния,учета и долгосрочных ность планиро-
ленческая соблюдение отчетности, целей и задач, вать и решать
этических мотивация и экономический задачи соб-
и правовых стимулирова- анализ и оценка ственного про-
норм, знать ние персонала, эффективности, фессиональ-
принципы организация нормативное ного и личного
управления системы регулирование развития
персоналом маркетинга
• Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование • 21
Уровни библиотечно-информационного образования
Библиотечное Составление
Повышение общение с проектов и
образователь- пользова- программ об-
ного и куль- телями, разовательной
турного уров- воспитательно- и социокультур- Готовность
ня читателей, образователь- ной деятельно- к препода-
внедрение ная работа, сти библиотеки, вательской
дифференци- формирование владение психо- деятельности
Психолого- рованного об- информацион- лого-педагоги- по основным
педагогическая служивания, ной культуры ческими метода- образователь-
реализация читателей, учет ми управления ным програм-
досуговой и национально- персоналом, мам высшего
воспитатель- культурной участие в си- образования
ной функции, специфики, стеме непре-
сохранение создание рывного про-
националь- культурно-до- фессионального
ныхтрадиций суговой среды образования
Использова- Выявление и
ние инфор- оценка инфор-
мационных мационных
и телекомму- ресурсов Экспертиза про-
никационных общества, дуктов и услуг;
технологий, аналитико- проведение
использо- синтетическая системного
Информаци- вание кор- переработка анализа произ-
онно-анали- поративных информации, водственно-тех- -
тическая информаци- изучение ин- нологический
онных систем, формационных деятельности в
обеспечение потребностей, библиотечно-
информаци- информацион- информаци-
онной без- ное моделиро- онной сфере
опасности вание, инфор-
электронных мационный
фондов анализ текстов
22 • Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры и искусств • 2015 •
Уровни библиотечно-информационного образования
Использование Определение Проектиро-
результатов перспективных вание и осу-
прогнози- тенденций, про- ществление
рования и ектирование и комплексных
моделирова- оптимизация междисципли-
ния, участие в библиотечно-ин- нарных иссле-
комплексных формационных дований; раз-
Проектная - инновацион- процессов, про- работка новых
ных проектах, ектирование методов со-
предпроектное инновационных циокультурных
исследование программ разви- исследования
и проектирова- тия библиотеч- и их примене-
ние библиотеч- но-информаци- ние в сфере
но-информа- онных центров культуры и
ционных услуг образования
Изучение и Исследование Критический
анализ библи- конкретных анализ и оцен-
отечно-инфор- направлений ка современ-
мационной библиотечно- ных научных
деятельности, информацион- достижений,
научно-ме- ной деятельно- генерирование
Научно-иссле- - тодическая сти,экспертная новых идей
довательская работа, про- оценка и про- при решении
ведение со- гнозирование исследова-
циологических, информацион- тельских и
психолого-пе- ных объектов, практических
дагогических и мониторинг задач в отрас-
маркетинговых информацион- ли культуры
исследований ного рынке
Примечания
1 Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. на 2013 г. М., 2013. 208 с.
2 Стратегия модернизации содержания общего образования: материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001.
3 Творчество: теория, диагностика, технология: слов.-справ. для специалистов в области образования, инноваций и гуманит. технологий в социал. сфере / под ред. Т. А. Барышевой. СПб., 2008. С. 126-127.
4 Околелов О. П. Конструктивная педагогика: монография. М.: Директ-Медиа, 2013. С. 137-138.
Том 205 • Непрерывное библиотечно-информацинное образование
23